Кто осуществляет сертификацию продукции

Обновлено: 27.05.2024

Дата введения в действие 1 июля 2006 года

ТРЕБОВАНИЯ
к органам по сертификации и порядок их аккредитации

Предисловие

В настоящем документе реализованы положения:

- Руководства ИСО/МЭК 28 "Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной" и Руководства ИСО/МЭК 40 "Общие требования по приемке органов по сертификации";

- европейских стандартов серии EN 45000, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации;

Настоящий документ гармонизирован с европейским стандартом EN 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции"

I. Область применения

1. Настоящий документ устанавливает общие требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции, чтобы быть признанным в качестве компетентного органа для работы в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) органов по сертификации.

Далее - органы по сертификации.

Указанные требования относятся к органам по сертификации, которые осуществляют подтверждение соответствия требованиям, установленным в технических регламентах, стандартах и других нормативных документах, включая испытания (проверки), оценку производства или системы качества изготовителя, последующий инспекционный контроль за сертифицированным объектом (при котором учитываются результаты испытаний образцов, взятых у изготовителя или продавца), и, возможно, за производством или системой качества.

Сертификацию производств или систем качества осуществляют органы, признанные компетентными для выполнения этой деятельности.

Требования документа предназначены для применения при:

создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации в соответствии с областью аккредитации;

взаимодействии органов по сертификации с центральным органом Системы, другими органами по сертификации и испытательными лабораториями;

проведении инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации.

II. Определения

2. Используемые в документе основные термины и их определения соответствуют приведенным:

Руководстве ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь";

III. Общие положения

3. Официальным признанием полномочным органом правомочности юридического или физического лица проводить в Системе сертификацию в соответствии с областью аккредитации является аккредитация его как органа по сертификации.

4. Юридическое или физическое лицо, претендующее на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должно быть независимой от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах, обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области пожарной безопасности.

6. Орган по сертификации аккредитуют только в отношении строго определенных видов объектов сертификации и их характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации.

7. Область аккредитации органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов объектов сертификации и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации.

Область аккредитации органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям аккредитации собственной и привлеченных аккредитованных испытательных лабораторий), областями аттестации штатных экспертов по сертификации продукции и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации).

В рамках добровольной сертификации допускается проведение сертификации объектов, не включенных в область аккредитации органа по сертификации, при условии наличия в его кадровом составе экспертов с соответствующей областью аттестации и аккредитованной испытательной лаборатории, которая может проводить испытания данной продукции.

8. При оценке компетентности и независимости органа по сертификации используются критерии, приведенные в настоящем документе. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу.

9. Аккредитация органов по сертификации в Системе проводится в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.

IV. Основные требования

10. Орган по сертификации должен обеспечить заявителям беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны содержать положения дискриминационного характера.

11. Орган по сертификации в своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Системы, положениями и требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в данном органе.

12. Орган по сертификации должен:

- выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих процедур сертификации;

- быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких-либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть связанным административными, финансовыми, коммерческими или иными отношениями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую заинтересованность в объекте, подвергаемом сертификации. Орган по сертификации и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на результаты сертификации;

- обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить сертификацию.

13. Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификации.

14. Юридические или физические лица, претендующие на аккредитацию, или признание или наделение полномочиями для проведения работ (далее - аккредитация) и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должна иметь:

- юридический статус в соответствии с законодательством и настоящим документом;

- организационную структуру в соответствии с настоящим документом, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения работ по сертификации;

- определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области;

- необходимые средства и документированные процедуры;

- материально-техническую базу (помещение, оборудование и т.д.);

- квалифицированный персонал, прошедший подготовку по сертификации продукции в области пожарной безопасности (экспертов);

- актуализированный фонд нормативных документов, регламентирующих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью аккредитации.

Планируемый объем работ должен быть таким, чтобы обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее 5 объектов подтверждения соответствия в год.

V. Функции, права и обязанности органа по сертификации

15. Основной функцией органа по сертификации в области пожарной безопасности является проведение сертификации по правилам Системы в соответствии с областью его аккредитации.

16. В соответствии с правилами Системы орган по сертификации:

- принимает и рассматривает заявки на сертификацию и принимает решения по ним;

- выбирает схемы сертификации, определяет процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в области пожарной безопасности;

- организует и проводит сертификацию объектов, включая организацию проведения сертификационных испытаний, принятие решения по результатам испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль, выдачу сертификатов пожарной безопасности;

- отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов в случае нарушения условий их выдачи;

- участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение;

- вносит предложения в центральный орган Системы по изменению Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, нормативных документов, которым она должна соответствовать;

- формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый при сертификации;

- взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе и других стран), центральным органом Системы;

- взаимодействует с изготовителями (продавцами) продукции, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, с общественными организациями по защите прав потребителей;

- ведет документацию по всем вопросам своей деятельности (в том числе реестр выданных им сертификатов);

- обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе об объектах, не прошедших сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям все заинтересованные стороны.

17. Орган по сертификации обязан:

- соблюдать требования, установленные в Системе и настоящем документе;

- проводить сертификацию по правилам Системы и выдавать сертификаты пожарной безопасности установленного образца;

- приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации;

- создавать необходимые условия для проведения центральным органом Системы инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, повторной аккредитации органа по сертификации и принятия решения по жалобам, включая доступ уполномоченных центральным органом Системы лиц к необходимой документации, персоналу и всем сферам деятельности, а также обеспечивать ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком;

Читайте также: