Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса

Обновлено: 14.05.2024

Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
договора с ______________________________________________________________
наименование должности лица, на которого составлена настоящая
должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании" и иных нормативных
актов.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
наименование, номер общеобразовательного учреждения
направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
процесса.
1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать:
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей
педагогики, физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
групповых занятий в рамках класса;
- особенности воспитательной системы;
- условия работы и особенности проведения занятий в данном
общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
образования.

Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся;
2.3. организация внеучебной жизни класса;
2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
2.5. социальная помощь и защита учащихся;
2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.

3. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
3.2. ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;
3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
общеобразовательного учреждения;
3.5. заботится о внешнем виде учащихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
с Уставом общеобразовательного учреждения;
3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
3.8. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
педагогом посещает семьи "трудных" детей;
3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
по поводу успеваемости учащихся;
3.10. создает условия для развития познавательных интересов,
расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
3.11. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
спортивную деятельность;
3.14. проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
в месяц, собрания, беседы с учащимися.
3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
активно сотрудничая с социальным педагогом. Выявляет и ведет учет детей
социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
_______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
родителей к организации внеучебной деятельности.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
урока);
4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
учителями-предметниками;
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательного
учреждения;
4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов
учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
учреждения;
4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
содействовать их функционированию.

5. Ответственность классного руководителя

Классный руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
ответственность, предусмотренную организационными документами
общеобразовательного учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым или гражданским законодательством РФ.

Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Кто может быть классным руководителем в школе?

Классным руководителем может быть назначен учитель, имеющий высшее педагогическое образование и прошедший переподготовку по специальной программе, а также педагогический стаж не менее трех лет.

Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса?

Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Что должен уметь классный руководитель?

Классный руководитель должен уметь:

видеть и формировать свои воспитательные цели; составить план воспитательной работы в собственном классе; организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.

Кто должен готовить классный час?

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

Что для меня значит быть классным руководителем?

Как распределяется классное руководство?

Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за педагогическим работником с его согласия, исходя из интересов школы с учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.

Кто осуществляет непосредственный контроль над деятельностью классного руководителя?

8.8. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Сколько уровней имеет деятельность классного руководителя?

Х. Шакуровым, выделяются три уровня функций: – целевые: воспитательная функция и функция социальной защиты. Эти функции связаны с реализацией воспитательных целей и задач в классе, с подготовкой учащихся к самостоятельной жизни, а также с защитой детей от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Какие документы ведет классный руководитель?

Что входит в обязанности классного руководителя старших классов?

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план воспитательной работы классного руководителя).

Как правильно классный руководитель или классная руководительница?

Литературная норма: классный руководитель. Вариант классная руководительница допустим в разговорной речи.

Чем отличается классный руководитель от учителя?

учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

Что такое классный час в школе?

1.2. Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. . Продолжительность классного часа в начальной школе 20-30 минут, в среднем и старшем звене 40 минут.

Почему проведение классных часов так необходимо в начальных классах?

Что такое классный час в начальной школе?

Классный час - это возможность для учителя поговорить с детьми о важном и интересном. И разговор этот не ограничен ни рамками школьной программы, ни формой организации. А если собеседники учителя - учащиеся начальной школы, то каждый классный час может и должен быть интересным.

Создание условий для проектирования и сопровождения индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося московской школы – вот цель, поставленная перед участниками проекта. Уверенное движение к этой цели будет способствовать укреплению связи семьи и школы, одинаково заинтересованных в успешной будущей жизни каждого юного москвича. Очень важно, чтобы руководитель класса становился ключевой фигурой взаимодействия современной семьи и московской школы.

На начальном этапе реализации проекта были определены задачи, первой и важнейшей из которых стало обеспечение принятия всеми участниками образовательных отношений новой роли классного руководителя.

В сентябре – ноябре 2017 года команда Московского центра развития кадрового потенциала образования во всех межрайонных советах директоров школ провела мероприятия для руководителей образовательных организаций с коллективным анализом их готовности делегировать часть своих управленческих полномочий классным руководителям как руководителям классов. В этих событиях приняли участие помимо директоров московских школ заместители руководителей образовательных организаций, классные руководители, всего более 2000 человек. Разговор был непростым, но приводящим каждого участника к пониманию новых реалий.

Следующим этапом проекта стало формирование условий, необходимых для делегирования полномочий и предоставления ресурсов руководителям классов для подготовки нормативного обеспечения деятельности руководителя класса, с учетом его обновленной роли.

В ходе цикла встреч и тренингов с участием руководителей школ поднимались совсем не детские, конкретные вопросы: как руководителю класса проектировать деятельность по формированию индивидуальных образовательных траекторий и какие для этого необходимы условия, как, наконец, оценить эффективность деятельности руководителя классного коллектива?

Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций классного руководителя в управлении классом. В качестве ключевой компетенции определяется готовность педагога исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий. В ходе занятий по программе совершенствуется готовность классного наставника руководить коллективом через взаимодействие с участниками образовательных отношений и социальными партнерами.

Содержанием программы предусмотрено рассмотрение вопросов политики в сфере образования, осваивается технология проектной деятельности руководителя класса с выходом на разработку управленческого проекта. Немаловажное значение в ходе тренингов, являющихся неотъемлемой частью программы, придается профессиональным задачам руководителя класса во взаимодействии с родителями (законными представителями) школьников.

Как показывают результаты тренинговой работы, большинство классных руководителей оказались не готовы к управлению процессом развития и воспитания обучающихся. Кроме того, отмечается отсутствие в их арсенале единого образа, алгоритма построения, технологии реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.
Основной контингент классных руководителей работает без учета изменившихся потребностей школьников, использования новых подходов в образовании и воспитании.
Программа, построенная по технологии конструктивного изменения поведения личности, включает в себя четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие, то есть преобразовывает мотивационную, когнитивную, аффективную и поведенческую сферы личности классных руководителей. Как правило, в реализации программы принимает участие весь состав классных руководителей образовательной организации, а также заместители руководителя образовательной организации, курирующие и координирующие деятельность руководителей класса. Это важно потому, что так наиболее эффективно реализуется принцип преемственности, принцип системного мышления.

Встречи с классными руководителями проводятся раз в неделю или в течение нескольких дней подряд, если занятия проходят в каникулярное время. Результатом (продуктом) данного курса является групповой или индивидуальный проект класса по актуальным на сегодняшний день задачам для каждой конкретной образовательной организации.

Тренерами используются как традиционные методы работы – самоисследование и самонаблюдение в игровых ситуациях, работа в малых группах, дискуссия, так и проектный метод в работе классного руководителя.

Проектный подход, реализуемый в образовательной организации, позволяет учитывать тот неоспоримый факт, что каждый ребенок уникален, индивидуальность его развития требует принятия уникальных решений, разработки уникальной образовательной траектории. Таким образом, для руководителя класса становится важным вместе с учеником, его родителями (законными представителями), коллегами-педагогами определить персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика и всего класса, представляющий собой управленческий проект. Класс – как проект, личностное развитие школьника – как проект.

Предоставление самостоятельности классным руководителям дает им возможность создать благоприятные условия для выстраивания и реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.

Разработаны и начали реализовываться более 200 управленческих проектов, объединенные задачей достичь наибольшей удовлетворенности московской семьи условиями и качеством образования, обеспечить положительную динамику образовательных результатов школьников.

Наиболее интересные и значимые события проекта отражаются на странице проекта на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Тесное взаимодействие с педагогами, руководителями школ, анализ существующих практик управления классом привели к пониманию необходимости отбора и популяризации наиболее успешных из них, созданию доступного ресурса для обмена опытом руководителей класса.

– Особый интерес вызывает дискуссия по технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося. Подобный инструмент очень нужен руководителям классов для сопровождения всестороннего развития личности ребенка. Сегодня участниками рабочей группы проекта определены задачи по отбору и популяризации опыта успешных команд классных руководителей. Да, именно команд, а не отдельных педагогов, – отметила директор школы №1252 Ирина Анурова.

Татьяна ВОРОБЬЕВА,
Ольга ПОКОСОВСКАЯ

Комментарии

В процессе обучения команда руководителей классов сформулировала актуальные цели и задачи проекта, разработала механизмы для их решения, определила темы и сроки реализации проектов, ожидаемые результаты и возможные риски. Большинство проектов были направлены на развитие мотивации учебной деятельности через конструктивную организацию внеурочной деятельности у обучающихся, сплочение классных коллективов и профессиональное самоопределение.

Успешно защищено 10 управленческих проектов руководителей классов:

Сотрудничество с Московским центром развития кадрового потенциала образования и проектная деятельность продолжатся. Реализация управленческих проектов руководителей классов приведет к формированию среды, создающей условия для эффективного проектирования индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организации конструктивного взаимодействия семьи и школы, повышения качества удовлетворенности со стороны всех участников образовательного процесса. Мы двигаемся дальше!

Участие в проекте позволило руководителям классов нашей школы создать инициативную группу, состав которой может обновляться в зависимости от задачи, над решением которой работают педагоги. То есть руководители классов принимают решение создавать мобильные группы для решения определенной задачи, рассмотрения той или иной ситуации. Это сегодня стало для нас нормой. Мы уже готовы поделиться своим опытом по вопросам организации коммуникации с родителями, между педагогами, работающими в классе, по ведению проектов.

Наталья РОМАШКИНА, заместитель директора по оценке качества образования школы №1501:

Полина ПРИСЯЖНЮК, руководитель класса школы №1519:
– Руководитель класса – это про:
– управление;
– проектный подход;
– взаимодействие с каждой семьей;
– траекторию индивидуального развития каждого ребенка;
– системное взаимодействие с учителями-предметниками;
– эффективный алгоритм коммуникации с родителями школьников.

Да много чего, как оказалось, из того, о чем раньше и подумать было нельзя! Эти и другие истины открылись нам в рамках одного из тренингов, которые команда Московского центра развития кадрового потенциала образования провела в школе №1519.

Моя позиция и позиция моих коллег изменились. Если раньше в нашем понимании классный руководитель был только человеком, взаимодействующим с ребятами, то сегодня выяснилось лично для меня, человека, не первый год работающего в школе, что мы, классные руководители, многое можем.

Отношение к работе кардинально изменилось: новые функции, задачи, полномочия, сам подход к работе изменился. Работа классного руководителя сегодня – это проектная работа.Руководитель класса не просто вместе с детьми, он выстраивает индивидуальные траектории их развития, не просто формирует классный коллектив, а больший упор делает на возможности, которые сегодня есть у каждой московской школы для каждой московской семьи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).

Классный руководитель — кто он?

Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.

Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.

Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения

В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;

приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

О защите академических прав и свобод классных руководителей

Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:

О недопущения избыточной отчетности

Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:

1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);

2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей

Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.

В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:


И снова о классном руководстве. Критерии для поручения обязанностей и кому могут отказать

В Областную организацию Профсоюза поступило несколько запросов, связанных с классным руководством. Членов Профсоюза интересовало следующее. Какими нормативными документами должен руководствоваться руководитель школы при назначении классного руководителя? Могут ли быть какие-то предпочтения, критерии? Вправе ли руководитель школы отказать педагогу в назначении классным руководителем?

Разъяснение дает юридическая служба Областной организации. Выполнение обязанностей по классному руководству осуществляется посредством установления данного условия в трудовом договоре. Если трудовой договор заключен, то это производится путем заключения между сторонами трудовых отношений дополнительного соглашения к трудовому договору. Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Кроме того, в данном дополнительном соглашении указывается размер доплаты за данную работу.

Критерии для поручения обязанностей классного руководителя следующие:

- занятие должности педагогического работника;

- письменное согласие работника.

Отказ в выполнении обязанностей классного руководителя (если желание их выполнять исходит от педагога) должен быть обоснованным и не связанным с межличностными отношениями между конкретным педагогом и руководителем образовательной организации. При этом для того, для того, чтобы отменить выполнение обязанностей классного руководителя в середине учебного года и поручить эти обязанности другому педагогу, необходимо наличие объективных оснований (т.е. основания не должны носить субъективный характер), которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении их педагогическим работником, который выполнял данные обязанности до настоящего времени. Для снятия неопределенности с этим вопросом Ростовская областная организация Профсоюза рекомендует закреплять соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору), где указывается:

- выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

1. педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласияс установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов (п. 3 Письма);

2. выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов (п. 5 Письма).

3. Согласно п. 6 Письма денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

- выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

- учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

- учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. В соответствии с п. 7 Письма деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

5. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (п. 8 Письма).

6. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

Читайте также: