Кто осуществляет ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций

Обновлено: 04.07.2024

Мы часто получаем вопросы о требованиях, предъявляемых акционерным обществам (АО). И один из самых распространенных касается того, как именно регламентируется обязательный аудит АО сегодня. Постараемся ответить подробно.

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Обязаны ли акционерные общества (АО) проводить обязательный аудит в 2021 году?

Куда и в каком виде АО необходимо предоставлять аудиторское заключение?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Финансовая отчетность АО по итогам года будет пополнять Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.

Параллельно данные аудиторского заключения необходимо размещать и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

  • данные аудируемого лица: ИНН, ОГРН, СНИЛС;
  • данные аудитора: наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;
  • перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения, мнение аудитора о достоверности отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности (если это не государственная или коммерческая тайна).

Когда должно быть готово аудиторское заключение АО?

Акционерные общества должны раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Это общее правило обозначено в пункте 71.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Кроме того, смотрим то же Положение, пункт 71.4. Он прописывает крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности, т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть, АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность, следует провести аудит и получить аудиторское заключение до 4 апреля.

Исключение из правил

  • публичное АО;
  • непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, даже с числом акционеров менее 50-ти;
  • непубличное АО с числом акционеров более 50.

Когда проводить аудит АО?

Подведем итог. АО, чья отчетность подлежит раскрытию, должны провести аудит до срока сдачи годовой отчетности в ФНС. А остальные — до проведения годового собрания акционеров. Здесь нужно не только учитывать сроки предоставления обязательного аудита, но и определить для своего АО те задачи, которые можно решить в случае комплексного и системного подхода к аудиту.

Поэтому организациям, проводящим аудит не из-за формальных соображений, а ставящим перед проверкой аудиторов задачи выявить и устранить ошибки до составления налоговой и годовой бухгалтерской отчетности, предупредить риски, мы рекомендуем проводить аудит в течение всего отчетного года, то есть поэтапно. Кроме того, поэтапный аудит позволит закончить аудиторскую проверку годовой отчетности в сроки, необходимые для представления аудиторского заключения, и не будет отнимать драгоценное время бухгалтерии в разгар подготовки налоговой отчетности по итогам года и за первый квартал.

Системный комплексный аудит оправдывает себя полностью не только с методологической точки зрения, систематизируя работу бухгалтерии, делая ее максимально эффективной, но и для всего бизнеса, а также его собственников, гарантируя стабильное и безопасное с точки зрения бухгалтерского учета и налогов функционирование организации. Системный комплексный аудит объединяет финансовый и налоговый аудит, выявляет налоговые риски и финансовые резервы компании, а также включает гарантированную защиту и страховку от претензий ФНС в течение 3 лет.

Чем грозит АО непредставление заключения об обязательном аудите?


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Общества взаимного страхования

Организации - организаторы торговли

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Жилищные накопительные кооперативы

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Аудиторская деятельность возлагает на компании ответственность. За работой специалистов следят уполномоченные органы. Это и Минфин, и Федеральное Казначейство, и саморегулируемые организации аудиторов. Все эти органы контролируют соблюдение правил и стандартов, проводят плановые и внеплановые проверки. Аудиторские организации, как и любые другие компании, отчитываются о проделанной работе.

Аудиторская деятельность

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ раскрывает нюансы работы аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность — это осуществление аудита и сопутствующих ему услуг по утвержденным стандартам аудита.

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица. Итог такой проверки — изложение мнения о достоверности проверяемой отчетности.

Если компания или частное лицо занимается аудитом, им запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью. Разрешается оказывать сопутствующие аудиту услуги. К таким услугам относятся:

  • ведение и постановка бухгалтерского и налогового учета;
  • формирование бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
  • консультации аудиторов по учету и налогам;
  • исправление налоговых и бухгалтерских ошибок путем восстановления учета;
  • профессиональное консультирование по вопросам управления предприятием, реорганизации;
  • помощь юриста в областях, так или иначе относящихся к аудиторской деятельности: разъяснение правовых вопросов, защита интересов в суде, ИФНС, на таможне, в госорганах;
  • автоматизация бухгалтерского учета с использованием современных IT-технологий;
  • оценка деятельности аудируемого лица;
  • проведение исследований в сфере аудиторской работы, публикация результатов;
  • обучение аудиторской деятельности и сопутствующим сферам;
  • создание и анализ инвестиционных стратегий;
  • проработка и оформление бизнес-планов.

Виды сопутствующих аудиту услуг закрепляются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

По итогам аудита проверяющие выражают свое мнение о достоверности учета и отчетности и составляют аудиторское заключение.

Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Помимо стандартной бухгалтерской и налоговой отчетности аудиторские организации сдают следующие формы:

Все формы сдаются в Минфин РФ.

Форма 2-аудит

Срок отчетности — до 1 марта года, следующего за отчетным. Отчитаться нужно организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность.

Форма включает титульный лист и пять разделов. На титульном листе нужно зафиксировать полное наименование организации или ФИО индивидуального аудитора, адрес с индексом, ОКПО, ЕГРЮЛ/ЕГРИП (графа 3) и номер по реестру аудиторов и аудиторских организаций (графа 4).

В первый раздел вписывают численность. Индивидуальный аудитор учитывает всех аудиторов, работавших у него. Для определения средней численности по графе 4 нужно сложить количество работников на конец каждого месяца отчетного года и разделить на 12.

В разделе 2 отражают оказанные услуги. В строке 04 аудиторские компании/аудиторы показывают общую выручку от оказания услуг без НДС. Сумма строк 05-08 равна значению по строке 04.

В разделе 3 нужно отметить количество организаций, в которых проведен аудит. Здесь отражают лишь те компании, которым выдан отчет или аудиторское заключение. По строкам 16-20 показывают компании в зависимости от их выручки. По строкам 21-33 отражают организации по сфере деятельности. В строках 34-38 показывают организации, у которых проведен обязательный аудит, в строке 39 — компании, у которых был инициативный аудит. По строке 40 отражают количество организаций, в которых проведен аудит и оказаны сопутствующие услуги, а в строке 41 нужно отметить только те компании, которым оказаны сопутствующие услуги.

В разделе 4 по строке 42 ответственное лицо фиксирует общее количество аудиторских заключений, выданных по результатам обязательного и инициативного аудита.

В разделе № 5 указывают сведения об участии аудиторской организации (индивидуального аудитора) в российских сетях и международных сетях аудиторских организаций.

Форма 3-аудит

Срок отчетности — до 1 апреля года, следующего за отчетным. Отчитаться нужно саморегулируемым организациям аудиторов.

Годовой отчет по форме довольно объемный и включает десять разделов. В форму включают данные о стандартах, повышении квалификации, внешнем контроле качества и выявленных нарушениях, сведения о членстве и прочие данные. Подробная инструкция по заполнению формы 3-аудит прописана в Приказе Росстата от 20.08.2020 № 480.

Форма 5-аудит

Данный отчет нужно сдавать один раз в пять лет до 1 октября года, следующего за отчетным.

Объем оказанных услуг фиксируют в первом разделе формы. Отдельно выделяют стоимость обязательного и инициативного аудита. Также в данном разделе показывают количество подписанных договоров.

Раздел 2 расскажет о ценах, указанных в договорах. Распределение по строкам идет в зависимости от объема выручки проверяемых организаций. Если договором предусмотрено оказание разных видов услуг, для заполнения раздела 2 такой договор относится либо к договорам на оказание аудита, либо к договорам на оказание около аудиторских услуг по решению отчитывающейся организации.

В графах 3-4 отражают минимальные и максимальные значения цен договоров. В строках 25-29 нужно указать минимальные и максимальные цены договоров на оказание аудита, а по строкам 30-34 — цены на около аудиторские услуги.

В разделе 3 нужно выбрать из двух вариантов и обозначить наличие дочерних, зависимых организаций и филиалов. На этом же листе ставится подпись ответственного лица и указываются его контактные данные.

Отчеты по контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций

Аудиторские организации и аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества работы, должны помогать проводить внешний контроль для других участников саморегулируемой организации, в которой они состоят.

Порядок контроля деятельности аудиторов прописан в ст. 10 и ст. 10.1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Внешний контроль работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов также осуществляет Федеральное казначейство. План проверок составляется на основании определенных критериев. Кроме того, стать объектом проверки можно в результате жалоб, поступивших от граждан в отделение Федерального казначейства. Результатом плановых и внеплановых проверок является акт проверки.

Кроме того, контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы установлены Приказом Минфина РФ от 08.06.2020 № 97Н.

Деятельность саморегулируемых организаций аудиторов контролирует Минфин РФ. Административные процедуры по контролю начинаются с назначения проверки. Далее готовится программа проверки, проходит сама проверка. По итогам оформляют акты проверок (Приказ Минфина РФ от 13.11.2020 № 265Н). Длительность проверки составляет не более двадцати дней. Акт проверки составляется руководителем группы контролеров. В акте помимо даты, ФИО проверяющих и экспертов указывают основание проверки и ее результаты (в том числе выявленные нарушения). Обязательно отмечают сведения об ознакомлении с актом проверки. Если проверяемое лицо отказывается подписывать акт, делается отметка об отказе.

Выводы в акте проверки должны быть объективными, системными, четкими, обоснованными и, насколько это возможно, лаконичными. Все результаты обязательно подтверждаются рабочей документацией по проверке.

  • делать выводы, предположения и факты, не подкрепив свою точку зрения документами;
  • оценивать действия должностных и иных лиц проверенной саморегулируемой организации с морально-этической стороны.

Акт проверки оформляют в двух экземплярах. Если у единоличного исполнительного органа (лица, им уполномоченного) проверенной саморегулируемой организации аудиторов есть возражения, в акте проставляют соответствующую отметку. Письменные возражения по акту проверки нужно подать в Министерство в течение пятнадцати дней с момента завершения проверки.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Аудит – это проверка фирмы, анализ всех направлений ее деятельности. Осуществляется исключительно специалистом, у которого есть все соответствующие разрешения. Деятельность аудитора должна документироваться в соответствии с законами. Для чего это нужно? По итогам проверки формируется официальное заключение. Информация, указанная в нем, должна подтверждаться документами.

Нормативное обоснование

Документирование осуществляется на основании этих стандартов:

  • МСА 230, утвержденные приказом Минфина №207н от 9 ноября 2016 года.
  • Правила ФПСАД №2.

Второй стандарт на данный момент уже не действует.

В МСА 230.7 указано, что документы могут быть как бумажными, так и электронными. Эта категория бумаг может включать в себя анализы, обзоры, программы проверки, письма, материалы электронной переписки. В состав РД иногда входят выдержки из контрактов. Однако нужно учитывать, что РД аудитора не заменят бухгалтерских свидетельств.

ВАЖНО! Рабочие бумаги должны быть объединены в едином файле.

Цели использования аудиторских документов

РД применяются со следующими целями:

  • Законное планирование и осуществление проверки компании.
  • Проведение текущего контроля над исполнением аудиторских задач.
  • Контроль над результатами деятельности специалистов.
  • Фиксация доказательств, подтверждающих позицию аудитора.

Если работа специалиста не будет сопровождаться документами, то и позиция его по поводу компании не будет иметь юридической силы.

Требования к документам

Требования к рабочей документации приведены в МСА 230. Бумаги аудитора должны отвечать таким стандартам:

  • Должна быть изложена вся полнота сведений о проверке. Информация излагается подробно для облегчения понимания. Бумага должна быть простой для понимания.
  • Нужно изложить все сведения. Указывается информация обо всех этапах мероприятия: планировании, подготовке и воплощении.
  • Нужно указать сроки аудита.
  • В бумагах содержатся сведения об итогах проверки, выводах, сформулированных на базе доказательств.
  • Все существенные аспекты должны быть обоснованы. По их итогам аудитор формирует свое профессиональное мнение.

Объем рабочей документации по определенной проверке устанавливается самим аудитором. При установлении объема он должен ориентироваться на свой профессиональный опыт.

Несмотря на требование о полноте информации, не нужно бесконечно множить документы. В них не требуется отражать каждый вопрос. В частности, не требуется включать в комплекс РД копии документов проверяемой компании. Достаточно сформировать сводную таблицу, в которой приводится перечень проверенных документов. Напротив наименования документов нужно проставить отметку о том, есть ли в бумаге ошибки или она составлена правильно. То есть все, что можно сократить без утраты смысла, сокращается.

Однако нельзя сокращать перечень документов, если при этом будет утрачена простота чтения. Как же определить оптимальный объем документов? Он должен быть таким, чтобы при предполагаемой передаче дел другому аудитору последний смог все понять. В частности, он должен понять объемы проделанной проверки и разумность вывода на основании переданной ему рабочей документации. На основании бумаг специалисту должны быть ясны эти аспекты:

  • Специфика, сроки и объемы аудиторских мероприятий.
  • Итоги проверки, полученные в ходе нее доказательства.
  • Существенные вопросы, сформированные в ходе проверки.
  • Заключения по итогам аудита.

В РД включаются все сведения, которые являются существенными, отображающими ход и итоги дела.

Требования к формированию аудиторских документов

Форма и содержание бумаг определяются в зависимости от этих положений:

  • Специфика задания, поставленная перед аудитором.
  • Требования относительно заключения проверки.
  • Сфера деятельности объекта аудита, степень сложности работы.
  • Состояние бухучета и системы внутреннего контроля объекта аудита.
  • Необходимость проведения текущего контроля над работой представителей аудитора.
  • Методы, которые были использованы в ходе осуществления аудита.

Объем документов определяется масштабами деятельности проверяемой фирмы.

Техники документирования

Документирование ведется посредством этих инструментов:

  • Записи (описание выполняемых процессов, скрипты, обзоры, итоги деятельности, отчеты).
  • Графики (графики темпов расширения фирмы).
  • Анкеты (как правило, это вопросы относительно работы внутри компании).
  • Чек-листы (шаблоны, нужные для отображения стандартных процедур).
  • Электронные ресурсы (это базы данных, отчеты, сформированные с помощью аудиторских программ).

Обычно РД включает в себя практически все эти техники. Одновременное применение графиков, анкет и записей позволяет отразить всю полноту сведений.

Разновидности

Аудиторская документация подразделяется на 2 вида:

  • Постоянные. Включают в себя бумаги, которые нужны для понимания специфики деятельности компании. На основании этих документов можно понять темпы развития субъекта. В них содержатся существенные вопросы, интересующие аудиторов.
  • Текущие. Включают в себя бумаги, которые нужны для осуществления текущей проверки, решения актуальных задач.

Обычно каждый из этих комплектов структурируется в отдельном порядке.

Особенности составления

Каждый документ, создаваемый в ходе работы, оформляется в соответствии с законом. В частности, в каждой бумаге должны быть эти сведения:

  • Название компании, которая проводит аудит.
  • Период осуществления проверки.
  • Наименование документов.
  • ФИО лиц, которые подготавливали документ.
  • Дата аудита.
  • Имена лиц, осуществляющих аудит.

В состав РД входят бумаги по определенным участкам деятельности компании. В них указываются обнаруженные отклонения и ошибки, существенные риски. Рекомендуется привести ссылки на положения учетной политики фирмы, на которые ориентировался аудитор при установлении ошибок.

Специалист должен обеспечить сохранность рабочих бумаг, а также их конфиденциальность. Аудитор обязан ограничить физический доступ к документации. К примеру, она может быть помещена в сейф, размещенный в запираемом помещении. Требуется позаботиться также о наличии электронной защиты, паролей.

Обязанности аудитора по ведению документации

В МСА 230 приведены эти обязанности проверяющего:

  • Своевременная фиксация обсуждений всех существенных вопросов с управленческим составом проверяемых компаний.
  • Документация операций по устранению противоречий при вынесении заключительного вывода.
  • Аудиторский файл должен быть сформирован своевременно, после момента вынесения заключения по итогам мероприятия.

РД должна быть систематизирована. Особенности систематизации определяются конкретными обстоятельствами и нуждами проверяющего. Специалист должен разработать типовые формы бумаг. Наличие типовых форм сокращает время на составление документов.

К СВЕДЕНИЮ! Когда заключительный аудиторский файл создан, специалист не может удалять или изымать бумаги до завершения срока хранения. Последний составляет не меньше 5 лет с даты вынесения заключения.

Читайте также: