Кто осуществляет муниципальный жилищный контроль поселение или район

Обновлено: 17.05.2024

Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.

Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ.

Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:

  • как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
  • как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
  • своевременно ли выполняются работы по их содержанию и ремонту домов;
  • обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • соответствует ли нормам санитарное состоянием помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • как дом готовится к зиме или к лету;
  • насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы, и вода;
  • как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
  • как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • как соблюдается порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
  • имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
  • как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
  • как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
  • имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
  • как обстоят дела с формированием фондов капитального ремонта в многоквартирных домах;
  • правильно ли начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
  • как раскрывается информация в системе ГИС ЖКХ.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

– проводить инспекционные обследования и проверки объектов;

– давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;

– выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;

– привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.

Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.

Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.

Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).

Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.

Не все вопросы жилинспекция может решить самостоятельно, выдав предписание об устранении имеющихся нарушений. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:

  • о ликвидации ТСЖ,
  • о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений,
  • о признании договора управления многоквартирным домом недействительным,
  • в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований

Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.

Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ.

В Кодексе РФ об Административных правонарушениях содержатся со — ставы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице

Статья КоАП РФ Деяние Размер штрафа, руб.
6.24 Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака
на отдельных территориях, в помещениях на объектах
500–3000
7.21. ч. 1 Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование
их не по назначению.
1000–1500
7.21. ч. 2 Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах 2000–2500
7.21. ч. 1 Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно
изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением
должностные лица:
4000–5000
юридические лица:
40000–50000
7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами должностные лица:
500–1000
юридические лица:
5000–10000
7.23. Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации осуществляющей управление домов или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов
указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов
граждане:
2000–5000
должностные лица:
30000–40000
юридические лица:
150000–200000
7.23.3. ч. 1 Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами.
должностные лица:
50 000–100 000
юридические лица:
150 000–200 000
7.23.3. ч. 2 Действия, указанные в ч. 1 ст. 7.23.3, совершенные в период прекращения
действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению многоквартирными домами.
должностные лица:
100 000–200 000
юридические лица:
150 000–500 000
9.16. ч. 4 Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых
энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий
по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего
имущества
должностные лица:
5000–10000
индивидуальные
предприниматели:
10000–15000
юридические лица:
20000–30000
9.23 Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования физические лица:
1000–30000
должностные лица:
5000–100000
юридические лица:
40000–400000
13.19.2 ч. 1 Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. физические лица:
3000–5000
должностные лица:
5000–10000
13.19.2. ч. 3 Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.2 должностные лица:
15000–20000
14.1.3 ч. 1 Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если таковая лицензия
обязательна.
должностные лица:
50000–100000
или дисквалификация
до
3 лет;
индивидуальные
предприниматели:
150000–250000
или дисквалификация
до
3 лет;
юридические лица:
150000–250000
14.1.3 ч. 1 Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок граждане:
500–1000
должностные лица:
2000–4000
юридические лица:
5000–10000
19.4.1. ч. 2 Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки должностные лица:
5000–10000
юридические лица:
20000–50000
19.5. ч. 1 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления,
представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении
нарушений законодательства
граждане:
300–500
должностные лица:
1000–2000
юридические лица:
10000–20000
19.5. ч. 1 Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований
должностные лица:
50000–100000
юридические лица:
200000–300000
19.7 Непредставление или несвоевременное представление орган (должностному
лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной
деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном
объеме или в искаженном виде
физические лица:
100–300
должностные лица:
300–500
юридические лица:
3000–5000
19.7.11 Нарушение установленных в соответствии с жилищным законодательством
требований к предоставлению в орган местного самоуправления, осуществляющий учет наемных домов социального использования, документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования, в том числе непредоставление таких документов или предоставление документов, содержащих заведомо ложные
сведения
должностные лица:
20000–50000
юридические лица:
50000–100000

Муниципальный жилищный контроль

Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.

В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль – это контроль за соответствием управляющих организаций лицензионным требованиям. Осуществляет его, как правило, Госжилинспекция региона. Однако в некоторых субъектах отдельные полномочия могут быть переданы муниципалитетам. К лицензионным требованиям относятся не только требования, которые являются необходимыми условиями для получения лицензии на право управления многоквартирными домами, но и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы ее не лишиться. К таковым относятся:

  • выполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом;
  • выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом;
  • выполнение требований, предусмотренных законодательством для работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом, периодичности их оказания;
  • выполнение нормативных требований к предоставлению коммунальных услуг, в тех случаях, когда они предоставляются управляющей организацией;
  • осуществление правильного расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Иначе говоря это все те моменты предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые контролирует жилинспекция по роду своей деятельности, но только в отношении управляющих организаций, работающих по лицензии.

Органы прокуратуры РФ

Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа: надзор за соблюдением прав и свобод человека.

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей ее могут скрывать) – по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить ее в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод, и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!

У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.

Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.

Роспотребнадзор

Главные задачи Роспотребнадзора – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Поэтому, если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы – вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.

Пример! Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях

Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого, они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.

Важно! Перед тем, как обращаться в органы Роспотребнадзора, обязательно нужно написать претензию в адрес компании, которая нарушила ваши права. К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить документы, которые подтверждают факт обращения с претензией. Если таких документов не будет, Роспотребнадзор проверку организации проводить не будет!

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводиться не будут.

Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступил в силу в 01.07.2021.

При осуществлении государственного жилищного надзора уполномоченными органами проверяется соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда. При этом предметом такого надзора не является соблюдение лицензионных требований юридическими лицами или ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.

В рамках мероприятий как по государственному жилищному надзору, так и муниципальному жилищному контролю может выдаваться предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе мониторинга безопасности. При неисполнении предписания орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе в судебном порядке потребовать принудительного его исполнения.

Поводами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются обращения граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, Интернета, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований .

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является, в том числе, истечение одного года со дня:

- постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

- установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Помощник прокурора
г. Иркутска М.В. Ботвинко

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

25 октября 2021, 11:55

Как с 1 июля 2021 года изменился государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводиться не будут.

Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступил в силу в 01.07.2021.

При осуществлении государственного жилищного надзора уполномоченными органами проверяется соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда. При этом предметом такого надзора не является соблюдение лицензионных требований юридическими лицами или ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.

В рамках мероприятий как по государственному жилищному надзору, так и муниципальному жилищному контролю может выдаваться предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе мониторинга безопасности. При неисполнении предписания орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе в судебном порядке потребовать принудительного его исполнения.

Поводами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются обращения граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, Интернета, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований .

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является, в том числе, истечение одного года со дня:

- постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

- установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Какие виды контроля остались в ведении органов МСУ

По новым правилам к ведению органов МСУ относятся семь видов муниципального контроля. Все они — не новые для муниципалитетов. Посмотрите информацию об этих видах контроля и их уточненные названия в таблице ниже.

Виды контроля, которые с 1 июля находятся в ведении органов МСУ

Какой нормой установлен

Муниципальный контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Соблюдение на особо охраняемых природных территориях местного значения:
режима таких территорий;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий
Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг
Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:
к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;
осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них
Муниципальный земельный контроль
Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Муниципальный жилищный контроль
Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:
к использованию и сохранности жилфонда;
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.
Муниципальный лесной контроль
Статья 84 ЛК (п. 32 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)
Соблюдение требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения
Муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения
Соблюдение организацией в процессе строительства, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения требований Закона № 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных НПА

Документ: Изменения в отраслевые законы внес Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ

Какие виды контроля исключены из ведения органов МСУ

Одной из проблем муниципального контроля было непонимание его видов, осуществляемых в разных регионах и муниципалитетах. Оно снижало эффективность контроля, размывало ответственность органов власти. Органы прокуратуры оказывали необоснованное давление на органы местной власти, заставляя их контролировать сферы, которые не относятся к их компетенции.

Теперь эта проблема решена. По новым правилам органы МСУ не должны осуществлять контроль за использованием и охраной недр:

  • при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
  • строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из ведения органов местного самоуправления исключены еще два вида контроля:

  • за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в области торговой деятельности.

Что изменилось в регулировании контрольных мероприятий

Начали действовать новый порядок и сроки проведения контрольных мероприятий, оформления актов проверок. Изменения коснулись выборочного контроля, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования.

Выборочный контроль теперь представляет собой инструментальное обследование. Его результаты оформите не позднее 15 рабочих дней после получения данных обследования. Затем направьте акт контролируемому лицу с приложением результатов обследования. Раньше акт нужно было оформить в течение 24 часов.

Срок проведения рейдового осмотра не должен превышать 10 рабочих дней. Ранее срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не мог превышать один рабочий день.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований теперь можно использовать информацию из интернета, а также данные с фото- и видеокамер наблюдения. Если в ходе наблюдения выявлены факты или угроза причинения вреда, инспектор вправе принять одно из решений, установленных законом:

  • о проведении внепланового контрольного мероприятия;
  • об объявлении предостережения;
  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;
  • закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта РФ о виде контроля.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах можно проводить осмотр, отбор проб или образцов, инструментальное обследование с применением видеозаписи, испытание, экспертизу. Ранее это не было установлено.

Алексей Пахомов. советник руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Аналитического центра при Правительстве

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Органы муниципального контроля – это органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, которые определяются уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Кроме того, уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом определяются (ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

– организационная структура органов муниципального контроля;
– полномочия, функции и порядок деятельности органов муниципального контроля;
– перечень должностных лиц органов муниципального контроля и их полномочий.

Основные требования для органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль:

1) Нормативные требования (ст.ст. 2, 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

установление муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами порядка организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля);

разработка органами местного самоуправления административного регламент а осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности;

2) Организационные требования (ст. 6, 7 Федерального закона № 294-ФЗ):

– ведение перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

– подготовка ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также об эффективности такого контроля. Доклады разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года № 215, и представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) Требования к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актам и (ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ)

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

К основным мероприятиям , направленным на профилактику нарушени й обязательных требований относятся:

– осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством:

1. руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами .
2. проведения семинаров и конференций .
3. проведения разъяснительной работы в средствах массовой информаци и.
4. иными способами .

– выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований , требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4) Требования к организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ)

Органы муниципального контроля осуществляют мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Перечень мероприятий по контролю без взаимодействия установлен частью 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ. Возможность применения каждого из таких мероприятий зависит от осуществляемых видов муниципального контроля (надзора).

В частности, универсальным мероприятием является - наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5) Требования к организации и проведению плановых проверок (ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ):

– плановые проверки проводятся органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки на основании планов проверок, которые должны быть согласованы с органами прокуратуры и утверждены до 1 ноября , предшествующего году проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– при проведении плановой проверки порядком организации и проведения вид а муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), разрабатываемых и утверждаемых органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.

6) Требования к организации и проведению внеплановых проверок (ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ):

– внеплановая проверка проводится органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке и в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ;

- основания для проведения внеплановой проверки установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также отдельными федеральными законами (см. часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации).

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводиться не будут.

Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступил в силу в 01.07.2021.

При осуществлении государственного жилищного надзора уполномоченными органами проверяется соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда. При этом предметом такого надзора не является соблюдение лицензионных требований юридическими лицами или ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.

В рамках мероприятий как по государственному жилищному надзору, так и муниципальному жилищному контролю может выдаваться предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе мониторинга безопасности. При неисполнении предписания орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе в судебном порядке потребовать принудительного его исполнения.

Поводами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются обращения граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, Интернета, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований .

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является, в том числе, истечение одного года со дня:

- постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

- установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Помощник прокурора
г. Иркутска М.В. Ботвинко

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

25 октября 2021, 11:55

Как с 1 июля 2021 года изменился государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводиться не будут.

Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступил в силу в 01.07.2021.

При осуществлении государственного жилищного надзора уполномоченными органами проверяется соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда. При этом предметом такого надзора не является соблюдение лицензионных требований юридическими лицами или ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП и гражданами обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.

В рамках мероприятий как по государственному жилищному надзору, так и муниципальному жилищному контролю может выдаваться предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе мониторинга безопасности. При неисполнении предписания орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе в судебном порядке потребовать принудительного его исполнения.

Поводами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются обращения граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ, Интернета, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований .

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является, в том числе, истечение одного года со дня:

- постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

- установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Читайте также: