Кто осуществляет руководство гражданской обороной в российской федерации

Обновлено: 02.07.2024

Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

Руководство ГО на территориях субъек­тов РФ и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;

- территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);

- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

- структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры ГО образова­ны на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отне­сенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.

Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в органи­зациях, отнесенных к категориям по ГО,, с количеством работников до 500 человек – один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работни­ков по совместительству.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.

Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.




Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:

- медицинская служба гражданской обороны;

- противопожарная служба гражданской обороны;

- гражданской обороны охраны общественного порядка;

- гражданской обороны защиты животных и растений;

- гражданской обороны защиты культурных ценностей

Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятель­ность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.

Решение о создании федеральных служб принимаются Прави­тельством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной влас­ти субъектов РФ, органами местного само­управления и руководителями организаций.

Для создания спасательных служб на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному про­ведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб оп­ределяются положениями о спасательных службах, утвержда­емыми соответствующим руководством ГО.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

Все мероприятия ГО проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по ГО), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:

- в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;

- в субъектах РФ, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

- бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:

- организациями(за исключением бюджетных учреждений) – в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Вручение новой пожарно-спасательной техники региональной Противопожарной службе

Вручение новой пожарно-спасательной техники региональной Противопожарной службе

Губернатор Челябинской области А.Л. Текслер открыл в Златоусте пожарно-спасательную часть

Губернатор Челябинской области А.Л. Текслер открыл в Златоусте пожарно-спасательную часть

В преддверии Дня спасателя в Златоусте состоялось важное для города событие. Свои двери открыло новое пожарно-спасательное подразделение! Вопрос строительства депо держал на контроле Губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения

17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения

9 декабря - День Героев Отечества

9 декабря - День Героев Отечества

9 декабря 1769 года Екатериной II был учрежден орден Святого Георгия - высшая военная награда. Георгиевская лента символически связала героев разных эпох.

5 декабря – битва под Москвой, начало контрнаступления Красной Армии

5 декабря – битва под Москвой, начало контрнаступления Красной Армии

5 декабря 1941 года - провал немецкого наступления на Москву, начало контрнаступления Красной Армии под Москвой, начальный этап перелома в Великой отечественной войне.

3 декабря - День Неизвестного солдата

3 декабря - День Неизвестного солдата

Памятная дата 3 декабря призвана увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг погибших в боевых действиях воинов, чье имя осталось неизвестным.

17 ноября – День участкового уполномоченного полиции

17 ноября – День участкового уполномоченного полиции

10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

5 ноября - День военного разведчика

5 ноября - День военного разведчика

5 ноября в нашей стране ежегодно отмечается профессиональный праздник российских военных, чья служба, так или иначе, связана с военной разведкой. Он установлен указом Президента России № 549 от 31 мая 2006 года.

25 октября – день таможенника Российской Федерации

25 октября – день таможенника Российской Федерации

День таможенника Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 25 октября, установлен Указом Президента Российской Федерации № 811 от 4 августа 1995 года.

Важная информация

Федеральные порталы

Региональные порталы

Другие ресурсы

Интернет-приемная
Национальные проекты
Региональный проект Безопасность дорожного движения в Челябинской области
Единый портал госуслуг
Сообщи о коррупции
Проекты НПА
Нормативно-правовые акты ЧО
Коронавирус, официальная информация
Вакцинация
Региональный интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов Челябинской области
Проверьте свой бизнес на соблюдение требований органов контроля и надзора
Налог на профессиональный доход
Перепись населения
Перепись госуслуги
Ипотека для семьи
Ипотека с госсподдержкой
Каталог жилищных программ
Активный житель
Дом спроси

Адрес: 454113, г. Челябинск, ул. площадь Революции, д. 4

Телефон/факс: 263-52-01 (приемная), 263-53-12 (канцелярия)

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.


Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

". 1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. "

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Руководство гражданской обороной" в других словарях:

Руководство гражданской обороной — целенаправленная деятельность Президента РФ и Правительства РФ, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководителей организаций,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Руководство гражданской обороной — целенаправленная деятельность Президента РФ, Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, учреждений и… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Управление гражданской обороной — целенаправленная деятельность должностных лиц и органов управления по поддержанию готовности сил и средств ГО, эффективному проведению мероприятий по подготовке ГО в мирное время и угрожаемый период, в военное время по ее ведению. У. ГО… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

силы гражданской обороны — 2 силы гражданской обороны; силы ГО: Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Начальник гражданской обороны — должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта РФ, на территории муниципального образования или в организации. При этом Н.г.о по должности. являются… … Словарь черезвычайных ситуаций

Закон Российской Федерации "О Гражданской Обороне" 1998 — законодательный акт, определяющий понятие гражданская оборона, основные задачи в области гражданской обороны, полномочия органов гос. власти и управления, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Начальник гражданской обороны — Начальник гражданской обороны; начальник ГО: должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования или в … Официальная терминология

начальник гражданской обороны — начальник ГО Должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования или в организации и несущее… … Справочник технического переводчика

начальник гражданской обороны — 19 начальник гражданской обороны; начальник ГО: Должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также: