Кто осуществляет контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного

Обновлено: 30.06.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 03 октября 2011 года N 1266

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГАРАНТИРУЮЩИХ ПОСТАВЩИКОВ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНЯ НАДЕЖНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения на территории Вологодской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор области В.Е. Позгалев

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения на территории Вологодской области

2. Целью регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с настоящим Порядком, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений гарантирующими поставщиками электрической энергии обязательных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии" (с последующими изменениями) (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии).

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок гарантирующих поставщиков, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений и деятельности Департамента топливно-энергетического комплекса области по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований гарантирующими поставщиками электрической энергии в части обеспечения надежного энергоснабжения населения.

3. Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения осуществляется Департаментом топливно-энергетического комплекса области (далее - Департамент).

Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами Департамента: начальником Департамента, заместителем начальника Департамента, начальником отдела перспективного развития энергетики Департамента, ведущим консультантом отдела перспективного развития энергетики Департамента. Перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), утверждается постановлением Правительства области.

4. Должностные лица Департамента, осуществляющие контроль, обязаны проводить мероприятия по контролю на основании приказа начальника Департамента о проведении мероприятий по контролю и в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, настоящим Порядком и административным регламентом.

5. Предметом проверок является:

5.1 соответствие представленных гарантирующими поставщиками показателей финансового состояния гарантирующих поставщиков контрольным показателям, предусмотренным приложением N 1 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии;

5.2 выполнение обязательств, принятых на себя гарантирующими поставщиками в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии;

5.3 соблюдение гарантирующими поставщиками порядка представления отчетности в соответствии с пунктом 43 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии.

6. Виды проверок, проводимых в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора):

проверки показателей финансового состояния гарантирующих поставщиков, осуществляемые 1 раз в квартал в соответствии с пунктом 43 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии;

плановые - в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), утверждаемыми начальником Департамента;

внеплановые - по основаниям, предусмотренным статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

При проведении плановых и внеплановых проверок Департамент контролирует исполнение обязательств, принятых на себя гарантирующими поставщиками в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, и соблюдение гарантирующими поставщиками порядка представления отчетности.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, установленном статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

Внеплановые выездные проверки гарантирующих поставщиков электрической энергии по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, проводятся после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности гарантирующих поставщиков.

7. В случае выявления нарушения гарантирующим поставщиком обязательств, принятых в соответствии с подпунктами "а", "в", "г", "е", "ж", "и" и "л" пункта 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, Департамент направляет гарантирующему поставщику уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в указанный в уведомлении срок, который не может составлять менее 15 дней с даты получения уведомления.

Департамент одновременно с уведомлением гарантирующему поставщику направляет в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов уведомление о необходимости проведения конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика с приложением обосновывающих документов.

8. Должностные лица при осуществлении регионального государственного надзора обладают полномочиями и исполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии" (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с действующим законодательством.

Должностные лица при проведении проверок обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы гарантирующего поставщика, проверка которого проводится;

проводить проверку на основании приказа начальника Департамента о проведении проверки в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения начальника Департамента и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю гарантирующего поставщика присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю гарантирующего поставщика, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя гарантирующего поставщика с результатами проверки;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, гарантирующих поставщиков;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании гарантирующими поставщиками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ;

не требовать от гарантирующего поставщика документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя гарантирующего поставщика ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве гарантирующего поставщика при проведении проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, имеет следующие права:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от Департамента, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Департамента;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента, повлекшие за собой нарушение прав гарантирующего поставщика при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Департамент и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента, повлекшие за собой нарушение прав гарантирующего поставщика при проведении проверки, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Гарантирующие поставщики имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц Департамента в досудебном (внесудебном) порядке. Порядок досудебного обжалования утверждается приказом начальника Департамента.

12. Департамент осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности организаций в качестве гарантирующих поставщиков в соответствии с утвержденным Положением о Департаменте.

27. Электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

28. По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется:

начиная с указанных в договоре даты и времени, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении такого энергопринимающего устройства и не ранее даты и времени передачи победителю конкурса на право заключения договора аренды либо концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такого энергопринимающего устройства по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации договору аренды либо концессионному соглашению в случае, если договор либо концессионное соглашение заключается с указанным победителем в отношении такого энергопринимающего устройства;

в случае заключения договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор энергоснабжения, - с даты фактической подачи сетевой организацией напряжения и мощности на объекты потребителя, соответствующей дате фактического присоединения, указанной в акте об осуществлении технологического присоединения, а в отношении заявителей, предусмотренных пунктами 12_1 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, - со дня составления и размещения в соответствии с пунктом 110 указанных Правил на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в личном кабинете потребителя (далее - личный кабинет потребителя) акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации;

в случае смены собственника энергопринимающего устройства - с даты возникновения у нового собственника права собственности на энергопринимающее устройство при условии соблюдения новым собственником срока, предусмотренного пунктом 34_1 настоящего документа, для направления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения в отношении соответствующего энергопринимающего устройства;

в случае, указанном в пункте 21 настоящего документа, - с даты и времени, установленных в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

В договоре энергоснабжения, заключаемом гарантирующим поставщиком с потребителем, который соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, либо который владеет энергопринимающими устройствами, технологический режим работы и эксплуатационное состояние которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, по требованию потребителя должна быть предусмотрена обязанность гарантирующего поставщика урегулировать в интересах и от имени потребителя в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, отношения по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором или субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе. В этом случае права и обязанности в отношениях по оперативно-диспетчерскому управлению возникают непосредственно у такого потребителя. Представление гарантирующим поставщиком интересов потребителя в отношениях по оперативно-диспетчерскому управлению осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке и потребитель, который также осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, обязан самостоятельно урегулировать отношения по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг.

29. По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) осуществляется:

начиная с указанных в договоре даты и времени, но не ранее заключения потребителем (покупателем) договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства потребителя и не ранее даты и времени передачи победителю конкурса на право заключения договора аренды либо концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такого энергопринимающего устройства по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации договору аренды либо концессионному соглашению в случае, если договор либо концессионное соглашение заключается с указанным победителем в отношении такого энергопринимающего устройства;

в случае заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), - с даты фактической подачи сетевой организацией напряжения и мощности на объекты потребителя, соответствующей дате фактического присоединения, указанной в акте об осуществлении технологического присоединения, а в отношении заявителей, предусмотренных пунктами 12_1, 13_2-13_5 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, - со дня составления и размещения в соответствии с пунктом 110 указанных Правил в личном кабинете потребителя акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации;

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.

Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с соответствующим гарантирующим поставщиком.

К началу работы розничных рынков статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:

  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний,
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков (ссылка), например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус будет получен по конкурсу при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 202 Основных правил розничного рынка, в том числе отказа гарантирующего поставщика от осуществления функций гарантирующего поставщика, принятия решения в соответствие с Правилами оптового рынка об исключении гарантирующего поставщика из реестра с субъектов оптового рынка, принятия в установленном порядке решения о ликвидации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, принятия арбитражным судом определения о признании гарантирующего поставщика банкротом.

Присвоение статуса гарантирующего поставщика

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 были назначены:

Замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом XI Основных положений фунционирования розничного рынка. Конкурс организуется и проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти.

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков осуществляется в случаях, предусмотренных п.228 Основных положений функционирования розничного рынка:

  • при включении в порядке, предусмотренном п.229 территории, соответствующей всей или части зоны гарантирующих поставщиков, не выполнивших требования по обеспечению участия в торговле электрической энергии на оптовом рынке в отношение его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором п. 198. Основных положений функционирования розничных рынков;
  • при принятии уполномоченным федеральным органом или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения, влекущего замену гарантирующего поставщика, в результате которого зона деятельности одного гарантирующего поставщика полностью переходит к другому гарантирующему поставщику;
  • при изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации на основании совместного письменного заявления;
  • при изменении границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, по которым определяются границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, в случае если такое изменение произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

  • договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;
  • договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.

Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Договоры энергоснабжения соответствуют требованиям, устанавливаемым Основными положениями функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Прочие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию гарантирующему поставщику, или в сетевую организацию в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения, в соответствие с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков предоставляют документы:

ответственность ГП

Необходимо оговорить следующий момент: ответственность, предусмотренная ГК РФ и Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии (далее — ОПФРР), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, носит гражданско-правовой характер. Тем не менее из-за исключительного статуса ГП, он может быть привлечен и к административной ответственности.

Таким образом, в отношениях по снабжению электрической энергией, предусмотренных ГК РФ и ОПФРР, возможны следующие случаи наступления ответственности ГП перед иными субъектами:

— за надежность снабжения потребителя электрической энергией и ее качество (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР);

— за необоснованное введение ограничения режима потребления электрической энергии (п. 25 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Договор энергоснабжения, предусмотренный в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ, не включает в себя возможность привлечения третьих лиц к процессу энергоснабжения, т.е. всего законодателем предполагалось 2 стороны в договоре — абонент (потребитель) и энергоснабжающая организация. В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

При этом важно отметить, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (п. 30 ОПФРР).

Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

В современных условиях, когда деятельность по физической доставке электроэнергии потребителю в подавляющем большинстве случаев возлагается энергоснабжающей организацией (ГП) на третьих лиц (сетевую организацию — СО), норма п. 2 ст. 547 ГК фактически устанавливает для ГП возможность ухода от ответственности.

Ответственность ГП в данном случае строится по модели ответственности должника за действия третьих лиц (ст. 403 ГК).

Большую проблему, в частности, представляет отсутствие в законодательстве четкой регламентации ответственности субъектов электроэнергетики за качество предоставляемой потребителю электроэнергии, которое продолжает оставаться весьма низким.

При этом согласно ОПФРР сетевая организация несет ответственность за качество электроэнергии только в случае наличия прямого договора потребителя с сетевой организацией, а также в случае передачи электроэнергии через объекты электростанций или других потребителей (п. 30 ОПФРР). Поэтому нормы, устанавливающие ответственность ГП за качество электроэнергии (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР), носят, по сути, декларативный характер, если гражданско-правовая ответственность ГП в данном случае будет обусловлена необходимостью доказывания его вины.

Таким образом, привлечь ГП к гражданско-правовой ответственности оказывается весьма затруднительным, поскольку доказать его вину в данной ситуации в принципе невозможно, тогда как ответственность за третьих лиц является безвиновной. В ситуации возмещения убытков потребителям ГП вина сетевой организации не влияет на возможность привлечения ГП к ответственности, что непосредственно следует из положений ст. 403 ГК.

Применение при расчетах с потребителями ГП необоснованных тарифов также является основанием для возникновения ответственности гражданской и административной: во-первых, суд обяжет вернуть неосновательное обогащение, полученное при применении не того тарифа, а во-вторых, при желании потребитель может обратиться в УФАС, ГЖИ (Государственная жилищная инспекция) с жалобой на действия ГП. ГП в этом случае будет привлечен к административной ответственности.

ГП всегда несет ответственность за полное или частичное ограничение режима электропотребления, в случае если такое ограничение было введено без достаточных оснований и повлекло наступление вредных последствий для потребителя. Самыми распространенными основаниями для введения ограничения режима электропотребления является соглашение сторон договора, нарушение потребителем условий по оплате электроэнергии, выявление неучтенного потребления электрической энергии, возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, необходимость проведения ремонтных работ, нарушение потребителем введенного ранее в отношении его ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и т.д.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возникновения права ГП на введение режима ограничения подачи электроэнергии.

Отдельного внимания заслуживают споры о бездоговорном и безучетном потреблении электрической энергии. На первый взгляд, ГП не может нести ответственность за подобные действия потребителя. Однако у ГП есть обязанность производить расчет согласно показаниям измерительных приборов учета. Более того, ГП обязан, согласно п. 167 ПП РФ N 442, проверять соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (дело N А50-12066/2012, N А50-8437/2013).

Несмотря на кажущуюся прозрачность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ГП, при возникновении спорных ситуаций и рассмотрении дел в суде часто на практике встречаются следующие проблемы, разрешение которых коренным образом влияет на ответственность ГП (необходимо помнить, что ответственность наступает только при виновном поведении).

При спорах с потребителями о расчетах за поставленную электроэнергию ответственность ГП при неверно произведенном расчете может быть вызвана тем, что сетевая компания или сам потребитель предоставил некорректные данные. Например, о нахождении точки поставки, характеристике энергопринимающего оборудования, сведения о газификации или электрификации многоквартирного жилого дома и т.д.

При спорах о качестве электроэнергии необходимо привлекать к участию в деле сетевые компании, т.к. именно они несут ответственность за состояние и содержание электрических сетей, уровень напряжения в сетях и т.д., а не привлекать к ответу только ГП. Подобные судебные решения крайне редко исполняются, т.к. у ГП нет правовых оснований производить с имуществом (сетями) иной компании какие либо действия, поэтому ГП в порядке регресса адресует требования к сетевым компаниям. Это приводит к затягиванию судебных процессов, а в результате будет страдать потребитель, т.к. именно у него не будет электроэнергии надлежащего качества.

При спорах о ценообразовании ответственность наряду с ГП должны нести органы государственной власти, ответственные за принятие тарифов, а также иные лица, так или иначе влияющие на ценообразование в сфере энергоснабжения.


Потребители электрической энергии зачастую не задумываются над тем, как именно происходит электроснабжение многоквартирных домов (МКД). Стоит понимать, что электроснабжение это сложная и ответственная система технических коммуникаций. До поступления электричества к конечному потребителю, необходимо выработать достаточную мощность и произвести транспортировку в достаточном количестве, не допуская перегрузок.

В электроэнергетике существует понятие – гарантирующий поставщик (ГП), который согласно Российскому законодательству обязуются обеспечивать население доступной электроэнергией, в соответствии со всеми требованиями и нормами. Более подробно о ГП, особенностях их деятельности и нормативно-правовой базе, на основании которой предоставляются услуги населению, расскажем в статье.

Что такое статус ГП

Чтобы гарантированно обеспечивать электричеством объекты населенных пунктов, было необходимо закрепить ответственность законодательно. В результате появились специальные компании и организации, из числа занимающихся данной деятельностью, которым присвоен статус ГП. В Российской Федерации создан официальный федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков, в котором можно получить подробную информацию о конкретной компании.

Статус ГП присваивается организациям, которые обязуются предоставлять услуги по снабжению физических и юридических лиц электричеством согласно требованиям законодательства РФ. Гарантирующие поставщики обязаны создать условия для обеспечения в необходимом объеме электроэнергией, всех потребителей, находящихся на территории его влияния.

Порядок присвоения статуса ГП

На начальном этапе, статус гарантирующего поставщика был присвоен только тем организациям, которые уже существовали на розничных рынках. К их числу относились:

В настоящее время компании должны проходить конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством РФ.

Условия необходимые для получения статуса ГП

Чтобы пройти конкурс для получения статуса ГП, организации необходимо соответствовать установленным условиям и подтвердить:

  • наличие лицензии, предоставляющей право на продажу электроэнергии
  • наличие денежных средств в размере 5% от общей стоимости поставляемых услуг или использовать банковскую гарантию
  • отсутствие задолженностей перед производителями электрической энергии

Важным условием является налаженное взаимодействие с сетевым оператором в области информационных технологий.


Нормативные документы, регулирующие деятельность ГП электроэнергии

Деятельность ГП регулируется следующими законодательными нормативно-правовыми актами и документами:

Документом, свидетельствующим, что организация соответствует установленным требованиям, является лицензия на осуществление деятельности в сфере обеспечения жилого и промышленного сектора электроэнергией.

Особенности работы гарантирующего поставщика

ГП осуществляет полномочия в пределах определенной территории. Зона деятельности устанавливается в течение 45 дней, от даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков. Для каждого региона России устанавливаются соответствующие зоны полномочий и действий для конкретного ГП.

При необходимости компания, занимающаяся предоставлением электричества, имеет право изменить зону влияния. Однако внесение изменений возможно только после повторного прохождения конкурса на подтверждение статуса ГП.

Подписание и реализация договора с гарантирующим поставщиком

ГП осуществляет свою деятельность на основании подписанных с населением договоров. При этом конечный потребитель услуг заключает сделку в виде договора купли-продажи или договора о передаче электроэнергии (данный вариант предпочтительнее).Население получает установленный в документе объем услуг.

При этом физические лица не обязаны подписывать договор, актом заключения сделки является оплата полученных услуг. Электроснабжающая компания в свою очередь обязуется обеспечить потребителей электроэнергией с того момента, когда был подписан соответствующий договор.

Договорные обязательства при смене ГП

ГП, в случае его смены, обязуется передать все платежи, которые внесли потребители (юридические, физические лица) сверх потребленной электрической энергии на момент изменения условий договора. Передача сведений и перечисление денежных средств должны быть выполнены в течение 15 суток с момента завершения действия договора.

Права, обязанности и ответственность ГП

В соответствии с Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 гарантирующий поставщик обязуется:

  • предоставлять качественные услуги по снабжению потребителей электроэнергией
  • следить за соблюдением условий и соответствием предоставления услуг
  • осуществлять передачу данных о заключенных с потребителями договорах и имеющихся задолженностях по платежам населения
  • проводить контроль работы приборов учета, а также обслуживать их при необходимости.

ГП имеет право на прекращение обслуживания потребителей в установленном законом порядке. Поставщику дано право, производить замену оборудования, по согласованию с потребителями.

Гарантирующий поставщик электроэнергии несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Компания со статусом ГП принимает на себя ответственность за качество предоставляемых услуг, а также за контроль над деятельностью организации, являющейся производителем электричества.

Качество поставляемых услуг и их объём прописаны в Договоре между поставщиком и потребителем. Для жителей МКД, назначение организации гарантирующей поставки электричества в каждую квартиру, является государственной мерой обеспечения качественных условий проживания.

Читайте также: