Кто осуществляет регистрацию выпуска ценных бумаг

Обновлено: 05.05.2024

Предлагаю вашему вниманию примерный алгоритм действий для самого распространенного варианта эмиссии — регистрации первого выпуска акций в ЦБ РФ.

Зачем это нужно делать? Просто потому что сотрудник Центробанка тоже будет проверять Ваши документы, и о недочетах в этих документах лучше узнать самостоятельно, а не из уведомления ЦБ.

На начало 2020 года материал полностью актуален.

Шаг №0: проверка документов компании

Приводить устав в соответствие не обязательно — можно зарегистрировать акции оставаясь ЗАО или ОАО. Но требованиям законодательства и нормативных актов ЦБ, относящимся к регистрации ценных бумаг, документы все-таки должны отвечать.

Итак, на что нужно обратить внимание в первую очередь:

На что нужно будет обратить внимание во вторую и во все последующие очереди зависит от специфики исходных документов компании. К сожалению, абсолютно все возможные подводные камни в рамках настоящей статьи перечислить не получится. Поэтому настоятельно рекомендую начинать думать о предстоящей эмиссии еще до подачи документов в ИФНС на регистрацию акционерного общества и до проведения учредительного собрания.

Шаг №1: подготовка пакета документов

Для регистрации эмиссии акций нужно будет подготовить следующие документы (пункты 5.2, 5.5, 13.4, 13.7, 13.8 и 13.9 Стандартов эмиссии):

  1. копия свидетельства о государственной регистрации — 1 экземпляр;
  2. копия устава в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями — 1 экземпляр;
  3. копия решения единственного учредителя об учреждении АО или протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении АО, — 1 экземпляр;
  4. копия договора о создании акционерного общества (если было два и более учредителя) — 1 экземпляр;
  5. заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг — 1 экземпляр;
  6. анкета эмитента — 1 экземпляр;
  7. решение о выпуске ценных бумаг — 3 экземпляра;
  8. отчет об итогах выпуска акций — 3 экземпляра;
  9. копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утверждено решение о выпуске ценных бумаг, — 1 экземпляр;
  10. копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска акций, — 1 экземпляр;
  11. копия отчета оценщика (если в оплату акций внесены неденежные средства (ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку) — 1 экземпляр;
  12. копия документа, подтверждающего право собственности эмитента на недвижимое имущество (если в оплату акций внесено недвижимое имущество) — 1 экземпляр;
  13. копия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об условиях приватизации государственного или муниципального имущества (если в оплату акций подлежит внесению или внесено государственное или муниципальное имущество) — 1 экземпляр;
  14. справка об оплате (или неоплате) уставного капитала подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента — 1 экземпляр.
  15. платежное поручение с отметкой банка об исполнении (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты государственной пошлины — 1 экземпляр;
  16. опись представленных документов — 1 экземпляр;
  17. доверенность (если документы подаются по доверенности) — 1 экземпляр;
  18. сопроводительное письмо — 2 экземпляра.

Шаг №2: утверждение и оформление документов

Сперва нужно разобраться, кто в АО утверждает Решение о выпуске ценных бумаг и Отчет об итогах выпуска ценных бумаг.

По умолчанию Решение о выпуске акций утверждается советом директоров (или наблюдательным советом) Общества.

Если уставом общества не предусмотрен совет директоров, то как правило полномочия по утверждению Решения о выпуске акций оказываются переданными общему собранию акционеров. И после октября 2014 года — это очень нехорошо с практической точки зрения для обществ с количеством акционеров-учредителей больше одного.

Во-вторых, стандартные сроки подготовки общего собрания никак не позволят уложиться в 30 дней, предусмотренных пунктом 13.2 Стандартов эмиссии.

Утвержденное Решение подписывает руководитель общества (единоличный исполнительный орган) и скрепляет печатью. Если полномочия ЕИО были переданы управляющей компании, подписантом будет руководитель этой управляющей компании с обязательным указанием реквизитов (номера и даты заключения) договора, по которому управляющей организации были переданы полномочия единоличного исполнительного органа эмитента. Если Решение будет подписывать не сам руководитель управляющей компании, а её представитель, действующий по доверенности, то помимо реквизитов договора нужно будет указать и реквизиты этой доверенности (номера и даты выдачи).

По умолчанию Отчет об итогах выпуска ценных бумаг утверждается единоличным исполнительным органом общества. Уставом полномочия по утверждению Отчета могут быть переданы коллегиальному исполнительному органу или совету директоров (наблюдательному совету).

Отчет об итогах выпуска подписывает руководитель общества, либо руководитель управляющей организации, либо представитель управляющей организации, действующий по доверенности, по тем же правилам, которые установлены для подписания Решения о выпуске акций.

Остальные документы также подписывает руководитель акционерного общества, руководитель управляющей организации или иной представитель управляющей организации.

В Москве принимают копии заверенные руководителем организации, в других управлениях могут потребовать нотариально заверенные копии. Пункт 1.6 Стандартов эмиссии с одной стороны дает нам возможность заверять копии печатью эмитента и подписью уполномоченного лица, однако с другой стороны отсылает к нормативным актам, которые могут устанавливать иной порядок заверения копий. Поэтому рекомендую, уточнить этот вопрос непосредственно в Вашем управлении Центробанка еще на стадии подготовки документов.

Многостраничные документы необходимо пронумеровать, прошить, скрепить печатью эмитента на прошивке и заверить подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки традиционно не допускаются.

Шаг №3: подача документов в ЦБ РФ

Документы подаются с сопроводительным письмом и электронным носителем (дискетой 3,5" DOS-формата или CD). В сопроводительном письме указывается перечень подаваемых документов, именно на нем сотрудник ЦБ поставит отметку о принятии документов в экспедицию. Сопроводительное письмо может быть подписано как заявителем — директором АО, так и курьером, действующим по доверенности. По нашему опыту в Москве никто особенно не смотрит на то, кто и на каких основаниях подписал сопроводительное письмо.

На диске или дискете, которые прикладывается к документам, должны быть размещены тексты анкеты эмитента, решения о выпуске ценных бумаг, отчета об итогах выпуска ценных бумаг и описи документов, в соответствии с требованиями регистрирующего органа.

Если по каким-то причинам не получилось подать документы в течение 30 дней, то по крайней мере подайте в течение 3 месяцев с даты утверждения решения о выпуске акций — в срок установленный пунктом 5.7 Стандартов эмиссии.

Шаг №4: рассмотрение заявления Центробанком

Срок регистрации первичной эмиссии акций — 20 дней. При наличии устранимых нарушений в документах регистрация продлевается на срок до 30 дней на время проведения проверки. Если за это время нарушения не будут устранены, то регистрация может затянуться еще на 30 дней на период приостановления эмиссии ценных бумаг.

Когда пакет документов попадает в Центробанк, регистрационное дело распределяется к одному из сотрудников соответствующего отдела (в Москве это — Управление корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг). Рекомендую, примерно через неделю после подачи пакета в экспедицию, позвонить в ЦБ и выяснить присвоенный Вашей компании код эмитента, назначенного исполнителя и телефон, по которому с этим исполнителем можно связаться. Вряд ли уже через неделю будет какая-то информация о предварительных результатах рассмотрения заявления о регистрации, но полюбопытствовать не помешает.

А теперь давайте разберемся, что такое нарушения устранимые, и что такое — неустранимые. Устранимые нарушения предполагают несоответствие содержания документов законодательству, но, что важно, их исправление возможно и не нарушит закон. Например: использована устаревшая форма, форма заполнена с ошибками, неподходящими формулировками, неверно оформлен протокол или выписка из протокола собрания, допущены опечатки и т. п. В этих случаях документы, как правило, просто переделываются и в исправленном виде подаются в ЦБ.

А вот если для исправления ошибки нужно внести изменения в устав, протокол учредительного собрания, решении единственного учредителя или договор об учреждении, то исполнитель будет вынужден вынести отказ в регистрации. Кроме того, ЦБ вынесет отказ если в поданных документах содержаться недостоверные сведения. Точные формулировки оснований для отказа смотрите в пункте 5.15. Стандартов эмиссии. По большому счету нарушение трехмесячного срока подачи документов с даты утверждения решения тоже может быть отнесено к неустранимым нарушениям, но на практике ЦБ может пойти на встречу и дать возможно принять новое решение с новой датой.

Исправленные документы подаются с описью и сопроводительным письмом в ЦБ в срок, указанный в Уведомлении (опять же, учитывайте возможные задержки в регистрации документов). Они подаются туда же, куда подавался первоначальный пакет документов. В сопроводительном письме нужно будет указать код эмитента. Документы, которые не исправлялись, повторно подавать не нужно.

Обычно, когда все нарушения устранены и пакет документов полностью устраивает исполнителя, он сможет назвать даты, когда будет подписано решение о регистрации выпуска акций и когда можно будет получить соответствующие документы.

Шаг №5: получение готовых документов

В Москве документы выдаются по адресу: Волоколамское шоссе, дом 75. Выдача документов с 14 до 15 часов каждый будний день.

Курьеру обязательно иметь при себе доверенность и паспорт. С получением документов желательно не тянуть, поскольку их хранят на выдаче два-три дня и после отправляют почтой на адрес юридического лица.

Если вынесено положительное решение, то эмитенту выдадут:

  • уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
  • два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг;
  • два экземпляра отчета об итогах выпуска ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг.

Если решение вынесено отрицательное, то эмитенту будет выдано уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основания отказа, с приложением заверенной регистрирующим органом копии решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Имейте в виду, в случае отказа пошлина за регистрацию не возвращается.

Адреса и телефоны

Напоследок скомпоную в один раздел адреса и телефоны, которые Вам понадобятся при регистрации эмиссии акций.

ГУ ЦБ РФ по ЦФО в г. Москва

Документы на регистрацию принимают по адресу: улица Балчуг, дом 2, подъезд 4, в экспедицию.
Документы по результатам регистрации выдают по адресу: Волоколамское шоссе, дом 75.

У меня есть данные только по Москве, поэтому, коллеги, если у Вас есть адреса и телефоны других управлений — пишите в комментариях, я дополню публикацию!

Читайте также: