Кто относится к лицам содействующим исполнительному производству

Обновлено: 19.05.2024

Данная группа субъектов призвана в первую очередь способствовать надлежащему исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.

К названной категории субъектов исполнительного производства можно, в частности, отнести:

  • органы внутренних дел, налоговые органы;
  • организации, осуществляющие охрану (хранение), оценку и реализацию имущества должника;
  • переводчиков;
  • понятых;
  • специалистов.

В Законе об исполнительном производстве некоторые из указанных субъектов прямо названы в качестве иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и отнесены к лицам, участвующим в исполнительном производстве (ст. 48).

Отличительной чертой рассматриваемой категории лиц является их подчиненный характер, поскольку они не вправе осуществлять какие-либо действия самостоятельно. Соответственно, взаимодействие этих лиц с судебным приставом-исполнителем проявляется в выполнении указаний последнего.

Переводчик может быть приглашен как по инициативе сторон исполнительного производства, так и самим судебным приставом-исполнителем.

Закон об исполнительном производстве предъявляет к переводчику определенные требования. Так, в качестве переводчика могут выступать:

  • дееспособный гражданин. При этом гражданство лица по смыслу статьи значения не имеет;
  • достигший возраста 18 лет. Следовательно, не могут быть переводчиками лица, хотя и обладающие полной дееспособностью, но не достигшие возраста совершеннолетия (т.е. эмансипированные лица, а также лица, вступившие в брак до достижения возраста 18 лет);
  • владеющий языком, знание которого необходимо для перевода. При этом судебный пристав-исполнитель должен убедиться в наличии достаточного уровня знаний переводчика, что с практической точки зрения возможно сделать лишь путем предъявления соответствующих документов об образовании или квалификации переводчика.

Решение о назначении переводчика сопровождается принятием постановления судебного пристава-исполнителя, оформленного по правилам ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. В случае если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Законом установлено право переводчика на вознаграждение за выполненную работу. При этом выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий (ст. 116 Закона об исполнительном производстве). В то же время возникает вопрос об определении размера такого вознаграждения. К сожалению, действующее законодательство не устанавливает порядок определения его размера.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. Однако обратим внимание, что применение уголовной ответственности к переводчику, осуществившему заведомо неправильный перевод, на сегодняшний день является невозможным, поскольку ст. 307 УК РФ в качестве условия ее применения указывает на заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Таким образом, заведомо неправильный перевод в рамках исполнительного производства уголовной ответственности поданному составу преступления не влечет. Вместе с тем согласно ст. 17.9 КоАП РФ заведомо неправильный перевод в рамках исполнительного производства влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 руб.

Законом об исполнительном производстве предусмотрено и участие понятых как лиц, содействующих повышению уровня доверия к совершаемым исполнительным действиям и применяемым мерам принудительного исполнения. При этом различаются случаи, когда:

  • участие понятых является обязательным;
  • участие понятых зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя.

Понятые должны присутствовать при вскрытии нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотре имущества должника, наложении на него ареста, а также при изъятии и передаче указанного имущества.

На необходимость участия понятых указывают, в частности, ст. 80, 104. 107, 109 Закона об исполнительном производстве.

Действующим законодательством не предусмотрено никаких исключений из обязанности привлечения понятых даже в случаях немедленного исполнения (ч. 5 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона об исполнительном производстве).

Для того чтобы лицо могло быть приглашено в качестве понятого, необходимо соблюдение следующих условий. Лицо должно быть:

Вопрос об отводе понятого решается в соответствии с правилами ст. 63 Закона об исполнительном производстве.

Максимальное количество понятых законом не ограничивается, но в любом случае их должно быть не менее двух.

Понятой как лицо, участвующее в исполнительном производстве, несет субъективные обязанности и имеет субъективные права. Он обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий (ст. 116 Закона об исполнительном производстве).

Расходы, понесенные понятыми, включают в себя:

  • расходы, связанные с оплатой проезда;
  • расходы, связанные с наймом жилого помещения;
  • расходы, связанные с выплатой суточных.

Расходы на проезд компенсируются исходя из фактических затрат. Вместе с тем установлены следующие ограничения к категории транспорта:

Расходы, связанные с наймом жилого помещения и выплатой суточных, компенсируются в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

При этом суточные не выплачиваются, если у понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Кроме того, за лицом, привлеченным в качестве понятого, за время его отсутствия на работе в связи с исполнением обязанностей понятого сохраняется место работы (должность). Ему также возмещается недополученная заработная штата за время его отсутствия в связи с исполнением обязанностей понятого.

Если понятой не работает или привлекается в нерабочее время, ему выплачивается компенсация в связи с потерей времени в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории РФ.

Специалист, являясь лицом, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ст. 48 Закона об исполнительном производстве), способствует правильному осуществлению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения, а также защите прав сторон в исполнительном производстве. Специалисты участвуют в исполнительном производстве в тех случаях, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания.

Специалист может привлекаться как по инициативе судебного пристава-исполнителя, так и по просьбе сторон исполнительного производства.

В качестве специалиста привлекается гражданин, в совокупности удовлетворяющий следующим требованиям:

  • должен быть не заинтересован в исходе исполнительного производства;
  • должен обладать специальными знаниями (наличие специальных знаний должно подтверждаться соответствующими документами об образовании, о стаже работы по определенной специальности и др.).

Кроме того, несмотря на отсутствие прямого указания в Законе об исполнительном производстве, думается, что в качестве специалиста могут выступать только дееспособные и совершеннолетние граждане. При этом принадлежность к гражданству РФ значения не имеет.

О привлечении лица в качестве специалиста судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление.

Стороны вправе заявить отвод специалисту в порядке и при условиях, предусмотренных ст. 63 Закона об исполнительном производстве.

Следует учитывать, что возможность заявления отвода не ограничивается исключительно моментом вынесения постановления о привлечении специалиста к участию в исполнительном производстве. В связи с этим неуказание в названном постановлении фамилии конкретного специалиста при привлечении в качестве специалиста специализированной организации не свидетельствует о нарушении судебным приставом-исполнителем прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в связи с невозможностью заявления такого отвода.

Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В связи с этим уместным будет сослаться на ст. 307 УК РФ, которая, так же как и в случае с переводчиком, не позволяет ее применять к заведомо ложным заключениям и показаниям эксперта в силу того факта, что охватывает она лишь судебное разбирательство и производство предварительного расследования. Вместе с тем имеется возможность привлечения к административной ответственности в соответствии сост. 17.9 КоАП РФ.

Сегодня будем разбираться в обязанностях и правах судебного-пристава исполнителя по исполнительному производству.

Вообще всегда думаю, как эти должностные лица умудряются так работать, что ими недоволен ни Должник, ни Взыскатель?)))

Нужно же как то так постараться . А теперь посмотрим как же он должен работать, если работать будет в рамках законодательных норм?

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод , если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом ;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка ( исполнительного розыска ), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Не забывайте ставить лайк, если Вам понравилась статья и делиться своим мнением в комментариях.

Законы порой содержат непривычные термины. Рассказываем, что есть что и как понимать законодателей.

Исполнительный документ

Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.

Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.

Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.

Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30). Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Здесь определение законодателем дано.

Однако на практике юристы часто путают указанные термины.

Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).

Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.

То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.

Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.

Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.

Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.

Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.

Отложение в исполнительном производстве (ст. 38 закона № 229-ФЗ) — отложение судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа на срок не более десяти дней.

Интересно отметить, что согласно позиции Верховного Суда России, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-8033 по делу № А41-59416/2013, судебный пристав может откладывать исполнение неограниченное количество раз.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства ( ст. 446 ГПК РФ , ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021 ; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П ), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Прекращение и окончание исполнительного производства

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?

Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.

Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.

Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.

Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:

— сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;

— повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;

— увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;

— повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;

— повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.

Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?

С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.

Как видится, если ОПИ уже проводит работу в отношении должника, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также по иным обязательным платежам в бюджет будет оперативным с учетом преимущественной очередности их погашения. С 15.07.2021 это четвертая очередь удовлетворения требований (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Взыскатель до направления заявления о возбуждении исполнительного производства воспользовался правом на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника. Станет ли судебный исполнитель, получивший от взыскателя документы об отсутствии денег на счете должника, вновь направлять платежное требование через АИС ИДО?

От взыскателей теперь не требуется направлять исполнительный документ о взыскании задолженности с юридического лица или ИП в ОПИ только после предъявления платежного требования в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

При исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на эти средства должника в белорусских рублях и валюте (ч. 1 и 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). И только при их отсутствии — на иное имущество должника (ч. 4 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, принцип взыскания задолженности в первую очередь за счет денежных средств сохранился. Вместе с тем, даже если взыскатель реализовал право на бесспорное взыскание долга путем выставления требования к расчетному банковскому счету должника, судебный исполнитель может выставить платежное требование через систему АИС ИДО.

Срок предъявления исполнительного документа сокращается на период нахождения в ОПИ, если взыскатель отозвал документ. Не нарушает ли прав взыскателя такое нововведение? Что стало основанием для его принятия?

В соответствии с решением Конституционного Суда от 14.02.2018 N Р-1121/2018 в целях реализации конституционного принципа верховенства права и принципа правовой неопределенности следовало устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления к исполнению исполнительного документа, который ранее вернули взыскателю по его заявлению.

В связи с этим дополнение в ст. 35 Закона об исполнительном производстве предусмотрело уменьшение общеустановленного срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Так, если исполнительный документ вернут по заявлению взыскателя, период со дня предъявления документа к исполнению до дня окончания исполнения теперь будут вычитать из срока, определенного законодательными актами. Закон закрепил аналогичное правило применительно к окончанию исполнительного производства в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению исполнительного документа.

Будет ли применяться вышеназванное правило о сокращении срока предъявления к ранее выданным исполнительным документам?

НПА не имеет обратной силы. Исключение составляют случаи, когда НПА смягчает или отменяет ответственность граждан или юридических лиц (ст. 66 Закона о НПА). НПА, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) обязанности, ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если законодательные акты не предусматривают иного (ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА).

Закон не содержит норм о распространении действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Другие НПА по данному вопросу не принимались. Таким образом, ч. 4 ст. 35 Закона об исполнительном производстве не применяется в отношении исполнительных документов, возвращенных судебными исполнителями взыскателям до 15.07.2021 на основании абз. 2 и 9 ч. 1 ст. 53 Закона об исполнительном производстве.

Постановление судебного исполнителя о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц будет направляться только должнику. В настоящее время оно адресуется сторонам исполнительного производства, третьим лицам, банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации. Как взыскатель, направивший ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления операций по банковским счетам должника, узнает, удовлетворил ли судебный исполнитель его ходатайство? Какие способы уведомления взыскателя предусматриваются?

Если Закон об исполнительном производстве не устанавливает иного, постановления судебного исполнителя, руководителя ОПИ не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляются сторонам исполнительного производства, при необходимости — иным лицам (ч. 5 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).

Постановление судебного исполнителя о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц представляет собой исполнительный документ, который направляется должнику, третьим лицам, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве закрепил особый порядок, определивший круг лиц, которым направляется постановление о приостановлении операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц.

Приостановление операций по банковским счетам не относится к мерам по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона об исполнительном производстве). Это одно из исполнительных действий, которые вправе совершить судебный исполнитель. Следовательно, оно не соотносится с процедурой принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа по ходатайству взыскателя.

В каких случаях судебные исполнители будут применять ограничение на управление транспортом?

Раньше меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту входили в компетенцию суда. Сейчас такие полномочия получают судебные исполнители.

С 15.07.2021 судебный исполнитель будет вправе принимать указанные меры с вынесением постановления. Это повлекло изменение порядка их исполнения. Однако в целом, как и прежде, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут приниматься на любой стадии исполнительного производства, если того потребует исполнение исполнительного документа.

Обратим внимание, что вышеупомянутые меры по обеспечению исполнения исполнительного документа будут подлежать исполнению с момента надлежащего извещения должника о постановлении судебного исполнителя.

Новые основания для приостановления исполнительного производства — рассрочка, отсрочка. Что происходит после их предоставления?

В случае предоставления должнику судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство (ст. 49 Закона об исполнительном производстве с учетом изменений с 15.07.2021).

Таким образом, после истечения срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, исполнительное производство будет возобновлено и судебный исполнитель продолжит работу по нему.

Вместе с тем, в случае когда актами законодательства должнику предоставлены отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом, иного исполнительного документа, судебный исполнитель вернет исполнительный документ взыскателю.

Как будет определяться цена имущества должника при продаже? В каких случаях взыскатель сможет оставить данное имущество себе?

Общие подходы к оценке арестованного имущества не изменились. Если законодательство не предусматривает иного, стоимость арестованного имущества должника устанавливает судебный исполнитель в акте ареста по цене, существующей в данной местности, по остаточной стоимости, отпускной цене.

Закон внес дополнения в положения об оценке земельных участков. Их стоимость будет устанавливаться исходя из кадастровой.

В случае определения стоимости имущества в исполнительном документе судебный исполнитель укажет ее в акте ареста имущества.

Если установить стоимость всего арестованного имущества или его части затруднительно, в акте ареста судебный исполнитель укажет предварительную стоимость. Далее потребуется привлечение специалиста либо проведение независимой оценки.

Статья 88 Закона об исполнительном производстве определяет имущество, для которого обязательна предварительная стоимость в акте ареста. С учетом изменений, вступающих в силу с 15.07.2021, не понадобится устанавливать предварительную стоимость имущества, реализуемого с торгов (электронных торгов) (если оно не относится к тому, в отношении которого необходимо указывать предварительную стоимость).

Закон внес изменения в нормы о переоценке арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая составляла до 20% от первоначальной стоимости имущества, будут проводиться четыре. При этом закрепляется фиксированный размер переоценки — 20% от первоначальной стоимости.

Следует учитывать, что Закон устанавливает особенности переоценки в сторону уменьшения стоимости арестованного имущества, находящегося под таможенным контролем. Переоценка такого имущества не будет проводиться, если после этого его стоимость будет меньше размера таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей либо равна ему.

Взыскатель вправе будет до каждой из четырех переоценок реализовать право принять имущество в счет погашения задолженности.

Будет ли удерживаться принудительный сбор в случае заключения медиативного соглашения, если должник ничего не перечислил в счет погашения долга по исполнительному документу? Если да, в каком размере?

В случае заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения и при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составит 50% от установленного (п. 180 Инструкции по исполнительному производству). Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения.

Таким образом, если на день утверждения мирового соглашения или на день заключения медиативного соглашения должник задолженность не погасил, принудительный сбор взыскиваться не будет.

Исполнительное производство прекратят, если истечет срок давности исполнения исполнительного документа. Какие сроки давности и для каких исполнительных документов предусматриваются?

Основания для прекращения исполнительного производства дополнило истечение срока давности исполнения требований исполнительного документа при отсутствии у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которое можно обратить взыскание.

Норма призвана упорядочить работу по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и по установлению предельного срока, в течение которого такие исполнительные документы могут находиться на исполнении. В связи с указанным нормы ПИКоАП дополнили положения, закрепляющие двухлетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания.

В частности, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, не исполненное в течение двух лет со дня вступления в законную силу, когда ОПИ установил, что у должника нет денежных средств и иного имущества, на которые можно обратить взыскание (ч. 3 ст. 14.5 ПИКоАП) .

Важно!
В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП (обжалование), предоставления отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнительного производства приостанавливается течение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости.

Будут ли изменения в порядке предоставления информации из банка данных исполнительных производств сторонам исполнительного производства, третьим лицам?

Банк данных исполнительных производств функционирует с 01.01.2021 в соответствии с Указом от 19.11.2019 N 418. Перечень и объем сведений, которые могут получить заинтересованные лица, регламентируют п. 5 и 16 утвержденного данным Указом Положения о банке данных исполнительных производств.

Исключена возможность предоставления судебным исполнителем по заявлению информации о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении его и (или) его имущества. На сайте Минюста размещается реестр задолженностей по исполнительным производствам, однако в нем отсутствует информации об ограничениях (обременениях). Планируется ли дополнить ею реестр? Если нет, то как такую информацию получить?

Расширять перечень указанной информации не планируется. Она имеет справочный характер, за уточнениями необходимо обращаться в ОПИ.

Чтобы получить более подробную информацию об имеющихся долгах, ограничениях (обременениях), установленных в отношении должников и (или) их имущества в исполнительном производстве, можно воспользоваться банком данных исполнительных производств.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: