Кто из водителей совершая маневрирование в показанной ситуации нарушает правила дорожного движения

Обновлено: 04.07.2024

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 1

Водитель легкового автомобиля намеревается выполнить перестроение с последующим опережением грузового автомобиля. Этот маневр не является обгоном, т.к. не осуществляется выезд на полосу встречного движения (п. 1.2).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 2

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 3

На грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т можно двигаться со скоростью:

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 4

Знак Б (6.3.2 "Зона для разворота") указывает протяженность участка дороги выделенного для разворота. Знаки А (6.3.1 "Место для разворота" и 8.1.1 "Расстояние до объекта") информируют водителя, что разворот можно выполнить через 50 метров.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 5


Такой желтой линией разметки 1.17 обозначают места остановки маршрутных ТС и стоянки такси, на которых остановка других ТС возможна только для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех указанным ТС (п. 12.4).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 6

В каких случаях необходимо уступить дорогу транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы?

Вы должны уступить дорогу ТС с нанесенными на наружной поверхности специальными цветографическими схемами только в том случае, если его водитель включил проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал (п. 3.1).

Правильный ответ:
Если его водитель включил проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 7

Подача сигнала указателями поворота не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности, в том числе при завершении обгона (п. 8.2).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 8

При повороте направо Вы должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Но, поскольку в данной ситуации правая полоса дороги, на которую Вы поворачиваете, занята стоящим автомобилем, поворот направо по указанной траектории разрешен (п. 8.6).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 9

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 10

В каких случаях на дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения?

3. Если она отделена разметкой 1.1 или 1.3, либо разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , разметкой 1.3 , разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева. Пункт 9.1.1, ПДД РФ.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 11

Обгон запрещен в конце подъема (п. 11.4). Поэтому грузовой автомобиль в данной ситуации обгонять запрещено.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 12


Вне населенного пункта на дороге, обозначенной знаком 2.1 "Главная дорога", запрещается стоянка на проезжей части (п. 12.5).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 13

Когда правая рука регулировщика вытянута вперед, со стороны его груди Вам и трамваю А разрешено движение только направо. При этом со стороны его левого бока трамваю Б разрешено движение налево, а легковому автомобилю - во всех направлениях (п. 6.10). Поскольку при повороте направо Вам необходимо пересечь трамвайные пути, Вы обязаны уступить дорогу обоим трамваям (п. 13.6).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 14

Совершая поворот налево на этом перекрестке равнозначных дорог, Вам следует выехать на него первым, так как справа отсутствуют приближающиеся ТС, и, уступив дорогу встречному мотоциклу, завершить проезд перекрестка (пп. 13.11 и 13.12).

Вопрос:
У мотоцикла помеха справа. Он остановится, чтобы пропустить легковую машину. Легковая остановится, чтобы пропустить меня, т.к. являюсь помехой справа. Соответственно я должен проехать перекресток первым.
Ответ:
Вы едете первым, так как у Вас нет помехи справа и останавливаетесь на перекрестке. Потом сразу едет белый автомобиль (у него пропала помеха справа), он проезжает позади Вас, затем мотоцикл (у него тоже пропала помеха справа), а Вы, поворачивая налево, должны пропустить мотоцикл, который едет прямо.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 15

Поскольку Вы находитесь на второстепенной дороге (знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 8.13 "Направление главной дороги"), Вы можете проехать перекресток неравнозначных дорог, уступив дорогу обоим ТС, которые движутся по главной дороге (п. 13.9).

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 16

На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три или более полосы, в том числе и на автомагистралях, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 2,5 т могут занимать крайнюю левую полосу только для поворота налево или разворота (п. 9.4). Движение мопедов на автомагистралях Правила запрещают (п. 16.1). Таким образом, нарушителями являются водители грузового автомобиля и мопеда.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 17

При ослеплении дальним светом фар встречных или движущихся попутно транспортных средств водитель должен:

При ослеплении светом фар водитель на некоторый период времени теряет возможность объективно оценивать ситуацию на дороге, поэтому Правила предписывают порядок действий, безопасный для других участников движения: включить аварийную сигнализацию, и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться (п. 19.2).

Вопрос:
Почему надо остановится не меняя полосы, это же создаст помеху другим участникам движения?
Ответ:
Вы ослеплены, ничего не видите. Если Вы будете смещаться на правую полосу, то можете столкнуться с автомобилем, который по ней движется. А при остановке на своей полосе, водитель, который движется за Вами, успеет остановиться.

Правильный ответ:
Включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 18

3. Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, обязательные работы.

В соответствии с гл. 12 КоАП за нарушения ПДД к водителям могут применяться следующие виды административных наказаний: предупреждение (выносимое в письменной форме), штраф (взыскание с нарушителя определенной суммы денежных средств), конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей), лишение права управления ТС (запрещение в течение определенного срока управлять ТС), административный арест (содержание нарушителя в течение определенного срока в условиях изоляции от общества), обязательные работы (выполнение нарушителем в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ в течение определенного периода времени).

Правильный ответ:
Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, обязательные работы.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 19

Центробежная сила увеличивается при увеличении скорости движения и уменьшении радиуса поворота, поэтому только снижение скорости приведет к уменьшению центробежной силы.

Картинка к вопросу


Билет 33 - Вопрос 20

Опасность алкогольного опьянения при управлении ТС заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

Какому из перечисленных транспортных средств Вы обязаны уступить дорогу, намереваясь проехать прямо в показанной ситуации, в случае, если отсутствуют специальные светофоры, регулирующие движение трамваев?


1. Только трамваю.

2. Только грузовому автомобилю.

3. Обоим транспортным средствам.

4. Вы не обязаны уступать дорогу, так как пользуетесь преимуществом.

В каком из вариантов ответа наиболее полно и правильно перечислены действия, которые запрещены на необозначенных и нерегулируемых перекрестках (кроме жилых зон)?

1. Обгон, остановка и стоянка.

2. Обгон, остановка, стоянка, разворот и движение задним ходом.

3. Остановка и стоянка.

4. Обгон, остановка, стоянка и движение задним ходом.

5. Остановка, стоянка и движение задним ходом.

Пояснение к задаче:
Согласно Правилам и в соответствии с перечисленными вариантами ответа, на перекрестках (кроме жилых зон) запрещены остановка, стоянка и движение задним ходом. Разворот и обгон на необозначенных и нерегулируемых перекрестках не запрещены.

В каком из перечисленных мест не запрещена остановка?

1. Ближе 15 метров за эстакадой.

2. Ближе 15 метров за пешеходным переходом.

3. На съездах транспортных развязок в разных уровнях.

4. На проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке.

5. Остановка запрещена во всех перечисленных местах.

Пояснение к задаче:
Из перечисленных мест остановка не запрещена только ближе 15 метров за эстакадой (остановка и стоянка запрещены непосредственно под эстакадой).

На каком из перечисленных участков дорог запрещен обгон?

1. Ближе 50 метров после пешеходного перехода.

2. Ближе 50 метров после железнодорожного переезда.

3. На не обозначенном знаками приоритета выезде из жилой зоны.

4. На всех перечисленных участках дорог обгон запрещен.

Пояснение к задаче:
Из перечисленных вариантов ответа обгон запрещен только ближе 50 метров после пешеходного перехода (обгон запрещен на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны). Обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Ближе 50 метров ПОСЛЕ железнодорожного переезда обгон не запрещен. Также обгон запрещен на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках. Не обозначенный знаками приоритета выезд из жилой зоны не является обозначенным перекрестком, поэтому обгон на нем не запрещен.

На каких из перечисленных участков дорог не запрещен обгон?

1. При движении по главной дороге на необозначенном, но регулируемом перекрестке.

2. При движении по второстепенной дороге на необозначенном и нерегулируемом перекрестке.

4. На всех перечисленных перекрестках обгон запрещен.

5. На всех перечисленных перекрестках обгон не запрещен.

При движении по какому перекрестку запрещается обгон?

1. При движении по главной дороге на необозначенном и нерегулируемом перекрестке.

2. При движении по второстепенной дороге на необозначенном и нерегулируемом перекрестке.

4. На всех перечисленных перекрестках обгон запрещен.

Каким транспортным средствам из перечисленных разрешена стоянка способом, указанным на табличке?


1. Только легковым автомобилям.

2. Легковым автомобилям, а также грузовым автомобилям с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны.

3. Легковым автомобилям и мотоциклам.

4. Всем транспортным средствам.

Разрешен ли обгон в перечисленных местах при отсутствии дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки, запрещающих обгон?

1. Разрешен под путепроводом.

2. Разрешен ближе 50 метров после пешеходного перехода.

3. Разрешен ближе 50 метров после железнодорожного переезда.

4. Во всех перечисленных местах обгон запрещен.

5. Во всех перечисленных местах обгон разрешен.

Пояснение к задаче:
Из перечисленных мест обгон не запрещен ближе 50 метров ПОСЛЕ железнодорожного переезда (обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними).

На какую наименьшую величину должен выступать груз за габариты транспортного средства по длине, чтобы транспортное средство было отнесено к категории крупногабаритных?

Пояснение к задаче:
В соответствии с Правилами, если груз выступает за габарит транспортного средства по длине на 2 метра и более, то это транспортное средство относится к категории крупногабаритных.

С какой максимальной скоростью разрешено продолжить движение водителю легкового автомобиля с прицепом после проезда показанных знаков вне населенного пункта, если скорость, указанная на знаке, не превышает скорость, определенную технической характеристикой прицепа?


Разрешается ли Вам остановиться на показанном участке дороги в населенном пункте по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров?


2. Разрешается с любой стороны.

3. Разрешается только справа у тротуара.

Пояснение к задаче:
Согласно Правилам, остановка и стоянка разрешаются на правой по ходу движения обочине, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части дороги параллельно ему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств). В населенном пункте остановка разрешена у левого края проезжей части дороги параллельно ему на дороге с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине. Таким образом, в показанной ситуации, Вам разрешается остановиться с любой стороны. Следует помнить, остановка слева для посадки (высадки) пассажиров в показанной ситуации запрещена, т.к. в соответствии с п. 23.1 ПДД при отсутствии посадочной площадки пассажиры обязаны осуществлять посадку (высадку) с тротуара или обочины, которые в показанной ситуации также отсутствуют.

Разрешена ли Вам перевозка груза показанным способом в светлое время суток, если габарит по ширине превышает 2,55 метра?


1. Разрешена в любом случае.

2. Разрешена в соответствии со специальными разрешением и правилами.

Пояснение к задаче:
Так как в показанной ситуации при перевозке груза габарит по ширине превышает 2,55 метра, то водителю легкового автомобиля разрешена перевозка такого груза только в соответствии со специальными разрешением и правилами.

В каком из перечисленных мест в соответствии с Правилами дорожного движения запрещается разворот?

1. На расстоянии 10 метров за обозначенным перекрестком.

2. На расстоянии 10 метров перед железнодорожным переездом.

3. В месте, где видимость дороги в направлении движения составляет 80 метров.

4. Во всех перечисленных местах.

Пояснение к задаче:
Согласно Правилам, разворот запрещается, в частности, в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров. Таким образом, из перечисленных вариантов ответа разворот запрещается только в месте, где видимость дороги в направлении движения составляет 80 метров.

1. Видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная туманом или смогом.

2. Видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная дымностью или пылью.

3. Видимость дороги в направлении движения не менее 300 метров, обусловленная дождем, снегом или иными атмосферными осадками.

4. Все перечисленные соответствуют.

5. Все перечисленные не соответствуют.

Что является объектом обязательного страхования владельца транспортного средства?

1. Транспортное средство.

2. Гражданская ответственность владельца транспортного средства.

3. Административная ответственность водителя транспортного средства.

4. Гражданская ответственность водителя транспортного средства.

5. Все перечисленное.

Разрешено ли буксировать механическое транспортное средство с неисправной рабочей тормозной системой, если его масса превышает половину массы буксирующего?

1. Разрешено любым способом.

2. Разрешено на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

3. Разрешено только методом частичной погрузки.

4. Разрешено только на жесткой сцепке.

Пояснение к задаче:
При неисправной рабочей тормозной системе буксировать механическое транспортное средство разрешено на жесткой сцепке, но только в случае, когда масса тягача в два и более раза превышает массу буксируемого транспортного средства. Для реализации своих тормозных и тяговых качеств во время буксировки буксирующее транспортное средство должно обладать достаточной массой. Если масса буксируемого механического транспортного средства с неисправной тормозной системой (или при ее отсутствии) превышает половину массы буксирующего механического транспортного средства, то не может быть обеспечена достаточная эффективность торможения сцепленных между собой транспортных средств, а также и его поперечная и продольная устойчивость. Все это может служить предпосылкой возникновения ДТП. При неисправной рабочей тормозной системе буксировать механическое транспортное средство разрешено также методом частичной погрузки. Буксировка методом частичной погрузки позволяет обеспечить безопасность дорожного движения при неисправности как рабочей тормозной системы, так и рулевого управления буксируемого транспортного средства. Так как в вопросе указано, что масса буксируемого (того, которое буксируют) транспортного средства превышает половину массы буксирующего (того, которое буксирует), то в этом случае разрешена буксировка только методом частичной погрузки.

Кто из перечисленных ниже лиц не является участником дорожного движения?

1. Водитель транспортного средства оперативного назначения.

2. Сотрудник Военной автомобильной инспекции в экипировке при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны.

3. Водитель маршрутного транспортного средства.

4. Лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством.

5. Все перечисленные лица являются участниками дорожного движения.

В каком месте из перечисленных Вам разрешено остановиться в населенном пункте на проезжей части дороги с односторонним движением?


1. Только в месте А.

2. Только в месте Б.

3. Только в месте В.

4. В месте А или В.

5. В месте Б или В.

В каком месте из перечисленных разрешено остановиться в населенном пункте на дороге с односторонним движением?


1. Только в месте А.

2. Только в месте Б.

3. Только в месте В.

4. В месте А или Б.

5. В месте Б или В.

2. Дорога с гравийным покрытием по отношению к дороге с булыжным покрытием.

3. Дорога с асфальтобетонным покрытием по отношению к дороге с булыжным покрытием.

4. Соответствуют все перечисленные.


Очень много споров происходит при разборе ДТП или просто ситуаций, при которых точно не определено понятие "завершенный маневр".
Я тоже завороженный этим термином поднял эту тему.
Было много споров, но как обычно тут и родилась истина:
Не важно завершил человек маневр или нет, но если ты предпринял все действия, чтобы избежать ДТП, но не получилось, то существует способ доказать, что ты не виновен в аварии.

Как обычно "дьявол" кроется в деталях.
Важно помнить пункт 1.2 ПДД:
"Уступить дорогу (не создавать помех)" -требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Тут ни где не указано во время маневра. Маневр другого участника движения привел к тому, что ты должен был изменить скорость или направления движения.
Ещё раз сам маневр.

Примеры ситуации:
1. Начало движения, перестроение, поворот (разворот) и остановка
Пункт 8.1 ПДД гласит:
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи(пункт 1.2) другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в стороны левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой

Не должна создаваться, т.е если при выполнении маневра была создана опасность для движения или помехи. Неважно, что маневр был уже закончен, но ситуация была создана, а значит маневр был выполнен с нарушением. И если перед началом маневра у вас было преимущество по отношению к другому участнику движения, а в результате этого маневра было совершено ДТП, вы пытались избежать ДТП, но не получилось, то тут можно доказать, что не вы виновник ДТП.

Важно доказать, что у вас было преимущество, вы не нарушали ничего, вы пытались его избежать(тормозили), и ДТП произошло в результате маневра.

Для этого лучше всего подойдет запись с видеорегистратора, на котором дополнительно фиксируется скорость.
Ещё важно правильно приобщить запись к делу:
1. В протоколе пишите, что имеется запись с видеорегистратора и вы её предоставите на разборе. Саму запись можно показать сотрудникам ДПС, но не отдавать. У вас обязательно должна остаться копия.
2. Записываете на диск. Приносите его на разбор вместе с ходатайством о о ее приобщении к делу.

Вроде это все, что вы могли сделать. Дальше уже все будет зависеть от самого инспектора на разборе, если он не согласен, то нужно оспаривать.
Но опять же, важно чтобы вы ничего не нарушали.
Максимум, что могут приплести это 10.1, но и его ещё надо доказать.

Если действовать так, то как минимум обоюдное нарушение у вас есть, а возможно и доказательство вашей полной невиновности.

К сожалению, против вас будет играть устоявшееся мнение, что если сзади, то виноват, но нет ничего не возможного.

При поводороте налево или развороте вне перекрестка то же самое:
Пункт 8.8 ПДД гласит:
При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Тут все более однозначно. Нигде не сказано во время поворота или разворота.

ДТП при перестроении

Кто прав в ДТП с перестроением?

Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.

"Перестроение" – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.

Пункт 8.4 Правил гласит:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, "уступить дорогу".

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Обязанность водителя уступить дорогу при манёвре перестроения

Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.

А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и штраф 500 рублей.

Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.

Кто виноват по ПДД: дистанция или тот, кто въехал сзади? Спорные ситуации

Спорные ситуации при ДТП с перестроением возникают потому, что водитель, который имеет преимущество, должен тоже выполнять определенные правила. В основном, речь идёт о пункте 10.1 ПДД, нарушение которого инспекторы без разбора зачастую вменяют большому количеству водителей, которые на самом деле его не нарушали.

Мне вменяют нарушение пункта 10.1: как доказать невиновность?

К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях, в котором указано на презумпцию невиновности, в нашей стране работает редко. На практике не инспектор доказывает виновность водителя, а водитель пытается доказать свою невиновность.

В ситуации с перестроением и 10.1 ПДД чаще всего помочь сможет только видеозапись. Это может быть как запись видеорегистратора одного из участников, так и записи с уличных камер. Именно на видеозаписи может быть видно, когда возникла опасность для движения, которую должен был заметить обвиняемый в нарушении 10.1 водитель, и применить торможение.

Но если видеозаписи нет, и инспектор в определении или постановлении пишет про нарушение вами данного пункта Правил, не стоит отчаиваться, выход есть!

Дело в том, что сотрудники ГИБДД пишут про нарушение 10.1, можно сказать, везде. Даже там, где этого делать нельзя. А именно, в Определении об отказе в возбуждении дела об АПН или в Постановлении о прекращении дела об АПН, в которых указывается, что отсутствует состав административного правонарушения. В такой ситуации, если отсутствует состав, то указание на нарушение или виновность кого-либо из водителей не допускается. И необходимо обжаловать данные акты с требованием исключить указание на виновность и нарушение пунктов правил.

Ещё бывают ситуации, когда в постановлении о виновности одного из водителей сотрудники ГИБДД пишут и про нарушения другого водителя. Что тоже не допускается, так как дело возбуждается и рассматривается лишь в отношении одного участника ДТП, и в постановлении должно быть указано лишь на его действия и вину. Если ваше нарушение 10.1 фигурирует в подобном постановлении, обжалуйте его.

Работает ли дистанция при ДТП с перестроением

Если перестроились задолго до удара сзади?

Если после перестроения в правый или левый ряд прошло уже достаточно времени, и сзади кто-то просто не смотрел на дорогу, в результате чего въехал в ваш автомобиль, то всё опять будет сводиться к доказательствам.

У кого из водителей будут убедительнее доказательства в подтверждение его версии событий, тот и окажется невиновным. Судебная практика сурова и часто справедлива, однако, конкретный судья будет располагать только теми данными, которые для него доступны, и на их основании делать выводы.

Опять же, в качестве доказательств могут быть предоставлены:

  1. записи видеорегистраторов (самих участников ДТП или других машин),
  2. записи с наружных камер видеонаблюдения,
  3. показания свидетелей,
  4. объяснения самих водителей,
  5. схема места ДТП,
  6. фотографии с места происшествия.

Автотехническая экспертиза как доказательство, кто виноват

Но бывают случаи, когда в деле есть и видеозаписи, и другие доказательства, но инспекторы не видят или не хотят видеть невиновность водителя. В таком случае нужно ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы по делу. В зависимости от ситуации, эксперту могут быть заданы разные вопросы, на которые ему придется ответить при проведении экспертизы. Например, нижеследующие.

  1. Какими пунктами правил должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации с перестроением?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) какого-либо водителя и ДТП?
  3. Имелась ли у водителей техническая возможность избежать ДТП?

Лицо, заявляющее ходатайство, вправе предложить экспертные учреждения, в которые можно назначить такую экспертизу. Если инспектор откажет в её проведении, то о такой экспертизе можно будет ходатайствовать уже в гражданском процессе, в котором суд, вне зависимости от постановления ГИБДД, будет выяснять, кто виноват в данном ДТП.

Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении

Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.

Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.

В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.

Виновность в ДТП на дороге, если машина перестраивалась

Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.

Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр.

А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?

Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.

В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).

Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.

Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.

Если дорога сужается?

Бывают ситуации, что водители особо-то и не маневрируют, а расстояние между машинами становится всё меньше и меньше, что в конечном итоге может привести к ДТП. Такие ситуации возникают, когда меняется ширина дороги.

Сужение может быть с левого или правого ряда дороги, об этом есть соответствующие знаки в Правилах, но может быть и одновременно, как бы и справа и слева, без установки соответствующих знаков.

Причем вину могут возложить как на одного, так и на другого водителя, так как правилами дорожного движения такая ситуация не совсем оговорена.

По факту, оба водителя двигаются вдоль линии разметки, кто-то вдоль осевой, кто-то вдоль края проезжей части, никто из них не маневрирует, движутся без изменения направления движения, поэтому и кто кого должен пропустить, не совсем понятно.

На практике, могут быть разные ситуации.

  1. Водителю, двигающемуся вдоль осевой линии разметки, будут вменять нарушение пункта 8.9 ПДД, так как вторая машина приближается к нему справа.
  2. Или же водителю, двигавшемуся вдоль края ПЧ, будут вменять перестроение, так как якобы именно с его стороны сужение, ведь осевая линия идёт ровно и не смещается.
  3. Могут вменить кому-то из водителей пункт 9.10.
  4. Могут обоим выписать нарушение 9.10.

Исход такого дела будет зависеть от знаний ПДД сотрудником ГИБДД и от того, какой из версий он (его руководство) придерживается.

Тонкость ДТП при одновременном перестроении

В 2021 году правила не менялись, и норма про одновременное перестроение на дороге осталась прежняя. Уступать дорогу нужно тому транспортному средству, которое перестраивается справа в левый ряд.

Авария при одновременном перестроении

Но конкретное указание на приоритет одного из участников дорожного движения не уменьшает количество спорных ДТП с перестроениями.

Кстати, именно эта схема и используется чаще всего различными автоподставщиками, которые имитируют столкновение машин, якобы при одновременном перестроении.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо внимательно смотреть по зеркалам и при выполнении манёвра делать это четко и быстро, не создавая помех другим ТС.

Тонкость с перестраивающимся автобусом или троллейбусом

Приоритету маршрутных транспортных средств посвящен 18 раздел ПДД. Нас интересует пункт 18.3 данного раздела.

Вся тонкость и неопределенность с МТС в том, что в Правилах опять описаны и обязанности водителей машин уступить, и обязанности водителей МТС убедиться, что им уступают.

Получается, что в случае ДТП с автобусом или троллейбусом, отъезжающим от остановки, нужно вменять водителям обоюдную вину, ведь один не уступил, а другой не убедился.

На практике же в 2021 году могут быть различные варианты. ГИБДД может усмотреть нарушение правил только у одного из водителей. Чаще всего это бывают именно водители машин, поэтому в спорной ситуации всегда лучше пропустить автобус и троллейбус.

Троллейбус перестраивается в соседнюю полосу движения

Судебная практика

WhatsApp

Начнём мы с самого главного. Виновником в любом ДТП является тот, кто что-то нарушил ПДД, чаще всего. И именно нарушение одним участником Правил и отсутствие нарушения у другого определяет виновность первого. Если же обоим участникам вменяется штраф или другое наказание, то образуется обоюдная вина. В этом и кроется важность отсутствия приоритета у нарушающего ПДД, которую определил Верховный суд в июне 2019 года. Таким образом, нарушитель не имеет преимущества – так работает судебная практика в 2021 году. Но это зависит от того, что конкретно нарушается, и имеет ли это связь с наличием приоритета. Давайте подробнее обсудим данный вопрос!

Что случилось?

26 июня 2019 года Верховный суд России вынес важное Постановление Пленума, в котором разъяснил многие вопросы касательно правонарушений в области дорожного движения. Мы уже обсуждали разъяснения ВС РФ по части лишения прав за номера, а также по правилам освидетельствования на опьянение.

Но не менее важным было указание на ряд важных тонкостей касательно нарушения водителем ПДД и наличия у него преимущества при этом.

Что сказал Верховный суд?

Всего один небольшой абзац в документе более чем на 30 страниц поставил жирную точку в судебной практике. Вот официальная цитата:

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавший на перекрёсток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Обратите внимание, согласно Конституции, Верховный суд наделён полномочиями давать указания судам более низких инстанций по спорным вопросам. Это означает, что мировые, районные и прочие судьи обязаны руководствоваться процитированным выше разъяснением.

Впрочем, практика уже много лет назад сложилась таким образом, что преимущественно так всё и работало. Но как именно, давайте выяснять!

Верховный суд о приоритетах водителей

Тонкости преимущества у нарушителя в 2021 году

По сути, мнение об отсутствии преимущества у нарушителя ПДД кроется в игре терминологии в этом нормативном акте. Давайте проследим логику этого утверждения.

  1. Целый ряд пунктов ПДД предписывает водителям уступить дорогу. К примеру, 8.4 – при перестроении, 8.3 – при выезде с прилегающей территории, 13.5 – при движении под стрелку светофора с одновременно включенным красным сигналом и другие пункты.
  2. Между тем, сам термин "уступить дорогу" чётко описан в 1.2 Правил и означает, что вам запрещено продолжать, возобновлять движение или осуществлять манёвр, если это вынудит других участников, имеющих преимущество, изменить направление или скорость движения. То есть необходимость уступать дорогу чётко коррелирует с наличием приоритета у того, кому мы уступаем.
  3. Но и приоритет описан в том же пункте – это право на первоочередное движение в намеченном направлении.

Так почему же нарушитель не имеет преимущества? Всё дело в этом самом праве на первоочередное движение. Логично умозаключить, что если у водителя не права на движение в намеченном направлении, то и приоритета не может быть. То есть в данном случае первоочередное движение чётко связано с таким правом – а раз нет права на движение, то и права быть первоочередным быть не может. Нарушитель не имеет приоритета, и точка!

  • Вы перестроились на "автобусную" полосу, руководствуясь разметкой, и "подбили" движущегося по ней в нарушение лётчика? Виноват именно лётчик.
  • Вы поворачивали направо из крайней правой полосы и столкнулись с "обочечником" – виноват "обочечник".
  • Вы поворачивали налево на регулируемом перекрёстке, пропуская встречный транспорт, и ударились с выехавшим на красный свет "проскакуном"? И снова виновник – нарушитель.

Нарушитель не имеет приоритета по ПДД – судебная практика 2021 года

Кому не нужно уступать дорогу?

Обратите внимание, что данное утверждение существует только в контексте ДТП. Иначе его не было бы смысла разбирать. То есть при уже случившемся ДТП мы расставляем приоритеты – точнее, это делает суд.

Расставление приоритетов помогает определить виновного в происшествии. А виновный возмещает причинённый ущерб (точнее, его страховая компания при наличии ОСАГО).

И здесь важен тот момент, что суды смотрят на причинно-следственную связь при определении вины (и степени вины при "обоюдке"). Они задают простой вопрос: отсутствие нарушения какого из участников помогло бы избежать ДТП?

Из это делаем вывод, что не все нарушения ведут к отсутствию приоритета. Например, если водитель едет в состоянии опьянения (о чём до аварии и не знает другой участник движения), а вы ему не уступите дорогу, выезжая со двора, то его нарушение не имеет связи с ДТП – авария произошла по причине неуступления дороги, а не пьяного водителя.

Читайте также: