Кто из российских императоров учредил музей кунсткамера

Обновлено: 16.05.2024

(нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох.

В 1719 Петр издал указ об открытии коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в доме опального вельможи, причастного к заговору сына Петра царевича Алексея, Александра Кикина (его дом у Смольного собора в Петербурге после раскрытия заговора в 1718 конфисковали и передали под выставку). Помимо анатомических и зоологических экспонатов, в ней была представлена начавшая создаваться историческая коллекция – образцы одежды и предметы быта разных народов, населявших Россию. Петр сам был отличным гидом: он любил показывать иностранным послам и русским вельможам всевозможные диковинки и рассказывать о них. Любопытно, что в первые годы своего существования музей имел в своем составе и живые экспонаты – монстров, карликов и великанов, скелеты которых после их смерти также пополняли коллекцию.

К 1830-м в Музее скопилось такое множество самых разнообразных вещей и коллекций, что потребовалось их заново систематизировать. Эта работа была завершена к 1837, когда принято было решение рассредоточить собранные материалы. На базе Кунсткамеры возник ряд самостоятельных академических музеев – Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Музеи располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, причем Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I были оставлены в здании Кунсткамеры. Первым директором Этнографического музея стал академик А.М.Шегрен (1844–1855), а хранителем – Л.Ф.Радлов. Руководителем Анатомического кабинета в 1842 становится академик К.М.Бэр, положивший начало собирания остеологических (костных останков) коллекций Кунсткамеры. С 1995 эти коллекции, насчитывающие около 15 тысяч костяков из археологических раскопок в европейской и азиатской частях России, Средней Азии и Кавказа, находятся на хранении в Отделе антропологии Музея, расположенном в ином здании (С.-Петербург, Средний проспект В.О., д. 24).

В 1878 два музея – Антропологический и Этнографический – решено было объединить в один – Музей антропологии и этнографии. Этот Музей должен был в своих стенах объединить все данные науки о происхождении человека и его культуре – антропологии, археологии и этнографии. После объединения – в конце столетия – бывшая Кунсткамера пополнилась уникальными коллекциями, собранными русскими путешественниками в Африке (В.В.Юнкер) и в Новой Гвинее (Н.Н.Миклухо-Маклай).

В 1903 в связи с празднованием 200-летия основания Петербурга, Музей стал называться Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого. Это имя Музей носит и сегодня. Через 30 лет – уже в советское время, в 1933, на базе Музея антропологии и этнографии был создан Институт этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Академии Наук СССР. Созданная в 1943 Московская группа ИЭА АН СССР во главе с проф. С.П.Толстовым стала впоследствии головной частью Института, а ленинградская – получила название: Ленинградское отделение ИЭА АН СССР. В 1946 – после тяжелых лет блокады – экспозиции Музея были открыты для широкой публики после пятилетнего перерыва, началось пополнение коллекций и создание новых экспозиций, посвященных этнографии народов мира. В 1992 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук стал вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В.Ломоносова (созданный еще в начале XIX в.), всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры, но являвшийся в течение советского времени частью Института истории естествознания и техники РАН, снова стал частью Музея.

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

кунсткамера это

Как появилась Кунсткамера?

Создание первой коллекции

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

кунсткамера санкт петербург

Спустя некоторое время был опубликован двухтомный каталог, демонстрирующий все экспонаты Кунсткамеры, включая иллюстрации и объяснения на немецком языке.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

кунсткамера история

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

экспонаты кунсткамеры

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

музей кунсткамера

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

первая кунсткамера

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

музей антропологии и этнографии имени петра великого

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.







Версия в формате PDF

№ 13 от 23 октября 2014 г.

: коротко :

: визит-профессура :

: жизнь институтов :

: наука на пользу :

: наши люди :

: презентация :

: время говорить :

: мир, в котором мы живем :

: история страны :

: СФУ — спорт :

: студенческая территория :

: любимый город :

Последняя страница

Кунсткамера — первый русский музей


История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки в эпоху царствования Петра I (1682–1725 гг.) — инициатора реформ, направленных на выход России на европейскую арену.

Петра очень заинтересовали подобные редкости, и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи. Основу собрания редкостей Петра составили минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева из Индии, других азиатских стран. В коллекцию входили также анатомические препараты голландского анатома Фредерика Рюйша, восхитившие царя. Были начаты переговоры о покупке, завершившиеся только в 1716 г. (за коллекцию Пётр выложил огромную по тем временам сумму в 30 тыс. гульденов), ещё более года заняла доставка коллекции в Россию. Дополнял уникальное собрание огромный Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого можно было наблюдать движение звёздного неба. Этот необычный подарок Пётр получил в Европе от герцога Голштинского.

Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось всё больше, Пётр издал специальный указ, повелевавший собирать диковинки и редкости естественно-научные и исторические и отправлять их в Петербург. Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, и те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда. Указы об охране культурных, исторических и прочих ценностей выходили довольно часто и стали основой российского законодательства об охране памятников.


Агенты Петра искали для него раритеты за границей, проявляя иногда чудеса изворотливости. Так, русский дипломат Савва Рагузинский приобрёл в Риме статую Афродиты (ныне известна как Венера Таврическая). Но проблема была в том, что вывезти её из Рима было нельзя: вывоз античных ценностей папские указы запрещали. Тогда Ватикану предложили обмен: статую Венеры на мощи св. Бригиты (не канонизированная православной церковью, она была исключительно католической святой, так что религиозные устои не были затронуты). Обмен был предложен с широкой оглаской в европейской прессе. Делалось это намеренно: посмеет ли папа отказаться от него? Обмен состоялся, статую привезли в Петербург и установили в Летнем саду около царского дворца, где она и смущала своей наготой жителей, непривычных к таким зрелищам. Позже при Екатерине II статую перенесли в Таврический дворец, т.к. климат северной столицы был ей явно противопоказан. В настоящее время повреждённая статуя (утрачены руки и фрагмент носа) находится в Государственном Эрмитаже.

Фрагмент сосны

Пётр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городской центр планировали сделать на Васильевском острове, именно здесь в 1718 году началось строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Пётр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: её ствол был причудливо изогнут. Пётр назвал дерево монстром, приказал спилить сосну и сохранить её необычную часть, а на том месте, где она росла, построить новое здание музея. К сожалению, сам Пётр не успел увидеть Кунсткамеру законченной: строительство шло очень медленно. Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году. Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса — первого и некогда самого большого в мире глобуса-планетария, диаметром 3,1 метра.

В конце 1747 г. в музее вспыхнул пожар, нанесший коллекциям большой урон. Уцелевшее было перенесено в дом Демидова. Императрица Елизавета выделила средства на восстановление музейного здания и пополнение пострадавших коллекций. В 1766 г. Кунсткамера была переведена во вновь отстроенное здание. В 1836 г. Кунсткамеру разделили на 7 музеев.

Д.С. Лихачёв отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры. Развитие музея в последние десятилетия связано с укреплением его статуса в культуре. Музей представляет исчезающие из общества явления и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Музейные фонды обладают огромным созидающим потенциалом для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, возрождать традиционные промыслы и ремёсла, восстанавливать музыкальный и художественный вкус, чтобы вновь поставить на твёрдую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей.

Расположенный на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук по праву считается одним из самых необычных и уникальных в мире. Коллекционные фонды этого старейшего музея насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.

Истоки уникальной коллекции

Под впечатлением от заморских коллекций по возвращении домой Петр I принялся обустраивать подобный кабинет у себя во дворце. Не скупясь, государь покупал за границей редкие книги, различные приборы, уникальные артефакты и природные диковинки.

Самое старое здание музея в мире

Разумеется, в скором времени в дворцовых покоях коллекциям стало тесно, из-за чего ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. А к этому, надо сказать, царь-реформатор очень стремился.

Поэтому в 1718 году было решено временно разместить экспонаты во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с конфискацией имущества за участие в заговоре против государя. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения. В том же году началось строительство специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.

По преданию, Петр I решил возвести музей именно на месте, где когда-то обнаружил те причудливо сросшиеся деревья. Наиболее интересные их части были переданы в Кунсткамеру и до сих пор хранятся там в качестве одного из самых ранних экспонатов.

Добавим, что здание, в котором по сей день расположена Кунсткамера, — самое старое музейное здание в мире. Как ни печально, Петр I не успел увидеть его — строительство было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года, ровно 288 лет назад.

С миру по нитке

Надо сказать, все это сыграло важную роль в формировании фондов Кунсткамеры: на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями, в том числе в ходе специальных экспедиций в различные регионы России.

Добавим, что коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, насчитывавшая более 2 тысяч экспонатов, собиралась ученым на протяжении 50 лет. Говорят, Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить ученого расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Но в довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов.

Жуткий театр с бесплатными бутербродами

Любопытно, что в прежние времена посетители попадали в Кунсткамеру не с набережной Невы, а с северной стороны — приплывали на лодках. Поднявшись по лестнице, гости музея сперва оказывались в залах библиотеки с десятками шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике, географии, анатомии, медицине, химии, садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, а также атласами и картами. В библиотеке располагалось и собрание живописи, а на втором этаже — два больших глобуса.

После библиотеки посетители попадали в Анатомический театр, расположенный в центральном круглом зале петербургской Кунсткамеры. Отметим, что анатомия в то время была модной. В Европе каждый правитель, считавший себя просвещенным, имел придворного анатома. Увлечения этой наукой не избежал и Петр I. Сейчас это трудно понять, но вскрытие тел, будучи невиданным и захватывающим зрелищем, тогда было сродни театральному спектаклю. На столе в центре круглого зала производилось вскрытие трупа, присланного из полиции. А на скамейках по четырем сторонам амфитеатра располагались зрители, желающие увидеть, как же устроено человеческое тело.

Отсюда же гости Кунсткамеры могли пройти в зал, где в шкафах хранилась знаменитая анатомическая коллекция Рюйша: препараты отдельных органов человека, включая кожу, мускулы, мозг, а также человеческие скелеты. На полках в заспиртованном виде хранились зародыши и умершие детки со сращенными глазами (циклопия), отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия), с хвостом, как у русалки (сиреномелия). По внутреннему периметру этого зала были расположены шкафы с зоологическими препаратами из собраний Рюйша и Себы. Здесь же были и живые экспонаты: карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Наверху в галереях располагались художественные работы, археологические находки и этнографическая коллекция, представленная одеждой разных народов России и соседних стран, религиозными атрибутами. В зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус, вдоль стен стояли шкафы с научными физическими, астрономическими, математическими инструментами, а над глобусом размещались три обсерватории.

Царем-реформатором Кунсткамера изначально задумывалась не только как музей, но и научная база, а также важнейший культурный и просветительский центр. Спустя десять лет после создания музея — в 1724 году — Петр I учредил Академию наук и передал Кунсткамеру вместе с библиотекой в ее ведение.

Став академическим, музей формировался благодаря многочисленным научным экспедициям. В Кунсткамере сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов, здесь же изучались флора и фауна России, сюда были привезены из экспедиций предметы быта и верований разных народов страны, а позднее и всего мира, археологические находки. По богатейшей нумизматической коллекции можно было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Северной войне.

В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые: археологи, естествоиспытатели, зоологи, востоковеды, историки, языковеды. Коллекции пополняли такие путешественники, как Джеймс Кук, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Отто Коцебу, Николай Миклухо-Маклай и другие. В этом здании, работал титан русской и мировой науки Михаил Ломоносов.

Сосредоточение в стенах музея богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому не было во всей Европе.

Со временем универсальные музеи уступили место специализированным, и в 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический и Анатомический, которые продолжают находиться в прежнем здании, а также Азиатский, Египетский, Зоологический, Ботанический, Минералогический музей и Кабинет Петра I.

Разделение по специализациям универсального собрания Кунсткамер было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки и принципами управления. Благодаря этому каждый музей получал свой бюджет, а вместе с ним и перспективы развития в русле представляемой науки. Сегодня Кунсткамера — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся сегодня в Кунсткамере, насчитывают более 1,2 млн экспонатов и являются одними из наиболее полных и интересных в мире.

Большинству, конечно же, этот музей известен своей уникальной коллекцией анатомических уродств. Действительно, склянки с аномальными младенцами, как бы это ужасно ни звучало, вызывают неподдельный интерес у большинства посетителей. Но коллекция музея полна самых разнообразных и удивительных вещей. И каждый экспонат имеет свою историю появления в Кунсткамере, а некоторые даже овеяны легендами.

Одна из них рассказывает, например, о скелете Николая Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров, привез его в Россию и сделал своим личным лакеем. А когда в 1724 году Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп. Но с тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам музея и ищет свою голову.

Кунсткамера ночное фото

Кунсткамера - один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей - она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике - этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части - Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка - Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры - служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.


Royal Christmas Gala с Сарой Брайтман и хором Gregorian


Как приобщить ребёнка к театру


Спектакли для школьников: литература в действии


Мартин Макдонах: ирландские проблемы в русских реалиях


Подберем мероприятие для вас

Эстрада - поп, Концерт

  • 09 июля 20:00
  • ГАЗПРОМ АРЕНА
  • Билеты от 2300 ₽ Е

Этно - фолк, Шоу, Концерт

  • 05 января 18:00
  • ДК Железнодорожников
  • Билеты от 600 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 02 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 03 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 1000 ₽ Е
  • 04 января 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 05 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 02 января 19:00
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 04 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 1200 ₽ Е
  • 02 января 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 03 января 12:00
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е
  • 05 января 18:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада - поп, Концерт

  • 02 января 19:00
  • ДК Ленсовета
  • Билеты от 1500 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 07 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 06 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 04 января 12:00
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е
  • 06 января 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 1000 ₽ Е
  • 03 января 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 05 января 12:00
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е

Детям, Шоу, для семейного просмотра

  • 08 января 15:30
  • Юбилейный СК
  • Билеты от 800 ₽ Е
  • 08 января 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2000 ₽ Е

Эстрада - поп, Концерт

  • 04 марта 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1200 ₽ Е
  • 06 января 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада - поп, Концерт

  • 20 января 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 3000 ₽ Е

Эстрада - поп, Концерт

  • 15 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2500 ₽ Е

Концерт, Разговорный жанр

  • 12 февраля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1800 ₽ Е

Кунсткамера ночное фото

Кунсткамера - один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей - она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике - этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части - Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка - Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры - служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Читайте также: