Кто осуществляет управление средствами стабилизационного фонда рф

Обновлено: 05.07.2024

Согласно ст. 96.2 БК РФ Стабилизационный фонд формируется из следующих средств:

1) дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2) остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Расчет и перечисление средств в Стабилизационный фонд производятся в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 96.3 БК РФ).

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 96.4 БК РФ).

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке РФ. Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета, учет таких операций осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Правительство РФ направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу и Совет Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Минфин РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце (ст. 96.5 БК РФ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фонд фондов

Атака на фонд

Атака на фонд Я расскажу вам известную историю из сферы трейдинга. В середине прошлого десятилетия, в эпоху расцвета хедж-фондовой индустрии Брайан Хантер был звездой огромного мульти-стратегийного хедж-фонда Amaranth Advisors. Этот 26-летний канадский ковбой к 2006-му году

Семейный фонд

Семейный фонд К счастью, название в данном случае отвечает сути: такой фонд действительно представляет собой семейную организацию-, копилку, которой могут пользоваться члены семьи в порядке, который оговаривается учредительными документами.Сразу следует отметить, что

2. В инвестиционный(ые) фонд(ы) США

2. В инвестиционный(ые) фонд(ы) США Эта страна была и остается мировым экономическим лидером – доля ВВП США составляет 21 % от мирового ВВП (доля ВВП России – 2,5 %). Поэтому очевидно, что от экономической ситуации в США зависит мировая экономическая ситуация.Поэтому я считаю

Резервный фонд

Резервный фонд Если у вас до сих пор нет запаса в размере трех-шести сумм месячных расходов, то вы вряд ли найдете более удобный момент, чтобы начать формировать резервный фонд. И ваш успех в его создании зависит от того, насколько регулярно вы будете откладывать в чулок

Библиотечный фонд

Библиотечный фонд Если срок хранения профессиональных изданий (профессиональная профильная литература нормативно-справочного характера или длительного пользования) более одного года, то их следует квалифицировать как объекты основных средств. В зависимости от

Семейный фонд

Семейный фонд К счастью, название в данном случае отвечает сути: такой фонд действительно представляет собой семейную организацию, копилку, которой могут пользоваться члены семьи в порядке, который оговаривается учредительными документами.Сразу следует отметить, что

14. Инвестиционный фонд

14. Инвестиционный фонд Инвестиционный фонд может быть сформирован за счет двух источников:1) средств федерального бюджета (например, средств Стабилизационного фонда);2) средств, привлеченных Правительством РФ путем эмиссии и размещения государственных инвестиционных

16. Стабилизационный фонд РФ

16. Стабилизационный фонд РФ Стабилизационный фонд РФ– это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности

46. Пенсионный фонд РФ

46. Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. По объему финансовых ресурсов он занимает второе место после Федерального фонда. ПФ РФ был образован в период распада СССР.Согласно п. 1 Положения о

7.1. Пенсионный фонд РФ

7.1. Пенсионный фонд РФ Индивидуальные сведения (ИС) и другие документы, представляемые в ПФР для целей обязательного пенсионного страхования и назначения (перерасчета) пенсии оформляются в соответствии с нормативными документами:1) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г.

46. Стабилизационный фонд РФ

46. Стабилизационный фонд РФ Стабилизационный фонд РФ– часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности

Фонд персонала

Фонд персонала Мы выделяем часть прибыли компании для того, чтобы вкладывать ее в свой коллектив. Средства из этого фонда расходуются на образование, пенсионные отчисления по плану 401K, льготы и такие услуги, как консультирование по брачно-семейным вопросам, о которых я

Фонд Сколла

Фонд Сколла Фонд Сколла, созданный Джеффом Сколлом в 1999 году, видит свою миссию в том, чтобы «произвести широкомасштабное изменение путем предоставления инвестиций, установления связей и присуждения наград для предпринимателей с социальной направленностью и новаторов,

Правовой режим Стабилизационного фонда РФ определен в гл. 13_1 Бюджетного кодекса РФ. Этот фонд впервые был создан в федеральном бюджете в 2004 г. в связи с получением в бюджет дополнительных доходов, обусловленных резким повышением цены на нефть на мировом рынке.

Стабилизационный фонд Российской Федерации представляет собой часть средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Сегодня, как отмечается в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год, Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.

Источниками формирования Стабилизационного фонда являются:

- дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда [135] .

В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении

федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд, рублей.

Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

По данным Министерства финансов РФ, на 1 июля 2006 года размер Стабилизационного фонда составил 2,066 трлн, рублей, которые были размещены на рублевом счете Казначейства в Центральном банке РФ.

установлена возможность использовать средства Стабилизационного фонда РФ сверх накопленной суммы 500,0 млрд, рублей на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения [137] . Такое решение следует считать вынужденной мерой. Стабилизационный фонд должен решать другие задачи, а не служить источником покрытия текущих социальных расходов [138] .

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации [139] .

Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Стабилизационного фонда РФ осуществляется:

- путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и ее размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте.

За пользование денежными средствами на счетах по учету средств Стабилизационного фонда Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда.

- путем приобретения за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.

Постановлением Правительства РФ № 229 установлен перечень требований к долговым обязательствам, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда. К долговым обязательствам иностранных государств относятся долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, которые должны соответствовать следующим требованиям:

а) эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ААА" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинг" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "Ааа" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody's Investors Service). Соответствующий рейтинг должен быть присвоен как минимум двумя из указанных агентств;

б) сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

в) нормативы минимального и максимального срока до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

г) ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

д) номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

е) объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд, долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд, евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд, фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

ж) выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации.

Министерство финансов РФ недостаточно эффективно управляло средствами Стабилизационного фонда. В 2004-2005 гг. и январе-июне 2006 г. размещение средств Стабилизационного фонда не осуществлялось. Только за 2005 год потери Стабилизационного фонда от инфляции, по данным Счетной палаты, составили около 23 млрд, рублей.

В апреле - июле 2006 года Правительством РФ, Минфином России совместно с Федеральным казначейством и Банком России сформирована нормативно-правовая и методологическая база механизма управления средствами Стабилизационного фонда.

Центральный банк РФ за счет средств Стабилизационного фонда будет приобретать и размещать на счетах Федерального казначейства в Банке России иностранную валюту. Нормативная валютная структура средств Стабилизационного фонда РФ утверждена в следующем составе: 45 %

средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте будет размещено в доллары США, 45 % - в евро, 10 % - в английские фунты стерлингов [140] .

За пользование денежными средствами на данных счетах Банк России будет ежегодно уплачивать проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из высоколиквидных долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены указанным постановлением Правительства Российской Федерации. Минимальный и максимальный срок до погашения долговых обязательств иностранных государств, используемых для расчета процентов, выплачиваемых Банком России по указанным счетам, составляют 3 месяца и 3 года соответственно [141] .

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 Минфин России будет представлять в Правительство Российской Федерации квартальную и годовую отчетность о размещении средств Стабилизационного фонда в составе отчета об исполнении федерального бюджета.

- Стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

- Фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);

- Бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

Первые два типа фондов связаны с аккумулированием тем или иным образом части доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительном финансировании государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование, после того как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных (квази-рентных) платежей населению территорий, на которых ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (как, например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа - Новая Гвинея).

Последний тип фондов связан с аккумулированием доходов в годы профицита государственного бюджета, а также дополнительными источниками для государственных сбережений (например, доходы от приватизации). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках (в данном случае - высоких цен на сырье) [142] .

В мировой практике управление активами фондов осуществляется либо Центральными банками, либо Министерствами финансов, либо независимыми государственными учреждениями.

Средства Постоянного фонда Аляски находятся в управлении общественной Корпорации Постоянного фонда Аляски (Alaska Permanent Fund Corporation) и инвестируются в портфель из бумаг с фиксированным доходом и акций. Нефтяной фонд Кувейта (Oil Fund) и Резервный фонд для будущих поколений (Reserve Fund for Future Generations) управляются независимым от правительства Кувейтским инвестиционным агентством (Kuwait Investment Authority). Средства фондов инвестируются в иностранные финансовые активы.

Управление Нефтяным фондом Омана (Oil Fund) осуществляется Министерством финансов Омана, а его средства инвестируются в иностранные активы и валютные депозиты в Центральном банке Омана.

Несмотря на разнообразие субъектов управления средствами фондов, представляется оптимальным осуществление в Российской Федерации функций по управлению средствами Стабилизационного фонда Центральным банком РФ. Это создает следующие преимущества.

Во-первых, возможности инвестирования средств фонда и доходность инвестиций в этом случае значительно выше, чем при любом альтернативном варианте управления средствами фонда.

Во-вторых, при этом упрощается монетарная задача Стабилизационного фонда - стабилизация реального курса рубля, поскольку средства фонда не попадают на валютный рынок.

В-третьих, повышается прозрачность инвестирования средств фонда, так как Центральный банк РФ и его активные операции проходят проверку Счетной палаты РФ.

В-четвертых, Министерство финансов РФ не имеет достаточного опыта управления финансовыми активами и инвестиционным портфелем, кроме управления портфелем обязательств государства (т.е. управления государственным долгом).

Кроме этого факт инвестирования средств Стабилизационного фонда не должен препятствовать их использованию на цели, установленные законом. В этом, на наш взгляд, состоит основное преимущество передачи средств Стабилизационного фонда в управление Центральному банку: обладая значительными собственными финансовыми активами, Центральный банк может обеспечить исполнение расходных обязательств Стабилизационного фонда путем кредитования счета, не прибегая к досрочной реализации финансовых инструментов, в которые инвестированы средства последнего, что обычно сопряжено с финансовыми потерями.

Совмещение в одном лице функций управления бюджетом и Стабилизационным фондом создает риск фактического слияния их средств, которое может привести к ненадлежащему расходованию Стабилизационного фонда. В этой ситуации вместо инвестирования свободных средств Стабилизационного фонда они будут использоваться на

покрытие текущих кассовых разрывов. Следует учитывать также и то обстоятельство, что в отличие от Центрального банка РФ, Министерство финансов не располагает к настоящему времени командой профессиональных портфельных менеджеров, что привело к отсутствию инвестирования средств фонда в предыдущие годы.

Сходными недостатками отличается и третий вариант решения вопроса - создание специального правительственного агентства для управления средствами Стабилизационного фонда. В случае передачи средств в его управление возникает вероятность увеличения риска потерь на инвестиции, поскольку такое агентство не имеет другого портфеля финансовых активов, отсутствие профессиональных менеджеров. Преимуществом данного варианта перед передачей средств в управление Министерству финансов является невозможность использования средств фонда для текущего финансирования бюджетных расходов.

Таким образом, передача средств фонда в управление не Центральному банку РФ, а Министерству финансов РФ, либо же новому государственному агентству по управлению средствами Стабилизационного фонда повышает риск непрофессионального управления средствами фонда, снижает прозрачность операций с ними. Все это приводит к выводу, что оптимальным вариантом управления средствами Стабилизационного фонда является управление ими Банком России.

Стабилизационный фонд России (СФ РФ) — был организован для поддержания стабильного уровня экономики в 2004 году. Выступал одним из ключевых элементов государственного бюджета.

СФ России должен был выполнять следующие задачи:

  • укреплять дополнительно устойчивость финансов государства;
  • снизить инфляцию и сбалансировать бюджет страны, если цена на нефть будет падать ниже запланированной;
  • финансировать систему государственного пенсионного обеспечения;
  • способствовать уменьшению бюджетных трат следующих периодов посредством финансирования инвестиционных программ.

Идея создания Фонда была одобрена всеми — положительная практика функционирования подобных организаций во многих странах мира, тому подтверждение. Фактически этими финансовыми средствами государство распоряжалось напрямую.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентировал, как формировать и использовать накопления Стабфонда. Стабилизационный фонд был основным инструментом сдерживания финансовых объемов в экономике государства, часть которых оставалась на черный день.

Стабфонд

Тогда в распоряжение правительства поступали громадные суммы денег, выпускавшиеся в обращение при образовании необходимости. По факту Стабфонд исполнял роль первого стерилизатора в экономике России, аккумулируя внутри себя большую долю избытка денежных средств.

Как формировался Стабилизационный фонд

Он формировался благодаря поступлению сверхприбыли от экспорта нефти.

Назначение Фонда — быть стратегически важным финансовым запасом государства.

Управление финансами Стабфонда реализовывалось 2 способами:

  • приобретением на активы организации долговых обязательств разных стран;
  • приобретением на активы Фонда иностранной валюты и ее размещением на счетах по учету средств СФ РФ в Центробанке. Последний платил проценты организации за пользование его финансами.

Главными функциями управления Стабфондом были: обеспечение достаточной реализуемости и защита его капиталов от девальвации.

Накопления Фонда рекомендовали использовать:

Прибыльность Стабилизационного фонда

Расчетная прибыльность СФ РФ с начала операций по его размещению, в пропорционально его валютной структуре, равнялась почти 11% в год, производя расчеты в американских долларах.

Критика деятельности СФ РФ

На протяжении 2006-2007 годов в России проводился опрос взрослого населения, 75% которого считало, что хотя бы часть денег Стабфонда следовало использовать для социальных программ или инвестировать в экономику. К дискуссии как распорядиться средствами организации подключались многие политики и экономисты.

Политики и эксперты говорили о том, что часть СФ можно потратить — на инвестиции в национальную инфраструктуру, развитие дорог, создание новых производственных мощностей и закупку иностранных технологий с последующей передачей их российским компаниям. Или сосредоточить долю накоплений Фонда на нескольких конкурентоспособных отраслях промышленности. Это поможет обеспечить необходимые темпы развития экономики и избежать инфляции.

Противники распечатывания СФ России считали, что вырастет инфляция, если потратить деньги внутри страны.

В мае 2006 года была проведена независимая экспертная оценка результативности управления средствами Стабфонда. Оно было признано очень низким. Только за 2 предыдущих года организация потеряла почти 133 млрд рублей, что сопоставимо с финансированием сферы образования за 2005 год.

Заключение

График

Через 2 года Стабфонд распался на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Эти 2 организации опять соединились в 2018 году, став преемниками Стабфонда.

С прекращением деятельности СФ РФ закончился важный этап становления учета валютных средств, получаемых от благоприятной внешней обстановки.

Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г. как преемник бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей бюджета развития было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать локомотивами развития российской промышленности в условиях кризиса.

Стабилизационный фонд - это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

Идея Стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идее бюджета развития. Она предполагала в первую очередь формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, Стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств бюджета развития, предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как резервный фонд с некоторыми дополнительными функциями.

Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.

Возникал вопрос: какие источники доходов закрепить за Стабилизационным фондом? Это могли быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть или на нефть и газ. Иного мнения придерживались специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Они считали, что источником формирования Фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика их рассуждений выглядела так: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть влияет на экономику большинства отраслей, и поэтому перечислять финансовые ресурсы в Фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в Фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно упразднить, увеличив эти расходы.

При этом самым сложным вопросом оставалась проблема, кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет центробанк, минфин либо отдельное агентство. Не менее сложным для решения был вопрос, что будет происходить с деньгами Стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. В России было принято решение вкладывать средства Стабфонда в наиболее ликвидные ценные бумаги западных государств.

Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть, медь, фосфаты). Эти фонды предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.

Рассмотрим отдельные зарубежные аналоги.

Норвегия. Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало Фонд в 1990 г. для решения двух проблем: старения населения и снижения объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается Парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Благодаря тому что Правительство Норвегии в 1990 г. проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП.

Чили. Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность заключается в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом. Средства Фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовой. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

Венесуэла. Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8 - 9 долл. за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального Правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть за последние пять лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Его средства управляются Центробанком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент.

Фонды будущих поколений (Аляска, Кувейт, частично к этому типу относится Фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в России. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

Ряд членов Правительства считают, что сложившаяся ситуация оставляет им один выход - тратить средства из Стабилизационного фонда не на внутренние, а на внешние цели. Вопрос лишь в том: что следует предпринимать через пять лет в случае, если при сохранении современных тенденций государство расплатится с основными кредиторами и будет вынуждено расходовать деньги Стабфонда на внутренние цели?

В этом случае основной вклад в бюджет будет вносить промышленность, а также международная торговля (с учетом того, что таможенные сборы составляют до 40% доходов бюджета).

Легче всего "связать" денежную массу путем инвестиций в новые проекты. Но для этого, во-первых, необходимо создать в России нормальный рынок венчуров и высокотехнологичных компаний, готовых с пользой вернуть инвестиции, а во-вторых, решить проблемы, постоянно сопутствующие государственному инвестированию. И если реализация идеи создания технопарков и увеличения финансирования отдельных научных проектов может быть успешной, то недостатки в сфере государственного инвестирования общеизвестны: это и нарушения в графике финансирования, и слабый контроль за инвестициями, и несоответствие объемов финансирования поставленным задачам. Сложно предсказать и возможные последствия инвестирования российских средств за рубеж, особенно после планируемого превращения рубля в конвертируемую валюту, а значит, придания накопленной рублевой массе международного статуса.

Вместе с тем, для того чтобы эффективно бороться с инфляцией, предпочтительно смешанное финансирование крупных проектов. Например, Минприроды предложило долгосрочную 15-летнюю программу по совместному освоению Сахалинского шельфа с иностранными компаниями, что потенциально требует миллиардных или, по словам главы Минприроды, неограниченных вложений. Возможно, что после успешной работы технопарков появятся и перспективные инновационные программы, а бюджет станет прозрачным и будет состоять, как и планируют члены Правительства, лишь из затрат на целевые федеральные программы.

Сверхдоходы от экспорта нефти, которые формируют Стабилизационный фонд, можно потратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем снижать налоги следует избирательно, прежде всего стимулируя рост высокотехнологичных отраслей, которые имеют экспортный потенциал, а не сырьевой. За счет этого возможно снижение зависимости экономики от пресловутого нефтяного фактора.

Кроме этого, Стабилизационный фонд в конечном итоге - это нефть, добытая из недр нашей страны и превращенная в абстрактные эквиваленты в виде ценных бумаг или денежных знаков. По подсчетам специалистов, это 60 - 70 миллионов тонн природного ресурса, который принадлежит как нашим современникам, так и прошлым поколениям и будущим. Следовательно, средства Стабилизационного фонда следует использовать для улучшения медицинского обслуживания населения, для предотвращения демографической катастрофы путем существенного повышения пособий на детей, многодетным родителям и матерям-одиночкам, необходимо стимулировать инвестиции и т.д.

Если стимулировать инвестиции с помощью налоговых режимов, у субъектов экономической деятельности появятся дополнительные деньги, часть которых может быть направлена на выплату зарплат. Другая часть будет тратиться на инвестиции, на развитие производства и получение реальных результатов. Этот процесс поможет противостоять инфляции и будет способствовать экономическому росту.

Кроме того, высокие прибыли, которые сегодня образуются от продажи энергоносителей, следует вкладывать в развитие инфраструктуры и экономики тех регионов, где добываются эти энергоресурсы.

Учитывая то что Конституционный Суд в 1993 г. обязал Правительство признать внутренний долг нашего народа, можно израсходовать часть Стабилизационного фонда на выплаты некоторым социально незащищенным категориям граждан, компенсировав утраченные сбережения.

В целом при использовании средств Стабфонда на цели инвестирования существует два варианта. Первый - это направление средств за границу, на что ориентирует опыт Норвегии, которая пользовалась дивидендами, полученными от зарубежных инвестиций. Но так как в Норвегии населения в два раза меньше, чем в Москве, для России она является не самым лучшим примером. Не следует забывать и о том, что 20 лет назад финансовый мировой рынок был более стабилен. В настоящее время на макроэкономику влияет перманентный валютно-финансовый глобальный кризис: не существует устойчивых, высоконадежных ценных бумаг, крайне нестабилен курс доллара, рынок ценных бумаг находится в фазе хаотического и кризисного состояния. Поэтому более предпочтительным может стать инвестирование средств Стабфонда в экономику нашей страны. При этом также возможны два варианта. Так, во-первых, государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помощь частному бизнесу, а именно мобилизация инвестиционных ресурсов. На наш взгляд, наиболее приоритетными и эффективными направлениями использования средств Стабфонда являются наука, образование и здравоохранение.

Также необходимо отметить, что Россия в ближайшие годы переходит на среднесрочное бюджетное планирование: впервые у страны появился трехлетний бюджет 2008 - 2010. В бюджетном законодательстве четко обозначено намерение государства постепенно устранить зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы. Ставка будет сделана на диверсификацию экономики, инновации и обрабатывающую промышленность. Аналитики признают, что такое планирование обеспечит стабильность и прозрачность бюджетной политики, но отмечают, что первый трехлетний бюджет - это все же первый опыт и не стоит ждать безукоризненности его исполнения. Отличительной особенностью такого бюджета станет изменение структуры доходов с разделением их на нефтегазовые и не нефтегазовые.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ). Первый, по определению вице-премьера Александра Жукова, должен стать "подушкой безопасности" для национальной экономики, второй же обеспечит направление доходов от нефтегазового сектора на решение задачи диверсификации экономики. Все нефтегазовые доходы (ст. 96.6 Бюджетного кодекса РФ), за исключением нефтегазового трансферта (ст. 96.7 Бюджетного кодекса РФ), будут направляться в эти Фонды. По прогнозу Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета снизятся с 8,2% ВВП в 2008 г. до 5,3% ВВП в 2010 г. Это также связано с тем, что в ближайшие годы нефтедобыча будет прирастать не более чем на 2,3% в год, а это ниже запланированного роста экономики (6% ежегодно).

Резервный фонд сформирован 1 февраля 2008 г. за счет перечисления из Стабфонда суммы, равной 10% ВВП 2007 г. (в бюджете на 2008 г. заложен объем Фонда в размере 3500000000,0 тыс. руб.). Далее размер Фонда будет исчисляться в объеме 10% ВВП соответствующих лет. Если накопленный объем средств Резервного фонда превысит эту величину, то, как записано в БК РФ, начнется "наполнение Фонда будущих поколений". Уже к концу 2008 г. объем Резервного фонда, по расчетам, может достигнуть 3 трлн. 69 млрд. рублей, а объем Фонда будущих поколений составит примерно 600 млрд. рублей. При этом в Бюджетном кодексе РФ прописано, что тратить на текущие расходы можно будет деньги только из Резервного фонда. За счет его средств планируется сформировать нефтегазовый трансферт, за счет которого будет покрываться так называемый нефтегазовый дефицит (ст. 96.7 Бюджетного кодекса РФ) федерального бюджета.

Точная величина нефтегазового трансферта, в соответствии с новой редакцией БК РФ, должна утверждаться законом о бюджете на очередной финансовый период. Одобренные поправки в БК РФ также устанавливают, что нефтегазовый дефицит бюджета (дефицит бюджета, рассчитанного без учета нефтегазовых доходов) не может превышать 4,7% ВВП прогнозируемого периода.

Фонд будущих поколений (на первых порах) предполагается в значительно меньших размерах. В этот Фонд планируется направлять оставшуюся часть нефтегазовых доходов. Изменение цен на нефть не должно оказывать влияния ни на бюджетные доходы, ни на Фонд будущих поколений, поскольку они отразятся только на размере Резервного фонда (если цена на нефть будет ниже прогнозной, то доходы Фонда упадут, если выше - возрастут).

При этом средства Резервного фонда предполагается размещать в наиболее ликвидные ценные бумаги иностранных государств на развитых рынках. "Это делается затем, чтобы, если потребуются деньги, в любой день можно было их реализовать", - пояснил министр финансов Алексей Кудрин. Средства Фонда будущих поколений, по его словам, предполагается размещать в другие ценные бумаги, более рискованные, но доходность по которым предполагается более высокой - 6,5 - 7%. Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений будет осуществляться Министерством финансов РФ (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ). При этом средства указанных Фондов будут размещаться и учитываться на отдельных счетах, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке РФ (ст. 96.12 Бюджетного кодекса РФ).

Остается добавить, что вдумчивое и грамотное наполнение этих Фондов и, что не менее важно, ответственное их использование во благо общества и будущих поколений являются залогом социально-экономического развития страны.

доцент кафедры финансового права

ФГОУ ВПО "Финансовая академия

при Правительстве Российской Федерации"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: