Кто осуществлял властные функции в первобытном обществе

Обновлено: 25.06.2024

Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени — несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат . Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация , согласно которой первобытное общество проходит три периода :

Ранний — период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;

Средний — период зрелости первобытного общества, родовая община;

Поздний — период распада родовой общины или эпоха классообразования.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация — первобытное общество проходит два этапа или периода:

Первый — период присваивающей экономики;

Второй — период производящей экономики.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода — присваивающая.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе — это определяло соответствующую социальную организацию общества — род, родовая община . Род — это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ .

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества — носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества — только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной . Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией , которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту — появилось скотоводство . Появилось первое разделение труда , производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт , который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие — ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками — появились купцы .

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы — пленники других племен.

Причины возникновения государства:

1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);

2. возникновение частной собственности;

3. возникновение классов.

Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем — объединение нескольких родов близких по родственным связям.

Бытует мнение, что для первобытного общества не характерен социальный и имущественный раздел. Люди проживали большой общностью, и все делили поровну: печали и радости, добычи и потери, женщин и детей. Так - то это так, но не совсем. Такая картина была только на ранних порах, в так называемом раннем каменном веке. Но даже первобытные люди – люди, и ничто человеческое им не чуждо. В том числе – и стремление к накоплению личного имущества и способности влиять на окружающих, поэтому власть в первобытном обществе получила свое первоначальное развитие.

Уже во времена расселения человека разумного типа, - кроманьонца, социальной структурой была родовая община. Основная ячейка общества – семья. Семьи объединялись в роды. Изредка, чтобы перебороть природный вызов или себе подобных, роды объединялись в родовые союзы.

Чтобы сохранять все эти предписания, нужны были специально обученные люди, с ярко выраженными чертами лидера, способные постоять за интересы племени, за собственные интересы и не дать навязать чужие интересы. Такими людьми стали вожди.

Даже в первобытном обществе не было всё так просто и однозначно. И власть была разная, и способов контроля несколько.

Власть из племени и для племени

Первый, наиболее уважаемый представитель власти – старейшина. Проживший достаточное количество лет, имеющий богатый жизненный опыт, он несомненно обладал мудростью и дальновидностью. В обязанности старейшин входил контроль повседневной жизни соплеменников, организация их труда, разрешение спорных ситуаций и многое другое. Чтобы стать старейшиной нужно немного – всего лишь дожить до старости. Следует отметить, что в первобытном обществе существовало действительное уважение и, в некотором роде, преклонение перед достигшими старости людьми. Скорей всего, это связано с тем, что в то нелегкое время дожить до 30 уже неимоверное везение, а чего уж и говорить о стариках.

Никаких выборов это должность не предусматривала. Сообщество просто признавало преимущества своего соплеменника перед другими, так проявлялась первая примитивная власть в первобытном обществе.

Второй уровень власти в первобытном обществе – совет старейшин. Это временный орган, который созывался для рения каких-либо важных вопросов. Участниками совета были главы различных родов, которые собирались и принимали решения, касательно их общей жизни. Это могли быть спорные вопросы, вопросы санитарного плана (если на тот период был разгул эпидемии), сельскохозяйственные проблемы и многое другое.

Следующий на очереди в структуре власти – вождь. Он мог не отличаться особым умом и сообразительностью, для этого был старейшина, но вот быть физически развит и психологически подкован он обязан. Если старейшина руководил жизнью в мирное время, то вождь принимал бразды правления в военное время. Поэтому, в вожди брали самых смелых, ловких, храбрых, знающих приемы ведения боя, грубо говоря, - тактику и стратегию войны.

Как и у старейшин, у вождей также был свой коллегиальный орган – совет вождей. На его собраниях решались вопросы о продолжении или прекращении войны, разрабатывалась тактика боя.

Чуть низшим, но всё ещё значительным органом власти были собрания всего взрослого населения, или воинов. В большинстве своем речь идет о мужском населении племени. Племена, населявшие северные территории созывали воинов, более южные, средиземноморские - всех взрослых мужчин. На рассмотрение выносились вопросы, которые затрагивали жизнь всего племени. Например, начало войны или заключение мира, уход с прежнего места жительства, в связи с истощением земли, или нарушение кем-либо табу, и решения о его наказании.

Отдельную ступень в иерархии власти в первобытном обществе занимает жречество. Сюда можно отнести всех отправителей культа – колдунов, ведунов, магов и шаманов. Они ведали тайными знаниями, были ответственны за налаживание контактов с миром духов, за создание благоприятных климатических условий, исцеление или нанесения проклятия. Это уже закрытая организационная структура. И если в предыдущие органы власти при желании можно было попасть – нарастить силушку богатырскую, да дожить до преклонных лет, то здесь рядовой общинник был бессилен. Духи не желали общаться абы с кем, поэтому выходили на связь исключительно с теми, у кого был дар, в основном – это родственники жреца, так власть в первобытном обществе получила преемственность. Если такового ещё в поселении не завелось, то тот, кто пошустрей да по - смекалистей быстро занимал эту вакантную должность.

Особенности власти

Итак, к концу неолита, образовалось три ветки власти. Все они базировались на исключительных умениях, знаниях и навыках недоступных для простого жителя племени. Далее, с развитием общества, это выразилось в материальном эквиваленте. Эта тенденция сохранилась и по сей день, демонстрируя присущий роду человеческому консерватизм и нелюбовь к социальным переменам.

По мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам. Теперь на одной и той же территории живут разноплеменные группы населе­ния, отношения между которыми не могут регулироваться обычаями родового строя — мононорма уступает место иным социальным нор­мам, в частности праву.

Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, пре­тендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминирова­нию власти военного вождя над властью собрания племени, превра­тившегося в собрание военной дружины.

У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди получают власть от Бога, тем самым обеспечивая дополнительную легитимацию власти.

Таким образом, формирование причин, которые привели к по­явлению государства, обусловлено действием как объективных (эко­номических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов.

Ранними формами государственной организации общества стали протогосударство и раннее государство.

Общественные структуры и власть в протогосударстве. Прото­государство создавалось на базе нескольких племен или общин, кото­рые не исчезают с появлением этого государства, но образуют внутри него иерархию, где место каждого определялось престижем и силой соответствующей группы.

В основе политической интеграции лежал комплекс экономиче­ских, религиозных, военно-оборонительных или захватнических ин­тересов.

В процессе формирования протогосударства имеет место непре­рывное скрытое либо явное соперничество между властными элитами отдельных групп, идет борьба против централизаторских устремлений и деспотизма публичной власти.

Протогосударство характеризуется существованием различных типов власти и форм властвования — потестарная власть и зачатки публичной политической власти сосуществуют. Традиционные формы потестарной власти в протогосударстве более стабильны, чем зачатки публичной политической власти, в основе этих форм лежат обычное право и консерватизм привычного уклада жизни.

Основные ячейки родового строя — маленькие разрозненные и зам­кнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия, по­степенно изживают себя, что создает основу для дальнейшей эволюции структуры общества и соответствующих ей властных форм.

Государство как таковое возникает по мере усиления властных при­знаков управленческих структур (права создавать социальные нормы и права принуждать) и организационной оформленности, институци­онализации публичной политической власти. Одновременно проис­ходит постепенное обособление власти от народа.

Государствообразование предполагало социальный раскол не только общества, но и его верхушки, оно ставило в двусмысленное положение обычное право, которое пытались использовать в своих интересах противоборствующие страты общества и группировки внутри них.

Институционализация публичной политической власти в процессе государствогенеза характеризуется следующими закономерностями.

Выделяют три пути происхождения публичной политической власти (три пути политогенеза):

• военный путь (военно-иерархический) предполагает усиление военной организации племен, сплочение военных лидеров союзных племен под руководством военного вождя для ведения захватнических войн с целью добычи рабов и богатства, военная структура становится прообразом управленческих структур государства;

• аристократический путь характеризуется постепенным превра­щением знати, родоплеменной верхушки, монополизировавшей экономические, сакральные и военные функции, в политически организованную силу — публичную власть, тогда как рядовые об­щинники становились политически и экономически зависимым, эксплуатируемым слоем людей;

В той или иной мере в формировавшихся государствах сочетались элементы этих путей с доминированием какого-либо из них.

Происходит постепенное утверждение территориального, а не кровнородственного принципа распространения власти. Наконец, власть осуществляется не в родовых интересах, а в интересах всего общества.

С дальнейшим развитием протогосударства потестарные властные структуры постепенно отмирают, а публичная политическая власть приобретает качество суверенитета, т.е. верховенства как внутри опре­деленной территории, так и во взаимоотношениях с иными властями вовне ее, монополизирует право издания законов, обязательных для исполнения, получает так называемую прерогативу — право определять пределы и условия функционирования любой иной власти на под­контрольной ей территории.

В протогосударствах ни сам царь, ни кто-либо другой по его поруче­нию не мог отменять нормы обычного права и обычаи вообще, потому что они, как считали люди, идут от далеких предков, освящены рели­гией. В компиляциях правовых обычаев отражалось господствующее положение правящих слоев общества, но лишь в той степени, в какой оно вошло в традицию, стало исторически закрепленным фактом.

В протогосударстве не было и регулярных налогов, и узаконенных повинностей в пользу публичной власти.

Существовали формы дан- ничества. Речь идет о военных рейдах царя (князя) в пределах своих владений с целью сбора дани, а заодно и рассмотрения споров, урегу­лирования конфликтов.

В целом признаками протогосударства можно считать его структур­ную неустойчивость, хрупкость, относительно слабую экономическую и социальную основу. Отсюда необычайная подвижность этой поли­тической формы — она могла постепенно развиться в раннее и зрелое государство, но чаще всего она распадалась, и вновь возвращались старые родоплеменные формы властвования.

Основные характеристики раннего государства. Раннее государство — это прочно осевший в определенной области племенной союз, в рамках которого существует более или менее устойчивая публичная власть, единоличная или чаще всего опирающаяся на иерархическую систему кня­жеского авторитета.

В отличие от протогосударства здесь имеют место территориаль­ная организация населения и укрепление институциональной структуры публичной политической власти.

Кроме того, наблюдается существенное ослабление и постепенное отмирание потестарных родоплеменных структур. Их роль на себя берет новая власть — публичная политическая.

В раннем государстве четко проявляется имущественное и соци­альное расслоение, основная масса населения оказывается отстранена от управления общественными делами, которые фактически переходят в руки элиты.

Однако в раннем государстве все еще отсутствуют резкие со­циальные противоречия — существующая политическая структура наряду с интересами знати выражает и общеплеменной интерес. Осу­ществление политической власти все еще в значительной мере но­сит традиционный, ориентированный на родоплеменные ценности характер.


Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Властно-правовая характеристика первобытного общества

Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:

  1. Экономических;
  2. Социальных;
  3. Культурных;
  4. Политических;
  5. Религиозных.

Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.

Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:

Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.

Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.

В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.

Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.

Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.

Содержание мононорм составляли разного рода табу — запреты совершения определенных действий, тотемы — обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты — некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.

Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.

Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.

Общие закономерности возникновения государства

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

— разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

— политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

— психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

— идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

— Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

— Население прикрепляется к определенной территории;

— Налоги, на которые существовало государство.

Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

— Европейский путь происхождения;

Власть в первобытном обществе

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Признаки гос-ва – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.

К ним относятся:

1) Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;

3) Публичная власть. Государство — особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.).

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе — возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:

в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6) обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

Социальные нормы в первобытном обществе

Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.

Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.

Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:

  • общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
  • общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
  • сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
  • урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
  • существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
  • возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
  • присутствие территории для проживания.

Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.

В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:

  1. формирование человека как биосоциального существа;
  2. утверждение брачно-семейных отношений;
  3. отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).

Отличие государства от общественной власти родового строя.

Основные формы возникновения государства:

1. Восточная (Индия, Пакистан, Китай), которой характерно огромная территория, государственная собственность преобладает над частной собственностью, проведение сельскохозяйственных работ;

2. Классическая (Рим, Афины), которой характерно расслоение общества на классы;

3. Германская, которой характерны насильственные действия сил одной территории в отношении другой.

Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его в этом вопросе.

4. Монопольное право государства на правотворчество.

Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство — это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.

Теории происхождения государства.

Сущность исторических процессов формирования государства у разных народов обусловлено то, что в науке сформулированы ряд теорий по вопросу объяснения универсальных причин появляется государство. Однако каждая из этих теорий представляет собой субъективный взгляд ученых на проблему происхождения государства.

Различают следующие теории происхождения государства:

1. Теологическая (божественная, религиозная) теория.

Представители: средневековый ученый-философ Аквинский, Августин.

Согласно данной теории государство и право созданы богом, но он не указал конкретных лиц, осуществляющих власть, конкретные методы, формы правления. Однако государство должно воплощать в себе те характеристики, которые свойственны данной религии.

2. Патриархальная теория.

Представители: Аристотель, Михайловский.

Согласно данной теории государство рассматривается как продукт и результат развития семьи, ее разрастания. Власть правителей в государстве отождествляется с властью главы семьи, т.е. она является продолжением отцовской власти.

3. Договорная теория.

Представители: голандский ученый Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Радищев.

По данной теории государство есть результат соглашения между людьми, которым стало втягость их естественное свободное состояние и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы.

4. Теория насилия.

Представители: Дюринг, Гумплович.

Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство — результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие — это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие — господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.

5. Органическая теория.

Представитель: Г. Спенсер — английский ученый.

Согласно данной теории государство — результат социальной эволюции, который является разновидностью органической эволюции. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные так и в обществе происходит естественный отбор, который определяет зарождение государства.

6. Психологическая теория.

Представитель: Петражицкий, Коркунов.

Данная теория объясняет происхождение государства, исходя из особенностей человеческой психики. Предполагается, что с одной стороны, психике индидиа свойственно стремление подчиняться выдающимся авторитетными личностям, а с другой стороны, в человеке очень сильно агрессивное начало, поэтому государство создается в результате удовлетворения первой потребности и подавления человеческой агрессии.

7. Марксисткая (классовая) теория.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.

Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.

Дата добавления: 2013-12-31; 8573; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 18585
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: