Кто не имел права голосовать при проведении первых выборов в государственную думу российской империи

Обновлено: 28.06.2024

26 марта 1906 года начались выборы в Государственную думу первого созыва. Общество наконец добилось, как оно думало, установления в России парламентаризма. Однако Император Николай II видел в России совсем иную Думу

Государь был уверен, что желание "конституционных" экспериментов исходит исключительно от верхушки общества, полностью оторванной от русского народа. 11 февраля 1905 г. Николай II заявил на заседании Совета министров:

Общество наше, воспитанное на западноевропейских доктринах, видит спасение наше в насильственной пересадке на нашу почву чуждых русской истории и духу нашего народа совсем не русских форм: конституции и парламентаризма. На Руси никогда не было феодализма, всегда существовало доверие и единение Царя с народом, а потому и нет логической причины устанавливать теперь между этими двумя началами конституционный договор"[1].

Одновременно Николай II был готов пойти на учреждение выборного "представительства" "в духе развития исконных русских начал", а именно созыва местных представителей для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых в Государственный совет[2]. Об этом должно было быть объявлено в Высочайшем рескрипте на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина. Николай II записал в свой дневник по поводу рескрипта: "Дай Бог, чтобы эта важная мера принесла России пользу и преуспеяние"[3]. Разработка этих мер должна была начаться после окончания войны.

18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина, в котором поручалось созвать Особое совещание для разработки основ "думской" избирательной системы. Однако этот рескрипт совершенно не удовлетворил ни большую часть министров, ни общество.

В первые месяцы весны 1905 г. Николай II принимал "прямое, непосредственное и весьма активное участие в создании Положения о Государственной Думе и закона о выборах. Император встречался с разработчиками проектов, проводил под своим руководством обсуждение важнейших правовых актов в Совете министров на особых совещаниях и комиссиях, обнаружив при этом хорошую осведомлённость в документах, в которых легко и точно разбирался"[4].

23 мая 1905 г. Николай II утвердил подготовленные Булыгиным "Соображения". Согласно им, не позднее середины января 1906 г. должна была собраться законосовещательная Государственная дума. Она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт Государственного контроля, давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный совет. Законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на "Высочайшее благовоззрение" (за исключением законопроектов, отклонённых двумя третями членов обоих учреждений). Дума должна была избираться на пять лет.

6 июня 1905 г. Николай II принял в Петергофе депутацию земских и городских деятелей во главе с их предводителем, князем С. Н. Трубецким, которым заявил: "Отбросьте сомнения: Моя воля — воля Царская — созывать выборных от народа — непреклонна. Пусть установится, как было встарь, единение между Царём и всею Русью, общение между Мною и земскими людьми, которое ляжет в основу порядка, отвечающего самобытным русским началам. Я надеюсь, что вы будете содействовать в этой работе"[5]. 21 июня Николай II принял представительство от правого спектра общества, предводитель которого, граф А. А. Бобринский, призвал Государя выслушивать совет выборных только из "освящённых историей бытовых групп" дворянства и крестьянства. Царь ответил:

Мне особенно отрадно, что вами руководит чувство преданности к родной старине. Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы прошлого. Мы сами против этого погрешили, и Бог за это, может быть, нас и карает"[6].

Заслуживает внимания, что Николай II, говоря о выборном представительстве, употреблял такие выражения, как "единение Царя и народа", "самобытные русские начала", "родная старина", "заветы прошлого". А. А. Мосолов указывал, что Государь "видел в депутатах Думы представителей не народа, а просто интеллигентов. Совсем другое — крестьянские делегации. Царь встречался с ними охотно и подолгу говорил, без утомления, радостно и приветливо"[7]. Во время обсуждения проекта Думы Государь выразил опасение, что в случае его принятия "в Думу вообще не попадут крестьяне. Надо дополнить эту статью правилом, что от каждой губернии крестьянскими выборщиками избирается отдельно не менее одного крестьянина"[8]. Николай II ещё раз подчеркнул: "Крестьяне с цельным мировоззрением внесут в дело больше здравого смысла и житейской опытности"[9].

6 августа последовало Высочайшее утверждение Государственной думы[10]. Её созыв давал России шанс организованно соединить принципы монархической государственности и народного представительства. Оппозиция и революционеры прекрасно понимали, что если Государственная дума будет введена волей Царя, их шансы на захват власти станут ничтожны. Именно поэтому "Освобождение" с ходу отвергло учреждение Думы, назвав его "белым флагом, символом трусости и слабости. Нужно только навалиться всей силой на колеблющееся Самодержавие, и оно рухнет"[11].

Результатом этого "наваливания всей силой" стала всеобщая стачка, которая 10 октября 1905 г. парализовала всю Россию. Стачка нанесла тяжёлый удар по экономике, подорвала моральный дух городов, сеяла в них страх и панику. При этом она проходила на фоне непрекращающегося террора. Николай II очень точно оценил сложившуюся ситуацию: "Мы находимся в полной революции при дезорганизации всего управления страной — в этом главная опасность"[12].

На этом фоне началась активная деятельность С. Ю. Витте по введению в России конституции. После возвращения из Портсмута в сентябре 1905 г. Витте предстал в глазах русского общества как "великий либерал". Окрылённый внезапно свалившейся на него популярностью, Витте теперь "связывал свою судьбу с либеральной реформой, рассчитывал получить повышение, стать несменяемым" [13] . Генерал Г. О. Раух писал, что несомненны связи Витте со "многими деятелями крайне левой направленности, до революционеров включительно" [14] .

14 октября Витте уверял Государя в необходимости скорейшего создания выборного народного представительства и введения политических свобод, так как "Россия переросла ныне существующий строй" [15] . Николай II писал матери, что в течение суток он обсуждал с Витте возможные пути выхода из создавшегося положения. Первый был назначить энергичного военного человека и всеми силами раздавить крамолу, "другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенность личности. Кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу — это, в сущности, и есть конституция" [16] .

Витте хотел, чтобы реформа была оформлена именно как "Программа Витте", а не как манифест Императора Николая II. Цель Витте заключалась в том, чтобы введение гражданских свобод в обществе связывали с его именем, а не с именем Государя. Витте, по существу, ставил Царю ультиматум. Сегодня трудно сказать, что бы произошло, если бы Николай II его не принял.

Витте обладал реальными возможностями влиять на внутриполитическую ситуацию в стране и на организацию силовой акции типа дворцового переворота. Тем более что близкое окружение Государя всецело поддерживало программу Витте. 16 октября 1905 г. генерал Д. Ф. Трепов, которого Николай II называл "единственным из слуг", на которого он может "совершенно положиться" [17] , был уверен, что "необходимо оказывать теперь графу Витте полное доверие" [18] . Другой человек, которому Государь доверял и на помощь которого надеялся, Великий Князь Николай Николаевич-младший, узнав, что Николай II хочет назначить его диктатором,

Как писал военный министр, генерал-лейтенант А. Ф. Редигер: "При таком настроении у Великого Князя мысль о назначении его диктатором отпадала" [20] . Витте имел серьёзную поддержку и в лице Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, которая убеждала Августейшего сына: "Теперь, наверное, единственный человек, который может Тебе помочь и принести пользу, — это Витте — гениальный человек с ясной головой" [21] .

Так что если бы Государь отказался от программы Витте, то полагаться ему было бы не на кого. Николай II признавал, что России даруется конституция, что он был против неё, но "поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей" [22] . При этом Государь понимал, что большая часть народа не желает ограничения Самодержавия. Министр внутренних дел П. Н. Дурново указывал, что "вся смута происходит не от народа, а от образованного общества, с которым нельзя не считаться: государством управляет образованное общество" [23] . Николай II понимал, что, если он не уступит этому обществу, то оно ввергнет страну и народ в невиданные испытания, и ни одна политическая сила не воспротивится этому. Приходилось идти на временный компромисс со рвущимся к власти временщиком. Но это не означало, что Николай II собирался ему сдавать Россию.

13 октября Николай II направил Витте депешу, в которой объявлял, что назначает его председателем Совета министров "для объединения действий всех министров" [24] . Через два дня Николай II собрал в Петергофе комиссию для обсуждения разработки законоположения о новом государственном устройстве. Государь указал, что нововведения должны быть облечены в форме Высочайшего манифеста, проект которого Николай II поручил составить Витте.

Князь А. Д. Оболенский вспоминал: "Гр. Витте доложил, что программа менее свяжет Государя, и что лучше было бы манифеста не составлять" [25] . В конце совещания "Его Величество отпустил всех, положил проект манифеста в стол и поблагодарил графа Витте, сказав, что помолится Богу, ещё подумает и скажет ему, решится он на этот акт или нет" [26] .

Для Николая II главным теперь было опередить Витте, поставив его перед фактом уже готового манифеста, в котором реформы и свободы объявлялись дарованными Высочайшей волей.

Вечером 17 октября на Нижней даче Николай II подписал манифест, в котором повелел:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей" [27] .

Все нововведения провозглашались результатом "непреклонной Нашей воли".

Хотя Николай II переиграл Витте, он хорошо осознавал всю серьёзность и тяжесть принятого им решения. 17 октября 1905 г. он записал в дневнике: "Подписал манифест в 5 часу. После такого дня голова сделалась тяжелою и мысли стали путаться. Господи помоги нам, спаси и умири Россию!" [28]

Когда Витте сказал Государю, что в лице Думы он нашёл верного помощника, тот, плохо скрывая раздражение, заметил:

Не говорите мне этого, Сергей Юльевич, я отлично понимаю, что создал себе не помощника, а врага, но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени" [29] .

В условиях всеобщего и чрезвычайного кризиса Царь сохранил главное: целостность России и самобытную основу русской государственности. Учреждение Думы и дарование свобод при всей кардинальности этого шага не затрагивали основ Самодержавия, что Государь доказал в самом ближайшем будущем. Оценивая значение реформы 17 октября 1905 г., С. Ю. Витте писал Царю:

Русский народ никогда не забудет, пока будет жить, — это то, что Император Николай II призвал народ свой к совместным законодательным трудам. Это Ваша бессмертная заслуга перед русским народом и человечеством!" [30]

Николай II дважды собирался, задолго до смуты 1905 года, ввести выборное совещательное представительство для прямого общения Царя с народом. Общество Государя не поддержало. Николай II дважды пытался приспособить изначально недееспособную Государственную думу, навязанную ему в условиях революции по западным лекалам, к российской действительности. Этим объясняются роспуски первой и второй Думы, ставших изначально легальным гнездом революционеров.

3 июля 1907 г. были введены новые правила выборов в Государственную думу, которые дали ей возможность более-менее успешно действовать до Февральского переворота. В 1914 г. Николай II поставил вопрос о роспуске Думы как не соответствующей интересам России и превращении её в законосовещательный орган[31]. Государя не поддержали все министры, кроме министра внутренних дел Н. А. Маклакова[32].

[1] Заседание Совета министров 3 и 11 февраля 1905 г. в записях Э.Ю. Нольде [Подгот. Ганелин Р.Ш.] // Археографический ежегодник за 1989 г. [Шмидт С.О., отв. ред.]. - М.: Изд-во "Наука", 1990. С. 297.

[2] Дневники Императора Николая II. 1894-1918: в 2 т. – М.: РОССПЭН, 2011. Т. 2. Ч. 1. С. 21.

[3] Дневники Императора Николая II. Т. 2. Ч. 1. С. 21.

[4] Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи. 19061917. Историко-правовой очерк. М.: Книга-бизнес, 1998. С. 46.

[5] Полное собрание речей Императора Николая II. 1894-1906. Составлено по официальным данным "Правительственного Вестника". - СПб: Книгоиздательство "Друг Народа", 1906. С. 57‒58.

[7] Мосолов А.А., генерал. При Дворе последнего Императора. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1906–1916. - СПб.: Наука, Ленинградское отд., 1992. С. 184.

[8] Петергофские совещания о проекте Государственной Думы: какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. - Петроград: Гос. тип., 1917. – 164 с . С. 78‒161.

[10] Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XXV. 1905 г. Отд. 1. - № 26661. С. 640‒645. - СПб.: Гос. тип., 1908.

[11] Освобождение. Париж, 1905, № 67, 18 (5) марта.

[12] ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 2328. Л. 15.

[13] Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II: в двух томах. – Белград: Изд-ние об-ва распр. Русской национальной и патриотической литературы, 1939. – 347 с. Т. 1. С. 121.

[14] Дневник Г.О. Рауха // Красный архив. Исторический журнал. - М.; Л.: Госиздат, 1926. Т. 6 (19). С. 90.

[15] Дневниковые записи С.Д. Шереметева о С.Ю. Витте [Шохин Л.И., публ.] // Отечественная история, 1998. - № 2. С. 160.

[16] ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 2328. Л. 17.

[17] Вы единственный из моих слуг, на которого я могу совершенно положиться. Из переписки Николая II и Д.Ф. Трепова. 1905‒1906 гг. [Глебова И.И., публ.] // Исторический архив: Научно-публикаторский журнал. Июль 2003. - № 4. С. 181.

[19] Мосолов А.А. Указ. соч. С. 54.

[20] Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра: в 2 т. [Гаркуша И. О. и Золотарева В. А., общ. ред.]. - М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1999. — 2054 с. Т. 1. С. 472‒473.

[21] ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 2328. Л. 17.

[22] Из переписки Николая II и Д.Ф. Трепова. С. 177.

[23] Цит. по: Ферро М. Николай II. - М.: Международные отношения, 1991. – 373 с. С. 127.

[24] Манифест 17 октября // Красный архив. Исторический журнал. М.;Л; Госиздат, 1926. Т. 4‒5 (11‒12). С. 72.

[25] Манифест 17 октября // Красный архив. С. 74.

[27] Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XXV. 1905 г. Отд. 1. - № 26803. С. 754‒755. - СПб.: Гос. тип., 1908.

[28] Дневники Императора Николая II. Т. 2. Ч. 1. С. 65.

[29] Воспоминания: из бумаг С.Е. Крыжановского, последнего государственного секретаря Российской империи. - Берлин: Петрополис, 1938. - 220 с. С. 66.

[30] Монархия перед крушением. 1914‒1917. Бумаги Николая II и другие документы [Семенникова В.П., статьи]. - М.; Л.: Госиздат, 1927. – 309 с. С. 100‒101.

[31] Падение царского режима. (Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства) [Щеголев П.Е., ред.]. – Л.: Госиздат, 1925. Т. 3. С. 133.

[32] Гайда Ф.А. Министр внутренних дел Н.А. Маклаков: политическая карьера русского Полиньяка // Русский сборник: исследования по истории России. - М.: Regnum, 2012. – 556 с. С. 201.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.


I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Манифестация революционных войск перед Государственной думой в Февральскую революцию. Петроград, 1917

Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием "Третьеиюньского переворота".

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

115 лет назад начала свою деятельность Государственная дума Российской империи первого созыва. По словам историков, её создание стало ответом Николая II и его окружения на разразившийся в России политический кризис — революцию 1905 года и рост стачечного движения. Как отмечают эксперты, Дума стала первым парламентом современного типа в России и оказалась эффективна в качестве клапана, позволявшего на некоторое время снизить градус политического противостояния в обществе. Однако из-за конфликтов с правительством её законодательная деятельность была не слишком результативна.

10 мая 1906 года начал свою работу первый созыв Государственной думы Российской империи. Он оказался не слишком эффективен с точки зрения законотворчества, но всё же стал важной вехой в становлении отечественного парламентаризма.

Первый созыв

По словам историков, в начале ХХ века Российская империя была охвачена острыми социальными противоречиями. Аграрный вопрос не был решён, и деревня страдала от крестьянского малоземелья. Накопившая деньги российская буржуазия стремилась получить доступ к власти. Рабочие требовали улучшения условий жизни. Усиливались оппозиционные настроения среди интеллигенции и студентов. Всё это привело к росту популярности радикальных партий.

После расстрела царскими войсками демонстрации рабочих 22 января 1905 года по всей стране усилилось стачечное движение. Волнения начались и в армии. Власти империи стали искать методы нормализации ситуации в стране, и одним из них стало решение о создании парламента.

115 лет назад началась Русско-японская война. Историки отмечают, что Николай II изначально недооценил восточного противника, который.

В декабре 1905 года был принят закон о выборах. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, кроме представителей кочевых народов, студентов, военнослужащих, осуждённых и некоторых других категорий населения.

Сам избирательный процесс был организован достаточно сложно. В европейской части России выборы проводились по многоступенчатой системе в четырёх куриях: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Причём от рабочей курии к избирательному процессу допускали только сотрудников тех предприятий, на которых были заняты не менее 50 человек, а от крестьянской — только домовладельцев из числа крестьян и казаков. Равенства между куриями не было. Одного выборщика для участия в губернском избирательном собрании могли определить 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и казаков или 90 тыс. рабочих.

Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.

В первый состав Государственной думы должны были войти 524 депутата, избранные на пять лет и имеющих равные права. Решения думы могли быть отменены Государственным советом, считающимся верхней палатой парламента. В свод Основных государственных законов Дума могла вносить изменения только с разрешения императора.

Государственная дума первого созыва начала свою работу 10 мая 1906 года. Крупнейшей в её составе стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии, насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживались правых взглядов.

Как отмечают историки, первый созыв Государственной думы работал в условиях острой конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные и церковные земельные участки.

  • Император Николай II произносит речь в день открытия первой Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 года
  • © ЦГАКФФД СПб

Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Василий Цветков, исполнительные органы власти стремились максимально ограничить законодательную инициативу первого созыва Думы и сознательно передавали ей на рассмотрение малозначимые нормативные акты, которые можно было принять в административном порядке через правительство.

8 июля 1906 года Государственная дума первого созыва была распущена Николаем II.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

Сложно назвать определенную дату в нашей истории, которую можно считать ключевой или главной отправной точкой зарождения избирательной системы в России. Каждая веха в истории нашей страны несла в себе новые изменения, новые взгляды. Побудительные причины и следствия, влиявшие на формирование избирательных систем каждого исторического этапа по своему уникальны, а потому их сравнение и поиск первоисточника всей исторической цепочки не вполне оправдан.
Что же представляет собой избирательная система? И почему сегодня актуально обсуждение избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы?

В этом году исполняется 110 лет российскому парламентаризму. Это выбор народного представительства в качестве формы для законодательных установлений.

18 сентября 2016 года пройдут очередные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, что означает для нас начало нового исторического этапа.

Именно от того, как сформирована избирательная система, какие параметры в ней преобладают, во многом зависит состав Думы, эффективность ее работы и качество принимаемых законов. С этой точки зрения очень показательным является становление и развитие избирательной системы в Российской Империи, начало которого положено Высочайшим Манифестом об учреждении Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года императором Николем II.

Первое, на что обращают внимание установленные правила проведения выборов в Российской Империи, – это запреты и ограничения пассивного и активного избирательного права, действовавшие на выборах всех четырех созывов имперской Думы. Вот только некоторые категории избирателей, лишенные права избирать:

На первый взгляд кажется, что такая многоступенчатая схема может быть даже и приемлемой, поскольку предполагает избрание депутатов от всех сословий на равной основе, но это не так. Избиратели группировались на основе имущественного и социального признаков принадлежности к определенной категории избирателей, позднее получившей название "курия".

Группировка избирателей осуществлялась по четырем куриям: землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей. Впоследствии курий стало пять за счет разделения городской курии на два разряда. Были установлены разные квоты на представительство от каждой курии, например, в первый и во второй созыв Думы один выборщик в землевладельческой курии избирался на 2 тысячи населения, один выборщик в городской курии - на 4 тысячи населения, один выборщик в крестьянской курии - на 30 тысяч населения, один выборщик в рабочей курии - на 90 тысяч населения. Но, не взирая на такую, исходя из позиций сегодняшних дней, ограничительную систему, ажиотаж по участию во всех четырех кампаниях по выборам членов Думы был невероятный.

«Чем ближе время подходило к выборам, тем сильнее разгоралась предвыборная кампания. Март прошел уже прямо в каком-то вихре. День выборов прошел в Москве чрезвычайно оживленно. Избиратели шли к урнам густо. Все были в приподнятом, одушевленном настроении. Были трогательные эпизоды. Один больной генерал велел на носилках нести себя к урне, чтобы подать свой бюллетень…

Александр Кизеветтер, русский историк, публицист, политический деятель, председатель Русского Исторического Общества в 1932-1933 годах


Для того, чтобы проголосовать могли все желающие, в городах голосование организовывалось по избирательным участкам и даже по отдельному расписанию. Конечно, никакого единого дня голосования Положениями о выборах не устанавливалось, и проведение выборов значительно растягивалось по времени, например, в первую Государственную Думу собрания выборщиков начали проводиться с 26 марта и завершились в двадцатых числах апреля 1906 г.

Как мы сказали выше, всего в царской России избиралось четыре состава Думы. Первый состав проработал 73 дня - с 27 апреля по 9 июля 1906 года и указом императора Дума была распущена, потому как большинство депутатского корпуса не было заинтересовано в конструктивной работе, многие смотрели на думскую трибуну как на новый инструмент социальной борьбы, позволявший делать бесплатную рекламу. Второй состав проработал 102 дня - с 20 февраля по 3 июня 1907 года, причиной досрочного прекращения полномочий стала утрата конструктивного сотрудничества между Думой и Правительством. Третий состав проработал с 1 ноября 1907 года по 30 августа 1912 года (5 лет). Четвертый состав формально также проработал пять лет – с 15 ноября 1912 года по 6 октября 1917 года, однако из-за общественно-политических, революционных событий в работе Думы случались регулярные перерывы.


Число депутатов в Государственной Думе закреплялось на уровне 450. При этом в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы первого созыва:

  • 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства при голосовании в один тур в одномандатном округе (один округ — один депутат);
  • 225 депутатов избирались по пропорциональной системе закрытого списка избирательных объединений в рамках единого общефедерального округа.


В целом законодательство, связанное с избранием депутатов Государственной Думы, претерпевает в 2007 году достаточно серьезные изменения. Например, состав Думы пятого созыва избирается полностью по пропорциональной системе, а также произошел отказ от права блокирования партий. К требованию о сборе подписей избирателей добавилась альтернатива – внесение избирательного залога, который составлял 15 процентов от предельной суммы всех расходов избирательного фонда политической партии, на тот момент сумма залога равнялась 60 млн. рублей.


В этом году мы готовимся к выборам депутатов Государственной Думы седьмого созыва, для этих целей почти два года назад был принят федеральный закон № 20-ФЗ, в соответствии с которым седьмой созыв Думы избирается по новым правилам. С одной стороны, необходимость изменений определена изменениями в политической системе - мы помним прошедшую либерализацию законодательства 2012 года, упростившую создание политических партий. С другой стороны, нельзя допустить злоупотребления открытостью избирательных процедур лицами экстремисткой или криминальной направленности и допуска их к участию в выборах. Кроме того, учтены веяния времени по переходу на цифровые способы создания и передачи информации, информирования и агитации избирателей в интернет-среде. Эти и другие аспекты предопределили принятие закона о выборах депутатов в новой редакции.

Принципиальным нововведением в предстоящих выборах является применение смешанной избирательной системы. Всего на выборах в Государственную Думу подлежат замещению по-прежнему 450 мандатов. 225 депутатских мандата будут замещаться по итогам голосования в одномандатных избирательных округах и 225 будут распределяться между закрытыми партийными списками пропорционально числу голосов избирателей, поданных за каждый список. Федеральным законом, принятым 3 ноября 2015 года, утверждена схема одномандатных округов, которая будет действовать в течение 10 лет, и в соответствии с которой на территории Хабаровского края образовано два округа.

На предстоящих выборах часть города Хабаровска (Железнодорожный, Краснофлотский районы) и часть Хабаровского района объединена с городом Комсомольском-на-Амуре и северными районами, что образует одномандатный избирательный округ № 70. Часть Хабаровска (Индустриальный, Кировский, Центральный районы) и часть Хабаровского района объединена в округ с южными и прибрежными морскими районами края и образует одномандатный избирательный округ № 69.

Видимо, причиной таких изменений является попытка сгладить в рамках каждого округа абсентеистские настроения, более характерные для городских жителей, путем объединения частей города с муниципальными районами. Надо отметить, что для Хабаровского края такая ситуация не является типичной. Анализ результатов выборов прошлых лет, наложенных на границы новых округов, показывает, что изменения минимальны и измеряются в пределах 0,5% - 1%.

Вместе с тем, у всех кандидатов, выдвинутых по округам, возникнут определенные трудности, связанные с необходимостью посещать и встречаться с избирателями отдаленных районов. Но в этом видится и положительная сторона, т.к. для уверенной победы кандидату будет недостаточно активной работы в городе, он вынужден будет общаться с избирателями и в районах, добиваться их поддержки. Выдвижение кандидатов по округам допускается политическими партиями и в порядке самовыдвижения.


Изменения в политической системе потребовали уточнения и списка тех партий, которые освобождены от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения своих кандидатов. Раньше от обязанности сбора подписей освобождались только те партии, которым были переданы депутатские мандаты в Государственной Думе, теперь политические партии, которые проявляли политическую активность, участвовали в региональных кампаниях и добивались получения депутатских мандатов в субъектовых законодательных органах – тоже освобождены от этой обязанности. На сегодняшний день всего таких партий 14.

Читайте также: