Кто отстаивали нерушимость божественного права короны

Обновлено: 07.07.2024

В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя по V в. до н.э. (посещение Геродотом Египта), прошло 341 поколение (11340 лет) и в течение этого времени правили люди, а до этого – боги. Сходные представления о богах как устроителях общества, первых правителях и законодателях и в древнегреческой мифологии (правление Урана, Крона, Зевса).

На самом деле правовые институты – дело рук человеческих, результат их деятельности. Но люди не понимали этого и объясняли божественным происхождением, порождением сверхъестественной силы. И оправдание божественной силой. А, следовательно, и тип отношений особый. По древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована по этим воззрениям в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица – лишь помощники личностной власти императора.

Во–вторых, земные порядки - это часть общего, космического порядка. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, взаимоотношения, права и обязанности. Так, согласно зороастризму, государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монархи – служители Ормузда, они должны защищать подданных, а их объединять - взаимная любовь, прощение и мир. У всех народов среди богов существует иерархия: деление на старших и младших и земная иерархия отражает небесную. Появляются фараоны, верховные жрецы, монархи, чиновники, вооруженные дружинники, профессиональные судьи, крестьяне и ремесленники.

В третьих, земные законы – это воплощение вечных божественных законов. Здесь два принципиальных момента. Первый момент. Почему земные законы вечны? Человечество развивалось очень медленно. Первобытное общество длилось примерно 3 млн. лет. Государство возникло после “неолитической революции” (7-5 тыс. лет до н.э.). И только в н.э. бег истории заметно ускорился, а в ХХ в. стал стремительным: век атома, кибернетики, информатики. В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. А коли установленный порядок вечен, то он справедлив и обязателен для всех. Второй момент. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.

У древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников), правил поведения, источников права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что они соответствуют справедливости – маат. Понятие “маат” несет ту же смысловую нагрузку, что и “рта” в Ригведе, “дао” – в древнекитайской мифологии, “дике” – у древних греков. Везде речь идет о “правде – справедливости”, которая в последствии стала обозначаться как естественное (или естественно – божественное) право.

Постепенно взгляды отшлифовываются и появляются правовые памятники древности, в частности Законы Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.), где закрепляется деление на свободных и рабов, неравноправное положение свободных как божественная справедливость.

Древняя Индия

Одну из наиболее разработанных и хорошо сохранившихся систем древнего мировоззрения дала Индия. Наиболее влиятельными в духовной и социально – юридической жизни древнеиндийского общества были идеологии брахманизма и буддизма. Основы брахманизма заложены в Ведах, где говорится о делении общества на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры (низы). Рта (мировой закон) определяет место, роль и правовое положение варн, право и обязанности их членов. И хотя члены всех варн были свободны (рабы вне общества), но брахманы и кшатрии – господствующими.

В Упанишадах (сокровенное знание, часть ведической литературы IХ – VI вв. до н.э.), брахманизм конкретизируется. Варны должны следовать дхарме (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило). При этом господствующее положение брахманов предопределяло руководящее значение их толкований правового смысла дхармы.

Основные правовые идеи буддизма сводятся к следующему: отвергается идея о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона; все люди в нравственно-духовном отношении равны; дела человеческие зависят от собственных усилий людей и, следовательно, брахман – это не член привилегированной варны, а всякий человек достигший совершенства путем личных усилий; дхарма, есть управляющая миром природная закономерность, естественный закон, ее надо знать и следовать ей; недопустимость наказания при отсутствии вины.

Таким образом, буддизм проникнут гуманизмом, добрым отношением к людям, непротивлением злу злом и насилием. А восхваление дхармы есть восхваление законности: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (так называемые четыре благородные истины Будды), была оторвана от реальных политико-правовых явлений.

В сборнике рассказывается, что изначально люди жили счастливо, мирно и беззаботно, питаясь дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать. Чтобы обеспечить каждому пропитание было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который, сохраняя свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежавший другому. Ему сделали внушение и заставили пообещать, что он никогда не поступит так снова. Однако жадный человек дважды вновь пытался завладеть чужим участком, за что его убили. Так возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. И тогда люди, почуяв неладное, собрались вместе и решили избрать правителя. В награду они согласились отдавать ему часть своего риса. Идея выборов здесь проводится без всякого божественного вмешательства или одобрения. Вместо абстрактных рассуждений о нарушении дхармы, эгоизме как причинах возникновения политической власти дается четкая и поразительная для того времени мысль: государство возникло вместе с конфликтами из - за собственности на землю.

В целом буддизм проповедовал равенство между людьми в духовной сфере. С ростом числа сторонников, идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268 – 232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм становится государственной религией.

Это был один из ранних вариантов светской концепции естественного права.

Во-первых, в трактате, в полном соответствии с брахманизмом, воспроизводятся идеи о кастовом строе, о превосходстве жречества и его монополии на отправление религиозного культа, подчинения им светских правителей. Однако, во-вторых, явное предпочтение отдается артхе (практической пользе), а главная роль в законодательстве – государю.

В-третьих, на первый план выдвинута идея сильной царской власти. Каутилья рекомендует царю руководствоваться интересами укрепления государства, в интересах государственной пользы не останавливаться перед нарушением религиозного долга.

Таким образом, идеи Каутильи были направлены на освобождение деятельности государя от религиозных традиций, необходимости сверять каждый шаг с их догмами. В этом были заинтересованы и светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жречества на политику, и часть самого жречества – консолидировать господствующие сословия. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала в управлении государством, освобождение политики из морально-религиозных уз, дало основание для характеристики Каутильи в качестве индийского Макиавелли.

Древний Китай

Своеобразие китайской правовой мысли состояло в том, что она, в отличие от Индии, не питалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались специалисты, мудрецы, философы. Не отрицая связи с небом, в центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства. При этом трактуются они в значительной мере рационалистически, освобождаясь от мифологической оболочки.

В истории правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Во-вторых, дао выступает как естественное право непосредственного действия. Социально-политическое неравенство людей и другие недостатки общества есть результат неестественных установлений: системы человеческих управлений, законов, отклонения от дао. Но дао обладает самопроизвольным действием и способно само восстановить справедливость.

Консервативная утопия Лао-Цзы, мистицизм и таинственность даосизма породили к нему интерес самых разных социальных групп, а использование даосами традиций общинной жизни облегчало его восприятие крестьянами.

Политическая программа конфуцианства носила консервативный и утопический характер, но отдельные ее положения имели прогрессивный смысл. Прежде всего - идеи распространения моральных знаний и обучения всех людей. Учение Конфуция сыграло громадную роль в китайской истории и культуре. Оно с момента возникновения стало влиятельным течением этической и политической мысли, а во II в. до н.э. – официальной идеологией и стало играть роль государственной религии Китая.

Представители школы намечали провести комплекс реформ: сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий, упразднить передачу должности по наследству. Реализация проектов районирования страны, службы чиновничества на местах положила начало территориальному подразделению граждан Китая. Их рекомендации по централизации государства были использованы при объединении страны императором Цинь Ши - хуанди (III в. до н. э.).

Легисты предприняли попытки исторического подхода к закону (необходимости их применения в соответствии с изменившимися требованиями времени), что придавало их учению гибкость и возможность приспосабливаться к нуждам политики. В результате уже ко II в. до н.э. государственная идеология Китая совмещала положения легизма и конфуцианства. Школа моистов отмирает, а даосизм приобретает черты магии и утрачивает влияние на политическую мысль.

В целом в государствах Древнего Востока правовая мысль не обособилась от мифов, не получила завершенный характер.

Во-первых, юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Во-вторых, правовая мысль Древнего Востока не отделялась от морали и представляли собой этико-политические доктрины.

В-третьих, для правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.

Многие государства Древнего Востока погибли, их юридические мысли, как правило, не получили развития. Преемственность в истории правовой мысли сохранилась лишь в Индии и Китае.

Древняя Греция

В истории правовой и политической мысли Древней Греции выделяются три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный со временем возникновения древнегреческой государственности; классический (V- первая половина IV в. до н.э.) - время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV-II в. до н.э.) - время упадка древнегреческой государственности, подпадения под власть сперва Македонии, а затем Рима.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой систему полисов (независимых городов-государств), для которых была характерна борьба за власть родовой знати и обнищавших общинников. В результате этой борьбы устанавливалась соответствующая форма правления: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта). Эти процессы нашли свое отражение в политико-правовых учениях Древней Греции.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .


4 чел. помогло.

^ Комментарии к технологической карте

Урок начинается с беседы, цель которой — обобщить знания учащихся об английских революциях и создании в стране парла­ментской монархии. Для беседы могут быть использованы вопро­сы домашнего задания, в том числе и из рабочей тетради, а так­же вопросы, помещенные в учебнике в конце темы.

Для проверки знаний может быть использовано тестирование:

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Протекторат Кромвеля был установлен:

в) Оливер Кромвель;

г) Вильгельм Оранский.

1.3. Законченный парламентский режим — это:

а) существование в стране конституции;

б) существование политических партий;

в) ответственность правительства перед парламентом.

^ 2. Согласны ли вы со следующим утверждением?

2.1. Аграрная революция в Англии — это передача земли крестьянам (да, нет).

2.2. Диггеры — это разрушители машин (да, нет).

2.3. В 1707 г. парламент узаконил унию между Англией и Шотландией, и го­сударство стало называться Великобританией (да, нет).

Города пострадали меньше, у них были крепкие стены, но ес­ли вражеской армии удавалось захватить город, он подвергался полному разграблению.

Изучение вопроса об условиях и значении Вестфальского мира может быть организовано как самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой, результатом которой будет составление в тетради плана этого вопроса.

Для иллюстрации обстановки, в которой происходило оконча­ние войны, можно привести следующий текст:

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представ­лялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хле­ву, гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путники — беспре­пятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен. И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был ис­сякнуть! (Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Поли­гон — АСТ, 1999.— С. 343—344).

Длительная и дорогостоящая война является бременем для нации. Она развязана в интересах тех людей, которые получают солидные доходы от войны. Эта война обогащает ростовщиков и банкиров и ведет английский народ к нищете и полному разорению. Надо немедленно покончить с этой войной!

В последней части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения выбранных ими познавательных и проблемных заданий. Они отмечают, что Тридцатилетняя война, начавшись как религиозная, превратилась в средство для решения политических проблем — правящая в Священной Римской империи германской нации династия Габсбургов стремилась установить свой контроль над возможно большей частью европейской территории, а другие монархи пытались этого не допустить; что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что новая система международных отношений, установленных Вестфальским миром,— это система, основанная на равновесии сил, вызванном ослаблением Габсбургов и усилением Франции Людовика XIV.

Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1 ч)

Комментарии к технологической карте

Рассмотрим вариант комбинированного урока. При проверке домашнего задания можно использовать приведенную ниже таблицу и тестовые задания из рабочей тетради.

Учитель коротко знакомит учащихся с темой и планом урока, предлагает каждому выбрать одно из проблемных заданий.

Латиноамериканское общество рождалось в трагических обстоятельствах. Вопрос об управлении колониями изучается по учебнику. Третий пункт плана рассматривается в ходе беседы, где обращение к ранее изученному позволяет учащимся самостоятельно решить этот вопрос.

Раскрывая четвертый пункт плана и рассказывая о том, что в Центральной Мексике, имевшей население 25 млн жителей, аборигенов осталось 1 млн человек, для образного восприятия этой трагедии учащимися следует добавить, что в Мексике в начале конкисты монахи проводили богослужения на папертях своих церквей, так как многочисленные толпы верующих не могли поместиться внутри, а с конца XVI в. богослужения проходили уже внутри храмов.

Раскрывая пятый пункт плана, при наличии времени можно подробнее рассказать о Бартоломе де Лас Касасе.

Лас Касас, уроженец Севильи, изучал право и теологию в Саламанкском университете. В 1503 г. он уехал в Новый Свет, где участвовал в захвате Кубы. На Кубе он приобрел золотой прииск, и там ему открылась бесчеловечность победителей и трагическая участь побежденных. С той поры Лас Касас стал бороться за спасение индейцев. В его посланиях испанскому королю содержался протест против зверского угнете­ния, истязания и ограбления индейцев, предлагались меры к облегчению их участи.

Затем следует организовать лабораторную работу с документами.

Индейцы. работали в те времена непрерывно, и на всех важных работах над ними ставили жестоких надсмотрщиков — испанцев — и над теми, кто отправлялся на работы в рудники, и над теми, кто работал в имениях или на фермах. И эти надсмотрщики обращались с ними так сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им минуты покоя ни днем ни ночью, что напоминали служителей ада.

. Убедившись, что дело идет к гибели всех индейцев. испанцы сочли, что было бы недурно. привезти сюда на смену умершим обитателям этого острова как можно больше рабов из других мест.

1-е — все войны, получившие название конкисты, были и являются самыми несправедливыми и ведутся самими тиранами.

2-е — все королевства и владения в Индиях являются результатами узурпации 1 .

3-е — все притеснения индейцев являются несправедливыми, зловредными по вере, тем самым тираническими, как и подобное управление.

4-е — и те, кто дает, и те, кто владеет, впадают в смертный грех, и если они не откажутся от этого, то не смогут спасти свои души.

5-е — король, наш господин, да хранит и благословит его Господь, всей своей властью, данной ему от Бога, не может оправдать ни войны и ограбления этих людей. как нельзя оправдать грабежи и войны турок против христиан.

6-е — все золото и серебро, жемчуг и другое богатство, направленные в Испанию, как и то, которое на руках у испанцев в Индиях, почти полностью результат грабежа.

Сначала в колонии ввозили только крепких молодых мужчин, но в XVIII в. стали привозить и женщин.

Восстания против колонизаторов начались уже в XVI в. Одними из первых поднялись на борьбу индейцы Кубы под руководством своего вож­дя Атуэя ( 1511—1512 ). Они долго вели борьбу, но испанцам удалось захватить Атуэя. Вождя сожгли на костре, восставших разгромили. В дальнейшем такие восстания поднимались постоянно.

Весь XVII и XVIII вв — это период борьбы индейцев и негров против колонизаторов.

В средние века папы римские были не просто главами католической церкви. Они претендовали на верховную власть над Европой и на первенство над всеми христианскими церквями. Кроме того, папы были полновластными правителями Папской области — весьма обширного и богатого по средневековым меркам государства в Центральной и Северной Италии. Они организовывали крестовые походы и успешно боролись с немецкими императорами.

Других примеров такого могущества религиозных лидеров в мировой истории нет. Религия в мирских делах почти всегда и почти всюду была если не подчинена, то второстепенна по отношению к светской власти. Так было и в Римской империи после ее христианизации. Всесилие средневековых пап было невиданной новацией, и ей требовалось обоснование.


Право силы и сила права

В 751 году Риму угрожало нашествие лангобардов — германских варваров, обосновавшихся в Северной Италии. Номинально Рим считался частью Византии, но помощи оттуда ждать не приходилось: империя трещала по швам из-за натиска арабов и внутренних конфликтов. И папа римский Стефан II решил обратиться за помощью к франкам — другому германскому племени, создавшему свое королевство на территории бывшей Западной Римской империи, в нынешней Франции.

В том же 751 году королем франков стал Пипин по прозванию Короткий. Он сверг своего предшественника Хильдерика III, при котором был майордомом (нечто вроде первого министра). Хильдерик был потомком основателя Франкского королевства, а Пипин был не королевской крови, поэтому ему нужно было обосновать законность своей власти. Папа Стефан предложил ему сделку: Пипин спасает Рим от лангобардов и за это получает благословение на королевскую власть от самого главы христианской церкви. Так и сделали. Пипин, победив лангобардов, отдал папе отвоеванные у них земли, которые вместе с Римом составили особое государство, где папа был не только религиозным, но и светским правителем. Стефан, со своей стороны, короновал Пипина и под страхом отлучения от церкви запретил франкам избирать себе королей не из числа его потомков.



Папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор в 1965 году после снятия взаимных отлучений от церкви, наложенных в 1054 году. Фото: radiovaticana.va

Другое дело, что эта древняя грамота на поверку оказалась фальшивкой.

Разоблачение



Такой политики папский престол придерживался вплоть до XIX века, когда в официальных церковных изданиях (в частности, в католических энциклопедиях) наконец была признана фальсификация и документа, и описанного в нем события. Ныне историки не сомневаются, что Константин в начале своего правления принял не крещение, а лишь оглашение (то есть публично заявил о своем намерении креститься в будущем), христианином же стал только на смертном одре.


Историко-филологическая критика позволила превратить историю в науку. Можно сказать, что этот метод — то же самое, что эксперимент в физике. Без этого навыка историк отбирает источники произвольно, верит или не верит им по собственному разумению, истолковывает их, исходя из собственных представлений о том, как все было, — в результате получается летописание, основанное, в общем, на литературном, а не научном творчестве. Поэтому метод, разработанный Валлой, Болландом и Мабильоном, непрерывно совершенствуясь, и по сей день остается основополагающим для любого научного исторического исследования.

В средние века папы римские были не просто главами католической церкви. Они претендовали на верховную власть над Европой и на первенство над всеми христианскими церквями. Кроме того, папы были полновластными правителями Папской области — весьма обширного и богатого по средневековым меркам государства в Центральной и Северной Италии. Они организовывали крестовые походы и успешно боролись с немецкими императорами.

Других примеров такого могущества религиозных лидеров в мировой истории нет. Религия в мирских делах почти всегда и почти всюду была если не подчинена, то второстепенна по отношению к светской власти. Так было и в Римской империи после ее христианизации. Всесилие средневековых пап было невиданной новацией, и ей требовалось обоснование.


Право силы и сила права

В 751 году Риму угрожало нашествие лангобардов — германских варваров, обосновавшихся в Северной Италии. Номинально Рим считался частью Византии, но помощи оттуда ждать не приходилось: империя трещала по швам из-за натиска арабов и внутренних конфликтов. И папа римский Стефан II решил обратиться за помощью к франкам — другому германскому племени, создавшему свое королевство на территории бывшей Западной Римской империи, в нынешней Франции.

В том же 751 году королем франков стал Пипин по прозванию Короткий. Он сверг своего предшественника Хильдерика III, при котором был майордомом (нечто вроде первого министра). Хильдерик был потомком основателя Франкского королевства, а Пипин был не королевской крови, поэтому ему нужно было обосновать законность своей власти. Папа Стефан предложил ему сделку: Пипин спасает Рим от лангобардов и за это получает благословение на королевскую власть от самого главы христианской церкви. Так и сделали. Пипин, победив лангобардов, отдал папе отвоеванные у них земли, которые вместе с Римом составили особое государство, где папа был не только религиозным, но и светским правителем. Стефан, со своей стороны, короновал Пипина и под страхом отлучения от церкви запретил франкам избирать себе королей не из числа его потомков.



Папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор в 1965 году после снятия взаимных отлучений от церкви, наложенных в 1054 году. Фото: radiovaticana.va

Другое дело, что эта древняя грамота на поверку оказалась фальшивкой.

Разоблачение



Такой политики папский престол придерживался вплоть до XIX века, когда в официальных церковных изданиях (в частности, в католических энциклопедиях) наконец была признана фальсификация и документа, и описанного в нем события. Ныне историки не сомневаются, что Константин в начале своего правления принял не крещение, а лишь оглашение (то есть публично заявил о своем намерении креститься в будущем), христианином же стал только на смертном одре.


Историко-филологическая критика позволила превратить историю в науку. Можно сказать, что этот метод — то же самое, что эксперимент в физике. Без этого навыка историк отбирает источники произвольно, верит или не верит им по собственному разумению, истолковывает их, исходя из собственных представлений о том, как все было, — в результате получается летописание, основанное, в общем, на литературном, а не научном творчестве. Поэтому метод, разработанный Валлой, Болландом и Мабильоном, непрерывно совершенствуясь, и по сей день остается основополагающим для любого научного исторического исследования.

Читайте также: