Кто осуществлял верховное руководство вооруженными силами древних афин

Обновлено: 09.05.2024

Основными органами афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопросы об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы.

В Народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду.

Принятый народным собранием законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (буле). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены совета выбирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, вопросы управления, которые необходимо было решить на Народном собрании: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами и др. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления.

Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота.

Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

Срок полномочий членов Совета - 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.

В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.

Главными должностными лицами исполнительной власти в Афинах выполняли две коллегии: стратегов и архонтов.

Коллегия десяти стратегов избиралась путем открытого голосования поднятием рук из числа наиболее богатых и влиятельных граждан Афин. Она осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

По афинским законам, все десять стратегов обладали равными правами и имели одинаковые обязанности. В реальности же установился неписаный обычай, в соответствии с которым один из стратегов занимал главенствующие позиции - и не только в коллегии, но и во всем государстве.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил.

В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства.

Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.

Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности Совету 500 и Народному собранию, а также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

- внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

- предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

- принятие законопроекта народным собранием;

- принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Заключение

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. Его дело продолжил Клисфен. Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы.

Формальное равнопра­вие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпе­нов. Выросли противоречия и между афинянами и ограни­ченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.

Прекрасной и замечательною чертою Солона было и то, что он глубоко уважал человеческую природу и ради государства никогда не жертвовал человеком, ради средства — конечною целью, а, напротив, заставлял государство служить человеку. Его законы были не тягостными узами, и дух афинского гражданина, не стесняемый ими, легко и свободно развивался во всех направлениях, никогда не ощущая, что они ведут его за собой.

Афинская демократия просуществовала 150 лет.Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 479-431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к ут­рате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический пере­ворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократи­ческими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстанов­лена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опу­стела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от государственной казны. Недоволь­ство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного; союзника перед лицом угнетае­мых рабов.[10]

Раздираемая внутренними противоречиями, ослаблен­ная всеобщим недовольством, афинская демократия оказа­лась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а за­тем одного из государств, образовавшихся после ее распа­да. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афи­ны, прекратили свое существование, как самостоятельное государство.

Список литературы

1. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 2006 г.

2. Аристотель. Афинская политика.

3. Батыра К.И. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. - М, 1999. - 456 с.

4. Бобович А., Законодательство Солона. Перевод с немецкого. 2000 г.

5. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003 г.

6. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. - М, 2004. - 129 с.

7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. - М, 2000. - 528 с.

8. Тойнби А. Постижение истории. М., 2002.

9. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. М., 2004 г.

10. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М: Юристъ, 2005 г. 256 с.

[1] Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 2006 г.

[2] Жидков О.А. Истории государства и права зарубежных стран на тему. М: - 2004 – 129 с.

[3] Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 2006 г.

[4] Жидков О.А. Истории государства и права зарубежных стран на тему. М: - 2004 – 156 с.

[5] Бобович А., Законодательство Солона. Перевод с немецкого. 2000 г – 56 с.

[6] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. - М, 2000. - 528 с.

[7] Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003 г.

[8] Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. - М, 2004. - 178 с.

[9] Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М: Юристъ, 2005 г. - 256 с.

[10] Аристотель. Афинская политика.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Коллегия 10 стратегов, избираемая народным собранием путем открытого голосования (первоначально по одному человеку от каждой филы, а впоследствии от всего населения), была органом высшего руководства вооруженными силами. Во время войны верховное командование вручалось одному из стратегов (по выбору народного собрания), в мирное время стратеги обладали равными правами. Кроме чисто военных функций (набор войска, командование воинскими формированиями, руководство пограничными гарнизонами), стратегам могли быть поручены и другие дела, касающиеся внешней и внутренней безопасности государства (распоряжение средствами, выделяемыми на армию и флот, сбор чрезвычайных военных налогов, заключение перемирий, руководство доставкой продовольствия в Афины, председательствование в судах по делам о воинских преступлениях и т.д.). Стратеги имели право требовать созыва внеочередных народных собраний для принятия каких-либо неотложных мер. Были случаи, когда одному или нескольким стратегам в чрезвычайном порядке вручалась вся полнота власти, т.е. возможность решать все дела без согласования с народным собранием и Советом 500 (такая должность называлась стратег-автократор). Да и в мирное время стратеги не давали отчетов народному собранию, а отвечали перед ним только в случае совершения уголовного преступления. Должность стратега не оплачивалась, поэтому ее могли исполнять только лица, имевшие недвижимость; необходимым условием было и состояние в браке. Кроме того, эту должность можно было занимать несколько сроков подряд. Примером может служить политическая карьера Перикла - он замещал должность стратега свыше 15 лет (444 - 429 гг. до н.э.). являясь фактически главой государства.

4.1.3 Коллегия архонтов.

Коллегия архонтов состояла из 9 человек и избиралась по жребию из числа кандидатов, предложенных филами. Как единое целое коллегия архонтов выступала редко (например, при проверке должностных лиц); внутри коллегии существовало распределение обязанностей. Первый архонт (эпоним) ведал предварительным рассмотрением жалоб и споров по семейным и наследственным делам; после передачи этих дел в суд он председательствовал при их разбирательстве. Именем первого архонта назывался очередной год афинского летоисчисления. Второй архонт ведал делами вольноотпущенников и метэков, рассматривал их споры с гражданами. Остальные шесть архонтов (фесмофеты) ведали делами гелиэии и других судов: подготовляли дела к слушанию, проводили жеребьевку для определения состава судей, назначали день заседаний, председательствовали в дикастериях и т.д. Важнейшая обязанность фесмофетов - ежегодные доклады народному собранию о противоречиях и пробелах в действующем праве с предложениями по их устранению. Фесмофеты принимали жалобы на злоупотребления должностных лиц и ставили вопрос об их смещении.

Существовало еще множество других должностных лиц (всего, по словам Аристотеля, около 700), ведавших казной, управлявших государственным имуществом, наблюдавших за санитарным состоянием города и правилами торговли, отвечавших за нравственность граждан, обучавших молодежь военному делу и т.д. Соответствующие должностные лица были также в филах и демах. Кроме того, значительное число чиновников действовало за пределами Афин в составе различных миссий - они управляли делами обширной Афинской державы с многомиллионным населением.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств. Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40. Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, "входящие в круг обычного управления", в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также "казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов", которых избирали "поднятием рук".

4.2 Принципы деятельности должностных лиц.

Государственный аппарат Афинского полиса был довольно многочисленным и разветвленным. Однако ему не были свойственны те черты строжайшей централизации и бюрократизма, которые составляли квалифицирующий признак древневосточных деспотий. Вся система формирования и функционирования государственных органов Афин строилась на определенных демократических принципах, важнейшими среди которых были следующие:

• выборность (открытым голосованием или по жребию).

• краткосрочность (как правило, на 1 год),

• коллегиальность (при равноправии членов коллегии),

•недопущение совмещения должностей или занятия одной должности в течение двух сроков подряд,

• обязательная проверка лиц, вступавших в должность,

• возмездность (оплата должностей, а также службы в армии или на флоте),

• подотчетность (перед Советом 500, или гелиэей, в т.ч. с представлением финансовых отчетов).

Отмеченные принципы - яркое свидетельство подлинно демократического характера республиканского строя Афинского государства. Имевшие место исключения касались только отдельных служб (например, принципы формирования и функционирования высших органов военного ведомства не соответствовали второму, третьему, четвертому и шестому из перечисленных пунктов) и принципиально не меняли общей картины.

Значительного уровня развития достигли и те органы, которые принято относить к разряду карательных.

Читайте также: