Кто осуществляет внешнюю политику франции

Обновлено: 02.07.2024

Будущее еврозоны и дипломатические отношения с Россией на фоне украинского кризиса. Вот две темы, которые определят судьбу Европы сразу уходящего 2021 года, щедрого на роковые решения по этим темам.

Политическое равновесие, которое сложилось в 1990-х годах, может резко измениться в 2022 году. В настоящее время европейский континент подтачивают две противоестественные проблемы. С одной стороны, потребности и экономическая логика развития Франции и Италии не имеют ничего общего с потребностями Германии. То есть разделение общей денежно-кредитной политики определенно достигло своих пределов, о чем Германия заявляет все громче и громче. С другой стороны, антагонизм между большими нациями Западной Европы и Россией и пришедшее с ним искусственное разделение, ведущее к коллективному самоубийству европейского континента, — все это может быть сокращено, хотя и не сведено к нулю. И отодвинется эта опасность благодаря смелым инициативам Москвы, которая стремится воспользоваться тем, что США сейчас решили сосредоточиться на Китае.

2022: раздел Еврозоны спустя 30 лет после Маастрихта?

Финансовые интересы Франции и Италии разошлись с немецкими

Французский журналист Эрик Земмур

Север и Юг Европы: развод по финансовому принципу

2022: настоящий конец холодной войны — через 30 лет после ложного?

Можно только с сожалением и завистью думать о том, какой была бы коллективная мощь великих европейских государств, а именно Франции, Германии, Италии, России, если бы они были полноправными союзниками: они были бы первыми в мире и в области ядерного оружия, и в промышленности, энергетики и сельском хозяйстве. Вместо этого мы полагаемся на НАТО, хотя смысл существования этой организации должен был исчерпать себя с падением Берлинской стены и распадом СССР. Сегодня организация НАТО служит лишь инструментом военного господства США и вектором искусственного разделения континента. А юридически мы подчиняемся законодательным инициативам Европейского Союза, который постоянно расширяет область правовых норм ЕС, что снижает законодательную независимость государств-членов и пропорционально усиливает присутствие американских транснациональных корпораций. Этим корпорациям с головными офисами в США это выгодно: ведь они больше не обязаны приспосабливаться к национальным особенностям государств-членов.

Предложения России выгодны для всех

Политика США, направленная на конфронтацию стран ЕС с Россией, препятствует созданию альянса на европейском континенте. Она также подталкивает Россию к укреплению политического, экономического и военного союза с Китаем. Следовательно, США должны сделать выбор, и именно такой выбор Россия предложила им в декабре 2021 года.

Президент Франции Эммануэль Макрон

Итак, о чем идет речь? Россия предложила два документа, два проекта договора, один для США, а другой для НАТО. Эти договоры предусматривают прежде всего запрет на размещение войск НАТО (и замораживание расширения Североатлантического альянса) на территории бывших республик СССР, в частности на Украину и Грузию. К сожалению, оба эти государства в Бухарестской декларации альянса от апреля 2008 года значатся как будущие члены НАТО. Оба путинских документа также запрещают размещение американского и российского ядерного оружия за пределами их государственных территорий. Выходит, американское ядерное оружие потеряет право присутствия в западной и центральной Европе (хотя, конечно, останутся французские и британские ядерные силы сдерживания).

По сути, эти требования Путина ничем не отличаются от долгосрочной американской политики, которая, например, предотвратила размещение советских ракет на Кубе в 1962 году: эта политика требует жестко устранять ядерную угрозу с территории соседних государств. Вторым шагом для России станет обеспечение эффективного применения Минских договоренностей, заблокированных Украиной с 2014 года.

Американцы это прекрасно знают. Призрачный риск вторжения на Украину — это всего лишь предлог, используемый для того, чтобы иметь возможность вступить в серьезные переговоры с Россией с учетом стратегического выбора США сосредоточиться на Китае. Администрация Трампа так и не дошла до серьезных переговоров с Россией, так как оппозиция со стороны Демократической партии и журналистское сообщество ненавидели Трампа и блокировали любые его шаги в навстречу России, обвиняя его в сговоре с Путиным.

Таким образом, американо-российские переговоры, намеченные на январь, возможно, окончательно положат конец холодной войне и разделу континента через тридцать лет после распада Советского Союза. Следовательно, выбор Америки сосредоточиться на Китае открыл бы дверь примирению и сближению европейских держав с Россией, на чем в свое время настаивал президент Эммануэль Макрон, несмотря на атлантистскую и антироссийскую позицию его министра иностранных дел Ле Дриана. Эрик Земмур, конкурент Макрона на президентских выборах, также, как нам кажется, верит в возможность восстановления европейских альянсов с Россией и освобождения от американской военной опеки. Но эти вопросы ускользают от внимания слепой толпы других кандидатов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Но за пределами красных линий Макрон может оказаться даже жестче неоконсерваторов, от которых он так демонстративно отстраивался в своих выступлениях.

Спустя всего три месяца после избрания нового президента Франция стала одним из самых заметных игроков на международной арене. Неожиданное приглашение Владимира Путина в Версаль, попытка активизировать нормандский формат по урегулированию украинского кризиса, более активная позиция по Сирии, демонстративное, но с оговорками сближение с США. Эммануэль Макрон громко заявил о себе как об амбициозном лидере западного мира, готовом не встраиваться, а задавать вектор развития мировых процессов.

Уже сейчас можно говорить о формировании новой дипломатической стилистики Парижа — в опубликованном в июле докладе USC Center on Public Diplomacy о странах — лидерах политики мягкой силы Франция вырвалась на первое место именно благодаря тому авансу доверия, который получил Эммануэль Макрон от мирового сообщества сразу после избрания. Но что стоит за новыми подходами и каково содержание внешнеполитического курса Франции?

Его предшественник Франсуа Олланд в 2014 году тоже пытался проявить инициативу, предложив, в частности, тот самый нормандский формат по урегулированию украинского кризиса. Но отличие подходов двух президентов заключается в том, что для Олланда этот проект стал самоцелью, результативность которого мало кого волновала. А Макрону нужен ощутимый и убедительный результат дипломатических усилий, будь то Украина или Сирия или восстановление франко-немецкого союза. Новая политика Парижа будет гораздо более динамичной и чувствительной к внешним раздражителям.

На практике это означает еще и то, что партнерам Франции теперь будет труднее экстраполировать локальные успехи на другие сферы отношений. Например, если завтра Россия и Франция добьются точечного прогресса по Украине, это не приведет к смягчению линии Парижа по другим проблемным вопросам, а сам успех будет поставлен в зависимость от имплементации договоренностей. Это конец статичной дипломатии Олланда.

Инициативность в новой стилистике Макрона — это также готовность действовать на опережение. Приглашение Путина в Версаль и Трампа на празднование Дня взятия Бастилии 14 июля — яркие примеры такого подхода. Пока наблюдатели гадают, где тут скрывается тайный смысл, о чем пытается договориться Макрон и каковы конкретные предложения, на деле Елисейский дворец жирными линиями обозначает свое присутствие на карте, готовя почву для последующего продвижения новых идей.

Политика красных линий

Изначально в рамках избирательной кампании область внешней политики была для Макрона одной из самых слабо проработанных частей программы. Однако почти сразу после избрания она стала доминировать в его повестке. Случилось это скорее в силу благоприятного стечения обстоятельств: почти сразу после выборов Макрон был вынужден с головой окунуться именно в международные отношения: визит в Германию, саммит НАТО, саммит G7, встреча с Путиным в Версале, саммит G20, приглашение Трампа в Париж.

При этом детально проработана была лишь одна тема — отношения Франции с Германией и будущее новой Европы. Это ядро внешней политики Макрона, где заранее были сформулированы четкие предложения: валютная реформа, институциональное развитие проекта финансово-экономической интеграции стран зоны евро, создание единого бюджета, который утверждался бы европейским парламентом, введение должности европейского министра экономики и финансов, ужесточение антидемпингового законодательства, создание более комфортных условий для французского бизнеса и прочее.

Так, по Украине такими красными линиями становится невозможность обсуждения вопроса о признании Крыма российским — этого нет и не будет в повестке дня ни при каких условиях. Или гораздо менее очевидная, но реальная красная линия в отношении политики России в Донбассе — возможное наращивание военной помощи или попытка расширить подконтрольную территорию будет признана недопустимым нарушением. Деградация ситуации на востоке Украины при участии Москвы может быть признана достаточным поводом для переформатирования диалога по урегулированию украинского кризиса. Макрон, в отличие от Олланда, не будет любой ценой держаться за нормандский формат, если в его рамках не будет прогресса.

Эммануэль Макрон в своей внешнеполитической стилистике достаточно четко разделяет отношение к государству (в совокупности с историей отношений и стратегическими общими интересами) и отношение к текущим политическим лидерам. Например, и Россия, и США для Франции остаются странами, с которыми исторически выстроены тесные, богатые, хорошо институционализированные связи. И визит Владимира Путина в Версаль, и приезд Дональда Трампа на парад 14 июля были встроены именно в исторический контекст. Для России это было приурочено к трехсотлетию визита Петра Первого. Что касается визита Трампа, то, как пояснил представитель французского правительства Кристоф Кастанер, президент США приехал в Париж по случаю столетия вступления Америки в Первую мировую войну.

Но и США, и Россия в последнее время давали немало поводов для беспокойства. С США у Франции после избрания Трампа накопились разногласия, причем не только по практическим, но и по концептуальным вопросам: по Климатическому соглашению, из которого Вашингтон вышел, по Сирии (например, по уходу Асада), по торговому протекционизму (Трамп выступает за двусторонние торговые соглашения со скорее антиглобалистских позиций), по брекзиту, который поддержал новый глава Белого дома, и миграционному кризису в Европе.

Однако логика дифференцированного подхода к лидеру и государству не объясняет другого: почему в ходе обоих визитов атмосфера была в эмоциональном контексте разной? Весьма теплый прием Трампа контрастировал с напряженным и прохладным диалогом с Путиным.

Вероятно, тут есть еще один, менее очевидный водораздел, который связан с отношением к природе политического режима. США являются не только партнером, как Россия, но и ценностным союзником Франции. Это концептуальный единомышленник, идущий по пути развития традиционной демократии в западном понимании, то есть государство, с которым Париж выстраивает более близкие отношения в эмоциональном плане.

В числе таких единомышленников Париж видит не только Германию или США, но и Украину: июльский прием президента Порошенко был весьма дружественным. Ключевыми критериями стратегической близости тут становится политика того или иного лидера в отношении своего собственного народа, а не чужих государств.

В рамках этой линии Макрон не предлагает, как вильсоновские либералы (в соответствии с теорией Вудро Вильсона, ставящего уровень безопасности в США в зависимость от степени распространенности в мире демократии), заниматься демократическим транзитом в проблемных странах ради безопасности французов. Отношение к проблемным режимам (не государствам), ценностно отвергаемым, остается негативным, но не подразумевает политику исправления. Именно поэтому Париж будет лишь фиксировать свое негативное отношение к происходящему в России (например, гонениям геев), но не станет делать из этого жесткое условие для продолжения сотрудничества.

В то же время это не делает Макрона и в полной мере сторонником realpolitik, в значительной степени подразумевающей отказ от отставания либеральных, правозащитных ценностей в диалоге. Именно последний элемент будет неизбежно охлаждать отношения Макрона с Путиным.

Париж формирует новый дипломатический подход, который можно для удобства назвать субъект-объектным. Стратегические партнеры, которые в глазах Макрона наделяются своеобразной международной легитимностью (доверием), воспринимаются как субъекты международной политики, чьи стратегические приоритеты в целом соотносятся с приоритетами Франции.

Большая политика маленьких шагов

Макрон настолько резко ворвался в политическую реальность Франции и международную жизнь, так непредсказуемо начал вести себя, выступая то с одной инициативой, то с другой, провоцируя массу догадок и попыток осмыслить новую внешнеполитическую линию Парижа, что создалось впечатление, что перед нами едва ли не новый Наполеон, готовый завоевать весь мир.

Но это заблуждение. Дипломатическая тактика Макрона — тактика малых шагов. Точечные, может быть, едва заметные, но прочные и неоспоримые успехи — вот главная задача Парижа в вопросах международной политики.

На практике это означает, что Елисейский дворец не будет ставить заведомо нереальных задач, завышая ожидания, а постарается искать новые подходы к проблемам на основе скрупулезной и поступательной работы, результативность которой, может быть, будет не так очевидна. Самый показательный на сегодня пример в этом контексте — позиция Франции по украинскому кризису.

После встречи Макрона и президента Украины Петра Порошенко был представлен новый подход — перезапуск нормандского формата, в рамках которого стороны получают последний, как считают в Елисейском дворце, шанс вывести украинский кризис из тупика. Макрон определил для себя срок шесть месяцев для того, чтобы протестировать нормандский формат и Минские соглашения на жизнеспособность. Задача — добиться хотя бы минимальных подвижек, затрагивающих прежде всего вопросы безопасности Донбасса. Как все это может выглядеть на практике, кажется, не очень понимают и в самом Париже, но от попытки испытать существующий переговорный механизм пока не отказываются.

Любой прогресс, пусть и медленно, но ведущий к налаживанию мирной жизни на востоке Украины, будет расцениваться как подтверждение жизнеспособности нормандского формата. Отсутствие прогресса по истечении шести месяцев потребует переформатирования и Минских соглашений.

Либерал-глобалист и голло-миттеранист

Голлизм в этом контексте — признание примата внешнеполитической субъектности Франции над субъектностью Запада в целом, где последние 70 лет инициативой владели в основном США. То есть перед лицом общих угроз Франция готова сближаться со своими партнерами (Карибский кризис, кризис 1982-1983 годов, атаки террористов 9/11), но при наличии разногласий активно критикует их действия и дистанцируется от них (война США во Вьетнаме, война в Ираке 2003 года).

Во главу угла он ставит проект единой Европы и франко-немецкий союз и в этом плане тоже выглядит последовательным сторонником голлистской традиции. Однако есть в подходе Макрона и две существенные особенности.

Первая — в отличие от голлистской традиции новая доктрина гораздо глубже вписывает Францию в западный мир, признавая ключевую роль таких институтов, как НАТО, и придавая особенную значимость вопросам коллективной безопасности. В отличие от де Голля, который вывел страну из военной организации НАТО, Макрон призывает к наращиванию роли альянса в пределах своей географии, но с оговорками: речь идет о совместной борьбе с кибератаками, дезинформацией, лучшей координации работы спецслужб.

В то же время Макрон выступает против расширения альянса, делая исключение лишь для Балкан, Швейцарии и Северной Европы. Он также очень прохладно отнесся к предложению США подключить НАТО к борьбе с ИГИЛ (запрещено в РФ) в Сирии, считая, что это распыляет ответственность и усиливает раскол между Западом и мусульманским миром. Таким образом, голлизм тут сочетается с глобализмом.

Вторая особенность — это подчеркнутая либеральная идентичность новой внешнеполитической линии, где Франция вписывает себя в некий единый для развитого мира цивилизационный код. Голлисты традиционно строили свою политику на консервативных основах. Макрон — либерал, готовый отстаивать свои ценности, в том числе и силовым путем.

В рамках такого коридора подходы Макрона действительно кажутся синтетическими — мозаичным сочетанием несочетаемого. Но за пределами красных линий он может оказаться даже жестче тех самых неоконсерваторов, от которых французский лидер так демонстративно отстраивался в своих выступлениях. Новая политика Франции на мировой арене заслужит со временем свое собственное научное название, где консервативные подходы будут переплетаться с либерализмом, глобализм с национализмом, а атлантизм с голлизмом.

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:

  • выборы Президента на основе всеобщего прямого голосования (1962 г.),
  • введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),
  • введение единой сессии парламента и расширение компетенций референдума (1995 г.),
  • принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии (1998 г.),
  • создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),
  • уменьшение срока президентского мандата (2000 г.),
  • реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),
  • реформа об обновлении государственного устройства и установления равновесия распределения властей (2008 г.).

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

Законодательная власть

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину [9] . Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года. По итогам выборов, состоявшихся в сентябре 2008 года, 343 члена Сената распределяются следующим образом:

По итогам выборов 10 и 17 июня 2007 года, Национальное собрание насчитывает 577 депутатов, распределяющихся таким образом:

Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года. Помимо своей функции — контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.

Исполнительная власть

Премьер-министр назначается президентом республики. Утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется, так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия . Обычно премьер-министр представляет ту партию, которая имеет большинство мест в Национальном собрании. Премьер-министр составляет список министров своего кабинета и представляет его на утверждение президенту.

Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обеспечивает их выполнение, он же отвечает за национальную оборону. Премьер-министр контрассигнует акты президента, замещает его в качестве председателя в советах и комитетах, определённых статьей 15 Конституции. [10]

С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон (член партии Союз за народное движение).

Судебная власть

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования. [11]

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т. д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд . Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает в себя генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции. [12]

Местное самоуправление

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна насчитывает около 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы.

Департамент является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Читайте также: