Кто осуществляет регистрацию и учет аварийно спасательных служб и формирований
Обновлено: 05.05.2024
На вопрос отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев:
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплуатирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий.
Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным организацией.
Вопрос от 13.10.2017г.:
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
- в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вопрос от 13.10.2017г.:
Просим дать разъяснения, если по законодательству организация не обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, но имеет в своем штате такое формирование, зачем ей создавать нештатное аварийно-спасательное формирование?
Вопрос от 13.10.2017г.:
Вопрос от 01.03.2018:
Каким образом создать с минимальными требованиями внештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, если весь персонал состоит из 5 сменных операторов котельной, 2 слесарей и мастера, при этом операторы – женщины, слесари – пенсионеры? В ПЛА участвуют до приезда профессионального АСФ.
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ внештатные АСФ должны создаваться в организациях, эксплуатирующих ОПО, в случаях предусмотренных данным законом или другими нормативными правовыми актами.
Требований в области ПБ о создании внештатного АСФ на ОПО III класса опасности, которым является газовая котельная, нет.
В разработанном в вашей организации плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии должны быть указаны действия работников до прибытия профессионального АСФ, исходя из конкретных обстоятельств, а также обязанностей и возможностей конкретных работников. Формировать из этих работников внештатное АСФ с разработкой соответствующих внутренних нормативных документов нет необходимости.
Вопрос от 25.07.2018:
В управление поступило обращение по вопросу необходимости создания газоспасательной службы (далее ГСС) на металлургическом предприятии?
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, либо создавать собственные;
- соблюдать положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Также сообщаем, что согласно п. 1692 вышеуказанных федеральных норм и правил, требования безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств распространяются, в том числе на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением природного газа.
Таким образом, необходимость создания собственной газоспасательной службы или заключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями носит обязательный характер.
Вопрос от 30.01.2019:
Существует ли необходимость заключения договора с аварийно-спасательными формированиями при IV классе ОПО (на балансе тепловые сети Р боле 0,07МПа, Т более 115С)?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Из вышеизложенного следует, что требование о заключении договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями распространяется на все опасные производственные объекты, независимо от их класса опасности.
Абзац утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
1. Цели и задачи аттестации
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
2. Межведомственная аттестационная комиссия
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
3. Ведомственные аттестационные комиссии
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
4. Региональные аттестационные комиссии
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
5. Территориальные аттестационные комиссии
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
7. Организационные основы проведения аттестации
Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
Решение аттестационной комиссии считается действительным, если на заседании присутствует не менее двух третьих ее членов. Результаты аттестации вносятся в журнал регистрации (реестр) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей соответствующих аттестационных комиссий (Приложение N 7).
Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
По результатам аттестации аттестационными комиссиями выдаются:
аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям - свидетельство на право ведения определенных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (Приложение N 8);
спасателям - удостоверение спасателя (Приложение N 9), книжка спасателя (Приложение N 10), жетон установленного образца (Приложение N 11).
Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
8. Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВАРИЙНО-
СПАСАТЕЛЬНЫМ СЛУЖБАМ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ
ФОРМИРОВАНИЯМ И СПАСАТЕЛЯМ
9. Требования, предъявляемые к аварийно-спасательным
службам и аварийно-спасательным формированиям
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
10. Квалификационные требования, предъявляемые
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
III. МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ
11. Материалы, представляемые для аттестации
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
12. Материалы, представляемые для аттестации спасателя
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
13. Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
Утратило силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ,
В КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ,
И ИХ ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России
РЕГИОНОВ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ,
И ИХ ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ,
ПРОВОДИМЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ,
В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ (РЕЕСТР)
аварийно-спасаТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ, аварийно-спасаТЕЛЬНЫХ
ФОРМИРОВАНИЙ И СПАСАТЕЛЕЙ
Основные виды проводимых работ
Основание для регистрации (номер аттестационной комиссии, акт аттестации)
Примечание. На бланке, в середине, крупными буквами красного цвета пишется: "МЧС России".
Приложение N 10
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
29 декабря 1997 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О КНИЖКЕ СПАСАТЕЛЯ
1. Книжка спасателя предусмотрена Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (гл. III, ст. 23) и предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Книжка спасателя не заменяет документ, удостоверяющий личность, и действительна при его предъявлении.
3. Размер книжки спасателя 90 x 120 мм.
4. Изготовление книжки спасателя производится федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.
5. Книжка спасателя выдается ведомственной, региональной или территориальной аттестационной комиссией гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей, под роспись в журнале регистрации спасателей соответствующей аттестационной комиссии с присвоением регистрационного номера спасателя.
Описание книжки спасателя
(в середине герб Российской Федерации)
ОКАЗЫВАТЬ ВСЯЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ!
Предъявитель сего имеет право на:
внеочередное приобретение билетов на проезд авиационным, железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.92 N 261);
беспрепятственный допуск в зону чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
использование радиосредств и медикаментов.
Продолжительность, место проведения работ
Характер выполняемых работ
Особые условия проведения работ
Оценка деятельности спасателя и подпись должностного лица (командира), руководящего спасательными работами, печать
Порядок заполнения книжки спасателя
1. Все записи в книжке спасателя делаются рукой и заверяются подписями и печатями лиц, сделавших запись.
2. В графе "Особые условия при проведении работ" отмечается: зараженность местности радиоактивными, химическими веществами, возбудителями инфекционных заболеваний, работа под водой, в задымленных и загазованных помещениях, метеоклиматические условия и количество часов работы в этих условиях.
3. В графе "Особые отметки" делаются записи о награждении правительственными наградами, отказ в аттестации и т.п.
4. Графа "Владеет специальностями" заполняется при аттестации, на основании предъявленных документов.
5. При изготовлении книжки спасателя раздел 8 "Участие в спасательных работах" по мере необходимости может быть увеличен по объему.
Приложение N 11
О ЖЕТОНЕ СПАСАТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Жетон спасателя предусмотрен Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (глава III, ст. 23, п. 2).
2. Жетон спасателя выдается ведомственной, региональной или территориальной аттестационной комиссией гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей, под роспись в журнале регистрации спасателей данной аттестационной комиссии с присвоением регистрационного номера спасателя. Жетон выдается не позднее одного месяца после проведения первичной аттестации спасателя.
3. Изготовление и гравировка жетонов производится федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.
4. Жетон спасателя не заменяет удостоверения спасателя.
5. Жетон спасателя предназначен для получения информации о спасателе при оказании ему экстренной медицинской помощи и возможности идентификации его в случае гибели.
6. Спасатель, выполняя свои должностные обязанности, должен носить свой жетон на теле на груди на металлической цепочке или на руке в виде браслета.
7. При утрате спасателем своего статуса жетон спасателя подлежит возврату в аттестационную комиссию, выдававшую жетон, для уничтожения.
жетона спасателя Российской Федерации
Жетон спасателя из нержавеющей стали имеет форму прямоугольной полосы с закругленными боковыми сторонами и размерами: длина по осевой линии - 50 мм, ширина - 25 мм, толщина - 1,5 мм. По осевой линии у боковых сторон имеются два отверстия диаметром 3 мм для ношения жетона на металлической цепочке с карабином на теле на груди или на руке в виде браслета. Длина цепочки - 700 мм. Материал цепочки и карабина - нержавеющая сталь.
На лицевой стороне жетона выгравирован текст русскими буквами:
1 строка - РОССИЯ;
2 строка - спасатель;
3 строка - фамилия спасателя;
4 строка - имя и отчество спасателя;
5 строка - группа крови спасателя;
На оборотной стороне жетона выгравирован аналогичный текст на английском языке.
Приложение N 12
АНКЕТА МЧС РОССИИ
Утратила силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
Приложение N 13
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ВЫДАВАЕМЫХ АТТЕСТАЦИОННЫМИ КОМИССИЯМИ
Утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.
на заседании Межведомственной
комиссии по аттестации аварийно -
спасателей и образовательных
учреждений по их подготовке
на территории Российской Федерации
(протокол N 4 от 18 декабря 1997 г.)
Министр МЧС России
29 декабря 1997 года
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В МЕЖВЕДОМСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИОННУЮ
КОМИССИЮ ПРИ ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ "СПАСАТЕЛЬ
1. Представление центральной ведомственной или региональной аттестационной комиссии на МАК.
2. Копии документов, удостоверяющих владение специальностями, присвоение квалификации спасателя 1 класса.
3. Заключение по результатам медицинского, в т.ч. психофизиологического освидетельствования о допуске к работам в экстремальных условиях.
4. Удостоверение личности спасателя и книжка спасателя с отметкой об его участии в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
5. Акт аттестации и протокол заседания центральной ведомственной или региональной аттестационной комиссии.
Внести в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 18, ст. 1938; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ
1. К аварийно-спасательным работам относятся:
горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;
газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;
противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;
поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;
работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.";
абзац первый после слов "аварийно-спасательные формирования" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";
в абзаце втором слова "министерств, ведомств" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти";
в абзаце четвертом слова "органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:
"2 1 . Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.";
3) часть первую статьи 8 после слов "аварийно-спасательных формирований" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";
4) в пункте 2 статьи 10 слова "установленным порядком" исключить, дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
5) статью 11 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Порядок деятельности, задачи, функции и полномочия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб и формирований и порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ.";
6) в пункте 3 статьи 18 слова "органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2, пункты 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Со дня вступления в силу абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в организациях горнорудной, горно-химической и атомной промышленности для выполнения горноспасательных работ на принадлежащих им объектах ведения горных работ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, уполномоченные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона выполнять горноспасательные работы на объектах ведения горных работ, вправе выполнять горноспасательные работы при условии соблюдения требований, установленных пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона), включающих порядок взаимодействия указанных служб и формирований с профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы и находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Не соответствующие требованиям статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, указанных в части 3 настоящей статьи, выполняют указанные работы до истечения срока действия соответствующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательная служба (АСС) - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):
• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе
Профессиональные АСС и АСФ создаются:
- в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, - руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Условие создания - если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
На нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные
формирования
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.
Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;
по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.
Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.
Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.
Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
На общественных началах - общественные
аварийно-спасательные формирования
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся
в их ведении, в пределах своих полномочий:
Организации:
НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа.
Читайте также: