Кто осуществляет лицензирование опасных производственных объектов

Обновлено: 02.07.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Гомана Сергея Станиславовича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.10.2018 N 8.2-Пс/0232-0571прпл-2018, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 25.12.2018 N 12-427/2018, решение судьи Калининградского областного суда от 14.03.2019 N 7А-65/2019 и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 12.07.2019 N 4А-292/2019, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения Калининградской области Нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей" Гомана Сергея Станиславовича (далее - Гоман С.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.10.2018 N 8.2-Пс/0232-0571прпл-2018 (далее также - постановление должностного лица) директор государственного бюджетного учреждения Калининградской области Нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей" (далее также - учреждение) Гоман С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 25.12.2018 N 12-427/2018 постановление должностного лица изменено, из объема вменения исключено указание на отсутствие у учреждения, директором которого является Гоман С.С., исполнительной документации опасного производственного объекта и указание на необеспечение проверки технического состояния вентиляционных систем котельной с установленной периодичностью. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Калининградского областного суда от 14.03.2019 N 7А-65/2019 и постановлением заместителя председателя Калининградского областного суда от 12.07.2019 N 4А-292/2019 решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 25.12.2018 N 12-427/2018 оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гоман С.С. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении него по данному делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гомана С.С. к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения Гомана С.С. к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах (с учетом изменений, внесенных решением судьи районного суда) выводы о допущенных названным лицом нарушениях требований промышленной безопасности. Так, в нарушение положений статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 7 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538 (далее - Правила N 538), у учреждения, директором которого является Гоман С.С., отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания котельной, внесенное в реестр экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Калининградтеплогазпроект" проектной документации данных о сроке его безопасной эксплуатации; в нарушение положений статьи 10 Закона N 116-ФЗ отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте (сеть газопотребления учреждения), согласованный с аварийно-спасательным формированием.

Фактические обстоятельства вменяемого названному лицу административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых распоряжение исполняющего обязанности заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 13.09.2018 (л.д. 15 - 20), акт проверки от 19.10.2018 (л.д. 22 - 25), протокол об административном правонарушении от 19.10.2018 (л.д. 30 - 33) и иными представленными в дело доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Нарушение Гоманом С.С. требований промышленной безопасности установлено и доказано на основании исследования и оценки совокупности всех представленных и исследованных должностным лицом и судами доказательств.

Несогласие заявителя с этими выводами сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.

Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам отклоняется, поскольку содержащиеся в них выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.

Таким образом, Гоман С.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения Гомана С.С. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.

Вместе с тем в рассматриваемом случае имеются основания для частичного изменения состоявшихся в отношении Гомана С.С. актов по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно обжалуемым актам названному лицу, помимо обозначенных выше нарушений, вменено нарушение положений части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выразившееся в эксплуатации взрывопожароопасного объекта III класса опасности (сеть газопотребления учреждения) в отсутствие лицензии.

Между тем данное бездействие образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.

Основания для вывода о том, что в части этого эпизода вмененное Гоману С.С. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом положений пункта 18 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") отсутствуют.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация действий названного лица в указанной части невозможна.

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, постановление должностного лица, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 25.12.2018 N 12-427/2018, решение судьи Калининградского областного суда от 14.03.2019 N 7А-65/2019 и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 12.07.2019 N 4А-292/2019, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения Калининградской области Нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей" Гомана С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению: из названных актов следует исключить выводы о допущенном названным лицом нарушении, выразившемся в эксплуатации взрывопожароопасного объекта III класса опасности (сеть газопотребления учреждения) в отсутствие лицензии. В остальной части эти акты следует оставить без изменения.

Исключение данных выводов положение лица, в отношении которого вынесены обжалуемые акты, не ухудшает.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.10.2018 N 8.2-Пс/0232-0571прпл-2018, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 25.12.2018 N 12-427/2018, решение судьи Калининградского областного суда от 14.03.2019 N 7А-65/2019 и постановление заместителя председателя Калининградского областного суда от 12.07.2019 N 4А-292/2019, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения Калининградской области Нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей" Гомана Сергея Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: из описательно-мотивировочных частей этих актов исключить эпизод, касающийся вменения Гоману Сергею Станиславовичу эксплуатации взрывопожароопасного объекта III класса опасности (сеть газопотребления) в отсутствие лицензии.

В остальной части названные акты, состоявшиеся в отношении Гомана Сергея Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ

01.01.2021 ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности при условии наличия в реестре лицензий записи о предоставлении соответствующей лицензии, дающей ему право на осуществление такого вида деятельности (оформление лицензий на бумажном носителе прекращается).

2. Доведение до соискателя лицензии или лицензиата сведений о внесении в реестр лицензий записи о предоставлении или переоформлении лицензии путем направления в его адрес соответствующего уведомления.

3. Направление заявителю при указании им в заявлении на такую необходимость одновременно с вышеуказанным уведомлением также выписки из реестра лицензий (при этом выписка на бумажном носителе предоставляется за плату, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа - без взимания таковой).

4. Изменены отдельные требования к составу сведений и документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган в целях предоставления или переоформления лицензии:

не требуется указание в заявлении о предоставлении лицензии адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иных сведений, подтверждающих факт уплаты указанной государственной пошлины;

не требуется приложение к заявлению о переоформлении лицензии оригинала действующей.

5. Исключение из Федерального закона N 99-ФЗ понятий дубликата и копии лицензии, в связи с чем соответствующие документы с 01.01.2020 лицензирующим органом заявителям не предоставляются.

6. Сведения о конкретной лицензии предоставляются заявителю в течение трех рабочих дней с момента получения лицензирующим органом заявления о предоставлении таких сведений.

Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 92 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем, предусматривающим уплату в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, одной наибольшей по размеру государственной пошлины (норма вступает в силу с 01.01.2021).

1. С 01.01.2021 вступают в силу следующие положения о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - при совместном упоминании новые Положения о лицензировании):

Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (далее - Положение ВМ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1435, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ (далее - Положение ПМ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1467, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1477, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение ВХ), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661, адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации:

При этом соответствующие ранее действовавшие Положения о лицензировании утрачивают силу.

2. Новыми Положениями о лицензировании установлены отдельные лицензионные требования, отличные от требований, содержащихся в утрачивающих с 01.01.2021 силу Положениях, в том числе в части:

требований к составу сведений и документов, предоставляемых заявителем в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензии;

требований к специалистам (работникам), состоящим в штате соискателя лицензии, лицензиата;

требований к принадлежащим соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудованию для обработки результатов измерений и средствам измерений.

Обращаем внимание, что подпункт "а" пункта 4 и подпункт "б" пункта 6 Положения ПМ в части, касающейся дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, вступают в силу с 01.07.2021.

С учетом установления вышеуказанными Положениями новых лицензионных требований в их текстах определены также новые перечни грубых нарушений лицензионных требований.

Кроме того, новыми Положениями о лицензировании конкретизирован предмет лицензионного контроля - соблюдение лицензиатом (соискателем лицензии) лицензионных требований.

3. Положением ПМ предусмотрено перераспределение (объединение по признакам сходства и последовательности выполнения) составляющих лицензируемую деятельность видов работ. Виды работ, перечисленные в пунктах 3 Положения ПМ и положения, утрачивающего силу с 01.01.2021 (далее - также Положение N 257), соотносятся между собой следующим образом:

пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, указанные в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257, включены в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;

виды работ, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения ПМ, ранее входили в состав работ, указанных в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257;

наблюдение за состоянием горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;

обоснование грани горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "е" пункта 3 Положения ПМ;

определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, а также проектирование маркшейдерских работ, указанные в подпункте "д" пункта 3 Положения N 257, включены соответственно в подпункты "е" и "ж" Положения ПМ.

Таким образом, Положение ПМ не предусматривает новых видов работ, и его вступление в силу не влечет необходимость переоформления лицензий на осуществление деятельности по производству маркшейдерских работ в связи с изменением перечня составляющих указанную деятельность видов работ.

4. Положением ПМ и Положением ВХ предусмотрены следующие нормы, учитывающие особенности осуществления соответствующих видов деятельности, и выполнения составляющих их работ:

производство маркшейдерских работ по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;

осуществление в рамках деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - ОПО ВХ) работ, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 7 приложения к Положению ВХ, на объектах, на которых ведутся буровые работы с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья, по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;

соискатели лицензии, лицензиаты, намеренные осуществлять деятельность по эксплуатации ОПО ВХ по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на ОПО ВХ, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленный особенностями технологического процесса, вместо документов и сведений, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, вправе представить в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ.

5. В соответствии с приложением к Положению ВМ распространение взрывчатых материалов промышленного назначения не входит в состав деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

Принимая во внимание переход срока рассмотрения значительного количества представляемых соискателями лицензий и лицензиатами документов на 2021 год, обращаем внимание на следующее.

Предметом проводимых в конце 2020 - начале 2021 годов проверочных мероприятий (документарных и внеплановых выездных проверок) является соблюдение лицензионных требований, установленных действующими на момент проведения проверки положениями о лицензировании.

Кроме того, в случае проведения в 2021 году внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, распоряжение о проведении которой издано в 2020 году, необходимо обеспечить соответствие содержащихся в нем положений требованиям законодательства, действующим на день начала проверки (предмет проверки; обязательные требования, подлежащие проверке, и т.д.).

При этом обращаем внимание, что с 01.01.2021 административные регламенты Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг по лицензированию конкретных видов деятельности до регистрации в Минюсте России новых административных регламентов применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в области лицензирования (с изменениями, вступающими в силу 01.01.2021).

Результатом рассмотрения поступивших в конце 2020 года запросов на получение на бумажном носителе сведений о конкретной лицензии в форме выписки из реестра лицензий, предусмотренных частью 8 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ, срок выполнения которых истекает в 2021 году, должно являться уведомление заявителя об отказе в предоставлении такой выписки в связи с отсутствием платы за ее предоставление (с учетом требования части 3 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ в редакции от 31.07.2020).

Согласно указанному приказу размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе (далее - плата) составляет 3 000 рублей.

Информация о банковских реквизитах счетов, иная информация, необходимая для перечисления платы, а также информация о размере платы доводится территориальным органом Ростехнадзора до лиц, подающих в лицензирующий орган заявление о предоставлении сведений, путем ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет".

Денежные средства, поступающие в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, учитываются как прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета и с 01.01.2021 отражаются по КБК 498 1 13 01991 01 6000 130.

Соответствующие изменения в приказы Ростехнадзора по администрированию доходов в части поступления денежных средств в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе будут доведены до территориальных органов Ростехнадзора после их утверждения в установленном порядке.

Принимая во внимание содержание подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства, утвержденного Президентом Российской Федерации (N Пр-1648 от 10.10.2020), планируемая дата прекращения выдачи лицензирующими органами вышеуказанных выписок на бумажном носителе - 01.07.2021.

Читайте также: