Кто из выдающихся философов эпохи нового времени заявил знание сила

Обновлено: 25.06.2024

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм

Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:

Эмпиризм – это в философии?

Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм – это в философии?

Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.

Философия просвещения 18 века

Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.

Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

Французский материализм 18 века

Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.

Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

Рене Декарт философия

Проблемы философии Нового Времени

Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.

Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.

В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.

Локк считал, что понятия основаны на внешнем мире, а объекты, которые мы видим, имеют только количественные особенности, и отличаются друг от друга только первичными качествами. По его мнению материя не имеет какого-либо многообразия. Объекты имеют отличия только фигурами, покоем и движением.

Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.

В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма представляли Декарт и Спиноза.

Главные идеи философии Нового времени

Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.

Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.

Главные идеи философии Нового Времени:

общая характеристика философии нового времени

Книги по философии Нового Времени

  • В.Хёсле. Гении философии нового времени
  • П.Д.Шашкевич. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Философия Нового Времени. ВИДЕО ЛЕКЦИЯ

Резюме

Желаю всем неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Основные понятия и термины по теме: антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, ренессанс, секуляризация, гелиоцентрическая теория, сенсуалисты, эмпирики, рационалисты, агностики, скептики, субъективный идеализм, материализм и диалектика.

План изучения темы:

  1. Философия эпохи Ренессанса
  2. Гелиоцентрическая теория Коперника и секуляризация сознания
  3. Познаваем ли мир? – главный вопрос философии Нового времени
  4. Концепции немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)
  5. Материализм и диалектика (Л. Фейербах и К.Маркс)

Метальная блок-схема для изучения темы по инфографике


Вопросы по инфографике

1. Дайте определение понятиям: антропос, возрождение, ренессанс, пантеизм, гелиоцентрическая теория, агностики, сенсуалисты, скептики, эмпирики, рационалисты.

2. Что в списке является лишним:

Агностик, эмпирики, Италия наукоцентризм, познаваем ли мир? Данте, Леонардо да Винчи, антропоцентриз, Фома Аквинский, гелиоцентрическая теория, Д. Бруно, даосизм, пантеизм, схоластика, Зенон из Кития, монотеизм, скептики, И. Кант, скептики.

3. Какому направлению нового времени принадлежит фраза:

-познать окружающий мир нельзя

-нет ничего в уме, чего не было бы в чувстве

-знание – это записанный опыт

— все опыт, опыт. Опыт это вздор и силу разума он не перекроет

-достоверных знаний не существует, любое знание – относительное.

-все чувствования подлежат велению глупости. Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами.

4. Какое понятие является обобщающим для всех перечисленных?В ответе напишите это понятие (или имя)

наука, античность, Д. Бруно, гелиоцентрическая теория, возрождение, пантеизм.

5. Какое понятие является обобщающим для всех перечисленных?

В ответе напишите это понятие (или имя)

6. Соотнесите между собой:

  • Ренессанс, Возрождение, Просвещение, Новое время
  • Вольтер, Д Бруно, И. Ньютон, А. Смит, Р. Декарт, Микеланджело, Ш. Л. Монтескье, Коперник, Леонардо да Винчи, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Рафаэль

Краткое изложение материала

Философия эпохи Ренессанса.

Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).


Философия Возрождения-

направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.


Леонардо да Винчи

Эту эпоху еще называют Ренессансом — расцветом итальянского искусства. Как ты думаешь. почему?

Такие титаны как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Дант е творили свои шедевры в тот период.

О их творчестве можно рассказывать часами…

Возрождение – это возврат к античному научному мышлению.

Переход к Новому времени связывают в эпохой Великих географических открытий.

Философия Нового времени наукоцентрична

Ее основной вопрос: Познаваем ли мир?

1. Агностицизм ( Д.Юм) направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

2. Скептицизм (М. Монтень) направление в философии, считающее, что любое знание носит относительный характер.

4. Эмпирики (Ф. Бекон) направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

5. Рационализм (Р. Декарт) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

6. Субъективный идеализм (Дж. Беркли) отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.


Иммануил Кант (1724 -1804) —немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

И. Кант примирил эмпириков, рационалистов и сенсуалистов, введя понятиетрансцендентальности, что означает соединение в голове человека данных от всех пяти органов чувств.

И. Кант вводит понятие категорического императива:

Вопросы Канта

1. Что я могу знать?

Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

2. Что я должен делать?

Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

3. На что смею надеяться?

Надеяться можно на себя и на государственные законы.

4. Что такое человек?

Человек — это высшая ценность.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( 1770 —1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики.

Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя.

I.5. Философия Нового времени (XVII – XXI вв.)

I.5.1. Начало Нового времени (XVII в. – 1688 г.)

Бэкон Френсис (Англия, 1561-1626 гг.) – 1-й философ Нового времени, родоначальник английского материализма, учёный-энциклопедист, выдающийся писатель и видный государственный деятель Англии. Был сыном одного из высших чиновников Англии.

Декарт (Франция, 1596-1650 гг.) – 6-й Гений. Родился в дворянской семье, принадлежащей к древнему, знатному и богатому роду.

Первые Катер Нидерланды Эрудированный теолог, профессор в католическом университете.

Вторые Мерсенн и др. Франция Группа парижских теологов, философов и математиков.

Третьи Гоббс Англия Знаменитый номиналист и сенсуалист.

Пятые Гассенди Франция Философ-сенсуалист, продолжатель эпикуровского атомизма. Его возражения – самые обширные, ещё более последовательные, чем возражения Гоббса. Ответ Декарта, аналитический и принципиальный, показывает, сколь глубоко его затронули возражения Гассенди. Последний не был, однако, удовлетворён ответом Декарта и написал в 1642 г. Новые возражения. Свой ответ на Новые возражения Гассенди Декарт сформулировал в письме к Клерселье от 12.01.1646 г.

Шестые Дезарг Франция Другая группа парижских теологов и философов, которые симпатизировали Декарту.

Седьмые Бурден Франция Член ордена иезуитов. Это враждебно-схоластические возражения.

Плоды/Что даёт Плод

1. Удивление. Не происходит изменений в сердце и крови. Эта страсть связана только с мозгом, а не с сердцем и кровью.
2. Любовь. Сок из пищи превращается в новую кровь, быстро проходит к сердцу, не задерживаясь в печени. Новая кровь проходит к сердцу с большей силой и в большем количестве и вызывает там более сильный жар, потому что она гуще, чем кровь, которая уже разряжена сердцем. В мозгу усиливается впечатление, оставленное там первой мыслью о любимом предмете, что заставляет душу сосредоточиться на этой мысли. В этом-то и заключается страсть любви.
3. Ненависть. Пульс неровен, значительно слабее и нередко учащён, чувствуется холодок, перемежающийся с гнетущим и острым жаром в груди, отправления желудка прекращаются, появляются позывы к рвоте и к извержению принятой пищи.
4. Желание. Сердце работает так сильно, как ни при какой другой страсти, все чувства обострены и делают более подвижными все части тела.
5. Радость. Пульс ровный и более частый, чем обыкновенно, он не такой напряжённый и учащённый, как при любви, чувствуется приятное тепло, распространяемое вместе с кровью по всему телу, аппетит иногда исчезает, потому что пищеварение происходит менее правильно, чем обыкновенно. Радость сопровождается оживлением на лице и румянцем, т. к. кровь живее проходит через вены, что вызывает улыбку и радостное выражение.
6. Печаль. Пульс слабый и медленный, около сердца как будто чувствуется сжимающее давление, а во всём остальном теле – холод, хороший аппетит, желудок работает нормально, лишь бы к печали не присоединилась ненависть. Сужаются сердечные отверстия, кровь медленнее течёт в вены. В результате лицо бледнеет и при большой печали кажется похудевшим. Но бывает, что при печали лицо краснеет. Это связано с другими страстями, присоединяющимися к печали: с любовью, желанием, иногда с ненавистью.

Начала философии. Изложение всей философии. Состоит из четырех частей: об основах человеческого познания, о началах материальных вещей, о видимом мире, о земле.

Страсти души. Трактат посвящён психологическим и этическим вопросам, основан на переписке с принцессой Елизаветой, дочерью чешского короля, находившегося в эмиграции в Голландии. Обстоятельно затронута проблема связи души и тела и более широкая этическая проблема.

Декарт является основоположником философии Нового времени, представителем классического рационализма, который лёг в основу всего рационализма Нового времени, хотя уже в конце XVII в. в философии зарождается противоположное ему учение – сенсуализм.
Декарт – один из родоначальников механицизма, но в тоже время провозвестник эволюционных идей. Является создателем аналитической геометрии. Дуализм Декарта не был принят другими философами – даже Спинозой, который считал себя его учеником. Основы деизма и механицизма развивались в учении Ньютона, а позднее многими просветителями.

Имя Декарта и поныне звучит во многих областях знания: в математике, аналитической геометрии, физиологии, психологии, физике, космологии, и конечно, в философии.

Спиноза (Нидерланды, 1632-1677 гг.) родился в одной из самых знатных семей португальской общины Амстердама, бежавших из Португалии из-за еврейских погромов.

I.5.2. Просветители (1688 – 1789 гг.)

Я верю в Бога Можно обрести вечное блаженство Ничего не теряю

Я не верю в Бога Можно потерять вечное блаженство Ничего не теряю

Таким образом, если Бога нет, то веря в Него, я ничего не теряю, а если Он есть, то, не веря в Него, можно многое потерять, а веря – приобрести. Следовательно, на всякий случай лучше верить!

Ранние Просветители были приверженцами деизма (Вольтер, Монтескье, Руссо), позднее стали господствовать идеи материализма и атеизма (Дидро, Гольбах, Ламетри и др.). Если в деистической картине мира Бог выносился за пределы мира, то в материалистической он вообще устранялся из мира за ненадобностью.

Важнейшие новации философии эпохи Просвещения заключаются в следующем:

№/Новации/Философы
1 Развитие субъективного идеализма Беркли
2 Развитие нового скептицизма и агностицизма Юм
3 Критика религии, распространение религиозного скептицизма, а затем и атеизма Вольтер, Дидро, Гольбах
4 Распространение деизма Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант
5 Возникновение механистического материализма Дидро, Ламетри
6 Распространение сенсуализма (материалистического и идеалистического) Локк, Беркли, Юм
7 Противоборство сенсуализма и рационализма Руссо, Дидро в одних случаях – сенсуалис-ты, в других – рационалисты
8 Появление концепции географического детерминизма Монтескье
9 Развитие теории общественного договора Руссо
О большинстве мыслителей французского Просвещения можно сказать, что они были интереснее, как личности, чем как философы. Это справедливо и относительно Вольтера и Дидро, но в наибольшей степени – в отношении Руссо.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (Франция, 1694-1778 гг.) – крупнейший представитель французского Просвещения, выдающийся мыслитель, писатель, поэт, драматург, историк, публицист.

Руссо (Франция, 1712-1778 гг.) – французский философ, писатель-сентименталист, композитор. Наряду с Гоббсом и Монтескьё был подлинным родоначальником теоретической социологии.

Основное внимание уделял проблемам неравенства, различая два вида:

Естественное (физическое) Различия в возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или душевных качествах Человеческая природа

Нравственное (политическое, социальное) Различие в богатстве и социальном положении (одни богаты, уважаемы, обладают властью, а другие – бедны, презираемы, вынуждены подчиняться) Частная собственность и государственное устройство

Дидро оказал огромное влияние на дальнейшее развитие материализма и атеизма, в частности на Фейербаха.

I.5.3. Немецкая классическая философия (1770 – 1850 гг.)

Важнейшим этапом развития европейской философии стала немецкая классическая философия. Её основоположником был Кант, основными представителями – Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фихте. Охватывает период с начала критического периода в творчестве Канта (1770 г.) до середины XIX в. – времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельности Фейербаха. Все течения немецкой классической философии своими корнями уходят в философию Канта, различные элементы и тенденции которой обусловили развитие на её базе всевозможных философских учений, таких как: объективный идеализм Шеллинга и Гегеля, субъективный идеализм Фихте (позднее поддержавшего идеи объективного идеализма), материализм Фейербаха (используя в качестве предпосылок дуализм и деизм Канта).

Кант (Германия, 1724-1804 гг.) – 7-й Гений.

Основные произведения Канта:

1754 Общая естественная история и теория неба На основе идей античных материалистов Лукреция, Эпикура и Демокрита
1759 Об оптимизме Последняя дань догматической литературе
1763 Об отрицательных величинах и о реальном основании Среднее положение между эмпиризмом и рационализмом
1766 Сновидения духовидца Сближение со скептицизмом Юма
1768 О первом основании различия областей в пространстве Переход от эмпиризма к критицизму
1781 Критика чистого разума Главный труд – относится к Великим книгам
1786 Метафизические начала естествознания -
1788 Критика практического разума -
1790 Критика способности суждения -
1793 Религия в границах чистого разума -
1795 Трактат о вечном мире -
1797 Метафизика нравов -
1798 Спор между факультетами -

Виды суждений и их характеристика:

Априорные Эти суждения – доопытные и не зависящие от него (все аналитические суждения).

Апостериорные Эти суждения – послеопытные, т. е. высказанные после того, как получена новая информация, и описывающие это опытное знание.

Кант различает у человека познавательные способности трёх типов – Чувственность, Рассудок и Разум, считая их основными в соответствующих сферах знания.

Вид познавательной способности/Характеристика/Сфера знания

Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям

Математика (арифметика и геометрия)

Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание

Учение Канта состоит из трех основных частей:

1) критики теоретического разума – метафизики, понимая её как отрицание старой метафизики;

2) критики практического разума (или учения о нравственности) – этики;

Шеллинг (Германия, 1775-1854 гг.) – видный представитель немецкого классического идеализма.

Система Гегеля состоит из трёх ступеней развития Абсолютной идеи:

1) развитие идеи в её собственном лоне – Логика;

2) развитие идеи в форме природы – Философия природы;

3) развитие идеи в мышлении и истории – Философия духа.

онтология = гносеология = логика

Кроме этого им предложены восемь Категорий диалектики:

1) сущность и явление;
2) содержание и форма;
3) целое и часть;
4) система, структура и элемент;
5) единичное, особенное и общее;
6) причина и следствие;
7) необходимость и случайность;
8) возможность и действительность.

Фейербах (Германия, 1804-1872 гг.).

Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты. Развилось новое течение философской мысли. Цели и задачи философов заключались в осмыслении и объяснении особенностей современного мира.

Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.

Принято выделять следующие этапы в развитии философии:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Идеи философии Нового времени

Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.

Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.

Направления философии Нового Времени

В философском течении Нового Времени выделяют следующие направления:

Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Рационализм — это противоположное эмпиризму направление, ставящее в основу познавательного процесса человеческий разум. Основатели рационализма считали, что чувства не могут давать объективной картины и часто приводят к ошибочным представлениям. И все в мире может быть познано через возможности человеческого разума, который не имеет границ. Основателями рационализма считаются французские философы Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.

Философия просвещения — это важнейшее направление философии Нового времени, основанное на ценностях гуманизма, равноправия, свободы воли и образования. Мыслители просвещения считали, что только благодаря усилиям разума и постоянному самосовершенствованию можно избавиться от невежества и вывести из тьмы все человечество, независимо от его происхождения и статуса. Ярчайшими представителями просветительской философии были Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и Д. Дидро.

Французский материализм — это направление, возникшее в середине 18 века под влиянием идей античности и эпикуреизма. Французские материалисты считали, что философия является общественным достоянием, а не привилегией элиты и избранных. Основным отличием от остальных направлений считается отношение материалистов к природе, сущность которой сводилась к четко отстроенной системе законов, не допускающих случайностей. Они отрицали идеи Богословия и идеализма. Представителями материализма являются П. Гольбах, Ж. Ламерти, К. Гольвеций.

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Главные идеи

Среди основных идей Нового времени можно выделить:

Основные представители

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты.

Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение.

Рене Декарт (1596-1650)

Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.

Джон Локк (1632—1704)

Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.

Результаты философии Нового Времени

Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить:

Часто мы смотрим на эту эпоху с прагматической точки зрения, оценивая то новое, что философия этого периода дала нам. А дала она немало. В первую очередь были созданы основания для новой науки, для математизированного естествознания. Ранее господствовала древняя аристотелевская парадигма, которая обращала внимание на качественные характеристики вещей и процессов и основывалась на живом опыте, а не на эксперименте.

В Новое время явления стали выделять из реальной среды и помещать в лабораторные условия, в которых можно изолировать только две характеристики и установить между ними корреляцию, выражаемую математически.

Это привело к созданию новой индустриальной цивилизации. Ведь лаборатория ученого — своего рода завод в миниатюре. Однако это не значит, что мыслители той эпохи сознательно хотели совершить научно-техническую революцию (НТР), по крайней мере такую, какая случилась. Этот результат, главный для нас, для них был глубоко побочным. Полагаю, Декарт или Лейбниц были бы глубоко шокированы, если бы увидели современные результаты НТР, отцами которой они почитаются, и предпочли бы скрыть свои труды от профанов. Только Бэкон создал проект в духе НТР, но парадокс в том, что он это воплотил скорее в виде идеологических призывов и фантастической литературы, а не реальных технологий.

Нововременную философию продолжали волновать старые проблемы — этики, психологии, теологии и т. д. Вопросы о возможностях доказательства бытия Бога или бессмертия души занимали Декарта или Лейбница не менее, чем Августина или Фому Аквинского. Более того, многие революционные идеи имели теологические корни.


Джузеппе Бецуолли. Галилей показывает эксперимент с наклонной поверхностью Медичи. Ок. 1841. Вопреки растиражированной легенде, Галилей не бросал ядра с Пизанской башни

Другой важный для истории возникновения современного общества момент — политическая и социальная философия . В это время происходили колоссальные изменения в социальной структуре. Общество переходило от сословной к классовой стратификации, на смену закрепощению пришла горизонтальная и вертикальная мобильность, понадобилось придумать иное обоснование власти, чем господствующее ранее теологическое. Политические философы (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо) осмысляли эти процессы и вместе с тем влияли на них.


На дворе Новое время, но Суарес продолжает писать толстые схоластические тома, запершись в кабинете и отвернувшись от крошечного окна

Муравьи, пауки и пчелы

Как мы познаем? Какими способами познания мы владеем? Что мы можем и чего не можем познать? Каков порядок познания? Эти и подобные вопросы занимали мыслителей Нового времени.


Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, считающиеся основоположниками нововременного эмпиризма. Использованы портреты кисти Джона Вандербанка (ок. 1731) и Франца Халса (вторая пол. XVII в.)

Самые известные философы, которые близки к полюсу рационализма, это Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николя Мальбранш. К противоположному полюсу тяготеют Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

Нетрудно заметить, что рационалисты жили в континентальной Европе, а эмпирики — в Великобритании.

Случайность ли это или существует географическое различие, которое определяет стиль мышления и в ХХ веке отразится в делении на постмодернистскую и аналитическую философию? По этому поводу ведутся споры, которые едва ли приведут к окончательному решению.

Может быть интересно

Если взять рационалиста и эмпирика как идеальные типы, а не кого-либо из перечисленных людей, то их отличия можно изобразить в виде таблицы.


Однако были философы, которые желали занять среднюю точку между эмпиризмом и рационализмом, но удержаться на ней им не всегда удавалось.

Эмблемой среднего пути может стать пчела — она собирает воск, пыльцу и мед во внешнем мире, но затем всё укладывает в идеально правильные соты.

NB! В массовой культуре часто путают рационалистов и эмпириков, дедукцию и индукцию.

Читайте также: