Кто отказался от своих учений перед судом инквизиции

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.

1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов

Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение.

На самом деле инквизиторы боролись Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством или гомосексуальностью.

В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.

Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали Goode E., Ben‑Yehuda N. Moral Panics: The Social Construction of Deviance. John Wiley & Sons. 2010 массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.

Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.

В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило Gaskill M. Witchcraft, a very short introduction. Oxford University Press. 2010 от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.

Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках. Изображение: ANELKAOS / Wikimedia Commons

2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки

В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.

В основном инквизиторы были Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.

Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта. Фото: Marie‑Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.

Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.

В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 , что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.

3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей

С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.

В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.

Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.

4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно

Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars , а не невиновности.

Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.

Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.

При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось Bishop J. Aquinas on Torture. New Blackfriars не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.

Кроме того, инквизиторам запрещалось Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:

  • водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
  • подвешивание на дыбе;
  • растягивание на доске.

Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.

Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего нового времени. М. 2003 на перекрёстные допросы.

Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл Livivo M. Did Galileo Truly Say, ‘And Yet It Moves’? A Modern Detective Story. Scientific American в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.

Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.

5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение

Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.

Инквизиторы работали Peters E. Inquisition. University of California Press. 1984 в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.

После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.

6. Инквизиторы преследовали учёных

Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.

Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.

Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила Pedersen O. Galileo and the Council of Trent: THe Galileo Affair Revisited. Journal for the History of Astronomy в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.

Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того Giordano Bruno. Stanford Encyclopedia of Philosophy , что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.

Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли Michael Servetus. Britannica испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).

7. Инквизиция существовала только в Средние века

Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят Bornstein D.E. Medieval Christianity. Minneapolis: Fortress Press. 2005 в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.

Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.

Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.

Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась Anderson J.M. Daily Life During the Spanish Inquisition. Greenwood Publishing Group. 2002 в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.

Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация Congregation for the Doctrine of the Faith доктрины веры.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

По прибытии в город инквизитора к нему приходил комендант, который поступал в полное его распоряжение. Первым делом он приносил клятву исполнять все приказания инквизитора, направленные против еретиков, а также со всем тщанием производить их розыск и арест. В случае неповиновения комендант, как и другие должностные лица, мог быть не только отлучён от Церкви, но и на определённое время, до снятия с него анафемы, лишён занимаемого места.

В случае недонесения на еретиков жителям угрожали отлучением.

Раскаявшийся еретик должен был не только покаяться сам, но и указать на тех, кого он также подозревал в ереси и инакомыслии. В случае неявки еретикам угрожал суд по всей строгости закона.

Так велось предварительное следствие. Надо сказать, что все этапы строго документировались и в зале суда всегда был секретарь, который вёл записи. Другой вопрос, что он записывал и какие копии дел выдавал осуждённым.

Несчастный обвиняемый попадал в полную изоляцию – с момента ареста он не мог общаться ни с кем из знакомых, да и желающих выразить сочувствие не находилось: все боялись за собственную жизнь. Его помещали либо в епископскую или общественную тюрьму, либо в появившиеся со временем специальные инквизиторские тюрьмы.

После ареста еретика (подозреваемого) представители отправлялись в его дом, где полностью описывали имеющееся имущество. Кроме того, немедленно налагался арест на всё движимое и недвижимое имущество семьи. Члены семьи обрекались на нищету и влачили жалкое существование, потому что не было желающих им помочь. В схожей ситуации оказывались и кредиторы обвиняемого, потому что они теряли свои долговые обязательства. Историки инквизиции описывают случаи, когда жёны, дочери и сёстры даже самых богатых аристократов после заключения кормильца под стражу вынуждены были заниматься проституцией.

Однако в некоторых странах обвиняемого не арестовывали, а вызывали сразу в суд, где подвергали допросу.

Измотанный томительным ожиданием, обвиняемый, как правило, соглашался и являлся перед судьями. Тогда его допрашивали так, как будто суд не знал, в каких именно преступлениях его обвиняли. Преступление, которое преследовал инквизитор, было духовным, уголовные действия виновных не подлежали его юрисдикции. Простое сомнение считалось ересью.

Для того чтобы получить у подозреваемого признание, его всячески запутывали и запугивали. Часто обвиняемые признавались в том, чего не совершали, сразу же, чтобы избегнуть мучительного заточения, изнуряющих допросов и невероятных по своей жестокости пыток.

Вот примерный образец допроса, которым рекомендовал руководствоваться инквизитор Бернар Ги:

«Когда приводят еретика на суд, то он принимает самонадеянный вид, как будто он уверен в том, что невинен. Я его спрашиваю, зачем привели его ко мне. С вежливой улыбкой он отвечает, что он ожидает от меня объяснения этого.

Признание сопровождалось всегда изъявлением обращения и раскаяния. Инквизиция считала выдачу единомышленников доказательством чистосердечного обращения. Отказ кающегося еретика выдать своих друзей и близких принимался как доказательство того, что он не раскаялся, и его немедленно выдавали в руки светской власти.

Показаний одного свидетеля было достаточно для признания вины подсудимого. При этом имя свидетеля еретику не сообщалось, поэтому он не мог опровергнуть его показания, ведь отвести свидетеля можно было только на основе сильной личной вражды. Для проформы у обвиняемого спрашивали, кто его враги. Как правило, названные люди не были свидетелями обвинения.

Для получения признания инквизиция прибегала к пыткам, однако при наличии достаточного количества убедительных свидетельств суд мог вынести приговор и без признания подсудимого.

В своих приговорах раскаявшимся осуждённым инквизиторы назначали разные штрафы и персональные наказания, величина и продолжительность которых колебались в зависимости от обстоятельств и характера процесса: таковы были полная или частичная конфискация имущества, бессрочное или временное тюремное заключение; ссылка или изгнание; лишение чести, должностей, почестей и звания и права на таковые претендовать; наконец, все наказания, предусмотренные декретами Святейшего престола и соборов или же гражданскими законами.

Чаще всего накладывали епитимью.

Отличительной чертой инквизиторского суда было то, что для него не существовало других смягчающих вину обстоятельств, кроме как полного подчинения обвиняемого воле его палачей. Нарбоннский собор в 1244 году указал инквизиторам, что они не должны мужа щадить ради жены, жену – ради мужа, отца – ради детей, единственным кормильцем которых он был; ни возраст, ни болезнь не должны были влиять на смягчение приговора.

Не только сами осуждённые не могли вызвать у ревностных служителей Церкви сострадания, но и члены их семей, а также дети, поэтому в некоторых случаях наказание накладывалось на несколько поколений вперёд. Иногда членов семьи лишали и всех гражданских прав.

Вот как сам Доминик описывал наказания инквизиции в письме, адресованном братьям-монахам:

Однако не всем жертвам удавалось выжить в застенках инквизиции.

Если пытки не помогали, еретик упорствовал и отказывался признать себя виновным, его с соответствующими сопроводительными бумагами передавали в руки светским властям, поскольку только гражданский суд мог продолжать расследование и выносить приговор. Копия дела выдавалась в этом случае и самому обвиняемому, однако в ней бывали чаще всего искажены обстоятельства дела, а также вычеркнуты имена свидетелей и доносчика. Также еретик мог обжаловать решение инквизиторского суда и подать жалобу папе, но, как правило, папа отклонял такие кассации, поскольку обвиняемый продолжал сидеть в тюрьме, а вот инквизитор всегда имел возможность приехать в Ватикан и лично разъяснить свои действия.

В некоторых странах передача осуждённого в руки гражданской власти происходила уже на эшафоте, непосредственно перед смертью. О процедуре оглашения приговора – собственно аутодафе – и самой казни мы будем рассказывать в главе, посвящённой испанской инквизиции, поскольку именно с Испанией и связано это страшное действо.

Сейчас же лишь подведём итоги и скажем, что с введением инквизиции впервые в истории был запущен официальный отлаженный механизм уничтожения людей, включавший в себя весь процесс расследования, суда, вынесения приговора, проведения пыток и казни. А уж затем этот печальный опыт был использован диктаторами во многих странах мира, в том числе и в нашей…

Статья вторая ОПРАВДАНИЕ АРХИЕПИСКОПА В СИЛУ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПРИГОВОРА

Статья вторая ОПРАВДАНИЕ АРХИЕПИСКОПА В СИЛУ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПРИГОВОРА I. Св. Пий V подготовил окончательный приговор, но он счел удобным не выносить его до тех пор, пока не узнает взглядов испанского короля, с которым он хотел ладить. В приговоре он объявил, что

V. Процесс инквизиции

V. Процесс инквизиции Видя колебания Папы, король решил действовать немедленно. Именно на королевском совете 14 сентября 1307 г. постановили арестовать тамплиеров. Только один человек попытался противостоять этому: архиепископ Нар-боннский, Жиль Асцелин, который предпочел

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА РЕШЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОНТРОЛЬНОГО СОВЕТА ПО ХОДАТАЙСТВУ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ9 и 10 октября 1946 года в Берлине состоялось 42-е чрезвычайное заседание Контрольного Совета под председательством генерала армии Кениг. На заседании

8. Обоснование приговора Х. Гомерски

8. Обоснование приговора Х. Гомерски Так как процесс против Гомерски и Клира проводился по тому же образцу, что и процесс против Бауэра в Берлине, мы ограничимся цитированием всего трех предложений из мотивировки приговора Гомерски: «Из показаний свидетельницы Р.

Профессор доктор Экснер требует оправдательного приговора

Профессор доктор Экснер требует оправдательного приговора Профессор доктор Экснер завершает свою заключительную речь, которой он полностью доказал невиновность Йодля в предъявленных ему обвинениях, следующими словами:«Господа судьи! Позвольте мне в завершение

Виды пыток

Виды пыток Может показаться, что, в общем, инквизиция использовала те же методы пыток, что и светские суды – пытку водой, раму и strappado. Наиболее отвратительный вариант первого применялся в Испании. Сначала к языку обвиняемого привязывали кусочек влажной ткани, по которому

Оглашение приговора

Оглашение приговора 14 часов 50 минут.Трибунал снова заседает. Это 407-е и вместе с тем последнее заседание. Следует оглашение приговора. Теперь настроение зала совсем другое. Прожекторы погашены, только бледный голубоватый свет неоновых ламп освещает пустые ряды скамей

ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан

ГЛАВА 52. О том, какие роды пыток и казней придуманы были для христиан Тогда можно было видеть, с какой свободой это величие благочестия ежедневно подвергалось необыкновенным оскорблениям неутомимой жестокости. Целомудрие, которого никогда не оскорбляли и самые

В ожидании приговора

В ожидании приговора К началу 1945 года здоровье Маннергейма серьезно пошатнулось. Его мучила экзема, которая распространялась с рук на голову и затылок, а потом и вовсе перешла на лицо. К тому же осенью 1945 года у него появились сильные боли в желудке. Врачи боялись, что у

ДОРОГА ПЫТОК

ДОРОГА ПЫТОК Поехали. На пути к нам подстроились еще четыре таких же грузовика, покрытых брезентом. Образовалась колонна из шести машин, мы шли третьими. Начало сильно трясти, раскачивать из стороны в сторону. Я откинул кусок брезента. Оказалось, что мы едем по

Из приговора Международного военного трибунала

Из приговора Международного военного трибунала 8 августа 1945 г. Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Соединенных Штатов Америки и Временное Правительство


Большинство дел инквизиции были разбирательством обычных склок, когда соседи доносили друг на друга. Не ходит к причастию, неправильно молится, сочувствует еретикам — таковы обычные обвинения угодивших в руки инквизиторов. Но среди судов инквизиции было несколько, оставивших значительный след в истории. Наш рассказ о пяти самых громких инквизиционных процессах.

Большинство дел инквизиции были разбирательством обычных склок, когда соседи доносили друг на друга. Не ходит к причастию, неправильно молится, сочувствует еретикам — таковы обычные обвинения угодивших в руки инквизиторов. Но среди судов инквизиции было несколько, оставивших значительный след в истории. Наш рассказ о пяти самых громких инквизиционных процессах.

1. Тамплиеры

К началу XIV века богатство военно-монашеского ордена рыцарей Иерусалимского храма удивляло даже королей. Созданный в эпоху Крестовых походов для защиты паломников орден благодаря щедрым дарам быстро превратился в крупного землевладельца. Когда-то прославленные своей храбростью тамплиеры после изгнания из Палестины по большей части забыли про долг рыцарей церкви — сражаться с врагами христианства. Финансовые операции они вели и прежде, но чем дальше, тем меньше рыцари занимались войной и тем больше — коммерцией.

5 самых громких процессов инквизиции

Другие военные ордены нашли себе новые занятия. Иоанниты заняли Родос и сражались с мусульманами в Средиземноморье. Тевтонцы на берегах Балтики покоряли язычников и воевали против славян. Тамплиеры же отсиживались в своих европейских командорствах и давали деньги в долг. Это вызывало раздражение: ростовщичество считалось недостойным делом, тем более для рыцарей-монахов.

Богатству храмовников люто завидовал французский король Филипп IV, постоянно нуждавшийся в деньгах.

Скандальный процесс

В 1307 году король получил сведения, что орден изменил христианской вере и поклоняется демонам. Обвинения были довольно шаткими и ненадёжными, но Филиппу, точившему зуб на рыцарей храма, всякое лыко было в строку. Тринадцатого октября магистра ордена де Моле, а вскоре и всех находившихся во Франции тамплиеров арестовали.

Допрос великого магистра Жака де Моле

Очень быстро верхушка ордена признала все обвинения, включая отречение от Христа и мужеложство.

Папа издал буллу, в которой приказал всем христианским монархам арестовать тамплиеров. Дело передали Священному трибуналу инквизиции, оно продолжалось почти пять лет.

В ходе церковного следствия постоянно всплывали неудобные факты. Храмовники отказывались от показаний, которые из них под пытками выбивали люди короля Франции, и просили защиты у церкви. Но под давлением Филиппа IV папа Климент согласился с обвинениями и приказал распустить орден.

Король получил неплохую добычу — более миллиона ливров, что составляло полтора годовых бюджета Франции.

5 самых громких процессов инквизиции

Восемнадцатого марта 1314 года последний великий магистр тамплиеров — Жак де Моле — был сожжён на Гревской площади в Париже. Перед смертью он проклял Филиппа IV и папу Климента.

2. Жанна д’Арк

В 1412 году в шампанской деревушке Домреми родилась крестьянская девочка, получившая имя Жанна. В это время дела во Франции шли не просто плохо — страна катилась в пропасть. Шла Столетняя война, и англичане контролировали половину королевства.

В 1428 году началась осада Орлеана — крупной и очень важной крепости. Все участники войны хорошо понимали: взяв город, англичане докажут свою силу, и слабый французский король Карл VII падёт.

Но семнадцатилетняя Жанна, надев рыцарские доспехи, прибыла в замок Шинон, где каким-то чудом смогла убедить короля и его окружение в том, что послана самим Иисусом. Получив под командование небольшой отряд, Жанна пошла к Орлеану, ' title=>стремительно прогнала англичан и освободила город.

Жанна д

Затем она убедила Карла VII короноваться в Реймсе. Города сдавались Орлеанской деве, лишь только услышав, что она приближается. Но в мае 1430 года во время стычки Жанна попала в плен.

Руанский суд

В январе 1431 года в Руане начался судебный процесс над Орлеанской девой. Во главе церковного трибунала стоял епископ Пьер Кошон, советник юного английского короля Генриха VI. Понятно, что это мероприятие не имело никакого отношения к честному и беспристрастному суду: англичане стремились любой ценой опорочить Жанну д’Арк, считая её главной виновницей своих поражений.

Тридцатого мая 1431 года Орлеанскую деву сожгли на рыночной площади Руана.

5 самых громких процессов инквизиции

После завершения Столетней войны король Франции Карл VII приказал провести повторное расследование, доказавшее полную невиновность Жанны. В 1456 году папа Каликст III признал Руанский процесс недействительным.

3. Жиль де Ре

В XV веке во Франции жил могущественный сеньор. Его звали барон Жиль де Ре. Впрочем, полное перечисление его титулов заняло бы не одну строку, поэтому упомянем лишь, что Жиль принадлежал к одной из самых знатных семей Франции — роду Монморанси. Барон был храбр, умён и сказочно богат.

Когда ему исполнилось 22 года, Жиль отправился на войну с англичанами, познакомился с Жанной д’Арк и стал одним из самых верных её сторонников. В общем, фигура более чем значительная. Человек, которому король Франции Карл VII во многом был обязан своей короной.

Жиль де Ре

Жиль де Ре отличался немалой экстравагантностью. Любил читать, интересовался оккультными науками, алхимией и всегда имел собственное мнение по любому вопросу. За независимость суждений, а также пренебрежение общепринятыми нормами морали барон де Ре лишился места при дворе короля и отправился в добровольное изгнание в собственный замок. Там он прожил семь лет, привечая различных шарлатанов, чернокнижников, колдунов и некромантов.

Синяя Борода

Жиль де Ре вёл себя так, будто бы он король, и никто и ничто не в силах ему помешать. Это очень не понравилось епископу Нанта, который решил начать собирать компромат на барона.

Получив донос, обвинявший Жиля в похищении и убийстве ребёнка, епископ рискнул и объявил об этом публично. И призвал тех, кто знает об исчезновении детей по вине Жиля де Ре, сообщать об этом церкви. Для страховки епископ получил поддержку герцога Иоанна V Бретонского, во владениях которого обитал барон.

Вскоре оказалось, что обвинений против Жиля де Ре предостаточно. Дело было передано инквизиции, и Жиля де Ре схватили.

5 самых громких процессов инквизиции

Следствие выяснило, что барон практиковал чёрную магию, совершал ' title=>человеческие жертвоприношения демонам. Правда, Жиль де Ре долго отвергал обвинения и признался лишь под пытками.

Некоторые исследователи полагают, что дело барона было сфальсифицировано, так как герцог Бретонский жаждал заполучить его имения и деньги. Но как минимум сорок детских скелетов, найденных в его замке Машекуль, всё же свидетельствуют в пользу следствия.

В народной памяти французов Жиль де Ре превратился в героя страшных сказок — маньяка Синюю Бороду.

4. Ян Гус

На рубеже XIV–XV веков в католической церкви назревало подспудное недовольство. Претензии римских пап к светской власти, алчность князей церкви, роскошь соборов и кардинальских дворцов раздражали бюргеров и мелкое дворянство. Первыми, кто решился обличить неправедность римской курии и епископата, были учёные священники — преподаватели университетов, уже давно ставших центрами интеллектуальной жизни Европы.

Ян Гус

Одним из таких священников был чех Ян Гус. Он родился в семье бедных горожан, но благодаря незаурядному уму смог получить хорошее образование. В 32 года он уже занимал пост декана философского факультета, а в 40 лет стал ректором Пражского университета. Будучи не только учёным, но и священником, Гус еженедельно читал проповеди, на которые постепенно стали собираться огромные толпы чехов. В своих речах Гус критиковал стяжательство церковных вельмож и говорил о необходимости избавиться от слепого подчинения Риму.

Конфликт с папой

В 1409 году Яну Гусу запретили проповедовать. В 1414 году его вызвали на церковный собор в Констанце, где обещали открыто обсудить его идеи, гарантируя безопасность. Но с ним не собирались вступать в теологические диспуты. Яна Гуса арестовали, а собор превратили в судилище, которое шло с мая по июль 1415 года.

Дело было решённым, поэтому защита учёного богослова не играла никакой роли — Яна Гуса просто не слушали. После оглашения приговора Гусу предложили отречься от своего учения и спасти жизнь. Но пражский магистр отказался.

5 самых громких процессов инквизиции

Шестого июля Гуса сожгли за стеной Констанца, после чего выбросили его прах в Рейн. Смерть самого популярного чеха от рук немцев оказалась поводом для восстания его сторонников. Мятежи привели к долгим и кровавым Гуситским войнам. Магистр Ян Гус стал национальным героем чешского народа.

5. Галилео Галилей

Галилео Галилей

Суд над наукой

По настоянию папы, старого учёного вызвали в Рим. Поводом для суда стали не аргументы в пользу гелиоцентрической системы, а нарушение папского указа 1616 года, провозглашавшего гелиоцентризм еретическим учением. Поскольку решение 1616 года появилось в том числе по итогам работ Галилея, возвращение к защите учения Коперника превращалось в повторное впадение в ересь. А такие вещи наказывались смертью.

Галилей тяжело болел и не хотел сопротивляться. Он покаялся и отрёкся от своих книг, объявив всё написанное раньше заблуждениями. Папа в ответ не стал усугублять конфликт: Галилея не признали еретиком, но приговорили к заключению — как подозреваемого в ереси. Сажать в тюрьму старика, да ещё и знаменитого профессора, было слишком некрасиво. Поэтому последние девять лет жизни Галилей провёл сначала на вилле своего покровителя флорентийского герцога Фердинандо Медичи, а затем в собственном доме близ Флоренции.

5 самых громких процессов инквизиции

Читайте также: