Кто относится к социально незащищенным категориям граждан

Обновлено: 02.07.2024

АСАЧЁВА Мария Владимировна,

Краткая аннотация: на основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция социально незащищенные категории граждан, понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия точки зрения ст. 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию малоимущие граждане.

Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

Ключевые слова: социальная защита; право социальной защиты; малоимущие граждане.

Social security; the right to social protection; low income.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

В российском законодательстве используется широкая формулировка - «малоимущие

1 Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: Автореф. дисс. . на соиск. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 5.

2 О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3 О потребительской корзине в целом по Российской Федерации. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.

4 О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2001 г. (в ред. от 6 июня 2012 г.) № 812106 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. № 1.

В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2). Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.).

2 Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: Автореф. дисс. . на соиск. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 13-14.

4 О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

5 О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода

семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна-

ния их малоимущими и оказания им государственной социальной

помощи. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ (в ред.

от 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1257.

установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

6 О ветеранах. Федеральный закон от 12 января 1995 г. (в ред. от 16 октября 2012 г.) № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2014. № 6(114)

В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах Мэра и Правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи1, это семьи с детьми -инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи2 (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением.

В судебной практике категория социально-незащищенные категории населения используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что содержательно понятие социально незащищенные к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Асачева Мария Владимировна, аспирант кафедры "Конституционное право; Муниципальное право" Сибирской Академии государственной службы.

На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция "социально незащищенные категории граждан", понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию "малоимущие граждане".

Ключевые слова: социальная защита, право социальной защиты, малоимущие граждане.

On legal definition of the concept of "socially disadvantaged categories of citizens"

Asachyova Mariya Vladimirovna, postgraduate student of the Chair "Constitutional Law; Municipal Law" of the Siberian Academy of State Service.

Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

Key words: social security, the right to social protection, low income.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в "целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе" и работает "на повышение качества и условий жизни каждого индивида" .

Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. М., 2009. С. 5.

В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст. 5.62. КоАП РФ) , социально-демографических групп населения . Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация .

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 "О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.

В российском законодательстве используется широкая формулировка - "малоимущие и социально незащищенные категории граждан" (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ) . При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так, в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья .

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012).
Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. Екатеринбург, 2010. С. 13 - 14.

Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определены в Федеральном законе "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" .

В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона "О государственной социальной помощи" к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с ФЗ "О ветеранах" ), военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах .

Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ "О ветеранах" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

В проекте Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ", внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения . Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики , но тем не менее разработчики законопроекта решили его оставить, лишь немного модернизировав.

Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.
Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 - 64.

В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах мэра и правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи , это семьи с детьми-инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением).

О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1169-ПП и др.
Постановление Правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 г. N 299 "О порядке расходования средств областного бюджета Ленинградской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 - 2013 годы".

В судебной практике понятие "социально-незащищенные категории населения" используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что содержательно понятие социально незащищенные категории граждан включает группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. В этом смысле понятие социально незащищенные категории граждан идентично понятию малоимущие граждане (в социологической и политологической литературе - бедные). В новейших исследованиях категории бедные и малоимущие расцениваются как синонимы. "Бедность, - отмечает Е.С. Никишина, - это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов" .

Никишина Е.С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. . канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2012. С. 11.

Полагаем, что разнообразие понятий создает проблему их унификации для законотворческой и правоприменительной практики. В определении или уточнении категории социально незащищенные категории граждан мы исходим из конституционной нормы п. 1 ст. 39 Конституции РФ: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Конституционная гарантия исключает саму постановку вопроса о существовании социально незащищенных слоев населения. Исходя из конституционной нормы п. 1 ст. 39 Конституции РФ, а также сформированной на данный момент базы социального законодательства и социальной инфраструктуры, представляется некорректным, по крайней мере в практике нормативного регулирования, применение категории социально незащищенные категории населения (граждан). Ни одна из перечисленных выше категорий не брошена на произвол судьбы государством и обществом, в отношении каждой категории приняты и действуют законы, федеральные и региональные программы, выделяются бюджетные средства, создана инфраструктура поддержки. "Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения, - подчеркнул В.В. Путин. - В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты" . Таким образом, о социальной незащищенности какой-либо группы населения речь в современной России не идет. Другое дело, что можно спорить о ее эффективности, адресности и т.п.

Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее "граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите" (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, "олигарх" тоже "нуждается" в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.

В то же время ЖК РФ правильно указывает на главный признак: "граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите". Таким образом, применяемые сегодня понятия малоимущие и социально незащищенные категории граждан могут быть заменены легальным понятием - граждане, имеющие право на социальную защиту. Именно в данной трактовке первичен закон, а не субъективные или дискуссионные научные оценки. Кроме того, похожие формулировки (граждане, имеющие право на меры социальной поддержки. ) уже используются в региональном законодательстве .

Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.

Литература

  1. Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. М., 2009. С. 5.
  2. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. 12.00.05. Екатеринбург, 2010. С. 13 - 14.
  3. Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 62 - 64.
  4. Никишина Е.С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. . канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2012. С. 11.
  5. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Практические вопросы современной деятельности КДУ Азовского района по работе с социально-незащищёнными категориями граждан.

В современном российском обществе укоренилось такое понятие как социально- незащищённые слои населения. Произошедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально-незащищенного контингента. В сложившейся практике социально- незащищёнными считаются : семьи с низким денежным доходом на одного члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования, - одним словом, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке и защите со стороны общества и государства.

Политика нашего государства имеет социальную направленность. В соответствие с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.) одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, которая обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как "деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" (ст. № 1).

Каким образом учреждения культуры могут способствовать решению этой задачи?

Одна из задач практически любого КДУ как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием услуг по организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Такого рода деятельность выделяет КДУ как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения.

КДУ вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных оказывать социальную поддержку граждан.

Данное утверждение не беспочвенно. Во-первых потому, что имеет под собой правовую базу. По конституции РФ КДУ выступает гарантом осуществления прав человека на свободный доступ к информации, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В Федеральном законе от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ст. 14 и 15 говорится об "Обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", а КДУ являются объектами социальной инфраструктуры.

Во-вторых КДУ, являются устойчивой формой организации социальной жизни и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества, обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Максимальная приближенность к жителям делает КДУ центрами притяжения для всех и позволяет им сочетать в своей деятельности различные аспекты: информационный, образовательный, общекультурный, социальный.

Наша задача - помочь социально-незащищенным группам быстрее адаптироваться в обществе, обеспечить развитие их творческих возможностей, культурной и духовной жизни.

Для многих КДУ стало практически единственным бесплатным учреждением культуры, где можно получить эмоциональную разрядку, участвуя в мероприятиях и самодеятельном художественном творчестве. Дом культуры, клуб для таких людей - "аптека для души", исцеляющая посредством общения, дающая новые стимулы.

Несмотря на то, что в КДУ Азовского района работа ведется и планируется, необходимо усилить эту деятельность и расширить перечень услуг для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Повысить качество деятельности с социально незащищёнными людьми поможет систематизация работы, полное удовлетворение их запросов, расширение перечня форм и методов обслуживания.

Цель: Содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности людей с ограничениями в жизнедеятельности и социально незащищенных групп населения путем приобщения к культурно- досуговой деятельности в доступной для них форме .Задачи: 1. Обеспечение полного удовлетворения культурно- досуговых потребностей данной категории граждан.

2. Организация просветительской и досуговой деятельности, направленной на улучшение социально-культурной сферы в жизни данной категории граждан.

3. Социальное партнёрство, сотрудничество и координация действий с государственными и общественными организациями района.

4. Использование в работе новых информационных технологий и современных технических и специализированных средств.

Работа планируется в несколько этапов.

Первый этап- исследовательский

Эффективность деятельности зависит от правильно выбранных методов, которые будут работать в конкретном культурном и социальном пространстве. Поэтому важно знать социально-культурную среду своего села.

Каждое КДУ на данном этапе изучает социальную среду с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, ведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности, налаживает социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально- незащищённых слоёв населения.

Координация работы с социальными партнерами поможет не только выявить людей, нуждающихся в помощи но и организовать работу с ними на должном уровне .

Примерный перечень социальных партнеров:

Отделы социальной защиты населения

Детские и взрослые поликлиники

Комиссии, инспекторы при отделах милиции по делам несовершеннолетних

Органы власти (Сельские администрации)

Районные отделы социального обеспечения

Центр социальной адаптации детей-инвалидов

Центры реабилитации (разного профиля)

Классы коррекции в общеобразовательных школах

Коррекционные общеобразовательные школы

Коррекционные детские дома

Группы коррекции в детских садах (логопедические)

Центры психологической помощи

Дома детского творчества

Художественные и музыкальные школы

и другие учреждения и организации

Организация любого дела начинается с изучения потребностей потенциальных и реальных пользователей услугами КДУ, непременного и регулярного мониторинга культурного обслуживания групп особых категорий населения. На данном этапе рекомендуется провести исследования по выявлению таких категорий, налаживание контактов с ними, проведение опросов на предмет востребованности услуг и по выявлению их творческих потребностей.

Выявленные категории социально незащищённых граждан разбить их по группам, составить "Социальную картотеку", которая будет пополняться в процессе работы.

К категории социально незащищённых граждан относятся:

Инвалиды (люди/дети с ограниченными возможностями здоровья):

Глухонемые Психические нарушения Олигофрены Синдром Дауна Аутизм

Заболевания опорно-двигательного аппарата Детский церебральный паралич

Аллергики Сердечно - сосудистые заболевания

Дети из неблагополучных семей

Исследование можно провести любыми удобными методами ,например: анкетирование, индивидуальный опрос и др.

Проанализировав все исследования -определиться с какой категорией социально незащищённых граждан будет работать УК, какие направления, формы и методы в работе с ними будут использоваться .

Совместно с партнерами (учреждения, с которыми достигнуто соглашение о совместной деятельности и/или заключены договоры) выйти на данную категорию потенциальных пользователей с предложениями услуг, наладить с ними контакты.

На втором этапе рекомендуется:

- определение стратегии дальнейшей деятельности каждого КДУ в работе с социально незащищёнными гражданами и составление планов работы по основным направлениям деятельности ;

- ознакомление с планами реальных и потенциальных участников КДД из социально незащищённой группы населения ;

Третий этап - этап реализации плановых мероприятий.

Третий этап работы является заключительным и основным. Здесь будут реализовываться мероприятия, запланированные на втором этапе.

Проведение культурно-просветительских мероприятий и организация досуга с целью психологической реабилитации и социальной адаптации социально незащищённых слоёв населения.

Рекомендуется расширить перечень форм и методов организации досуга и мероприятий; создать клубы, творческие объединения, кружки с участием данной группы населения. Вовлечение в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки.

Работа клубов и кружков создает оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, удовлетворения духовных потребностей.

Работа с пожилыми людьми

Одна из многочисленных категорий посетителей ДК - пенсионеры. И им в первую очередь нужна не только и не столько проведение досуга, сколько простое человеческое участие, общение. Ведь самая большая человеческая драма - равнодушие, неумение или нежелание дать частицу своей души другому. Именно поэтому перед работниками культуры стоит важная задача - организация досуга и общения для людей старшего поколения. В КДУ предлагается использование следующих форм работы:

* празднования Дня или Декады инвалида, Дня пожилого человека, Дня Матери,

* проведение вечеров старинных песен и романсов,

* организация индивидуальных выставок творчества пожилых людей (рукоделие, фотовыставки, художественные выставки, декоративно-прикладное творчество, вечера литературного творчества) с целью дать почувствовать себя нужным, социально востребованным,

* встречи и консультации со специалистами,

* конкурсы и викторины,

Задачей клубов является организация конкурсных программ, вечеров, чайных посиделок к праздникам, проведение мероприятий по укреплению здоровья людей старшего поколения, советы докторов и информация об укреплении здоровья.

Доброе участие и полезные советы могут вернуть отчаявшегося человека к полноценной жизни. Пора старости и жизненных невзгод приходит столь неожиданно, что человек оказывается просто не готов к ней, внезапно случившиеся перемены в жизни иногда приводят к тому, что уже без посторонней помощи не обойтись и тогда человеку нужна серьезная поддержка и помощь, мобилизация скрытых резервов организма.

Тут на помощь может прийти чуткое сердце и доброе слово. Ведь дать почувствовать человеку его нужность, подарить в нужный момент просто теплое слово или улыбку - это уже особый дар и талант.

Формы работы с людьми, имеющими ограничения в здоровье

Формы, применяемые в работе с инвалидами, рассчитаны не только на индивидуальную помощь. Они ориентированы на организацию неформального общения и такого досуга, который помог бы инвалиду преодолеть или предотвратить чувство собственной неполноценности.

Организуя массовые мероприятия для инвалидов, КДУ способствует их межличностному общению, взаимоподдержке. При этом отмечается, что работники культуры в общении не должны проводить никакой грани между инвалидами и другими посетителями. Поэтому все, что бы ни проводилось в Домах культуры, становится достоянием всех желающих, в т.ч. и инвалидов. Инвалиды могут приглашаться на все мероприятия, проводимые КДУ.

При проведении мероприятий очень важно относиться к инвалидам как к равноправным участникам, не акцентируя внимания аудитории на их присутствии. Однако организаторам следует помнить о специфике различных категорий инвалидов.

Наиболее распространенным направлением культурно-досуговой деятельности, для данной категории, является создание клубов, творческих объединений, кружков. Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки.

Работа клубов и кружков создает оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, удовлетворения духовных потребностей инвалидов, людей пожилого возраста, детей с различными формами физических ограничений.

Проводя различные мероприятия по интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников можно пользоваться одним из методов - привлечение детей-инвалидов к работе клубов по интересам и КДМ. Дети-инвалиды получают приглашение принять участие в конкурсах детского творчества. Их творческие работы расцениваются на общих основаниях, не делаются никакие скидки. И это верный подход - особый ребенок должен почувствовать себя равным с другими сверстниками, чтобы не закрепилась потребительская черта в характере - мне все должны уступать, потому что я инвалид.

Творческие фестивали как форма презентации достижений людей с ограниченными возможностями. Многие КДУ ставят перед собой задачу развития творческих способностей и помощи в творческой самореализации -инвалидов (всех возрастов) и с успехом ее выполняют. Следует подчеркнуть, что основная задача терапии творчеством состоит не столько в восстановлении утраченных функций организма и приобщении к труду, сколько в восстановлении индивидуальной и общественной ценности инвалидов. Включение инвалидов в различные виды художественного, технического и прикладного видов творчества расширяют их коммуникативные связи, возможности интеллектуального и физического развития. Стимулировать творческую активность читателей помогают разного рода выставки, устраиваемые в библиотеках и раскрывающие таланты ее читателей.

В работе так же можно использовать и другие формы работы, учитывая специфику данной категории

Социально слабые группы населения - категории граждан, семей, индивидуумов, которые обладают небольшим уровнем прибыли и не имеют достаточных накоплений для нормальной жизни. К такой группе, как правило, относятся неполные или многодетные семьи, инвалиды, а также семьи, потерявшие кормильца.

Социально слабые группы населения - категория людей, которые по различным причинам не способны в полном объеме обеспечить себя без поддержки в форме доплат (пенсий), льгот и так далее.

Социально слабые группы населения: сущность, виды

социально слабые группы

В современном праве такой термин, как социально слабые граждане, отсутствует и не имеет четкого объяснения. В общем же к этой группе относятся люди, нуждающиеся в поддержке центральных или местных структур страны. При этом общая численность граждан, попадающих в эту группу, постоянно увеличивается.

Как правило, в социально слабые группы входят:

- узники фашизма, которые застигли время войны во время несовершеннолетия;

- труженики тыла или люди, у которых есть медали (ордена) Советского Союза за заслуги, полученные во время ВОВ;

- лица, которые работали на заводах Ленинграда в период его блокады с 1941 по 1944 года;

- лица, которые потеряли место для проживания, или же оно стало непригодным для жилья по причине аварии, стихийного бедствия, войны и так далее;

- дети, которые остались без родителей (попечителей), а также дети, находящиеся под попечением;

- граждане, которые относятся к категории инвалидов 1-3 групп, а также родители таких детей;

- семьи с большим количеством детей;

- лица, являющиеся ветеранами труда и имеющие соответствующее документальное подтверждение;

- матери, самостоятельно воспитывающие детей;

- лица, имеющие суммарный достаток на семью, не превышающий прожиточного уровня (среднего показателя), а также одинокие люди, имеющие прибыль меньше нормы (прожиточного минимума);

- прочая группа лиц, которая относится к данной категории.

Социально слабые группы: государственная поддержка

государственная поддержка социально слабых групп

Государственная поддержка - одна из систем законодательной сферы и социально-экономических гарантий, мероприятий и средств, благодаря которой формируются стабильный алгоритм, гарантирующий оптимальные условия для проживания и приемлемое в социальном плане качество жизни.

Основная задача поддержки государства - обеспечение стабильности внутри страны и защита социально слабых групп в сложных жизненных условиях. Сегодня почти все страны относятся к типу социальных, когда интересы общества, социальных групп и слоев ставятся на одно из главных мест.

Принцип поддержки социально слабых групп населения - гарантия социальной защиты наиболее уязвимых граждан (нетрудоспособных, безработных, инвалидов и так далее), а также гарантирование свобод, предусмотренных законом страны.

К основным направлениям поддержки социально слабых категорий граждан относится:

- правовая природа при проведении социальной политики;

- предоставление основных социальных услуг;

- наличие (формирование) государственных структур соцзащиты, занятости и социального обеспечения;

- доступность поддержки со стороны государства для всех нуждающихся в помощи;

- принятие страной ответственности за нормальный уровень жизни для каждого гражданина с основным упором на социально слабые группы.

Для достижения достаточного уровня нравственности, равноправия и справедливости в отношениях между людьми (также касательное социально незащищенных групп) государство проводит следующие мероприятия :

- расширяет действующие или добавляет новые социальные программы;

- вводит поощрения за проведение благотворительной деятельности;

- снижает или устраняет налоги предпринимателей, занимающихся благотворительностью.

Любая страна имеет прямой интерес в поддержке социально слабых групп граждан. Этому есть несколько причин:

- цивилизованная страна обязана обеспечивать людей всем необходимым и гарантировать достойный уровень жизни;

- государство заинтересовано в том, чтобы увеличивать производство за счет появления квалифицированных работников;

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

В России законодательством выделены различные категории социально незащищенных слоев населения. Люди, которые по объективным причинам не могут сами себя обеспечивать, могут претендовать на помощь со стороны государства. В статье перечисляются виды и формы социальной защиты и поддержки, а также те, кто может на них претендовать.

Система социальной защиты населения в современной России

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование
  • Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.
  • Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
  • Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
  • При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь:

  • Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
  • Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую:

  • Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
  • Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
  • Партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • Экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • Адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • Приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • Превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:
  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
  • Нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • Социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • Анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • Существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • Создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • Организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Заключение

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

Читайте также: