Кто осуществляет контроль за межпоездным интервалом при пропуске поездов пнд

Обновлено: 04.07.2024

Станционные и межпоездные интервалы пересчитываются при изменении путевого развития раздельных пунктов, технической оснащённости раздельных пунктов и перегонов, условий организации пропуска поездов, продолжительности выполнения станционных операций рассчитываются с точностью до 0,1, а итоговое значение интервалов округляют до ближайшего большего целого числа.

При составлении графика движения поездов станционные и межпоездные интервалы должны быть увязаны между собой с тем, чтобы обеспечивать движение поездов без снижения скорости по раздельным пунктам и наилучшее использование пропускной способности расчётных железнодорожных участков.

Сокращение станционных и межпоездных интервалов может быть осуществлено за счёт:

1. Проведения организационно-технических мероприятий:

- изменение способов управления стрелками и сигналами, зависимостей маршрутно-контрольных и других устройств станционной блокировки, позволяющее сократить время выполнения операций или осуществлять их с максимальной параллельностью;

- изменение специализации приёмоотправочных путей, устройство дополнительных съездов и предохранительных тупиков, для обеспечения возможности одновременного приёма, отправления поездов;

- дополнительное секционирование маршрутов приёма, отправления поездов и использование изолированных стрелочных секций в одном маршруте для передвижения по другому маршруту;

- снятие ограничения скоростей движения при следовании поездов по боковым путям, укладкой стрелочных переводов с пологими марками крестовин;

- проведение одновременно с переговорами по движению поездов проверки свободности пути приёма, следования поезда и подготовки для него маршрута, или, если это возможно, выполнение указанных операций заблаговременно;

- изменение существующей расстановки сигналов автоблокировки, приближение входных и предупредительных сигналов к горловинам;

- уменьшение числа блок - участков, разграничивающих расчётную пару поездов по сравнению с нормальной схемой их разграничения;

- использование переносной двусторонней автоблокировки при выполнении ремонтных работ.

2. Проведение реконструктивных мероприятий:

- строительство автоблокировки, диспетчерской централизации, электрической централизации стрелок и сигналов в первую очередь в горловинах, примыкающих к перегонам станции;

- замена трёхзначной автоблокировки на четырёхзначную;

- переустройство горловин и удлинение приёмоотправочных путей;

- сооружение путепроводных развязок;

- повышение скоростей движения поездов за счёт электрификации и введения более мощных локомотивов;

- строительство дополнительных путевых постов и разъездов на линиях, необорудованных автоблокировкой;

- сооружение двухпутных вставок для организации безостановочного скрещения поездов;

- оборудование поездных локомотивов и моторвагонного подвижного состава устройствами автоведения.

Проведение указанных мероприятий должно осуществляться с обеспечением всех требований безопасности движения поездов.

Станционные интервалы по каждому раздельному пункту рассчитывают в отделе перевозок отделений дороги. Их проверяют ревизоры по безопасности движения и утверждают в том порядке, который установлен для утверждения ТРА станции. Межпоездные интервалы рассчитывают в управлении железной дороги и их утверждает заместитель начальника Белорусской железной дороги.

При расчете станционных интервалов следует учитывать требования ПТЭ о проверке ДСП готовности маршрута перед открытием входного сигнала прибывающему на станцию поезду, об условиях, при которых не разрешается одновременно прием поездов противоположных направлений.

При отправлении поезда ДСП обязан проверить свободность перегона до следующего раздельного пункта, правильность установки стрелок при заданном маршруте отправления. Современные технические средства позволяют значительно

сократить время выполнения всех операций, обеспечить строгий контроль за безопасностью, при отсутствии автоматических устройств необходимо соблюдать последовательность всех операций, предусмотренных ПТЭ.

6вопрос. Понятие о пропускной и провозной способности железнодорожной линии.Пропускной способностью железнодорожной линии называется наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов (типа графика). Различают наличную пропускную способность, т.е. ту, которой обладает линия в настоящее время, и потребную, необходимую для заданных размеров движения.

Возможный объем грузовых перевозок, млн т, на данной линии в течение года называется ее провозной способностью. Эта величина зависит от числа локомотивов, вагонов и других переменных средств (топливо, электроэнергия), а также обеспеченности кадрами (локомотивные бригады, дежурные по станции и др.).

Пропускную способность железнодорожных линий рассчитывают комплексно: по перегонам, станциям, устройствам электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, деповским и экипировочным устройствам. По наименьшей из найденных величин, называемой результативной пропускной способностью, и устанавливают пропускную способность участка или линии в целом.

Провозная способность железнодорожной линии определяется возможностью выполнения объемов перевозок в миллионах тонн грузов по ней в течение года. Провозная способность прямо пропорциональна пропускной способности участка и массе составов поездов, а также существенно зависит от конструктивных схем и параметров вагонов. Провозная способность увеличивается с понижением коэффициента тары вагонов, улучшением использования их грузоподъемности.
Важным резервом увеличения провозной способности линий является увеличение массы поездов за счет применения большегрузных восьмиосных конструкций, а также рационального использования расширенных габаритов подвижного состава при создании новых вагонов. Применение восьмиосных полувагонов и цистерн по сравнению с четырехосными позволяет при одной и той же длине состава увеличить массу (вес) поезда на 25—40 %, а при габаритах Тпр и Тц — на 50—60 % без дорогостоящей реконструкции линий—удлинения станционных путей. Расчеты ВНИИЖТа показывают, что массовое применение восьмиосных полувагонов и цистерн габаритов Тпр и Тц позволяет увеличить провозную способность железных дорог на 18 %. При заданных размерах грузопотока внедрение таких вагонов может привести к сокращению количества поездов на 8 %, снизить себестоимость перевозок, а следовательно, сократить сроки окупаемости капитальных вложений в строительство восьмиосных вагонов.








9. ПОРЯДОК ПРОПУСКА СКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ
ПОЕЗДОВ ПО СТАНЦИЯМ И ПЕРЕГОНАМ

9.1. При пропуске скоростных пассажирских поездов по стан­циям. маневровая работа с выходом на маршрут приема и отправле­ния поезда должна быть прекращена ко времени выхода скоростно­го поезда с соседней станции, а руководитель маневров должен убедиться и доложить дежурному по станции, что вагоны, остав­ленные на путях, где производились маневры, закреплены от ухода в соответствии с нормами, установленными ТРА станции.

9.2. Все операции, связанные с приготовлением маршрутов для пропуска скоростных пассажирских поездов, должны быть законче­ны не менее, чем за 10 минут до прохода поезда.

Перевод стрелок, входящих в маршрут сквозного пропуска ско­ростного пассажирского поезда, для установки новых маршрутов может производиться только после проследования поездом станции.

9.3. Дежурные по станции, сигналисты и другие работники станции, в обязанность которых входит встречать и провожать по­езда, не позже, чем за 3 минуты до проследования скоростного пас­сажирского поезда должны находиться в установленных для встречи местах и при этом не приближаться к крайнему рельсу пути, по которому следует этот поезд, на расстояние менее 5 м.

9.4. Выгруженные или подготовленные к погрузке багаж и поч­та, почтово-багажные тележки, а также другие грузы или предметы, находящиеся на пассажирских платформах, расположенных у пути, по которому пропускается скоростной пассажирской поезд, перед его проходом должны быть размещены на расстоянии не менее 2 м от края платформы этого нуги, а тележки, кроме того, закреплены.

9.5. Не менее, чем за 10 минут до прохода скоростного пасса­жирского поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные тележки) должны быть сняты с путей, входящих в маршрут следования этого поезда, а так же с путей, имеющих выход на этот маршрут, и за­креплены.

Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода скоростного пассажирского поезда остается менее 30 минут.

9.6. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у билетных касс, переходах через пути, на переездах должны быть вывешены объявления о времени проследования ско­ростного пассажирского поезда и предупреждения людей об особой осторожности при их проходе. При этом дежурные работники, а также пассажиры, ожидающие поезда на платформах, должны отхо­дить от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 м).

9.8. Проводники стоящих на станциях пассажирских поездов перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского по­езда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

9.9. На двухпутных и по смежному пути на многопутных пере­гонах не разрешается скрещение скоростных пассажирских поездов с грузовыми, в составе которых имеются: вагоны с грузами всех степеней боковой негабаритности, полувагоны, платформы, думкары с сыпучими грузами (песок, .щебень, уголь и другие сыпучие грузы), а также с окатышами.

9:10. При сквозном пропуске по станции скоростные пасса­жирские поезда должны следовать по главным путям. В исключи­тельных случаях пропуск такого поезда по боковому приемо-отправочному пути станции, а также до неправильному пути на перегоне, может быть разрешен начальником отделения железной дороги или его заместителем.

Скорость поезда при следовании по неправильному пути не должна превышать 120 км/ч, а при проходе переезда, если он обо­рудован автоматическими устройствами сигнализации и загражде­ния только по правильному пути, скорость поезда не должна быть более 40 км/ч. Об отправлении скоростного пассажирского поезда но неправильному пути или с отклонением от расписания, дежур­ные по переездам должны быть извещены по телефону.

Порядок пропуска скоростных пассажирских поездов по стан­циям, на которых расстояния между осями главных и смежных с ними путей менее 6850 мм, устанавливается техническо-распорядительными актами станций.

9.12. При необходимости остановки скоростного пассажирского поезда на станции, не предусмотренной расписанием, поездной диспетчер или, дежурный по станции, где намечается остановка, заблаговременно предупреждает об этом машиниста по поездной радиосвязи.

9.13. При отклонении скоростного поезда от расписания раз­решается пропуск его только с межпоездными интервалами, не ме­нее заложенных в графике движения поездов для данного поезда.

В случае отказа локомотивных устройств АЛС машинист сооб­щает об этом по радиосвязи дежурному по станция, поездному диспетчеру и до восстановления работы устройства АЛС следует со скоростью не более 120 км/ч, руководствуясь показаниями путевых светофоров и требованиями, предусмотренными в Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Рос­сийской Федерации.

При неисправности радиосвязи машинист обязан остановить поезд на ближайшей станции и доложить об этом поездному дис­петчеру через дежурного по станции.

9.14. Скоростные пассажирские поезда должны сопровождаться уполномоченными работниками отделения железной дороги, локо­мотивных и вагонных депо, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи по графикам, утвержденным начальниками отделений железных дорог.

Проезд в передней кабине локомотивов скоростных пассажир­ских поездов лиц, имеющих право проезда на локомотиве, разре­шается не более 2-х человек (включая машиниста-инструктора).

9.15. При встречном движении скоростных пассажирских поез­дов или скоростного пассажирского поезда с другими пассажир­скими или грузовыми поездами боковые окна кабины машиниста обоих поездов со стороны встречи должны быть закрыты.

Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движе­ния на участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч, утвержденная МПС СССР 29.06.85 г. №ЦТех/4298 признается недействующей в системе Министерства путей сообще­ния Российской Федерации.

Станционные и межпоездные интервалы являются основными элемента­ми графика движения поездов. Рассчитываются они после утверждения МПС России размеров пассажирского и грузового движения, норм массы и длины поездов и допустимых скоростей движения на перегонах и станциях.

Минимальные значения станционных интервалов определяются условиями безопасности движения, временем, необходимым для выполнения операций по приему, отправлению и пропуску поездов через станцию, разъезд или об­гонный пункт.

Межпоездной интервалэто минимальное время, которым разграничива­ются поезда при следовании один за другим по перегонам, оборудованным ав­томатической блокировкой или полуавтоблокировкой при наличии проход­ных блок-постов.

Станционные интервалы определяются для каждого раздельного пункта, имеющего путевое развитие относительно расчетной оси этого пункта или парка путей.

При обращении длинно составных или соединенных поездов станцион­ные интервалы увеличиваются на время, необходимое для освобождения гор­ловины, занятой хвостом не вместившегося поезда.

Нормы времени, последовательность и максимально возможная парал­лельность выполнения операций устанавливаются в соответствии с ПТЭ, ин­струкциями и правилами МПС России, ТРА и технологическими процессами работы станций с учетом результатов хронометражных наблюдений.

Станционными интервалами обеспечивается безопасность движения, исключаются остановки поездов у входных сигналов и замедления их при входе на станцию.

Примерные нормы времени на выполнение отдельных операций при приеме, отправлении и пропуске поездов в соответствии с Инструкцией МПС России по определению станционных и межпоездных интервалов при­ведены в табл. 5.3.

Станционные операции и их продолжительность

Наименование станционной операции Время на опе­рацию, мин
Переговоры между дежурными соседних станций о движении поездов: ■ при автоблокировке на однопутных линиях (в случае неисправности поездной диспетчерской связи) ■ при полуавтоматической блокировке на однопутных линиях ■ при электрожезловой системе ■ при телефонной связи: а) на однопутном участке б) на двухпутном участке 0,1 0,2 0,4 1,5 1,0
Подготовка маршрута: ■ при диспетчерской централизации ■ при маршрутно-релейной централизации 0,15. 0,20 0,10. 0,15
Приготовление одной стрелки при подготовке маршрута: ■ при электрической централизации ■ при механической централизации ■ при ручном обслуживании Подача дежурным по станции блокировочного сигнала при маршрутно-контрольных устройствах 0,05 0,10. 0,15 0,30. 0,50 0,1
Открытие входного или выходного сигнала: ■ при автоматической и полуавтоматической блокировке со светофор­ной сигнализацией ■ при полуавтоматической блокировке с семафорной сигнализацией ■ то же при размещении сигнальной лебедки вне помещения поста 0,05 0,1 0,3
Контроль прибытия поезда ■ при наличии изоляции путей ■ без изоляции путей 0,1 0,3
Контроль дежурным по станции отправления или проследования поезда ■ при наличии изоляции путей ■ без изоляции путей 0,2 0,5
Распоряжение дежурного по станции старшим дежурным стрелочных постов о приготовлении маршрута приема, отправления или пропуска по­езда при числе стрелочных постов П 0,Ш
Доклады старших дежурных стрелочных постов о готовности маршрута приема, отправления или пропуска поезда и распоряжение дежурного по станции об открытии входного или выходного сигнала при числе стре­лочных постов П ОДП
Доклады старших дежурных стрелочных постов о прибытии поезда в полном составе, установке его на пути приема и о готовности маршрута отправления для встречного поезда, о проследовании поездом выходной стрелки в полном составе 0,2
Указания ДСП о выдаче разрешения на право занятия перегона или открытии выходного сигнала 0,1

Окончание табл. 5.3

Наименование станционной операции Время на опе­рацию, мин
Проверка машинистом локомотива правильности разрешения на право занятия перегона, подача сигнала отправления поезда и трогание с места 0,2
Восприятие машинистом показания открытого входного, выходного и проходного сигнала 0,05
Проход дежурным стрелочного поста, дежурным по станции или другим работником расстояния 100 м 1,0
Разъединение соединенного поезда 1,5
Отпуск тормозов 2,0
Закрепления групп вагонов и отцепка поездного локомотива 2,0
Соединение головного и хвостового состава 1,2

Станционные и межпоездные интервалы пересчитывают при изменении путевого развития, технического оснащения раздельных пунктов и допусти­мых скоростей движения поездов.

Межпоездные интервалы рассчитываются в управлении дороги и утверж­даются заместителем начальника дороги по перевозкам.

Для направлений с интенсивным движением станционные и межпоезд­ные интервалы продолжительностью более 8 мин, а на пригородных участ­ках — более 4 мин утверждаются начальником дороги.

Наименьший по условиям обеспечения безопасности движения промежуток времени для приёма, пропуска и отправления поездов на станциях. Величины станционных интервалов зависят от средств связи по движению поездов, способа управления стрелками и сигналами и др. местными условиями.

Минимальный промежуток времени между прибытием на станцию однопутного участка поезда одного направления и прибытием или проследованием через эту станцию поезда противоположного направления.

Выдерживается тогда, когда один из поездов проследует станцию без остановки или когда запрещён одновременный приём поездов с противоположных направлений.

При а/б – 3 мин.; при па/б – 4-5 мин.

Интервал скрещения – минимальный промежуток времени между прибытием или проследованием поезда одного направления и отправлением со станции поезда встречного направления на перегон.

При а/б 1-2 мин.; при па/б – 2-3 мин.

Называется минимальный промежуток времени между прибытием или проследованием поезда на вперёдлежащую станцию и отправлением или проследованием попутного поезда через данную станцию. Интервал попутного следования равен 4 мин.

Интервал между прибытием грузового и прибытием или проследованием пассажирского и интервал между отправлением или проследованием пассажирского и отправлением грузового принимаются равными 5 мин.

Межпоездные интервалы – минимальное время, которым разграничиваются попутные поезда при следовании по перегону на участках, оборудованных а/б или па/б с блок постами. При тепловозной тяге – 10 мин., при электровозной – 8 мин.

Скорые 1 – 98
Скорые летнего обращения и скоростные 101 – 170
Пассажирские 171 – 170
Пассажирские летние 301 – 398
Пассажирские особого назначения 401 – 598
Местные 601 – 698
Почтово-багажные 901 – 948
Пригородные 6001 - 6998

Пассажирские поезда прокладываются на графике красным цветом

Грузовые ускоренные 1001 – 1998 (со скор. пасс.)
Грузовые сквозные 2001 – 2998
Участковые 3001 – 3398
Сборные 3401 – 3448
Резервные локомотивы 4301 – 4398
Хозяйственные 5201 – 5298

Типы графиков движения

По числу путей:

  • однопутные. Скрещение поездов только на раздельных пунктах.
  • двухпутные. Движение поездов не зависит от направления. Скрещение может быть и на перегоне.
  • многопутные.
  • с двухпутными вставками. Безостановочное скрещение поездов на двухпутных вставках и на разъездах продольного типа.

По скорости:

  • параллельные. Время хода поездов одного направления одинаково.
  • непараллельные. Время хода поездов различно.

По соотношению размеров движения:

  • парные. Число поездов в обоих направлениях одинаково.
  • непарные.

От порядка следования попутных поездов:

  • обычный не пакетный график;
  • пакетный график (а/б);
  • частично-пакетный (а/б). При па/б используется пачечный график.

График – основа организации движения поездов; он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван:

  • удовлетворять потребности в перевозках пассажиров и грузов;
  • обеспечивать безопасность движения поездов;
  • эффективно использовать пропускную и провозную способности участков и перерабатывающую способность станций;
  • рационально использовать подвижной состав;
  • соблюдать установленную продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад;
  • обеспечивать возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грызовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычёркивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще остальных (рисунок 24).




Каждый час делится на шесть равных частей – 10-минутных интервалов; линию, соответствующую 30 мин, изображают обычно пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (чётные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими станцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.

Читайте также: