Кто осуществляет конституционный контроль в японии

Обновлено: 04.07.2024

1. Действующая Конституция Японии, разработанная после Второй мировой войны, - это второй в истории страны кон­ституционный документ. Первая Конституция была принята в 1889 г. Это был октроированный конституционный документ, который носил ярко выраженный консервативный милитарис­тский характер, закрепляя широкие полномочия императора в сфере осуществления государственной власти, а также военно-бюрократическую систему. Его действие было прекращено пос­ле оккупации страны союзниками. Основой послевоенного пе­реустройства государственной и общественной систем была Потсдамская декларация 1945 г., подписанная США, СССР, Ве­ликобританией, Китаем, определившая демилитаризацию Япо­нии, демобилизацию вооруженных сил, наказание всех военных преступников в качестве ключевых направлений послевоенной политики союзных держав в отношении Страны восходящего солнца.

Подготовка конституционного текста велась японским пра­вительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством Парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 г. Конституция восприняла многие принципы англо­саксонского права, новеллы конституционного права того вре­мени (например, положения о социально-экономических пра­вах) и демонстрировала демократический подход к регулирова­нию общественных отношений.

Интересно еще одно конституционное положение, которое определяет, что в состав правительства должны входить только гражданские лица.

Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламен­та, Кабинета, судебной власти, государственные финансы, мест­ное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм. Она провозглашает впервые в японской истории принци­пы народного суверенитета, верховенства Парламента, выбор­ности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до 1945 г.).

Япония - конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь сим­волом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламен­та и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией адми­нистративно-территориальных единиц.

Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательного решения по вопросу о не конституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск в суд первой инстанции о не конституционности акта, и дело в иерархиче­ском порядке может быть доведено до Верховного суда.

По способу изменения Конституция Японии является жест­кой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламен­та. Для внесения в нее поправок необходимо согласие двух тре­тей общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым со­ставом Парламента, образованным после проведения общена­циональных выборов. Способ ратификации определяется Пар­ламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию не было внесено ни одной поправки.

В основных нормах закрепляются традиционные личные права: право на жизнь, стремление к счастью, право на свободу и неприкосновенность личности, право на свободу передвиже­ния и свободу выбора места жительства. Специально зафикси­рована свобода совести и религии. Согласно ст. 20 Конституции ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться по­литической властью. Установлен запрет на принуждение к уча­стию в каких-либо религиозных мероприятиях, празднествах, церемониях или обрядах. Лишение жизни и свободы происхо­дит только в соответствии с процедурой, установленной зако­ном (ст. 31).

Интерес представляют политические права, установленные в основных нормах. Наряду с традиционными свободой мысли и слова, мнений, печати, свободой собраний и объединений, изби­рательными правами (активное избирательное право имеет японский гражданин, достигший 20-летнего возраста) на конституци­онном уровне получили отражение и специфические политичес­кие права. Во-первых, говорится о праве народа избирать пуб­личных должностных лиц и отстранять их от должности (в связи с этим в Японии существует определенный порядок отзыва изби­рателями глав администраций местных административно-терри­ториальных единиц), о праве обращаться с мирными петициями о смещении должностных лиц органов публичной власти; во-вто­рых, зафиксирован институт народной правотворческой иници­ативы (право обращаться с петицией о введении, об отмене или исправлении законов, указов или предписаний). Также установ­лено, что все должностные лица органов публичной власти явля­ются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части, а избиратель не несет ответственности за сделанный им выбор в ходе голосования (ч. 2, 4 ст. 15 Конституции).

Гарантируется свобода слова, средств массовой информации, поэтому какая-либо цензура не допускается.

3. Многопартийная система в западном понимании утвердилась лишь после 1945 г., когда Япония твердо взяла курс на демо­кратическое развитие. Право граждан (подданных) на объеди­нение закреплено в Конституции (ст. 21, 28) и текущем законо­дательстве.

В последнее десятилетие меняется характер многопартийно­сти. Существовавшая в течение 38 послевоенных лет (с 1955 г.) доминантно-партийная система постепенно трансформируется в традиционную для многих европейских государств многопар­тийность, при отсутствии одной главенствующей в течение дли­тельного времени партии. Всецело доминирующей до середины 90-х гг. партией, самостоятельно формировавшей правительство и имевшей стабильное парламентское большинство, была Либе­рально-демократическая партия (ЛДПЯ), основанная в 1955 г. Решающую роль в ее создании сыграл крупный японский биз­нес. Ныне ее значение в общественно-политической жизни уменьшилось, но либерал-демократы по-прежнему являются самой влиятельной силой в Парламенте, правительстве, мест­ных органах власти и самоуправления. Многие политологи и журналисты ее характеризуют как полуторапартийную полити­ческую систему, имея в виду особое место либеральных демо­кратов в обществе и государстве.

ЛДПЯ - буржуазная центристская партия, объединяющая различные слои мелкой, средней и крупной буржуазии, а также часть служащих, крестьян, рабочего класса. Это наиболее много­численная политическая организация. Она проповедует либе­ральные ценности, выступает за демократическое развитие стра­ны. В сфере внешней политики призывает к сохранению тесного военно-политического сотрудничества с Америкой и признает ее ведущую роль в современном мире. Новая правоцентристская политическая коалиция ЛДПЯ, Консервативной партии и партии Комэйто, существующая с 2000 г., сохранена после парламентс­ких выборов 9 ноября 2003 г. и имеет в нижней палате подавля­ющее большинство мандатов (281 место из 480). Она также до­минирует и в верхней палате Парламента - Палате советников.

Одна из существенных особенностей этой партии - невы­сокий уровень внутренней структурированности и организо­ванности, обусловленный наличием шести фракций, имеющих собственное руководство, финансы и рабочий аппарат и выра­жающих особые интересы части ее членов и регионов. Межфракционная борьба ослабляет партию, и этим нередко пользу­ются ее политические оппоненты.

Существует также несколько правых и правоцентристских партий, возникших в результате раскола ЛДПЯ или образован­ных бывшими активистами этой организации. Однако все они (за исключением Демократической партии) маловлиятельны.

На левом фланге активно действует влиятельная оппозици­онная Социал-демократическая партия, именовавшаяся в 1945- 1991 гг. Социалистической. Она выступает с лозунгами демо­кратического социализма, проведения социально ответственной политики. Короткий промежуток времени в первой половине 90-х гг. социал-демократы входили в состав коалиционного пра­вительства, в котором преобладали правые партии. Ее соци­альная база — квалифицированные рабочие, часть служащих.

Существуют и представлены в Парламенте небольшим чис­лом депутатов Коммунистическая партия (старейшая оппози­ционная организация в Японии) и Партия демократического социализма. Их влияние меньше, чем социал-демократов.

4. Главой государства является император. Это старейшая мо­нархия в мире, возникшая более 2600 лет назад в 660 г. до н. э. С 1990 г. на троне Акихито - 125-й по счету в императорской династии, которая ни разу не прерывалась.

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. император обладал огромной, фактически неограничен­ной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном проис­хождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу-Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на . свет.

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением кон- . ституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется дей­ствующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по пред­ставлению правительства. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как промульгация поправок и Конституции, законов, прави­тельственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей; объявление всеобщих парламентских выборов; подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочек наказаний и восстановление в правах; жалование наград; прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом нацио­нальной религии японцев синто. Для большинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и тра­диций и поэтому образец для подражания. По мнению некото­рых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуа­цию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существен­но расшириться, хотя это и запрещено действующими консти­туционными предписаниями.

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом. Депутат­ская неприкос-новенность действует только на период сессии, В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законо­дательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей - не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопро­екта о бюджете, который обязателен для начального рассмотре­ния в Палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицирован­ного большинства в две трети от числа присутствующих депу­татов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются Премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парла­ментской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император рас­пускает Палату представителей.

Особенность японского Парламента проявляется в осуществ­лении организационно-судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого вхо­дят парламентарии обеих палат.

Для Японии характерны укрупненные министерства, обла­дающие значительными полномочиями и функциями, но имеющие небольшой аппарат служащих. Статус Кабинета минист­ров регулируется Конституцией, заколом о Кабинете министров 1947 г., законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. Согласно указанным законодательным актам, правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвиже­ние Премьер-министра. Как правило, главой правительства ста­новится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены правительства утверждаются специ­альным указом императора.

Глава Кабинета наделен правом по своему усмотрению от­странять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.

6. Судебная система современной Японии сложилась в конце 40-х гг. прошлого века. Она является единой, суды арбитражной и административной юстиции отсутствуют. Действуют семей­ные и дисциплинарные (первичные) суды, некий аналог мировых судов, рассматривающие соответственно семейные и незначи­тельные гражданские и уголовные дела.

Вся судебная власть принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, учреждаемых только законом.

Верховный суд состоит из 14 судей и главного судьи (предсе­дателя). Все судьи, за исключением председателя Верховного суда, назначаются правительством (Кабинетом). Председателях. Верховного суда назначает император по представлению прави­тельства. Судьи Верховного суда назначаются без ограничения срока, судьи других судов - на 10 лет, а затем возможно их переназначение. Все Судьи не могут быть отстранены от долж­ности без публичного разбирательства в порядке процедуры импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судеб­ном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности.

Верховный суд обладает Широкими полномочиями и высту­пает в качестве: 1) высшей судебной инстанции; 2) органа кон­ституционного контроля (надзора); 3) органа руководства ни­жестоящими судами.

Согласно конституционным нормам, он наделен правомочи­ями устанавливать общеобязательные правила судопроизвод­ства, внутреннего судебного распорядка, работы адвокатов. Его правилам подчиняются и прокуроры. Верховный суд рассмат­ривает жалобы лишь по вопросам права, а не по оценке факти­ческих обстоятельств. Он рассматривает жалобы на конституци­онность закона или любого другого официального акта, дает толкование конституционных норм.

Действует восемь высших судов, расположенных в крупней­ших городах. Они выступают главным образом в качестве апелля­ционных судов и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Им подведомственны дела по жалобам, вы­несенным на решения во второй инстанции, а также дела о неко­торых государственных преступлениях. Верховный суд Японии в случае необходимости может учреждать филиалы каждого из высших судов.

На систему судопроизводства, на достижение целей правосу­дия позитивное воздействие оказывают такие конституционные положения, как право на судебную защиту (ст. 31, 32), право задержанного и обвиняемого на помощь адвоката (ст. 34, 37), право обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство своего дела беспристрастным судом (ч. 1 ст. 37), По законодательству никто не может быть принужден давать показания против самого себя. Доказательства должны быть получены законным путем. Признание, сделанное под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей либо по принуждению, не являет­ся законным доказательством (ст. 38 Конституции Японии).

Существует институт смертной казни, но применяется чрез­вычайно редко за совершение отдельных тяжких преступлений.

7. Конституция Японии кратко фиксирует базовые положения о местном самоуправлении в гл. VII. Она признает самостоя­тельность органов власти на местах в соответствии с принципом местной автономии. Подробно муниципальные институты рег­ламентируются законом о местной автономии 1947 г.

Местными органами власти являются муниципальные (префектуральные, городские, сельские) собрания, которые высту­пают как представительные органы на местах. В ряде сельских поселений функции муниципального собрания выполняет сход жителей. Исполнительная власть принадлежит в префектурах губернатору, в городах и поселках - мэру, в сельских поселени­ях - старосте. Срок их полномочий - четыре года.

К функциям местных органов относятся: обеспечение безо­пасности, благополучия и здоровья населения; поддержание об­щественного порядка; управление коммунальным хозяйством, учреждениями образования и здравоохранения; устройство и уп­равление парками и местными дорогами; благоустройство и са­нитарная охрана территорий и др.

Согласно основной норме (ст. 94), местные органы публич­ной власти имеют право управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять административное управление. На основе закона они могут издавать обязательные постановления.

Административно-территориальное деление: 47 префектур и 14 округов. Префектуры (наиболее крупные территориальные единицы) делятся на города, поселки, деревни (сельские общи­ны). Особое территориальное деление присуще северному ост­рову Хоккайдо.

Существует судебная защита прав местного самоуправления. Одной из важных гарантий прав местных сообществ является положение Конституции, согласно которому специальный закон в отношении только местного органа публичной власти может быть принят Парламентом не иначе как с согласия большинства избирателей, проживающих на данной территории (ст. 95). В То­кио действует министерство по делам местного самоуправления, призванное оказывать органам на местах организационно-мето­дическую помощь, которое, однако, может осуществлять и кон­трольные полномочия в отношении их.

Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами. Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда втором инстанции по делам о государственной измене и, других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконституционным, копия решения посыпается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так профессор Е.Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!"[50].

В Японии существует традиция централизации в отношении "управления правосудием". Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа суден, приостанавливают свои судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из 3 судей, коллегия из 5 судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично, либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.

Суды по семейным делам составляют специальную категорию низших судов, имеют такую же структуру, как и окружные суды и действуют при окружных судах и их отделениях. Выполняют посреднические функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 пет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Глава 9. Политические институты и конституционное право Индии

Партийная система

Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки[51]. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы развитых капиталистических стран"[52]. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводят к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях - союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах 1989 г. участвовало 291 политическая партия, среди которых 8 - всеиндийских.

Индийский национальный конгресс (Индиры) (ИНК/И/) является одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г., оставшаяся верной Индире Ганди часть ИНК, продолжившая основную пинию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества и был похож скорее на национальное движение, чем на политическую партию.

До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящем партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью.

Временно уступив впасть Джаната партии в 1977 г., ИНК уже в 1979 г. вновь вернулся к руководству страной. Однако политическое господство Конгресса в Индии стало ослабевать. С 1989 г., когда к власти пришло коалиционное правительство, основу которого составляет ИНК, стала все более отчетливо прослеживаться тенденция трансформации партийной системы от многопартийной системы с одной доминирующей партией (как это было в 1977 г.) к двух- или многопартийной системе.

Крупной и растущей в последнее время оппозиционной партией является Бхаратия джаната партия - правая коммуналистская, т.е. построенная на религиозно-общинной основе, партия, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Выражая интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев, партия стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Она выступает за децентрализацию и экономической власти в стране, усиление частного сектора и т.д. Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде крайне правой партии.

Партия Джаната дал является центристской и во многом сходной с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия выступает с критикой правительства по таким вопросам внутренней политики, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. Подчеркивается стремление к единству, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический)- ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и тоже по своему составу и организационной структуре незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около десяти партий, называющих себя коммунистическими, и является крайне разобщенным. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном, ортодоксальную позицию, которая не изменилась принципиально со времен развала социалистической системы. КПИ руководит массовыми организациями, объединяющими около 6 млн. человек, борется за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) - КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства компартии Китая того времени. К началу 80-х годов партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

В политической системе Индии весьма широко представлены организации экономически господствующих слоев, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийских торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая важная организация крупного бизнеса - Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют ассоциации предпринимателей, куда входят как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расширилась.

В настоящее время в Индии имеются пять национальных профцентров, два из которых наиболее важны. Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демократического социализма" в Индии, держит курс на мирное сотрудничество труда и капитала, основанное на идеологии "ненасилия", выступает с общедемократическими лозунгами. В нем объединено около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей цепью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на трудящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов, активно борется за мир. Большое влияние на ВИКП имеет Коммунистическая партия Индии[53].

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельского хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих, в которых КПИ пользуется большим авторитетом.

Большую роль в Индии играет религия, и различные религиозные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны исповедуют индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане - 2,6, сикхи - 1,9, буддисты - 0,7, джайны - 0,5, парсы, евреи и др. - 0,3%.

Конституция Индии

Принятая Учредительным собранием в 1950 г. конституция Индии как бы подвела итоги борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за ней народов. Создатели основного закона Индии, с одной стороны, использовали те государственные институты и инструменты, которые уже были знакомы населению и успешно работали[54], а с другой - смело пошли на рецепцию и приспособление к специфике индийских положений многих конституций других стран. Вот почему с ней можно выявить статьи, имеющие сходство с аналогичными положениями из конституций Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии, Бирманского союза и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. В результате стремления объять по возможности большую сферу жизни, конституционный документ оказался, хотя и довольно продуманным, но и одним из самых объемных писаных конституций мира[55], местами крайне задетализированным и весьма сложным по структуре.

Эти кажущиеся внешними качества и предопределили некоторые тенденции дальнейшего развития индийского конституционного права: многочисленность принимаемых поправок; стремление “индианизировать" заимствованные иностранные нормы и идеи; желание, легко заменяя детали, сохранить базовый "каркас" конституции (теория неизменяемых "основополагающих черт и структуры конституции"), переплетенность собственно конституционных норм с решениями Верховного суда в порядке конституционного контроля, законами, имеющими конституционное значение, обычаями, делегированным законодательством и т.д.

Конституция Индийской республики состоит из преамбулы, 456 статьи, объединенных в двадцать пять частей, и двенадцати приложений.

Наиболее важными характерными чертами индийской конституции являются: юридическое закрепление суверенитета Индийской республики (преамбула); провозглашение весьма широкого, с учетом индийской специфики, круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А), служащего одной из основ либерального политического режима в стране; установление парламентарной республики (часть 5); утверждение специфической федеративной формы политико-территориального устройства, учитывающей национально-языковые особенности населяющих страну народов (части 1, 6, 11, Приложение седьмое); и содействие международному миру, справедливости и безопасности (ст. 51).

Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует проведению в стране индустриализации. В основном законе сделана попытка обеспечить граждан гарантиями, которые, однако, прежде всего свелись к возможности обращения в Верховный суд в случае нарушения прав и свобод, заложенных в части 3.

В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих изменений конституции федерация в Индии строится в соответствии с языковым принципом и использованием различных форм автономии. Для нее характерны высокая степень централизации и подробно разработанный институт чрезвычайного положения.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны. Большая часть поправок принимается парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект (ч. 2 ст. 368), сразу после чего закон о поправке промульгируется, вступает в силу и инкорпорируется в текст конституции.

Усложненный порядок принятия поправок парламентом предусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимыми для федерации (ч. 1, ст. 368). В этих случаях, помимо соблюдения всех указанных в предыдущем абзаце требований, перед передачей проекта закона о поправке на подпись главе государства, необходима ратификация его не менее, чем половиной легислатур штатов страны.

Ряд изменений основного закона осуществляется парламентом в порядке обычного законодательства.

Представляется, что довольно высокая степень эффективности действия индийской конституции обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений, сложного правового статуса человека, многообразия федеративных связей, межнационально-этнических и языковых проблем, избирательного права, диверсифицированного чрезвычайного конституционного механизма, а также положения наиболее социально незащищенных слоев населения с цепью предотвращения возможных социальных потрясений.

За четыре с половиной десятилетия действия конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований или обычного законодательства. Внесенные за это время 74 поправки существенно видоизменили структуру, текст и реальное содержание многих положений Основного закона. Так была дополнена преамбула, две части упразднены и четыре добавлены, а восемнадцать других многократно изменялись. Общая структура конституции приобрела в результате большую стройность и сбалансированность: в результате упразднения деления штатов на неравные по своему положению группы федеративная система была рационально унифицирована и две части 7 и 9 исключены, а с добавлением части 4а "Основные обязанности" правовое положение граждан в конституционном документе приобрело несколько более реалистическое отображение. В двенадцать приложений (первоначально было восемь) к конституции 35 раз вносились поправки (в одно только девятое приложение внесено 250 пунктов), 354 раза изменялись статьи Основного закона. Свыше 75 статей было добавлено, а около 20 упразднено. Всего в конституцию Индии было внесено почти 500 изменений.

В ходе эволюции усилилось такое своеобразное качество, как "многослойность" конституционного права Индии (по источнику происхождения норм, их значению и пространственным пределам, сфере применения, способам защиты и методам изменения). Использование Индией любого позитивного конституционного опыта отразило растущее взаимодействие и взаимовлияние правовых, социальных систем и культур в современном все более едином мире. Одновременно проявилась общемировая тенденция к унификации и демократизации конституций, тенденция к институционализации политических партий, к усилению регулирования социально-экономических сторон жизни, к поискам правовых инструментов общественного консенсуса, возросла воспитательно-культурная роль конституционного документа.

В конституции Индийской Республики и в ее последующем развитии четко проявились противоположные тенденции - реакционная и демократическая. Они порождены столкновением и согласованием интересов различных классов, слоев и групп многоликого индийского общества и отразились в сложном переплетении прогрессивных и реакционных поправок к основному закону страны, которые в процессе последующего судебного толкования или применения исполнительной властью, а также проходя через "фильтры рецепции" своеобразной политической культуры народов этой страны, подчас приобретают различные дополнительные, иногда диаметрально противоположные оттенки.

Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами. Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственной измене и других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела.

Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так профессор Е. Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности – более чем 5000 исков в год!"*.

В Японии существует традиция централизации в отношении "управления правосудием". Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из 3 судей, коллегия из 5 судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично, либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.

Суды по семейным делам составляют специальную категорию низших судов, имеют такую же структуру, как и окружные суды и действуют при окружных судах и их отделениях. Выполняют посреднические функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Он назначает премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

– промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

– роспуск Палаты представителей;

– объявление всеобщих парламентских выборов;

– подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

– подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах;

– прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности.

По форме правления Япония представляет собой парламентарную монархию. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. Парламент осуществляет организационно-судебную функцию. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей – не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированным большинством в 2/3 от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Кабинет министров осуществляет исполнительную, власть. В его состав входят Премьер-министр и другие государственные министры. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов парламента. Главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который осуществляет конституционный контроль и является последней инстанцией в рассмотрении других дел. Также имеются высшие суды, окружные суды, дисциплинарные суды, суды по семейным делам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г Высшим органом государственной власти (законодательным органом), по Конституции, считается Верховный Совет СССР, высшим исполнительным и распорядительным органом — Совет Министров, или Правительство

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Система государственных органов КНР

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП — пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

28. Система государственных органов Великобритании

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

37. Партийная система Японии

37. Партийная система Японии В Японии по конституции разрешена многопартийная политическая система. Известными и владеющими серьезной политической силой в современной Японии являются не более 20 политических партий. Остальные партии находятся на региональном и местных

38. Система государственных органов Японии

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

48. Система государственных органов стран СНГ

48. Система государственных органов стран СНГ Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

58. Партийная система Японии

76. Система государственных органов СНГ

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

Читайте также: