Кто несет ответственность за разработку согласование утверждение и реализацию корректирующих и

Обновлено: 02.05.2024

Организация управления и ответственность

Документ о политике в области качества и управления безопасностью полетов

1.1.1 Наличие в организации документа(ов), утвержденного(х) единоличным исполнительным органом организации-Заявителя и устанавливающего общую политику организации в области качества авиационной техники и управления безопасностью полетов.

1.1.2 Наличие в документе о политике цели по созданию авиационной техники, соответствующей государственным требованиям к летной годности и охране окружающей среды и установленному приемлемому уровню безопасности полетов при разработке воздушных судов и другой авиационной техники.

1.1.3 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок:

- разработки и утверждения документа о политике в области качества;

- доведения документа о политике в области качества до сотрудников организации;

- пересмотра документа о политике в области качества с целью адаптации к изменившимся условиям.

1.1.4 Наличие в организации документа, утвержденного единоличным исполнительным органом организации-Заявителя и устанавливающего общую политику организации в области управления безопасностью полетов.

Политика организации в области управления безопасностью полетов должна:

- содержать обязанности организации в области управления безопасностью полетов;

- содержать четкое заявление единоличного исполнительного органа организации-Заявителя о выделении всех необходимых ресурсов для реализации и функционирования системы управления безопасностью полетов;

- быть подписанной единоличным исполнительным органом организации-Заявителя;

- доводиться до сведения всего персонала организации;

- размещаться в общедоступных местах

Система управления качеством авиационной техники.

Система управления безопасностью полетов (для разработчиков ВС).

Руководство по качеству.

Руководство по управлению безопасностью (для разработчиков ВС).

1.2.1 Наличие системы обеспечения качества авиационной техники, обеспечивающей непрерывный контроль за качеством разработки и сертификации поступающей в эксплуатацию создаваемой авиационной техники, подпадающей под действие Заявки, и ее модификаций.

Система управления качеством должна обеспечивать создание авиационной техники, соответствующей требованиям к летной годности и охране окружающей среды, и последующее обеспечение такого соответствия.

Система управления качеством должна определять распределение ответственности, процедуры деятельности и ресурсы, необходимые для обеспечения должного функционирования организации применительно к ее действующей структуре.

1.2.2 Наличие в организации Руководства по качеству (или иного документа), которое должно содержать:

- процедуры по реализации положений авиационных правил.

- функции структурных подразделений организации, в том числе подразделений по управлению и обеспечению качеством авиационной техники и ее сертификации, должностных лиц и специалистов, осуществляющих разработку, управление и обеспечение качеством и сертификацию создаваемой авиационной техники и ее модификаций, а также обеспечение летной годности авиационной техники;

1.2.3 Установление персональной ответственности за реализацию положений Авиационных правил.

1.2.4 Процедуры взаимодействия организации со сторонними организациями, принимающими участие в создании и сертификационных работах авиационной техники.

Примечание: детальное описание процедур может приводиться в других документах системы качества, на которые дается ссылка в Руководстве по качеству.

1.2.5 Наличие Руководства по управлению безопасностью полетов и документированных процедур, указанных в нем (для разработчиков ВС). Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать следующие компоненты и элементы:

(1) Политика и цели обеспечения безопасности полетов:

- обязательства и ответственность руководства;

- иерархия ответственности за безопасность полетов;

- назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов;

- координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;

- документация по СУБП;

- устанавливать приемлемый уровень безопасности полетов.

(2) Управление рисками для безопасности полетов:

- выявление источников опасности;

- оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов.

(3) Обеспечение безопасности полетов:

- контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;

- осуществление изменений СУБП;

- постоянное совершенствование СУБП.

(4) Популяризация вопросов безопасности полетов:

- подготовка кадров и обучение;

- обмен информацией о безопасности полетов.

Управление нормативной документацией

1.3.1 Описание документации системы управления качеством авиационной техники и управления безопасностью полетов, их состава (вида), иерархии.

1.3.2 Процедуры управления внутренней документацией (разработка, оформление, идентификация, утверждение, введение в действие, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование)

1.3.3 Процедуры управления организационно-распорядительной документацией (разработка, оформление, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование).

1.3.4. Процедуры управления внешней нормативной документацией (получение, введение в действие, учет, хранение, уведомление и выдача в подразделения или сотрудникам, актуализация, изъятие и аннулирование). Включение во внешнюю нормативную документацию Авиационных правил, международных и национальных стандартов и других документов.

1.3.5. Наличие подразделений (должностных лиц), ответственных за выполнение указанных процедур.

Установление ответственности и управление персоналом

1.4.1. Наличие действующей утвержденной организационной структуры Заявителя, утвержденной в соответствие с действующим уставом, определяющей взаимосвязь единоличного исполнительного органа организации-Заявителя со всеми подразделениями, включая филиалы.

1.4.2. Описание в нормативных документах системы управления и обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов в части:

- ответственности, полномочий и подчиненности высших должностных лиц;

- функций каждого подразделения, включая филиалы, его структуры и взаимодействия с другими подразделениями в организации;

- полномочий, обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников каждого подразделения;

- квалификационных требований, которым должны соответствовать руководители и сотрудники при назначении на соответствующую должность.

1.4.3. Установление полномочий, обязанностей должностных лиц и подразделений, ответственных за функционирование системы управления и обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов и их взаимодействие

1.4.4. Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей:

- обеспечение и поддержание необходимого уровня квалификации персонала организации, предусматривающего в том числе, знание сотрудниками документов системы управления и обеспечения качества авиационной техники, системы управления безопасностью полетов, системы сертификации авиационной техники и разработчиков авиационной техники в относящийся к ним области;

- периодическую оценку квалификации сотрудников (аттестацию), а также оформление и учет результатов аттестации.

Подразделение по сертификации и подразделение управлению безопасностью полетов

1.5.1. Наличие в организации подразделений по управлению безопасностью полетов и по сертификации, подчиненных непосредственно единоличному исполнительному органу организации-Заявителя.

1.5.2. Наличие Положения о службе сертификации, содержащего:

а) функции, ответственность, полномочия и взаимодействие с другими подразделениями организации;

б) процедуру взаимодействия с Росавиацией по организационным вопросам сертификации авиационной техники;

в) процедуры по координации деятельности подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках создаваемой авиационной техники.

г) процедура внутреннего контроля за соблюдением процедур сертификации авиационной техники;

д) процедуры контроля результатов сертификационных работ;

е) процедура визирования службой сертификации доказательной и другой документации, направляемой в Росавиацию.

ж) требований о знании сотрудниками службы действующей системы сертификации по следующим аспектам:

- правовые основы сертификации;

- номенклатура (виды) документов системы сертификации;

- правила и нормативные документы, устанавливающие процедуры сертификации/квалификации.

Внутренний контроль системы обеспечения качества авиационной техники

1.6.1 Процедуры организации и проведения внутренних проверок по выполнению требований документов системы обеспечения качества авиационной техники и соответствием системы действующей структуре и функциям организации, структурными подразделениями, обеспечивающими качество авиационной техники.

1.6.2 Порядок оформления и утверждения годового плана проведения внутренних проверок, обеспечивающий проверку каждого подразделения не реже одного раза в три года. Порядок принятия решения о необходимости проведения внеплановых проверок.

1.6.3 Процедуры разработки программ внутренних проверок и документального оформления результатов проведенных проверок.

1.6.4 Порядок доведения соответствующих результатов внутренних проверок до подразделений и/или сотрудников организации, ответственных за проведение анализа, разработки и выполнения корректирующих действий по выявленным несоответствиям.

1.6.5 Процедуры контроля за выполнением мероприятий, направленных на устранение несоответствий и их причин, выявленных внутренними проверками.

1.6.6 Наличие требований к аудиторам, проводящим внутренние проверки, программам их подготовки, аттестации и переаттестации.

1.6.7 Обеспечение принципа независимости аудиторов от руководителей проверяемых структурных подразделений организации.

1.6.8 Наличие подразделения организации, ответственного за проведение внутренних проверок.

1.6.9 Порядок ежегодного проведения анализа результатов внутренних проверок, его документального оформления и доведения до высшего руководства.

Взаимодействие организации и Независимой инспекции

1.7.1 Наличие утвержденной процедуры взаимодействия организации и Независимой инспекции на этапах разработки, испытаний, сертификации, серийного производства и эксплуатации авиационной техники, обеспечивающих выполнение Независимой инспекции возложенных на нее функций и предоставление отчетности заявителем.

1.7.2 Наличие процедур по согласованию с Независимой инспекцией документов системы обеспечения качества авиационной техники.

1.7.3 Наличие перечня документов, подлежащих согласованию с Независимой инспекцией

Взаимодействие организации с Росавиацией

1.8.1 Наличие утвержденной процедуры взаимодействия с Росавиацией при проведении и выполнении сертификационных работ.

1.8.2 Процедура информирования Росавиации о выявленных отступлениях от требований Авиационных правил и других нормативных и методических документов.

1.8.3 Порядок оформления и представления в Росавиацию сведений об изменениях:

- юридического статуса, наименования и адреса организации, а также ее подразделений и филиалов;

- в структуре организации, высшем руководящем составе;

- должностных лиц, ответственных за анализ, согласование и утверждение соответствующей документации и изменений к ней, направляемой в Росавиацию;

- должностных лиц ответственных, за взаимодействие с Росавиацией при проведении сертификационных работ;

- места расположения подразделений, осуществляющих разработку авиационной техники, в том числе опытное производство;

- об изменениях в системе обеспечения качества авиационной техники.

1.8.4 Наличие утвержденной процедуры информирования Росавиации об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, которые привели или могут привести к небезопасным состояниям авиационной техники.

1.8.5 Наличие утвержденной процедуры разработки и представления в Росавиацию технических решений для издания им Директив летной годности, для своевременного принятия мер по реализации технических решений, предусмотренных Директивами летной годности.

Читайте также: