Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования
Обновлено: 28.06.2024
Экологическое образование – это процесс обучения, ориентированный на усвоение учащимися знаний об основах экологии, установление связи человека с природой, формирование навыков взаимодействия с ней и воспитание стремления к бережному отношению к природе, ее различным объектам, процессам и явлениям.
Экологическое образование ориентировано на экологическое воспитание личности и формирование у нее экологической культуры.
Экологическое воспитание предполагает осознание необходимости бережного отношения к природе и ее процессам и формирование потребности в защите природы, ее сбережении, уходе за живыми существами. Иными словами, экологическое воспитание заключается в формировании осознанного и бережного отношения к окружающему миру.
Экологическая культура отражает правильное отношение учащихся к природе, ко всем ее объектам, процессам и явлениям, принятие ее многообразия, стремление к созиданию и сохранению ее богатства в первозданном виде.
Экологическое образование предполагает и воспитание у учащихся экологической ответственности т.е. нахождение и осознание своего места в природе, своей роли в ее развитии и несение ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы, развитие экологии и принятие решений, способствующий улучшению состояния социоприродной среды.
Целевым назначением экологического образования выступает формирование осознанного, эмоционально-положительного отношения к природе, установления с ней связи и взаимодействия.
К задачам экологического образования относятся:
- Формирование системы научных экологических знаний, заключающихся в усвоении экологических понятий и категорий.
- Развитие интереса к природному миру, его объектам и процессам.
- Развитие умений правильного поведения в природе.
- Воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.
- Развитие чувства эмпатии к многообразию природного мира и явлений.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, ее объектам и процессам.
- Формирование навыков исследования разных объектов и процессов природы.
- Формирование умения организации наблюдения за природными процессами.
- Развитие навыков оказания помощи природе, ее различным объектам.
- Формирование навыков сбережения природы.
- Развитие умения составлять прогнозы своего поведения и воздействия на природу.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, экологическое образование предполагает формирование экологического сознания, которое выступает стимулом развития гуманного и бережного отношения к природе, формирования созидательной деятельности и мотивированного сбережения природных богатств.
Концептуальные основы экологического образования
Смысловым ядром экологического образования является инвариативный компонент его содержания, реализующийся через все виды деятельности и формы организации образовательной работы.
Содержание экологического образования ориентировано на развитие всех сфер экологической культуры отдельной личности.
Концептуальные основы экологического образования включают следующие направления деятельности:
- Экосистемная познавательная модель. Это метод, который ориентирован на изучение любых объектов и процессов в их связи с окружающей средой.
- Формирование экологической направленности личности. Здесь предполагается развитие в ходе экологического образования устойчивой мотивации к взаимодействию с природой, окружающей средой в целом и выстраивание системы гармоничного взаимодействия данного рода.
- Развитие экологической грамотности. Она предполагает формирование у учащихся понимания связей и зависимостей социальных и природных процессов, ценностных ориентиров на поведение в интересах гармонизации окружающего мира и творческого использования своих знаний о природу в практическом взаимодействии с ней.
- Формирование субъектов экологической культуры. Здесь, формируется определенный результат реализации экологического образования. Он оформляется в виде развития у учащегося опыта экологических знаний, практических действий, экологических отношений.
- Данные концептуальные основы экологического образования отражают замысел построения единой системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения.
Методика экологического образования
Методика экологического образования представляет собой совокупность методов, используемых в образовательном процессе для достижения целей и задач образования.
Методы экологического образования определяются характером воспитательных и образовательных задач, возрастными особенностями коллектива учащихся, конкретным этапом обучения.
В качестве методов экологического образования применяются следующие группы:
Рисунок 1. Методы экологического образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Тест проверяет итоговые знания обучающихся по МДК 02.08 Теория и методика экологического образования дошкольников за 3 семестра. Тест содержит открытые тесты, закрытые, с множественным выбором, на соответствие.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите принцип, на котором основана антропоцентрическая парадигма
- А. Согласование потребностей с экологическими требованиями
- Б. Уважение ко всем формам жизни
- В. Мир для человека
- Г. Мера вещей — уникальность жизни
Вопрос 2
Выберите утверждение, соответствующее экоцентрической парадигме:
- А. Съедобные и ядовитые грибы
- Б. Природа знает лучше нас
- В. Море – наше богатство, оно даёт нам продукты питания
- Г. Природу нужно улучшать, помогать ей
Вопрос 3
Выберите ответ, в котором провозглашена цель экологического воспитания дошкольников
- А. Развитие экологического сознания дошкольников
- Б. Формирование экологического мировоззрения
- В. Формирование экологической культуры
- Г. Формирование начал экологической культуры
Вопрос 4
Выберите правильный ответ. Что является базовой основой экологического воспитания.
Вопрос 5
Выберите правильный ответ. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования заключается в следующем
- А. Ставит человека в центр внимания, природа служит для удовлетворения его потребностей
- Б. Ставит в центр внимания природу и рассматривает человека как её часть
Вопрос 6
Определите вид наблюдения, который позволяет детям познакомиться с ближайшим природным окружением небольшими порциями. Bключает ряд взаимосвязанных наблюдений посвященных одному или однородным объектам.
- А. Кратковременные наблюдения
- Б. Сравнительные наблюдения
- В. Циклические наблюдения
Вопрос 7
Определите в группе традиционных методов современный метод экологического воспитания дошкольников
- А. Наблюдение
- Б. Опыт
- В. Прогнозирование
- Г. Труд в природе
Вопрос 8
Отберите несколько вариантов содержания для проведения природоведческой экскурсии
- А. Ознакомление с животными и растениями парка
- Б. Ознакомление с выращиванием и уходом за домашними птицами, содержащимися на птицеферме
- В. Ознакомление с выращиванием овощных культур на школьном огороде и уходом за ним
- Г. Ознакомление с обитателями пруда
Вопрос 9
Определите форму работы с родителями, вовлекающую их в активную совместную природоохранную деятельность с дошкольниками
- А. Консультация для родителей
- Б. Анкетирование
- В. Родительское собрание
- Г. Экологическая акция
Вопрос 10
Определите, с какого возраста с дошкольниками организуются экскурсии?
- А. с 2-3 лет
- Б. с 3-4 лет
- В. с 4-5 лет
- Г. с 5-6 лет
Вопрос 11
Какой из перечисленных методов основан на принципе замещения реальных объектов символами, схемами, условными обозначениями.
- А. Моделирование
- Б. Наблюдение
- В. Игра
- Г. Труд в природе
Вопрос 12
Выберите несколько вариантов, что можно коллекционировать с дошкольниками, что может служить основой для создания экологической экспозиции с позиции экоцентризма?
- А. Дикорастущие растения (гербарии)
- Б. Бросовый природный материал (шишки, семена, палки и пр.)
- В. Минералы
- Г. Бабочек, жуков
Вопрос 13
Определите нетрадиционные элементы экологического пространства в ДОУ
- А. Зимний сад
- Б. Уголок природы
- В. Альпинарий
- Г. Огород
Вопрос 14
- А. Прогнозирование
- Б. Поисковая деятельность
- В. Моделирование
Вопрос 15
- А. Концепция экологического воспитания
- Б. Технология экологического воспитания
- В. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
Вопрос 16
- А. Проверяются знания
- Б. Проверяется отношение к природе
- В. Проверяются трудовые умения
Вопрос 17
Какое из перечисленных мероприятий формирует эмоционально-положительное отношение детей к природе
- А. Беседа о природе
- Б. Развлечение, праздник
- В. Занятие
Вопрос 18
Определите, занятия какого типа построены на основе предварительной организации с дошкольниками цикла наблюдений за природой.
- А. Первично-ознакомительный тип занятия
- Б. Обобщающий тип занятия
- В. Углубленно-познавательный тип занятия
Вопрос 19
Вопрос 20
Соотнесите экологические термины с их определениями
- А. Всё то, что окружает живой организм (живая и неживая природа)
- Б. Сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами
- В. Пищевая взаимосвязь представителей экосистемы.
Вопрос 21
Соотнесите конкретные парциальные программы с учетом их специфической направленности на экологическое воспитание дошкольников
Вопрос 22
Соотнесите метод обучения по экологическому воспитанию с ведущим анализатором
- А. Тактильно-двигательный анализатор
- Б. Зрительный анализатор
- В. Слуховой анализатор
Вопрос 23
Соотнесите вид модели с её характеристикой
- А. Существенные признаки, связи и отношения представлены в модели в виде предметов-макетов
- Б. Передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений
- В. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Вопрос 24
Читайте также: