Кто осуществляет социально гигиенический мониторинг

Обновлено: 19.05.2024

1.1. Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту осуществляют:

а) организацию системы наблюдения и сбора информации для ведения социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ);

б) организацию формирования регионального фонда данных СГМ, в том числе для федерального информационного фонда данных СГМ;

в) организацию взаимодействия с организациями - участниками СГМ и обмена информацией о состоянии среды обитания и здоровья населения;

г) передачу отчетов в федеральный информационный фонд данных СГМ;

д) обобщение и анализ полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте, в т.ч. с использованием методики оценки риска;

ж) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье населения, разработку предложений для принятия управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;

з) подготовку предложений для принятия управленческих решений для руководителя управления (отдела), для руководителей структурных подразделений управления (отдела), других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

и) модификацию единых технологий приема, обработки и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда данных СГМ.

1.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

а) выполняют гигиеническую оценку (диагностику) факторов среды обитания и здоровья населения:

- сбор данных о состоянии среды обитания и здоровье населения;

- анализ состояния среды обитания и здоровья населения с определением причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в т.ч. с использованием прогнозирования динамики наблюдаемых явлений, методики оценки риска и др.;

б) устанавливают причины и выявляют условия возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

в) готовят аналитические материалы о состоянии среды обитания и здоровье населения для представления в управления Федеральной службы по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту;

г) формируют региональные информационные фонды СГМ и отчеты для федерального информационного фонда данных СГМ;

д) совершенствуют единые технологии приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда данных СГМ.

2.1. Параметры объектов и факторов для системы СГМ, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию, формируются в ходе осуществления:

2.1.1. Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе при:

- выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях;

- установлении зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях;

- осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;

- осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей;

- установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

- сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов;

- эксплуатации зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

- выполнении работ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

- размещении и выборе земельных участков под строительство объектов промышленности, жилых и общественных зданий;

- проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных средств и иных объектов, а также при вводе их в эксплуатацию;

- разработке генпланов и проектов застройки городских и сельских поселений;

- проведении государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

- проведении государственной регистрации отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;

- проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государственной регистрации дезинфекционных средств;

- осуществлении мероприятий по санитарной охране территорий и лечебных местностей;

- проведении санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний;

- наблюдении за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;

- сборе, хранении, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.

2.1.2. Лабораторного контроля и проведении инструментальных измерений, в том числе за:

- атмосферным воздухом, воздухом рабочей зоны производственных, учебных и других закрытых помещений в местах с временным и постоянным пребыванием людей;

- водой водоисточников, систем централизованного и децентрализованного водоснабжения и рекреационного назначения;

- почвой селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий;

- пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, в том числе ввозимыми из-за рубежа;

- физическими факторами среды закрытых помещений, селитебных территорий.

2.1.3. Исследований, в том числе при:

- эпидемиологическом надзоре за условиями возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

- проведении исследований объектов и факторов окружающей среды на наличие комплекса соединений и веществ биологической, химической и радиационной природы для оценки их комплексного и изолированного воздействия;

2.2. Лабораторные исследования и измерения проводятся с целью определения:

- уровней: шума, локальной и общей вибрации, частиц аэрозолей, освещенности, механических примесей, ионизирующего и неионизирующего излучений;

- наличия и уровней концентраций: токсичных химических веществ, тяжелых металлов, биологических веществ и агентов, токсинов;

- общей токсичности (в том числе генотоксичность), канцерогенность и мутагенность исследуемого образца объекта или фактора;

2.3. При санитарно-эпидемиологической оценке объектов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории проводится:

- санитарно-эпидемиологическая паспортизация объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения:

- оценка показателей среды обитания и состояния здоровья населения по унифицированным методикам;

- отбор приоритетов санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и города;

- установление факторов и точек отбора проб (мониторинговые точки), которые наиболее адекватно позволят охарактеризовать их распространение на территории и возможное влияние на человека;

- определение периодичности и кратности отбора проб, порядок наблюдения и исследования в мониторинговых точках;

- определение начальной структуры баз данных, подлежащих ведению на федеральном уровне и субъекта Российской Федерации.

3.1. Информационными показателями ведения СГМ являются:

а) показатели среды обитания человека;

б) показатели здоровья населения.

3.2. Показатели среды обитания человека включают:

- биологические (бактериальные, паразитарные);

- химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

- физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);

- социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);

3.3. Показатели здоровья населения включают сведения всех информационных баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека;

3.4. Для географической привязки объектов используются данные земельного кадастра.

4.1. Все собираемые данные передаются в федеральный информационный фонд данных СГМ, который представляет собой базу данных о состоянии среды обитания человека и здоровья населения, сформированную на основе многолетних динамических наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и материалов общего назначения и специальная информация в области гигиенической диагностики влияния среды обитания на здоровье населения и оценки риска для здоровья;

4.2. Структура, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе СГМ, определяются Федеральной службой;

4.3. Представление в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе СГМ, обмен ими между органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.

источник информации (уч. форма)

органы и учреждения - участники СГМ, представляющие информацию

Ффрма представления (бумажный, электронный носитель)

1. Медико-демографические показатели

Общая численность населения по субъекту и в разрезе территорий всего

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

численность сельского населения по субъекту и в разрезе территорий

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

Численность работающего населения по субъекту и в разрезе территорий: всего

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

в том числе женщин по субъекту и в разрезе территорий

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

Половозрастная структура работающего населения, в том числе работающих в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды и трудового процесса, показатели временной нетрудоспособности

Ведомственные базы данных

Комитет по труду и социальной защите населения

в электронном виде

Ведомственные базы данных

Органы социальной защиты населения

в электронном виде

Половозрастная численность жителей по местам проживания (населенный пункт, улица, здание)

БД "Электронная Россия", ведомственные базы данных

Страховые компании, фонд ОМС, комитет здравоохранения, избиркомы, ЖКХ, ТСЖ, паспортные столы

по состоянию на 1 января текущего года, 1 квартал

в электронном виде

Миграционное движение населения (по районам)

Ведомственные базы данных

Паспортная служба, Федеральная служба государственной статистики

в электронном виде

Количество родившихся детей (живыми и мертвыми) по субъекту и в разрезе территорий, всего:

ф. 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам"

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители

в том числе: родившихся живыми по субъекту и в разрезе территорий

ф. 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам"

Федеральная служба государственной статистики

электронный и бумажные носители ли

Количество умерших в данном календарном году по субъекту и в разрезе территорий: всего

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) представляет собой государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, а также их оценки, анализа и прогноза с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. В соответствии с законодательством, социально-гигиенический мониторинг является направлением деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и важным механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление Роспотребнадзора проводит работу по социально-гигиеническому мониторингу в соответствии с законодательством и в сотрудничестве с другими органами исполнительной власти (Федеральные службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, государственной статистики, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и т.д.).

Проведение СГМ обеспечивает:

  1. 1) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
  2. 2) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
  3. 3) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
  4. 4) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. 5) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за состоянием здоровья населения, факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими, социальными, природно-климатическими. Характеристика указанных факторов включает оценку уровня загрязнения природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва) веществами антропогенного и природного происхождения, сведения о структуре и качестве питания, безопасности пищевых продуктов для здоровья населения, оценку радиационной обстановки, состояние и условия быта, труда и отдыха населения и другие показатели.

Управлением Роспотребнадзора ведется работа по расширению перечня мониторируемых показателей, расширению применения методик оценки риска для здоровья населения и способов выявления причинно-следственных связей между факторами среды и здоровьем населения. Данный подход позволяет осуществлять ранжирование территорий Кировской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания. В результате такого ранжирования могут быть выявлены ситуации, требующие коррекции с помощью управленческих решений или требующих соблюдения определенных рекомендаций, способствующих улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области.




В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

· санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

· среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

· факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

· вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

· благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

· безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

· санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

· гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

· санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

Санита́рно-эпидемиологи́ческая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).

Председатель

Правительства Российской Федерации

Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее - мониторинг).

3. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

4. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5. При проведении мониторинга используются данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы государственной статистики, структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Управления делами Президента Российской Федерации и их учреждений.

6. В целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:

а) за состоянием здоровья населения - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) за факторами среды обитания человека, включая:

биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики;

физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной службой государственной статистики;

природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдения осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики.

За состоянием здоровья населения и за факторами среды обитания человека наблюдения также ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, органах безопасности, органах внутренних дел, а также в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

7. На основе данных мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

8. Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, осуществляются на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

д) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

10. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, издаваемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

\u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u0433\u0438\u0433\u0438\u0435\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u043d\u0433 \u0432\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0423\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b \u043f\u043e \u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440\u0443 \u0432 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0438 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430.\u0420\u043e\u0441\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440.
">]" data-test="answer-box-list">

sakinaaligadzhp4vcne


Социально-гигиенический мониторинг входит в направление деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.Роспотребнадзор.

Новые вопросы в ОБЖ

1. Что из перечисленного может быть целью добровольной автономии? а) активный отдых на природе б) выживание после кораблекрушения в) поиск выхода из л … еса после неудачного собирательства 2. Если заблудился, то легче всего найти населенный пункт, двигаясь: а) вдоль реки б) по направлению на север в) по направлению на запад г) на солнце 3. Жилище хорошо обустраивать: а) поближе к сухостою, чтобы не ходить далеко за дровами б) подальше от сухостоя, чтобы не получить травму от упавших сучьев в) на безопасном расстоянии от сухостоя 4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху вниз б) снизу вверх в) справа на лево г) слева на право д) не принципиально 5. Для подачи сигнала бедствия используют: а) фольгу б) огонь в) дым г) воду 6. Съедобным растением не является: а) волчья ягода б) белена в) крапива г) дикий щавель Выберите из предложенных вариантов установленные требования к месту сооружения временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива 8. В солнечный полдень тень указывает направление на: а) восток б) юг в) запад г) север 9. Найдите в приведенном ниже списке косвенный (косвенные) признак (признаки), указывающие, что растение (плоды) съедобно? а) небольшая высота растений б) яркая окраска плодов в) растение с неприятным запахом г) кора обглодана животными; д) множество косточек у основания дерева ж) плоды поклеваны птицами з) плоды растения обнаружены в гнездах. 10. Каким образом можно определить стороны горизонта ночью? а) по положению Луны б) по Полярной звезде в) никак нельзя 11. Экология человека - это а) научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой; б) научное направление, изучающее взаимодействие между людьми; в) научное направление, изучающее взаимодействие людей с живыми организмами. 12. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь: а) геологическими процессами; б) космическими факторами; в) высокими темпами прогресса; г) изменением климата. 13. Вся среда обитания и производственная деятельность человека, а также окружающий его материальный мир, природная и антропогенная среда – это: а) окружающая среда б) воздушная среда в) природная среда г) техносфера 14. Что такое парниковый эффект: а) повышение температура нижних слоев атмосферы б) понижение и загрязнение атмосферы в) конденсация воды при выращивании растений в теплице г) понижение температуры нижних слоев атмосферы 15. Какой тип электростанций использует исчерпаемые природные ресурсы? а) ветровые б) тепловые в) приливные г) солнечные 16. Концентрация примеси в воздухе, которая не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом вдыхании называется а) максимально разовая б) среднесуточная в) среднегодовая г) допустимая

ДА ТРЕШ. ЫЫЫЫЫЫ основные негативные факторы влияния на окружающую среду и человека от предприятий по добыче энергоресурсов. СЯБ)

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) представляет собой государственную систему наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, а также их оценки, анализа и прогноза с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. В соответствии с законодательством, социально-гигиенический мониторинг является направлением деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и важным механизмом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление Роспотребнадзора проводит работу по социально-гигиеническому мониторингу в соответствии с законодательством и в сотрудничестве с другими органами исполнительной власти (Федеральные службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, государственной статистики, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и т.д.).

Проведение СГМ обеспечивает:

  1. 1) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;
  2. 2) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;
  3. 3) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;
  4. 4) разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  5. 5) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются данные наблюдений за состоянием здоровья населения, факторами среды обитания человека, в том числе биологическими, химическими, физическими, социальными, природно-климатическими. Характеристика указанных факторов включает оценку уровня загрязнения природной среды (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва) веществами антропогенного и природного происхождения, сведения о структуре и качестве питания, безопасности пищевых продуктов для здоровья населения, оценку радиационной обстановки, состояние и условия быта, труда и отдыха населения и другие показатели.

Управлением Роспотребнадзора ведется работа по расширению перечня мониторируемых показателей, расширению применения методик оценки риска для здоровья населения и способов выявления причинно-следственных связей между факторами среды и здоровьем населения. Данный подход позволяет осуществлять ранжирование территорий Кировской области по показателям, характеризующим состояние здоровья населения и факторы среды его обитания. В результате такого ранжирования могут быть выявлены ситуации, требующие коррекции с помощью управленческих решений или требующих соблюдения определенных рекомендаций, способствующих улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области.




В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

· санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

· среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

· факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

· вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

· благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

· безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

· санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

· гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

· санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

Санита́рно-эпидемиологи́ческая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

Читайте также: