Кто может быть куратором гражданина

Обновлено: 04.07.2024

1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения межведомственного взаимодействия и повышения эффективности работы
в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и социального сиротства, создания условий для обеспечения реабилитации семей с детьми, в том числе для своевременного выявления на ранних этапах семейного неблагополучия.

1.2. Настоящее положение определяет порядок назначения, обязанности
и права специалиста органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за реабилитацию семьи или несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (далее - куратор случая), межведомственной группы специалистов, реализующих индивидуальную программу реабилитации (далее -ИПР) семьи (несовершеннолетнего), признанной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ачинского района (далее - КДНиЗП), находящейся в социально опасном положении (далее - СОП).

1.2.1. Межведомственная группа специалистов, реализующих ИПР (далее – рабочая группа) утверждается постановлением КДНиЗП, состоит из представителей учреждений (органов) системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из индивидуальных особенностей и проблем несовершеннолетних и их семей. Состав рабочей группы указывается в ИПР семьи. Состав рабочей группы может меняться с учетом изменения ситуации в семьях СОП.

1.2.2. Координатор реализации ИПР семьи (несовершеннолетнего) – руководитель учреждения (органа) – субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, назначается постановлением КДНиЗП при постановке несовершеннолетних и их семей на учет как находящихся в СОП.

Координатор организует составление ИПР в 14-дневный срок с момента постановки несовершеннолетнего и его семьи на учет в СОП с учетом предложений и ресурсов рабочей группы, собирает информацию об исполнении ИПР, анализирует динамику случая, при необходимости вносит предложения о корректировке ИПР на заседаниях рабочей группы, своевременно направляет информацию об исполнении ИПР в КДНиЗП, знакомит кураторов, назначенных из числа работников его органа, учреждения с настоящим положением.

В случае непредставления информации специалистами рабочей группы
о реализации мероприятий ИПР, невыполнения или ненадлежащего выполнения мероприятий координатор сообщает об этом в КДНиЗП.

1.3. Специалисты рабочей группы в течение 5 дней после постановки несовершеннолетнего и его семьи на учет, как находящихся в СОП, направляют координатору предложения по формированию ИПР (первичная диагностика, мероприятия первого этапа реабилитации, включая задачи и ожидаемые результаты работы с семьей). За 5 -10 дней до завершения периода реабилитации (не менее 3-х месяцев) специалисты рабочей группы направляют координатору информацию об исполнении мероприятий ИПР и предложения по их корректировке (при необходимости).

1.4. Куратор случая назначается и освобождается от обязанностей руководителем учреждения субъекта системы профилактики, определенного координатором реализации ИПР семьи (несовершеннолетнего) КДНиЗП, из числа специалистов данного учреждения.

1.5. Куратор случая должен знать основы социальной политики, общей и социальной педагогики, социальной, возрастной и детской психологии; должен обладать знаниями, умениями, навыками и опытом, необходимыми для организации межведомственного взаимодействия при комплексном осуществлении деятельности по ведению случая.

1.6. Куратор может курировать одновременно до 10 семей (несовершеннолетних), находящихся в СОП.

1.8. Свою работу куратор случая планирует и осуществляет под руководством руководителя органа или учреждения, определенного КДНиЗП координатором реализации ИПР.

1.9. Куратор случая осуществляет деятельность с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в СОП, в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, в части осуществления индивидуальной профилактической работы.

2. Цель, задачи, принципы работы куратора

2.1. Куратор случая назначается с целью выведения семьи (несовершеннолетнего) из трудной жизненной ситуации, СОП.

2.2. Для достижения данной цели перед куратором случая ставятся следующие задачи:

- осуществлять конструктивное взаимодействие с несовершеннолетним и его семьей;

- своевременно выявлять проблемы, особенности развития и потенциал семьи;

- мотивировать членов семьи на разрешение трудной жизненной ситуации, на принятие помощи специалистов, на самостоятельное выполнение действий, направленных на устранение проблем;

- содействовать в получении несовершеннолетним и его семьёй необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации;

- обеспечивать постоянную поддержку усилий семьи в целом
и отдельных ее членов в направлении позитивных изменений;

- совместно с координатором оценивать эффективность взаимодействия специалистов и семьи, а также корректировку этого процесса.

2.3. Принципы работы куратора случая:

- соблюдение прав и законных интересов детей;

- безоценочное отношение к членам семьи и к семье в целом;

- приоритет интересов клиента и добровольность получения услуг;

- разделение ответственности между всеми членами межведомственной группы;

- конфиденциальность информации о клиенте;

- последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;

- полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат;

- постоянная оценка качества эффективности междисциплинарной
и межведомственной помощи.

3. Обязанности куратора случая

3.1. Куратор случая выполняет следующие обязанности:

- в течение 7 рабочих дней после решения КДНиЗП о постановке на учет семьи (несовершеннолетнего) как находящейся в социально опасном положении на основании информации членов рабочей группы формирует общие сведения и первый этап плана реабилитационных и профилактических мероприятий ИПР;

- сводный проект ИПР представляет на рассмотрение и утверждение
в КДНиЗП не позднее 10 рабочих дней после решения о постановке на учет семьи (несовершеннолетнего) как находящейся в СОП;

- знакомит семью и несовершеннолетнего с постановлением КДНиЗП о постановке на учет, как находящихся в СОП, с составом рабочей группы и содержанием ИПР;

- осуществляет конструктивное взаимодействие с семьей, направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях;

- осуществляет патронаж семьи: посещает по месту жительства не реже одного раза в месяц (если ситуация не требует чаще), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации;

- содействует семье в получении необходимой помощи для решения ситуации СОП;

- организует комплексную помощь семье и несовершеннолетнему
в соответствии с программой ИПР;

- проводит постоянный мониторинг ситуации в семье;

- формирует промежуточный анализ о реализации этапов реабилитации согласно ИПР и направляет его координатору;

- своевременно извещает координатора о ситуациях, требующих немедленного вмешательства со стороны органов и учреждений системы профилактики;

- направляет предложения в проекты ИПР и информацию о реализации мероприятий ИПР семей (несовершеннолетних), кураторами случая которых назначены другие члены рабочей группы специалистов в соответствии с установленными сроками.

3.2. Куратор случая планирует и осуществляет:

- мероприятия коррекционно-профилактической направленности, социальные услуги, исходя из потребностей и ресурсов семьи;

- индивидуальную помощь в предотвращении и ликвидации конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии ребенка и семьи.

3.3. Куратор случая организует взаимодействие родителей со специалистами рабочей группы.

3.4. Куратор контролирует:

- выполнение обязательств семьи;

- выполнение специалистами рабочей группы мероприятий ИПР.

4. Права куратора случая

Куратор случая имеет право в пределах своей компетентности:

4.1. Участвовать в работе рабочей группы специалистов, вносить предложения, направленные на дальнейшее повышение качества реализации мероприятий ИПР семьи (несовершеннолетнего), закреплённой за ним, и семей несовершеннолетних, закрепленных за другими кураторами случая.

4.2. Устанавливать при необходимости контакт с любым представителем учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью защиты интересов и прав несовершеннолетнего.

4.3. Принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках ИПР несовершеннолетнего и семьи.

4.4. Обеспечивать соблюдение норм и требований профессиональной этики, выполнение принятых планов, программ, мероприятий от специалистов, задействованных в реализации ИПР.

4.5. Повышать свою квалификацию.

4.6. На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.

4.7. На ознакомление с настоящим Положением и иными документами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективного исполнения обязанностей, показателями результативности деятельности.

5. Ответственность куратора случая

5.1. Куратор случая несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим положением, в соответствии с действующим законодательством.

6. Показатели эффективности

6.1. Результативность деятельности куратора случая определяется на основании следующих показателей:

6.1.1. Общий показатель результативности реализации Программы ИПР для несовершеннолетнего — стабилизация психофизического состояния несовершеннолетнего, снятие стрессов, агрессий, фобий, подавленности, вовлечение в социально значимые виды деятельности, положительное отношение к учебной деятельности и труду, позитивная оценка жизни, положительное социальное окружение, повышение статуса в различных социальных группах.

- первичная и вторичная диагностика (методы диагностики: тестирование, наблюдение, беседа и др.);

- сравнительный анализ документации и информации о положении несовершеннолетнего в семье до начала регулярной работы, на каждом из этапов и в конце работы с несовершеннолетним и семьей;

- сравнение поставленных целей и задач и достигнутых результатов при работе с несовершеннолетним и семьей;

- беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).

6.1.2. Общий показатель результативности реализации Программы ИПР для семьи — снижение в семьях риска жестокого обращения с несовершеннолетними, фактов, подтверждающих ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, включая пренебрежение их нуждами и проблемами, в целом, положительная динамика социального развития семьи, стабилизация взаимоотношений между ее членами.

- сравнительный анализ документации социального паспорта;

- сравнительный анализ количества привлечения к административной и (или) уголовной ответственности родителей (лиц их заменяющих) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;

- беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).

6.1.3. Частные критерии оценки реализации Программы ИПР— отказ родителей от вредных привычек, трудоустройство (или наличие стабильного дохода), посещение несовершеннолетними и родителями образовательного учреждения, организация досуга несовершеннолетнего, отсутствие в течение
6 месяцев фактов, подтверждающих антиобщественное поведение несовершеннолетнего, наличие у несовершеннолетнего необходимой сезонной одежды и обуви в соответствии с возрастом, наличие продуктов питания по месту жительства, удовлетворительное состояние материально-бытовых условий семьи. Выявление, активизация и использование сильных сторон семьи и имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи.

- сравнительный анализ актов обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи;

- беседа с несовершеннолетним, членами его семьи и социальным окружением (самоощущение членов семьи на момент оценки результатов – можно разработать бланк анкеты).

- сравнительный анализ количества привлечения несовершеннолетних к административной и (или) уголовной ответственности за совершение правонарушения и (или) преступления.

6.1.4. Косвенные критерии оценки реализации Программы ИПР —эффективность взаимодействия между специалистами субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременная передача информации между специалистами, регулярное проведение заседаний межведомственной рабочей группы и проверок реализации Программы ИПР; эмоциональное состояния специалистов, работающих с несовершеннолетними и их семьями; своевременная разработка и утверждение Программ ИПР для каждого несовершеннолетнего или семьи, адекватность целей, задач и сроков их достижения существующим проблемам несовершеннолетнего и его семьи, использование в Программе ИПР максимально возможных ресурсов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из потребностей и проблем несовершеннолетнего и его семьи; применение современных технологий.

- анализ сроков предоставления отчетной документации координатору субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- анализ своевременности исполнения мероприятий Программы ИПР;

- анализ исполнения субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних настоящего Положения;

6.2. Оценку эффективности деятельности куратора случая осуществляет координатор и рабочая группа.

6.3. Оценка эффективности и результативности реализации Программ ИПР утверждается постановлением КДНиЗП с указанием наиболее значимого результата и проблемных моментов в межведомственной работе.

6.4. Копии постановлений (в письменном виде) направляются в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующие в реализации Программы ИПР, в течение 3-х дней с момента принятия постановления.

Читайте также: