Кто может быть учредителем благотворительной организации в россии

Обновлено: 25.04.2024

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, благодаря которому в России можно будет создавать личные фонды. С их помощью вопросы наследования и управления бизнесом предприниматели урегулируют еще при жизни. Как это будет работать, в колонке для Forbes рассказывает юрист практики по оказанию услуг частным клиентам PwC Legal Ася Андреева

9 июня Госдума приняла в третьем, итоговом, чтении законопроект, благодаря которому с 1 марта 2022 года в России появится возможность создавать личные фонды по аналогии с европейскими частными фондами. Для чего они нужны?

У бизнесменов в России давно сформировался запрос на российские механизмы, которые позволили бы собственникам эффективно и понятно для заинтересованных сторон, в том числе преемников, партнеров по бизнесу и самого бизнеса решить вопрос планирования наследования. Ни для кого не секрет, что российские предприниматели для этого зачастую используют иностранные трасты и частные фонды, так как аналогичных гибких механизмов в России до недавнего времени не было.

В сентябре 2018 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие создание наследственных фондов, которые отчасти могут помочь собственнику планировать наследование. Но к 2021 году наследственный фонд не стал популярным инструментом для российских предпринимателей. Отчасти это может быть связано с тем, что в случае с наследственным фондом есть проблема — его можно создать только на основании завещания человека и после его смерти, то есть у основателя не будет возможности самому обеспечить создание фонда и увидеть, как такая структура будет работать. Но если законопроект о личных фондах вступит в силу, такая возможность появится.

При должной реализации личный фонд позволит избежать лишних расходов, которые раньше были связаны с созданием трастов и частных фондов за рубежом. А это значит, что более гибкие механизмы управления и наследования будут доступны более широкому кругу российских бизнесменов.

Что такое личный фонд

В соответствии с текстом законопроекта, личный фонд — это некоммерческая организация, которую человек создает при жизни для управления своим имуществом. Это же может сделать нотариус после его смерти. В фонд можно передать бизнес и личное имущество учредителя, например недвижимость. Имущество личного фонда учредитель формирует за счет вклада учредителя и за счет доходов от управления таким имуществом (например, арендный доход или прибыль от бизнеса).

Один нюанс — при создании в личный фонд нужно передать имущество стоимостью не менее 100 млн рублей. У личного фонда может быть только один учредитель (два, если они супруги, и передают в фонд общее имущество). Учредитель фонда будет передавать имущество в собственность личного фонда бесплатно и не сохранит никаких прав в отношении такого имущества. При этом никто, кроме учредителя, не может внести дополнительное имущество в созданный им фонд.

В течение трех лет со дня создания личного фонда его учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, если у фонда недостаточно имущества, чтобы их исполнить. В свою очередь, сам личный фонд несет субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя, также в течение трех лет со дня создания фонда (к примеру, если он должен кредиторам). В исключительных случаях суд может продлить этот срок, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда.

Кто станет выгодоприобретателями фонда? Учредитель фонда может назвать их поименно, к примеру, это могут быть его дети. Или же их можно определить так — например, потомки учредителя по нисходящей линии. Еще их могут определить органы управления фондом. Учредитель тоже может быть выгодоприобретателем личного фонда, если это пропишут в уставе. При создании личного фонда можно предусмотреть условия и, например, периодичность выплат выгодоприобретателям.

При этом важно, что права выгодоприобретателя в личном фонде будут надежно защищены — на них не смогут претендовать его кредиторы, они не переходят по наследству, их нельзя передать другим лицам.

Зачем создавать личный фонд

Есть несколько примеров.

Но предположим, что предприниматель владеет разными активами — бизнесом, недвижимостью, ценными бумагами. Личный фонд может объединить все эти активы. При этом в управлении фондом и, следовательно, всем этим разнородным имуществом могут участвовать профессиональные управляющие, а семья учредителя будет получать доход за счет доходов фонда.

Фонд может участвовать в благотворительных или других общественно полезных проектах учредителя. И у учредителя такого фонда будет уверенность в том, что его общественно полезные инициативы продолжат в будущем.

Кто и как будет управлять личным фондом

Учредитель не может быть руководителем личного фонда, эту роль может выполнять любое другое физическое или юридическое лицо. Например, его семейный офис, доверенные лица учредителя или те, кто имеет значительный опыт по управлению активами. Законодатель намеренно не ограничил круг таких лиц. Это может привести к тому, что в России будет развиваться рынок услуг по управлению личными фондами.

Если основная цель учредителя – сделать так, чтобы фонд существовал самостоятельно и при его жизни, и после смерти, нужно тщательно проработать устав фонда и установить порядок назначения органов управления. В итоге после смерти учредителя органы управления фонда будут формировать в том порядке, который установил учредитель.

В личном фонде также можно будет создать надзорный орган, своеобразный аналог протектора в трасте или защитника в частном фонде, созданным по иностранном праву. Он может, согласовывать отдельные действия фонда, к примеру, выплаты или назначение выгодоприобретателей.

Что нужно учитывать

При создании личного фонда нужно тщательно прорабатывать его учредительные документы, ведь если цель учредителя — создать фонд своей семьи на долгие годы — цена ошибки очень высока.

Более того, после смерти учредителя устав и условия управления личного фонда уже нельзя изменить, кроме как в судебном порядке и в случаях, когда дальнейшее функционирование фонда на прежних условиях невозможно.

В целом при должном структурировании личный фонд может стать эффективным инструментом для владения бизнесом и другими семейными активами.

Но для того, чтобы личные фонды стали максимально эффективным механизмом, важно внести изменения не только в Гражданский кодекс, но и в законодательство об НКО, а также проработать налоговые аспекты деятельности личного фонда и получения имущества выгодоприобретателями.

1. 2 человека решили создать Благотворительный Фонд, при прочтении массы информации встал вопрос - какой же минимальный набор людей по ролям и какова минимальная административная структура Благотворительного Фонда? Есть мнение что 2х человек недостаточно, но нужен квалифицированный ответ.

2. Посоветуйте пожалуйста юриста для регистрации Благотворительного Фонда в Приморском крае, город Владивосток и дальнейшего его юридического сопровождения.

Есть мнение что 2х человек недостаточно, но нужен квалифицированный ответ.

Игорь Анатольевич

Для создания благотворительного фонда допустимо участие 2-х человек. Закон на этот счет ограничений не устанавливает.

В соответствии с п. 1 ст. 123.17 ГК РФ

фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Как видите законом не установлено минимальное или максимальное число учредителей фонда, поэтому фондможет быть учрежден любым количеством граждан

Для управления фондом создаются:

1. высший коллегиальный орган фонда.

При этом по смыслу ст. 123.19 ГК РФ

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

2. единоличный исполнительный орган

3. попечительский совет фонда.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

И в его состав могут быть привлечены сторонние лица, не являющиеся учредителями фонда.

Статья 8. Учредители благотворительной организации

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Количественный состав учредителей законом не установлен. Соответственно двух человек вполне достаточно.

Что касается органов управления, то согласно ст. 10 того же закона:

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией
1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

Единственное ограничение тут:

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Что касается исполнительного органа, то это может быть либо единоличный — директор, либо коллегиальный — дирекция.

Что касается юриста, то Вы можете выбрать тут юриста по городу и соответственно выяснить у него готовность участвовать в организации и деятельности будущего фонда впоследствии.

Уточнение о структуре

Можно ли всю структуру построить на двух человеках?

Я так вижу минимальную административную структуру фонда, но могу ошибаться.

— Учредители 2 человека

— Правление — могут ли в правлении быть учредители /учредитель?

— Директор — может ли им быть один из учредителей?

— Попечительский совет - может ли совет состоять из учредителей?

— Ревизионная комиссия (Ревизор) — по моему это вообще стороннее, назначаемое лицо или Ревизором может быть кто-то из учредителей?

Можно ли всю структуру построить на двух человеках?

Игорь Анатольевич

Я так вижу минимальную административную структуру фонда, но могу ошибаться.

— Учредители 2 человека

— Правление — могут ли в правлении быть учредители /учредитель?

— Директор — может ли им быть один из учредителей?

Игорь Анатольевич

В данном случае нет никаких ограничений по структуре и учредители фонда могут входить в его органы управления.

— Попечительский совет - может ли совет состоять из учредителей?

— Ревизионная комиссия (Ревизор) — по моему это вообще стороннее, назначаемое лицо или Ревизором может быть кто-то из учредителей?

Игорь Анатольевич

По попечительскому совету сложнее — в его состав предполагается включать сторонних лиц, поскольку на него возложены функции по надзору за деятельностью фонда и принятием другими органами фонда решений.

Очевидно, что учредители, входящие в состав органов управления фондов не могут выполнять надзорные функции сами за собой.

Добрый день, Игорь Анатольевич.

Да, такое возможно, исходя из положений ст. ст. 123.17, 123.19 ГК РФ.

Я так вижу минимальную административную структуру фонда, но могу ошибаться.

— Учредители 2 человека

— Правление — могут ли в правлении быть учредители /учредитель?

— Директор — может ли им быть один из учредителей?

— Попечительский совет - может ли совет состоять из учредителей?

— Ревизионная комиссия (Ревизор) — по моему это вообще стороннее, назначаемое лицо или Ревизором может быть кто-то из учредителей?

Да, учредителями могут быть 2 человека.

Да, в правлении может быть как 1 учредитель, так и двое (исходя из п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).

Попечительский совет только из учредителей состоять не может.

Учредители не могут входить в ревизионную комиссию.

Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение "03").

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.

Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.

С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.

Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).

Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.

Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.

При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.

Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО. Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения). Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.). Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

1) Заявление по форме РН0001 (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2006 № 212). Заявление подписывается заявителем, это может быть будущий руководитель фонда или один из его учредителей. Заявление распечатайте с распиской. Лучше сделать два экземпляра. Один из них заверить у нотариуса, другой просто подписать. К нотариусу заявитель должен явиться лично к нотариусу. Заявителем может выступать один из учредителей или будущий руководитель фонда;

2) Устав в трех экземплярах;

3) Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) Сведения об учредителях в двух экземплярах (составляется в свободной форме, в данном документе указываются ФИО, паспортные данные, место регистрации, контактные данные учредителей, желательно подписать всеми учредителями);

5) Квитанция об уплате государственной пошлины (также желательно сделать ее копию);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Как написать устав, чтобы его принял Минюст?

А вот это самое сложное в регистрации НКО. Минюст проверяет устав на соответствие закону, следовательно, даже взятые из закона, но перефразированные его положения, этот орган может заставить переделывать. Но больше всего придирок бывает к целям и видам деятельности, регистрационный орган очень любит решать что может делать организация, а что нет.

Не рекомендуем брать непроверенные формы из Интернета или других источников. Лучше попробовать написать устав самим (или хотя бы проверить взятую форму с учетом данных рекомендаций).

Итак, что должно быть в уставе:

1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Указывается полное и сокращенное наименование. Организационно-правовая форма в данном случае – благотворительный фонд.

2. Место нахождения некоммерческой организации. Указывается юридический адрес.

3. Сведения о филиалах и представительствах (если таковые планируется учреждать при регистрации).

На практике как правило формируются следующие органы управления:

1. Высший орган управления - правление фонда с председателем правления (орган оперативного управления),

2. Исполнительный орган (например, исполнительный директор или президент фонда),

3. Попечительский совет (надзорный орган, формируется правлением).

4. Ревизор (ревизионная комиссия)

- изменение устава некоммерческой организации;

- определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

- образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

- утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

- участие в других организациях;

В этой же статье можно взять и порядок принятия решений.

- утверждение благотворительных программ;

- утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, назначается правлением. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Для удобства обычно используют модель с единоличным органом, но может быть и коллегиальный – исполнительная дирекция. В уставе необходимо указать срок его полномочий и порядок избрания (это должно быть в полномочиях высшего органа управления).

Также следует предусмотреть должность ревизора (ревизионной комиссии), который будет осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фонда.


- взносы учредителей благотворительной организации;

- членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

- благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

- доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

- поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

- доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

- иные не запрещенные законом источники.

Членских взносов быть не должно, т.к. фонд – это организация без членства.

7. Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Эту функцию нужно отнести к полномочиям высшего органа управления. Если не предусмотреть возможность изменения устава фонда, то он может быть изменен только в судебном порядке (п. 4 ст. 14).

8. Порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Опять же, порядок лучше всего взять из закона и сформулировать следующим образом: при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20).

Надо сказать, что весь изложенный порядок в равной степени подходит не только для создания фонда школы, но и любого фонда (в т.ч. благотворительного как его подвида).

Комментарий эксперта

Фонд поддержки школы – это показатель профессионализма педагогического коллектива школы и отношения к данной школе местного сообщества.

Алла Петрова-Лемачко

Заместитель директора по развитию Свердловской государственной филармонии,
Исполнительный директор благотворительного фонда поддержки
Уральского академического филармонического оркестра,
Доцент кафедры социальной безопасности УрФУ, Кандидат социологических наук

Читайте также: