Кто может осуществлять техническое обслуживание и ремонт установок наружного и рекламного освещения

Обновлено: 02.07.2024

A.V. Lavrov, Deputy Technical Director for Outside Lighting and Architectural and Artistic Illumination at JSC OEK, V.V. Zazhigin, Chief Specialist of Architectural and Artistic Illumination at JSC OEK, M.A. Vasilchenko, Depute head of Department of Outside Lighting and Architectural and Artistic Illumination at JSC OEK

Keywords: outside lighting systems, operation, identification and liquidation of accidents, control and management, energy efficiency, artificial intellect

Operation of outside lighting system today is a continuous process that includes a number of measures aimed at maintaining the system in proper working condition. This includes scheduled-preventive actions or repair based on the actual technical condition of electrical equipment from the power supply point to the final consumer of of lighting equipment of the outside lighting system. One of the most critical tasks of an outside lighting system operation is determination and procedure of liquidation of malfunctions and emergency operation modes using automated systems of predictive analysis within the established time limits.

Сегодня эксплуатация системы наружного освещения – это непрерывный процесс, который включает в себя ряд мероприятий по поддержанию системы в регламентном состоянии. Сюда входит и планово-предупредительное воздействие или ремонт по действительному техническому состоянию электрооборудования от пункта питания до конечного потребителя светотехнического оборудования системы наружного освещения.

В число важнейших задач эксплуатации системы наружного освещения города входит определение и порядок ликвидации нарушений и аварийных режимов работы данной системы по средствам автоматизированных систем предикативного анализа в установленные сроки.

Сегодня эксплуатация системы наружного освещения – это непрерывный процесс, который включает в себя ряд мероприятий по поддержанию системы в регламентном состоянии. Сюда входит и планово-предупредительное воздействие или ремонт по действительному техническому состоянию электрооборудования от пункта питания до конечного потребителя светотехнического оборудования системы наружного освещения. В число важнейших задач эксплуатации системы наружного освещения города входит определение и порядок ликвидации нарушений и аварийных режимов работы данной системы по средствам автоматизированных систем предикативного анализа в установленные сроки [1].

Эксплуатация системы наружного освещения

Современное наружное освещение улиц, скверов, парков, пешеходных зон, детских и спортивных площадок, всего разнообразия элементов городской инфраструктуры повышает уровень комфорта и определяет внешний облик города в темное время суток. Искусственный свет благодаря своим богатейшим возможностям становится кластером и позволяет в условиях вечернего города решать задачу организации пространства, освещения отдельных композиций, рекламы, архитектурно-художественной подсветки и иллюминации. В городской среде основными пользователями наружного освещения (далее – НО) являются пешеходы, водители автотранспорта, жители окружающих домов.

Выявление и ликвидация аварий

Существующий регламент по функционированию системы НО требует от персонала эксплуатирующей организации принятия неотложных мер по выявлению и устранению аварий, нарушений и замечаний в работе системы НО. За проведение работ по определению мест повреждений и других нарушений в работе системы НО, а также восстановление работоспособности до регламентного состояния системы несет ответственность оперативный персонал: дежурный диспетчер предприятия, персонал оперативно-выездной бригады.

Решения о порядке ликвидации аварий или устранения нарушений принимает диспетчер с учетом ряда факторов:

• наличия сил и средств для ликвидации аварии, места нахождения персонала оперативно-выездной бригады в данный момент времени,

• возможности привлечения персонала смежных (РЭС),

• погодных условий и др.

От своевременности и безошибочности решений оперативного персонала при ликвидации аварий и устранении замечаний зависит качество и эффективность работы предприятия в целом.

Управление и контроль

Система НО является самостоятельной и получает питание от системы электроснабжения общего пользования. Управление НО и контроль технического состояния осуществляются дистанционным способом. Для поддержания высокой надежности функционирования системы НО особое внимание в процессе эксплуатации уделяется пунктам питания, так как от надежности электроснабжения зависит надежность работы всей системы [5, 6].

В наружном освещении сети подразделяются на питающие и распределительные. К питающим относятся линии от распределительного устройства трансформаторной подстанции (ТП) или ответвления от воздушных линий электропередачи до вводно-распределительного устройства (ВРУ) НО; к распределительным сетям относятся линии от ВРУ НО до конечного потребителя (светотехнического оборудования).

Повышение энергоэффективности

Особое внимание в процессе эксплуатации системы наружного освещения необходимо уделять эффективности ее функционирования, а именно снижению электрических потерь. При проектировании и последующей эксплуатации следует учитывать, что в сетях наружного освещения города вследствие относительно большой длины распределительных линий существенное значение приобретает равенство потерь напряжения в отдельных фазах. Это равенство достигается определенной последовательностью подключений светотехнического оборудования к фазам распределительной сети НО. Необходимо соблюдать порядок подключений светильников к фазам согласно принятой схеме (рис. 1).

Схема эффективного включения светильников наружного освещения

Схема эффективного включения светильников наружного освещения

В распределительной сети НО при заданном материале и сечении проводов потери напряжения прямо пропорцио-нальны моменту нагрузки. На схеме (рис. 2) можно видеть, что сумма моментов нагрузок для фазы L1 меньше, чем сумма моментов нагрузок для фазы L2, и еще меньше, чем для фазы L3. В самом деле, из каждых трех нагрузок, последовательно размещенных на линии, первые нагрузки подключены к фазе L1, вторые, более удаленные от источника питания, к фазе L2, а третьи, наиболее удаленные, к фазе L3.

Энергетически неэффективная схема подключения светотехнического оборудования

Энергетически неэффективная схема подключения светотехнического оборудования

Моменты нагрузки для фазы L1 в данном случае можно определить как ∑МL1 = Pl + P4l + P7l + P10l = 22Pl. Аналогично определяем момент нагрузки для фаз L2 и L2: ∑МL2 = 26Pl; ∑МL3 = 30Pl.

Таким образом, если потери напряжения в проводе фазы L1 равны ΔUL1, то потери напряжения в проводах фаз L2 и L3 составят соответственно: Δ UL2 = 1,18UL1; Δ UL3 = 1,36Δ UL1.

Можно сделать вывод, что потери напряжения в фазе L2 на 18 %, а в фазе L3 на 36 % больше, чем потери напряжения в фазе L1. Такую разницу в потерях напряжения допускать нецелесообразно.

Сравнительно применив порядок подключения светильников к фазам (рис. 1), будем иметь следующее:

∑ МL1 = Pl + P6l + P7l + P12l = 26Pl;

∑ МL2 = P2l + P5l + P8l + P11l = 26Pl;

∑ МL3 = P3l + P4l + P9l + P10l = 26Pl.

Данная схема позволяет привести к равенству моменты нагрузки по фазам и, следовательно, одинаковые для всех фаз потери напряжения.

Это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации систем наружного освещения. Данное схемное решение позволяет повысить энергетическую эффективность в части снижения потерь электрической энергии и систематизировать нагрузку фаз системы НО [7].

Проведем сравнительный анализ двух вариантов подключения светильников к распределительной сети НО. Рассмотрим часто применяемую схему подключения светотехнического оборудования к распределительной сети и сравним ее с предлагаемой схемой (рис. 1).

Перспектива использования искусственного интелекта

Литература

Наружное освещение кардинальным образом отличается от внутренней подсветки помещений. Поэтому в ситуации, когда необходимо провести ремонт, могут возникнуть некоторые сложности.

Ремонт уличного фонаря

Ремонт наружного освещения

Обо всех нюансах, которые нужно знать в ситуации, когда требуется ремонт уличного типа освещения, расскажет данная статья.

Кто отвечает за наружную подсветку

Когда нужен капитальный или плановый ремонт уличного типа освещения, люди должны четко знать, куда обращаться. Обращаться за подобными видами услуг нужно в те учреждения, которые отвечают за содержание и обслуживание уличного типа подсветки. Обычно наружное освещение (его содержание, обслуживание и капитальный ремонт) числиться на балансе городских учреждений или частных компаний, которые заключили с местными жителями соответствующий документ.

Обратите внимание! Ответственные за наружное освещение учреждения должны не только гарантировать качественное обслуживание и содержание этой системы, но и проводить капитальный ремонт. Кроме этого они должны выполнять все нормы и предписания, установленные для уличного типа подсветки регламентирующей документацией (СНиП и т.д.).

Стоит отметить, что нормы этой документацией регламентируются как для естественного, так и искусственного типа освещения. Но для наружной подсветки важны нормы именно для искусственной системы освещения.

Пример ночного освещения улицы

Ночное освещение улицы

Выполнение норм степени освещенности, а также правильное содержание и обслуживание системы подсветки минимизирует риск возникновения неполадок, а также необходимость частого ремонта.

Поддержание системы в рабочем состоянии

После установки уличного типа освещения за осветительными приборами необходимо следить. Соответствующие организации должны обеспечить системе качественное и полноценное обслуживание, которое предполагает проведение следующих действий:

  • очистка светильников от пыли и грязи;
  • периодическая проверка работоспособности системы;

Фонарный столб

Проверка работоспособности освещения

  • создание возможности управления уровнем освещенности улиц в ночное время. Для этих целей используются автоматические и ручные формы управления;
  • периодическая замена элементом системы, которые выработали свой срок эксплуатации;

Обратите внимание! Любой, даже самый дорогой светильник имеет ограниченный срок службы.

  • создание оптимальных условий функционирования светильников;
  • установка только тех приборов, которые имеют высокий класс пыле- и влагозащищенности. Только такие изделия смогут прослужить весь отведенный им срок службы в различных климатических условиях;
  • обеспечение правильного подключения светильников в электросети. Этим должен заниматься только профессиональный электрик. Все работы по подключению освещения должны проводиться с четким соблюдением норм и требований пожарной безопасности.

Если обслуживание подсветки уличного типа осуществлялось не на должном уровне, то могут возникнуть серьезные нарушения в работе система. Иногда их устранить может только капитальный ремонт с соответствующим кодом ОКПД. Устранить незначительные неполадки и накопившиеся нарушения позволит проведение плановых ремонтных работ.
Наиболее часто встречаются следующие неисправности наружной подсветки:

  • выход из строя светильников по причине намерзания льда, загрязнения грязью и пылью, а также попадание внутрь прибора влаги или конденсата;
  • короткое замыкание проводом, вызванное повреждение изоляционных оболочек;
  • повреждение источников света из-за механических воздействий различной силы. Чтобы избежать такой ситуации светильники должны быть снабжены дополнительной антивандальной решеткой.

Внешний вид антивандального уличного светильника

Антивандальный уличный светильник

При любой неполадке на место должен выехать сотрудник компании, отвечающий за уличную подсветку и оценить степень урона. После этого составляется смета и проводится комплекс работ, которые направлены на восстановление изношенных деталей или их полную замену.

Виды ремонтных работ

Для уличного освещения существуют такие понятия, как капитальный и плановый ремонт. Для каждого вида ремонтных работ существует свой код ОКПД и ОКДП.
Оба вида ремонтных работ проводятся в определенные сроки, рассчитанные исходя из нескольких параметров:

  • климатические особенности региона, в котором существует система уличного варианта подсветки;
  • тип используемых осветительных приборов;
  • вид источников света, вкрученных в уличные светильники.

Ночное освещение улицы

Вариант организации наружной подсветки

В зависимости от каждого параметра переделяется код ремонтных работ (ОКПД и ОКДП). При этом должна составляться смета. Для каждого вида ремонта идет своя смета и коды (ОКПД и ОКДП). Смета должна основываться на следующих параметрах:

  • тип поломки. Выйти из строя может как один светильник, так и вся система в целом;
  • какой ремонт требуется. Ему присваивается определенный код ОКПД и т.д. Он определяется в зависимости от типа поломки;
  • стоимость ремонта. В этом пункте смета должна содержать все затраты, начиная от демонтажа неисправного оборудования, покупки нужных деталей и заканчивая работой специалистов;

Обратите внимание! Вопросами ремонта должны заниматься сотрудники той организации, которая отвечает за обслуживание и содержание системы подсветки.

  • сроки, за которые должны завершиться все ремонтные работы.

При необходимости смета может иметь дополнительные пункты. Она составляется для любого вида работ (капитальный или плановый ремонт) и их код (например, ОКПД).

Предназначение ремонтных работ

Ремонт системы внешнего освещения ведется не только с целью устранения неполадок. Он может также проводиться для улучшения технико-экономических характеристик системы вследствие ее модернизации, установки более современного оборудования, а также усовершенствования способов управления.

Обслуживание фонаря

Проведение ремонтных работ

Одним из способов оптимизации уличной подсветки является установка датчиков движения, светодиодных фонарей и т.д. Они позволяют не только повысить качество освещения дорог и улиц, но и сделать саму систему более экономичной.

Заключение

Для наружного освещения очень важно качественное обслуживание и содержание, ведь это позволяет быстро выявлять любые неполадки и устранять их при минимальных затратах. От этого напрямую зависит безопасность граждан и транспортных средств в темное время суток.

Когда на улице начинает темнеть, появляется чувство дискомфорта. Неосвещенные места грозят опасностью. Можно оступиться, наткнуться на препятствие или получить травму. В темноте увеличивается риск быть подверженным нападению или краже. Поэтому существует необходимость в уличном освещении в темное время суток. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что во дворе или на улице не горят фонари или вовсе отсутствуют. Особенно это часто случается в районах новостроек или жилых комплексов, многоквартирных построек спальных районов.

обслуживание уличных фонарей

Уличное освещение на столбах — кто обслуживает? Что делать, если вблизи жилых домов нет освещения? Куда обращаться или куда звонить в этом случае? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Вы сможете платить за свет на 30-50% меньше в зависимости от того, какими именно электроприборами Вы пользуетесь.

обслуживание сетей уличного освещения

Порядок действий для решения проблем уличного освещения

Контролировать освещение улиц положено государственным и муниципальным органам исполнительной власти. Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы. Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.

Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

уход за уличным освещением

Допустимое количество неработающих уличных светильников, согласно правилам санитарного содержания, составляет не более 10% в подземном переходе и 5% — в освещении придомовой территории.

Если нет света во дворе дома, отвечает за уличное освещение, его исправность и наличие управляющая компания. Для начала необходимо составить акт, в котором изложить все известные сведения о факте отсутствия освещения: адрес, номер дома, дата и подписи соседей или старшего по дому с указанием его телефона и других данных. Акт требуется составить в двух экземплярах, чтобы получить на своем экземпляре отметку о дате и ответственном лице, получившем документ.

По возможности дополнить свое требование об устранении проблемы фотографиями территории, на которой отсутствует необходимое освещение или оно не соответствует нормам освещенности. Согласно ст. 314 ГК РФ, уполномоченный представитель компании в течение 7 рабочих дней должен будет проверить изложенные в акте-заявке данные, ответить на вопрос об устранении поломки прибора или возможности замены или установки, если такового нет вообще.

уличное освещение

При игнорировании управляющей компанией ваших требований появятся основания для перерасчета размеров оплаты за содержание дома и обращения с жалобой в администрацию муниципального образования либо в прокуратуру. Лучше, если обращение будет коллективным, включающим подписи всех совершеннолетних жителей дома или домов, стоящих на неосвещенной территории. Если через 30 дней ответ не будет получен, а освещением никто не займется, то можно подавать документы в суд.

Освещение в деревнях и сельских поселениях

В условиях сельской жизни почти всегда остро стоит вопрос освещенности территории. Даже если и есть достаточное количество приборов, то, как правило, они не зажигаются в темное время суток или включаются лишь на несколько часов. СНиП 23-05-95 регламентирует нормы освещения деревенских площадей, согласно которым освещаемой должно быть как минимум 8/10 территории. Исключение составляют только совсем маленькие поселения, где нормативом устанавливается наличие двух уличных фонарей: на въезде и выезде.

Финансирование сельской местности обеспечивает Федеральная казна. Деньги распределяются администрацией, которая и принимает решение об установке и порядке функционирования освещения. Местный муниципалитет согласно Закону №131-ФЗ отвечает за обслуживание и обеспечение освещения.

Однако денег всегда не хватает, платить отделениям энергосбыта за ремонтные или другие технические работы нечем. Поэтому на сегодняшний день проблема освещения в сельской местности по-прежнему не решена, впрочем, как и многие другие вопросы развития деревень и сельского хозяйства в целом.

Нормы освещения уличных территорий

Для обеспечения должного уровня освещенности существуют нормы СНиП, определяющие нормативы для улиц, дорог и других внешних территорий, и инструкция проектирования наружного освещения населённых пунктов.

Условно территории поселений разделяются на 3 типа:

  • дороги и улицы местного значения;
  • улицы и дороги районного значения;
  • дороги скоростные.

фонари для дороги

Показатели усредненного уровня освещенности зависят от интенсивности движения:

  • придомовые территории должны иметь освещенность от 4 люксов;
  • площади, дороги, улицы с проходимостью до 500 человек в час — норма освещенности составляет 6 люксов;
  • от 500 – 8 люксов;
  • от 550 до 1000 — не менее 10 люксов;
  • улицы районного значения и магистрали с интенсивностью движения от 1000 человек требуют 15 люксов;
  • при прохождении 3000 человек и более должен быть обеспечен световой поток в 20 люксов;
  • мосты, развязки, дорожные эстакады и городские площади по нормативам требуют освещенность уровня 20 или 25 люксов.

Виды столбов и правила их установки

Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:

  • Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.

опора для уличных фонарей

  • Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
  • Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
  • Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.

При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см. При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.

К прочим требованиям относятся следующие нормы:

  • расстояние между опорами — не менее 60 см;
  • выстраивание столбов в один ряд;
  • выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.

Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:

  • дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
  • второстепенные дороги – 0,6 м;
  • магистрали – 1 м.

светодиодные фонари

Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

В уличном освещении используются различные лампы:

  • ртутные;
  • натриевые;
  • металлогалогенные лампы;
  • светодиодные.

В последние годы все больше улиц городов заполняются фонарями на светодиодах. Ряд неоспоримых преимуществ светильников данного типа позволяет закрывать глаза рачительных и мудрых чиновников на достаточно высокую стоимость. Отличительными чертами светодиодных уличных приборов являются:

  • долговечность;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к вибрации, влажности, перепадам температуры, пыли;
  • экономичность;
  • излучение ровного и яркого света, не ослепляющего водителей и пешеходов.

Неоспорима важность и необходимость уличного освещения на столбах: для безопасности дорожного движения, для удобства пешеходов, для ощущения защищенности и комфорта в темное время суток.

Допускается применение нестандартизированных средств измерений, прошедших метрологическую аттестацию в установленном порядке.

При наличии такой службы она должна быть оснащена поверочным и ремонтным оборудованием и образцовыми средствами измерений в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Использование в качестве расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается.

Периодичность и объем поверки расчетных счетчиков должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов.

Положительные результаты поверки счетчика удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.

Периодичность и объем калибровки расчетных счетчиков устанавливаются местной инструкцией.

Калибровка расчетного счетчика на месте его эксплуатации, если это предусмотрено местной инструкцией, может проводиться без нарушения поверительного клейма аттестованным представителем энергоснабжающей организации в присутствии работника, ответственного за учет электроэнергии на энергообъекте. Калибровка не заменяет поверку, предусмотренную нормативно-техническими документами. Результаты калибровки оформляются актом.

Замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и Потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией. При этом время безучетного потребления электроэнергии и средняя потребляемая мощность должны фиксироваться двусторонним актом.

Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.

Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

  • клеммники трансформаторов тока;
  • крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;
  • токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;
  • испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;
  • решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;
  • решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;
  • приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями

Глава 2.12. Электрическое освещение

  • 2.12.1. Требования Правил, изложенные в настоящей главе, распространяются на устройства электрического освещения Потребителей, помещений и сооружений, жилых и общественных зданий, открытых пространств и улиц, а также на рекламное освещение.
  • 2.12.2. Рабочее и аварийное освещение во всех помещениях, на рабочих местах, открытых пространствах и улицах должно обеспечивать освещенность в соответствии с установленными требованиями.

Рекламное освещение, снабженное устройствами программного управления, должно удовлетворять также требованиям действующих норм на допустимые индустриальные радиопомехи.

Применяемые при эксплуатации электроустановок светильники рабочего и аварийного освещения должны быть только заводского изготовления и соответствовать требованиям государственных стандартов и технических условий.

Светоограждение дымовых труб и других высоких сооружений должно соответствовать установленным правилам.

Питание сети аварийного освещения по схемам, отличным от проектных, не допускается. Присоединение к сети аварийного освещения переносных трансформаторов и других видов нагрузок, не относящихся к этому освещению, не допускается.

Сеть аварийного освещения должна быть выполнена без штепсельных розеток.

Использование сетей освещения для подключения каких-либо переносных или передвижных электроприемников не допускается.

Вилки приборов на напряжение 12-50 В не должны входить в розетки с более высоким номинальным напряжением. В помещениях, в которых используется напряжение двух и более номиналов, на всех штепсельных розетках должны быть надписи с указанием номинального напряжения.

Использование автотрансформаторов для питания светильников сети 12-50 В не разрешается.

Применение для переносного освещения люминесцентных ламп, не укрепленных на жестких опорах, не допускается.

Управление сетью наружного освещения, кроме сети освещения удаленных объектов, а также управление сетью охранного освещения должно, как правило, осуществляться централизованно из помещения щита управления энергохозяйством данного Потребителя или иного специального помещения.

Напряжение на лампах должно быть не выше номинального значения. Понижение напряжения у наиболее удаленных ламп сети внутреннего рабочего освещения, а также прожекторных установок должно быть не более 5% номинального напряжения; у наиболее удаленных ламп сети наружного и аварийного освещения и в сети напряжением 12-50 В - не более 10%.

Оперативный и оперативно-ремонтный персонал Потребителя или объекта даже при наличии аварийного освещения должен быть снабжен переносными электрическими фонарями с автономным питанием.

Периодичность работ по очистке светильников и проверке технического состояния осветительных установок Потребителя (наличие и целость стекол, решеток и сеток, исправность уплотнений светильников специального назначения и т.п.) должна быть установлена ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий. На участках, подверженных усиленному загрязнению, очистка светильников должна выполняться по особому графику.

  • проверка исправности аварийного освещения при отключении рабочего освещения - 2 раза в год;
  • измерение освещенности внутри помещений (в т.ч. участков, отдельных рабочих мест, проходов и т.д.) - при вводе сети в эксплуатацию в соответствии с нормами освещенности, а также при изменении функционального назначения помещения.

Потребители, не имеющие такого персонала, могут передать функции технического обслуживания и ремонта этих установок специализированным организациям.

Периодичность планово-предупредительных ремонтов газосветных установок сети рекламного освещения устанавливается в зависимости от их категории (месторасположения, системы технического обслуживания и т.п.) и утверждается ответственным за электрохозяйство Потребителя.

Еще статьи в рубрике Статьи по охране труда, образцы приказов, образцы должностных инструкций:

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Раздел 2 (п.п.2.4 - 2.8.10) .

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Раздел 2 .

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (продолжение) Раздел 1 (1.5.21 - 1.8.11) .

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей: Часть 1 (1.1 - 1.5.20) .

Читайте также: