Кто осуществляет регистрацию и учет аварийно спасательных служб и формирований

Обновлено: 05.05.2024

На вопрос отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев:

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последст­вий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплу­атирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и лик­видации последствий аварий.

Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессио­нальными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными фор­мированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным ор­ганизацией.

Вопрос от 13.10.2017г.:

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

  • в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вопрос от 13.10.2017г.:

Просим дать разъяснения, если по законодательству организация не обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, но имеет в своем штате такое формирование, зачем ей создавать нештатное аварийно-спасательное формирование?

Вопрос от 13.10.2017г.:

Вопрос от 01.03.2018:

Каким образом создать с минимальными требованиями внештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, если весь персонал состоит из 5 сменных операторов котельной, 2 слесарей и мастера, при этом операторы – женщины, слесари – пенсионеры? В ПЛА участвуют до приезда профессионального АСФ.

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ внештатные АСФ должны создаваться в организациях, эксплуатирующих ОПО, в случаях предусмотренных данным законом или другими нормативными правовыми актами.

Требований в области ПБ о создании внештатного АСФ на ОПО III класса опасности, которым является газовая котельная, нет.

В разработанном в вашей организации плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии должны быть указаны действия работников до прибытия профессионального АСФ, исходя из конкретных обстоятельств, а также обязанностей и возможностей конкретных работников. Формировать из этих работников внештатное АСФ с разработкой соответствующих внутренних нормативных документов нет необходимости.

Вопрос от 25.07.2018:

В управление поступило обращение по вопросу необходимости создания газоспасательной службы (далее ГСС) на металлургическом предприятии?

  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, либо создавать собственные;
  • соблюдать положения федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Также сообщаем, что согласно п. 1692 вышеуказанных федеральных норм и правил, требования безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств распространяются, в том числе на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением природного газа.

Таким образом, необходимость создания собственной газоспасательной службы или заключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями носит обязательный характер.

Вопрос от 30.01.2019:

Существует ли необходимость заключения договора с аварийно-спасательными формированиями при IV классе ОПО (на балансе тепловые сети Р боле 0,07МПа, Т более 115С)?

Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

Из вышеизложенного следует, что требование о заключении договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями распространяется на все опасные производственные объекты, независимо от их класса опасности.

Абзац утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

1. Цели и задачи аттестации

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

2. Межведомственная аттестационная комиссия

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

3. Ведомственные аттестационные комиссии

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

4. Региональные аттестационные комиссии

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

5. Территориальные аттестационные комиссии

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

7. Организационные основы проведения аттестации

Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

Решение аттестационной комиссии считается действительным, если на заседании присутствует не менее двух третьих ее членов. Результаты аттестации вносятся в журнал регистрации (реестр) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей соответствующих аттестационных комиссий (Приложение N 7).

Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

По результатам аттестации аттестационными комиссиями выдаются:

аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям - свидетельство на право ведения определенных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (Приложение N 8);

спасателям - удостоверение спасателя (Приложение N 9), книжка спасателя (Приложение N 10), жетон установленного образца (Приложение N 11).

Абзацы утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

8. Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВАРИЙНО-

СПАСАТЕЛЬНЫМ СЛУЖБАМ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ

ФОРМИРОВАНИЯМ И СПАСАТЕЛЯМ

9. Требования, предъявляемые к аварийно-спасательным

службам и аварийно-спасательным формированиям

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

10. Квалификационные требования, предъявляемые

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

III. МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

11. Материалы, представляемые для аттестации

аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

12. Материалы, представляемые для аттестации спасателя

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

13. Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

Утратило силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ,

В КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ,

И ИХ ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России

РЕГИОНОВ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

В КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ,

И ИХ ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ,

ПРОВОДИМЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ,

В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Утратил силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ (РЕЕСТР)

аварийно-спасаТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ, аварийно-спасаТЕЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЙ И СПАСАТЕЛЕЙ

Основные виды проводимых работ

Основание для регистрации (номер аттестационной комиссии, акт аттестации)

Примечание. На бланке, в середине, крупными буквами красного цвета пишется: "МЧС России".

Приложение N 10

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и

29 декабря 1997 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О КНИЖКЕ СПАСАТЕЛЯ

1. Книжка спасателя предусмотрена Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (гл. III, ст. 23) и предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Книжка спасателя не заменяет документ, удостоверяющий личность, и действительна при его предъявлении.

3. Размер книжки спасателя 90 x 120 мм.

4. Изготовление книжки спасателя производится федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.

5. Книжка спасателя выдается ведомственной, региональной или территориальной аттестационной комиссией гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей, под роспись в журнале регистрации спасателей соответствующей аттестационной комиссии с присвоением регистрационного номера спасателя.

Описание книжки спасателя

(в середине герб Российской Федерации)

ОКАЗЫВАТЬ ВСЯЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ!

Предъявитель сего имеет право на:

внеочередное приобретение билетов на проезд авиационным, железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.92 N 261);

беспрепятственный допуск в зону чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

использование радиосредств и медикаментов.

Продолжительность, место проведения работ

Характер выполняемых работ

Особые условия проведения работ

Оценка деятельности спасателя и подпись должностного лица (командира), руководящего спасательными работами, печать

Порядок заполнения книжки спасателя

1. Все записи в книжке спасателя делаются рукой и заверяются подписями и печатями лиц, сделавших запись.

2. В графе "Особые условия при проведении работ" отмечается: зараженность местности радиоактивными, химическими веществами, возбудителями инфекционных заболеваний, работа под водой, в задымленных и загазованных помещениях, метеоклиматические условия и количество часов работы в этих условиях.

3. В графе "Особые отметки" делаются записи о награждении правительственными наградами, отказ в аттестации и т.п.

4. Графа "Владеет специальностями" заполняется при аттестации, на основании предъявленных документов.

5. При изготовлении книжки спасателя раздел 8 "Участие в спасательных работах" по мере необходимости может быть увеличен по объему.

Приложение N 11

О ЖЕТОНЕ СПАСАТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Жетон спасателя предусмотрен Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (глава III, ст. 23, п. 2).

2. Жетон спасателя выдается ведомственной, региональной или территориальной аттестационной комиссией гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей, под роспись в журнале регистрации спасателей данной аттестационной комиссии с присвоением регистрационного номера спасателя. Жетон выдается не позднее одного месяца после проведения первичной аттестации спасателя.

3. Изготовление и гравировка жетонов производится федеральными органами исполнительной власти, организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.

4. Жетон спасателя не заменяет удостоверения спасателя.

5. Жетон спасателя предназначен для получения информации о спасателе при оказании ему экстренной медицинской помощи и возможности идентификации его в случае гибели.

6. Спасатель, выполняя свои должностные обязанности, должен носить свой жетон на теле на груди на металлической цепочке или на руке в виде браслета.

7. При утрате спасателем своего статуса жетон спасателя подлежит возврату в аттестационную комиссию, выдававшую жетон, для уничтожения.

жетона спасателя Российской Федерации

Жетон спасателя из нержавеющей стали имеет форму прямоугольной полосы с закругленными боковыми сторонами и размерами: длина по осевой линии - 50 мм, ширина - 25 мм, толщина - 1,5 мм. По осевой линии у боковых сторон имеются два отверстия диаметром 3 мм для ношения жетона на металлической цепочке с карабином на теле на груди или на руке в виде браслета. Длина цепочки - 700 мм. Материал цепочки и карабина - нержавеющая сталь.

На лицевой стороне жетона выгравирован текст русскими буквами:

1 строка - РОССИЯ;

2 строка - спасатель;

3 строка - фамилия спасателя;

4 строка - имя и отчество спасателя;

5 строка - группа крови спасателя;

На оборотной стороне жетона выгравирован аналогичный текст на английском языке.

Приложение N 12

АНКЕТА МЧС РОССИИ

Утратила силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

Приложение N 13

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ,

ВЫДАВАЕМЫХ АТТЕСТАЦИОННЫМИ КОМИССИЯМИ

Утратили силу. - Протокол от 05.06.2012 N 2, утв. МЧС России.

на заседании Межведомственной

комиссии по аттестации аварийно -

спасателей и образовательных

учреждений по их подготовке

на территории Российской Федерации

(протокол N 4 от 18 декабря 1997 г.)

Министр МЧС России

29 декабря 1997 года

ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В МЕЖВЕДОМСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИОННУЮ

КОМИССИЮ ПРИ ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ "СПАСАТЕЛЬ

1. Представление центральной ведомственной или региональной аттестационной комиссии на МАК.

2. Копии документов, удостоверяющих владение специальностями, присвоение квалификации спасателя 1 класса.

3. Заключение по результатам медицинского, в т.ч. психофизиологического освидетельствования о допуске к работам в экстремальных условиях.

4. Удостоверение личности спасателя и книжка спасателя с отметкой об его участии в аварийно-спасательных и других неотложных работах.

5. Акт аттестации и протокол заседания центральной ведомственной или региональной аттестационной комиссии.

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 18, ст. 1938; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.";

абзац первый после слов "аварийно-спасательные формирования" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";

в абзаце втором слова "министерств, ведомств" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти";

в абзаце четвертом слова "органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.";

3) часть первую статьи 8 после слов "аварийно-спасательных формирований" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";

4) в пункте 2 статьи 10 слова "установленным порядком" исключить, дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

5) статью 11 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Порядок деятельности, задачи, функции и полномочия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб и формирований и порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ.";

6) в пункте 3 статьи 18 слова "органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2, пункты 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в организациях горнорудной, горно-химической и атомной промышленности для выполнения горноспасательных работ на принадлежащих им объектах ведения горных работ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, уполномоченные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона выполнять горноспасательные работы на объектах ведения горных работ, вправе выполнять горноспасательные работы при условии соблюдения требований, установленных пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона), включающих порядок взаимодействия указанных служб и формирований с профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы и находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Не соответствующие требованиям статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, указанных в части 3 настоящей статьи, выполняют указанные работы до истечения срока действия соответствующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательная служба (АСС) - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, - руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания - если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные

формирования




Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

На общественных началах - общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

Организации:

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа.

Читайте также: