Кто осуществляет деятельность по непосредственному правотворчеству

Обновлено: 30.06.2024

- строгой ие­рархии принимаемых нормативных правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт нижестоящего право-творческого органа не должен противоречить акту вышестоящего правотворческого органа.

В условиях весьма широкой законода­тельной деятельности субъектов Российской Федерации и допус­каемых при этом немалых нарушениях последнее требование ста­новится весьма актуальным.

5. Принцип системности требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательством, не дубли­ровать действующих норм, не содержать пробелов, устанавливать соответствие проектируемых норм общим нормам и принципам кон­кретной отрасли права.

Названные принципы правотворчества ориентируют правотворческие органы на создание эффективно действующих норм права, но творческое претворение в жизнь этих принципов оказывается под силу лишь компетентным специалистам и при условии надлежащей организации правотворческой деятельности.

Субъектами правотворчества выступают:

-народ,

-государствен­ные органы (органы власти и управления),

- должностные лица.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдума (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (напр., Государ­ственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Пре­зидента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, проф­союзов).

1. Непосредственное правотворчество народа.

В современных условиях значительно расширяется число норма­тивно-правовых актов, принимаемых не государством, его органами, а членами гражданского общества, в том числе: населением, а также учредителями негосударственных организаций, учреждений, акци­онерных обществ, трудовыми коллективами и общественными орга­низациями.Действующее законодательство предусматривает приня­тие ими уставов, нормативных договоров, соглашений. Особой фор­мой участия населения в правотворчестве выступает референдум.

Наиболее ярким его проявлением является референдум — го­лосование граждан Российской Федерации по важным (наиболее важным) вопросам государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредст­венное волеизъявление граждан по установлению правовых норм.

Референдум Российской Федерации представляет собой всена­родное голосование российских граждан по законопроектам, дей­ствующим законам и другим вопросам государственного значения и является непосредственным выражением власти народа.

Референдум позволяет прямо и непосредственно, без промежу­точных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегули­рования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение.

Таким образом, благодаря референдуму гражданское общество выступает самостоятельным субъектом правотворчества на всех его этапах и стадиях — от подготовки инициативного законопроекта до придания ему силы закона, по своей юридической значимости не ус­тупающего законам государства. Однако население почему-то не спе­шит реализовать свое право как субъекта законотворчества. За два года своего официального действия не предпринималось даже попыток его реализации.

2. Правотворчество государственных органов.Это основной вид правотворчества. Им занимаются практичес­ки все государственные органы, каждый на своем уровне.

Абсолютное большинство правовых норм, действующих в современном обществе, является результатомправотворческой дея­тельности государства, его органов и должностных лиц.

В Российской Федерации к этим органам относятся Государствен­ная Дума и представительные (законодательные) органы субъек­тов РФ, еоторые принимают законы.

Законы и их нормативные установления образуют основу, ядро всей системы права. Правотворческая деятельность остальных орга­нов государства и должностных лиц осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, а принимаемые ими нор­мы не могут противоречить законодательным установлениям. В силу этой особой значимости законов в правовом регулировании деятель­ность по их подготовке и принятию образует самостоятельный вид правотворческой деятельности государства — законотворчество.

Нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во испол­нение законов, называютсяподзаконными, а деятельность государ­ственных органов и должностных лиц по их подготовке и принятию составляет другой вид правотворческой деятельности государства — подзаконное правотворчество. В Российской Федерации подзакон­ные нормативно-правовые акты принимают Президент РФ, Прави­тельство РФ, федеральные министерства и иные центральные орга­ны исполнительной власти, президенты и органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативно-правовые акты могут также из­даваться руководителями государственных предприятий, учрежде­ний, организаций.

К правотворчеству государственных органов тесно примыкает правотворчество органов местного самоуправления. Право готовить и принимать нормативно-правовые акты предоставляется представи­тельным органам и должностным лицам муниципальных образова­ний города, иного населенного пункта, территории. Некоторые ав­торы правотворческую деятельность этих органов рассматривают как вид государственного правотворчества, что не совсем верно. Органы местного самоуправления создаются населением для решения задач местного значения и не входят в систему органов государства, о чем прямо говорится в Конституции РФ и федеральных законах. Соот­ветственно, и правотворчество органов местного самоуправления образует особый, отделенный от государства вид правотворческой деятельности.

3. Правотворчество должностных лиц.

В современном российском законодательстве нет универсаль­ного определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государствен­ных и негосударственных организаций. Определение же долж­ностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве (примечание 1 к ст. 285 УК Российской Федерации) имеет строго целевое назначение — определить круг лиц, подлежащих уголов­ной ответственности за совершение преступлений против госу­дарственной власти, интересов государственной службы и служ­бы в органах местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом прини­мать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, от­ношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный со­став Вооруженных Сил, депутаты и т.д.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законо­дательства.

Самостоятельным видом нормативно-правовых актов являются уставы организаций, учреждений, образуемых гражданами, коммер­ческими либо общественными организациями.

Такими актами оп­ределяются права и обязанности организации, учреждения, порядок их деятельности, реорганизации и ликвидации.

Нормативно-право­вые акты издаются также и руководителями названных организаций, учреждений в процессе управления ими, решения конкретных про­изводственных и иных задач. Понятно, что все такие нормативные решения имеют силу постольку, поскольку соответствуют действую­щим нормативно-правовым актам, и принимаются в пределах пра­вомочий учредителей и руководства организации, учреждения.

Таким образом, в Российской Федерации правотворчество осу­ществляется в трех видах:

- правотворческая деятельность госу­дарства,

- правотворчество органов местного самоуправления и

- пра­вотворчество организаций, учреждений и граждан.

В свою очередь каждый вид правотворческой деятельности осу­ществляется в присущих ему формах. Правотворческая деятельность государства выражается в форме законотворчества и подзаконного правотворчества, т.е. деятельности органов исполнительной власти по подготовке и принятию подзаконных нормативно-правовых актов. Правотворчеству гражданского общества присущи также две основные формы:

1) законотворчество, осуществляемое гражданским обществом страны или отдельного региона путем подготовки и при­нятия закона в ходе референдума;

2) подзаконное правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления, общественны­ми организациями, учредителями и руководством негосударствен­ных организаций и учреждений.

Законотворчество: понятие и стадии.Закон создается в процессе за­конотворчества — важнейшей составной части нормотвор-ческой деятельности.

Законодательство — совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.

Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

1. Законодательная инициатива право определенных ор­ганов, негосударственных организаций и должностных лиц ста­вить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмот­рение законодательного органа.В соответствии со ст. 104 Консти­туции Российской Федерации право законодательной инициати­вы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Фе­дерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Консти­туционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы предполагает обязан­ность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотре­ние законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется от­раслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым про­екты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так,

Такой порядок под­готовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут от­четливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное со­гласование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных структур и должностных лиц. Зако­номерно поэтому, что наличие Федерального Собрания как посто­янно действующего органа (ч. 1 ст. 99 Конституции) привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение ми­нистерств и ведомств, организаций от подготовки проектов зако­нов, которые будут регулировать их деятельность, было бы также неправильным.

3. Принятие закона. Оно происходит путем открытого голо­сования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании — по палатам) за него проголосовало более половины членов палаты. Для принятия федерального конституционного закона установле­на более сложная процедура. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.

— в первом разделе публикуются федеральные конституци­онные законы, федеральные законы;

— во втором разделе — акты палат Федерального Собрания;

— в третьем разделе — указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

— в четвертом — постановления и распоряжения Правитель­ства Российской Федерации;

— в пятом — решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии ей актов Президента, высших представительных и исполнительных органов Российской Федерации.

Принятый Государственной Думой федеральный конституци­онный закон и федеральный закон направляются на одобрение в Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен в срок, не пре­вышающий четырнадцати дней (если в течение этого срока закон не рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации). Одобренный Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту России. В течение четырнадцати дней Президент либо подписывает закон, либо отклоняет его. Публикуется закон не позднее семи дней после подписания его Президентом Российской Федерации.

Правотворчество – это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые носят официальный характер. Правотворчество – процесс создания права, один из основных объектов социологии права.

Критериями выделения видов правотворчества служат:

  1. субъекты правотворчества, т. е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной правовой акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
  2. процедуры принятия правовых актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
  3. формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).

Выделяют следующие виды правотворчества :

  • законотворчество;
  • правотворчество органов исполнительной власти;
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • непосредственное правотворчество граждан;
  • договорное правотворчество;
  • локальное правотворчество.

Законотворчество – это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, принимаемых в результате этой деятельности:

  1. а) принятие закона Российской Федерации;
  2. б) принятие федерального конституционного закона;
  3. в) принятие федерального закона;
  4. г) принятие закона субъекта Российской Федерации.

Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.

Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Федерации также осуществляется подзаконное правотворчество. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласования. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласовании, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.

Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы – постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

  • а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
  • б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
  • в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
  • г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Договорное правотворчество – это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида – согласование интересов сторон, добровольность. Примером нормативного договора является также федеративный договор, ставший правовой базой для создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компенсации между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами, между субъектами Федерации.

Локальное правотворчество – это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и тому подобные акты. В зависимости от субъектов данной деятельности различают и виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа – участие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество – опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество – отмена норм или целых нормативно-правовых актов в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество – принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество – правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Правотворчество – это сложный процесс создания правовых норм. В современной юридической практике существует несколько основных разновидностей подготовки и утверждения правовых норм.

  1. Во-первых, это правотворчество народа в форме референдума.
  2. Во-вторых, правотворчество государственных органов, как федеральных, так и субъектов Федерации.
  3. В-третьих, корпоративное правотворчество – санкционированная правотворческая деятельность некоторых учреждений и должностных лиц в рамках их компетенции.

Народное правотворчество путем референдума, как и все иные социальные процессы, имеет плюсы и минусы. Высказаны сомнения в целесообразности применения референдума для решения сложных правовых вопросов.

Во-вторых, работа над текстом законопроекта и компетентное голосование по вопросу о его принятии очень часто требуют специальных компетенций, что может дать общее обязательное бесплатное для обучающихся высшее образование.

Правотворчество – деятельность государства по изданию, изменению и отмене юридических норм. Производится по установленному порядку. При нарушении порядка, принятый правовой акт считается недействительным.

Черты правотворчества

  • представляет собой монопольную государственную деятельность. Так как именно государство наделено правом создавать нормы права, что возводит их в ранг общеобязательных для исполнения правил;
  • носит созидательно-интеллектуальную направленность. Суть данной отличительной черты правотворчества заключается в познании, изучении и анализе явлений и процессов деятельности, выявлении потребности в урегулировании общественных отношений, формировании правил общего поведения, а также определении механизма их реализации;
  • является процессуальной деятельностью. Иными словами правотворчество представляет собой процесс, в котором имеются определенные стадии и соблюдается установленный порядок. Нарушение четкого механизма процессуальной деятельности может привести к тому, что принятый нормативно-правовой акт может быть признан недействительным.

В ходе процессуальной деятельности правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование проекта нормативного акта с заинтересованными лицами и органами, проверка на соответствие букве закона, оформление принятого нормативно-правового акта и придание ему общегосударственного властного характера.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Принципы правотворчества

Правотворчество основывается на определенных принципах, к которым относятся:

Принцип законности

  • нормативно-правовые акты должны приниматься только теми субъектами, которые наделены для этого соответствующими полномочиями и имеют соответствующие компетенции;
  • предполагает наличие определенной процедуры;
  • форма принимаемого акта должна соответствовать его содержанию;
  • новый нормативный акт не должен противоречить Конституции государства и действующему законодательству.

Принцип научности

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в государстве;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий принимаемых актов;
  • анализ результатов отечественной и мировой юридической деятельности;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма

Субъект правотворчества должен обладать специальными знаниями, умениями, навыками, квалификациями.

Он должен уметь анализировать большое количество разнообразных факторов объективной и субъективной направленности, владеть правилами юридической техники, лаконично, но одновременно ясно и четко излагать нормы и правила.

Принцип демократизма

В первую очередь, заключается в возможности принятия значимых нормативно-правовых актов посредством референдума. Законопроекты и проекты иных нормативных актов широко освещаются СМИ, что позволяет выявить отношение граждан к данному проекту.

Существует возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями.

Принцип гласности

Означает, что все принимаемые нормативно-правовые акты подлежат обязательной публикации/трансляции, т.е. доводятся до сведения граждан.

Принцип оперативности

Предполагает своевременность издания юридических норм, т.е. право должно соответствовать духу времени.

Принцип системности

Принимаемый нормативно-правовой акт не должен противоречить действующему законодательству, не должен создавать правовых коллизий, дублирований и т.д.

Субъекты правотворчества

Субъектами правотворчества называют государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта выделяют следующие виды правотворчества.

Законотворчество является одним из распространенных видов правотворчества. Им занимаются преимущественно представительные законодательные органы государственной власти, которые избираются населением, и наделены правом принимать от лица народа законы.

Подзаконное правотворчество присуще исполнительным органам государственной власти. Его цель состоит в детализации, конкретизации законов, а также в решении оперативных вопросов. Подзаконное правотворчество регулируется специальными актами Президента, Правительства.

Непосредственное правотворчество представлено в виде референдума. Для него характерны следующие черты:

  1. Решения референдума обладают высшей юридической силой.
  2. Решения референдума не нуждаются в ином утверждении и могут быть отменены только другим референдумом.
  3. Референдум основывается на свободе и добровольности участия, отсутствии контроля за волеизъявлением его участников и недопустимости принуждения.
  4. Референдум организуется и проводится государством.

Делегированное правотворчество представлено в виде правотворчества органов местного самоуправления, так как они не являются элементом государственной системы, но вправе по некоторым вопросам принимать нормативные акты по вопросам местного значения.

Чрезвычайное правотворчество – принятие нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с введением чрезвычайного положения.

Акты данного вида имеют ряд особенностей:

  1. Основным их назначением является предупреждение и устранение катастроф, обеспечение безопасности граждан, восстановление режима законности и правопорядка.
  2. Исключительные меры в условиях особого правового режима закрепляются государственными органами.
  3. Устанавливаются ограничительные меры в отношении граждан, государственных органов, организации и иных субъектов.
  4. Нормы и правила носят категоричный императивный характер.
  5. Принятые нормы краткосрочны.

Собственное правотворчество – правотворчество органов местного самоуправление, которое, как уже говорилось выше, можно отнести и к делегированному правотворчеству.

Договорное правотворчество включает в себя договоры нормативного содержания (конституционные, внутрифедеральные, управленческие).

Локальное правотворчество – правотворчество отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Локальное правотворчество представлено, как правило, уставами, положениями, приказами, правилами, распоряжениями и т.д. Данные акты носят ограничительный характер, т.к. обязательны только для сотрудников конкретных организаций и их подразделений.

Вывод

Правотворчество – весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное значение.


В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества.

С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами. Правотворчество придает этому процессу юридическую форму. Со своей стороны оно определяется общезначимыми интересами. Поэтому цель правотворческой работы составляет достижение известного блага либо предупреждение определенного зла [1].

Практика показывает, что условия жизни общества во многом зависят от содержания правовых норм. Вследствие этого поступательное общественное развитие вызывает необходимость установления надлежащих юридических правил поведения индивидуумов и их объединений.

В последние годы возрастает значение теории устойчивого развития общества, воплощение которой требует создания, в том числе, правовых условий. При этом потребности различных социальных групп существенно отличаются друг от друга. Разнонаправленность их неизбежно порождают противоречия. Потому развитие общества сопровождается столкновением интересов, которое нарушает его равновесие.

Между тем придание социальным процессам устойчивости основывается на объективном стремлении общества к самосохранению.

Такое положение обеспечивается развитием социальных отношений и институтов. Совершенствование их должно быть постоянным, иначе общество окажется в состоянии застоя. Тем самым прогрессивное развитие является необходимым условием нормальной жизни людей. Одновременно самоорганизация представляет собой важнейшую общественную потребность.

Правотворчество служит действенным средством упорядочения социальной жизни и способно придать устойчивость общественной системе.

Создание правового государства усиливает вовлечение в правоотношения субъектов с различными интересами. В этой ситуации возрастает необходимость более широкого использования правовых мер воздействия на поведение личности.

При этом правообразующий интерес является выражением общего интереса всех субъектов в регулируемой сфере общественных отношений, сформированного на основе одинаково справедливой для всех общеправовой позиции [2].

С этой точки зрения правотворчество позволяет увязать правовое предписание и его назначение достижение блага наибольшего количества людей [3].

Поэтому правотворческая деятельность выступает в качестве основы всех условий развития общества, так как без юридической регламентации социальных процессов невозможно их движение к более совершенному состоянию. Оно является одним из основных направлений социальной деятельности [4]

Нужно отметить и то, что правотворчество имеет своим объектом наиболее важные общественные отношения. Поэтому выявление общезначимых интересов одновременно предполагает осознание необходимости их правового регулирования. Общие интересы включают необходимость упорядочения общественного отношения в предмет юридического регулирования [5].

Притом правотворчество наделяет социальные нормы общеобязательностью путем придания им возможности принудительного исполнения с помощью государства [6]. Правотворческая деятельность — это форма реализации процесса создания права, так как нормы становятся правовыми не потому, что явились результатом правотворческой деятельности, а вследствие обеспечения их исполнения принудительной силой государства [7].

Важно сказать о марксистско-ленинском понимании правотворчества как возведении в закон государственной воли, выражающей интересы экономически господствующего класса. В таком восприятии оно характеризовалось в качестве объективно обусловленной, завершающей процесс формирования права государственной деятельности, в результате которой такая воля преобразуется в юридические нормы. Правотворчество выступает в качестве конститутивной' стадии правообразования, так как государственная воля обретает свойства права, становится общеобязательными нормативными предписаниями, поддерживаемыми силой государственного принуждения.

Однако следует заметить, что правовое государство основывается не на преобладании классовых потребностей, а на необходимости согласования их с интересами других социальных групп. Право является способом разрешения общественных противоречий, а не средство преодоления различий в потребностях путем насильственного придания им единообразия [8].

В условиях правового государства правотворчество не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Право становится продуктом общества, в котором государство контролируется им и представляет собой его политический институт. При этом правотворчество является целенаправленной деятельностью самого общества по установлению общеобязательных правил поведения и, одновременно, наиболее важной и действенной, правовой формой работы государства по возведению воли народа в закон.

Формально-юридический подход к правотворчеству включает в него процесс, способы и формы, перевода социальных норм в позитивное право.

При этом правотворчество является; организационно-правовой' формой деятельности субъектов непосредственного народовластия [9].

Со своей стороны государство в процессе правотворчества отбирает сложившиеся и создает новые правила поведения, придает им абстрактный и формально определенный вид. Таким способом формируется полная; непротиворечивая и соподчиненная система нормативных правовых актов.

Потому в современной правовой науке распространено представление о правотворчестве как деятельности государства и его органов по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений и созданию на этой основе новых правовых норм, замене и отмене действующих [10].

В целом правотворчество может быть определено как формирование полной, непротиворечивой и соподчиненной согласно Конституции Российской Федерации системы позитивного права. Такая функция реализуется путем непосредственного волеизъявления народа и местных сообществ граждан, а также деятельности уполномоченных органов государства и местного самоуправления (с участием основных институтов гражданского общества) по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений, установлению процедур, разработке и принятию в соответствии с ними нормативных правовых актов, а при необходимости их корректировке после издания.

Важным признаком правотворчества является выполнение такой работы на основе определенных принципов, к числу которых относятся законность, научность, профессионализм, оперативность, планирование.

Повышенное значение имеет профессионализм субъектов правотворческого процесса.

Одновременно планирование правотворческой работы должно иметь не только краткосрочный, но и долговременный характер с учетом стратегических задач общества государства.

Не меньшую роль играет оперативность правотворчества, позволяющая, своевременно обеспечить. необходимое правовое регулирование общественных отношений.

Следует обратить внимание на то, что правотворчество является одним из признаков государственной власти. При этом оно определяется Конституцией Российской Федерации, в которой устанавливается, какие правовые акты принимают различные органы, государства, их наименования, юридическая сила и процедуры принятия [13].

  1. Ветютпев Ю Ю. Роль социальных интересов в реализации объективных закономерностей права. Актуальные проблемы юридической науки и практики. Тамбов, 2006. С. 77.
  2. Лапаева В. В. Социология права. M., 2007. С. 146.
  3. Буцковский H. A. Очерки судебных порядков по уставам 20 ноября 1864 года. СПб, 1874. С. 97.
  4. Теория государства и права / под ред. A. B. Венгерова. — M.: Юриспруденция, 1999. С 365.
  5. Степанян В. В. Значимые для правотворчества интересы и их отражение в советском праве // Сов. государство и право. 1977. № 2. С. 194.
  6. Нерсесянц B. C. Правовой закон и правовая законность. Правотворчество и законность. М.: Росс. прав, академия, 1999. С. 74.
  7. ШебановА. Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 69.
  8. Чуршов A. B., Гущин В 3. Правозащитные функции прокуратуры в постсоцналистическом государстве //
  9. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право 2001. № 2 С 77.
  10. См.: Правотворчество в СССР / под ред. проф. A. B. Мицкевича. М., 1974. С. 29; Ковачев Д. Л. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977. С. 17; Научные основы советского правотворчества / отв. ред. д.ю.н., проф. P. O. Халфина. М., 1981. С. 17; Бабаев В.К Правотворчество. Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 304; Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1995. С. 161–172; Хропанюк В. Н. Теория государства и права / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. M., 1995. С.. 240; Общая теория права / под ред. A. C. Пиголкина. М., 1996; Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 1998; Григонис Э. П. Теория государства и права. — СПб: Питер, 2002. С. 137; Бобылев А. И. Вопросы теории правотворчества / Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Право и политика. 2010. № 10.
  11. Минниахметов Р. Г., Файзуллин Г. Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Право и политика. 2012. № 9.
  12. Новикова ТВ. Демократизация правотворчества. Государство и право на рубеже веков: материалы Всероссийской конференции / Проблемы теории и истории. М., 2001. С. 57.
  13. Фарбер И. Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 2. Саратов, 1968; Козлова ЕЖ, Кутафин O. E. Конституционное право России. М.: Юристь, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, государство, правотворческая работа, Российская Федерация.

Похожие статьи

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал, действующее законодательство, принятие.

Правотворчество: понятие и место в механизме правового.

Правотворчество, Теория государства, Норма, правовое регулирование, отношение, общая теория, государство, Юридическая литература, государственная деятельность, СССР.

Правотворческая функция. Соотношение с целями и задачами.

Так, правотворчество становится одной из главных функций правового государства.

Основные термины (генерируются автоматически): правотворческая функция, правовое государство

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Становление и историческое развитие правотворческой функции.

Наиболее распространенной формой правотворчества в Российской Федерации является государственное правотворчество, то есть принятие органами государства нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов).

Конституционно-правовая политика как фактор обеспечения.

Вопросы правотворческой деятельности гражданского общества и правового государства имеют непреходящую актуальность.

Законность правотворчества предполагает строгое исполнение правил юридической техники и субординации правовых актов.

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы.

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли

‒ принцип достойного уровня обеспечения правотворческой деятельности

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние, проблемы, вопросы совершенствования.

Правотворческая деятельность Центрального банка.

– в законодательно определенных случаях подлежат государственной регистрации [1].

правотворческая деятельность, Банк России, нормативный правовой акт, вступление в законную

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Похожие статьи

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал, действующее законодательство, принятие.

Правотворчество: понятие и место в механизме правового.

Правотворчество, Теория государства, Норма, правовое регулирование, отношение, общая теория, государство, Юридическая литература, государственная деятельность, СССР.

Правотворческая функция. Соотношение с целями и задачами.

Так, правотворчество становится одной из главных функций правового государства.

Основные термины (генерируются автоматически): правотворческая функция, правовое государство

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Становление и историческое развитие правотворческой функции.

Наиболее распространенной формой правотворчества в Российской Федерации является государственное правотворчество, то есть принятие органами государства нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов).

Конституционно-правовая политика как фактор обеспечения.

Вопросы правотворческой деятельности гражданского общества и правового государства имеют непреходящую актуальность.

Законность правотворчества предполагает строгое исполнение правил юридической техники и субординации правовых актов.

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы.

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли

‒ принцип достойного уровня обеспечения правотворческой деятельности

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние, проблемы, вопросы совершенствования.

Правотворческая деятельность Центрального банка.

– в законодательно определенных случаях подлежат государственной регистрации [1].

правотворческая деятельность, Банк России, нормативный правовой акт, вступление в законную

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Читайте также: