Цифровая сфера существует ли необходимость и возможность ее правового обеспечения

Обновлено: 17.05.2024

Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы — создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной безопасности. Социальные (общественные) отношения, подлежащие правовому регулированию, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными отношениями, а деятельность по осуществлению информационных процессов — информационной деятельностью.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вещей заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.

Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался, да и используется в гражданских, экономических и иных отношениях, в том числе и как доказательственный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательственная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что данный конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большой степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.

С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательственную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии эту подделку выявить.

Возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или подделки, а с другой, позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку, аналогично его подписи на бумаге, которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.

Распространение в системах связи и телекоммуникации информации на машинном носителе, снабженной электронной цифровой подписью, аналогично распространению оригинала документов на бумажном носителе традиционными способами. Распространение же информации на машиночитаемом носителе без электронной цифровой подписи или других аналогичных средств идентификации подобно или передаче устной информации, идентичность содержания которой гипотетическому оригиналу может быть подтверждена показаниями свидетелей, или передаче копии документа, но отношению к которой требуется доказать возможными способами соответствие ее оригиналу.

Таким образом, электронная цифровая подпись обеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации с предоставлением возможности в любой точке трафика и в любой момент времени вывести этот документ из системы и представить его для разрешения спора.

Сложнее обстоит дело, когда документ автоматически формируется внутри автоматизированной системы (банка данных) алгоритмическим путем на основе исходных документов (данных), получаемых из разных точек информационного пространства этой системы и в разные моменты времени. Такие документы до последнего времени должны были подписываться должностным лицом, ответственным за их подготовку. Очевидно, что при большом количестве исходных данных и автоматических вычислений, необходимых для подготовки выходного документа, это лицо фактически не в состояния проверить правильность произведенных системой расчетов и должно подписывать документ, так сказать, по должности. Действительно, ведь кто-то должен нести ответственность за документ, хотя и подготовленный автоматизированной системой, но используемый для принятия ответственных решений.

Возникает вопрос: возможна ли автоматическая простановка электронной цифровой подписи на документе, подготавливаемом автоматически автоматизированной системой, самой этой системой (или компьютером)? С одной стороны, казалось бы, это нонсенс — ведь в данном случае создается впечатление, что никто не несет ответственности за содержание документа — с компьютера не спросишь. Но ведь, с другой стороны, возлагать обязанность подписывать такой документ на должностное лицо, которое не в состоянии проверить его содержание и привлекать к ответственности за недостоверность в нем сведений — тоже неправильно. Как же следует поступить?

По-видимому, простановку такой электронной подписи можно возложить на автоматизированную систему, но при условии четкого решения задачи распределения обязанностей и ответственности за качество исходной и промежуточной информации, используемой при автоматической подготовке окончательного документа компьютером, между:

- субъектами, обеспечивающими подготовку исходной информации;

- субъектами, ответственными за разработку алгоритмов и программ обработки информации на ЭВМ;

- субъектами, обеспечивающими работоспособность технических средств.

Для этого должна быть разработана такая снабженная качественным организационно-правовым обеспечением технология подготовки и движения исходной и промежуточной информации в автоматизированной системе, которая в случае установления недостоверности окончательного результата, отмеченного в документе, позволила бы быстро и надежно выявить ту точку технологического процесса, в которой была допущена ошибка, приведшая к искажению окончательного результата, а также лицо, ее допустившее. В правовом плане здесь возникает необходимость урегулирования отношений по поводу обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих подготовку, обработку и передачу исходной и промежуточной информации по всем этапам ее движения, а также разработку программы для ЭВМ и обеспечение надежной эксплуатации технических средств (ЭВМ, средств связи и телекоммуникации).

Для выявления множества видов документированной информации как разновидностей объектов правового регулирования, а также комплекса общественных отношений (информационных отношений), возникающих при осуществлении действий над такими объектами, необходимо рассмотреть движение информации в информационной сфере и процедуры ее трансформации при осуществлении процессов создания, преобразования и потребления информации.

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Обложка

В статье рассматривается влияние цифровизации на различные сферы жизнедеятельности общества. Авторы анализируют понятие и суть цифровизации с позиций права, философии, политологии и экономики.

Цифровая сфера превращается в виртуальное пространство, не имеющее государственных территориальных границ, а следовательно, и юрисдикции национальных государств. Глобальная цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества становится реальностью.

Ключевые слова

Полный текст

Будущее человечества, несмотря на его неопределенность, ввиду возможности обострения экологических проблем, социальных потрясений, а также исчерпаемости природных ресурсов, за счет развития компьютерных технологий более или менее определено. Современный мир ожидает цифровизация всех сторон жизни общества. Государства, органы управления межгосударственными отношениями будут переходить на новую систему взаимоотношений, основанных на высоких технологиях.

В рамках статьи рассматривается отношение к цифровизации, которое демонстрируется в таких важных областях научного знания, как философия, экономика, право и политика.

Философия

С точки зрения философии, как онтологического знания, которое изучает влияние человека с его мировоззрением, цифровизация приобретает значение самостоятельного образа жизни индивида, с ней приходит новая культура — электронная [1, с. 253]. За счет нее все упрощается, происходит виртуализация: экономические, управленческие, социальные процессы для личности становится проще воспринять.

В плане цивилизационного развития цифровизация позволяет построить особую форму техногенной цивилизации. Ее характерная черта — быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний [2, с. 15]. Вершина техногенной цивилизации, по мнению В.С. Степина, — общество потребления, которое постепенно становится реальностью во всем мире 2 . И пока альтернативы ему нет.

С развитием техногенной цивилизации на протяжении нескольких веков менялось общество, менялись ценности, традиционное распределение социальных ролей. Это касается и института семьи — традиционная нуклеарная семья (муж, жена, дети) с классическим распределением ролей и функций в XX и XXI вв. все больше трансформируется, роли и их модификации могут быть самыми различными. Появляются однополые семьи, состоящие из двух мужчин или двух женщин. Выбор пола становится одним из базовых соматических прав человека, в результате чего появляется новый вид человека — трансгендер — человек, у которого социальный и биологический пол не совпадают.

В производственных процессах и в сфере услуг человек, как рабочая единица, как трудящийся, уже не имеет прежней ценности, более того, технологии искусственного интеллекта позволяют легко заменить человеческий труд во многих профессиях.

Глобальные изменения идут быстрыми темпами, и в ближайшие два-три десятилетия на человечество, видимо, обрушится больше изменений, чем за последнюю тысячу лет [3, с. 145].

Усугубляется проблема уменьшения значимости и нужности человека в современной цивилизации — в цифровом обществе в некоторых профессиях человек полностью вытесняется. Он превращается в цифровую единицу — пользователя, совершающего цифровые действия. Постепенно происходит алгоритмизация человеческого бытия. Виртуальность становится характерной чертой современного технологического уклада [4, с. 398].

Следовательно, с точки зрения философии, цифровое общество — это общество, в котором снижается степень ответственности за свою жизнь, а с другой стороны, от индивидов поступает запрос на упрощение восприятия окружающего мира и своего места в нем.

Право

Право является важным социальным регулятором наряду с нравственностью, обычаями, традициями. В разных формах право присутствует в любом современном обществе и государстве. Сегодня к традиционным социальным регуляторам, таким как мораль, религия, право, добавился еще один — программный код [6, с. 8], который ставит людей в определенные цифровые рамки, фиксируя их количество, собирая информацию, группируя и сохраняя сведения о людях, предметах, явлениях и процессах.

Право модифицируется, усложняется, растет число нормативных правовых актов, но в то же время многие процессы с переводом их в электронный формат существенно упрощаются. Цифровизация позволяет разработать и внедрить некие шаблонные схемы для удобства правоприменителей (например, стандартные формы договоров, учредительных документов, типовые задачи для юриста переводятся в электронный вид с возможностью нахождения в сети готового решения по многим вопросам). С началом массового применения цифровой подписи личное присутствие контрагентов становится необязательным. Цифровой формат общения стирает границы между городами, государствами, континентами.

Цифровая сфера становится виртуальным пространством, не имеющим и не признающим государственных границ, соответственно, здесь не действует и юрисдикция национальных государств.

В юридических науках активно обсуждается новое поколение прав человека и гражданина — цифровые права, которые становятся объективной реальностью во всем мире, многие страны законодательно закрепляют на уровне конституций и законов права человека в цифровую эпоху (Кипр, Эстония, Португалия, Германия, Франция, Черногория, Турция и многие другие государства) [10, с. 43]. В Российской Федерации цифровые права также постепенно становятся правовой реальностью, однако существенно различаются в конституционном и гражданском праве.

К цифровым правам в конституционном праве Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин относит права на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности Интернета, право свободно общаться и выражать мнения в Сети и право на неприкосновенность частной информационной сферы, включая право на конфиденциальность, анонимность (обезличенность) его уже оцифрованной персональной информации 3 .

Дефиниция цифровых прав нашла свое отражение в гражданском законодательстве 4 в виде обязательственных и иных прав, содержание, условия и осуществление которых определяются в соответствии с правилами информационной системы. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

В целом цифровая сфера урегулирована в российском законодательстве весьма поверхностно, хотя неоднократно на самом высоком уровне обращалось особое внимание на необходимость создания передовой законодательной базы, снятия всех барьеров для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных 5 . Нормативная база, по мнению Президента РФ, должна постоянно обновляться, основываться на гибком подходе к каждой сфере и технологии, а также быть доступной для правоприменителей.

Развитие цифровых технологий требует создания условий для обеспечения своевременного их правового регулирования. Общие его принципы в настоящее время определяются нормами информационного права. По мнению видных представителей отраслевой доктрины Бачило И.Л., Федотова М.А., в предмет ее правового регулирования, помимо информации, входят также информационные технологии, которые представляют собой совокупность средств обработки информации 6 .

К числу таковых следует отнести следующие:

Однако в любом случае правоприменительный процесс не должен выходить за пределы норм-принципов, образующих гуманитарный статус личности. Конституция Российской Федерации объявляет приоритет прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на свободное распоряжение своим трудом). Новые технологии по определению не могут создавать условия для обхода охранительных норм права и злоупотребления частными преференциями.

Как показал период пандемии во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, право и законодательство не успевали за происходящим в странах и в мире. Обнаружились пробелы в правовом регулировании, многие управленческие решения не имели под собой законодательной основы. Более того, некоторые решения по ограничению прав граждан Российской Федерации вступили в противоречие с Конституцией РФ и законодательством. Оказалось, что глобальная и повсеместная цифровизация не всегда создает возможности для развития и совершенствования демократических процедур и расширения прав граждан, а напротив, во многом может ограничивать базовые права человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что с точки зрения права цифровизация рассматривается в контексте поиска инструментов, механизмов, которые помогают упростить и алгоритмизировать правовые процессы, создать стандарты и шаблоны. Внедрение цифровых технологий вносит структурные изменения в правовую сферу жизнедеятельности общества, формируя новую цифровую правовую реальность, во многом удобную для правоприменителей, для пользователей правовых услуг, но содержащую в себе и многие риски: всеобщую роботизацию правовых процессов, замену юристов искусственным интеллектом, возможность тотального цифрового ограничения прав и свобод граждан в случае необходимости.

Политология

Цифровизация в политической науке является не столько теоретическим абстрактным конструктом, сколько реально существующим в актуальной практике феноменом, который оказывает заметное влияние на политические процессы [12, с. 16]. При этом некоторые исследователи различают цифровизацию политики и политику цифровизации [14, с. 51]. Собственно, цифровизация политической сферы распространяет цифровые технологии на политические процессы, политические отношения, процессы принятия политических решений. Политика цифровизации являет собой целенаправленную деятельность государства по переносу существующих практик политического процесса в электронный формат. Соответственно, цифровизация политики представляет собой экстерриториальный, трансграничный процесс, затрагивающий, по сути, все государства мира, в то время как политика цифровизации имеет четкие, как правило, национальные границы государств (а в качестве субъектов политического процесса цифровизации выступают государства, государственные образования, международные политические акторы).

Традиционные политические процессы и пространство публичной политики все больше цифровизуются [15, с. 24], а государство пытается взять эти процессы под свой контроль посредством цифровизации государственного управления, сбора больших данных, обработки и сбора полной информации о гражданах, явлениях, процессах, происходящих в государстве, чипизации транспортных средств, продукции, животных, создания возможностей для отслеживания местонахождения любого человека, предмета, выявления массовых предпочтений людей с помощью электронных технологий и систем искусственного интеллекта.

Группа исследователей РАНХиГС выделяет три основных этапа цифровизации в государстве [16, с. 31]. На первом этапе происходит автоматизация государственной системы управления, которая представляет собой внедрение различных IT-механизмов и услуг. Второй этап представляет собой диджитализацию, при которой все процессы улучшаются посредством оптимизации IT-технологий, анализируются данные для принятия решений. Цифровая трансформация представляет собой третий этап цифровизации государственного управления. На этом этапе появляются новые модели деятельности, создаются новые продукты и процессы принципиально иного уровня и качества.

В политической науке цифровизация затрагивает три сферы:

  1. Информационное обеспечение при принятии решений.

Цифровизуется традиционное информационное взаимодействие в политической системе. Искусственный интеллект может обеспечить сбор информации, статистику, структурирование информации, бесперебойную подачу необходимой информации политическим акторам. Однако полностью заменить человека в этой сфере пока вряд ли возможно, поскольку посредством аналитической и умственной деятельности человека информация приводится в вид, оптимальный для принятия решений. Этим занимаются аналитические службы, экспертные центры. Искусственный интеллект не может полностью заменить аналитиков и экспертов, но может существенно упростить их работу.

  1. Автоматизацию процессов, возникающих при управлении государством и взаимодействии акторов политического процесса.

Современные бюрократические системы все больше тяготеют к самоизоляции, и цифровые проекты при реализации упираются в закрытые части, в те элементы политических сетей, которые не могут стать публичными. Возможности развития цифровых проектов и систем искусственного интеллекта в рамках политических систем ограничены инструментальной ролью, то есть они могут стать хорошим инструментарием, коммуникативным элементом между органами власти, гражданским обществом, населением, но в более глубокие сетевые взаимодействия и в сферу принятия решений им не проникнуть, поскольку они не в силах заменить лиц, принимающих решения. В принятии решений всегда есть серая зона, есть факторы, которые не могут быть замещены (у любого политического лидера важный фактор при принятии решений — доверие к тем людям, с которыми он работает в политической системе).

Цифровые технологии здесь имеют большие возможности по селектированию предпочтений людей, выявлению и структурированию их мнений. Такие технологии используются при организации и проведении выборов, референдумов, предвыборных агитаций, выяснения степени доверия населения к органам власти, при популяризации проводимых реформ и проектов, введении новшеств в жизнедеятельность общества, особенно в политическую сферу.

Цифровые инструменты в публичной политике активно развиваются, в то же время они не могут изменить основные элементы политических процессов, их сложившуюся структуру. Они, как правило, механистичны и не затрагивают процессы государственного управления, процессы принятия решений как таковые. Они их просто оформляют, дополняют новыми элементами, сокращают дистанцию между государственными институтами и гражданским обществом.

Экономика

Всемирный банк исследует различные аспекты цифровой экономики и в Докладе о развитии цифровой экономики в России под цифровой экономикой понимает экономику, в которой благодаря развитию цифровых технологий наблюдается рост производительности труда, конкурентоспособности компаний, снижение издержек производства, создание новых рабочих мест, снижение бедности и социального неравенства 15 .

Зарубежные исследователи дают свою трактовку понятия цифровой экономики, понимая ее как часть общего объема производства, целиком или в основном созданного на базе цифровых технологий фирмами, бизнес-модель которых основывается на цифровых продуктах или услугах [21]. Дефиниция довольно широкая, но достаточно гибкая, чтобы учитывать развитие цифровых технологий и цифрового бизнеса в будущем.

Исследовательская группа НИУ ВШЭ отмечает важность определения понятия цифровой экономики и описания ее границ, поскольку это позволит выстроить единую многофункциональную систему статистического измерения цифровой экономики для полномасштабного ее мониторинга, обоснования и оценки политики в данной сфере [18, с. 14].

Однако существуют и негативные аспекты тотальной цифровизации экономической сферы во всем мире. Роботизация процессов производства и сферы услуг приводит к исчезновению профессий, потребность в человеческом труде постепенно снижается, вследствие чего растет безработица. Технологии блокчейна лишают человека ценности и стоимости денег. Получается, что деньги становятся полностью виртуальной структурой и их не существует физически. Возникает угроза и риски для системы национальной информационной (кибербезопасности), в том числе в сфере финансов, коммерческой тайны, государственного управления (включая вопросы, составляющие государственную тайну), транспортной и энергетической инфраструктуры, которые могут стать объектами для кибертерроризма.

Система ресурсного обмена перестает зависеть от регуляторов национальной экономики. Национальные органы управления экономикой теряют свой суверенитет и в экономической системе не могут влиять на процессы ресурсного обмена. Они активно выводятся за пределы управления (блокчейн, криптовалюта).

Экономические представления о цифровизации позволяют решить конкретные задачи управления экономикой не только со стороны государственного сектора, но и за счет деятельности частных структур, пытающихся упростить доступ к ресурсам и материальным благам.

Проведенный анализ некоторых подходов к цифровизации, сформировавшихся в философии, праве, политике и экономике, позволяет выделить некое общее начало, характерное для прикладных сфер знания, — стремление к утилитарному использованию новых технологий. При этом именно представители правовой мысли стали задумываться о безопасности таких технологий.

Особенность философского подхода к проблематике в глобальности прогнозируемых с приходом цифры в жизнь человека изменений. Вывод вопроса на уровень цивилизационного понимания окружающего мира, ожидание его глобального изменения позволяют поставить философов на уровень первооткрывателей будущего человечества.

Представителям правовой, экономической и политической мысли остается только играть роль догоняющих. Мир вступил в цифровую эпоху, поэтому государство, общество, наука должны оперативно реагировать на новые вызовы времени. Очевидна необходимость теоретического осмысления феномена цифровизации во всех областях научного знания, нужен правовой ответ стремительному развитию систем искусственного интеллекта, но современная правовая база, как правило, отстает от развития цифровых технологий. Главное достижение науки состоит в том, что она, несмотря на свой в том числе негативный опыт, дает этот самый опыт [23, с. 47]. В философии человек растворяется в цифровизации, в праве цифровые права размывают правовое поле, в политологии и экономике нет четких контуров и пределов нового цифрового опыта.

Цифровые технологии упрощают технологические процессы, но не отменяют необходимость осознания, мыслительной деятельности, прогнозирования. Искусственный интеллект на это не способен.

В каждой из наук цифровые технологии делают видимыми все недостатки как реальных процессов администрирования и управления, так и процессов теоретического моделирования. Теоретические модели получают более быструю эмпирическую проверку. Поэтому в рамках использования цифровых технологий при увеличении качества научной рефлексии вполне возможно повышение качества механизмов государственного управления, правового регулирования, отправления правосудия, подготовки законодательных актов, а также прогнозирования экономических процессов.

Чем более смелыми будут предложения относительно использования цифровых технологий в прикладной сфере знания в будущем, тем больше будет у человечества возможностей подготовиться к изменениям.

Примечания:

3 Зорькин В. Право в цифровом мире // Российская газета: Столичный выпуск. №7578 (115).


Оцифровка (преобразование текста, изображений или звука в цифровую форму, обработанную компьютером) призвана не только улучшить доступ к правосудию, но и обеспечить значительную экономию на затратах по производству, транспортировке и хранению большого количества бумажных материалов.

В настоящее время публичная сфера фактически перешла в Интернет. Неотъемлемой чертой просвещенного гражданина является его подключенность к цифровым сетям, а также использование технологии блокчейна, которая предоставляет уникальную возможность повысить прозрачность всех значимых действий при помощи безопасных, проверяемых распределенных записей.

Таким образом, цифровизация юридической практики представляет собой часть общего развития. Несмотря на широкое обсуждение этого явления есть острая нехватка объективной информации о последствиях цифрового сдвига для изучения права и практики его применения.

Правовая индустрия претерпевает большие изменения, связанные с разработкой и внедрением новых технологий типа LawTech, использование которых требует соответствующей адаптации юридических институтов.

Американский ученый Би Джей Фогг ввел в оборот термин captology, который связан с изучением влияния новых технологических решений на человека, а также путей взаимодействия человека с компьютерными системами. Наряду с этим каптология занимается исследованием проблем, связанных с поведением получателей юридических услуг, использующих компьютерные системы.

Результаты этих исследований показывают, что внедрение в юридическую практику таких инструментов, как искусственный интеллект, прогностическое кодирование и автоматизированное составление документов, предполагает снижение числа юристов, особенно младшего звена. При этом цифровые технологии обеспечивают возможность принимать более обоснованные решения в сложных условиях правоприменительной практики.

Новые технологии могут использоваться в интересах улучшения доступа к правосудию. Задействование этого потенциала требует тщательного изучения возможностей, проблем и наилучших стратегий реализации, потому что последствия плохо проведенных новаций в юридической практике неприемлемы.

В научном плане необходимо изучить и понять, в какой степени взаимодействие между юристами и клиентами меняется по мере того, как практика становится все более виртуальной, в том числе по мере изменения отправления правосудия и доступа к нему.

Цифровизация все глубже входит в общественную практику, и деятельность правоохранительных органов не является исключением. Так, цифровая трансформация полицейской деятельности позволяет лучше управлять имеющимися ресурсами. Мобильные устройства сокращают ручную отчетность, связанную с документированием результатов деятельности, — мобильное сканирование является решением для ряда трудоемких процессов, с которыми полицейские встречаются, например, при фиксации ДТП, исключая при этом ошибки и опечатки.

Безусловно, такая область юридической практики, как судебное преследование, будет больше поддаваться виртуальному взаимодействию между юристом и клиентом (электронное уголовное дело), чем другие (оказание посреднических или консультативных услуг в гражданских и хозяйственных делах). При этом оцифровка создает новые возможности и для получения информации из информации. То, что раньше было статическим архивом, теперь может превратиться в новый источник для следственного анализа в сопоставлении со способами, которые невозможно применить к физическим отчетам. Благодаря цифровым записям уменьшаются потоки информации от разных правоохранительных органов, помогая повысить показатели расследований. Поиск закономерностей и тенденций на основе исторических данных поможет по-новому взглянуть на социальные и общественные показатели преступности, чтобы лучше понять проблемы криминализации общества. Данные могут стать мощным инструментом для создания новых связей между гражданским обществом, уязвимыми сообществами, полицией, другими государственными органами или политиками.

Вместе с тем для обеспечения доверия к цифровым записям в сфере правосудия необходимо установить соответствующий режим хранения и надлежащего сбора цифровых доказательств.

Когда доказательства цифровые, способ, которым эти доказательства собираются и хранятся, становится предметом заботы судов. Крайне важно принять правильные направления политики, процедуры и аудит, чтобы продемонстрировать точность и надежность системы цифрового учета. Документирование и ясность процесса имеют решающее значение для установления достоверности электронных доказательств в судах. Правильно спроектированная и реализованная система цифровых записей может автоматически учитывать эти аспекты, сводя к минимуму сложные ручные процессы.

Как только оцифровка записей и цифровые доказательства будут более широко распространенными, правоохранительные органы, внедряющие эту практику, начнут осознавать достоинства повышения доступности и надежности информации.

Законодательство призвано обеспечивать доверие к цифровым электронным записям и документам в качестве доказательств.

Вместе с тем судам необходимо изучать новые цифровые возможности. Помимо значительной экономии на затратах по производству, транспортировке и хранению большого количества бумажных материалов наилучшим результатом перехода на цифровые технологии является то, что данные становятся свободными от бумажных бункеров и легкодоступными для анализа и опроса, поиска соответствующих судебных слушаний. Технологии также повышают прозрачность и эффективность планирования работы судебных заседаний, чтобы свидетели, потерпевшие, подозреваемые, адвокаты и судьи могли видеть, когда и где они необходимы.

Граждане, обращаясь в суд, обычно преодолевают целый ряд трудностей, а разрешение споров занимает много времени. Кроме того, значительное количество времени прокуроров, юристов, секретарей суда и судей тратится на поиск, анализ и хранение юридических документов.

Между тем пилотные инициативы, такие как цифровые материалы дела и онлайн-заявления о признании вины, позволяют улучшить доступ к правосудию при одновременном снижении затрат, оптимизации процессов и повышении качества.

Однако определенным препятствием на пути внедрения новых цифровых технологий является то, что люди боятся рисков, которые сопровождают использование таких технологий (технофобия). Кроме того, человеку не всегда удобно оперировать новыми практиками, например в виде электронного уголовного дела, из-за того, что он привык к традиционным (бумажным) методам работы.

Очевидно, что использование таких инструментов, как искусственный интеллект, прогностическое кодирование и автоматизированные составление контрактов, выполнение обычных юридических услуг, в будущем приведут к уменьшению числа младших юристов, необходимого для этой работы, но не к полному их вытеснению.

Результаты изучения этих проблем показывают, что внедрение в юридическую практику таких инструментов, как искусственный интеллект, прогностическое кодирование и автоматизированные составление документов, предполагает, как уже упоминалось, снижение числа юристов. При этом цифровые технологии обеспечивают возможность принимать более обоснованные решения в непростых условиях правоприменительной практики.

По мере появления новых и все более масштабных угроз общественной безопасности во время реагирования решающее значение приобретает координация действий разных правоохранительных органов. Совместная их работа в реальном времени повышает эффективность, позволяя группам обмениваться информацией из любой точки мира в любое время посредством систем передачи голоса, видео и данных.

Цифровая среда общественной безопасности выходит за рамки соединения правоохранительных органов друг с другом: современные возможности обмена и мониторинга также облегчают связь с гражданским населением. Сегодня граждане европейских стран могут сообщать о чрезвычайных ситуациях или подозрительных действиях по телефону нового поколения, отправляя текст, изображения и видео в центры экстренных вызовов и используя горячие линии. Видеоматериалы и информация в режиме реального времени, передаваемые через социальные сети, также повышают осведомленность сотрудников правоохранительных органов и служб неотложной помощи о ситуации. По мере того как агентства получают эту информацию, диспетчеры могут делиться ею с респондентами, быстро предоставляя сведения полиции и сотрудникам служб экстренной помощи, которые обеспечат более разумное использование ресурсов и персонала.

При этом безопасный сбор и управление данными с помощью мобильных и иных цифровых решений является одной из их лучших мер для борьбы с преступностью.

Таким образом, можно говорить о развивающихся процессах цифровизации юридической практики (Law tech или Legal tech) в деятельности судов и правоохранительных органов. Реализация этого потенциала требует глубокого научного осмысления проблем использования новых цифровых технологий и цифровых данных в качестве доказательств, их хранения и надлежащего сбора. Законодательство призвано обеспечивать доверие к цифровым электронным записям и документам в качестве доказательств. Данное обстоятельство допустимо связать с началом пересмотра путей отправления правосудия, в рамках которого цифровые технологии не заменят человека, но могут существенно облегчить выработку им собственных суждений и принятие обоснованных юридических решений.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: