Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране обж кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Доклад. Гражданская оборона, цели, задачи. 2019 Васютин А.М

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10.01.1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЭТО : система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО:

. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России).

В соответствии с законом введение ГО на территории Р Ф или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чс природного и техногенного характера.

Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

Руководство ГО на территориях субъек­тов РФ и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;

- территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);

- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

- структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры ГО образова­ны на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отне­сенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.

Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в органи­зациях, отнесенных к категориям по ГО,, с количеством работников до 500 человек – один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работни­ков по совместительству.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.

Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.




Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:

- медицинская служба гражданской обороны;

- противопожарная служба гражданской обороны;

- гражданской обороны охраны общественного порядка;

- гражданской обороны защиты животных и растений;

- гражданской обороны защиты культурных ценностей

Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятель­ность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.

Решение о создании федеральных служб принимаются Прави­тельством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной влас­ти субъектов РФ, органами местного само­управления и руководителями организаций.

Для создания спасательных служб на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному про­ведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб оп­ределяются положениями о спасательных службах, утвержда­емыми соответствующим руководством ГО.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

Все мероприятия ГО проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по ГО), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:

- в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;

- в субъектах РФ, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

- бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:

- организациями(за исключением бюджетных учреждений) – в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Принят
на одиннадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 11-12
от 15 июня 1998 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гражданской обороне

Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие гражданской обороны

1. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;

- оповещение об опасности;

- предоставление убежищ и их устройство;

- предоставление средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ;

- первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;

- борьба с пожарами;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание и другие подобные меры защиты;

- восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;

- срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

- срочное захоронение трупов;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

- иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.

Статья 3. Принципы организации гражданской обороны

1. Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.

2. Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.

3. Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.

Статья 4. Правовое регулирование организации и
осуществления гражданской обороны

Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

Статья 5. Гражданская оборона в вооруженных силах и
других войсках

Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Глава 2. Силы гражданской обороны

Статья 6. Состав сил гражданской обороны

1. В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.

2. Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.

Статья 7. Гражданские формирования гражданской обороны

1. Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.

3. Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.

4. Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.

Статья 8. Воинские формирования гражданской обороны

1. Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.

2. Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.

3. Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.

4. Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.

5. Для воинских формирований гражданской обороны предоставляется специальная техника, боевое ручное стрелковое оружие, которое используется только для поддержания порядка и самообороны.

6. Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.

7. Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.

Глава 3. Система гражданской обороны

Статья 9. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.

2. На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.

3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.

4. Начальникам гражданской обороны предоставляется право:

а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;

б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;

в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.

5. В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Статья 10. Органы управления гражданской обороной

1. Органами управления гражданской обороной являются:

а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;

б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;

в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;

г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.

2. В регионах, городах, отнесенных к определенным категориям гражданской обороны, - органы управления воинскими формированиями гражданской обороны, содержащимися за счет государственного бюджета, а также соответствующим гражданским персоналом, содержащимся за счет средств регионов и местных бюджетов.

Статья 11. Государственный орган исполнительной власти,
специально уполномоченный для решения задач
гражданской обороны

Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:

а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;

б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;

в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;

г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;

д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;

е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;

ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;

з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;

и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;

к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;

л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;

м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;

н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;

о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи гражданской обороны

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

8. обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

2. укрытие населения в защитных сооружениях;

3. использование средств индивидуальной защиты;

4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;

7. защита населения на всей территории страны;

8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История Гражданской обороны Российской Федерации

Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.

Гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, а также защиту от ЧС мирного времени. Кроме этого, гражданская оборона выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства.

Трагическая статистика прошедшего века и начала нынешнего свидетельствует о том, что количество и масштабы чрезвычайных ситуаций, возникших в мире в результате ведения военных действий, или вследствие этих действий, а также террористических актов, техногенных аварий и катастроф неумолимо возрастают. Это заставляет принимать необходимые меры по максимально возможному снижению потерь как человеческих жизней, так и материальных и культурных ценностей

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Изначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. 4 октября Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

Местная противовоздушная оборона – система мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздушного нападения.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населения, населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Эта система с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были ликвидированы около 100 тысяч пожаров и загораний, предотвращены более 30 тысяч серьезных промышленных аварий, обезврежены более 400 тысяч авиационных бомб и около 2,5 миллионов снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Одессы, Днепропетровска, Минска.

В 50-е годы в арсенале государств появилось новое оружие – ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия – ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от оружия массового поражения; оповещением об опасности нападения противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов материально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности и обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

После этих событий стало ясно, что в стране необходима служба, которая не только в военное, но и в мирное время могла бы заниматься вопросами предупреждения и ликвидации последствий катастроф и аварий.

В середине 1989 года была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 27 декабря 1990 года, в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на основе которого и было создано МЧС России. Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

История в СССР и РФ в датах

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]

Войска гражданской обороны

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

1. ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;

3. проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории; проведение пиротехнических работ;

4. участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;

5. участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году 18 000 человек

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

2.2. Состав системы Гражданской обороны Российской Федерации

Систему гражданской обороны составляют:

  1. Органы управления системой ГО:
    • органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);
    • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  2. Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны.
  3. Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации.
  4. Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

2.2.1. Состав органов управления системой ГО РФ

  1. Органы государственной власти Российской Федерации:
    • Президент Российской Федерации;
    • Правительство Российской Федерации (Председатель Правительства РФ – непосредственный руководитель системой ГО в РФ);
    • Федеральные органы исполнительной власти (основные – МЧС, МО, МВД).
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Органы местного самоуправления.
  4. Руководители организаций.

Таким образом, общее руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах и в организациях осуществляют их руководители. Они по должности являются начальниками ГО указанных органов и организаций.

Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Начальники ГО всех степеней (в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях. В пределах своих полномочий и в установленном порядке они имеют право вводить в действие соответствующие планы ГО, принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, издавать приказы по вопросам ГО.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной, МЧС России, которое создает территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

2.2.2. Состав сил системы ГО РФ

Силы гражданской обороны состоят из войск, служб, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

  1. Воинские формирования:
    • воинские формирования войск гражданской обороны МЧС РФ. К ним относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолётные отряды, отряды радиационной, химической и бактериологической разведки. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • воинские формирования Вооружённых сил РФ (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ);
    • другие войска и воинские формирования (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ).
  2. Службы гражданской обороны (федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные, городские, организаций).
  3. Гражданские организации ГО. Они создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
  4. Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

2.2. Режимы функционирования системы ГО

В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях - руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) - руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Читайте также: