Кто ответственный за воспитание детей семья или школа

Обновлено: 16.06.2024

Семья – это та первичная среда, где маленький человек учится творить добро, быть упорным в труде, выбирать четкую цель жизни, получает ценностные ориентиры поведения в обществе. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семье – только отношение к ребенку. Трудный подросток – это ребенок, в отношении которого нарушен принцип справедливости: он лишен счастливого детства. В его семье отсутствуют любовь и ответственность друг за друга, нарушено взаимодействие членов семьи между собой, а значит, не может быть динамики, побуждающей и поддерживающей здоровый рост личности ребенка. И неправильное воспитание, и несвоевременное лечение, и неверное отношение к ребенку – все это может изуродовать развитие его личности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя.

Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы -одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению","Психологический климат в коллективе" и др.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи. Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Считают ли родители свои знания о воспитании детей достаточными?

52% ответили, что все же не вполне.

60% получают необходимую информацию о воспитании из СМИ.

45% считают полезными беседы с учителями.

35,5% предпочитают обращаться за информацией, читая специальные книги.

50% самой важной проблемой в воспитании считают взаимное непонимание детей и взрослых.

25,5 % опрашиваемых говорят о том, что именно лень детей мешает им поддаваться воспитанию родителей.

24,5% видят проблему в успеваемости детей.

51 % считают, что в их отношениях с ребенком нет необходимости что-либо менять.

12 % сообщают о недостаточном взаимопонимании.

6 % осознанно понимают, что их детям необходимо больше любви и нежности, однако не всегда хватает времени уделить ребенку внимание.

91,5 % родителей возникшие проблемы в воспитании ребенка предпочитают решать внутри семьи.

27,5 % остро нуждаются в помощи психолога.

19,5 % обращаются к нему.

39,5% нуждаются в помощи педагога.

19,5% обращаются за советом к учителям школы.

10% просят помощи знакомых.

4,5 % обращаются к специалистам социально-психологической службы.

Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. С этим полностью согласны 57,5 % опрашиваемых родителей. Существует и тот факт, что 7,5 % считают, что школа и улица оказывают большое влияние на ребенка, 3,5 % считают, что именно школа, так как там ребенок проводит много времени. Тогда как 15,5 % респондентов уверены, что безусловно - семья, и 22% говорят: в большей мере - семья.

54% родителей считают, что обязанностью семьи является прежде всего воспитание. 33% опрашиваемых хотели бы получать от школы информацию об особенностях развития ребенка, 25% считают, что школа может помочь в разрешении проблем учеников проведением специальных практических занятий, 20 % опрашиваемых полезны лекции о воспитании в стенах школы.

А на вопрос: как Вы думаете, в какой помощи больше всего от Вас нуждается школа? 54% родителей ответили: в - материальной, 36% в организационной, 11,5% в информационной.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Сегодняшние подростки дадут завтра жизнь новому поколению людей.

Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный союз родителей и учителей, их взаимопонимание.

В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:

Ничего не нужно. Только Терпение.
И скромность. Мир в сердце. Тишина.
Немного понимания, внимания к “Другому”…
Нужна любовь. Спросите у своей совести.
Должно быть, в Вас остались
нервозность, плохое настроение, злость.
Ребенок не ошибается, он возвращает
Вам ваше изображение. Ф. Лебойе

фото 1

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

фото 2

На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

фото 3

В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

Анна Листопадова


Анна Листопадова

Агата, вообще-то учитель должен заниматься системно, воспитание, обучение и образование.
Но! Это НЕ ЗНАЧИТ, что родители привели и нате вам, воспитывайте, а наше дело его только зачать.

Агата Вилова

Анна Листопадова


Анна Листопадова ответила Агате

Елена Францева

Леонид Козловский

Станислав Субач

Екатерина Киселёва


Екатерина Киселёва

Воспитывать должна семья, школа поддерживать и подтверждать необходимость культурного поведения. А то родители привыкли сбрасывать воспитание и прививание культуры спиливать на учитетей, которые вместо обучения предметам полурока объясняют ученику, что важно не орать, не мешать и уважать окружающих.

Светлана Курникова

Школа должна учить по-современному, с применением прогрессивных технологий, учить умению ориентироваться в мировом многообразии. Воспитывать должны родители! Только родители могут воспитать культурного человека, умеющего жить в семье и социуме, умеющего любить и уважать как близких, родных так и людей в целом.

Юрий Холуев


Юрий Холуев

Екатерина Почхуа

Прям слышу как большинство "недородителей" хотят спихнуть ответственность на кого угодно, только бы не сами. А потом мы будем слышать крики этих же родителей, недовольных тем, что у них выросло из за этих учителей.

Альберт Керстан

школа должна давать образование, а воспитание это дело родителей . понарожают, а воспитывать школа ?
для чего тогда вообще нужны родители ?

Евгений Денисов


Евгений Денисов

Андрей Назаров

Наталья Сусарева

Юлия Орлова


Юлия Орлова

Петр Галкин

Любовь Салькина

В основном воспитание родителей- это личный пример, остальное ребёнок берет в садике, в школе, на улице

Ольга Денисова

Вопрос поставлен не корректно. Воспитывают родители. Но учителя тоже нашим детям могут помогать. И замечание сделать и сказать им, что ненадо или наоборот как лучше поступить. Ведь нас так и воспитывали.

Игорь Артамонов


Ольга Строева

Артем Шуткин

И школа и родители уже воспитывают, хотят или нет. Школа дает социальную адаптацию, а родители должны создать атмосферу благополучия и ценности ребёнка таким, какой есть.

Алексей Соколов

Вообще то воспитание это удел родителей, а школа это дом знаний и правильного выбора. Так что если мои дети учатся на 4-5 в школе, а на улице ведут себя как быдло это мое упущение

Здравствуй, школа, или Кто несет ответственность за детей

В преддверии всеми любимого праздника День знаний хочу опубликовать статью, которая возможно окажется полезной многим родителям.

Эта статья – реальный случай из практики. Скорее всего, как и в моей предыдущей статье, наша многоуважаемая читательская аудитория разделится на два лагеря, один из которых будет поддерживать позицию родителей, а второй будет отстаивать права школы.

Сразу оговорюсь, что описываемые события взяты из жизни, но лично я не сторонник поощрять детей за подобные проступки, но наказание должно быть по закону и соразмерно характеру совершенного деяния.

Ситуация

В последней четверти прошлого учебного года в одной из школ у ученика 10 класса был день рождения. Чтобы было понятно, сразу скажу, что ему на тот момент исполнялось 16 лет. Его одноклассники (4 человека), решили сделать ему своеобразный подарок и пронесли бутылку пива в школу.

Во время урока пятеро сорванцов на задней парте, решают употребить алкогольный напиток, разливая по пластиковым стаканам. Сей факт пресекает учительница и вызывает директора. Трое учеников из пяти успевают пригубить запрещенный напиток, а двое нет.

Директор (женщина) забирает нарушителей к себе в кабинет, где, естественно, начинает отчитывать, что совершенно правомерно, после чего начинает проводить личный досмотр карманов и рюкзаков учеников. Все мы знаем, что данная процедура не входит в компетенцию директора учебного заведения, а является прерогативой правоохранительных органов, да еще если учесть, что директор разного пола с учениками.

После этого директор вызывает на помощь инспектора по делам несовершеннолетних из местного отдела МВД России. По приезде инспектор составляет на нарушителей (кому есть 16 лет) протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ.

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Казалось бы, все законно. Есть нарушение – есть наказание. Всех, на кого составили протоколы, направляют на комиссию по делам несовершеннолетних вместе с родителями, а также ставят на профилактический учет на 6 месяцев. Причем по закону не важно, успели дети выпить спиртное или нет. Распитие алкогольной продукции всегда является действием правонарушителя, для квалификации которого не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия употребления спиртного) – проступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанной продукции.

Ко мне обратилась мама ребенка. Нами в комиссию было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с недостижением возраста нарушителя привлечения к административной ответственности, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ:

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

А мотивировали мы это тем, что на данную статью распространяются нормы гражданского законодательства, а именно ст. 191 ГК РФ:

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Установление возраста несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении. При этом юридически лицо считается достигшим возраста, с которого наступает административная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста является обстоятельством, исключающим возможность привлечения его к административной ответственности. В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Комиссия, которая изначально была резко негативно настроена, прочитав наше ходатайство, выносит постановление о прекращении производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности.

С решением согласны все, кроме инспектора ПДН и, естественно, школы. После чего, дабы избежать ответственности школы, инспектор решает привлечь к ответственности маму несовершеннолетнего, в отношении которого комиссия прекратило производство по делу об административном правонарушении Маму вызывают в отдел полиции и составляют на нее протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ:

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Т.е. в прямом смысле виноватой во всем этом решили сделать маму ребенка. Но тут школа и ПДН опять немного просчитались.

Согласно части 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ:

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Опять, казалось бы, все правильно и законно. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Но семья ребенка абсолютно нормальная, соблюдает в полном объеме нормы семейного кодекса, родители периодически проводят профилактические беседы со своим ребенком, обеспечивают ему нормальное развитие, сами в присутствии детей не позволяют себе не то что распивать спиртное, а в принципе в их семье это не принято. Таким образом, каких-либо предпосылок на совершение ребенком описанного проступка не имелось.

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, за все проступки, совершенные на территории школы во время учебного процесса, ответственность несет только образовательная организация. По смыслу ст. 20.22 КоАП РФ, родитель (законный представитель) не может нести ответственность за правонарушение, совершенное его ребенком, во время учебного процесса, на территории образовательной организации, то есть под надзором образовательного учреждения, в обязанности которого входит создание безопасных условий обучения, воспитание обучающихся, а также присмотр и уход за обучающимися. О чем мы естественно заявили ходатайство на комиссии по делам несовершеннолетних.

Итог: прекращение производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в отношении мамы ребенка.

Итак, мы имеем два незаконно составленных административных протокола и профилактический учет на ребенка. Еще раз повторюсь, что я ни в коем случае не оправдываю детей, нарушивших устав образовательного учреждения, но, на мой взгляд, каждый должен нести ответственность в соответствии со степенью и характером совершенного проступка.

Школа не должна перекладывать свои обязанности на плечи родителей и, в соответствии с законодательством об образовании, на тот краткосрочный период нахождения детей в стенах образовательной организации, обязана осуществлять должный надзор за своими воспитанниками, создавать им безопасные условия обучения и осуществлять их воспитание подобающим образом.

Подводя итог, хочу сказать, что ребенка с учета в комиссии и ПДН нам удалось снять. Какую ответственность понесла школа – пока не совсем ясно. После нашего обращения в департамент образования субъекта РФ, нам дали ответ, что директор школы будет заслушан на заседании межведомственной рабочей группы по профилактике негативных проявлений с докладом о состоянии профилактической работы в школе.

Читайте также: