Кто ответственно за разработку плана проведения технической учебы в центре практического обучения

Обновлено: 15.05.2024

2 ПРЕДПОСЫЛКИ 2| Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы | оптимизация расходов; несоответствие нормативных документов современным требованиям и изменившейся организационной структуре компании; отсутствие единого реестра Положений о проведении технической учебы компании; системные проблемы, связанные с реформированием и организационно-структурными изменениями в управлении бизнес- единицами компании.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3 Техническая учеба: периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 4 Целью проекта является совершенствование существующей системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы обучения. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

5 Основные пути совершенствования технической учебы 5 1. Изменение системы мотивации: внедрение новых KPI у руководителей; изменение системы оплаты; проведение конкурсов для популяризации дистанционного обучения. 2. Методические рекомендации: внедрение единых учебных материалов на всей сети, с единым качеством, аттестованным центральной дирекцией; работник получит возможность изучать необходимый материал в удобное ему время и неограниченное количество раз. 3. Технические рекомендации: модернизация ПТК; развитие и создание стандарта по 3D-моделям; совершенствование базы учебных классов: модернизация ПК и СПД. 4. Рекомендации по изменению нормативных документов: разработан типовой план внедрения дистанционной формы обучения; разработаны организационные документы: положение о дистанционной технической учебе, регламент взаимодействия участников организации дистанционного обучения, положение о методическом координационном центре. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

6 SWOT-анализ внедрения дистанционной формы 6 S – сильные стороныO – возможности Стоимость формы обучения. Ориентация на компетентностную модель. Дистанционные курсы разрабатываются централизованно в соответствии с гарантированным уровнем качества. Возможность самообучения. Единая отчетность. Объективное тестирование персонала, использование различных способов контроля достижений обучения. Перейти к самообучающийся организации. Легкий переход к компетентностному подходу. Возможность развивать действующую СДО без значительных финансовых вложений с использованием Программы информатизации. W – слабые стороныT – угрозы Необходимость в очень большой линейке дистанционных курсов; не все курсы разработаны. Контроль качества курсов – методическое качество оценивается специалистами дирекций, у которых не развиты данные компетенции. Большой срок разработки дистанционных курсов (разрабатываются до 10 месяцев), могут устаревать после разработки. Слабая нормативная база. Недостаточная готовность внедрять дистанционную форму в дирекциях, ответственных за обучение. Сопротивление со стороны работников. Возможен переход к формальному обучению, когда обучение за работника будет проходить кто-то со стороны. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

8 Прирост знаний в Дирекции тяги по темам технической учебы за 2 квартал 2012/2013 гг. - 2 квартал 2013 года- 2 квартал 2012 года Результаты тестирования машинистов (+10,01 %) Результаты тестирования помощников машинистов (+ 11,02 %) | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

9 Улучшение производственных показателей (на примере Октябрьской дирекции тяги) 9 Успеваемость технической учёбы в (процент успешно сдавших курсы среди посещающих) Посещаемость технической учёбы Снижение по уровню отказов в 2012 к уровню 2011 года составило 26 %. Худшее депо по посещаемости технических занятий и проценту сдачи ТЧЭ-18 также является лидером по соотношению событий к количеству работающих машинистов. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

10 Внедрение дистанционной формы решает следующие задачи 10 внедрение единых учебных материалов на всю сеть, с единым качеством; проведение тестирования по всей сети, что позволяет сделать срез знаний работников; работник получает возможность изучать необходимый материал в удобное ему время и неограниченное количество раз; работники получают современные средства коммуникаций: форумы, чаты; развитие базы знаний; сокращение расходов. | Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

11 Внедрение проекта 11| Совершенствование системы технической учебы посредством внедрения дистанционной формы |

В целях совершенствования системы технической учебы в Центре фирменного транспортного обслуживания - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ЦФТО ОАО "РЖД"), а также соблюдения единых требований при проведении обучения:

1. Утвердить прилагаемое Положение по организации технической учебы с использованием методов дистанционного обучения работников территориальных центров фирменного транспортного обслуживания.

2. Генеральному директору ЦФТО Кунаевой Е.А.:

принять данное Положение к руководству;

обеспечить соблюдение требований к организации дистанционного обучения работников, определенных Положением .

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2015 г.

Вице-президент ОАО "РЖД"

распоряжением ОАО "РЖД"

от 16 сентября 2014 г. N 2188р

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

ФИРМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Основные понятия и сокращения

1. В настоящем Положении используются следующие понятия:

Центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ЦФТО) - филиал Открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО) - структурное подразделение ЦФТО;

агентство фирменного транспортного обслуживания (далее - АФТО) - структурное подразделение ТЦФТО - филиал ОАО "РЖД";

линейное агентство фирменного транспортного обслуживания (далее - ЛАФТО) - подразделение АФТО;

система дистанционного обучения ОАО "РЖД" (далее - СДО) - комплекс программно-технических средств для подготовки и проведения массового дистанционного обучения.

2. Настоящее Положение устанавливает требования по организации технической учебы работников ТЦФТО и структурных подразделений.

3. Техническая учеба проводится в целях:

повышения уровня специальных профессиональных знаний и навыков работы;

повышения качества выполняемой работы при соблюдении нормативов времени на оформление документов;

соблюдения требований нормативных актов ОАО "РЖД" в части оформления документов для обеспечения безопасности движения поездов;

повышения качества обслуживания клиентов на основе базовых принципов менеджмента качества, внедряемых в ОАО "РЖД", в целях построения клиентоориентированного подхода и вывода на рынок новых транспортно-логистических услуг;

повышения производительности труда;

соблюдения требований охраны труда.

4. Ответственность за организацию и качественное проведение технической учебы работников, проверку знаний возлагается:

в целом по ТЦФТО - на главного инженера ТЦФТО;

по обучению специалистов отделов и секторов ТЦФТО и АФТО - на руководителей соответствующих отделов;

по обучению начальников ЛАФТО - на начальников АФТО;

по обучению агентов и агентов железнодорожных - на начальников ЛАФТО.

5. Техническая учеба проводится с начальниками и специалистами отделов и секторов ТЦФТО и АФТО, начальниками АФТО и ЛАФТО и их заместителями, агентами и агентами железнодорожными.

6. Техническая учеба проводится согласно утвержденному плану.

7. Проводящий техническую учебу должен иметь необходимый уровень знаний по изучаемой теме, уметь четко и ясно изложить материал. Также к проведению технической учебы привлекаются компетентные руководители и специалисты по охране труда, охране окружающей среды, управлению персоналом.

8. Разработка методических материалов и технических средств обучения, учебно-методическое сопровождение технической учебы должны осуществляться силами руководителей и специалистов ТЦФТО, АФТО, ЛАФТО или с привлечением сторонних организаций и учебных заведений.

9. Разработка методических материалов для дистанционного обучения осуществляется централизованно в соответствии с требованиями к дистанционным курсам.

10. Техническая учеба должна проводиться с учетом данных постоянного мониторинга, анализа и оценки качества подготовленности обучающихся работников. Руководители ТЦФТО, АФТО, ЛАФТО ведут самостоятельную подготовку к проведению занятий технической учебы, консультации по подготовке проводят руководители вышестоящих подразделений на семинарах, совещаниях, отчетах или индивидуально.

11. Настоящее Положение распространяется на работников других филиалов, осуществляющих оформление документов, связанных с перевозкой грузов и оказанием услуг пользователям железнодорожного транспорта.

Форма технической учебы

12. Техническая учеба проводится в форме лекций, семинаров, практических и индивидуальных занятий, консультаций, самоподготовки, в том числе с использованием электронных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения ОАО "РЖД" с возможностью контроля знаний работников.

Организация технической учебы

13. ЦФТО разрабатывает темы, подлежащие обязательному включению в программу технической учебы для ТЦФТО, с разделением на очную и дистанционную формы обучения.

14. Главный инженер ТЦФТО:

ежегодно утверждает тематический план технической учебы для начальников ЛАФТО, агентов, агентов железнодорожных, с включением тем дистанционного обучения;

ежегодно разрабатывает план мероприятий по оснащению учебной базы кабинетов наглядными учебными пособиями и техническими средствами обучения;

контролирует качество организации и проведения технической учебы в АФТО и ЛАФТО при осмотрах подразделений и проведении проверок;

обеспечивает создание учебно-производственной базы;

организует проведение технической учебы для начальников АФТО;

организует работу по оснащению кабинетов технической учебы.

15. Начальники АФТО ежеквартально разрабатывают тематический план на основе утвержденного годового плана с учетом допущенных нарушений, изменений нормативных документов, новых технологических решений, с включением тем дистанционного обучения и проводят техническую учебу для начальников ЛАФТО.

16. Техническая учеба с начальниками АФТО проводится руководителями и специалистами ТЦФТО с периодичностью не менее 1 раза в квартал, не менее 2 часов.

17. Начальники ЛАФТО:

ежемесячно разрабатывают тематический план на основе утвержденного годового плана с учетом тем, необходимых для изучения дистанционно на базе СДО, допущенных нарушений, изменений нормативных документов, новых технологических решений и проводят занятия по технической учебе для агентов и агентов железнодорожных;

обеспечивают посещаемость занятий технической учебы;

контролируют своевременность изучения и степень усвоения учебных программ, в том числе на базе СДО, каждым работником ЛАФТО.

18. Начальники отделов, секторов ТЦФТО и АФТО:

ежеквартально разрабатывают тематический план технической учебы для сотрудников соответствующих отделов и секторов;

организуют и проводят занятия по технической учебе;

обеспечивают посещаемость занятий технической учебы;

контролируют своевременность изучения и степень усвоения учебных программ, в том числе на базе СДО, каждым работником ТЦФТО и АФТО.

19. Отдел управления агентской сетью ТЦФТО:

ежемесячно осуществляет подготовку методического материала по вопросам, согласно утвержденному главным инженером ТЦФТО тематическому плану технической учебы для агентов и агентов железнодорожных;

разрабатывает тесты по изученным темам для контроля успеваемости и проверки знаний работников;

контролирует своевременность изучения и степень усвоения учебных программ, в том числе на базе СДО, каждым работником ТЦФТО, АФТО, ЛАФТО.

20. Начальник ТЦФТО, главный инженер ТЦФТО, заместители начальника ТЦФТО, начальники АФТО, заместители начальников АФТО, начальники отделов и секторов ТЦФТО и АФТО на основе анализа допущенных нарушений безопасности движения и качества оформления документов, новых технологических решений проводят анализ и дают рекомендации по первоочередным вопросам для включения в тематику технической учебы.

21. Техническая учеба со специалистами отделов и секторов ТЦФТО и АФТО проводится с периодичностью не менее 1 раза в квартал, не менее 2 часов, по плану, утвержденному курирующим заместителем начальника ТЦФТО или главным инженером ТЦФТО.

22. Начальники АФТО организуют и проводят техническую учебу с начальниками ЛАФТО с периодичностью не менее 1 раза в месяц, не менее 2 часов, по плану, утвержденному главным инженером ТЦФТО.

23. Начальники ЛАФТО организуют и проводят техническую учебу с агентами и агентами железнодорожными с периодичностью не менее 1 раза в месяц, не менее 2 часов, по плану, утвержденному главным инженером ТЦФТО.

Планирование технической учебы

24. Главный инженер ТЦФТО организует разработку в первой декаде декабря текущего года годовых учебно-тематических планов по технической учебе на следующий год с разбивкой по кварталам, с выделением тем, отведенных для дистанционного изучения и проверки знаний.

25. План технической учебы должен включать в себя:

повторное изучение вопросов по действующим нормативным документам и практическим навыкам работы в автоматизированной системе, выявленных в ходе анализа качества оформления перевозок и оказанных услуг;

изучение новых вопросов с учетом изменений в действующих нормативных и технологических документах, требований новых технологических и программных решений, передового опыта;

изучение вопросов охраны труда и окружающей среды, пожарной и экологической безопасности с целью совершенствования знаний в этих областях и приобретения безопасных навыков в работе;

темы, предназначенные для дистанционного изучения.

26. Планы технической учебы могут корректироваться в течение учебного года с учетом ввода новых нормативных документов, внедрения новой технологии работ, допущенных случаев нарушения документального оформления перевозок, безопасности движения поездов и охраны труда, внедрения новых сопутствующих перевозке услуг.

Содержание технической учебы

27. При составлении тематических планов технической учебы необходимо предусматривать:

разбор допущенных работниками структурных подразделений ТЦФТО нарушений должностных инструкций, оформления документов, технологии работы, правил охраны труда;

анализ качества оформления документов;

изучение вопросов перевозок опасных, негабаритных грузов;

повторное изучение нормативных и технологических документов, несоблюдение которых привело к нарушениям;

учебную программу, обязательную для изучения на базе СДО;

повторное тестирование по результатам;

изучение приказов, распоряжений, инструкций, технологических карт и иных документов, регламентирующих работу ТЦФТО и его подразделений;

изучение новых технологических и освоение новых программных решений;

освоение приемов и методов повышения эффективности технологических процессов и организации профессиональной деятельности;

отработку применения на практике нормативно-технологических документов, регламентирующих работу подразделений и работника;

изучение вопросов охраны труда, окружающей среды;

изучение нормативных документов по оплате, мотивации и нормированию труда.

Порядок проведения технической учебы и проверка знаний

28. Занятия технической учебы проводятся в соответствии с планом, с периодичностью и продолжительностью, установленными данным Положением. Для работников, отсутствующих на очередном занятии по уважительной причине, должны организовываться повторные занятия в группе или индивидуально.

29. Обучение в СДО происходит самостоятельно. Учебные материалы размещаются в разделе "Мероприятия" по темам последующего квартала не менее чем за месяц до его начала, с целью обеспечения возможности самоподготовки работников.

30. Проверка знаний работников проводится после каждого занятия по изученным темам. Формой оценки знаний является "зачет" ("незачет"). Работники, не прошедшие проверку знаний, обязаны пройти повторную проверку на следующем занятии. Для проверки знаний работников, проходящих очную форму обучения, могут использоваться следующие формы контроля: собеседование, опрос (устный или письменный), тесты, проверка практических навыков.

31. Оценка знаний работников при сдаче зачетов с использованием СДО ОАО "РЖД" производится по следующей схеме:

прохождение тестирования с результатами от 90 до 100% - "зачет";

менее 90% - "незачет".

32. Работникам, сдавшим тестирование с результатом менее 90%, назначается повторное тестирование в течение месяца. Работникам, не сдавшим зачет, может быть снижен размер премии по итогам работы за месяц.

К работникам, не посещающим технические занятия и зачеты без уважительной причины, могут быть применены следующие меры воздействия:

снижение размера премии по итогам работы за месяц;

меры дисциплинарного воздействия.

Контроль за проведением технической учебы

33. Контроль за организацией и качеством проведения технической учебы возлагается на начальника ТЦФТО, заместителей начальника ТЦФТО, начальников АФТО.

34. Возможны внеплановые проверки организации проведения технической учебы и качества заполнения журнала технической учебы. Ведение журнала технической учебы осуществляется в электронном виде.

35. По результатам проверки составляется акт, экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

Отчетность по проведению технической учебы

36. Отчеты по очной форме обучения должны входить в номенклатуру дел ТЦФТО и его структурных подразделений. Формирование отчетов должно осуществляться ежеквартально.

37. Отчеты по очной форме обучения работников структурных подразделений предоставляются в ТЦФТО до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

38. Отчеты по очной форме обучения работников ТЦФТО и его подразделений предоставляются в ЦФТО (отдел управления агентской сетью) до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

39. Отчеты по дистанционной форме обучения работников ТЦФТО и его подразделений, прошедших проверку знаний в СДО ОАО "РЖД", формируются в рамках системы автоматически (модуль "Универсальные отчеты").

Критерии оценки качества проведения технической учебы

40. Состояние технической учебы оценивается на основании анализа отчетов, материалов проверок и статистических данных по системе следующих показателей:

отсутствие или снижение количества нарушений при оформлении документов;

процент посещаемости занятий или прошедших обучение в СДО;

количество работников, сдавших зачет с первой попытки (не менее 90%);

количество работников, прошедших тестирование в электронном виде повторно (не более 10%);

отсутствие случаев травматизма, связанных с нарушением правил безопасности, дисциплины.

Читайте также: