Кто ответственен за образование в россии

Обновлено: 02.07.2024

Наши достижения определяются нашими ценностями. И когда мы говорим о целях развития России, то неизбежно приходим к вопросу о том, как воспитать молодое поколение. Ведь именно им, нашим нынешним детям, предстоит своим трудом добиваться прогресса в экономике, повышения качества жизни. Как передать школьникам те ценности, которые важны для нас? Как обеспечить сохранение и развитие человеческого капитала страны? Все это - задачи воспитания и образования. А значит, мы должны делать все, чтобы его улучшить.

Каждому ребенку - по способностям

Во-первых, необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным.

Работа по такому "адресному" развитию ребят ведется в России уже несколько лет. Есть первые уникальные достижения. Постоянно расширяется охват детей программами, созданными авторитетными российскими педагогами.

Теперь нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах. Чем чаще мы будем говорить своим детям, что у них обязательно получится, чем больше будем верить в них - тем больше шансов, что каждый из них раскроется по-настоящему.

Для развития ребенка нужна разнообразная насыщенная образовательная среда. Нам необходимо расширять ее: увеличивать количество мест в детских садах и школах (за счет нового строительства и капремонта), создавать инфраструктуру для детских образовательных программ в университетах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом обязательно надо предусматривать возможности для инклюзии.

Нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах

Чтобы качественно выполнить задачу президента по строительству современных вузовских кампусов и образовательных центров для школьников, надо прежде всего учитывать мнение педагогов - тех, кто помог своим ученикам добиться выдающихся результатов. Именно наставники подскажут, каким должно быть развивающее пространство. А уже потом можно привлекать ведущих мировых и российских архитекторов. По таком принципу организованы процессы создания образовательной инфраструктуры в "Сириусе".

Меньше "бумажек" и стресса для детей и педагогов

Во-вторых, необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов.


Елена Шмелева: Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей. Фото: Александр Корольков

Вместо этого и тех и других нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания. С особой тщательностью стоит подойти к подготовке учителей, руководителей образовательных организаций, клинических психологов. Мы всеми своими ресурсами должны повышать благополучие детей и их педагогов.

Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников. Последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться - даже самые тщательные формальные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас.

Третий момент: для гармоничного развития ребят принципиально важно развивать массовый спорт - детско-юношеский, школьный, студенческий. К сожалению, бесплатных секций для детей в возрасте 3-6 лет почти нет. Недостаточно бесплатных спортивных программ дополнительного образования и для школьников. Формирование здоровой нации - это государственная задача, которая должна полностью обеспечиваться за счет бюджета с гарантиями доступности и равных возможностей для всех россиян от трех до 18 лет. Подчеркну: для всех, независимо от места проживания, уровня обеспеченности родителей, ведомственной принадлежности спортивной школы или секции.

Столица региона - вуз

Следующий вопрос, который нуждается в пересмотре: как мы определяем статус образования. Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество. Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы развития должны быть не самоцелью, а инструментом для создания общедоступного образования высокого качества, позволяющего любому ребенку выбрать свою траекторию и стать успешным.

Сегодня мы видим жесткую иерархию уровней образования. На каждом из которых действуют свои "правила игры". Эта межведомственная и межуровневая разобщенность создает разрывы в системе обучения и воспитания.

Необходимо развивать преемственные образовательные модели, в реализации которых смогут участвовать организации разного уровня (например, в школьной программе - вузы и секции допобразования) и предприятия. Для детей должно быть очевидно прикладное применение знаний, которые они получают. По этой модели уже шесть лет работает "Сириус", привлекая ведущих педагогов и практиков.

Именно поэтому региональные университеты должны стать центрами развития территорий. Необходимо поддержать каждый из них (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ. Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве. Это можно делать за счет прикладных научных исследований по критическим технологиям регионов, внедряя российское ПО и применяя отечественное научное оборудование, снимая барьеры для поставки расходных материалов, повышая качество управления научными организациями и технологическими кластерами.

Талант нужно применить

Новая российская образовательная реальность формируется на междисциплинарном и межуровневом подходе. Способности детей нужно развивать, задействуя всю инфраструктуру учебных, научных, культурных и спортивных организаций. Наши дети достойны того, чтобы с ними занимались самые сильные педагоги, ученые, тренеры, деятели искусств и неравнодушные профессионалы из государственных и частных компаний. Такие наставники - это не просто носители знаний, а (может быть, в первую очередь) счастливые люди. Они делают то, что улучшает и меняет мир.

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей!

В России много умных, ответственных и неравнодушных молодых людей, готовых сделать весомый вклад в ее развитие. Мы видим это по их включенности в гуманитарные инициативы последних лет. Ребята охотно приходят к тем, кому нужна помощь, практически круглосуточно дежурят у постели больных. Многие участвуют в разработке вакцин и лекарственных препаратов. Волонтеры, медики, добровольцы ОНФ активно проявляют свою гражданскую позицию, участвуют в политической жизни общества и государства. Именно профессионалы, лидеры значимых для общества проектов должны представлять наш народ в органах госуправления. Тут нужно не умение красиво говорить, а практические достижения, постоянное присутствие среди сограждан, умение понять суть их проблем и нести за их решение персональную ответственность.

Наша страна по подготовке специалистов бежит впереди планеты всей, но в обратную сторону



Столько лет в России реформируют системы образования и здравоохранения, но все чаще вспоминают о советских достижениях. Прошедшее заседание Совета по русскому языку обнажило проблемы с подготовкой и дальнейшей работой учителей. Касаются они и нехватки кадров, и зарплат, и уровня подготовки, и наличия бюджетных мест.

Ни для кого не секрет, что желающих работать в школе, да и получать педагогическое образование, не так много. По словам министра просвещения Ольги Васильевой, на бюджетные места в педагогические вузы ежегодно принимают 73647 человек.

Вот только постеснялась, видимо, сказать, что с бюджетными местами не все так хорошо. Казалось бы, учитывая дефицит кадров, о платной подготовке школьных учителей, как и о системе бакалавриат-магистратура, чиновники и руководство вузов должны забыть. Но, почему-то, в Воронежском государственном университете при наборе групп в магистратуру есть всего 6 бюджетных мест, при этом сама группа должна быть не меньше 12 человек. Сей пример вызвал удивление и недовольство Владимира Путина, которое он и высказал министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову.

Поддержать президента поспешила Ольга Васильева, которая заявила, что в педагогические специальности надо возвращать специалитет, так как бакалавриата недостаточно. Правда, ее более молодой коллега по кабмину Михаил Котюков уверен, что при современных технологиях за четыре года можно вполне качественно готовить специалистов для школы.

Не секрет и то, что платное высшее образование не сделало наше общество более образованным. Да и проблемы в экономике, зарплаты, которых хватает только на текущие расходы, далеко не всем позволяют платить за обучение в вузе. Тогда как экономику развивать? А когда речь идет о таких критически важных сферах как образование или здравоохранение, где явный дефицит профессиональных кадров, то возникает вопрос: о чем думают чиновники? Хотят, чтобы по-настоящему образованных людей вообще не осталось? Учить-то, видимо, скоро некому будет.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что сегодня российское общество пожинает плоды концепции модернизации российского образования, запущенной правительством Михаила Касьянова еще в 2001 году.

— В ней были заложены все моменты, связанные с ликвидирующим любые моменты образования и воспитания ЕГЭ, с лишением вузов, по сути, автономии, так как они перестают принимать экзамены, с уходом на Болонский процесс, то есть разделением на бакалавриат и магистратуру и уничтожением специалитета и многое другое. В том числе заложено представление об образовании как услуге, а не сложнейшем процессе роста личности.

Прошло почти 20 лет, которые не только доказали абсолютную импотентность в плане культуры и воспитания нации, но и показали разрушительный характер: все во всем путаются, никто ничего не понимает и к образованию это всё никакого отношения не имеет. Это касается и сетки оплаты труда, когда никто не может ответить — кто за что получает. Те, кто приближен к начальству, получают колоссальные надбавки, маргинализуя остальных учителей и работников образования.

Мы имеем ситуацию не просто системного кризиса, а направленную хаотизацию важнейшей фундаментальной сферы школьного и вузовского образования и культуры, которая за эти 20 лет, по сути, подорвала национальную безопасность страны.

— Платность образования, в том числе высшего, никакого отношения к образованию не имеет. Вместо того, чтобы идти к всеобщему высшему образованию, как новому этапу развития страны, (под лозунгами о том, что у нас липовые дипломы, не все люди способные и тому подобное) мы идем в направлении обратном направлению всех передовых стран мира. Если взять Японию, Германию, США, то там люди получают высшее образование (через гранты и другие хитрые системы, по сути, государственной оплаты образования) реально бесплатно! И только в нашей отсталой стране есть те, кто, занимая высшие должности, рассказывает о необходимости платного высшего образования и тому подобное.

Напомню, что концепцией модернизации образования 2001 года вводилась идея ГИФО (государственных инвестиционных финансовых обязательств), где количество оплаты за высшее образования было связано с успешной сдачей экзаменов и так далее. Вместо того, чтобы заниматься образованием и подготовкой специалистов под развитие страны, все силы ушли на разного рода оргрешения. Это колоссальный вред и колоссальное распыление государственных сил, государственного бюджета.

Надо идти к всеобщему бесплатному высшему образованию. Это направление, которым идет любая развитая страна мира. А мы идем в обратном, поэтому удивляться, что у нас экономика плохая не стоит. Какое образование, такая экономика.

— А никто и не собирается. Все заняты своими важными делами.

— Должны быть четкие расчеты сколько нужно учителей, сколько врачей и именно такое количество мест должно быть бюджетными. Сейчас везде сокращаются бюджетные места. А это две самые массовые профессии и подготовка должна быть за счет бюджета.

— Я считаю, что это неправильно. Количество бюджетных мест должно определяться потребностями общества, но это не значит, что не должно быть платных.

— Школа должна давать такое образование, чтобы это были образованные люди. Совсем не обязательно, что все должны получать высшее образование.

— Государство должно четко понимать, сколько учителей нужно обществу и предоставлять такое количество бюджетных мест. Другое дело, что качество подготовки педагогов должно расти. И в советское время в педвузы шли те, кто в другие не поступил.

Думаю, что ситуация должна поменяться, потому что педагог — это самая массовая профессия, которая никуда не денется. И бухгалтера, и экономиста можно заменить компьютерными программами, а педагога нет. Есть такая вещь как трансляция ценностей и нравственных установок, а это всегда может происходить только от человека к человеку. Искусственный интеллект этим не обладает.

Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов считает, что подготовка педагогических кадров в последние годы улучшилась, но отмечает, что бюджетные места — это не бесплатные места.

— Это места бесплатные для потребителя, но их оплачивает бюджет. Когда экономическая ситуация не идеальна, это вопрос бюджетного выбора, и он достаточно сложный.

Что касается, например, учителей, то основная проблема в 90-е годы была в том, что хорошо подготовленные и мотивированные выпускники педвузов неохотно шли в школы. Эту проблему не решить увеличением количества бюджетных мест для подготовки кадров. Подходить к ее решению надо комплексно.

Во-первых, это оптимизация системы подготовки и расчет, чтобы было достаточно бюджетных денег. Если бюджетных денег будет слишком много, то это будет стимулировать снижение проходного балла на эти места и приток выпускников, которые не очень хорошо подготовлены и мотивированы к получению знаний. Чем больше бюджетных мест, тем ниже проходной балл. Необходим баланс.

Во-вторых, необходима настройка перетока педагогов из системы высшего образования в школы, чтобы система не работала вхолостую. Увеличением числа бюджетных мест эту проблему также не решить. Нужен комплексный подход.

Кроме того, нужно до этого решить проблему подготовки вузовских преподавателей. Они не могут появиться мгновенно.

— Да, не все выпускники могут поступить на бюджетные места. Но так везде и всегда. Государство не может позволить всем выпускниками получать высшее образование, мы получим комплекс других проблем. Кто-то должен идти в учреждения среднего профессионального образования.

С другой стороны, система образования существенно подвержена макроэкономической обстановке. Когда и если экономика начнет устойчиво расти, то появится спрос на рынке труда, в том числе и на квалифицированных выпускников учреждений СПО, появится массовый платежеспособный спрос и часть выпускников захочет пойти в учреждения СПО.

Когда в сельских поселениях и малых городах, несомненно, существуют проблемы по сравнению с мегаполисами, то это сказывается и на учениках школ и их доступе к высшему образованию. Хотя есть мнение, подтвержденное цифрами вузов, что после введения ЕГЭ увеличился приток в ведущие вузы со стороны не москвичей.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще

Ввести российских миротворцев на Украину Путин решится в особо критичной ситуации

– Все началось после развала Советского Союза. Не от хорошей жизни стали появляться частные вузы. Тогда же, после подписания Болонской конвенции, качество образования ухудшилось. В государственных учебных заведениях в том числе. Но негосударственные вузы, конечно, отдельная история. И понять, что поступать туда не стоит, можно сразу. Потому что они готовят кого угодно, но только если не нужна серьезная материально-техническая база. Выпускаются юристы, экономисты и другие специалисты сугубо гуманитарных профессий.

К счастью, родители ситуацию недавно поняли. Они советуют детям выбирать более престижные вузы и игнорировать вузы-конторы, чтобы при хорошей мотивации выпускник школы получил качественное образование. Тенденция такова: эпоха выбора всего, что втюхивают, прошла. Появилась необходимость в качественном образовании. Но, конечно, не все частные вузы плохие. Мы говорим только о тех, которые действительно ничему не учат и выдают дипломы фактически за то, что студенты исправно платят за учебу.

– Но ведь у некоторых детей нет возможности поступить в государственный вуз. Они идут в частный, потому что обучение там стоит дешевле, а не потому, что не хватает мотивации или чего-то еще.

– У меня на этот счет особое мнение. Я родился в семье рабочих. Моя мама около 20 лет проработала на химическом производстве, отец 50 лет автослесарем. Папа всегда говорил: я тебя кормлю, обеспечиваю, а ты, будь добр, хорошо учись. У меня своя работа, у тебя своя – это учеба.

Мы разбаловали детей. Сейчас они нам постоянно говорят: дайте двадцать тысяч на репетиторов, еще двадцать на курсы и так далее. А что ты сам сделал? Ты хочешь чего-то добиться? Почему тогда не стараешься сам? Вопрос всегда в мотивации. И тут вина родителей – они им этого не доносят. Если тебе все дают и ничего не требуют взамен – ты только капризничаешь. Не хватает знаний на университет или денег – поступай в колледж. Они бесплатные. Если ты хочешь – отучишься в колледже, закончишь его с красным дипломом, потом поступишь на 3-й курс университета. Ты должен стараться не ради диплома, а ради знаний.

– Ваши слова подтверждают мой тезис: после развала Союза качество образования, высшего в том числе, резко упало. Решается этот вопрос очень просто – при устройстве на работу. Собеседования теперь проходят не так, как раньше – работодатель видит диплом по формальной позиции и тщательно проверяет навыки. Дается несколько практических задач, и провал в теоретической подготовке сразу виден. Юрист, если слабо ориентируется в отраслях права, то какой он юрист?

– По каким вообще критериям определяется качество вуза? Как понять, что место, в которое поступает твой ребенок, реально научит его хоть чему-то?

– Есть Рособрнадзор, и его задача – контроль качества знаний. Раз в пять лет проходит лицензирование вуза, аккредитация. Что такое лицензирование? Право преподавания. Что такое аккредитация? Право выдачи диплома государственного образца. На сайте Рособрнадзора все критерии проверки вывешены.

– Я отношусь нормально к платному образованию, но только в государственном вузе, где все под контролем. Есть платные группы, есть бюджетные группы, но я уверен: кто не может попасть на бюджет, получая первое высшее, недостаточно старается. Поэтому, как человек, как специалист, я плохо отношусь к платному первому высшему образованию.

– Допустим, все платные вузы закрылись. Что будет дальше?

– Уже больше половины частных вузов закрыты за счет Рособрнадзора. Проверка одна, вторая, третья… Вот, например, в Калининградской области остался только один частный вуз. Но ведь и государственные, если они не проходят проверку, закрываются. Проверяются все вузы. Иногда в угоду экономике закрываются филиалы государственных университетов и институтов. И это неправильно, конечно, но рентабельность сейчас играет огромную роль.

– Насколько я знаю, критерии лицензирования и аккредитации вузов ужесточаются с каждым годом. Почему?

– Условия меняются. И материальные в том числе. Например, требования к преподавательскому составу. Факультет или кафедра должны иметь определенное количество профессоров, докторов наук, материально-техническую базу, кабинеты, лаборатории и прочее. Учитываются и результаты, успехи выпускников.

– А как реагировать, например, на то, что на том же журфаке педагогов-практиков вынуждают публиковаться, иначе работать они не смогут.

– Это другая история. Это встраивание в Болонскую конвенцию, о которой мы говорили. Нельзя нам эту систему реализовывать, исторически сложилось так, что главные научные разработки в Советском Союзе и в России делались в академических вузах, не в университетах. Там готовили диссертации, проводили исследования. В университетах это не было главным критерием, а главным было преподавание, подготовка кадров. Но в то же время доцент обязательно должен был написать установленное количество работ. Теперь говорят, что педагоги должны цитироваться. Первое смещение – разлом.

И опять же все от Болонской конвенции. Нам нужно отказаться от нее по крайней мере на период санкций и, более того, предложить школьникам в рамках выпускного экзамена сделать выбор: кто-то пусть сдает его в форме ЕГЭ, а кто-то в традиционной. В зависимости от того, куда человек хочет поступить и какие цели преследует. Это поможет нашей системе образования не рухнуть окончательно и воспитать новое поколение профессионалов своего дела.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

система образования

Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.

Понятие образования

Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

система образования в россии

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие "образование" совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

История развития образования в XX веке

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев "неблагонадежных" наук и учителей.

Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

  • Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
  • Преемственность основных программ.
  • Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
  • Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Управление образованием в России

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

система дошкольного образования

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .
  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).
  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

сетевая система образования

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

 система качества образования

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Образование и его учебно-методическое обеспечение

Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.

Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.

Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.

Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.

Расходы на образование

В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.

Так, например, если в 2000 году на развитие образования было направлено более 36 млрд. руб., то уже в 2010 году - 386 млрд. руб. бюджетных вливаний. По итогам 2015 года бюджет расходов на образование исполнен на сумму 615 493 млн. руб.

система профессионального образования

Развитие системы образования

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Читайте также: