Кто имеет право отправить правительство рф в отставку

Обновлено: 04.07.2024

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .

4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .

4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения .

6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации .

Комментарий к статье 117 Конституции РФ:

В любом случае решение об отставке Правительства принимает Президент Российской Федерации. Так, он может отклонить прошение Правительства об отставке или удовлетворить его. Если Президент отклоняет отставку Правительства, то Правительство продолжает свою работу. Если Президент принимает отставку Правительства, то он должен представить Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства в соответствии со ст. 111 Конституции (см. статью и комментарий к ней ).

Необходимо отметить, что решение Правительства Российской Федерации подать в отставку принимается не коллегиально, а единолично Председателем Правительства.

Так, в соответствии со ст.ст. 9 и 7 названного закона заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации, то есть назначение или отставка любого из них не означает отставки Правительства. Освобождение же от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что отставка Правительства, о которой идет речь в комментируемой статье, фактически представляет собой отставку Председателя Правительства Российской Федерации и автоматически всего Правительства вместе с ним. Согласно ст. 7 названного закона об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент РФ в день принятия решения уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи и со ст. 35 названного закона в случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

3. Ч. 3 комментируемой статьи устанавливает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству Российской Федерации и правовые последствия такого акта.

Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации, урегулировано гл. 18 Регламента Государственной Думы.

Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается открытым или тайным (по решению Государственной Думы) голосованием.

Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Согласно ст. 95 Регламента Государственной Думы под общим числом депутатов Государственной Думы следует понимать число депутатов, установленное статьей 95 (часть 3) Конституции Российской Федерации, – 450 депутатов. Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П.

В случае, если Президент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи: Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться

с решением Государственной Думы. Если же Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно чч. 3 – 5 ст. 109 Конституции, устанавливающих ограничения на роспуск Государственной Думы, она не может быть распущена:

. по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей, в течение года после ее избрания;

. с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

. в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Председателя Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

Если решение о доверии Правительству Российской Федерации не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству Российской Федерации.

Если ни одно из решений о доверии или об отказе в доверии Правительству Российской Федерации не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (см. также п. 3 комментария).

Впервые в конституционной практике Российской Федерации вопрос о доверии Правительству был инициирован Государственной Думой и Правительством в 1995 г.

2. июня 1995 при поименном голосовании Государственная Дума выразила Правительству недоверие (за недоверие проголосовал 241 депутат).

Отказ в доверии Правительству в этой ситуации повлек бы реальную возможность более быстрого роспуска Думы по сравнению со сроком, установленным ч. 3 комментируемой статьи.

С морально-этической точки зрения постановка Председателем Правительства вопроса о доверии не совсем правильна, однако это не противоречит Конституции и потому допустимо. Повторное же голосование по вопросу о доверии Правительству представляется достаточно сомнительным.

Интересно, что спустя несколько дней Дума приняла постановление о неудовлетворительной работе Правительства, однако предложение депутата Глазьева о выражении недоверия Правительству поддержки уже не получило.

Именно в связи с этой ситуацией новый Регламент Государственной Думы (ст. 153) устанавливает, что если Председатель Правительства Российской Федерации поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, первым рассматривается предложение депутатов Государственной Думы о выражении недоверия Правительству Российской Федерации. В случае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству Российской Федерации и объявления Президентом Российской Федерации о несогласии с решением Государственной Думы представление Председателя Правительства Российской Федерации рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

5. Таким образом, выражение Государственной Думой доверия или недоверия Правительству Российской Федерации является проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.

Впрочем, в нынешней ситуации конституционного большинства президентской (и правительственной) партии (а из оставшихся большинство также фактически является таковыми), доверие Правительству подразумевается автоматически.

Читайте также: