Кто осуществляет перекрестный контроль при закреплении подвижного состава

Обновлено: 17.05.2024

Содержание

Общие сведения

Согласно пункту 15.21 ПТЭ, подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в границах, обозначенных предельными столбиками.

Закрепление вагонов на станционных путях должно производиться в соответствии с нормами и правилами, приведенными в приложении 2 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

Порядок закрепления вагонов и составов, в зависимости от местных условий, указывается в техническо- распорядительном акте станции, где должно быть установлено, как должны закрепляться на каждом пути вагоны и составы поездов, кто должен выполнять эти операции, а также изымать средства закрепления из-под вагонов или отпустить ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных операций.

11.31. Составы поездов, группы или отдельные вагоны, оставляемые на станционных путях, во всех случаях должны закрепляться тормозными башмаками до отцепки локомотива по нормам, предусмотренным в техническо-распорядительном акте станции. На путях с уклонами, не превышающими 0,0025, разрешается при смене локомотивов пассажирских поездов использовать для закрепления состава автотормоза поезда в течение не более 15 минут. В случае невозможности смены локомотивов в течение указанного времени состав должен быть закреплен тормозными башмаками по установленной норме.

11.33. Вагоны, прибывшие на станцию для длительной (более 24 часов) стоянки (например, в резерве, в ожидании подачи на ВРЗ), должны быть

поставлены на пути с уклоном, не превышающим 0,0025, изолированные от маршрутов следования поездов. Закрепление таких вагонов должно производиться с накатом вагонных колес на тормозные башмаки. Правильность и надежность закрепления должны быть проверены начальником станции, его заместителем или дежурным по станции.

11.34. При временном оставлении грузовых поездов на промежуточных станциях без локомотива их закрепление осуществляется по нормам, предусмотренным в техническо-распорядительном акте станции для соответствующего пути с накатом вагонных колес на тормозные башмаки. Правильность и надежность закрепления составов таких поездов должны проверяться начальником станции или его заместителем, которые по указанию поездного диспетчера заблаговременно вызываются на станцию и докладывают ему о произведенной проверке правильности закрепления. При невозможности вызова указанных руководителей правильность и надежность закрепления проверяются лично дежурным по станции, который и докладывает об этом поездному диспетчеру.

11.35. Не допускается оставление без локомотива составов поездов на станциях или отдельных станционных путях с уклоном, превышающим 0,0025, не оборудованных устройствами, предотвращающими уход вагонов на маршруты приема и отправления поездов и прилегающий перегон. Перечень таких станций и станционных путей устанавливается приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — начальника железной дороги.

11.36. Согласно пункту 15.18 ПТЭ, маневры на станционных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода подвижного состава на перегон и маршруты следования поездов, производятся с постановкой локомотива со стороны спуска с включением и опробованием автотормозов вагонов. При невозможности постановки локомотива со стороны спуска маневры на таких путях должны производиться путем осаживания, а автотормоза вагонов должны быть включены и опробованы. Порядок производства маневров, обеспечивающий безопасность движения на станциях, имеющих такие пути, устанавливается в настоящей Инструкции и указывается в техническо-распорядительном акте станции. При производстве маневров на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях должны соблюдаться меры предосторожности (постановка стрелок в изолирующее положение, укладка башмаков под отдельные отцепы и другие меры), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы. Перечень районов и путей, расположенных на уклонах, где при маневрах создается опасность ухода подвижного состава, а также дополнительные меры по обеспечению безопасности движения, которые должны соблюдаться в этих районах при маневрах, указываются в техническо-распорядительных актах станций.

11.37. В тех случаях, когда состав поезда, оставляемый на промежуточной станции без локомотива, расцепляется и разъединяется для обеспечения про- хода пассажиров, каждая часть этого состава должна закрепляться тормозными башмаками в соответствии с той нормой, которая соответствует фактическому профилю того отрезка пути, где будет стоять расцепленная часть состава.

11.38. В районах примыкания подъездных и соединительных путей, для предупреждения самопроизвольного ухода подвижного состава на станцию или перегон, дежурные по станции, составительские бригады, дежурные стрелочных постов после заезда (выезда) на примыкание обязаны немедленно устанавливать стрелки (в том числе централизованные) предохранительных тупиков и охранные, сбрасывающие башмаки или стрелки в нормальное положение.

11.40. При возникновении опасности ухода подвижного состава на перегон работники станции обязаны немедленно использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для его остановки. При уходе подвижного состава на перегон дежурный по станции обязан, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, поездному диспетчеру, ДСП путевых постов, дежурным по соседней станции, переездам и другим работникам, чтобы задержать встречные поезда и принять меры к остановке ушедшего подвижного состава.

11.41. При выполнении операций по закреплению подвижного состава на станционных путях должны соблюдаться следующие основные положения, обеспечивающие взаимный контроль работников:

При закреплении составов поездов:

  • на главных и приемоотправочных путях руководит и контролирует закрепление дежурный по станции, а в отдельных маневровых районах — маневровый диспетчер;
  • дежурный по станции может разрешить отцепку локомотива только после убеждения в правильности закрепления состава по докладу исполнителя этой операции или лично;
    поездного локомотива запрещается отцеплять локомотив от состава без разрешения дежурного по станции, переданного по радиосвязи, парковой связи, через работника станции, производящего закрепление, или лично;
  • изъятие тормозных башмаков из-под состава разрешается только по указанию дежурного по станции, переданному исполнителю этой операции по радиосвязи, парковой связи, через другого работника станции или лично; дежурный по станции может дать указание об изъятии тормозных башмаков только после убеждения в фактической прицепке локомотива к составу по докладу машиниста по радиосвязи или через работника станции.

При маневровой работе:

  • при производстве маневров ответственным за закрепление подвижного состава является руководитель маневров;
  • руководитель маневров во всех случаях перед отцепкой локомотива (одиночного или с вагонами) обязан сообщить машинисту о закреплении оставляемых на пути вагонов с указанием их количества, а также количества тормозных башмаков и с какой стороны они уложены.

Подробный регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих о них, прилагается к техническо-распорядительному акту станции.

где: K — необходимое количество тормозных башмаков, шт.;
№ — количество осей в составе (группе), шт.;
i — средняя величина уклона пути или отрезка железнодорожного пути в тысячных;
(1,5i + 1) — количество тормозных башмаков на каждые 200 осей;
в) при закреплении смешанных составов или групп, состоящих из разнородных по весу вагонов, если тормозные башмаки укладываются под порожние вагоны, вагоны с нагрузкой менее 15 т на ось брутто, не являющиеся самыми тяжелыми вагонами в группе, или под вагоны с неизвестной нагрузкой на ось, применяется следующая формула:

Нормы закрепления, рассчитанные по данным формулам, указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
Необходимое количество тормозных башмаков может определяться и с использованием автоматизированной системы расчета норм закрепления в порядке, утверждаемом владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.

2. При получении дробного значения количество тормозных башмаков округляется до большего целого числа.

3. На станционных железнодорожных путях с сильно замасленными поверхностями рельсов (железнодорожные пути погрузки наливных грузов, очистки и промывки цистерн и т.п.) указанные в пункте 1 настоящего приложения нормы закрепления увеличиваются в 1,5 раза.

4. На железнодорожных путях с ломаным профилем нормы закрепления составов поездов или групп вагонов, располагающихся в пределах всей длины железнодорожных путей, исчисляются по средней величине уклона для всей длины железнодорожного пути. Если вагоны оставляются на отдельных отрезках железнодорожных путей, то их закрепление тормозными башмаками должно производиться по нормам, соответствующим фактической величине уклона данного отрезка.

6. Тормозные башмаки должны быть исправными и укладываться под разные оси состава таким образом, чтобы носок полоза башмака касался обода колеса. В местах постоянной укладки тормозных башмаков должны быть установлены ящики с песком, который применяется, например, в случаях образования наледи, инея. Если закрепление производится двумя и более башмаками, то нельзя их укладывать под одну и ту же вагонную ось.
Запрещается использовать для закрепления вагонов тормозные башмаки с обледенелым или замасленным полозом.

7. На железнодорожных путях с уклонами башмаки укладываются со стороны спуска. На уклонах более 0,0005 до 0,001 включительно вагоны закрепляются дополнительно одним тормозным башмаком и со стороны, противоположной спуску.

8. Тормозные башмаки должны укладываться под крайние вагоны.

9. При сильном (более 15 м/с) ветре, направление которого совпадает с направлением возможного ухода вагонов, исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящего приложения норма закрепления увеличивается укладкой под колеса вагонов трех дополнительных тормозных башмаков (на каждые 200 осей закрепляемой группы), а при очень сильном (штормовом) ветре — семи тормозных башмаков.

10. При закреплении моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивов в недействующем состоянии, а в исключительных случаях другого железнодорожного подвижного состава, при отсутствии достаточного количества тормозных башмаков могут быть использованы ручные тормоза железнодорожного подвижного состава из расчета: 5 тормозных осей заменяют 1 тормозной башмак.
На горизонтальных железнодорожных путях или железнодорожных путях с уклоном 0,0005 и менее допускается приводить в действие ручной тормоз одного вагона (локомотива) в любой части сцепленной группы железнодорожного подвижного состава взамен тормозных башмаков с обеих ее сторон.

11. При использовании для закрепления вагонов и составов стационарных устройств для закрепления вагонов или других средств закрепления необходимые минимальные нормы устанавливаются в соответствии с технической документацией на эти устройства и указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.


В процессуальной доктрине общепринятым является утверждение, что суд, выдавший исполнительный документ, осуществляет контроль за его исполнением. Вместе с тем иногда законом допускается, чтобы контроль за исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, производился арбитражным судом.

Соответствующая деятельность приставов стала регулироваться не только Законом, но и законодательством об административных правонарушениях. Увеличение числа источников правового регулирования, к сожалению, привело к появлению разных подходов к решению вопросов в этой сфере. Один из таких вопросов – подведомственность дел об оспаривании постановлений пристава о привлечении должника к административной ответственности по названным статьям.

В основе документ…

Исходя из норм Закона критерием разграничения подведомственности названных дел должен выступать вид исполнительного документа, в ходе исполнения которого пристав применил к должнику меры административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 128 Закона заявление об оспаривании постановления должностного лица Службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

  • исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
  • исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юрлица;
  • исполнения постановления пристава, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона, если должником является организация или индивидуальный предприниматель, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
  • в иных случаях, установленных процессуальным законодательством.

Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 128 Закона юрисдикционные решения, направленные на привлечение должника к административной ответственности, принятые в ходе исполнения исполнительного документа суда общей юрисдикции либо удостоверения комиссии по трудовым спорам, соглашения об уплате алиментов, другого документа, контроль за исполнением которого согласно процитированной статье осуществляется судом общей юрисдикции, также должны проверяться на соответствие закону судом общей юрисдикции. Однако существует и другая позиция.

…или статус должника?

Так, в ходе рассмотрения дел об оспаривании постановления о привлечении должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ суд выясняет, исполнено ли требование исполнительного документа. При этом вывод суда о фактическом исполнении должником данного требования может послужить основанием для окончания приставом исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона). В результате становится возможной ситуация, когда окончание исполнительного производства поставлено в зависимость от выводов арбитражного суда, в то время как контроль за исполнением такого исполнительного документа согласно ст. 128 Закона осуществляется судом общей юрисдикции. Представляется, что подобное положение вещей не согласуется с целевым и буквальным толкованием норм ст. 128 Закона.

Кроме того, в описанной ситуации решением арбитражного суда могут предопределяться субъективные права не имеющих статуса индивидуального предпринимателя граждан – взыскателей по соответствующим исполнительным документам. Это недопустимо по смыслу ч. 2 ст. 27 АПК РФ, согласно которой, если иное прямо не предусмотрено законом, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций и предпринимателей.

В чем суть спора?

Сторонники второй точки зрения полагают, что поставленный вопрос должен решаться исходя из субъектного состава и правовой природы спора, по итогам рассмотрения которого выдан исполнительный документ (постановления ФАС ВВО от 04.08.2009 № А79-8162/2008, ФАС ДВО от 16.02.2010 № Ф03-343/2010, ФАС УО от 24.11.2010 № Ф09-9698/10-С1).

Например, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, могут выступать участниками материальных правоотношений в качестве как субъектов предпринимательской деятельности, так и граждан (физических лиц).

Если предприниматель не исполнит неимущественное требование, возникшие в связи с его предпринимательской деятельностью (например, материально-правовое требование, подтвержденное решением суда общей юрисдикции по делу о защите прав потребителей, в котором он выступал ответчиком), то дело об оспаривании постановления пристава о привлечении должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ подведомственно арбитражному суду.

А если не будет исполнено требование неимущественного характера, подтвержденное решением по делу, в рамках которого статус предпринимателя правового значения не имел (например, спор из семейных правоотношений), то дело об оспаривании постановления пристава подведомственно суду общей юрисдикции.

Указанный подход распространяется и на дела, связанные с привлечением к административной ответственности организаций, в том числе госорганов.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 Кодекса производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

На наш взгляд, последняя точка зрения представляется наиболее верной. Вместе с тем в перспективе развития законодательства вряд ли целесообразно сохранение положения вещей, при котором контроль за исполнением одного и того же исполнительного документа возлагается на разнородные юрисдикционные органы.

2.21.17. Запрещается передавать через третье лицо команды машинисту о выполнении операций, связанных с закреплением подвижного состава на железнодорожных путях.

1) дежурный по станции с использованием имеющихся средств связи до прибытия поезда извещает работников, непосредственно осуществляющих закрепление, о необходимости выхода к железнодорожному пути приема поезда;

2) после прибытия поезда дежурный по станции передает информацию машинисту о работниках, непосредственно осуществляющих закрепление состава (фамилию и должность), а также о канале радиосвязи, с применением которого будут выполняться данные операции;

3) после установления состава поезда в требуемом месте железнодорожного пути приема дежурный по станции с использованием имеющихся средств связи передает работнику, непосредственно осуществляющему закрепление, команду следующего содержания:

номер пути на котором необходимо закрепить подвижной состав;

количество осей в закрепляемом составе;

номер формулы, применяемой для расчета необходимого количества тормозных башмаков в соответствии с …пунктом… главой….….ПРАВИЛ ;

необходимое количество тормозных башмаков (стационарных устройств закрепления) с привязкой к сторонам укладки согласно норм ТРА станции (инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования);

номер локомотива и фамилию машиниста;

Работник, непосредственно осуществляющий закрепление, обязан сверить указанное количество тормозных башмаков (стационарных устройств закрепления) на соответствие нормам ТРА станции (инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования), и при их соответствии кратко повторить команду, а при несоответствии – сообщить дежурному по станции.

Такая команда подается дежурным по станции последовательно каждому из работников, непосредственно осуществляющих закрепление. При этом следующему работнику команда может быть передана только после завершения операций по закреплению с противоположной стороны состава поезда и убеждения дежурным по станции в соответствии нормам установленных средств закрепления;

4) работник, непосредственно осуществляющий закрепление, после получения команды и установки средств закрепления при необходимости наката обода колеса на полоз тормозного башмака (стационарное устройство для закрепления) передает машинисту поезда по радиосвязи команду на движение и последующую остановку;

5) работник, осуществляющий закрепление, после выполнения команды производит по имеющимся средствам связи доклад дежурному по станции с указанием количества и стороны укладки тормозных башмаков (стационарных устройств закрепления);

6) дежурный по станции после убеждения в соответствии нормам установленных средств закрепления дает команду на отцепку тяговой единицы от состава поезда с указанием машинисту количества установленных средств закрепления с каждой из сторон поезда.

1) работник, распоряжающийся маневровой работой, с использованием имеющихся средств связи передает руководителю маневров информацию:

номер железнодорожного пути, на котором необходимо закрепить железнодорожный подвижной состав;

количество осей в закрепляемом составе;

номер формулы, применяемой для расчета необходимого количества тормозных башмаков в соответствии с …пунктом… главой….….ПРАВИЛ ;

необходимое количество тормозных башмаков (стационарных устройств закрепления) с привязкой к сторонам укладки согласно ТРА станции (инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования);




3) руководитель маневров при необходимости передает машинисту тягового подвижного состава команду на протягивание (осаживание) состава до установленных мест закрепления (стеллажей с тормозными башмаками; стационарных устройств закрепления; продольного профиля пути, на котором разрешено оставление подвижного состава без локомотива и т.д.),

4) после остановки железнодорожного подвижного состава и установления средств закрепления руководитель маневров при необходимости наката обода колеса на полоз тормозного башмака (стационарное устройство для закрепления) передает машинисту по радиосвязи команду на движение и остановку;

5) руководитель маневров после закрепления железнодорожного подвижного состава по имеющимся средствам связи производит доклад работнику, распоряжающемуся маневровой работой, с указанием количества и стороны укладки тормозных башмаков (установления стационарных устройств закрепления);

6) работнику, распоряжающийся маневровой работой, после убеждения в соответствии нормам установленных средств закрепления дает команду машинисту на отцепку тяговой единицы от состава с указанием машинисту количества установленных средств закрепления с каждой из сторон.

2.21.20. Подробный порядок ведения регламента служебных переговоров при выполнении операций, связанных с закреплением подвижного состава, устанавливается ТРА.

Читайте также: