Кто написал лачуга должника

Обновлено: 07.07.2024


По крутому горному склону на ловитву я шёл и редчайший цветок ар… (лакуна) узрел, сулящий счастье и долголетие почётное нашедшему. И сорвал его. Но когда срывал, (то) камушек малый нарушил стопой своей, и покатился он (вниз) и увлёк другие камни. И возник (родился) обвал, и обрушился в долину на дом ближних моих.

Ответь, путник: виновен ли невиновный? Грешен ли не замышлявший зла, но причинивший (зло)?

Ты не виноват – говорит (мне) разум. Но почему лачугой должника, пещерой изгнанника, ямой прокажённого стал для меня мир подзвёздный?

Алантейская стела. Фрагмент четвёртый.


Ручаюсь за точность и беспристрастность своего изложения там, где речь идёт о конкретных фактах. Но я не писатель. Сам того не желая, я могу допустить погрешности в обрисовке людских характеров. Более того: хоть подробно поведать о Павле Белобрысове могу только я, ибо только мне он доверял полностью, но опасаюсь, что верного словесного портрета не получится. Признаюсь Вам, Уважаемый Читатель: внутренний мир, духовный облик моего друга мне самому до сих пор не вполне ясен.

А потому, что труд мой предназначен не только для жителей Земли, но и для иномирян. Издательство известило меня, что в дальнейшем он, возможно, будет астрофицирован. [1] Естественно, разумные обитатели иных планет хуже, нежели мы, знакомы с реалиями земной жизни, и я, считая своим долгом полнее удовлетворить их любознательность, не вправе избегать подробностей, детальных описаний и пояснительных сносок.

Герой моего повествования – Павел Белобрысов. Но, повествуя о нём, о событиях, в которых мы с ним участвовали, о людях, с которыми были знакомы, мне неизбежно придётся упоминать и о себе. И довольно часто. И, поскольку я вынужден присутствовать в своём повествовании, позвольте представиться Вам, Уважаемый Читатель.

Имя … … … … … … … … … Степан

Отчество … … … … … … Архипович

Фамилия семейная … Данников

Фамилия личная [2] … Кортиков

Год рождения … … 2113

Место рождения … Ленинград

Образование … … … Высшее

Профессия … … … … Воист

Попробую кратко очертить круг наших обязанностей.

1. Пишем научные труды и издаём книги и реферативные журналы по военной истории Земли.

2. Преподаём в школах и вузах военную историю. (И добавлю: воюем с Управлением Средней и Высшей школы за увеличение количества учебных часов. Их выделено нам по сравнению с другими дисциплинами ничтожно мало.)

3. Курируем военные музеи и следим за сохранностью военно-исторических памятников.

4. Проводим изыскания в военных архивах.

5. Организуем раскопки древних фортификационных сооружений.

6. Консультируем и рецензируем поэтов, прозаиков, видеодраматургов, живописцев, скульпторов, композиторов, творящих на военно-историческую тему или частично затрагивающих эту тему в своём творчестве.

Добавлю к сему, что на воистов возложена некая оборонная миссия. Не буду останавливаться на её деталях (они секретны), но смею заверить Уважаемого Читателя, что в случае нападения на нашу планету агрессору будет дан должный отпор. Возможность нападения на Землю какой-либо инопланетной воинственной цивилизации ничтожна, однако она всё же есть, и это надо учитывать. И это – учтено. Что должен знать воист? Он должен знать всемирную военную историю, стратегию, тактику, боевые уставы всех армий прошлого, все роды оружия, баллистику, химию взрывчатых веществ, атомную физику, основы кораблевождения, авиационное дело, сопромат, картографию, интендантское дело, геральдику – и ещё много, много другого.

Как стать воистом?

Приведу два примера.

Во время Большой чумы на Клио, планете Второго пояса, туда были переброшены наряду с высокоспециализированным земным медперсоналом 1700 добровольцев-воистов; они работали там как братья милосердия. 256 из них похоронены на Клио.

Строгость приёмных испытаний не смягчается даже в случае недобора. Не утаю, недобор на наши факультеты – явление не столь уж редкое. Одних отпугивает строгость испытаний, других – долгий срок обучения. Некоторые считают военную историю наукой бесперспективной.

Но пора упомянуть и о наших прерогативах. Мы, воисты, – единственные люди на Земле, имеющие право носить военную форму. Более того, по общепланетным праздникам мы можем ходить с оружием, взятым под честное слово из музейных фондов.

Когда мне исполнилось десять лет, я вступил в яхт-клуб на Петровской косе и там научился ходить под парусами. Позже я овладел навигационным делом уже в океанском масштабе. Однако парусный спорт всегда интересовал меня чисто практически, а как будущего воиста меня с детства влекли к себе корабли послепарусной эпохи. Ещё в ранние свои школьные годы я стал частым посетителем Военно-морского музея. Там я запоминал внешний вид моделей броненосцев и дредноутов, а затем, в помещении школьного кружка моделистов, воспроизводил корабли в материале, причём старался делать это с большой точностью. Не из хвастовства, а для внесения ясности сообщаю, что память у меня – 11,8 по 12-балльной шкале Гроттера-Усачевой и что, взглянув на пульсационный стенд Любченко, я могу затем нарисовать, повторяя все цвета и оттенки, сорок девять геометрических фигур из пятидесяти. Эти параметры памяти даже несколько выше тех, которые необходимы (разумеется, при наличии всех прочих требуемых данных) для поступления на Во-ист-фак.

Вначале мой интерес простирался только на внешние формы кораблей – на их обводы, палубные надстройки, барбеты и орудийные башни. Но затем моя любознательность обратилась на технологию, на старинные судовые двигатели, на внутрисудовые коммуникации, на проблемы живучести кораблей. А потом как-то незаметно для самого себя я перешёл к чтению военно-исторических книг, где разбирались действия флотов, причём с особым тщанием штудировал те труды, где речь шла о битвах эскадр послепарусной эпохи.

Я никак не предполагал, что отклик последует столь быстро. Через два дня, в воскресенье 5 июня 2128 года (эту дату я запомнил на всю жизнь!), адмирал связался со мной по альфатону. Стоя в нашей гостиной перед альфэкраном, я впервые увидал Кубрикова так близко. Он казался моложе своих лет, свежевыбритое лицо его дышало энергией; пахло от него каким-то очень приятным одеколоном. Он сказал, что через двадцать восемь минут посетит меня лично. Когда изображение померкло, у меня мелькнула мысль: уж не сон ли это?

Но, к счастью, то была явь. В этом я убедился, когда в гостиную вошёл дядя Дух.

– Это не мой вкус! – воскликнул я. – Это вкус адмирала Кубрикова! Он только что беседовал со мной по альфатону. И, представь себе, он направляется сюда!

Известие это дядя Дух воспринял без должного восторга. Он не одобрял моего увлечения военно-морской историей.

– Только адмиралов нам здесь и не хватало! – ворчливо произнёс он. – Удивляюсь, как это ВЭК [3] не жалеет сотен тысяч уфедов [4] на эту чудаческую ассоциацию воистов! А проект моей Установки, проект, сулящий людям душистую радость, был безжалостно зарублен, как якобы бесполезный! – С этими словами он нервным шагом покинул гостиную, направляясь в свою комнату-лабораторию.

В те дни дядя Дух был в большой обиде: только что отклонили проект его Пульверизационной Установки. Композиционный замысел дяди заключался в том, что каждую улицу Ленинграда надо снабдить постоянным индивидуальным запахом. Помимо сооружения огромной сети микротрубопроводов и мощных нагнетательных установок осуществление этой идеи потребовало бы создания нового парфюмерного комбината; к тому же и сама суть творческого замысла не встретила сочувствия среди горожан и даже вызвала насмешки. Проект был отвергнут.

В назначенное время к причальному балкону нашей квартиры плавно подлетел серый, окрашенный под цвет старинного военно-морского судна, одноместный дирижабль. Поймав швартовый конец, я ловко закрепил его в магнитном держателе и выдвинул трап. Адмирал, в скромном тёмно-синем кителе, сошёл на балкон, пожал мне руку и сказал, что хотел бы представиться моим родителям.

Я ответил, что их, к сожалению, нет дома: отец – в командировке на планете Диамант, мать же срочно вылетела в другой конец города, на Фонтанку: у одного из её пациентов, престарелого пуделя, острый приступ пресенильной меланхолии.

Посочувствовав бедному животному, Арсений Тихонович последовал со мной в мою комнату.

– Теперь я понимаю, что статья моя несамостоятельна, легковесна и воиста из меня не получится, – сокрушённо произнёс я, выдавая тем самым свою сокровенную мечту.

– Нет! Не отчаивайтесь! – твёрдо сказал адмирал. – Я чую в вас военно-историческую хватку! Наращивайте знания, укрепляйте себя физически и нравственно – и упорно держите курс к намеченной цели!

Арсений Тихонович беседовал со мной в течение часа, и за это время я проникся верой в себя на всю свою жизнь. В тот же день я сообщил матери, что решил стать воистом. Она отнеслась к моему решению весьма сдержанно, но отговаривать не стала; и отец в дальнейшем не чинил мне препятствий. Что касается дяди Духа, то он перестал со мной здороваться.

В 2143 году я окончил ленинградский Во-ист-фак и получил звание лейтенанта военной истории. За последующие пять лет в моей жизни произошли следующие события:

1) Вступил в брак с Мариной.

2) Написал ряд статей по военно-морской истории.

3) Был произведён в старшие лейтенанты в/и.

4. На пороге решения

Сроки поджимали, но тем не менее я тщательно продумывал каждую фразу. Отшлифовав её в уме, я подносил ко лбу чёрный кружочек идеафона, – и сразу же на столе из-под зубчиков воспроизводящего устройства выползало ещё несколько сантиметров бумаги с законченным предложением; оно было как бы написано от руки моим почерком. Знаю, многие писатели и журналисты считают этот метод устаревшим, а некоторые поэты творят нынче прямо в типографиях, вдохновенно диктуя свои рифмованные мысли непосредственно печатным агрегатам. Но я воист – труд мой требует неторопливости и вдумчивости.

Наконец статья была завершена. Вот тогда-то я почувствовал, что очень устал. Я направился к дивану, лёг на спину и локтем нажал на стенную кнопку потолочного экрана. Пора было узнать, что творится на белом свете.

По потолку поползли светящиеся заголовки последних известий:

Всё в мире обстояло неплохо, но, как всегда (или почти как всегда), в этом потоке новостей о воистах ни слова не было. Мне стало обидно – нет, не за себя – за моих современников, чьи труды на ниве военной истории достойны похвалы и упоминания… Я уже хотел выключить экран, но в этот миг на нём возникли строки, приклеившие к себе моё внимание:

Мою усталость как рукой сняло. Вскочив с дивана, я нажал кнопку уточнителя. Строки на потолке померкли, а на стене возникло лицо дедика. [5] Он произнёс следующее.

– Планета Ялмез – в третьем, предпоследнем поясе дальности. С Земли ненаблюдаема. Существование её, геоподобная структура и соотношение суши к акватории как один к шести теоретически доказаны в две тысячи сто двадцать восьмом году гениальным, слепым от рождения, астрономом-невизуалистом Владимиром Баранченко и позже подтверждены Антометти, Глонко и Чуриным. Экологическая картина материковой поверхности нам не известна. Возможно, она таит для землян иксовую опасность. Поэтому посадку экспедиции решено произвести на водную поверхность. Изучение суши следует вести путём засылки на неё исследовательских групп на мобильных плавсредствах, используя как базу дальнолет, приспособленный к передвижению по акватории. Заострите внимание! Впервые в истории корпус межпланетного корабля будет сооружён на судоверфи.

– Благ-за-ин. [6] – сказал я дедику. – А когда начнётся комплектование?

– Подача устных заявлений – завтра с девяти утра. Организация экспедиции поручена СЕВЗАПу.

– Но почему именно СЕВЗАПу, а не Всемирному Центру? Это объясняется ведомственными причинами или космическими?

– Климатическими. Учёные предполагают, что климат Ялмеза в средних широтах близок климату бассейна Балтийского моря. Поэтому, в целях большей вероятности акклиматизации, вся космогруппа будет укомплектована жителями Балтийского побережья. Притом только теми, кто родился не далее девяти километров от Балтморя и его заливов и чьи предки обитали в этой местности на протяжении не менее трёх поколений.

Я. По этим параметрам я годен… Смею надеяться, прерогативы воистов не будут нарушены?

Дедик. Увы-увы. Ужесточение отбора коснулось даже воистов. Впрочем, только сухопутных. Привилегии воистов-моряков остаются в силе.

Я. Благ-за-ин! Есть ли ещё какие-либо особенности отбора в эту экспедицию?

Дедик. Особенностей много. Это объясняется морской спецификой экспедиции и повышенной степенью риска. В частности, отбирать будут только мужчин. Намечено провести строжайшие испытания поведения на море. Подробности узнаете в СЕВЗАПе… Я вижу у вас на стене портрет молодой женщины и двух детей. Это ваши дети?

Я. Мои.

Дедик. Это хорошо. Мужчин, не успевших обзавестись потомством, в экспедицию брать не будут, дабы не прервалась генетическая линия.

Я. Какова степень опасности?

Я. Кого прочат в руководители?

Дедик. Николая Денисовича Терентьева. Он происходит из морской семьи и даже среди дальнолетчиков выделяется смелостью и решительностью. Однако он не всем симпатичен; я слыхал, что при комплектации он отбирает людей по своим принципам, не всегда логичным и…

Я. Ну, это уж из области досужих разговоров… Благ-за-ин!

Дедик. Разрешите угаснуть?

Я. Угасайте.

Изображение дедика померкло. Я сел на диван и задумался. Моему мысленному взору предстали морская даль иной планеты, таинственные берега, неизвестные мне гавани. А что, если на этой геоподобной планете обитают человекоподобные разумные существа? А что, если у них есть флот – и не только коммерческий, но и военный? Вдруг мне удастся увидать эскадры в действии?! Разве долг воиста-моряка не повелевает мне стать участником этой морской космической экспедиции?

Я размышлял около часа. Много разных соображений промелькнуло за это время в моей голове, всего не пересказать. Скажу кратко: я решил предложить СЕВЗАПу свои услуги.

Это произведение, предположительно, находится в статусе 'public domain'. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Тут можно читать бесплатно Лачуга должника - Шефнер Вадим Сергеевич. Жанр: Юмористическая фантастика. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mir-knigi.info (Mir knigi) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Лачуга должника - Шефнер Вадим Сергеевич

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Лачуга должника - Шефнер Вадим Сергеевич краткое содержание

Лачуга должника - Шефнер Вадим Сергеевич - описание и краткое содержание, автор Шефнер Вадим Сергеевич , читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки mir-knigi.info

Лачуга должника читать онлайн бесплатно

Роман случайностей, неосторожностей, нелепых крайностей и невозможностей

По крутому горному склону на ловитву я шёл и редчайший цветок ар… (лакуна) узрел, сулящий счастье и долголетие почётное нашедшему. И сорвал его. Но когда срывал, (то) камушек малый нарушил стопой своей, и покатился он (вниз) и увлёк другие камни. И возник (родился) обвал, и обрушился в долину на дом ближних моих.

Ответь, путник: виновен ли невиновный? Грешен ли не замышлявший зла, но причинивший (зло)?

Ты не виноват — говорит (мне) разум. Но почему лачугой должника, пещерой изгнанника, ямой прокажённого стал для меня мир подзвёздный?

Лачуга должника - i.jpg

Ручаюсь за точность и беспристрастность своего изложения там, где речь идёт о конкретных фактах. Но я не писатель. Сам того не желая, я могу допустить погрешности в обрисовке людских характеров. Более того: хоть подробно поведать о Павле Белобрысове могу только я, ибо только мне он доверял полностью, но опасаюсь, что верного словесного портрета не получится. Признаюсь Вам, Уважаемый Читатель: внутренний мир, духовный облик моего друга мне самому до сих пор не вполне ясен.

А потому, что труд мой предназначен не только для жителей Земли, но и для иномирян. Издательство известило меня, что в дальнейшем он, возможно, будет астрофицирован [1]. Естественно, разумные обитатели иных планет хуже, нежели мы, знакомы с реалиями земной жизни, и я, считая своим долгом полнее удовлетворить их любознательность, не вправе избегать подробностей, детальных описаний и пояснительных сносок.

Герой моего повествования — Павел Белобрысов. Но, повествуя о нём, о событиях, в которых мы с ним участвовали, о людях, с которыми были знакомы, мне неизбежно придётся упоминать и о себе. И довольно часто. И, поскольку я вынужден присутствовать в своём повествовании, позвольте представиться Вам, Уважаемый Читатель.

Имя … … … … … … … … … Степан

Отчество … … … … … … Архипович

Фамилия семейная … Данников

Год рождения … … 2113

Место рождения … Ленинград

Образование … … … Высшее

Профессия … … … … Воист

Попробую кратко очертить круг наших обязанностей.

1. Пишем научные труды и издаём книги и реферативные журналы по военной истории Земли.

2. Преподаём в школах и вузах военную историю. (И добавлю: воюем с Управлением Средней и Высшей школы за увеличение количества учебных часов. Их выделено нам по сравнению с другими дисциплинами ничтожно мало.)

3. Курируем военные музеи и следим за сохранностью военно-исторических памятников.

4. Проводим изыскания в военных архивах.

5. Организуем раскопки древних фортификационных сооружений.

6. Консультируемый рецензируем поэтов, прозаиков, видеодраматургов, живописцев, скульпторов, композиторов, творящих на военно-историческую тему или частично затрагивающих эту тему в своём творчестве.

Добавлю к сему, что на воистов возложена некая оборонная миссия. Не буду останавливаться на её деталях (они секретны), но смею заверить Уважаемого Читателя, что в случае нападения на нашу планету агрессору будет дан должный отпор. Возможность нападения на Землю какой-либо инопланетной воинственной цивилизации ничтожна, однако она всё же есть, и это надо учитывать. И это — учтено. Что должен знать воист? Он должен знать всемирную военную историю, стратегию, тактику, боевые уставы всех армий прошлого, все роды оружия, баллистику, химию взрывчатых веществ, атомную физику, основы кораблевождения, авиационное дело, сопромат, картографию, интендантское дело, геральдику — и ещё много, много другого.

Как стать воистом?

Приведу два примера.

Во время Большой чумы на Клио, планете Второго пояса, туда были переброшены наряду с высокоспециализированным земным медперсоналом 1700 добровольцев-воистов; они работали там как братья милосердия. 256 из них похоронены на Клио.


По крутому горному склону на ловитву я шёл и редчайший цветок ар… (лакуна) узрел, сулящий счастье и долголетие почётное нашедшему. И сорвал его. Но когда срывал, (то) камушек малый нарушил стопой своей, и покатился он (вниз) и увлёк другие камни. И возник (родился) обвал, и обрушился в долину на дом ближних моих.

Ответь, путник: виновен ли невиновный? Грешен ли не замышлявший зла, но причинивший (зло)?

Ты не виноват — говорит (мне) разум. Но почему лачугой должника, пещерой изгнанника, ямой прокажённого стал для меня мир подзвёздный?

Алантейская стела. Фрагмент четвёртый.

Расшифровка Г. Ван-Виддера и А. Чарко


Ручаюсь за точность и беспристрастность своего изложения там, где речь идёт о конкретных фактах. Но я не писатель. Сам того не желая, я могу допустить погрешности в обрисовке людских характеров. Более того: хоть подробно поведать о Павле Белобрысове могу только я, ибо только мне он доверял полностью, но опасаюсь, что верного словесного портрета не получится. Признаюсь Вам, Уважаемый Читатель: внутренний мир, духовный облик моего друга мне самому до сих пор не вполне ясен.

А потому, что труд мой предназначен не только для жителей Земли, но и для иномирян. Издательство известило меня, что в дальнейшем он, возможно, будет астрофицирован[1] . Естественно, разумные обитатели иных планет хуже, нежели мы, знакомы с реалиями земной жизни, и я, считая своим долгом полнее удовлетворить их любознательность, не вправе избегать подробностей, детальных описаний и пояснительных сносок.

Герой моего повествования — Павел Белобрысов. Но, повествуя о нём, о событиях, в которых мы с ним участвовали, о людях, с которыми были знакомы, мне неизбежно придётся упоминать и о себе. И довольно часто. И, поскольку я вынужден присутствовать в своём повествовании, позвольте представиться Вам, Уважаемый Читатель.

Имя … … … … … … … … … Степан

Отчество … … … … … … Архипович

Фамилия семейная … Данников

Фамилия личная[2] … Кортиков

Год рождения … … 2113

Место рождения … Ленинград

Образование … … … Высшее

Профессия … … … … Воист

Попробую кратко очертить круг наших обязанностей.

1. Пишем научные труды и издаём книги и реферативные журналы по военной истории Земли.

2. Преподаём в школах и вузах военную историю. (И добавлю: воюем с Управлением Средней и Высшей школы за увеличение количества учебных часов. Их выделено нам по сравнению с другими дисциплинами ничтожно мало.)

3. Курируем военные музеи и следим за сохранностью военно-исторических памятников.

4. Проводим изыскания в военных архивах.

5. Организуем раскопки древних фортификационных сооружений.

6. Консультируемый рецензируем поэтов, прозаиков, видеодраматургов, живописцев, скульпторов, композиторов, творящих на военно-историческую тему или частично затрагивающих эту тему в своём творчестве.

Добавлю к сему, что на воистов возложена некая оборонная миссия. Не буду останавливаться на её деталях (они секретны), но смею заверить Уважаемого Читателя, что в случае нападения на нашу планету агрессору будет дан должный отпор. Возможность нападения на Землю какой-либо инопланетной воинственной цивилизации ничтожна, однако она всё же есть, и это надо учитывать. И это — учтено. Что должен знать воист? Он должен знать всемирную военную историю, стратегию, тактику, боевые уставы всех армий прошлого, все роды оружия, баллистику, химию взрывчатых веществ, атомную физику, основы кораблевождения, авиационное дело, сопромат, картографию, интендантское дело, геральдику — и ещё много, много другого.

Как стать воистом?

Приведу два примера.

Во время Большой чумы на Клио, планете Второго пояса, туда были переброшены наряду с высокоспециализированным земным медперсоналом 1700 добровольцев-воистов; они работали там как братья милосердия. 256 из них похоронены на Клио.


год: 2017 (1 сезон)
страна: Россия
режиссер: Александр Котт
сценарий: Сергей Калужанов, Вадим Шефнер
продюсер: Александр Цекало, Иван Самохвалов, Александра Лейбович
оператор: Леван Капанадзе
композитор: Вадим Некрасов
жанр: драма, фантастика
премьера (РФ): 6 января 2018
время: 52 мин. (416 мин.)
В главных ролях: Павел Деревянко, Евгений Пронин, Ирина Старшенбаум, Евгений Стычкин, Сергей Бурунов

В начале этого года Второй канал прокрутил за один день мини-сериал из 8 серий "Лачуга должника". Трейлер, где Деревянко бил рожу Стычкину, а потом за ним приезжал КГБ на черной Волге, а где-то рядом мелькали фантастические декорации, сильно напоминал очередную версию "Обратной сторону Луны". Понятно, что сериал меня заинтересовал. Как оказалось, он снят по мотивам одноименной повести замечательного ленинградского писателя и поэта Вадима Шефнера и это стало для меня поводом прочитать одноименную книгу - поскольку я раньше о ней даже не слышал. Я читал у него только самую известную детскую классику: "Девушка у обрыва", "Человек с пятью не" и рассказы типа "Скромный гений". Как оказалось, эта повесть тоже написана в типичном для него юмористическом духе, где серьезные и даже трагичные моменты щедро сдобрены сатирой, иронией, буффонадой и фантастическим юмором. Книгу я прочел, сериал посмотрел - и хотя это было месяца три назад, только сейчас я выкроил время описать кое-какие впечатления и сравнить два эти произведения. Если вы за все это время не удосужились это сделать - можете пройти под кат, я поделюсь своими мыслями и мнением, стоило ли оно того.



Сценарий сериала же писался "по мотивам" повести. По о-о-о-очень отдаленным мотивам. Уцелели, по сути, только самые основные герои и самая примерная канва сюжета. На сей раз Павел (исполняет Павел Деревянко) находит эликсир в детстве со своим братом и соседским мальчуганом Витькой Темниковым, типичным малолетним жиробасом, в котором трудно узнать будущего коротышку Евгения Стычкина. В тот роковой день Витька и Пашка получают миллион лет от этой жидкости, а брат Пашки трагично гибнет. Дальнейший сюжет вертится в основном вокруг трагичной судьбы Пашки, который не сразу узнал о своем бессмертии, его попытках попасть на Ялмез, чтобы опять спасти брата и заодно предотвратить катастрофу - потому что Витька стал протагонистом нашего героя и потихоньку вырос практически до уровня суперзлодея. А главное - в основе сюжета еще и любовный треугольник - Паша и Витя долго соперничали ради девушки Эллы (исполняет И.Старшенбаум).


Понятно, что книга и сериал, мягко говоря, очень отличаются. В книге крайне подробно рассказана жизнь Павла в 50-60-е, ярче раскрыта картина будущего, типичная для Шефнера обстановка немного сатирически окрашенного коммунизма 60-х, приключения и быт аборигенов на Ялмезе и многое другое. Сериал все это спрямляет и ужимает. Подробная жизнь Пашки с его соседями-долгожителями выброшена и заменена любовным треугольником. Дмитрий в книге был обычным неумным парнем, который быстро опустился и выпал из сюжета - в фильме же это главный соперник нашего героя, который настолько могущественен, что позволяет себе по сто лет не навещать приятеля - в буквальном смысле слова. Элла в книге тоже быстро выпала из сюжета, так как Пашка убоялся и не стал с ней связывать жизнь, так и остался бобылем - ну, а в сериале, ясное дело, они то сходятся, то расстаются. Ялмез в книге открыли только в 22 веке, в фильме же о нем догадываются советские ученые уже в 50-е - собственно, вся космическая программа СССР, согласно сериалу, чуть ли не в расчете на его посещение и делалась, и Пашка там активно работает с первых дней. В книге Ялмез никогда не считался зеркальным отражением Земли - в сериале же на это прозрачно намекается. Правда, проблема катастрофы на Ялмезе показана относительно точно, только обширные приключения героев с посещений апокалиптически разваленных городов, деревень, потопленных кораблей, островов и т.д. в сериале. ужаты до двух серий и пары помоек. А зловещие воттактаки, напоминающие зомби (в советской литературе вообще такое еще было?) заменены на других, тоже жутковатых, метаморфантов. Также введен сын Пашки, попутное посещение на Марс, зловещая-презловещая интрига с маньяком на корабле и много чего еще. Ну, и финал отличается очень сильно и, надо сказать, это плюс - он тут весьма неожиданный.

Из интересных особенностей сериала - он идет в двух временных линиях. Одна оформлена в виде показаний военного историка (воиста) Степана Кортикова суду после окончания экспедиции, вторая - в форме жизни Павла Белобрысова, с 1940 года до 22 века. Обе линии неоднократно пересекаются - то Кортиков визуализирует рассказы и воспоминания Белобрысова, то Белобрысов рассказывает о своей жизни Кортикову. Время в обоих линиях показано необычно. С нашим ХХ веком особых проблем нет. Реквизит, прически и костюмы, несмотря на сериальную бюджетность, показаны более-менее точно. Удивила неожиданно хорошая операторская работа с демонстрацией ярких, солнечных эпизодов, взятых по подобию фильмов Хуциева в эпоху его расцвета. А вот будущее здесь неожиданно показано в духе научной фантастики 60-х. Кто смотрел - наверно, знает. То есть, дешевые декорации, скафандры в виде желтых пижам, камеры в форме переделанных душевых, футуристическая архитектура на заднем плане, костюмы и прически вычурных форм, антропоморфные роботы и все в таком духе. Очевидно, это делалось из соображений бюджетности - типа, денег у нас на нормальную фантастику нет, так что прикроем это стилизацией. Спорное решение, на самом деле, но с другой стороны - "Обратная сторона Луны" с ее дирижоблями в небе и одновременно советскими Волгами на улицах показывает, что могло быть в десятки, десятки раз хуже.

Кстати, если у Шефнера будущее было однозначно светлым и коммунистическим, пусть и с доброй долей иронии, сарказма и душевного юмора, то тут оно показано как не самое приятное. Это классическое безэмоциальное будущее - жизнь безопасна, удобна и по-своему налажена, но люди лишены ярких впечатлений, суды пристрастны, всюду правит прагматизм и холодный рационализм. Потому основным цветом в том мире будущего является зелено-синий, а актеры играют удивительно бесстрастно. Оно и понятно - кто нынче верит в светлое будущее. С другой стороны, это изменение в финале действительно оправдывается, так что одним экспериментированием это не объяснишь.


Но на самом деле основной сюжет стоит на взаимоотношениях героев. И вот этим сериал весьма тронул. Тут мне действительно понравилась и манера съемки, и трагедия жизни нашей троицы. Местами фильм неожиданно очень трогателен - особенно ярко вышла сцена, где Павел читает свои стихи перед смертью возлюбленной. Несмотря на сценарные изменения, сюжет вышел по-хорошему интересным и интригующим - хотя следование штампам прослеживалось, оно вышло далеко не таким серьезным, чтобы можно было предугадать следующий шаг героев. И что бы я не сказал ниже про актерскую игру - она вполне отвечала качеству и удерживала интерес. Отдельно хочу поблагодарить сериал за действительно хорошую работу композитора - я уже не помню, когда в последний раз запоминал красивую мелодию из отечественного сериала, а тут такая есть.

И все же недостатков тут немало и я могу понять тех, кому не понравилось. Попытка показать действие в духе фантастики 60-х пройдет не у всех - слишком дешевы декорации и костюмы. Четкое деление на хороших и плохих персонажей тоже может показать слишком натужным. Актерская игра тоже не самое сильное место сериала. Деревянко, Стычкин, Старшенбаум, немного Кортиков - собственно, на этих актерах все и держится, так как остальные тут не играют или играют так мало, что это легко пропустить. Да и то. Деревянко не показал почти ничего особенного со времен "Обратной стороны Луны", Стычкин со времен "Бункер, или Ученые под землей", где он тоже был скрытым негодяем и маньяком. Хотя вот Старшенбаум удивила - до этого я ее видел только в "Притяжении" в роли недоигрывающей наглой сучки, которой хотелось врезать с вертушки в щщи - а тут действительно оказалось, что она умеет играть. Кортиков, что интересно, показан точно как в книге - только если там его образ отличался иронией, чертами пародийного супергероя и догматика, то тут он показан очень серьезно и без юмора. Зато ему в финале уготована еще большая роль, чем в книге.


Еще меня раздражали разные логические ляпы и неувязки в сценарии. Их тут целая россыпь. То главный герой уезжает на космическую стройку, да так зарабывается, что звонит чуть ли не через год (!). То космонавта на Марс выбирают в ток-шоу (. ). То совершенно истертая тема сумасшедшего маньяка, который чуть не погубил экспедицию. То герой ухитряется чуть ли не с нуля накопить на новый исследовательский центр - как именно, не пытайтесь меня убедить, что такие деньги можно скопить, торгуя на базаре! То снаряд размером с пушечный, только без взрывчатки, который легко может повредить огромный космические корабль. То цивилизация Ялмеза на уровне максимум 80-х (ну е-мое, там же наши отечественные танки и самолеты стоят, но при этом компьютеры - шкафы из 60-х) - но при этом ученые умеют вызывать мутации насекомых и делать машину времени! Про логические неувязки в связи с путешествием во времени я вообще говорить не буду, тут кто угодно запутается. А самое главное - если антагонист Витька так ненавидел нашего героя, что ж он его сразу не прикончил? Он же мог это сделать миллион раз!



Что еще вызвало у меня, и не только у меня, недоумение - так это галактические приключения нашего Пашки Деревянко-Белобрысова в духе не то анекдотов, не то пародий, не то книжек Пелевина. По ходу действий он у нас летит в космос до Гагарина, то меняет на Луне американский флаг на советский под гимн СССР, то вообще проводит сто лет на Марсе с дословным плагиатом "Марсианина". Все эти приключения на уровне баек очень резко диссонируют в основным реалистическим сюжетом и непонятно, зачем это вообще нужно - действие это не продвигает. Наверно, добавить герою значимости и хронометраж затянуть. А зачем введено "сейсмическое оружие", которым якобы напали в 90-х на Сахалин - я вообще не понял. Раздражали и постоянные отступления суда, который лез в словарь за каждым словом, которое якобы в будущем будет неизвестно - типа "сырник" или "судьба". Вот в итоге из-за таких проблем сериал растягивается вдвое, хотя его можно было бы ужать до серий этак четырех.



А особенно меня убил идиотский сценарный поворот с прикрытием советского проекта Ялмеза. Оказывается, в СССР 1971 года ничего не изменилось со времен 1937 г. - достаточно было антагонисту настучать куда следует, как важнейший проект закрывают, заслуженного ученого тащат на Лубянку, бьют хлебало, шантажируют семьей и заставляют написать признание во вредительстве. Странно, что к стенке не поставили. Это я даже не вспоминаю еще пару глупых сцен, которые при желании можно принять за антисоветчину.



А вот чем всем не понравился Бурунов в роли робота Сырника, я так и не понял. По-моему, сделано довольно точно по книге, только там робота прозвали Колей и непонятно, был ли он похож на машину или на человека, как в сериале. Зато у робота Бурунова гораздо больше комедийных сцен, чем в книге - а это ценно, учитывая, что это практически единственный источник юмора в экранизации, которая в основном выдерживает серьезный и даже местами трагедийный тон.







И вот когда я это понял, меня осенило. Шефнер же - это в первую очередь детский писатель или, на худой конец, подростковый. И сериал ведь, по сути, тоже снят скорее для подростков. А именно молодому зрителю простительно смотреть неидеальные, косноязычные, дешевые, но чем-то цепляющие фильмы - каждый, думаю, сам подтвердит, что прошел через это. И именно молодой зритель имеет право пропустить дешевые декорации, логические неувязки и прочие недостатки постановки и действия. Поскольку в экранизации сохранено главное - вопрос о предназначении человека, столкнувшегося с большой загадкой и получившей почти бессмертие у Вечности. И в сериале действительно показана основная мораль текста - скопирую с рецензии с кинопоиска, там сказано хорошо:

Вот только боюсь, что нынче слой любителей таковой подростковой фантастики слишком узок для подобного сериала. Молодежи нынче подавай Трансформеров и прочие комиксы. Да и некоторые темы в сериале слишком взрослые. Так что смотрят его в основном люди взрослые, которым уже давно приелось всякое телесериальное говно по всем каналам. И я их отлично понимаю - на общем ублюдочном фоне "Лачуга должника" выделяет в гораздо более качественную сторону. Непривычный и неглупый сюжет, вполне адекватная актерская игра и диалоги, скрытая за пеленой растянутости серьезная мораль, многие хорошо сыгранные камерные эпизоды, и далеко не самый худший для нашего нищего сериалостроения фантастический антураж - все это действительно неплохо выглядит для наших времен. Уж лучше смотреть это, чем сериалы про ментов и домохозяек.

А так каждый, конечно, волен решать сам. Я же ставлю сериалу за старание твердое четыре и рекомендую взглянуть для эксперимента любителям старого неплохого кино, оценить, так сказать, попытку наши киношников - их можно благодарить уже за это.

Читайте также: