Кто может исполнять функцию антикризисной команды обеспечение первой помощи

Обновлено: 30.06.2024

Персонал — ключевой аспект любого управления социальными системами. Люди являются одновременно и объектом, и субъектом воздействия. Именно от персонала (исполнителей, ответственных работников, менеджеров и лидеров) зависит эффективность антикризисных преобразований.

Решения в отношении персонала в антикризисном управлении имеют противоречивый двойственный характер:

С одной стороны, сокращения расходов на оплату труда повышают платежеспособность (цель антикризисного управления).

С другой — они могут отрицательно сказываться на стратегическом развитии предприятия. Данный тезис важно понимать в начале антикризисных преобразований.

В антикризисном менеджменте в области управления персоналом возникают следующие проблемы и объекты принятия решений:

1) создание и управление антикризисной командой;

2) реорганизация управленческих функций внутри существующего штата;

3) сокращение работающих на предприятии как самая экстренная и непопулярная мера выхода из кризиса.

Создание и управление антикризисной командой.

Директор или антикризисный управляющий должен обладать хорошими организаторскими способностями, уметь планировать и проектировать, уметь создать команду и руководить ей. Эти качества проявляются также в создании эффективной системы взаимодействий и обмена информацией, распределения задач и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в группе рабочую атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы и всего коллектива.

В общем смысле антикризисная команда — это единое эффективное целое, коллектив людей, единомышленников, объединенных общей идеей и целью.

Основные критерии высокоэффективной антикризисной команды:

• имеют хотя бы одного человека, являющегося ядром команды;

• отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности;

• члены команды хорошо сотрудничают друг с другом;

• состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команд;

• менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команд;

• имеют высокую степень автономности;

• способны быстро учиться на собственных ошибках;

• хорошо ориентированы на клиента;

• имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением;

• участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы.

Кроме перечисленных критериев, создавая антикризисную команду, необходимо ответить на следующие вопросы:

• Сколько и какие специалисты необходимы?

• Как вызвать интерес персонала к творческой деятельности и деятельности, сопряженной с риском?

• Как заинтересовать персонал кризисного предприятия в сотрудничестве?

Базовые направления разработки и реализации программы антикризисного управления:

1. Создание антикризисной команды (при внешнем управлении) или выбор участников (при внутреннем).

2. Предварительная оценка возможности и целесообразности проведения санации.

3. Диагностика кризиса (его степени, масштаба и других параметров).

4. Оценка факторов (источников) неудовлетворительного состояния.

Характеристика и последовательность разработки этапов антикризисного управления и процесса формирования антикризисной команды отражены на рис. 10.

Рис. 10. Формирование антикризисной команды и этапы антикризисного управления

Рис. 10. Формирование антикризисной команды и этапы антикризисного управления

Создавать команду нелегко. Для этого необходимо: построить личные отношения, определить методы работы и создать воодушевляющий климат. Команда живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Одна из отличительных черт команды — сильное чувство общности. Команда дает ее участникам определенные психологические и материальные преимущества: безопасность, чувство локтя, гордость за совместные достижения, признание.

Результат — ключевой момент на первом этапе антикризисных преобразований. Именно от того, будет ли получен положительный результат, зависит вера и содействие трудового коллектива работе команды и возможность осуществления долгосрочных преобразований. Внешний мир считает команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность.

На первом этапе формирования команды люди присматриваются друг к другу и к руководителю, связи еще не установились и возникают конфликты по причине отсутствия взаимопонимания. Направляющей силой, стержнем развития в этот период должна быть цель. Она мобилизует команду и весь трудовой коллектив, каждый член команды должен четко осознавать значимость своей работы. Как правило, ясно представляет содержание цели только сам руководитель или антикризисный управляющий, поэтому на данном этапе именно на него возлагается ответственность за ознакомление с задачами абсолютно всех членов команды.

Чем престижнее задача, тем легче объединить людей для ее решения. Поэтому важно уделить внимание формулировке, иногда даже созданию миссии антикризисной команды.

Одним из условий достижения намеченной цели является дисциплина. Поэтому на этой стадии становления управленческой команды и коллектива руководитель может пользоваться директивным стилем управления.

Вторая стадия характеризуется тем, что в команде завершается процесс изучения друг друга, распределяются роли и определяются личные позиции каждого члена. В коллективе, в процессе решения вновь поставленных задач, на основе взаимных психологических притяжений, общих интересов формируются неформальные группы. В задачу руководителя на этой стадии входит создание ядра единомышленников.

После создания ядра единомышленников руководителю желательно переходить от директивного стиля управления к демократическому, который отличается стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.

Третья стадия развития коллектива характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Это лучший период для формирования корпоративной культуры, интеллектуального единства.

На практике технология создания антикризисной команды занимает очень короткий период времени: 1—2 дня. В противном случае эффект от антикризисного воздействия будет снижен, поскольку в самом начале антикризисный управляющий среди всех возможных ресурсов имеет только время.

При распределении обязанностей в команде руководителю важно знать особенности ее членов. Если члены группы солидарны и в состоянии противостоять негативным внешним влияниям, то группу можно охарактеризовать как прочную.

Численность группы влияет на готовность отдельных ее членов к определенным усилиям, на прочность группы, а также на результаты деятельности всей команды. Труд в маленьких группах приносит больше удовлетворения, так как не только совпадение взглядов членов группы и окружения, но и определенная стабилизация посредством групповых норм поведения и распределения ролей сильнее формируют чувство солидарности и совместного влияния. Численность влияет также на производительность отдельных ее членов. У работника, входящего в состав группы из пяти человек, она выше, чем у члена группы из тридцати человек. В малочисленной группе меньше потребность в руководстве со стороны авторитетной личности, если внутри группы достигнута кооперация труда.

В антикризисном управлении роль руководителя очень велика. Руководитель осуществляет управление предприятием на основе своего видения. При этом его видение не нейтрально, а всегда окрашено личными характеристиками, такими как ценности, стремления, предпочтения, опыт, знания.

Так, инициативный и склонный к принятию риска директор поведет предприятие по пути, полностью отличному от того, по которому предприятие повел бы руководитель, ищущий стабильности и избегающий риска. Первый будет ориентировать предприятие на выпуск наукоемкой, качественной продукции и на формирование новых рынков. Второй предпочтет работать на более стабильных рынках, проверенных временем и стандартизированной продукцией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Утвержден приказом директора

АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН
действий в чрезвычайных ситуациях

для участников образовательных отношений

на 2021-2025 годы

1.1.1. Состав и структура команды безопасности

Общий состав команды составляет 7 человек. Из них: 6 штатных (Ш) и 1 внештатных (ВШ) сотрудников.

Должность в составе команды безопасности

Должность (выполняемые функции) в штате

Ответственный за антитеррористическую защищенность

Ответственный за пожарную и антитеррористическую безопасность

Ответственный за охрану труда

- ответственный за медицинское обеспечение

1.1.2. Обязанности команды безопасности

Руководитель отвечает за планирование и порядок действий в ЧС.

Руководитель является прямым начальником всего личного состава команды безопасности.

Руководитель починяется руководителю образовательной организации, а при ЧС дополнительно - представителям служб спасения.

· установить и поддерживать связь с органами безопасности и служб спасения;

· корректировать (по необходимости) порядок действий персона образовательной организации в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и сложившейся обстановки;

· организовать поддержание общественного порядка;

· координировать работу заместителя;

· взаимодействовать со СМИ;

Заместитель руководителя отвечает за взаимодействие с представителями пунктов временного размещения (ПВР), организацию деятельности членов команды безопасности.

Заместитель руководителя подчиняется руководителю команды безопасности, а в случае его отсутствия выполняет его обязанности.

Заместитель руководителя обязан:

· оповестить членов команды о ЧС (по необходимости);

· поддерживать связь с организациями, выделяющими транспорт и места временного размещения;

· руководить работой членов команды безопасности;

· регулировать выстраивать системы коммуникации;

Члены охраны отвечают за поддержание общественного порядка, организованный выход пострадавших из зоны ЧС.

Члены охраны подчиняются руководителю и заместителю руководителя команды безопасности.

Члены охраны обязаны:

· обеспечивать безопасность граждан и поддержание общественного порядка на в зоне ЧС;

· обеспечивать организованный выход эвакуированных и пострадавших на посадку в транспорт или к исходным пунктам маршрутов пешей эвакуации;

Ответственный за медицинское обеспечение отвечает за своевременное оказание медицинской помощи. Он подчиняется руководителю и заместителю руководителя команды безопасности.

Ответственный за медицинское обеспечение обязан:

· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

· организовать доставку тяжело пострадавших в ближайшую медицинскую организацию.

При возникновении чрезвычайной ситуации необходимо немедленно прекратить работу и строго следовать алгоритму действий в целях уменьшения последствий возникшей кризисной ситуации.

1.2.1. Вид чрезвычайной ситуации: вооруженное нападение

Признаки чрезвычайной ситуации: наличие у преступника холодного или огнестрельного оружия

Оповестить о ЧС

( позвонить в службу спасения по телефону 112)

Немедленно (при наличии

Сообщить о ЧС ответственному за антитеррористическую защищенность (тел. )

Немедленно (при наличии

Оценить обстановку в зоне ЧС. Доложить о ЧС по схеме оповещения и связи при ЧС

Немедленно при получении сигнала о ЧС

Ответственный за антитеррористическую

Проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних учреждений

При получении сигнала о ЧС +10 мин.

-встречу прибывшей службы спасения и медицинской помощи;

-беспрепятственный проход на территорию и в здания сотрудникам службы спасения и медицинской помощи;

Ответственный за антитеррористическую

Доложить представителям службы спасения обстановку

По прибытию +1 мин

Ответственный за антитеррористическую

Оценить обстановку. При возможности эвакуироваться, помочь эвакуироваться коллегам и обучающимся. При невозможности эвакуироваться:

Немедленно при поступлении сигнала

тренеры-преподаватели, не участвующие на момент ЧС в образовательной деятельности

-перейти из открытого помещения (коридор, фойе и т.п.) в закрытое;

-как можно ближе пригнуться к полу, особенно вблизи окон;

-не покидать места укрытия до прибытия службы спасения;

- сообщить руководителю об итогах спасательной операции

Немедленно при поступлении сигнала

тренеры-преподаватели, не участвующие на момент ЧС в образовательной деятельности

Сбор в месте работы штаба службы спасения

Следование указаниям руководителя и службы спасения

По прибытию служб +3 мин

Персонал, ответственный за безопасность

Оказать медицинскую помощь пострадавшим в ЧС. Организовать вывоз тяжело пострадавших в ЧС в ближайшее медицинское учреждение

Немедленно после прибытия в ПВР

1.2.2. Вид чрезвычайной ситуации: захват заложников

Признаки чрезвычайной ситуации: ограничение физической свободы одного или нескольких лиц

Оповестить о ЧС (позвонить в орган безопасности по телефону 112)

Сообщить о ЧС ответственному за антитеррористическую защищенность (тел. )

Оценить обстановку в зоне ЧС. Доложить о ЧС по схеме оповещения и связи при ЧС

Немедленно при получении сигнала о ЧС

Ответственный за антитеррористическую

Блокировать место ЧС

Организовать оповещение и эвакуацию персонала, обучающихся и посетителей

При получении сигнала о ЧС+1 мин.

При обращении террориста вести переговоры (до прибытия органов безопасности)

При поступлении сигнала от террориста

Проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних учреждений

При получении сигнала о ЧС +10

Специалист по кадрам

а) При возможности эвакуироваться:

-выстроить детей в организованную группу;

-взять журнал (списки детей);

-встать позади детей и покинуть помещение;

-следовать по пути эвакуации, избегая места захвата заложников;

- привести детей в ближайший ПВР (Пункт временного размещения)

-провести перекличку по журналу (списку);

-доложить о результатах эвакуации директору или, ответственному за антитеррористическую защищенность;

-сообщить родителям (законным представителям) обучающихся о состоянии здоровья их детей;

- организовать оказание индивидуальной помощи

При возникновении ЧС

б) Если эвакуироваться невозможно (при захвате в заложники):

- действовать по инструкции (не противоречить террористам, вести себя спокойно и т.д.);

-оказать помощь раненным (при разрешении террориста);

-предотвращать панику (по возможности)

При возникновении ЧС

- лечь на пол, закрыть голову руками;

- при признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды

- встречу прибывшей службы безопасности и медицинской помощи;

-беспрепятственный проход на территорию и в здания сотрудникам службы безопасности и медицинской помощи;

Ответственный за антитеррористическую

Доложить представителям службы безопасности обстановку

По прибытию +1 мин

Ответственный за антитеррористическую

Сбор в месте работы штаба службы безопасности. Следование указаниям руководителя и службы безопасности

По прибытию служб +3 мин

Персонал, ответственный за безопасность

Оказать медицинскую помощь пострадавшим в ЧС. Организовать вывоз тяжело пострадавших в ЧС в ближайшее медицинское учреждение

Немедленно после прибытия в ПВР

1.2.3. Вид чрезвычайной ситуации: обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

Признаки чрезвычайной ситуации: наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты; подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов

Сообщить о находке ответственному за антитеррористическую защищенность (тел. )

Оценить обстановку и полученную информацию

При получении сигнала о ЧС+2 мин.

Ответственный за антитеррористическую

Блокировать место ЧС, начать эвакуацию персонала, обучающихся и посетителей

При получении сигнала о ЧС+3 мин.

Дежурный на вахте

Оповестить о ЧС (позвонить в орган безопасности по телефону 112)

При получении сигнала о ЧС+4 мин.

Доложить о ЧС по схеме оповещения и связи при ЧС

Проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних учреждений

При получении сигнала о ЧС+4 мин.

Специалист по кадрам

-выстроить детей в организованную группу;

-взять журнал (списки детей);

-встать позади детей и покинуть помещение;

-следовать по пути эвакуации;

-привести детей в ближайший ПВР ;

-провести перекличку по журналу (списку);

-доложить о результатах эвакуации директору, ответственному за антитеррористическую

-сообщить родителям (законным представителям) обучающихся о состоянии здоровья их детей;

-организовать оказание индивидуальной помощи

Немедленно при получении сигнала о ЧС

Эвакуироваться согласно планам эвакуации, помочь эвакуироваться коллегам и обучающимся

Немедленно при получении сигнала о ЧС

педагогические работники, не участвующие на момент ЧС в образовательной деятельности

-встречу прибывшей службы безопасности и медицинской помощи;

-беспрепятственный проход на

территорию и в здания сотрудникам службы безопасности и медицинской помощи

Ответственный за антитеррористическую

Доложить представителям службы безопасности обстановку

По прибытию +1 мин

Ответственный за антитеррористическую защищенность

Если сигнал не подтвержден:

-возобновить образовательную деятельность;

-сообщить о ложной тревоге родителям (законным представителям) обучающихся

Если сигнал не подтвержден возобновить трудовую деятельность

педагогические работники, не участвующие на момент ЧС в образовательной деятельности

1.2.4. Вид чрезвычайной ситуации: пожар

Признаки чрезвычайной ситуации: дым, огонь

Срабатывание системы пожарной сигнализации, системы оповещения

Оповестить о ЧС (позвонить в пожарную службу по телефону 01 или 112)

Сообщить о ЧС вахтеру или ответственному за пожарную безопасность (тел.)

Отключить электроснабжение, открытье запасные выходы

При получении сигнала о ЧС+ 1 мин.

Оценить обстановку в зоне ЧС. Доложить о ЧС по схеме оповещения и связи при ЧС

При получении сигнала о ЧС+ 1 мин.

а) При возможности эвакуироваться:

При получении сигнала о ЧС+ 6 мин.

-закрыть окна (по необходимости;

надеть СИЗ (при наличии);

-выстроить детей в организованную группу;

-взять журнал (списки детей);

-встать позади детей и покинуть помещение;

следовать по пути эвакуации;

- привести детей в зимнее время – в ПВР

-в летнее – вывести на улицу

-провести перекличку по журналу (списку);

-доложить о результатах эвакуации директору, ответственному за пожарную безопасность;

-выполнять указания ответственного за пожарную безопасность

При возникновении ЧС

б) Если эвакуироваться невозможно:

- найти помещение, в котором нет пожара и его признаков;

-плотно закрыть дверь, подложить под нее вещи;

-оценить наличие эвакуационной лестницы;

-позвонить ответствен-ному за пожарную безопасности и доложить о сложившейся обстановке директору или ответственному за пожарную безопасность;

Немедленно при получении сигнала

Оценить обстановку. При возможности эвакуироваться, помочь эвакуироваться

коллегам и обучающимся.

При невозможности эвакуироваться:

-найти безопасное место;

-сообщить где находитесь

ответственному за пожарную безопасность;

Немедленно при получении сигнала

педагогические работники, не участвующие на момент ЧС в образовательной деятельности

Осуществлять контроль за проведением эвакуации обучающихся,работников, ценных документов на эвакуационную площадку

При получении сигнала о ЧС+ 6 мин.

-встречу прибывшей пожарной службы и медицинской помощи;

-беспрепятственный проход на территорию и в здания сотрудникам службы безопасности и медицинской помощи

Доложить представителям пожарной службы обстановку

По прибытию +1 мин

Оказать медицинскую помощь пострадавшим в ЧС. Организовать вывоз тяжело пострадавших в ЧС в ближайшее медицинское учреждение

Немедленно после прибытия на эвакуационную площадку

* Порядок действий может меняться при сочетании двух и более видов чрезвычайных ситуаций.

Эффективность действий, необходимость доработки и изменения антикризисного плана оценивается: 15 баллов- план не требует доработок, 9-10 баллов - необходимо скорректировать отдельные положения, 6-9 баллов - необходимо скорректировать больше половины плана, 5-0 - план необходимо пересмотреть полностью

Постоянные колебания экономики создают условия временных материальных трудностей в работе компаний. И когда финансовые убытки достигают своего минимума, происходит угроза банкротства. Эти обстоятельства приводят к тому, что появляется необходимость в новом сотруднике — антикризисном управляющим.

Кто такой антикризисный менеджер?

Менеджер, проводящий полный анализ работы компании, определяющий ее слабые и сильные места в практических действиях, разрабатывающий разного рода план мероприятий, позволяющих компании выйти из сложившегося положения с минимум убытков и есть кризисный управляющий.


Совет! Комплектование штата таким сотрудником на парах создания фирмы обеспечит избежание финансовых неурядиц в будущем.

Плюсы и минусы специальности

Антикризисный управляющий — престижная профессия. Если специалист опытен, то его услуги всегда востребованы и хорошо оплачиваемые. Компании, довольные результатами деятельности управляющего, будут советовать его знакомым, тем самым обеспечивая успешность и продолжение карьеры. Все эти моменты относим к плюсам данной специальности.

Минусы — это возможное неповиновение подчиненных, отказ их от выполнения необходимых действий, тем самым обуславливая хаос и саботаж. Все процедуры по уменьшению убытков подразумевают решительность действий в отношении всей организации и ее служащих: сокращение заработных плат, уменьшение соц. выплат и вовсе сокращение. Все эти действия ведут к плохому отношению со стороны коллектива, поэтому занимающий должность по финансовому оздоровлению должен обладать жестким характером.

Какие функции выполняет антикризисный управляющий

Если рассматривать функции, что выполняет сотрудник на должности кризисного управленца, отметим такие моменты:


  • выявление критериев банкротства;
  • оценка общего финансового положения;
  • план по торможению кризисных проявлений;
  • урегулирование конфликтных ситуаций;
  • принятие мер по сохранению имущества;
  • оптимизация работы с целью увеличения прибыли;
  • инвентаризация и отчеты о выполненных действиях;
  • запуск процедуры банкротства;
  • реализация решений судебных инстанций.

Требования к профессионалу

Рассмотрим качества антикризисного управляющего, который ведет организацию в трудный час. Если брать во внимание специфичность работы, то тут не обойтись без упорства в достижении поставленных целей. Кроме этого управленец работает на убыточном предприятии. Все эти моменты способны разжечь спорные ситуации, а эти обстоятельства требуют мирного урегулирования.

Цель такого сотрудника — не дать компании обанкротиться. Поэтому необходимы его навыки в быстрые сроки вывести организацию из кризиса с минимальными убытками.


Поиски выхода из сложившихся ситуаций в короткие сроки – еще одно важнейшее качество. Такие люди должны быстро принимать правильные решения проблемы, беря во внимание все вероятные риски.

Обратите внимание! В этой сфере существенным преимуществом есть четко взвешенный подход к работе и безэмоциональность.

Управленец должен иметь высокие знания в сфере экономики, финансов, менеджмента. Уметь быстро разбираться в сложной обстановке и уметь верно расставить приоритетность.

Где можно обучиться на антикризисного управляющего

МЭСИ первый российский вуз, выработавший основы теории специальности, ввел подготовку специалистов данного профиля и продолжает развивать направление и сегодня.


Каков размер средней зарплаты

Кризисный менеджер по состоянию на 01.07.2019 может иметь такую зарплату:

  • Россия 35 000 — 150 000 ₽
  • Москва 35 000 — 250 000 ₽


У арбитражного управленца суть рабочего процесса заключена в судебном формате относительно утвержденных нормативно-правовых актов. В этом случае нет конфликтных и стрессовых ситуаций и нужды нести полную ответственность за компанию.

В антикризисном менеджере нуждаются государственные предприятия и муниципальные компании, деятельность которых связана с финансами и банкротством. В таком профессиональном сотруднике есть нужда в отделах анализа экономики, прогнозирования, диагностики компаний. Спрос на такого специалиста высок, и выпускники вузов могут быстро найти работу. Лучшим началом карьеры будет сотрудничество со сложившейся командой антикризисных профессионалов.

При повышении квалификации, кризисный менеджер может выстроить карьеру, например, достичь начальника отдела или целого направления в компании. Может провести регистрацию как ИП и зарегистрироваться в едином государственном реестре управленцев, с кем сотрудничают суды и служба финансового оздоровления.

Фото с места сегодняшних событий в школе в Казани

Министр просвещения Сергей Кравцов подписал письмо с рекомендациями для регионов по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях. Документ был опубликован в связи с трагедией, произошедшей сегодня в гимназии города Казани, где в результате стрельбы погибли девять человек, пострадал — 21. Как заявили в Минпросвещения, документ содержит правила, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья как учащихся, так и работников образовательных организаций. Мы нашли эти правила и решили их изучить.

Более подробные рекомендации по организации действий в кризисных ситуациях содержатся в приложении к документу. Там школам советуют разработать антикризисный план на случай ЧС, который должен включать три блока: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС), методический (критерии для оценки эффективности работы) и ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).

Каждый блок должен формироваться с учетом типов ЧС, алгоритма действий, критериев определения и сортировки медицинских и психологических травм, необходимых тренингов для сотрудников и множества других факторов.

— Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей. Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды, — говорится в документе.

Информацию о команде нужно разместить около телефона, на доске объявлений и так далее. Каждый член антикризисной команды должен знать:

  • кто отвечает за оповещение всех членов команды;
  • кто регулирует и выстраивает системы коммуникации;
  • кто и каким образом контролирует слухи;
  • кто обеспечивает первую помощь;
  • кто взаимодействует со СМИ;
  • кто обеспечивает эвакуацию и перевозку;
  • кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;
  • кто планирует и проводит работу с последствиями ЧС.

Минпросвещения советует распределять функции так, чтобы за каждую отвечали один-два человека. Члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс.

— Важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись и как можно оперативнее установить контакт с близкими, и получение информации о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях, и стремление к установлению контроля над происходящим, — пишут составители методички.

При планировании шагов и определения первоочередности оказания помощи необходимо учитывать аспект физической близости к месту события и степень близости личных отношений с потерпевшими. Также особое внимание следует уделять людям из групп риска (крайне чувствительные люди; люди, переживающие сложный личный или социальный кризис; люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму). В число таких лиц прежде всего попадают травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.

СЮЖЕТ

Трагедия в школе в Казани произошла сегодня около 09:30 по местному времени. По предварительной информации Следственного комитета, стрельбу открыл 19-летний местный житель, сейчас он задержан. В результате ЧП погибли семь учеников гимназии и двое взрослых. 21 пострадавший госпитализирован, среди них сторож, который в первые мгновения нападения успел закрыть дверь — это дало возможность другому сотруднику школы нажать тревожную кнопку. Другой охраны в школе не было.

Читайте также: