Кто обеспечил полет гагарина

Обновлено: 30.06.2024

Шведское научно-популярное издание рассказывает о том, как осуществилась мечта о полетах Юрия Гагарина. Автор подробно реконструирует день его величайшего достижения: несмотря на трудности и даже угрозу для жизни, Гагарин с честью справился со всеми задачами и обеспечил своей стране исторический триумф.

В 1961 году Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, вышедшим за пределы атмосферы Земли. 27-летний космонавт летел вокруг Земли со скоростью более 27 000 километров в час, а Советский Союз уже рассылал первые триумфальные телеграммы. И вдруг космический аппарат оказался на грани катастрофы

Настойчивый телефонный звонок разбудил генерала Андрея Стученко задолго до рассвета. Он поднял трубку в полусне, но сон тут же испарился, как только он услышал резкий голос человека на другом конце провода.

Генерал выбрался из кровати в казарме на окраине города Саратова на юге России и достал карту военного округа. С помощью карандаша и линейки аккуратно поделил округ на квадраты, потом созвал своих людей и распределил квадраты между ними.

Чего солдаты генерала не знали, так это того, что человек, которого они ждали, космонавт Юрий Гагарин, в тот самый момент боролся с серьезными вызовами, грозящими превратить триумф Советского Союза в унизительное фиаско.

Крестьянский сын хотел летать

Родители Гагарина были крестьянами и работали в советском колхозе. Мальчик рос в военное время. С младых ногтей он был одержим полетами, но, уехав из дома в 1950 году, 16-летний Юрий Гагарин начал с более приземленного занятия — поступил учеником на металлургический завод в Москве.

Там он показал себя настолько хорошо, что его пригласили в техническое училище для дальнейшего обучения. Правда, и там он учился конструировать не самолеты, а незаменимую рабочую лошадку всех колхозов — трактор.

Он благоговейно осматривал покрытый брезентом учебный самолет типа Як-18 и был настолько им очарован, что не заметил, как подошел инструктор клуба Дмитрий Мартьянов.

Гагарина вдохновлял космический пророк

Одним из любимых предметов Гагарина была физика. Когда учитель организовал кружок, в котором молодые люди по очереди читали доклады, крестьянский сын решил рассказать о русском ученом Константине Циолковском и его исследованиях, посвященных ревущим ракетным двигателям и космическим путешествиям.

Когда в 1955 году ему исполнился 21 год и он получил диплом выпускника училища, он уже на всех парах мчался к исполнению своей мечты стать пилотом.

Он сдал теоретический экзамен своему наставнику Мартьянову. А однажды, когда июльским вечером того же года он возился с Як-18, по которому взял несколько уроков, подошел Мартьянов и велел ему совершить полет в одиночку.

Их ждали испытания в Звездном городке

Гагарин доучился в техническом училище до конца, но потом предоставил создание тракторов другим, а сам поступил в советские ВВС. Пройдя обучение, он оказался на авиабазе недалеко от границы с Норвегией. Там-то он и служил, когда в октябре 1959 года на базу прибыла группа загадочных вербовщиков.

Никто не знал, чего именно хотели эти на вид очень влиятельные люди. Непонятно было, какую организацию они представляли. Они пожелали поговорить с избранными пилотами, в том числе с Гагариным.

Граффити с изображением Юрия Гагарина

Они изучили биографии и характеристики всех пилотов истребителей в стране и вызывали их на неофициальные беседы группами по 20 человек. Вопросы были самые разнообразные: нравится ли вам летать, какие книги вы читаете, чем занимаетесь в свободное время.

Постепенно круг летчиков, к которым проявляли интерес, сужался. Гагарин был в числе оставшихся, и его отправили на подробное медицинское обследование в военный госпиталь в Москве.

После обследования беседы с загадочными людьми приобрели иной характер. Теперь пилотов спрашивали, как они относятся к полетам на современных летательных аппаратах, не интересно ли им было бы попробовать что-то совершенно новое.

Гагарин в растерянности отвечал на поток вопросов и никак не мог вычислить, о чем же именно идет речь. О вертолете? О какой-то новейшей модели реактивного самолета?

Из 2,2 тысяч боевых пилотов со всего Советского Союза после тщательного отбора остались лишь 20 кандидатов в космонавты. 26-летний Гагарин был в их числе. В июне 1960 года они переехали в учебный комплекс Звездный городок в 40 километрах к востоку от Москвы. Со временем это место прославилось на весь мир.

В специально построенных новых зданиях пилотов обучали под руководством Николая Каманина, чья образовательная программа состояла из изнурительных физических упражнений, длинных лекций и практических занятий на тренажере, имитирующем космический аппарат.

Студентам приходилось несладко. Гагарина и других помещали в барокамеру с очень низким давлением, чтобы посмотреть, как они реагируют на большую высоту. А в центрифуге они учились справляться с огромными перегрузками: чем быстрее она вращалась, тем сильнее они становились.

Однако по сравнению с другими испытательными устройствами космического центра, например, термокамерой и вибромашиной, бешено вращающаяся центрифуга казалось сущей игрушкой. Вибромашина имитировала тряску, которая могла начаться в космическом аппарате. Сначала Гагарина больше часа как следует трясли, а потом он должен был в термокамере привыкать к разным температурным условиям.

Когда после долгого дня испытаний и упражнений он возвращался домой к жене и дочери, он был настолько измотан, что еле стоял на ногах.

Уважительное отношение заметили

Прошел год интенсивного обучения, и запуск первого в истории пилотируемого космического аппарата был уже не за горами. Кому из кандидатов в космонавты доверят честь стать первым человеком в космосе, было неясно. Решающую роль должно было сыграть первое знакомство с аппаратом.

Гагарин единственный снял перед этим обувь, и Королев это заметил. Он одобрительно улыбнулся обаятельному молодому человеку с мальчишеской улыбкой. Королев уже слышал о Гагарине много хорошего от одного из военных врачей, которые работали в Звездном городке.

Гагарин любознателен, силен и целеустремлен, рассказывал врач Королеву. Во время обучения он показал, что способен найти правильный баланс между слепым послушанием и независимостью. В его поведении не обнаружилось ни единой неуместной детали.

При отборе, конечно, играли роль состояние здоровья, способности и образование молодых мужчин, но очень важны были еще и их габариты. Поскольку в капсуле было тесно, космонавт не должен был быть слишком высоким. Гагарин, чей рост был 157 сантиметров, отлично подходил.

Его друг и соперник Герман Титов тоже был на хорошем счету у Королева, но простое происхождение Гагарина давало ему небольшое преимущество. Титов был из среднего класса, а Гагарин — крестьянский паренек. Советская Коммунистическая партия могла это использовать в своей пропаганде, показывая, что в Советском Союзе даже у крестьян есть шанс воплотить в жизнь свои мечты.

Решение было принято на закрытой встрече специального комитета 8 апреля 1961 года — всего за четыре дня до запланированного запуска. Самыми влиятельными членами комитета были генерал Николай Каманин, который руководил обучением будущих космонавтов, и главный конструктор Королев. Когда они после собрания созвали студентов, чтобы объявить, что решили, воздух просто искрил от нервного напряжения.

Юрий Гагарин — первый космонавт, Герман Титов — дублер, сообщил Каманин без всяких объяснений. Выходя из комнаты, Гагарин изо всех сил старался сдержать улыбку. Он сказал лишь, что обещает четко выполнить свои обязанности.

Ракета была похожа на маяк

Чем ближе он был, тем больше она становилась, пока не начала напоминать гигантский маяк. Последние 50 метров до люка капсулы Гагарин должен был преодолеть на лифте, и, прежде чем забраться в нее, он развернулся и произнес речь.

Юрий Гагарин с супругой и дочкой

Он взглянул на слушателей поверх микрофона.

Гагарин заметил, как главный конструктор нетерпеливо косится на наручные часы, и понял, что нужно поторопиться.

Через несколько минут он уже сидел в космической капсуле. Люк был закрыт, и теперь настала его очередь смотреть на часы. Они показывали 9:07 по Москве. И тут он услышал нарастающий свист и вой.

Гагарин ощутил, как колоссальная ракета медленно высвободилась из пусковой установки и начала набирать скорость. Огромная мощь все жестче вжимала его в кресло.

Карандаш полетел

Через пару минут после старта Гагарин всерьез ощутил перегрузки, исказившие его лицевые мускулы. Ему стало тяжело говорить, но он быстро привык к растущему давлению — тренировки в центрифуге не прошли даром.

Отстегнув ремни, удерживавшие его в кресле, космонавт выплыл из него. Внезапно он стал парить между потолком и полом кабины с ощущением, словно руки и ноги ему больше не принадлежат. Мимо медленно проплыл карандаш.

В иллюминатор Гагарин видел горы, длинные реки, обширные леса и блестящую поверхность моря. А вокруг сине-зеленой земли все было угольно-черным, и звезды сияли так ярко, что приходилось щуриться. Все время он слышал в ушах голоса из Центрального управления полетами.

В 9:52 Гагарин пролетел над южноамериканским мысом Горн и оказался над Атлантикой — он летел обратно к Советскому Союзу и свету. Над Африкой одинокий космонавт продолжил докладывать о своем статусе по радиосвязи.

Гагарин увидел желто-красное свечение от языков пламени, возникших от трения атмосферы об обшивку капсулы. Из-за них температура в капсуле стала сильно расти — но во время обучения Гагарина к этому и готовили. Невесомость закончилась, и перегрузки снова вдавили его в кресло — на этот раз даже сильнее, чем во время старта.

Из-за болтающегося сервисного модуля капсулу Гагарина закрутило, как центрифугу. Он с тревогой сообщил на Землю, что вращение постоянно ускоряется.

Гагарин опасался, что капсула и сервисный модуль столкнутся. Он не имел ни малейшего понятия, что из них в таком случае расколется. Но спустя десять долгих минут капсула внезапно пошла ровнее. Языки пламени пережгли кабели сервисного модуля, и опасность миновала.

Юрий Гагарин в кабине спортивного самолета в Саратовском аэроклубе готовится к полету

Космонавт еще не оправился от потрясения, когда входил в советское воздушное пространство. Но он собрался с духом и твердо прошел через последнее испытание: с оглушительным хлопком на высоте семи километров, как и было запланировано, отлетел люк капсулы, и Гагарин катапультировался оттуда, будто человек-ядро.

На высоте четырех километров отсоединилось и кресло, вместе с которым Гагарин покинул капсулу. Он медленно спланировал на землю на парашюте.

Под ним блестела река Волга, и первый человек, увидевший космос, теперь наслаждался видом русских лесов и полей в весеннем цвету. Вдали виднелись высотки города Саратова. Именно там он десять лет назад совершил свой первый полет на винтовом самолете.

Его встретила крестьянка

Великого героя Советского Союза отвезли на вертолете на близлежащую военную базу, где на проводе нетерпеливо ждал глава правительства Никита Хрущев.

Выжили после космического путешествия

19 августа 1960 года на Землю вернулись две собаки, целый день вращавшиеся вокруг Земли. Сук Стрелку и Белку официально провозгласили первыми живыми существами, пережившими путешествие в космос. Однако компанию им составляли еще и кролик, две крысы и 42 мыши, которые тоже вернулись домой целыми и невредимыми.

Первый человек в космосе

В августе 1961 года друг Гагарина Герман Титов провел сутки в космосе.

В 1965 году Алексей Леонов впервые в истории вышел в открытый космос.

В 1966 году беспилотный советский аппарат совершил первую мягкую посадку на Луну.

Гагарина подняла огромная ракета

Гагарин породил множество суеверий

Перед космическим полетом Гагарин совершил несколько более или менее намеренных действий, которые потом начали суеверно повторять все русские космонавты перед запуском.

Визит к парикмахеру: за два дня до полета космонавты идут в парикмахерскую.

Просмотр фильма: вечером перед полетом космонавты смотрят кино.

Автографы: за несколько часов до запуска они пишут свои имена на двери комнаты, в которой ночевали.

Остановка, чтобы пописать: по дороге на стартовую площадку космонавты-мужчины ненадолго выходят из автобуса, чтобы помочиться у левого заднего колеса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Гагарин

Гагарин совершил поступок, который требовал от человека невероятного мужества и смелости. Он отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали, на корабле без системы спасения, на ракете, у которой аварий было столько же, сколько и удачных пусков.

"И вот я сижу в какой-то консервной банке высоко-высоко над миром. Планета Земля такая голубая, и я ничего не могу поделать" - эти слова песни Дэвида Боуи "Космическое происшествие" очень точно описывают первый полет человека в космос. Совсем небольшой и очень простой космический корабль летел вокруг Земли, запущенный баллистической ракетой, а сидящий в нем космонавт не мог почти ни на что повлиять.

“Мамаша, стойте, я свой!”: рассказ свидетельницы приземления Гагарина

Само задание на полет, выданное государственной комиссией 8 апреля 1961 года, состояло из многократно повторяющегося слова "проверить": "Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта".

В то время не было уверенности в надежности ракеты, корабля, систем связи и управления, как и вообще в том, что человек может нормально существовать и работать в космосе.

"Если бы сейчас положили на полигоне корабль "Восток" и все современные "главные" сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы [за то, чтобы] пускать такой ненадежный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали", - сказал в одном из своих телеинтервью в 2009 году конструктор Борис Черток, один из соратников Сергея Королева.

"Русская рулетка"

Ракета-носитель "Восток", на которой был установлен одноименный космический корабль, была разработана на базе ракеты Р-7 - двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты, которая совершила первый полет в августе 1957 года.

В том же году с ее помощью запустили первый искусственный спутник Земли. В 1960 году Р-7 приняли на вооружение в ракетных войсках стратегического назначения.

Конструкция Р-7 оказалась очень удачной - ракеты этого семейства до сих пор остаются единственными в России ракетами для пилотируемых полетов в космос. Это вполне надежное космическое транспортное средство - устаревшее, но гарантирующее доставку корабля в на орбиту.

Однако в 1961 году все обстояло совсем иначе.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

"Если исходить из современных стандартов надежности ракет-носителей, то у нас к апрелю 1961 года не было оснований для оптимизма. Даже для коммерческих пусков непилотируемых автоматов, в частности, спутников связи, в 1980-х годах по международным нормам полагалось использовать носители, у которых было подряд не менее восьми благополучных запусков", - написал Борис Черток в книге "Ракеты и люди".

"Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырех на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До пуска человека было совершенно необходимо иметь еще два-три успешных беспилотных [запуска]", - писал он.

Первый запуск по программе "Восток" состоялся 15 мая 1960 года, меньше чем за год до полета Гагарина. На борту корабля-спутника находился манекен, который на космодроме прозвали "Иван Иванович". Корабль вышел на орбиту, но не смог вернуться - подвела система ориентации.

28 июля во время полета корабля с собаками Чайкой и Лисичкой произошла авария ракеты-носителя, которая упала и взорвалась. Собаки погибли.

19 августа слетали в космос и вернулись собаки Белка и Стрелка. Этот пуск в 1960 году оказался единственным полностью удачным.

1 декабря космический корабль с собаками Мушкой и Пчёлкой не смог вернуться по расчетной траектории, начал снижаться за пределы границ СССР и был подорван специальной аппаратурой вместе с животными, чтобы не достаться специалистам других стран.

22 декабря во время пуска корабль с собаками Кометой и Шуткой из-за аварии ракеты-носителя не смог выйти на орбиту, но от него отделился спускаемый аппарат, который нормально приземлился в тайге. Обе собаки чудом остались в живых.

Уже в 1961 году перед полетом Гагарина были запущены еще два космических корабля, которые, в отличие от предыдущих, уже полностью воспроизводили тот "Восток", на котором предстояло лететь Гагарину. Эти два пуска были успешными.

Эксперт, глава Института космической политики Иван Моисеев рассказал, что у ракеты Р-7 фактически не было системы аварийного спасения. "У ракеты Р-7 система аварийного спасения была фактически авиационная катапульта. И понимая, что происходит при взрыве ракеты… Это не спасение. Она отбрасывает на несколько метров, а там такой взрыв. " - говорит он.

Автор фото, TASS

Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме перед первым космическим полетом. Как вспоминал Марк Галлай, надпись "СССР" на шлеме сделали в самый последний момент чтобы космонавта после приземления не приняли за сбитого американского летчика

"Шансы [успеха всей миссии] были 50 на 50. Я когда об этом рассказываю, вспоминаю русскую рулетку. Была такая игра. И у Гагарина такие шансы были только по ракете, а ведь еще был корабль!" - говорит он.

Почти на отлично

12 апреля 1961 года во время полета Гагарина ракета отработала почти на отлично. Но мелочей в космической технике не бывает - это "почти" в результате могло стоить Гагарину жизни.

На последнем этапе система управления ракеты, которая подчинялась радиосигналам с Земли, не отреагировала на сигнал, и, прежде чем сработала дублирующая радиосвязь автоматика, "Восток" с Гагариным поднялся выше на несколько десятков километров.

Это была не очень большая проблема для нормального полета. Но такой сценарий не был заранее продуман.

В конце полета корабль должен был сориентироваться в пространстве при помощи основной или вспомогательной систем ориентации, затем затормозить специальным двигателем, а после этого атмосфера сама погасила бы скорость спускаемого аппарата.

"Восток" был спроектирован таким образом, чтобы вернуться назад даже при отказе тормозной системы при сходе с орбиты - в случае, если бы корабль не сориентировался при входе в атмосферу и не включил тормозные двигатели, он бы все равно вернулся, затормозив естественным образом. Но спустя пять-семь суток.

Система жизнеобеспечения корабля могла функционировать 10 дней, но конструкторы исходили из того, что орбита будет расчетной.

По словам Чертока, если бы перед посадкой отказала система ориентации корабля или произошла другая авария, то "Восток" приземлился бы спустя 15-20 дней. Но их в запасе у Гагарина не было.

В результате Восток приземлился почти без проблем. Это "почти" тоже заставило понервничать первого космонавта.

После выключения тормозного двигателя корабль начал вращаться вокруг обеих своих осей со скоростью около 30 градусов в секунду. Гагарин уже ничего не мог поделать в такой ситуации и какое-то время просто ждал.

Автор фото, TASS

Кадр из документального фильма "10 лет космической эры": спускаемый аппарат "Востока" после приземления

Впоследствии выяснилось, что от спускаемого аппарата не отделился приборный отсек. К счастью, автоматика отсоединила его спустя какое-то время, и шар спускаемого аппарата стабилизировался.

"Сырой" корабль

В том, что первый полет прошел не без нештатных ситуаций, нет ничего удивительного - корабль был довольно "сырым".

Во-первых, в нем не была реализована система мягкой посадки, в результате чего пришлось применять катапультирование и отдельный спуск с парашютом космонавта.

Это нарушало требование Международной авиационной федерации (FAI), чтобы космонавт приземлился в корабле, в противном случае полет в космос могли не засчитать. Впоследствии это требование отменили.

Тот факт, что Гагарин, фактически побывав в космосе, последние километры до земли преодолел не в корабле, впоследствии тщательно скрывался.

Как писал в своей книге Черток, схема приземления, в которой было фактически две тормозных парашютных системы, была и громоздкой и сложной. Однако из-за неготовности тормозной системы спускаемого аппарата пришлось делать именно так.

При этом в конструкцию корабля приходилось вносить изменения порой в самый последний момент.

Как рассказывает Антон Первушин, российский писатель, автор книги "Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь", когда перед полетом Гагарина взвесили в скафандре, то выяснили, что он весит на несколько килограммов больше, чем рассчитывали конструкторы. Идея заменить его на более легкого Титова не была принята - Гагарин с января 1961 года был утвержден во всех документах как будущий первый космонавт.

Автор фото, TASS

Старт "Востока" с Гагариным на борту

"Королев послал инженеров срезать ночью лишние кабели с корабля. Срезали в основном вот эту систему аварийного подрыва - взрывчатки, понятно, не было на пилотируемом корабле, но сама система оставалась", - рассказывает писатель.

Это та сама система подрыва, которая уничтожила корабль с собаками Мушкой и Пчелкой 1 декабря 1960 года. Кроме того, были сняты некоторые датчики системы терморегулирования, рассказал он.

Перед самым полетом, буквально за несколько десятков минут, монтажники открыли 30 замков, проверили люк на герметичность, нашли неисправные контакты, которые давали ложный сигнал, и починили их.

Устойчивая психика и самоконтроль

За несколько месяцев до полета Гагарина 24 октября 1960 года на Байконуре при подготовке к пуску другой баллистической ракеты - Р-16 - произошла катастрофа, в которой погибли, по разным данным, от 75 до 100 человек.

Среди них был и первый главнокомандующий ракетными войсками СССР маршал Митрофан Неделин, который активно участвовал в программе запуска человека в космос.

За 30 минут до пуска внезапно запустился двигатель второй ступени Р-16, вслед за этим взорвались топливные баки первой. В тот момент на площадке было много людей. Их гибель была снята камерой, установленной рядом.

Эта ракета была другой конструкции, ей занимались другие инженеры, а сама катастрофа произошла, как выяснилось, из-за грубых нарушений при подготовке к пуску - ракету торопились запустить к 7 ноября.

Первушин рассказывает, что от космонавтов эту аварию, крупнейшую за всю историю советской и российской ракетной программы, скрывали, хотя она произошла на том же полигоне: "Может быть в кулуарах им кто-то что-то и сказал, но официально - нет".

В книге Чертока отдельно отмечается, что последний перед пилотируемым полетом пуск, когда на орбиту полетели собака Звездочка и манекен "Иван Иванович", имитировавший Гагарина, прошел в присутствии космонавтов.

Он не объяснил, было ли это сделано специально, была ли у Сергея Королева какая-то особая уверенность в том, что этот пуск будет успешным, но, как бы то ни было, все прошло гладко и космонавты это увидели.

"Присутствовавшие на полигоне космонавты могли убедиться в надежности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите, пока корабль был в зоне видимости наших НИПов (наземных измерительных пунктов. - Би-би-си). Приземление прошло благополучно в районе Воткинска. На Землю вернулся манекен "Иван Иванович" и собака Звездочка - так накануне пуска ее окрестили по предложению Гагарина", - говорится в его книге.

Автор фото, TASS

Гагарина выбрали за высокую устойчивость к стрессу

По словам Первушина, космонавтам не сообщали о технических сложностях и неполадках, которые сопутствовали программе "Восток".

Впрочем, по его словам, Гагарина в январе 1961 года выбрали из группы космонавтов для первого полета именно за его устойчивую психику и самоконтроль. Это проявилось во время экспериментов в сурдокамере - отрезанном от внешнего мира помещении, в котором надо провести несколько дней.

"Он, во-первых, очень легко переходил из рабочего состояния в состояние отдыха, практически мгновенно. Он загрузил себя дополнительной работой, не бездельничал, когда не надо было работать. У него была отмечена высокая адаптивная реакция на новизну, он не реагировал остро на что-то новое. Внутри камеры стояли всякие сигналы, сирены и световые сигнальные системы, и космонавтов периодически встряхивали и смотрели как они реагируют. И вот Гагарин реагировал с любопытством и не приходил в замешательство", - рассказывает писатель.

Русская служба Би-би-си обратилась к трем российским космонавтам с вопросом, полетели бы они в космос на корабле "Восток" в том состоянии, в котором он был в 1961 году.

Павел Виноградов, трижды летавший в космос в 1997, 2006 и 2016 годах, сказал, что полетел бы, но только в силу авантюрности своего характера. Однако, по его словам, Гагарин был в другом положении - в первую очередь с точки зрения информации: "Надо же понимать, знания наши, знания мои на момент, когда я в первый раз полетел, это же небо и земля. Я инженер, ракетчик, я слишком много знаю. Гагарин, наверное, этого не знал".

Михаил Корниенко, дважды летавший в космос в 2010 и 2015 годах, сказал, что на месте Гагарина полетел бы обязательно, но сейчас - нет, потому что крайне велик риск. "Но я уверен, что любой пошел бы и сел в этот корабль на его месте", - сказал космонавт.

Сергей Рязанский дважды летал в космос, причем во время полета провел со своим коллегой урок для пятиклассников прямо с орбиты, а сейчас продолжает заниматься популяризацией космонавтики.

Он говорит, что в первый отряд космонавтов набирали военных летчиков-истребителей, людей дисциплинированных и готовых пожертвовать жизнью для родины.

Кроме того, отмечает он, первые космонавты были молоды: "Наверное, если бы я был в том возрасте, просто из-за тяги к приключениям я согласился бы [лететь в космос на корабле "Восток"]. Сейчас бы, конечно, уже нет. Есть уже четверо детей, есть ответственность перед семьей".

Рязанский рассказал, что лететь в космос страшно даже сейчас: "У нормального человека есть страхи. И это хорошо. Человек становится более собран, более внимателен, более ответственен, не допускает расхлябанности".

Код "125"

С полетом человека в космос была еще одна проблема, решить которую было невозможно. Дело в том, что никто во всем мире не знал, как отреагирует на такой полет человеческая психика.

Как писал в своих мемуарах "С человеком на борту" инструктор-методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов Марк Галлай, один немецкий ученый в научной работе утверждал, что человек под действием "космического ужаса" не только не сможет управлять системами корабля, но и причинит самому себе вред "вплоть до самоуничтожения".

По словам Галлая, просто так взять да отмахнуться от высказываний профессора в преддверии первого полета человека в космос было трудно, потому что сам предмет обсуждения был слишком важен.

Собственно, главное, что должен был сделать космонавт - в случае, если не сработают основная и резервная автоматические системы, сориентировать корабль вручную таким образом, чтобы включился тормозной двигатель.

Однако поскольку во вменяемости космонавта заранее не был уверен никто, конструкторы решили заблокировать управление "логическим замком" - чтобы оно включилось, надо было набрать особый код "125".

Изначально, как пишет Галлай, этот код хотели сообщить ему по радио, но потом сочли, что он может не получить информацию из-за помех. Тогда придумали запечатать этот код в конверте, который потом приклеили на стену корабля.

Впрочем, секретный код, дававший возможность включить управление кораблем, Марк Галлай по секрету сказал Гагарину перед самым стартом. А когда космонавт уже сел в корабль, последний человек, провожавший его в космос, конструктор "Востока" Олег Ивановский, напоследок тоже назвал ему эти три цифры - "125".


Этот короткий орбитальный рейс имел огромнейшее значение для мировой науки, но он чуть не закончился самым оглушительным фиаско в мировой истории.

Идеальный полёт?

Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.

Не очень удачный проект

На сегодняшний день уже известно, что до того, как стартовал корабль с Юрием Гагариным на борту, в космос запускали семь аналогичных кораблей. Самый первый беспилотный корабль–спутник в СССР запустили в мае 1960 года. Всего четыре дня спустя, после команды на торможение и спуск, в системе ориентации произошёл сбой. Спутник наоборот разогнался и стал подниматься всё выше и выше. Потом был запуск космического корабля с подопытными собаками на борту: Лисичкой и Чайкой. К сожалению ракета взорвалась почти сразу после запуска.

19 августа был запущен второй корабль с Белкой и Стрелкой. Этот полёт уже привлёк всеобщее внимание. Через день космический аппарат приземлился в расчётном районе, с животными было всё в порядке. Потом был отправлен в космос третий корабль с собаками Пчёлкой и Мушкой. Пробыв один день на орбите, при возвращении на Землю корабль сильно отклонился от предписанной траектории. В результате система аварийного подрыва объекта уничтожила его. Эта информация достоянием общественности не стала. Произошедшее тщательно скрывали. В декабре того же года был запущен ещё один аппарат с собаками Альфа и Жемчужная. При возращении по неизвестным причинам отказала третья ступень ракеты, сработала система аварийного спасения. Корабль совершил аварийную посадку недалеко от посёлка Тура в районе реки Нижняя Тунгуска. Аппарат был найден, собаки тоже. Всё аккуратно собрали и вывезли. Этот запуск нельзя было назвать успешным и сведения о нём тоже скрыли.

Все полёты до этого были не совсем удачными.

Иными словами, на начало 1961 года из пяти космических полётов только один завершился безаварийно. Это была недопустимая результативность. Проект нужно было полностью пересматривать и менять. Только вот времени на это не было. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос. Советский Союз не мог этого допустить. Было принято решение продолжить испытания.

В девять утра корабль с первым в мире живым космонавтом на борту, вышел на орбиту. Перигей был 181 километр, а апогей превысил расчётные цифры на целых 92 километра! Причиной этого стал серьёзный сбой в системе радиоуправления. На полсекунды позже планируемого произошло разделение третьей ступени. Аппарат набрал уже большую, чем нужно, скорость. Это было очень опасно. Ведь планируемая высота выбиралась из расчёта, что если вдруг двигательная установка внезапно откажет, корабль затормозит естественным путём и сойдёт с орбиты самостоятельно. Занять это должно было около пяти—семи суток. Под этот срок были рассчитаны все возможные запасы систем жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты означал увеличение этого срока более чем в три раза. К этому времени пилот гарантированно был бы мёртв.

Как встречали первого человека, совершившего полёт в космос.

Гагарин стал героем.

Аварийное приземление

В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация. Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану. Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее. Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров.

Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко–багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью. Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче.

Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью.

Полёт длился 106 минут.

Запланированное место приземления было согласно расчётам чуть севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области. Прогнозы предвещали перелёт, но корабль, наоборот, не долетел до места почти две сотни километров. Лётчика не ждали здесь. Космонавт самолично погасил купола парашютов, смог освободиться от всех привязей и пешком отправился на поиски людей.

Для науки этот полёт был и остаётся бесценным

14 апреля 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для научного мира запуск человека на орбиту стал той самой отправной точкой, которая стала началом новой эры для человечества. Это помогло разрешить все споры, которые велись учёными на протяжении целых десятилетий. Ведь до полёта человека в космос никто ничего толком не знал об условиях вне Земли. Конечно, наука знала, что межпланетное пространство — это пустота. Но вот к примеру, считалось, что комет и метеороидов гораздо больше. Именно эти небесные тела считали основным препятствием для космических путешествий. Не были учёные осведомлены и о влиянии перегрузок, а также радиационной опасности. Сегодня это является самой главной проблемой.

Поехали! Интересные факты о первом полете человека в космос


В нашей стране существует сегодня два больших объединяющих людей вне зависимости от их взглядов и политических предпочтений события – это Победа в Великой Отечественной войне и первый полет человека в космос. При этом имя первого космонавта в истории Земли знают сегодня не только в России, но и в мире. Юрий Гагарин сегодня – это один из самых ярких исторических персонажей, которые ассоциируются с нашей страной.

При этом высоко признаются заслуги советской космонавтики и в мире. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН странами была принята резолюция, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днём полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира.

Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание.

В СССР трезво оценивали риски, связанные с первым полетом человека в космос. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил настоящий подвиг. И дело не только в том, что до него ни один человек не летал в космос, а в том, что этот полет мог стать для него первым и последним. При этом проблемы могли возникнуть даже на финальной стадии полета во время торможения и входа спускаемого аппарата в атмосферу Земли.

К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества.



Летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай

Полет Гагарина проходил в режиме автопилота

Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости.


Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код.

Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом. Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке.

В СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте

Для решения данной проблемы была придумана схема с катапультированием из спускаемого корабля за 10 минут до посадки и приземлением космонавта на парашюте. Юрий Гагарин так и поступил. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата.

При этом первый летчик-космонавт мог приземлиться в холодную Волгу, но здесь помогла хорошая предполетная подготовка первого космонавта. Управляя стропами, Юрий Гагарин сумел увести парашют от поверхности реки, приземлившись в поле примерно в 1,5-2 километрах от речного берега.

Длительное время в СССР скрывали сам факт приземления космонавта на парашюте отдельно от космического корабля. Дело было в том, что для фиксации рекорда согласно действовавшим правилам Международной авиационной федерации в момент приземления космонавты должны были находиться внутри спускаемой капсулы. Для того чтобы результаты первого полета не были дискредитированы, в СССР долгие годы скрывали детали приземления первого космонавта от западных коллег.

Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.

Всего за период с 1961 по 1991 год этого почетного звания были удостоены 72 гражданина Советского Союза. Последним в истории СССР летчиком-космонавтом в октябре 1991 года стал Токтар Аубакиров.

Читайте также: