Кто осуществляет общее руководство мониторингом правоприменения

Обновлено: 25.06.2024

Мониторинг изменений законодательства – важный компонент профилактики юридических рисков любого бизнеса. Мониторинг особенно актуален для компаний энергетики, поскольку они вынуждены осуществлять свою деятельность в крайне неустойчивой правовой среде.

Мониторинг изменений законодательства – совокупность организационных мер, направленных на установление фактов издания нормативных правовых актов (включая их изменение или отмену), регулирующих отношения, связанные с деятельностью компании.

Нормативный правовой акт (НПА) – любой затрагивающий деятельность компании документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм – общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.

Факторы эффективности мониторинга

Эффективность мониторинга определяется системной реализацией в компании следующих последовательных действий:

  • непосредственно мониторинг;
  • анализ результатов мониторинга и информирование менеджмента;
  • ознакомление сотрудников с результатами мониторинга;
  • корректировка бизнес-процессов сообразно результатам мониторинга;
  • внутренний контроль за соблюдением измененных нормативных требований.

Как показывает практика немаловажным фактором эффективности мониторинга является его качественная регламентация . Она требует скрупулезного описания на уровне ЛНА компании всех ключевых аспектов реализации мониторинга, четкого распределения компетенции между структурными подразделениями компании в части мониторинга и обеспечения ознакомления сотрудников с его результатами.

Результативность мониторинга напрямую связана с использованием в компании современных инструментов его автоматизации , позволяющих организовать:

Как правило, в качестве основы для этого используется корпоративный интранет-портал, корпоративный сайт, мобильные приложения.

Средства автоматизации мониторинга повышают его доступность, обеспечивают простоту ознакомления сотрудников с результатами мониторинга и в конечном итоге способствуют повышению его эффективности.

Кураторы мониторинга

Ответственной за мониторинг (в зависимости от организационной структуры компании) как правило назначается юридическая либо GR-служба компании. Данная функция может возлагаться и на комплаенс-подразделение.

В силу созвучности задач мониторинга и задач, традиционно выполняемых вышеуказанными подразделениями, наделение их функцией мониторинга представляется оправданным.
Но здесь важно учитывать, что мониторинг не должен ограничиваться лишь только работой курирующего подразделения. Эффективность мониторинга требует вовлеченности в этот процесс всех подразделений компании. Такая вовлеченность необходима как на стадии оценки последствий нормативных изменений и выработки рекомендаций по их учету (здесь может потребоваться участие экспертов от сбытового, экономического блоков, бухгалтерии и др.), так и на стадиях информирования сотрудников о состоявшихся изменениях, а также контроля за соблюдением в компании измененных нормативных требований.

Содержание мониторинга

К контуру мониторинга целесообразно отнести следующие факты:

  • издание нового НПА;
  • внесение изменений в действующий НПА;
  • признание НПА утратившим силу.

Можно выделить федеральный и региональный уровни мониторинга.

Федеральный уровень предполагает мониторинг НПА федеральных органов государственной власти.

Его следует осуществлять на ежедневной основе посредством изучения новостных лент (содержащих информацию об издании НПА) как минимум следующих интернет-ресурсов:

Контур мониторинга федерального уровня желательно ограничить следующими НПА:

  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы,
  • акты Президента РФ,
  • акты Правительства РФ,
  • акты федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень предполагает мониторинг НПА органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так же как и мониторинг федерального уровня, региональный мониторинг целесообразно осуществлять на ежедневной основе посредством изучения новостных лент (содержащих информацию об издании НПА) как минимум следующих интернет-ресурсов:

Крайне важно обеспечить оперативность информирования сотрудников о результатах мониторинга (о выявленных фактах, относящихся к области мониторинга). Такое информирование целесообразно производить в срок не позднее 1 рабочего дня с момента выявления того или иного факта.

Желательно, чтобы информация о выявленном факте сопровождалась, как минимум, следующими сведениями:

  • наименование изданного НПА;
  • веб-ссылка на текст изданного НПА;
  • дата вступления в силу НПА.

Обязательным атрибутом эффективного информирования является предоставление сотрудникам разъяснений и комментариев, содержащих анализ последствий, рисков издания НПА для компании, а также рекомендаций по их профилактике или минимизации.

Такие комментарии могут быть подготовлены экспертными подразделениями компании и предоставлены сотрудникам уже после их информирования о самом выявленном факте, относящемся к области мониторинга.

В заключение следует отметить, что важнейшим условием результативности мониторинга является неукоснительность реализации мер, направленных на адаптацию бизнес-процессов компании происходящим нормативным трансформациям.

В такой парадигме мониторинг должен выступать источником обязательной корректировки бизнес-процессов, направленной на соблюдение требований закона, причем безотносительно к сиюминутным эффектам от его нарушения. Это будет способствовать формированию в компании позитивной бизнес-культуры , основанной на неприятии любого рода нарушений, и в конечном итоге объективируется в устойчивой системе профилактики рисков .

Несоблюдение же этого параметра может превратить мониторинг в неэффективный процесс, бесполезно отвлекающий ресурсы компании.


Проект
вносит комитет
по законодательству

О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
"___" __________ 2018 года

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона Санкт-Петербурга


1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет порядок осуществления мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге (далее - мониторинг) органами государственной власти Санкт-Петербурга по показателям осуществления мониторинга в целях обеспечения контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.

2. Мониторинг представляет собой комплексную и плановую деятельность, осуществляемую органами государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о реализации нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге для обеспечения их изменения или признания утратившими силу (отмены), а также принятия (издания) новых нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге.

Статья 2. Цели и задачи мониторинга


1. Основной целью проведения мониторинга является совершенствование системы нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге.

2. Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:

1) предоставление объективной информации о тенденциях и потребностях правового регулирования отдельных общественных отношений;

2) обеспечение взаимодействия между органами государственной власти Санкт-Петербурга и другими правоприменительными органами;

3) выявление противоречий, пробелов, дублирования норм, содержащихся в нормативных правовых актах в Санкт-Петербурге;

4) выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге и (или) нормотворческой деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга;

5) определение направлений нормотворческой деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 3. Виды мониторинга


1. В соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга проводятся текущий мониторинг и оперативный мониторинг.

2. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге.

3. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативного правового акта в Санкт-Петербурге.

Статья 4. Порядок принятия решения о проведении мониторинга


1. Решение о проведении мониторинга принимается:

1) в отношении нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, - Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;

2) в отношении нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов, принятых Правительством Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов, принятых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, - Губернатором Санкт-Петербурга.

2. В решении о проведении мониторинга должны быть определены:

1) вид мониторинга в соответствии со статьей 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

2) исполнители проведения мониторинга в соответствии со статьей 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга;

3) сроки проведения мониторинга.

Статья 5. Исполнители проведения мониторинга


1. Исполнителями проведения мониторинга являются:

1) в отношении нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, - орган (органы) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, к направлению деятельности которого (которых) отнесено проведение мониторинга;

2) в отношении нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов, принятых Правительством Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов, принятых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, - уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга.

2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга могут привлекать экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения мониторинга.

3. Для проведения мониторинга могут создаваться рабочие группы из числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, организаций, находящихся на территории Санкт-Петербурга.

4. В рамках осуществления мониторинга могут проводиться депутатские слушания, совещания, конференции, семинары и другие мероприятия.

Статья 6. Информация, используемая для осуществления мониторинга


1. При осуществлении мониторинга используется:

1) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) практика деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных унитарных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга;

3) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;

4) информация из средств массовой информации;

5) информация, поступившая от граждан;

6) информация, поступившая из иных источников.

2. При осуществлении мониторинга помимо информации, указанной в части 1 настоящей статьи, могут быть использованы:

1) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Санкт-Петербурга;

2) социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.

Статья 7. Показатели осуществления мониторинга


1. При осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 8 методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" (далее - Методика).

2. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 9 Методики.

3. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической сипы при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по показателям, установленным пунктом 10 Методики.

4. При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 8. Результаты мониторинга


1. По результатам проведения мониторинга исполнителями проведения мониторинга готовятся информационно-аналитические материалы о результатах мониторинга, которые содержат одно или несколько следующих предложений:

1) о включении предложений в совместный план законопроектной работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга;

2) об изменении нормативного правового акта в Санкт-Петербурге, о признании его утратившим силу, о принятии нового нормативного правового акта в Санкт-Петербурге;

3) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проекта федерального закона;

4) о внесении изменений в государственные программы Санкт-Петербурга либо о разработке новых государственных программ Санкт-Петербурга;

5) о проведении дополнительных мероприятий, о совершенствовании проводимых мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге.

2. В информационно-аналитических материалах о результатах мониторинга должны быть отражены показатели (при их наличии), установленные статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

3. Результаты мониторинга, проводимого в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга, учитываются при планировании законопроектной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, разработке проектов законов Санкт-Петербурга.

4. Информационно-аналитические материалы о результатах мониторинга, проводимого в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга, используются при подготовке ежегодного отчета Губернатора Санкт-Петербурга о результатах деятельности Правительства Санкт-Петербурга, представляемого Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

5. Депутат, группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе обращаться с депутатским запросом к Губернатору Санкт-Петербурга по вопросам реализации отдельных нормативных правовых актов в Санкт-Петербурге, в отношении которых проводится мониторинг.

6. Информационно-аналитические материалы о результатах мониторинга направляются указанным в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга должностным лицам, принявшим решение о проведении мониторинга.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Санкт-Петербург
"___" __________ 2018 года
N_______

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Читайте также: