Кто осуществляет исполнительную власть в великобритании
Обновлено: 28.06.2024
По форме правления Великобритания представляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или министериализм.
Великобританской конституции, как единого акта, регулирующего общественное и государственное устройство, не существует. Поэтому формирование государственного устройства и основных институтов власти строится на основе писанного и неписанного права. Монарх является главой государства и формально источником суверенной власти.
В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти. Особенности принципа проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:
· члены Правительства являются членами законодательных органов власти;
· палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и внешней судебной апелляционной инстанцией Великобритании;
· Тайный Совет – совещательный, исполнительный орган при монархе; в лице своего судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решение церковных судов и медицинских трибуналов.
Законодательная власть.
Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов.
Из числа ее членов избирается Спикер палаты общин, который обладает большим авторитетом и обеспечивает связь между общинами, монархом и перед остальными институтами власти.
Спикер по истечению срока его полномочий получает титул барона, становясь членом Палаты лордов пожизненно. Правом голоса не обладает. В работе Спикеру помогают 3 его заместителя и клерк – должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности возложены на пристава.
В составе данной Палаты функционируют следующие комитеты:
· комитеты всей Палаты (это форма работы используется для принятия решений конституционного значения);
· постоянные комитеты (для рассмотрения конкретных законопроектов) - эти комитеты не специализированны;
· отобранные комитеты (осуществляют функции, делегированные им Палатой общин):
· комитеты, рассматривающие частные законопроекты;
· комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по вопросам будущих законопроектов;
· сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов;
· комитеты по контролю за деятельностью министерств - эти комитеты специализированы;
· совместные комитеты обеих Палат Парламента (для рассмотрения неполитических вопросов и законопроектов некоторых видов).
Палата лордов – вторая палата Парламента, которая в настоящее время имеет 4 вида членства:
· духовные лорды, не являются пэрами – 26 человек;
· лорды–юристы – 12 чел., не являются пэрами;
· наследственные пэры (более 60% членов Палаты);
· пожизненные пэры (около 36 % членов Палаты) – титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра и не передается по наследству.
Активное участие в работе принимает меньшая часть палаты, в основном это пожизненные пэры и лорды-юристы.
Во главе Палаты лордов стоит Лорд-Канцлер, который имеет двух заместителей, назначается монархом с согласия Премьер-министра сроком на 5 лет. Он не обладает аналогичными полномочиями, как Спикер Палаты общин. Лорд-Канцлер не является номинальной фигурой, а наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни.
· имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства;
· оценивает запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям;
· является главным советником правительства по вопросам правосудия и применения Конституции;
· возглавляет судебную власть, когда Палата лордов заседает в качестве высшей апелляционной инстанции в судебном Комитете Тайного совета при монархе;
· является Председателем апелляционного суда и Председателем Канцлерского отделения Высокого суда;
· играет определяющую роль в назначении судей;
· издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.
Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы её компетенции. Наиболее важными являются: Комитет по науке и технологиям; Комитет по вопросам ЕС.
Функции Палаты лордов можно представить в виде 3 основных групп:
· контрольные (создание Комитетов и контроль за деятельностью министров Правительства);
Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Сегодня любое из полномочий монарха, входящие в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества Палат.
Различают 2 основных вида прерогативных полномочий монарха: личная и политическая (полномочия в области внутренней и внешней политике).
В области внутренней политике королевскую прерогативу можно представить следующим образом:
1. прерогатива в области управления:
· право монарха назначать и увольнять министров;
· руководство вооруженными силами;
· управлять собственностью короны;
· жалование почетных званий;
· чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны;
2. прерогатива в судебной области:
· монарх – источник справедливости;
· право помилования при активном участии министра внутренних дел;
3. законодательная прерогатива:
· право монарха созывать и распускать Парламент;
· право подписи законопроектов принимаемых Палатами Парламента;
В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем:
· право объявления и заключения мира;
· право заключения международных договоров;
· право решений по аннексии и уступки территории (насильственное присоединение земель другого государства);
· право направления и аккредитации дипломатических представителей;
· право на признание зарубежных государств и Правительств.
Тайный совет – представляет собой совещательный орган при монархе. В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи апелляционного суда, архиепископ английской церкви, Спикер, Палата общин, Британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе (всего около 300 человек). В полном составе Тайный совет собирается по особенным случаям. Но обычно, в заседании принимает участие лишь несколько членов Совета – Кворум – три человека. Тайный совет принимает решение от имени монарха, либо в форме прокламаций, либо в форме приказов.
Судебный Комитет Тайного Совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций.
Судебный Комитет обладает и специальной компетенцией, которая заключается в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.
Исполнительная власть.
Внутренний Кабинет – неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса и структурной организации в рамках кабинета министров.
В рамках кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики.
Обычно создаются Комитеты по следующим направлениям работы Правительства:
· Обороны и внешней политики.
· Внутренней безопасности и социальных вопросов.
· Экономической политики и планирования.
Функции Кабинета министров:
· окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;
· осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;
· постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.
Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.
Функции Премьер-министра:
· формирование Правительства и руководство его деятельностью;
· поддержание постоянных отношений между Кабинетом и Монархом и дача советов монарху по вопросам политики;
· представление Правительства в парламентских дебатах;
· информирование лидера оппозиции Правительства её Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности;
· осуществление контроля за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами.
· участие в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности.
Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений.
Судебная система.
Судебная система Великобритании представляет собой иерархию судебных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Соединенного Королевства и Высших судов, действующих лишь на территории Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.
Высшими судебными органами, юрисдикция которых, распространяется на территорию всего государства, является:
· Судебный Комитет Тайного совета при Монархе.
Палата лордов – апелляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Судебный Комитет Тайного совета при монархе сохраняет свое значение как апелляционная инстанция на решение церковных судов и медицинских трибуналов.
Судебная система Англии и Уэльса:
· Высокий суд: канцлерское отделение, отделение королевской семьи, семейный.
Особенности государственного управления Великобритании
Система государственного управления в Великобритании имеет существенные особенности, обусловленные тем, что в стране нет конституции, применяемой в качестве единого законодательного акта, устанавливающего порядок государственного управления. Основы государственного управления составляет неписаная конституция, состоящая из норм статутного права, то есть парламентских актов, прецедентов судебной практики, обычаев и конституционных соглашений.
Главой Великобритании, а также главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим является монарх. Власть монарха передается по наследству прямым потомком монарха по старшинству. Королевские обязанности выполняются пожизненно.
Законодательство наделяет монарха следующими правами:
- назначение премьер-министра;
- назначение министров;
- назначение судей и дипломатов;
- назначение бывших армейских должностных лиц;
- заключение международных соглашений;
- объявление войн;
- заключение мира.
Монарх рассматривается как часть парламента, вследствие чего он наделен правом созыва парламента, его сессии открываются тронной речью монарха, содержащий законодательную программу на предстоящий год, правом роспуска палаты общин, правом абсолютного вето.
На практике монарх является номинальным исполнителем роли главы государства, его права реализует кабинет министров, а монарх выполняет представительские функции.
Роль Парламента в государственном управлении Великобритании
Высшим органом государственной власти Великобритании является Парламент страны, включающий в свой состав две палаты:
Палаты существует и действует отдельно друг от друга, членство в обеих палатах одновременно запрещено, члены палаты лордов члены не участвует в выборах членов палаты общин. Статус палат Парламента различается.
Палата общин избирается сроком на пять лет. Каждый британский подданный, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным в палату общин. Выборы в палату общин осуществляется посредством равного прямого, всеобщего и тайного голосования. От каждого округа избирается один депутат в палату общин на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Готовые работы на аналогичную тему
Руководство заседаниями палаты общин осуществляет спикер, который избирается сроком на пять лет и является беспартийным членом палаты, что обеспечивает его беспристрастность. Спикер не имеет права голоса и участвует в голосовании только при условии равенства голосов. Также спикер лишен права комментирования выступления членов палаты и права собственного выступления. Спикер осуществляет руководство дебатами и организует деятельность аппарата Парламента.
В рамках палаты общин создаются комитеты, действующие на постоянной или временной основе. В задачи комитетов входит предварительное обсуждение законопроектов, контроль деятельности администрации, проведение парламентских расследований и прочее. Также в Парламенте формируются партийные фракции.
Политическая жизнь Великобритании наиболее ярко представлена в виде двух влиятельных партий – консервативной и лейбористской, периодически сменяющих друг друга на позициях правящей партии и оппозиции. Лидер партии, занимающий правящую позицию, обычно становится лидером палаты общин.
Палата общин наделена правом законодательной инициативы. Внесение нового закона, или билля, может быть осуществлено любым из членов верхней и нижней палаты Парламента. Часто внесение биллей на обсуждение осуществляется министрами. Такие билли называются правительственными, в противном случае билли именуются биллями частного члена палаты. Билли делятся на три группы:
- во-первых, билли, регламентирующие значимые вопросы, распространяющие свое действие на территорию всего государства, эти билли называют общественными;
- во-вторых, билли, предоставляющие особые права отдельным лицам, группам лиц или местностям, эти билли называют частными;
- в-третьих, билли, содержащие нормы общего или частного применения, называемые гибридными.
Палата лордов включает в свой состав светских пиров, то есть лордов, назначенных пожизненно из числа представителей английских судов, пожизненных пэров, духовных пэров. Общая численность палаты лордов составляет свыше 1000 представителей. Полномочия палаты лордов Великобритании в сфере законодательства ограниченны. Палата лордов обладает правом наложения отлагательного вето, то есть правом отсрочки срока действия закона на год. Причем право отлагательного вето не распространяется на билли финансового характера.
Исполнительная власть Великобритании
Органом исполнительной власти Великобритании является Правительство, во главе которого находится премьер-министр.
Премьер-министр, как и монарх, выступает в качестве лидера государства. Выбор премьер-министра осуществляется монархом из членов палаты общин, имеющих поддержку общин. Назначение министров также осуществляется монархом по представлению премьер-министра. Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов, наиболее важные из которых формирует кабинет министров. В состав кабинета министров входит примерно 20 человек.
Правительство Великобритании отвечает за свою деятельность перед Парламентом страны. Состав Правительства определяется партией большинства палаты общин.
Премьер-министр является советником монарха Великобритании. В том случае если премьер-министр утрачивает доверие палаты общин, это налагает на него обязательство ухода в отставку, либо обращения к монарху с просьбой о новых выборах. Состав полномочий премьер-министра определяется обычаями, а не законодательством. В настоящее время премьер-министром Великобритании является Тереза Мэй.
Срок полномочий премьер-министра определяется сроком полномочий палаты общин.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13 02 2022
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Государственное устройство: конституционная монархия. Единой конституции в государстве нет. Ее заменяет совокупность парламентских актов, конституционных обычаев и некоторых судебных решений.
Глава государства - король. Согласно Закону о престолонаследии, принятому парламентом в 1701 году, британские король и королева должны исповедовать протестантизм. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия - по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Однако в действительности английский король - лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти - кабинета министров.
Королева Великобритании - Елизавета II. Вступила на престол 6 февраля 1952 года.
Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Парламент состоит из двух палат: палаты лордов и палаты общин. Палата лордов состоит из представителей аристократии - пэров, наследственных или назначенных королем, и пэров по должности, к которым принадлежат высшие судебные чины и англиканские епископы: 25 архиепископов и епископов англиканской церкви. В 1999 году в палате лордов была проведена реформа, в ходе которой ликвидирован статус наследственных пэров. Наследственное право заседать и голосовать до второй фазы реформы оставлено за 102 наследственными пэрами, среди которых 92 пэра получили это право в ходе тайного голосования коллег-аристократов, а десять пэров согласились на ультиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на пожизненное. Право на участие в деятельности палаты сохранили лорды, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предложению правительства. Палата лордов является высшей апелляционной судебной инстанцией.
К 2011 году (на втором этапе реформы) палата лордов будет упразднена. Ей на смену придет новая верхняя палата, состоящая из 600 депутатов. 120 из них будут избираться на всеобщих выборах по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией. Большинство (360 депутатов) будут назначать лидеры политических партий пропорционально результатам выборов в палату общин. Согласно реформе, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и 30% женщин. У палаты по-прежнему не будет права вето на решения палаты общин. Палата общин состоит из 659 депутатов, избираемых путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Палата общин избрана 5 мая 2005 года. Приведена к присяге 12 мая 2005 года. Приступила к исполнению обязанностей 17 мая 2005 года.
Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, которого назначает король. Члены правительства должны быть членами парламента. Премьер-министр - Энтони Блэр.
Судебная система: низшая судебная инстанция по гражданским делам - помощники судей в графствах. Более крупные гражданские дела рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 году. Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд - высшие (высокие) суды. Они вправе создавать судебные прецеденты. Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. В Шотландии действует система судов, построенная с учетом старофранцузского права. В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции.
- Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.
Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).
Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, ныне — Королева Елизавета II. Британский монарх назначает лидера победившей на мажоритарных выборах партии, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского подданного. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать. Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, включая назначение министров кабинета, объявление войны и т. п., входящие в компетенцию исполнительной власти, осуществляются от имени Короны (The Crown) или Верховной государственной власти Премьер-министром. Роль Британского монарха в публичной политике, в основном, ограничена церемониальными функциями, однако монарх сохраняет некоторые исключительные королевские прерогативы.
В отличие от монархов некоторых стран Европы, королева Великобритании имеет достаточно большие полномочия.
Связанные понятия
Суде́бная систе́ма Шотла́ндии существенно отличается от английской и сохраняет по отношению к ней значительную самостоятельность.
Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления.
Короле́вская са́нкция в конституционных монархиях — акт, которым монарх или его представитель одобряет принятые парламентом законы. Обычно монарх по традиции или закону обязан одобрять все законы, принятые парламентом, а королевская санкция является простой формальностью.
Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем.
Королевская прерогатива — совокупность полномочий, прав и обязанностей, привилегий и иммунитета монарха как суверена по общему праву и, иногда, по гражданскому праву. Она является средством, с помощью которого осуществляются некоторые полномочия исполнительной власти, которыми обладает монарх в отношении процесса управления государством. Отдельные прерогативы могут быть отменены парламентом, в Соединенном Королевстве существует особый порядок применения Королевских прерогатив.
Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
Отка́з и резерви́рование в канадском конституционном праве — конституционные полномочия, позволяющие отклонить любой закон, принятый федеральным Парламентом или провинциальными законодательными собраниями. Этими полномочиями наделён генерал-губернатор Канады. Однако, как и в случае с рядом других полномочий, которыми наделён генерал-губернатор, исполняются они премьер-министром.
Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.
О́бщее пра́во (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, наряду с правом справедливости (англ. law of equity) является одной из составных частей прецедентного права, которое имеет главенствующее значение в странах англо-американской правовой системы.
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.
Попра́вки к Конститу́ции Кана́ды — изменения Конституции Канады по инициативе правительства. Официальные правила внесения поправок к Конституции были приняты лишь в 1982 г.
Кана́дский федерали́зм — одна из трёх основ канадского конституционного правопорядка наряду с ответственным правительством и Канадской хартией прав и свобод. В Канаде существует две различные ступени политической власти: центральный (федеральный) канадский парламент и десять провинциальных законодательных собраний. Каждая ступень законодательных органов независима в рамках своих определённых полномочий, а некоторые полномочия относятся к обеим ступеням (напр. сельское хозяйство и иммиграция). В этом.
Парламентский пристав — должностное лицо парламента, не являющееся его депутатом, присутствующее на его заседаниях и выполняющее решения собрания или его председателя по поддержанию порядка, задержанию или удалению нарушителей, обеспечению кворума. Помимо дисциплинарных, может быть наделён и иными, в том числе церемониальными, функциями.
Кана́дское конституцио́нное пра́во — часть канадского права, относящаяся к интерпретации и применению Конституции Канады трибуналами. Все законы Канады, как провинциальные, так и федеральные, должны сообразовываться с Конституцией, и всякий закон, не соответствующий ей, недействителен.
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Комитет по стандартам публичной сферы (англ. Committee on Standards in Public Life) — независимый консультативный орган при правительстве Великобритании. Комитет был учрежден в 1994 г. премьер-министром Джоном Мейджором и является органом, действующим на постоянной основе (англ. standing committee). Комитет известен также под названием Комитет Нолана (англ. Nolan Committee) — по имени своего первого председателя.
Билль (англ. bill; от среднев. лат. libellus) — слово, означавшее первоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии в английском юридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали понимать разные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству и т. п. Главным образом под Б. разумеют предложение об издании нового закона или постановления, вносимое в одну из палат, или же, в наиболее обширном смысле — сам закон или постановление.
Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.
Хабе́ас ко́рпус акт (англ. Habeas Corpus Act) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).
Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.
Канцлерский суд (англ. Court of Chancery) — высший судебный орган, который был создан в раннюю эпоху феодализма в Англии как дополнение к системе судов, руководствовавшихся при осуществлении правосудия указами и другими источниками права. Второе название Суд справедливости (англ. court of equity).
Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.
Адвокат Её Величества или Лорд-адвокат (англ. Lord Advocate) — главный советник Короны в Шотландии по правовым вопросам. Аналогичный пост существует в Англии и Уэльсе — должность Генерального Атторнея. Должность лорда-адвоката появилась в Шотландии в 1483 году. Первым деятелем, занимавшим данную должность, был некий Джон Росс. До 1999 года лорд-адвокат входил в британское правительство. После деволюции в Великобритании лорд-адвокат стал членом шотландского кабинета. Он также является одним из высших.
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.
Коро́нные зе́мли, или коро́нные владе́ния (англ. Crown Dependencies) — расположенные в Западной Европе островные владения британской короны, которые формально не входят в состав Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, но не являются при этом его заморскими территориями. Коронные земли никогда не имели статуса колоний. В их число входят: бейливики Джерси и Гернси (Нормандские острова в проливе Ла-Манш у северного побережья Франции), а также остров Мэн в Ирландском море. Общая.
Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.
Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.
Адвокатская палата — некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов (например, Адвокатская палата Московской области) или палат адвокатов (Федеральная палата адвокатов Российской Федерации).
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.
Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.
Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также.
Тро́нная речь, также называемая коронной речью,— обычная для ряда монархий мира процедура, во время которой монарх (или его представитель) произносит подготовленное обращение перед собравшимся в полном составе парламентом, чтобы представить программу правительства на предстоящий год. Речь пишется не самим главой государства, а партией, преобладающей в нижней палате парламента.
Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.
Правительство Малайзии в настоящее время состоит из 10 министров. Малайзия представляет собой Федерацию из 13 штатов, действующих в рамках конституционной монархии под Вестминстерской парламентской системы и относится к категории представительной демократии.
Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).
Кана́дская мона́рхия — это парламентская система, в которой монархическая власть имеет наследственный порядок передачи. Монарх является главой государства, в настоящее время этот пост занимает Елизавета II, королева Канады. Её официальный титул — Елизавета II, Божьей милостью Королева Соединённого королевства, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры. Она царствует над страной с 6 февраля 1952. Наследником Короны является Чарльз, принц Уэльский, хотя королева — единственный.
Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий |
Борис Джонсон | 24 июля 2019 | |
Тереза Мэй | 13 июля 2016 | 24 июля 2019 |
Дэвид Кэмерон | 11 мая 2010 | 13 июля 2016 |
Гордон Браун | 27 июня 2007 | 11 мая 2010 |
Тони Блэр | 2 мая 1997 | 27 июня 2007 |
Джон Мейджор | 28 ноября 1990 | 2 мая 1997 |
Маргарет Тэтчер | 4 мая 1979 | 28 ноября 1990 |
Джеймс Каллаган | 5 апреля 1976 | 4 мая 1979 |
Гарольд Вильсон | 4 марта 1974 | 5 апреля 1976 |
Эдвард Хит | 19 июня 1970 | 4 марта 1974 |
Гарольд Вильсон | 16 октября 1964 | 19 июня 1970 |
Александр Дуглас-Хьюм | 19 октября 1963 | 16 октября 1964 |
Гарольд Макмиллан | 11 января 1957 | 19 октября 1963 |
Энтони Иден | 7 апреля 1955 | 9 января 1957 |
Уинстон Черчилль | 26 октября 1951 | 7 апреля 1955 |
Клемент Эттли | 27 июля 1945 | 26 октября 1951 |
Уинстон Черчилль | 10 мая 1940 | 27 июля 1945 |
Невилл Чемберлен | 28 мая 1937 | 10 мая 1940 |
Стэнли Болдуин | 7 июня 1935 | 28 мая 1937 |
Рэмси Макдональд | 5 июня 1929 | 7 июня 1935 |
Стэнли Болдуин | 4 ноября 1924 | 5 июня 1929 |
Рэмси Макдональд | 22 января 1924 | 4 ноября 1924 |
Стэнли Болдуин | 23 мая 1923 | 16 января 1924 |
Эндрю Бонар Лоу | 23 октября 1922 | 20 мая 1923 |
Дэвид Ллойд-Джордж | 6 декабря 1916 | 19 октября 1922 |
Герберт Генри Асквит | 5 апреля 1908 | 5 декабря 1916 |
Генри Кэмпбелл-Баннерман | 5 декабря 1905 | 3 апреля 1908 |
Артур Бальфур | 11 июля 1902 | 5 декабря 1905 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июня 1895 | 11 июля 1902 |
Арчибальд Примроуз | 5 марта 1894 | 22 июня 1895 |
Уильям Юарт Гладстон | 15 августа 1892 | 2 марта 1894 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июля 1886 | 11 августа 1892 |
Уильям Юарт Гладстон | 1 февраля 1886 | 20 июля 1886 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 23 июня 1885 | 28 января 1886 |
Уильям Юарт Гладстон | 23 апреля 1880 | 9 июня 1885 |
Бенджамин Дизраэли | 20 февраля 1874 | 21 апреля 1880 |
Уильям Ю́арт Гладстон | 3 декабря 1868 | 17 февраля 1874 |
Бенджамин Дизраэли | 27 февраля 1868 | 1 декабря 1868 |
Эдвард Смит-Стэнли | 28 июня 1866 | 25 февраля 1868 |
лорд Джон Рассел | 29 октября 1865 | 26 июня 1866 |
Генри Темпл | 12 июня 1859 | 18 октября 1865 |
Эдвард Смит-Стэнли | 20 февраля 1858 | 11 июня 1859 |
Генри Темпл | 6 февраля 1855 | 19 февраля 1858 |
Джордж Гамильтон-Гордон | 19 декабря 1852 | 30 января 1855 |
Эдвард Смит-Стэнли | 23 февраля 1852 | 17 декабря 1852 |
лорд Джон Рассел | 30 июня 1846 | 21 февраля 1852 |
Роберт Пиль | 30 августа 1841 | 29 июня 1846 |
Уильям Лэм | 18 апреля 1835 | 30 августа 1841 |
Роберт Пиль | 10 декабря 1834 | 8 апреля 1835 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 14 ноября 1834 | 10 декабря 1834 |
Уильям Лэм | 16 июля 1834 | 14 ноября 1834 |
граф Чарльз Грей | 22 ноября 1830 | 9 июля 1834 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 22 января 1828 | 16 ноября 1830 |
Фредерик Джон Робинсон | 31 августа 1827 | 21 января 1828 |
Джордж Кэннинг | 10 апреля 1827 | 8 августа 1827 |
Роберт Дженкинсон | 8 июня 1812 | 9 апреля 1827 |
Спенсер Персиваль | 4 октября 1809 | 11 мая 1812 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 31 марта 1807 | 4 октября 1809 |
лорд Уильям Гренвиль | 11 февраля 1806 | 31 марта 1807 |
Уильям Питт младший | 10 мая 1804 | 23 января 1806 |
Генри Эддингтон | 17 марта 1801 | 10 мая 1804 |
Уильям Питт младший | 19 декабря 1783 | 14 марта 1801 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 2 апреля 1783 | 19 декабря 1783 |
Уильям Петти | 4 июля 1782 | 2 апреля 1783 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 27 марта 1782 | 1 июля 1782 |
лорд Фредерик Норт | 28 января 1770 | 22 марта 1782 |
Огастас Фицрой | 14 октября 1768 | 28 января 1770 |
Уильям Питт старший | 30 июля 1766 | 14 октября 1768 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 13 июля 1765 | 30 июля 1766 |
Джордж Гренвиль | 16 апреля 1763 | 13 июля 1765 |
Джон Стюарт | 26 мая 1762 | 16 апреля 1763 |
Пелэм-Холлс | 2 июля 1757 | 26 мая 1762 |
Уильям Кавендиш | 16 ноября 1756 | 25 июня 1757 |
Томас Пелэм-Холлс | 16 марта 1754 | 16 ноября 1756 |
Генри Пелэм | 27 августа 1743 | 6 марта 1754 |
Спенсер Комптон | 16 февраля 1742 | 2 июля 1743 |
Роберт Уолпол | 4 апреля 1721 | 11 февраля 1742 |
6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.
Читайте также: