Гражданские партнерства как институт европейского семейного права

Обновлено: 04.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Семейное право традиционно считается той сферой права, которая тяжело поддается гармонизации и унификации, поскольку правовое регулирование семейных отношений прочно связано с существующей в каждом

государстве религией, моралью и обычаями. Время современное семейное право испытывает значительное влияние интеграции государств. Ведь тогда, когда люди имеют возможность свободно передвигаться, они нередко женятся, создают семьи или расстаются с иностранцами или на территории иностранных государств и, конечно, заинтересованы в том, чтобы их семейно-правовой статус признавался крайней мере в тех государствах, с которыми они непосредственно связаны.

Активным участником обсуждения процесса гармонизации семейного права есть еще одна европейская организация - Европейская ассоциация женщин-юристов. Она объединяет женщин, работающих в различных сферах юриспруденции в государствах ЕС, Европейской Ассоциации Свободной Торговли и государствах, которые пока имеют лишь статус кандидатов в члены ЕС. Как следует из самого названия этой организации, основным предметом "ее деятельности является исследование современного правового статуса женщины. Европейская ассоциация женщин-юристов занимается прежде вопросам совершенствования европейского права в направлении обеспечения гендерного равенства и усиления защиты прав женщин, в том числе в сфере семейных отношений. Учитывая то, что большинство женщин европейских государств в экономическом и социальном плане все еще более уязвимыми, чем мужчины, именно женщины чаще возникают перед трудностями, которые обусловлены отсутствием единых подходов к решению в странах Европы вопросов относительно оснований, порядка (процедуры) и правовых последствий развода, урегулирования споров относительно участия каждого из родителей в воспитании ребенка и споров относительно места проживания ребенка в случае развода родителей. Больше, что ожидалось от основания КЕСП, - это создание принципов европейского семейного права.

Основной формой работы КЕСП есть конференции, с момента создания организации их произошло уже три. Проанализируем основные положения, высказанные участниками этих конференций. Первый вопрос сводилось к тому, является гармонизация и унификация семейного права в Европе одновременно необходимыми и возможными? Долгое время научные дискуссии по этому вопросу ограничивались публикациями и обсуждениями исключительно на национальном уровне. КЕСП и проведены под ее патронатом конференции, объединив в единый круг экспертов из разных европейских стран (Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России , Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии, Чехии, Венгрии), впервые перенесли этот вопрос в плоскость международную.

Учитывая реалии и специфику семейно-правовой сферы правового регулирования, подходящим является мнение о том, что следует разграничить те сферы семейного права, поддаются унификации, и те, в которых сейчас целесообразно говорить лишь о гармонизации права. Например, перспективы унификации материально-правовых норм института развода, отношений собственности супругов, отношений по содержанию (бывшим) супругами друг друга, родительских отношений является сейчас незначительными. С другой стороны, Европейский союз, в отличие от Гаагской Конференции по международному частному праву, имеет положительный опыт унификации правил подсудности, признании и исполнении судебных решений по делам о разводе, признания брака недействительным, законную сепарацию и в решениях, касающихся родительской ответственности. Поэтому, как справедливо заметил Маарит Янтера-Яреборг, Европе необходимо двигаться в двух направлениях: первое - это гармонизация внутреннего законодательства, второй - принятие унифицированных норм международного частного права [1].

Оживленное обсуждение вызывает вопрос о том, является гармонизация и унификация семейного права, в силу его разнообразия и тесной связи с культурой каждого государства, вообще возможными и нужными. По мнению Вальтера Пинтенса, чрезмерная опека над семейным правом как культурным достоянием каждого государства неизбежно приведет к его изоляции от тех преимуществ, которые предоставляют сравнительное правоведение и гармонизация права [2]. Анализ национального семейного права различных государств Европы доказывает: это право не является, опирающаяся рецепции иностранного права. Напротив, новейшие кодификации семейного права большинства европейских государств восприняли немало положений права соседних государств, в связи с чем определенная национальная и культурная специфика этой сферы права теряется. Бесспорно, реформы в сфере семейного права не привели к унификации семейного права, однако они значительно приблизили правовые системы государств Европы. Примером широкого заимствования положений иностранного права может быть и новый Семейный кодекс Украины, принятый 10 января 2002 Институты сепарации супругов, брачного договора, алиментного договора, договора между бывшими супругами по поводу воспитания их общих детей, социального (суррогатного) материнства - все это те институты семейного права Украины, было проникнуто от других правовых систем, и их присутствие в современном праве Украины - это не дань моде, они действительно соответствуют реалиям и применяются в отечественной практике.

В заключение отметим, что гармонизация и унификация права могут происходить разными способами, в частности путем принятия международно-правовых актов с целью их дальнейшего восприятия в национальном законодательстве двух и более стран (конвенции, двух-и многосторонние соглашения, протоколы, директивы, постановления), одностороннего восприятия иностранных правовых норм (позитивного опыта) в национальном законодательстве государства, выработка правовых рекомендаций иностранном государстве по определенным вопросам. Относительно того, какой способ гармонизации приемлемо для семейного права Европы, существуют разные мнения. Это может быть Постановление Совета ЕС, Общие принципы европейского семейного права, Европейский кодекс семейного права. Сейчас результатом деятельности КЕСП есть ряд принципов, касающихся отдельных институтов семейного права. Одновременно существует и более радикальный подход к гармонизации семейного права европейских стран, согласно которому все правовые акты, регулирующие различные аспекты семейного права, в том числе все Гаагские конвенции и Брюссельской Постановление 1347/2000 от 29 мая 2000 г. о международной подсудности и признания и исполнения судебных решений в брачных делах и в делах по спорам, вытекающим из родительской ответственности, необходимо объединить в единый правовой акт, который бы распространялся на всех граждан ЕС [5].

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Семейное право традиционно считается той сферой права, которая тяжело поддается гармонизации и унификации, поскольку правовое регулирование семейных отношений прочно связано с существующей в каждом

государстве религией, моралью и обычаями. Время современное семейное право испытывает значительное влияние интеграции государств. Ведь тогда, когда люди имеют возможность свободно передвигаться, они нередко женятся, создают семьи или расстаются с иностранцами или на территории иностранных государств и, конечно, заинтересованы в том, чтобы их семейно-правовой статус признавался крайней мере в тех государствах, с которыми они непосредственно связаны.

Активным участником обсуждения процесса гармонизации семейного права есть еще одна европейская организация - Европейская ассоциация женщин-юристов. Она объединяет женщин, работающих в различных сферах юриспруденции в государствах ЕС, Европейской Ассоциации Свободной Торговли и государствах, которые пока имеют лишь статус кандидатов в члены ЕС. Как следует из самого названия этой организации, основным предметом "ее деятельности является исследование современного правового статуса женщины. Европейская ассоциация женщин-юристов занимается прежде вопросам совершенствования европейского права в направлении обеспечения гендерного равенства и усиления защиты прав женщин, в том числе в сфере семейных отношений. Учитывая то, что большинство женщин европейских государств в экономическом и социальном плане все еще более уязвимыми, чем мужчины, именно женщины чаще возникают перед трудностями, которые обусловлены отсутствием единых подходов к решению в странах Европы вопросов относительно оснований, порядка (процедуры) и правовых последствий развода, урегулирования споров относительно участия каждого из родителей в воспитании ребенка и споров относительно места проживания ребенка в случае развода родителей. Больше, что ожидалось от основания КЕСП, - это создание принципов европейского семейного права.

Основной формой работы КЕСП есть конференции, с момента создания организации их произошло уже три. Проанализируем основные положения, высказанные участниками этих конференций. Первый вопрос сводилось к тому, является гармонизация и унификация семейного права в Европе одновременно необходимыми и возможными? Долгое время научные дискуссии по этому вопросу ограничивались публикациями и обсуждениями исключительно на национальном уровне. КЕСП и проведены под ее патронатом конференции, объединив в единый круг экспертов из разных европейских стран (Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России , Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии, Чехии, Венгрии), впервые перенесли этот вопрос в плоскость международную.

Учитывая реалии и специфику семейно-правовой сферы правового регулирования, подходящим является мнение о том, что следует разграничить те сферы семейного права, поддаются унификации, и те, в которых сейчас целесообразно говорить лишь о гармонизации права. Например, перспективы унификации материально-правовых норм института развода, отношений собственности супругов, отношений по содержанию (бывшим) супругами друг друга, родительских отношений является сейчас незначительными. С другой стороны, Европейский союз, в отличие от Гаагской Конференции по международному частному праву, имеет положительный опыт унификации правил подсудности, признании и исполнении судебных решений по делам о разводе, признания брака недействительным, законную сепарацию и в решениях, касающихся родительской ответственности. Поэтому, как справедливо заметил Маарит Янтера-Яреборг, Европе необходимо двигаться в двух направлениях: первое - это гармонизация внутреннего законодательства, второй - принятие унифицированных норм международного частного права [1].

Оживленное обсуждение вызывает вопрос о том, является гармонизация и унификация семейного права, в силу его разнообразия и тесной связи с культурой каждого государства, вообще возможными и нужными. По мнению Вальтера Пинтенса, чрезмерная опека над семейным правом как культурным достоянием каждого государства неизбежно приведет к его изоляции от тех преимуществ, которые предоставляют сравнительное правоведение и гармонизация права [2]. Анализ национального семейного права различных государств Европы доказывает: это право не является, опирающаяся рецепции иностранного права. Напротив, новейшие кодификации семейного права большинства европейских государств восприняли немало положений права соседних государств, в связи с чем определенная национальная и культурная специфика этой сферы права теряется. Бесспорно, реформы в сфере семейного права не привели к унификации семейного права, однако они значительно приблизили правовые системы государств Европы. Примером широкого заимствования положений иностранного права может быть и новый Семейный кодекс Украины, принятый 10 января 2002 Институты сепарации супругов, брачного договора, алиментного договора, договора между бывшими супругами по поводу воспитания их общих детей, социального (суррогатного) материнства - все это те институты семейного права Украины, было проникнуто от других правовых систем, и их присутствие в современном праве Украины - это не дань моде, они действительно соответствуют реалиям и применяются в отечественной практике.

В заключение отметим, что гармонизация и унификация права могут происходить разными способами, в частности путем принятия международно-правовых актов с целью их дальнейшего восприятия в национальном законодательстве двух и более стран (конвенции, двух-и многосторонние соглашения, протоколы, директивы, постановления), одностороннего восприятия иностранных правовых норм (позитивного опыта) в национальном законодательстве государства, выработка правовых рекомендаций иностранном государстве по определенным вопросам. Относительно того, какой способ гармонизации приемлемо для семейного права Европы, существуют разные мнения. Это может быть Постановление Совета ЕС, Общие принципы европейского семейного права, Европейский кодекс семейного права. Сейчас результатом деятельности КЕСП есть ряд принципов, касающихся отдельных институтов семейного права. Одновременно существует и более радикальный подход к гармонизации семейного права европейских стран, согласно которому все правовые акты, регулирующие различные аспекты семейного права, в том числе все Гаагские конвенции и Брюссельской Постановление 1347/2000 от 29 мая 2000 г. о международной подсудности и признания и исполнения судебных решений в брачных делах и в делах по спорам, вытекающим из родительской ответственности, необходимо объединить в единый правовой акт, который бы распространялся на всех граждан ЕС [5].

Брак и иные виды семейных союзов в зарубежном праве

Традиционно под браком понимается семейный союз между мужчиной и женщиной, созданный для достижения основной цели — продолжения рода и характеризующийся созданием благоприятных условий материального и духовного характера для воспитания потомства.

Несмотря на очевидную цель создания брачного союза, законодатель ни в одном нормативном акте не даст легального определения брака. Так, ни в законодательстве, ни в правовой доктрине не урегулирован вопрос о правовой природе брака. В семейном праве зарубежных государств существует большое число разнообразных точек зрения на правовую природу брака. В частности, Е.А. Васильев 1 Васильев Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Международные отношения. 1993. С. 515. выделяет три основные точки зрения относительно брака как семейного союза между мужчиной и женщиной:

  • брак-договор;
  • брак-статус;
  • брак партнерство.

Наибольшее распространение получила концепция о том, что брак — это договор. Ее создатели акцентирует внимание на правовой природе брака как юридического факта, порождающего брачные отношения между супругами. Сама концепция основывается на том, что законодателем установлены определенные требования к порядку и условиям заключения и расторжения брака, условиям его действительности, к заключению бранного договора (договорный режим имущества супругов), что роднит брачный союз с требованиями, предъявляемыми к гражданско-правовым договорам.

Однако противники такой концепции акцентируют внимание на содержании брачных отношений между супругами, возникающих из факта вступления в брак, указывая, что основной целью заключения брачного союза является создание семьи и продолжение рода, поэтому брак — это статус, который приобретают стороны семейных правоотношений в результате совершения указанных в законе действий.

Кроме того, в конце XX в. в социологических исследованиях и правовых доктринах получила распространение идея о том, что брак — это партнерство. Суть теории сводится к установлению между супругами равного комплекса права и закреплению более независимого положения женщины.

В принципе между рассмотренными теориями нет серьезных противоречий, поскольку они описывают разные стороны брачных правоотношений.

Благодаря реформам в области семейного права, проведенным за рубежом в 60-70-е годы XX в., институт брака как в Западной Европе, так и в мире претерпел значительные изменения. Либерализация условий и процедуры заключения брака и получения развода способствовала созданию альтернативных форм семейных союзов между мужчиной и женщиной, а также между лицами одного пола.

В настоящее время выделяют три основные возможные формы семейных союзов:

  1. брак;
  2. партнерство;
  3. сожительство (фактический брак).

Брак представляет собой определенное правоотношение между его сторонами (супругами), лицами разного пола порождающее у супругов определенные субъективные права и обязанности как личного, так и имущественного характера.

Право на брак содержат и основные международные правовые документы, регулирующие защиту прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак и право на основание семьи при условии свободного и полного согласия вступающих в вышеуказанные правоотношения. Кроме того, в рассматриваемых международных документах общепризнанным принципом выступает право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим брачно-семейные отношения. В настоящее время право на заключение брака приобрело статус одного из основных прав человека, что гарантируется ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Правовое регулирование брака в Швеции имеет свои особенности. Так 1973 г. в стране была провозглашена политика нейтральности, суть которой заключается в том, что законодатель намеренно отказался от придания браку привилегированного положения в сравнении с иными формами сожительства.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод: брак представляет собой союз супругов разного пола — одного мужчины и одной женщины (для мусульманских стран количество жен предусмотрено национальным законодательством), заключающийся в единстве материального, физического и духовного общения.

Интересно отметить, что в последние десятилетия в западных странах появляются теории, основанные на плюралистической модели брака, авторы которых считают, что брак как союз одного мужчины и одной женщины, как правило пожизненный и предполагающий их взаимную верность, изжил себя и не соответствует потребностям современного общества. В связи с этим высказывается предположение, что в будущем лица, вступающие в брак, получат право с помощью договора выработать такую модель брака, которая будет для них наиболее приемлема, а государство лишь будет регистрировать их выбор 4 Антакольская М.В. Семейное право: Учебник. 3-е изд,, перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М. 2010. С. 124. .

Партнерство — это союз двух равноправных и независимых субъектов как разного, так и одного пола, который не считается браком и регулируется специальным законодательством.

Данный институт был введен и закреплен в ряде европейских государств в конце XX в. как ответ законодателя на широкое распространение в обществе семейных отношений как между мужчинами и женщинами, так и лицами одного пола без официального заключения брака и, как следствие, возникновение в таких семейных союзах проблем материального и личного характера в сфере наследственного права, пенсионного обеспечения и налогообложения.

Создание партнерства послужило решением правовых проблем, возникающих при создании семейного союза лицами одного пола поскольку в большинстве стран законодательные органы императивно закрепляли положение о том. что брак — союз мужчины и женщины и в силу национальных и религиозных особенностей не может быть заключен между лицами одного пола. Однако, признавая гражданские права лиц, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, несколько стран Европейского Союза такие как Дания. Швеция, Франция. Германия, Италия, Испания, а также Норвегия и некоторые штаты США. приняли ряд нормативных актов, позволяющих однопалым парам создавать семейные союзы. Таким образом, однополые союзы браком не являются и регулируются специальным законодательством о партнерстве. Целью подобного закрепления послужила необходимость урегулировать имущественные права субъектов.

Партнерство может быть следующих видов:

Так, например, для регистрации партнерства на территории Швеции необходимо, чтобы по крайней мере один из партнеров являлся гражданином Швеции или имел постоянный вид на жительство в Швеции либо гражданство Дании, Исландии, Нидерландов, Норвегии, Финляндии и постоянно проживал в Швеции. При регистрации партнерства двух граждан других государств необходимо, чтобы оба партнера проживали на территории Швеции совместно не менее двух лет;

пожизненное партнерство. Представляет собой новый институт семейного права, введенный в Германии Законом о пожизненном партнерстве от 16 февраля 2001 г. Рассматриваемый вид партнерства позволяет юридически оформить семейный союз, создаваемый однополыми парами, поскольку национальным законодательством не допускается создание брака между лицами одного пола;

социально-экономическое партнерство. Основой для создания социально-экономического партнерства во Франции стало принятие 15 ноября 1999 г. Пакта гражданской солидарности. Рассматриваемый вид партнерства закрепляет возможность двух совершеннолетних физических лиц, как одного, так и разного пола, заключить гражданско-правовой договор о совместной жизни в целях организации совместной жизни. Положения о договоре совместной жизни регулируются нормами ст. 515.1-515.7 ФГК, в нем стороны могут урегулировать свои имущественные отношения на будущее и установить режим имущества, принадлежащего каждой из сторон на праве собственности в момент заключения договора.

Кроме того, законодатель отдельно закрепил ряд ограничений для заключения социально-экономического партнерства. Так, договор о совместной жизни запрещен между кровными родственниками, свойственниками, лицами, одно из которых состоит в браке или в другом оговоре о совместной жизни;

местное партнерство (local partnership). Рассматриваемый вид партнерства характерен для стран общего права (Англия, некоторые штаты США — Колорадо, Нью-Джерси, Висконсин, Мэрилэнд и др.) и Италии и представляет собой союз между двумя лицами одного пола или разных полов без предоставления прав и обязанностей, регистрируемый органами местной власти. Такой вид партнерства можно называть символическим, поскольку оно выступает лишь символом отношений между его сторонами.

Главное отличие американской модели от английской в том, что этот институт имеет не только символическое значение, но и предоставляет партнерам определенные права и возлагает на них соответствующие обязанности.

Особенность итальянского семейного права в том, что оно не признает возможности регистрации семейных отношений, схожих с браком между представителями одного пола, по причинам правового, социального и религиозного характера. Поэтому институт местного партнерства возможен только между лицами разного пола;

региональное партнерство (regional partnership). Представляет собой вид союза, которым установлено, что совершеннолетние лица одного пола не вступая в брак, могут заключить договор о совместной жизни, зарегистрировать его и в результате создать семейный союз в виде партнерства.

Рассматриваемый вид партнерства законодательно закрепили Испания, Канада, Швейцария в результате референдума 5 июня 2005 г., некоторые штаты США (Калифорния, Вермонт, Гавайи, Невада и др.), несмотря на то что в США на федеральном уровне отсутствует признание семейных прав однополых пар. Кроме того, в штате Нью-Хэмпшир с 1 января 2010 г. легализованы однопалые браки. Все гражданские союзы с 1 января с 2011 г. автоматически были преобразованы в браки, а новые союзы в виде партнерств более не заключаются.

Отдельно рассмотрим такой вид семейного союза, как сожительство (cohabitation).

Это фактическое совместное семейное проживание в течение длительного времени, которое порождает у сторон правовые последствия.

Рассматриваемая правовая категория в равной степени распространяется на фактические союзы лиц разного и одного пола.

Институт сожительства урегулирован законодательством Швеции, Нидерландов, Венгрии, Бельгии, Франции, Португалии.

В Японии подобный брак называют фактическим браком. В соответствии с законодательством Японии фактический брак — такое состояние, при котором обществом признается наличие супружеского союза, однако вследствие отсутствия правовой процедуры его оформления (наличия документа о заключении брака) стороны такого союза с правовой точки зрения супругами не признаются. Хотелось бы отметить, что судебная практика Японии рассматривает подобный союз как обещание заключения официального брака.

Семейные отношения и брак являют собой отношения имущественного и неимущественного характера между людьми, основанием которых служат родственные связи.

В пункте 8 Преамбулы Рим I говорится, что семейные отношения должны охватывать брак, родственные связи по боковым линиям, свойство и родственные связи по происхождению. При этом, если возникающие отношения имеют последствия аналогичные семейным отношениям и браку, то они рассматриваются в соответствии с правом того государства, в котором рассматривается дело.

Многие государства сегодня отделяют семейное право от гражданского и выделяют его в самостоятельную правовую отрасль (страны Латинской Америки, Восточной Европы, Алжир, Россия). В странах же континентальной Европы, главными источниками, регулирующими семейные и брачные отношения, являются особые разделы гражданских кодексов (Швейцария, Италия, Германия), а в некоторых странах – специальные законы о семье и браке.

Так в 1998 году во Франции был принят Семейный кодекс, а в Великобритании на сегодняшний день действуют законы, которые регулируют отдельные вопросы семейных и брачных отношений.

Для правового регулирования семейных и брачных взаимоотношений публично-правовая составляющая играет большую роль. Семейное право в МЧП определяется как комплекс публичных и частных норм. Традиционно, международное семейное право является частью системы отраслей национального права, относящихся к частному праву, однако проявление государственного регулирования в данном вопросе более многогранно, чем в отраслях гражданского права. Это объясняется тем, что государство старается обеспечить соответствующие условия для развития новых поколений, пытается подвергнуть контролю вопросы воспроизводства населения и проводит конкретную демографическую политику.

В большинстве нормативных актов различных государств не существует законодательного определения брака. Однако существует понятие, которое дает такое определение для большинства правовых систем.

Брак – это оформленный юридически добровольный союз мужчины и женщины, резюмирующий совместное жительство, направленный на создание семьи и ведение общего хозяйства.

Однако, следует понимать, что данное определение соответствует праву не всех государств. Доктрина определяет брак как брак-партнерство, брак-статус или брак-договор. Самая популярная точка зрения представляет брачные отношения как гражданско-правовую сделку, которая порождает имущественные и личные обязанности и права супругов.

Семейное право разных стран

В различных странах семейное право существенно отличается, поэтому его практически невозможно унифицировать.

В США брачный и семейный статус, а также его особенности регулируются правовой системой штата.

В немецком материальном праве понятие брак означает союз между женщиной и мужчиной, заключенный официально с соблюдением необходимых формальностей, для создания семьи и совместного проживания. Немецкое коллизионное право также рассматривает как брак сожительство, которое носит временный характер и официально не оформлено.

На основании закона существа отношения решается вопрос о том, какую форму совместной жизни признавать как брак.

Основные правовые и коллизионные проблемы семьи и брака

Среди основных, называют следующие проблемы:

Судебная практика и доктрина в некоторых государствах при рассмотрении спорных тем в сфере семейных отношений, возникающих в соответствии с иностранным правопорядком, использует метод расщепления статутов. Благодаря этому методу возможно максимально детально регулировать вопросы семейных и брачных отношений. Посредством последовательности коллизионных норм возможно регулирование практически всех аспектов брачно-семейных отношений.

Примером разрешения интерперсональных коллизий может служить статья 19 Гражданского Кодекса Испании, в которой говорится, что право вдовства, которое регулируется в арагонском Своде, принадлежит супругам, подчиненным брачному имущественному режиму данного Свода, даже после изменения их гражданской и правовой области.

Коллизионные привязки

Для установления применимого права в семейных отношениях существуют следующие привязки:

  1. закон места заключения брачного договора;
  2. закон нахождения семейной общей собственности;
  3. личный закон ребенка;
  4. закон последнего совместного места жительства;
  5. закон страны совместного проживания супругов;
  6. закон суда;
  7. закон компетентности учреждения;
  8. личный закон усыновителя;
  9. закон страны постоянного проживания ребенка;
  10. личный закон супругов;
  11. закон места заключения брака.

Максимально единообразно эти привязки должны применяться для регулирования семейно-брачных отношений. Как правило, в качестве вспомогательного средства, выступает судебный закон, в том случае, если привязка к иностранному праву не позволила достичь правовых последствий, рассчитанных на установления для более слабого объекта (стороны) принципа наибольшего благоприятствования.

Процесс унификации семейно-брачных отношений в сфере иностранного правопорядка начался в ХХ веке в 1902 году с принятия Гаагской конвенции об урегулировании юрисдикции и коллизий законов в области судебного разлучения супругов и расторжения браков. После этого было принято более 50 различных конвенций, хотя не все их них вступили в законную силу. На сегодняшний день самыми важными региональными и универсальными международными соглашениями в сфере семейного права считаются следующие:

  • Страсбургская конвенция об усыновлении детей (2008);
  • Гаагская конвенция о международном порядке взыскания на детей алиментов и других форм содержания семьи (2007);
  • Страсбургская конвенция об осуществлении прав детей (1996);
  • Гаагская конвенция о сотрудничестве, принудительном исполнеии, признании и юрисдикции в отношении мер по защите детей и ответственности родителей (1996);
  • Гаагская конвенция о сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и о защите детей (1993);
  • Люксембургская конвенция об исполнении и признании решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки над детьми (1980);
  • Гаагская конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей (1980);
  • Гаагская конвенция о признании и заключении действительности браков (1978);
  • Гаагская конвенция о признании решений о раздельном жительстве супругов и разводов (1970);
  • Страсбургская конвенция об усыновлении детей (1967);
  • Нью-Йоркская конвенция ООН о регистрации браков, брачном возрасте и согласии на вступление в брак (1962);
  • Нью-Йоркская конвенция ООН о взыскании алиментов за границей (1956).

Семейное право в РФ

В СК РФ была совершена кодификация норм права, относящегося к семейно-брачным отношениям с участием апатридов и иностранцев. В Семейном Кодексе РФ отсутствует специальной нормы о правовом статусе лиц без гражданства и иностранных граждан в России в семейных и брачных отношениях. Их правовое положение регулируется Конституцией РФ.

В том случае, если коллизионный вопрос был решен в пользу иностранного права, должен быть определен порядок установления иностранного семейного права в международном частном праве. Это входит в обязанности компетентных органов России и суда.

Содержание иностранного семейного права устанавливается с учетом его доктрины, практики применения и официального толкования в конкретном иностранном государстве. Судебные органы имеют право обращаться в Министерство юстиции РФ, а также привлекать экспертов для установления содержания иностранных правовых норм. Также стороны имеют право предпринимать допустимые законодательством действия в целях оказания суду помощи при установлении содержания иностранного семейного права.

Читайте также: