Депутаты совета федерации фс рф 1 го созыва можно ли отозвать

Обновлено: 28.06.2024

Статусы депутата ГД и члена СФ во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты ГД избираются населением, а члены СФ входят в состав палаты по назначению или избранию ОГВ субъектов.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

- письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства Российской Федерации;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

- признания гражданина, являющегося депутатом (членом) палаты Федерального Собрания, недееспособным или умершим решением суда, вступившим в законную силу;

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях:

- избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

- поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- роспуска Государственной Думы.

ДепутатГосударственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Правительства РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы являются членами коллегиальных органов - Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности - участие в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ. Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в выполнении поручений соответствующих палат и их органов; в парламентских слушаниях; обращаются с запросами, работают с избирателями.

Являясь представителями своих избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь.

Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.




Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обязаны соблюдать правила парламентской этики. Так, согласно Регламенту Государственной Думы выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют в налоговые органы декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную Думу и Совет Федерации. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации".

Согласно Конституции РФ (ст. 104) и названному ранее Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы лично участвует в заседании своей палаты, а также комитета или комиссии, членом которой он состоит.

Если парламентарий не может присутствовать на заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии по уважительной причине, он заблаговременно информирует об этом соответствующего председателя палаты, председателя комитета, комиссии.

Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы - на всех заседаниях Совета Федерации.

Депутат и группа депутатов Государственной Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

По Конституции РФ (ст. 98) и Федеральному закону о статусе депутатов член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие им документы.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой.

Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

В случае причинения депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Практика отзыва депутатов избирателями впервые была применена в России в первые годы советской власти. Институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц рассматривался как своеобразная форма общественного контроля за деятельностью выборных, их ответственности перед народом.

В Декрете Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 4 декабря (21 ноября) 1917 г. "О праве отзыва делегатов" говорилось, что по-настоящему демократическим себя может признать только то государство, которое юридически признает право отзыва избранных делегатов .

СУ РСФСР. 1917. N 3. Ст. 49.

В годы советской власти институт отзыва депутатов номинально сохранялся, хотя практически не функционировал.

К сожалению, в настоящее время ни Конституция РФ, ни Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не предусматривают отзыва депутата как основание досрочного прекращения его полномочий.

В эпоху перестройки в правоведении восторжествовала идея свободного депутатского мандата, что означает полную независимость депутата от избирателей. Депутаты не связаны предвыборными обещаниями. Избиратели ни при каких обстоятельствах не могут отозвать депутата, даже в случаях пренебрежения избранным лицом своими обязанностями.

Однако жизнь показывает, что отзыв нужен и полезен. Он позволит защитить избирателей и освободить представительные органы власти от случайных людей, которые не чувствуют ответственности перед своими избирателями, пропускают сессионные заседания, уклоняются от выполнения повседневных обязанностей, личного участия в голосовании, контактов с народом.

За возрождение практики отзыва депутатов и выборных должностных лиц, не оправдавших доверия избирателей, ратуют многие ученые-юристы .

См.: Зиновьев А.В. Гарантии и способы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. N 1. С. 15.

Возможность отзыва депутата предусматривается законодательством ряда субъектов Федерации, где пока еще сохраняется мажоритарная система выборов.

Основаниями для отзыва депутата могут служить:

1) систематическое неучастие в сессионных заседаниях;

2) уклонение от участия в голосовании;

3) невыполнение поручений внутренних руководящих органов палаты, постоянных комитетов и комиссий, депутатских фракций;

4) совершение поступка, позорящего статус представителя власти.

Отзыв депутата - это форма контроля за его деятельностью, мера конституционной ответственности.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 24 декабря 1996 г. "По делу о конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ" подтвердил законность отзыва депутата на уровне субъекта Российской Федерации. При этом было отмечено, что институтом отзыва депутата избирательные права граждан не ограничиваются, поскольку их содержание составляет только избрание, а не последующие отношения между депутатами и избирателями .

СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 348.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм.) допускает возможность установления отзыва выборных представителей муниципальной власти уставами муниципальных образований в соответствии с региональными законами (ст. 24). Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одобрил 28 октября 1998 г. Модельный закон о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления .

Вестник Центризбиркома РФ.

1999. N 1. С. 37 - 57. Следует отметить, что в настоящее время Московская область перешла на пропорциональную избирательную систему. - Прим. автора.

В настоящее время законы об отзыве депутата приняты в республиках Алтай, Северная Осетия - Алания, Волгоградской, Кемеровской, Тверской и ряде других областей. Однако с переходом регионов на смешанную или пропорциональную систему представительства многие из этих актов утратят юридическое значение. Поправками к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с 2011 года установлено, если все депутатские мандаты или их часть в соответствующих муниципальных образованиях замещаются депутатами, избранными по партийным спискам, отзыв депутата не применяется. В этой ситуации, представляется, парламентская фракция должна получить право ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий недобросовестного депутата.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга 18 мая проголосовало за отзыв Сергея Миронова из верхней палаты российского парламента. Миронов почти 10 лет представлял в верхней палате парламента законодательное собрание Петербурга. С мандатом сенатора Миронов автоматически теряет и должность "третьего лица в государстве" - председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Ниже приводится справочная информация о процедуре назначения и отзыва спикера Совета Федерации.

Совет Федерации (СФ) является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации избирает из своего состава председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Процедура назначения и отзыва председателя Совета Федерации, как и любого члена СФ, регламентируется нормами федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации", действующими с 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Для прекращения полномочий сенатора от исполнительной власти региона соответствующее постановление должен издать губернатор. Если сенатор делегирован от регионального законодательного собрания, решение о его отзыве должно быть принято депутатами заксобрания на заседании при наличии необходимого кворума.

До 1 января 2011 года, когда вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации" от 5 августа 2000 года, полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом по представлению председателя Совета Федерации. Этот порядок формирования Совета Федерации действовал с 8 августа 2000 года.

Изменения в закон "О порядке формирования Совета Федерации" от 14 февраля 2009 года упразднили право спикера Совета Федерации инициировать досрочное прекращение полномочий любого из сенаторов.

До 8 августа 2000 года порядок формирования Совета Федерации был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Председателем Совета Федерации с января 1996 года по декабрь 2001 года был Егор Строев, который одновременно был губернатором Орловской области. Полномочия Строева прекратились 5 декабря 2001 года после реформы Совета Федерации.

После прекращения своих полномочий Егор Строев был избран почетным председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Строеву, а также председателю Совета Федерации первого созыва (1994-1996) Владимиру Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Председателем Совета Федерации с 5 декабря 2001 года является Сергей Миронов.

Обращался в избирательную комиссию для приведения списка в соответствие с действующим законодательством.

Ответ избирательной комиссии: "вопрос переслан председателю Совета."

Как действовать, чтобы лишить депутата мандата?

Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1.1. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

В случае, если нарушение Закона в указанной части имело место, Вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру.

Аналогичные ограничения в настоящее время предусмотрены и для депутатов представительных органов местного самоуправления (в т.ч. муниципальных районов):

Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Спасибо вам Роман за ответ. Хочу уточнить: эффективнее обратиться в прокуратуру или сразу в суд? Сами понимаете политическую конъектуру. Депутат избранный от КПРФ — по факту оказался скрытым сторонником ЕР. Прокуратура предполагаю не даст ответа в соответствии с законодательством и передвинет на ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА, этого мне не нужно.
Согласно регламента Совета

12.7. О вхождении во фракции и выходе из них депутат обязан письменно проинформировать об этом Совет и председателя фракции.

Есть только устное заявление депутата, можно ли на основании публичного устного заявления депутата (есть видеозапись) лишить её мандата?

Как можно лишить депутата его статуса и мандата в Московской области? Возможно ли это,в принципе? Или нет?

1 февраля случайно (списали остаток средств на карте,пришло смс от банка,где указано основание) узнала о том,что в отношении меня ведётся исполнительное производство по взысканию задолженности перед МФО. На сайте госуслуг в тот же день нашла информацию о том,что 29.12.2017 был вынесен судебный приказ, копию которого я не получала ни лично,ни по почте. 2 февраля я подала заявление в мировой суд о выдаче мне копии приказа, но ещё не забрала её до настоящего времени.Как правильно действовать, чтобы отменить судебный приказ и остановить исполнительное производство,т.к.я не согласна с суммой долга и хочу участвовать в полноценном судебном разбирательстве.Успеваю ли я по срокам, где именно все-таки нужно получать копию приказа-в суде или у пристава? Как действовать дальше,чтобы не было отказа в отмене судебного приказа?

меня лишили депутатского мандата за то что я не сдал декларацию.Но решение сессий было принято 26 апреля 2016 года по декларациям 2015 года и было принято что решение вступает задним числом с 15 ноября 2015 года. 26 апреля я находился в москве и никак не мог участвовать на сессии. А по уставу закон вступает со дня опубликования. Но я говорю это норма права действует только на 2017 год .во время сдачи декларации за 2016 год .я за 2016 обязуюсь сдать . но меня не послушали . Пожалуйста кто может помочь . просто здесь глава администрации нашел как бы зацепку .за то что я критикую и предлагаю экономически обоснованные решения вопросов .а им это не нравиться . хотя народ меня поддерживает .да я являюсь фермером.работаю с 4 утра и до поздна .помогаю своим избирателям .

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, у меня такая ситуация: у нас муниципальная квартира было прописано 4 человека, сейчас мой брат, который прописан в этой квартире женился и прописал к нам ребенка, его супруга прописана в другом городе, места в квартире мало, брат с женой и своим ребенком собираются к нам переехать, но я против, потому, что за кварплату они не платят и скандалы постоянно устраивают, могу я что-то сделать в такой ситуации, чтобы его жена не имела право жить в нашей квартире?

Читайте также: