Кто осуществляет официальную инкорпорацию

Обновлено: 30.06.2024

3) нормативные правовые акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться некоторой внешней обработке (в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и
пункты, потерявшие силу в связи с отменой);

4) внешняя обработка проявляется и в том, что из законодательного текста исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

5) инкорпорация дает возможность внести-в содержание правовых актов все последующие изменения, но не преследует цели обновить содержание нормативных правовых актов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию нормативных правовых актов различают официальную, полуофициальную (официозную) и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативного материала путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных правовых актов.

Неофициальная инкорпорация - это упорядочение нормативного материала, производимое любыми лицами или организациями без специальных полномочий и контроля правотворческого орга-
на. Имеется в виду, что инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, фирмами, отдельными лицами и носит справочно-информационный характер. По инициативе таких субъектов издаются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей и т. д. Большинство издаваемых в современной России сборников законодательства - результат неофициальной инкорпорации. Напомним, на неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. Практическое значение неофициальной инкорпорации - справочно-информационное.

В юридической литературе также выделяют хронологическую и предметную инкорпорацию. Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативных правовых актов по времени издания. В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

Предметная инкорпорация - расположение нормативных правовых актов в зависимости от их содержания, т. е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования - имущественные, трудовые, семейные отношения и т. п.). В такого рода сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, детализирующие основные общие положения (нормы). Допускается и сочетание хронологического и предметного критериев.

3. Консолидация законов и иных нормативных правовых актов

в любой развитой правовой системе по истечении времени образуется значительное число нормативных правовых актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Это приводит к
тому, что предписания таких актов иногда повторяются, нередко содержат несогласованности и противоречия. В этой связи возникает необходимость ликвидации множественности нормативных правовых актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства.




Теория права и юридическая практика выделяют в этой связи такой вид систематизации нормативных правовых актов, как консолидация (от лат. consolido - укрепляю). Исходный момент здесь таков: консолидация - основной путь преодоления множественности разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Иными словами, консолидация - вид (способ) систематизации, при которой несколько близких по содержанию нормативных актов сводится в один укрупненный нормативный правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Консолидация отличается следующими признаками:

1) она представляет собой своеобразный вид правотворчества (инкорпорация, даже официальная отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, т. е. входит в арсенал правотворческих методов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный правовой акт;

4) она не изменяет содержание правового регулирования общественных отношений; при этом нормы права, предусмотренные прежними нормативными правовыми актами, располагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия;

5) нормативный правовой акт, принятый в результате консолидации, имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дата принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация в настоящее время может использоваться в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных правовых актов по вопросам приватизации, налогообложения и т. д.

Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (приватизация, образование, охрана природы и т. п.). При этом можно предположить, что существующее разрозненное законодательство о налогах, занятости населения и др., посредством такого приема будет консолидировано, приведено в определенную систему.

Как видно, разграничение инкорпорации и консолидации проявляется в следующем:

1) инкорпорация проводится различными субъектами, в том числе научными учреждениями, издательствами и др.; консолидация осуществляется только правотворческими органами и лишь в

отношении принятых ими нормативных правовых актов;

2) инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных правовых актов. Вошедшие в сборник акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь принятый нормативный правовой акт.

Сказанное подтверждает, что консолидация - самостоятельный вид систематизации нормативных правовых актов. Она может использоваться везде, где можно свести воедино десятки родственных нормативных правовых актов однопрофильного плана.

Итак, консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает изменение и отмену устаревших норм, всегда имеет официальный характер.

Это упорядочение права путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов.

1 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства.

Глава XXVII. Систематизация в праве

Официальная инкорпорация содержит в себе известные правотворческие моменты.

Она осуществляется компетентными государственными учреждениями по поручению и под контролем правотворческих органов1, которые определенным образом санкционируют сборник инкорпорированных актов. Поэтому опубликованные в сборнике нормативные акты имеют характер официально-достоверного изложения (в официальной редакции на момент издания сборника). Хотя сборник и не является источником права, его издание является специфическим актом, имеющим правотворческое значение. На сборник можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Причем результатом официальной инкорпорации является не только новое издание действующих нормативных актов, но и наряду с этим издание, например, таких правотворческих актов, как перечень нормативных актов, утративших силу.

Правотворческий момент в официальной инкорпорации состоит также в том, что она сопряжена с обработкой и упорядочением действующих нормативных юридических актов. Как правило, она носит внешний характер. Степень такого рода внешней обработки может быть различной. Иногда она состоит только в установлении строгого порядка расположения изданных актов. При других, более высоких видах инкорпорации внешняя обработка носит более существенный характер. Она включает опущение подписей под актом, исправление опечаток, грамматических и синтаксических ошибок, внесение в текст актов всех последующих официальных изменений, исключение из текста статей временного значения, а также допускает в принципе укрупнение, консолидацию близких по содержанию актов.

Наконец, инкорпорация может быть связана и некоторыми изменениями содержания и формы нормативных актов (которые, однако, производит не сам инкорпоратор, а по его представлению компетентный правотворческий орган)2.

Таким образом, при официальной инкорпорации в определенной мере происходит достижение более глубоких целей систематизации – придание с помощью внешней обработки (и определенных изменений

1 В литературе наряду с официальной и неофициальной инкорпорацией выделяется также официозная (полуофициальная) инкорпорация – подготовка и издание сборников по поручению, но без санкции правотворческих органов. Официозные инкорпорационные сборники по своей природе ближе к сборникам неофициальной инкорпорации.

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодатель-

ства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 7–11.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

торый является способом (формой) опубликования и переопубликования

действующих нормативных актов, притом в обработанном (по крайней мере внешне) и упорядоченном виде1.

Существуют два основных вида официальной инкорпорации: хронологическая и систематическая (предметная).

Х р о н о л о г и ч е с к а я и н к о р п о р а ц и я. Сюда прежде всего относится приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. В настоящее время выработаны формы официального опубликования нормативных актов, которые и служат своеобразным способом официальной инкорпорации.

Значение указанных изданий в инкорпорации состоит в том, что нормативные акты помещаются в них в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей, причем каждый норматив-

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. С. 7–11.

Глава XXVII. Систематизация в праве

Специальными актами инкорпорации являются хронологические

собрания. Эта форма официальной инкорпорации является, по существу, развитием и продолжением инкорпорации, проводимой в процессе опубликования.

Однако здесь инкорпорация носит уже не текущий, а последующий характер. Она выражает переопубликование актов и связана с более существенной внешней обработкой накопленного нормативного материала, в частности с внесением в текст актов всех последующих официальных изменений. В Советском Союзе изданы хронологические собрания законов, указов Президиумов Верховных Советов и постановлений Правительства в ряде союзных республик.

Согласно методическим указаниям по составлению «Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства

Раздел третий. Нормативные юридические акты

Специфическим, в высшей степени своеобразным видом систематической инкорпорации является консолидация нормативных актов.

Это укрупнение, сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях единого регулирования данных об-

Целесообразность использования для целей систематизации рассматриваемой разновидности официальной инкорпорации (консолидации) находит все большее признание. В тех областях права, где отсутствуют необходимость и возможность для кодификации, вполне оправданно использование консолидации как эффективного средства для объединения нормативного материала, сокращения числа актов, упрощения и улучшения формы правового регулирования. Консолидация нормативных актов может служить также промежуточной стадией в процессе подготовки Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства4.

В Советском Союзе начинает накапливаться известный опыт консолидации нормативных актов. Так, в 1967 г. принято пять консоли-

1 Подробнее о теоретических и практических вопросах систематической инкорпорации см.: Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969.

В литературе было даже высказано мнение, что консолидация представляет со-

1960. № 7. С. 141–142; Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. Госюриздат, 1962. С. 30–31; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. Госюриздат, 1962. С. 27–28).

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971.

Самощенко И.С. О консолидации нормативных актов // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 7. 1966. С. 88–115.

Глава XXVII. Систематизация в праве

дированных актов по вопросам связи, в 1968 г. – два укрупненных акта по вопросам пенсионного законодательства1 и др.

Таковы основные разновидности официальной инкорпорации.

С официальной инкорпорацией органически связан ряд других приемов систематизации права. В общем виде они охватываются изданием актов вспомогательного и корректирующего регулирования2. Это составление и утверждение специальных перечней актов, утративших силу, и изменений, вносимых и акты в связи с принятием новых; порядок включения нового нормативного материала в систему законодательства путем изменения редакции и дополнений в кодифицированных актах; распространение актов на новые отношения или продление срока их действия3 и др.


Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже — практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники — это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

  • поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;
  • обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

Технико-юридические правила инкорпорации

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку' юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;
  • акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
  • правореализационные акты (их образцы), например договоры;
  • правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Смотреть что такое ИНКОРПОРАЦИЯ в других словарях:

ИНКОРПОРАЦИЯ

(лат.) — присоединение к государству новой территории, особенно такой, которая до тех пор составляла независимое государство. Существенным для этого по. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(позднелат. incorporatio — включение в свой состав, от лат. in — в и corpus — тело, единое целое) объединение в одно морфологическое целое двух . смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

инкорпорация ж. 1) Включение в свой состав чего-л.; присоединение. 2) Систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке - хронологическом, алфавитном, по отраслям права - без изменения содержания (в юриспруденции). 3) Способ синтаксической связи компонентов словосочетания или всех членов предложения, при котором компоненты соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них (в лингвистике).

ИНКОРПОРАЦИЯ

ИНКОРПОРАЦИЯ

инкорпорация добавление, дополнение, прибавка, прибавок; включение, систематизация, инкорпорирование, присоединение Словарь русских синонимов. инкорпорация сущ., кол-во синонимов: 6 • включение (33) • инкорпорирование (6) • приобщение (14) • присоединение (51) • систематизация (12) • слитие (6) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: включение, инкорпорирование, приобщение, присоединение, систематизация, слитие. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

Инкорпорация (лат.) — присоединение к государству новой территории, особенно такой, которая до тех пор составляла независимое государство. Существенным для этого понятия является потеря государственного верховенства страной, подвергшейся И. (присоединение Кракова к Австрии в 1846 г., Ганновера и др. к Пруссии в 1866 г.). В зап. каноническом праве под И. разумеют передачу какой-нибудь бенефиции и сопряженных с ней доходов тому или иному монастырю, учреждению или церковной должности. Различали И.: 1) quoad temporalia, когда монастырь собирал доходы с бенефиции, но должен был заместить ее викарием; 2) quoad temporalia et spiritualia (pleno jure), когда монастырь не должен был содержать особого викария; 3) plenissima или plenissimo jure, когда приход, подвергшийся И., был совершенно изъят из епископской юрисдикции. И. бенефиций практиковалась в широких размерах в средние века и приводила к большим злоупотреблениям, вследствие чего была запрещена Тридентским собором. В Германии она окончательно прекращена в 1803 г., но И., состоявшиеся в прежние времена, сохраняют свою силу по отношению к замещению должностей и т. п. Ср. Kujawa, "De incorporatione beneficiorum" (Глац, 1872).

ИНКОРПОРАЦИЯ

ИНКОРПОРАЦИЯ(ново-лат., от in - в, и corpus - тело). 1) присоединение к государству страны, бывшей самостоятельною. 2) в фармации смешение сухих и жидк. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(лат. incorporatio) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном и. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

- (incorporation) — 1. Процесс приспособления профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и интересами правящих классов. Значение понятия используется в аргументах о рабочем классовом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребление, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей аристократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Часто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитическим; на практике организация и сознание рассматриваются в единстве, в сосуществовании. Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложенных для объяснения преимущественно реформистских позиций рабочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно влиятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение "представительного", профессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институциализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально-политического конфликта . Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контролировании и регулировании отношений между предпринимателями и профсоюзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов профсоюзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм ) . Участие профсоюзных лидеров в правительственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудничеству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конфликта к формам , которые могут быть приспособлены к статус-кво. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(incorporation) — 1. Процесс приспособления профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и интересами правящих классов. Значение понятия используется в аргументах о рабочем классовом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребление, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей аристократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Часто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитическим; на практике организация и сознание рассматриваются в единстве, в сосуществовании. Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложенных для объяснения преимущественно реформистских позиций рабочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно влиятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение *представительного*, профессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институциализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально-политического конфликта. Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контролировании и регулировании отношений между предпринимателями и профсоюзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов профсоюзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм). Участие профсоюзных лидеров в правительственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудничеству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конфликта к формам, которые могут быть приспособлены к статус-кво. смотреть

ИНКОРПОРАЦИЯ

(лат. incorporatio - присоединение) -1) объединение в сборники (собрания) действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате И. производится внешняя обработка действующего законодательства, т.е. их внешняя упорядоченность (расположение в определенном порядке; алфавитном, хронологическом, предметном). И. бывает официальной, официозной и неофициальной.

Официальная И. означает издание сборников действующих нормативно-правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. Официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения. Неофициальная И. - это собрания законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И. дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п.; 2) в текстах международных договоров -включение одного государства в состав другого на основе соглашения; 3) включение в свой состав, присоединение других организаций; 4) предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса юридического лица, корпорации.

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивные акты обрабатываются только внешне (или вообще не обрабатываются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях, где каждый из актов сохранят свое самостоятельное юридическое значение

Виды инкорпорации:

ü По юридической силе

· официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению правотворческого органа, который утверждает подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования.

· Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

· Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, либо частными отдельными лицами, но не имеющими предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.

ü По характеру расположения материала в сборниках и собраниях

· хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов

· систематическая инкорпорация — по тематическим разделам в зависимости от содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.

ü В зависимости от объема охватываемого материала

· Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.

· частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.

Понятие и виды кодификации

Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового, единого нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства, в целях наиболее эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение

Виды кодификации:(ПО ОБЪЕМУ)

· отраслевая - кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);

· межотраслевая - кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, таможенный кодекс РФ).

· Генеральная – включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.

КОДИФИКАЦИОННЫЕ АКТЫ делятся на три вида:

1. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

2. кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

3. устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

46. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки образования.

Правоотношение – это связи между конкретными людьми и их группами, урегулированные нормами права и поддерживаемые силой государства, стороны которой имеют взаимные субъективные права и юр. обязанности

Состав (структура) правоотношений:

1) содержание - юридические права и обязанности участников правоотношения;

2) объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;

3) субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.

Признаки правоотношения:

1) Правоотношение – это вид общ. отношений (между субъектами в обществе)

2) Правоотношения урегулированы нормами права т.е. в норме права создана модель правоотношения.

3) реализация правоотношений поддерживается силой государства. Государство в нормах права создает модель правоотношений, способствует их осуществлению и применяет меры за их несоблюдение.

4) Ряд ученых считают, что правоотношения всегда индивидуальны т.е. существуют между конкретными людьми и их группами, определенными поименно. Другая часть ученых допускает существование не индивидуальных правоотношений, в которых стороны не ясны, не определены.

5) Возникновение, изменение, прекращение только на основе правовых норм

6) В правоотношениях субъекты наделены конкретными субъективными правами и юрид. обязанностями. Не бывает в правоотношениях прав без обязанностей (и обратно)

Факультативные признаки:

1) Важнейшие общественные отношения, которым государство придает правовую форму

2) Правоотношения имеют их сознательно-волевой характер.

Предпосылки возникновения правоотношений:

Общие (материальные) предпосылки - совокупность экономических, социальных, культурных и др. факторов, которые необходимы для возникновения:

1) наличие не менее двух субъектов правоотношения.

2) наличие интересов и потребностей людей.

Специальные (юридические) предпосылки:

1) наличие определенной нормы права;

2) наличие правосубъектности у субъектов правового отношения;

3) наличие юридического факта.

Виды правовых отношений.

Классификация:

По функциям права

- регулятивные (возникают по поводу реализации их прав и обязанностей)

Читайте также: