Какие социальные группы имели исключительные права в казахском обществе

Обновлено: 02.07.2024

Важно отметить здесь, что при всем этом султаны казахских улусов не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделялись на колена. Они были только представителями правящей династии и продолжали составлять замкнутую сословную организацию еще в начале XX в.

Словом, султаны своим юридическим положением резко выделялись среди населения ханства, причем права, отличавшие их от других, издавна были наследственными. Политическими правами султанов, осуществляемыми ими in corpore, были: 1) участие в общегосударственном управлении; 2) участие в местном управлении; 3) улусно-вотчинное управление.

Условия кочевого быта и постоянные феодальные распри, раздиравшие и разорявшие ханство, не благоприятствовали распространению среди казахов письменности и книжного образования. Однако, как видно из приведенных примеров, верхушка казахского общества, по крайней мере в части своей, была достаточно хорошо образованной, что можно рассматривать как одно из следствий привилегированного положения этого социального слоя.

Рассказывается, что основатель династии кун гратов в Хиве инак (высшее должностное лицо в стране) Ильтузер (в 1804 г. принял ханский титул, в 1806 г. погиб в войне с бухарцами), сознавая, что по происхождению он ничем не отличается от других главарей дештских племен Хорезма и не имеет наследственных прав на престол, для упрочения своей династии решил взять за себя дочь одного из ургенчских сайидов, Ахта-ходжи. Сайид, узнав об ожидавшей его участи, поспешил выдать свою дочь за своего племянника; тем не менее Ильтузер насильно перевез ее в свой гарем, отняв у молодого мужа [см.: Бартольд, т. 2, ч. 1, с. 284].

Другой повинностью кочевников-скотоводов была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было продукты питания, нужные на содержание государя, его семьи и многочисленной свиты, отдавать во время объезда ханом улусов.

Из социальной группы кара-суйек особыми правами обладали только бии — предводители родов и племен. Слово бии представляет собой позднее видоизменение старого бек (бег) и не встречается в источниках раньше XV в., а тюркское слово бек соответствует монгольскому нойон и арабо-персидскому эмир.

У казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако здесь следует строго оговорить, что баи не являлись особым сословием: баи были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально неоднородную группу кочевого общества. Богатство, материальное благополучие несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежали. Какой-нибудь султан, например, в экономическом отношении мог быть даже бедным, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми законом этой социальной группе общества в постоянное совместное обладание.

По своему статусу батыры относились к группе привилегированных особ казахского общества.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало аксакалам (букв.: ?белобородые’; по-персидски — ришсафидан). Коль речь зашла об аксакалах, изложим заодно обозначение возраста людей в средневековых литературных памятниках.

В тюркских средневековых литературных памятниках принято выделять в жизни человека семь основных возрастных периодов. Шесть из этих семи возрастов относятся к ранней стадии жизни человека (детству, юношескому и зрелому возрасту) и имеют два основных обозначения: бала (букв.: ?дитя’) и йигит (букв.: ?молодец’). Так, емчек бала означает — грудной младенец; кичик бала — маленький ребенок до отрочества; боз бала — отрок; йаш йигит — юноша; йигит — мужчина в расцвете сил; йигит агасы — мужчина лет пятидесяти или женщина около 35 лет; аксакал или карт — человек в возрасте, старик, или кари и шал (букв.: ?седой’, метафорически — ?старик’).

Грудной возраст — самый короткий период в жизни человека; его длительность — примерно 10–12 месяцев. Судя по тому, что в гареме мальчики находились при матерях лишь до 7–8 лет, а потом их отделяли, переход к следующему возрастному классу, к боз бала, соответствовал возрасту после 8 лет. Когда отрок достигал возраста йаш йигита, т. е. совершеннолетия, то ему, если он был Чингизидом, по словам хивинского хана историка Абу-л-Гази (1603–1664), требовались вилайет (т. е. владение), иль (т. е. подданные) и мал (т. е. определенное количество скота и имущества). Насколько можно судить по материалам источников, совершеннолетие наступало в возрасте 16–18 лет. После 20 лет начинался возраст йигита, т. е. зрелый возраст, а около сорока лет — средний возраст.

Точное определение средней продолжительности жизни в средневековой Средней Азии вряд ли возможно. Продолжительность жизни, несомненно, была меньшей для людей, занимавших нижнюю ступень общественной лестницы. Тем не менее в текстах средневековых письменных памятников неоднократно встречается упоминание людей весьма почтенного возраста — 70–80-летних и даже лиц достигших ста лет. В эпоху Саманидов (875–999 гг.), согласно известиям Низам ал-Мулька, существовало правило, согласно которому в наместники областей не назначались лица моложе 35 лет. Интересно здесь то, что верхний предел возрастного ценза для молодежи составлял и тогда, в конце I тысячелетия, 35 лет. Учитывая, что для 50-летних существовало основное обозначение — йигит агасы, переход к следующему возрастному классу, аксакалам, соответствовал возрасту после 60 лет. Впрочем, точная граница, очевидно, не устанавливалась и была скорее интуитивной.

Замечательно, что и средневековые авторы в один голос говорят о юности как о безрассудном, полном приятия жизни периоде, когда буквально все: и неудача в любви, и обиды ближнего, и личные сомнения, и возможная опасность, — все благодать. Отмечается, что возраст безжалостно отнимает у нас что-то очень важное, существенное и с ураганной скоростью уносит это в невозвратную даль. Вместе с тем, уверяют они, возраст одаривает людей кое-каким опытом и толикой мудрости.

ИГРА В КОСТИ

ИГРА В КОСТИ Поднимаясь по лестнице в комнату, которую он занимал на чердаке, Танге еще. издали услышал грубый голос, выкрикивающий двусмысленные слова немецкой солдатской песни. Чтобы поскорей прервать это непристойное пение, капеллан торопливо вошел в распахнутую

Черепа и кости

Черепа и кости Из черепов вождей враждебных кланов скифы изготовляли ритуальные чаши, из которых пили ритуальное вино в особых случаях, когда надо было привлечь душу побежденного противника себе в союзники. Впоследствии гунны переняли у саков этот обычай и стали

Изрезанные кости из Италии

Изрезанные кости из Италии Образцы, изрезанные способом, сходным с образцами из Сант-Преста, были найдены Ж. Деснойерсом в коллекции костей, собранных в долине реки Арно в Италии. Кости с желобками принадлежали тем же типам животных, что найдены и в Сант-Престе, в том числе

Глава восьмая Люди послеледниковой палеолитической эпохи, первые люди современного типа (поздний палеолит)

Глава восьмая Люди послеледниковой палеолитической эпохи, первые люди современного типа (поздний палеолит) 1. Появление человека современного типа. 2. География мира в эпоху палеолита. 3. Конец эпохи палеолита. 4. Почему останки обезьяночеловека не найдены в

Резчики по слоновой кости

Резчики по слоновой кости В мастерской микенского резчика на самом светлом месте лежали семь бронзовых инструментов: маленькая пилка, три резца (один — с изогнутым лезвием), напильник, щербатка (своего рода цилиндрическая терка), бурав. Режущая часть делалась из осколка

Поддельные кости

Поддельные кости Одним из доказательств древности происхождения человека, по мнению Кремо, служат обработанные или сломанные кости животных. Первые подобные находки были сделаны в XIX веке, и они продолжаются до сих пор. Сторонники теории Дарвина утверждают, что эти кости

5. Яркие желтые кости

5. Яркие желтые кости ПЕРЕСЕКАЯ ВЫСОКИЕ РАВНИНЫРано выехав из мотеля, к 6 часам утра я был на дороге к Блэкуотер-Дро, знаменитому месту раскопок эпохи кловис. Он располагался около Кловис, Нью-Мексико, где был найден первый наконечник кловис. Солнце поднималось медленно,

Богатырские кости

Богатырские кости Древние, допотопные кости мамонтов большей частью почитались у нас костьми богатырскими. И там, и сям рассказывали о богатырях гигантах. В округе города Переславль-Залесского один помещик употреблял плоскую мамонтову кость вместо печной заслонки,

Мордовские кости

Мордовские кости Верстах в восьми от Нижнего Новгорода, в сторону Арзамасского тракта, между деревней Щербинки (она же Новая), стоящей на самом тракте, и деревней Ляхово в настоящее время пролегает сухой дол — когда-то пойма, теперь пересохшая в этом месте, у бывшего

2. Кости, камни и гены

2. Кости, камни и гены Я верю, что человек произошел от обезьяны. Но это не та вера, которая не требует доказательств, и поэтому несколько слов о них.О поразительном сходстве человека с обезьянами люди писали и говорили, начиная с глубокой древности. Достаточно вспомнить,

Кости из песчаного карьера

Кости из песчаного карьера Было утро выходного дня.Не спеша, дядя Ваня впрягает Монголку в повозку. Сережка-ремесленник в кустах на тропинке поджидает Валечку-гимнастку. Детвора, макая соломинки в мыльную воду, что в банке консервной, пускает пузыри.В это время по улице

Кости животных. Зооархеология

Бог снова бросает кости

Кости динозавра

Кости динозавра Садгери – это небольшое село выше Боржоми. Там древний храм – базилика X или XI века. Летом в этом селе останавливаются отдыхающие, в основном с детьми. В тот день я только вернулся из Тбилиси, и матушка Анна радостно сказала при встрече:– Благословите,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел долгосрочного плана: 6.4 В Школа: г. Актобе Пригородная средняя школа

Развитие Казахского ханства в XIV - XVII веках. Учитель: Фалалеева Т. И.

Класс: 6 отсутствующих: присутствующих:

Какова была роль социальных групп казахского общества.

6.1.2.1 – определять роль социальных групп в Казахском ханстве.

Все ученики объясняют, что такое социальная структура, сословие и социальная группа, называют два основных сословия и перечисляют социальные группы казахского общества, определяют их роль в обществе.

Большинство – характеризуют и сравнивают функции каждого сословия в казахском обществе.

Некоторые – определяют особенности социальной структуры казахского общества в изучаемый период по происхождению и материальному положению.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение.

Причина и следствие, сходство и различие, значимость.

1.Формулирует определения социальная структура, сословие и социальная группа, характеризуют роль социальных групп в казахском обществе.

2. Перечисляет сословия и социальные группы.

3. Характеризует и сравнивает функции социальных групп в казахском обществе.

4. Определяет принципы деления казахского общества на группы и социальные слои.

2. Характеризуют роль и функции каждой социальной группы в казахском обществе (навыки говорения).

3. Работают с текстом учебника и дополнительной литературой (навыки чтения).

Всемирная история, познание мира.

Социальная структура в раннесредневековых государствах (Тюркский, Западнотюркский, Тюргешский каганат и другие).

К: 1.Что такое общество? Назовите синонимы к этому слову (одно из предлагаемых – социум).

2.Что такое структура?

3.Сформулируйте определение понятия социальная структура.

ФО: устная обратная связь.

4. Определение темы и целей урока.

Видеоролик по теме.

В каждой исходной группе ученикам распределяются задания для работы в экспертных группах с учетом их успеваемости и уровня учебных навыков.

Используя текст учебника и дополнительный материал, ученики выполняют задания в экспертных группах.

Определяют роль социальных групп в обществе.

Г: Составьте глоссарий по изучаемой теме (ключевые термины записываются на отдельных табличках, пояснения – на обратной стороне табличек. Таблички после обсуждения в исходных группах вывешиваются на доске).

Формулируют определения понятий сословие и социальная группа ;

- называют два сословия и перечисляют социальные группы казахского общества;

- определяют роль социальных групп в обществе.

Характеризуют и сравнивают функции социальных групп в казахском обществе. функции и роль социальных групп в казахском обществе.

Г: Определите функции каждого социального слоя в казахском обществе; составьте таблицу соответствия.

Перечисляют социальные группы и определяют их функции .

Объясняют принципы деления казахского общества на группы и социальные слои.

Г: 1.Каковы принципы деления казахского общества на сословия и социальные слои?

2.Был ли возможен переход из одного социального слоя в другой? Покажите на примерах.

Называют принципы деления казахского общества на сословия и социальные слои;

- делают выводы об особенностях социальной структуры в Казахском ханстве.

К: фронтальный опрос по основным заданиям.

КФО: устная обратная связь.

Учебник, дополнитель-ный материал, таблички для глоссария, маркеры.

Активно работал в группе.

Правильно формулировал определения новых понятий.

Правильно отвечал на вопросы учителя.

Участвовал в презентации постера

Стикеры-паззлы для звезды; стикеры-купюры.

1.Цели урока дифференцированы.

2.Задания для учеников составлены с учетом их знаний и учебных навыков.

3.Организована работа в группах, при которой каждый ученик имеет возможность реализовать свои способности, а также предполагается взаимопомощь во время совместной работы.

4. Способные ученики смогут реализовать себя в роли лидера при работе в группах и организации взаимопомощи своим одноклассникам.

5. Для способных учеников предусмотрены усложненные задания на уроке и домашнее задание.

6.Оказание помощи и поддержки с позиции тьюторства.

1.Рациональное распределение времени.

2.Задания составлены с учетом возрастных особенностей.


3. Работа над выводом – в каких жузах какие племена проживали.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

П/З: По какому принципу происходило деление жителей казахского ханства на сословия?

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Социальная структура казахского общества.

Изучить социально-экономическое и политическое устройство Казахского ханства.

Обучать работе с картой, ЛОС и подвижными схемами и таблицами;

развивающая

Развивать познавательные процессы – внимание, память, мышление;

воспитывающая

Воспитывать трудолюбие, культуру умственного труда;

Оборудование:

1. Организационный этап.

1. Приветствие, проверка учебных принадлежностей, психологический настрой на урок.

2. Задание: на оценочном листе нарисуйте смайликом свое настроение.

Покажите на карте границы нашей Родины, и назовите с кем граничит РК;

Покажите столицу Казахстана;

Где на карте находится наша область. Покажите ее на карте;

Какой город является столицей нашей Родины? Покажите его на карте;

В каком городе мы живем и учимся? Покажите его на карте;

2. Этап всесторонней проверки и коррекции знаний.

1. Работа с датами

Осада Отрара монголами

Откочевка султанов Керея и Джанибека из ханства Абулхаира в Могулистан

Образование Казахского ханства

Какое государство образовалось в долине рек Чу и Таласса?

Назовите султанов, основателей Казахского ханства.

Султаны Керей и Джанибек

На территории какого государства образовалось Казахское ханство?

На территории Могулистана

Покажите на карте границы жузов

Когда Джанибек и Керей откочевали из ханства Абулхаира?

Когда образовалось казахское ханство?

При каком хане численность жителей Казахстана достигло 1 миллиона человек?

Керей. Жанибек. Касым;

1219 г., 1456 г., 1465 г.;

Касым, Есим, Жангир, Тауке;

Туркестан, Отрар, Караганда;

3. Этап проверки домашнего задания.

3. Работа над выводом – в каких жузах какие племена проживали.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.


П/З: По какому принципу происходило деление жителей казахского ханства на сословия?

5. Этап усвоения новых знаний

Рассказ учителя (по электронной презентации)

В казахском обществе существовали патриархально-феодальные отношения. Скот был главным богатством кочевников. Земля, пастбища принадлежали роду-общине. Верховным распорядителем земли был хан. Правители жузов определяли кочевья между родами. Казахское ханство состояло из 10 улусов, такая система управления называется улусной системой управления.

Высшим органов власти был курултай – собрание всех султанов-чингизидов, правителей улусов.

Курултай собирался 1 раз в год на юге Казахского ханства, где сходятся все кочевые пути трех жузов, в Ордабасы. На курултае решали самые важные вопросы (войны и мира, выбирали хана). Хану в управление государством помогал Ханский совет, а позже при хане Тауке – Совет биев.

Казахи мало внимания обращали на богатство человека. Уважением и почетом люди наделялись по происхождению. По происхождению все казахи делились на два сословия - группы: Ак суек (Белая кость) и Кара суек (Черная кость). В высшее сословиие Ак суек (Белая кость) входили чингизиды: хан, султаны. В маленькое сословие Асыл суек (Драгоценная кость) входили потомки первых проповедников Ислама - Ходжа (кожа). Эти сословия освобождались от налогов. В сословие Кара суек (Черная кость) входили все остальные жители Казахского ханства: бий, батыры, баи, скотоводы - шаруа и земледельцы - жатаки. В это сословие ещё входили жители городов: ремесленники и купцы. Все они платили налоги государству.


6. Проверка понимания.

Как изменил хан Тауке систему управления в Казахском ханстве?

На какие основные сословия делилось казахское общество?

По какому принципу происходило деление жителей казахского ханства на сословия?

7. Этап закрепления новых знаний.

1. Работа в группах (составление кластера)

Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и зерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.

Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Жезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам.

Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т. е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

Археологические памятники

В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-булак, относящиеся к эпохе ранней бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского периода и памятники Карабие, Айшрак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахстане исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому пероду относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

Интересен погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из плит, поставленных вертикально. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. В могилу вместе с умершим погружались богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

БЕГАЗЫ – ДАНДЫБАЙ

C аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства – кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.

Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII – Х вв. до н. э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности усопших к родоплеменной знати, т. е. общество уже сформировано и стратифицировано, близкое к образованию государств.

Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней – основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота – к выделению из среды общины военной аристократии – воинов-колесничих. К началу 1 тыс. до н. э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники,

Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга "Авеста" называет племена ариев, туров, хьона, дана, сайрима, саина, даха, населявшие в начале 1 в. до н. э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.

Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства – кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.

Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.

Социальная структура казахов. В самом общем виде традиционная социальная структура казахов представляется как сочетание трех больших социальных групп, различающихся не по имущественному цензу, а по социальному статусу, строго определенному для каждой из них. Для традиционной социальной структуры казахов характерно несовпадение имущественного положения и социального статуса людей. Ее общая конфигурация определяется не столько социальными отношениями, господствовавшими в данном обществе, но и политическими мотивами, и в особенности своеобразием генеалогической организации.

Первоначальное понятие султан означало владычество, господство, а также власть, правительство. С середины Х в. его стали употреблять для обозначения персонального носителя светской власти – государя.

К привилегиям султанов следует отнести и то, что они были неподсудны судам биев. Кроме того, только султаны и ханы имели право иметь при себе тюленгутов – лично зависимую от них челядь, которая постоянно находилась непосредственно при султанском дворе.

Биями назывались крупные представители родовой знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если могущество султанов было обусловлено их богатством и происхождением от ак-суйек, то сила и влияние бийской группы, выросшей из недр караши, кроме ее экономически господствующего положения в общество, объяснялись и личными качествами ее членов, как-то: знанием адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нередки были случаи, когда выходцы из простого народа, благодаря своей природной одаренности добивались звания биев.

Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение в казахском обществе. Она в основном сводилась к разбирательству различных споров и притязаний как внутри коллективов, так и между родами и их отделениями. Султаны, в том числе сам хан, должны были считаться с мнением биев, имевших большое влияние и прочную опору в кочевых общинах. Все это способствовало тому, что т занимали относительно прочную позицию в обществе.

Другую группу духовенства составляли муллы. В Казахстане муллой именовался каждый сколько-нибудь знающий татарскую грамоту и выдержки из Корана и могущий руководить отправлением религиозных обрядов.

Шаруа. Основная масса населения, состоящая из кочевников-скотоводов, обходящихся в своих хозяйствах личным трудом, называлась шаруа. Шаруа делились на жай-шаруа, то есть рядовые более или менее экономически обеспеченных и самостоятельных крестьян, и кедеев-шаруа (кедей, жарлы) – менее обеспеченных крестьян, нередко вынужденных прибегать к чужой экономической помощи.

Байгуши. Байгуши или иначе их называют консы, как социальная прослойка в казахском обществе возникла в период усиленного имущественного расслоения внутри казахской аульной общины, когда сосредоточение богатства в руках одной части общества усиливало процесс обнищания другой части общества. Байгуши представляли из себя массу, лишенную или почти лишенную средств производства и в силу этого экономически и политически бесправную.

Рабы (кулы). Удельный вес рабского труда в обществе был незначительным и не играл заметной роли в определяющей отрасли производства – в скотоводстве. Размеры рабовладения в казахском обществе были невелики, - никто, можно сказать, не владел большими группами рабов. Рабство в Казахстане имело патриархальный характер.

Тюленгуты, находясь вместе с султаном, участвуя с ним в походах, выполняя его отдельные административные и хозяйственные и иные поручения, имели полную возможность обогатиться. Некоторые тюленгуты жили при султанах не только со своими семьями, но и с другими родственниками, что характеризует их как крестьян, прочно обосновавшихся в султанском владении, полностью оторвавшихся от казахских родов, аульных общин.

Тюленгутская служба была наследственной, а не личной. Тюленгуты переходили по наследству от одного султана к другому.

Политическая система казахского общества. Политическая система казахского общества состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общины, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Следующий уровень представляется в виде сложной иерархии общин (потестарная структура). Основное население в этой иерархии занимает места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патринимических групп до крупных союзов племен.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины.

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти – авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Эта власть чингизидов – торе, воплощающей верхний эшелон политической власти.

Ханская власть. Возникновение казахского ханства и его 380-летняя история неразрывно связаны с деятельностью ханов, сыгравших огромную роль в становлении национальной государственности, формировании этнической территории и защите независимости Казахстана. В степи ханский титул признавался только за потомками Чингизхана. Ханская власть передавалась по наследству. Законными наследниками считались братья, дети, внуки.

Новый претендент на ханскую власть нуждался в официальном признании на всенародном курултае – съезде, собрании. Одним из непременных символизирующих избрание хана условий является поднятие знатью нового государя на тонком белом войлоке.

Власть хана не регламентировалась какими-либо твердыми уставами, законами. Она покоилась прежде всего на материальной силе данного хана, его авторитете, поддержке степной знати и на древних обычаях. Основные свои функции – верховного сюзерена казахской земли, полководца, дипломата, судьи, законодателя – ханы осуществляли в своеобразных условиях кочевой цивилизации.

Как главе господствующего рода чингизидов и главе государства, хану принадлежало право высшего распоряжения кочевьями. Ханы решали земельные споры, закрепляли нераспределенные или свободные пастбища за отдельными общинами. Взимание податей с населения относится к личным правам хана. Хотя оно не было закреплено в законах, однако мало кем оспаривалось.

Поставки населения в пользу хана носили различные названия: согум (для содержания ханского дома в зимнее время), зекет (часть скота, взимаемая по определенной шкале), ушур (часть урожая – обычно одна десятая).

Во время войн и крупных конфликтов хан, являясь главнокомандующим войсками ханства, становился во главе отрядов народного ополчения.

Хану принадлежала высшая судебная власть, к нему могли апеллировать недовольные решениями бийских и султанских судов.

Наконец, хан представлял государство перед внешним миром. Им или по его уполномочию, и от его имени велись переговоры с другими государствами, принимались иностранные послы, назначались послы в иностранные государства и т.д.

№ 53) Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов - трагедия казахского аула в годы коллективизации.

По­лити­ка кол­лекти­виза­ции в Ка­захс­та­не (1925–1933 гг.)

В де­каб­ре 1927 г. сос­то­ял­ся ХVсъезд ВКП (б), из­вест­ный как съезд кол­лекти­виза­ции. Сог­ласно его ре­шени­ям, за ко­рот­кие сро­ки, к вес­не 1932 г. сель­ское хо­зяй­ство стра­ны долж­но бы­ло прев­ра­тить­ся из еди­нолич­но­го в кол­лектив­ное — кол­хозное.

Не­доволь­ные этой по­лити­кой на­ци­ональ­ные ли­деры — Т. Рыс­ку­лов, С. Са­ду­ака­сов, С. Сей­фул­лин, С. Ход­жа­нов, Ж. Мын­ба­ев бы­ли отоз­ва­ны в рас­по­ряже­ние ЦК ВКП (б) и об­ви­нены в на­ци­она­лиз­ме.

Еще боль­ше по­ляри­зова­ла обс­та­нов­ку в ауле ком­па­ния пе­реде­ла се­нокос­ных и па­хот­ных уго­дий. К вес­не 1926 г. тру­дящи­еся аула по­лучи­ли 1,3 млн. га се­нокос­ных и 1,25 млн. га па­хот­ных уго­дий, ра­нее при над­ле­жав­ших ба­ям.

Фор­ми­рова­ние и ста­нов­ле­ние кол­хозно­го строя тре­бова­ло: а) вре­мени; б) круп­ных фи­нан­со­вых вло­жений; в) мо­раль­ной и пси­холо­гичес­кой под­го­тов­ки крестьянс­ких масс.

3 фев­ра­ля 1928 г. бы­ли при­няты чрез­вы­чай­ные ме­ры в хо­де хле­боза­гото­вок. В ре­зуль­та­те этой по­лити­ки:

1. Го­лоще­кин нап­ра­вил в се­ла и аулы бо­лее 4800 упол­но­мочен­ных;

2. В хо­де хле­боза­гото­вок око­ло 31 ты­сячи крестьян бы­ло под­верг­ну­то реп­ресси­ям;

3. С 1 ок­тября 1928 г. по 1 де­каб­ря 1929 г. бы­ло расс­тре­ляно 277 крестьян;

4. На­чал­ся от­каз от ис­ходно­го прин­ци­па НЭ­Па, пре­дос­тавляв­ше­го крестьянс­ким хо­зяй­ствам га­ран­ти­рован­ное пра­во рас­по­ряжать­ся по сво­ему ус­мотре­нию из­лишка­ми сель­ско­хозяй­ствен­ной про­дук­ции.

ЦК пар­тии на­мечал за­кон­чить кол­лекти­виза­цию в Ка­захс­кой АССР к вес­не 1932 г., с уче­том: а) экс­тен­сивнос­ти жи­вот­но­водс­тва; б) при­митив­ной ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы; в) от­сутс­твия тра­диций крестьянс­кой ко­опе­рации в прош­лом; г) ко­чево­го и по­луко­чево­го об­ра­за жиз­ни степ­ня­ков.

Ос­новные фор­мы кол­хозно­го стро­итель­ства в Ка­захс­та­не:

1. В зер­но­вых районах — сель­ско­хозяй­ствен­ная ар­тель;

2. В жи­вот­но­вод­ческих районах — то­вари­щест­во по сов­мест­ной об­ра­бот­ке зем­ли и кось­бе, где по ус­та­ву скот не обоб­щест­влял­ся, ис­поль­зо­вание лич­но­го ско­та и ин­вента­ря оп­ла­чива­лось.

Не­дос­татки по­лити­ки кол­лекти­виза­ции:

1. Идея кол­лекти­виза­ции сель­ско­го хо­зяй­ства с са­мого на­чала бы­ла диск­ре­дити­рова­на жес­то­чай­шим то­таль­ным тер­ро­ром;

2. Кол­лекти­виза­ция фор­си­рова­лась без уче­та мест­ных ус­ло­вий, не­об­хо­димой пред­ва­ритель­ной под­го­тов­ки, пре­иму­щест­вен­но ад­ми­нист­ра­тив­ны­ми ме­тода­ми.

Та­ким об­ра­зом бы­ло кол­лекти­визи­рова­но всех хо­зяй­ств:

· в Аб­ра­линс­ком районе — 70%;

· в Джам­бей­тинс­ком районе — 60%;

· в Джа­ныбекс­ком районе — 95 %.

Уро­вень кол­лекти­визи­рован­ных хо­зяй­ств пос­то­ян­но воз­растал: в 1928 г. -2%; на 3 ап­ре­ля 1930 г. — 56,4%; к ок­тябрю 1931. г. — око­ло 65%.

Кол­лекти­виза­ция и од­новре­мен­ное осе­дание ста­ли раз­ру­шать ве­ковой ук­лад жиз­ни аула до ос­но­вания. Унич­то­жал­ся не толь­ко класс ка­захс­ко­го об­щест­ва, ру­шились все ус­тои, на­рабо­тан­ные ты­сяче­лети­ями ко­чевой ци­вили­заци­ей.

1. В 1931–1932 гг. в Шу­бар­та­ус­ком районе сда­ли го­сударс­тву на мя­со 80% все­го по­головья ско­та;

2. Бал­хашс­ко­му району, нас­чи­тыва­юще­му 173 тыс. го­лов ско­та, бы­ла да­на раз­верс­тка в 297 тыс. еди­ниц;

Читайте также: