Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования

Обновлено: 28.06.2024

Экологическое образование – это процесс обучения, ориентированный на усвоение учащимися знаний об основах экологии, установление связи человека с природой, формирование навыков взаимодействия с ней и воспитание стремления к бережному отношению к природе, ее различным объектам, процессам и явлениям.

Экологическое образование ориентировано на экологическое воспитание личности и формирование у нее экологической культуры.

Экологическое воспитание предполагает осознание необходимости бережного отношения к природе и ее процессам и формирование потребности в защите природы, ее сбережении, уходе за живыми существами. Иными словами, экологическое воспитание заключается в формировании осознанного и бережного отношения к окружающему миру.

Экологическая культура отражает правильное отношение учащихся к природе, ко всем ее объектам, процессам и явлениям, принятие ее многообразия, стремление к созиданию и сохранению ее богатства в первозданном виде.

Экологическое образование предполагает и воспитание у учащихся экологической ответственности т.е. нахождение и осознание своего места в природе, своей роли в ее развитии и несение ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы, развитие экологии и принятие решений, способствующий улучшению состояния социоприродной среды.

Целевым назначением экологического образования выступает формирование осознанного, эмоционально-положительного отношения к природе, установления с ней связи и взаимодействия.

К задачам экологического образования относятся:

  • Формирование системы научных экологических знаний, заключающихся в усвоении экологических понятий и категорий.
  • Развитие интереса к природному миру, его объектам и процессам.
  • Развитие умений правильного поведения в природе.
  • Воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.
  • Развитие чувства эмпатии к многообразию природного мира и явлений.
  • Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, ее объектам и процессам.
  • Формирование навыков исследования разных объектов и процессов природы.
  • Формирование умения организации наблюдения за природными процессами.
  • Развитие навыков оказания помощи природе, ее различным объектам.
  • Формирование навыков сбережения природы.
  • Развитие умения составлять прогнозы своего поведения и воздействия на природу.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, экологическое образование предполагает формирование экологического сознания, которое выступает стимулом развития гуманного и бережного отношения к природе, формирования созидательной деятельности и мотивированного сбережения природных богатств.

Концептуальные основы экологического образования

Смысловым ядром экологического образования является инвариативный компонент его содержания, реализующийся через все виды деятельности и формы организации образовательной работы.

Содержание экологического образования ориентировано на развитие всех сфер экологической культуры отдельной личности.

Концептуальные основы экологического образования включают следующие направления деятельности:

  1. Экосистемная познавательная модель. Это метод, который ориентирован на изучение любых объектов и процессов в их связи с окружающей средой.
  2. Формирование экологической направленности личности. Здесь предполагается развитие в ходе экологического образования устойчивой мотивации к взаимодействию с природой, окружающей средой в целом и выстраивание системы гармоничного взаимодействия данного рода.
  3. Развитие экологической грамотности. Она предполагает формирование у учащихся понимания связей и зависимостей социальных и природных процессов, ценностных ориентиров на поведение в интересах гармонизации окружающего мира и творческого использования своих знаний о природу в практическом взаимодействии с ней.
  4. Формирование субъектов экологической культуры. Здесь, формируется определенный результат реализации экологического образования. Он оформляется в виде развития у учащегося опыта экологических знаний, практических действий, экологических отношений.
  5. Данные концептуальные основы экологического образования отражают замысел построения единой системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения.

Методика экологического образования

Методика экологического образования представляет собой совокупность методов, используемых в образовательном процессе для достижения целей и задач образования.

Методы экологического образования определяются характером воспитательных и образовательных задач, возрастными особенностями коллектива учащихся, конкретным этапом обучения.

В качестве методов экологического образования применяются следующие группы:

Рисунок 1. Методы экологического образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест проверяет итоговые знания обучающихся по МДК 02.08 Теория и методика экологического образования дошкольников за 3 семестра. Тест содержит открытые тесты, закрытые, с множественным выбором, на соответствие.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите принцип, на котором основана антропоцентрическая парадигма

  • А. Согласование потребностей с экологическими требованиями
  • Б. Уважение ко всем формам жизни
  • В. Мир для человека
  • Г. Мера вещей — уникальность жизни
Вопрос 2

Выберите утверждение, соответствующее экоцентрической парадигме:

  • А. Съедобные и ядовитые грибы
  • Б. Природа знает лучше нас
  • В. Море – наше богатство, оно даёт нам продукты питания
  • Г. Природу нужно улучшать, помогать ей
Вопрос 3

Выберите ответ, в котором провозглашена цель экологического воспитания дошкольников

  • А. Развитие экологического сознания дошкольников
  • Б. Формирование экологического мировоззрения
  • В. Формирование экологической культуры
  • Г. Формирование начал экологической культуры
Вопрос 4

Выберите правильный ответ. Что является базовой основой экологического воспитания.

Вопрос 5

Выберите правильный ответ. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования заключается в следующем

  • А. Ставит человека в центр внимания, природа служит для удовлетворения его потребностей
  • Б. Ставит в центр внимания природу и рассматривает человека как её часть
Вопрос 6

Определите вид наблюдения, который позволяет детям познакомиться с ближайшим природным окружением небольшими порциями. Bключает ряд взаимосвязанных наблюдений посвященных одному или однородным объектам.

  • А. Кратковременные наблюдения
  • Б. Сравнительные наблюдения
  • В. Циклические наблюдения
Вопрос 7

Определите в группе традиционных методов современный метод экологического воспитания дошкольников

  • А. Наблюдение
  • Б. Опыт
  • В. Прогнозирование
  • Г. Труд в природе
Вопрос 8

Отберите несколько вариантов содержания для проведения природоведческой экскурсии

  • А. Ознакомление с животными и растениями парка
  • Б. Ознакомление с выращиванием и уходом за домашними птицами, содержащимися на птицеферме
  • В. Ознакомление с выращиванием овощных культур на школьном огороде и уходом за ним
  • Г. Ознакомление с обитателями пруда
Вопрос 9

Определите форму работы с родителями, вовлекающую их в активную совместную природоохранную деятельность с дошкольниками

  • А. Консультация для родителей
  • Б. Анкетирование
  • В. Родительское собрание
  • Г. Экологическая акция
Вопрос 10

Определите, с какого возраста с дошкольниками организуются экскурсии?

  • А. с 2-3 лет
  • Б. с 3-4 лет
  • В. с 4-5 лет
  • Г. с 5-6 лет
Вопрос 11

Какой из перечисленных методов основан на принципе замещения реальных объектов символами, схемами, условными обозначениями.

  • А. Моделирование
  • Б. Наблюдение
  • В. Игра
  • Г. Труд в природе
Вопрос 12

Выберите несколько вариантов, что можно коллекционировать с дошкольниками, что может служить основой для создания экологической экспозиции с позиции экоцентризма?

  • А. Дикорастущие растения (гербарии)
  • Б. Бросовый природный материал (шишки, семена, палки и пр.)
  • В. Минералы
  • Г. Бабочек, жуков
Вопрос 13

Определите нетрадиционные элементы экологического пространства в ДОУ

  • А. Зимний сад
  • Б. Уголок природы
  • В. Альпинарий
  • Г. Огород
Вопрос 14
  • А. Прогнозирование
  • Б. Поисковая деятельность
  • В. Моделирование
Вопрос 15
  • А. Концепция экологического воспитания
  • Б. Технология экологического воспитания
  • В. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
Вопрос 16
  • А. Проверяются знания
  • Б. Проверяется отношение к природе
  • В. Проверяются трудовые умения
Вопрос 17

Какое из перечисленных мероприятий формирует эмоционально-положительное отношение детей к природе

  • А. Беседа о природе
  • Б. Развлечение, праздник
  • В. Занятие
Вопрос 18

Определите, занятия какого типа построены на основе предварительной организации с дошкольниками цикла наблюдений за природой.

  • А. Первично-ознакомительный тип занятия
  • Б. Обобщающий тип занятия
  • В. Углубленно-познавательный тип занятия
Вопрос 19
Вопрос 20

Соотнесите экологические термины с их определениями

  • А. Всё то, что окружает живой организм (живая и неживая природа)
  • Б. Сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами
  • В. Пищевая взаимосвязь представителей экосистемы.
Вопрос 21

Соотнесите конкретные парциальные программы с учетом их специфической направленности на экологическое воспитание дошкольников

Вопрос 22

Соотнесите метод обучения по экологическому воспитанию с ведущим анализатором

  • А. Тактильно-двигательный анализатор
  • Б. Зрительный анализатор
  • В. Слуховой анализатор
Вопрос 23

Соотнесите вид модели с её характеристикой

  • А. Существенные признаки, связи и отношения представлены в модели в виде предметов-макетов
  • Б. Передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений
  • В. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Вопрос 24

Читайте также: