Кто из ребят прав в споре об основном источнике права в россии

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Цели урока (слайд 2):

  • Образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов;
  • Развивающие: развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия; выделять главное; интегрировать информацию смежных дисциплин; закрепление навыков работы с дополнительной литературой; развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
  • Воспитательные: способствовать развитию: правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции; воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор, видеомагнитофон.

Деятельность студентов на уроке: фронтальная, групповая, творческая, аналитическая работа с документами.

План урока:

№ п\п Этапы занятия Учебные вопросы; Формы обучения
1. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (5 минут) Организационный материал, вводное слово преподавателя
2. Опрос студентов по изученному материалу (2025 минут) Опрос домашнего задания:
– фронтальный;
– индивидуальный:
а) по карточкам;
б) на местах;
в) у доски
3. Новый материал: лекция-беседа (45 минут) План:
1. Понятия формы (источника) права
2. Виды источников права
3. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт, как источник права
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
4. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (710 минут) Аудиторная самостоятельная работа студентов:
1) работа в парах
2) индивидуальное выполнение заданий
Выборочный анализ работ студентов
5. Подведение итогов урока (5 минут) Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

II. Опрос студентов по изученному материалу

Фронтальный опрос:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Виды социальной нормы
  3. Охарактеризуйте обычай как норму права
  4. Дайте определение правовой норме
  5. Перечислите признаки права
  6. Функции права

Индивидуальный опрос (по карточкам):

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?
  1. Дать определение правовой норме
  2. Какими признаками характеризуется право?

Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.

Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глоссарий :

  1. Формы (источники) права
  2. Правовой обычай
  3. Религиозные тексты
  4. Правовая доктрина
  5. Нормативный договор
  6. Нормативно-правовой акт
  7. Юридическая сила
  8. Судебный прецедент
  9. Закон
  10. Подзаконные акты

III. Новый материал: лекция-беседа

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование) (слайд 4).

«Здравствуйте, меня зовут Фемида, Богиня правосудия, основа правопорядка. Меня придумали в Древней Греции, я миф и сегодня Вас познакомлю с источниками права.

«Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.

Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.

«Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.

Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами [5].

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.

«Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

«Нормативно-правовой акт это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы характеризуются следующими признаками (ответ студента)

  1. принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
  2. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  3. обладают высшей юридической силой;
  4. имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия закона;
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
  • нормативно-правового содержания закона и т.д.

Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы (слайд 9).

Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).

Фемида показывает Уголовный Кодекс РФ.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.

Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти (слайд 10).

Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц (слайд 11).

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.

Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:

  • по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
  • в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).

Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.

IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Задание на карточках:

1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы [8]:

2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

Вопросы к закреплению изученного материала:

  1. Формы (источники) права
  2. Какие виды источников права вы знаете?
  3. Что такое нормативно-правовые акты?
  4. Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
  5. Какие виды законов существуют в РФ?
  6. Перечислите основные признаки закона
  7. Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
  8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц

V. Подведение итогов урока

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ недавно изучила очень необычный спор. Суть его в следующем - некий гражданин в Краснодарском крае написал жалобу на местного полицейского чина, обвинив человека в погонах во всех грехах. Список прегрешений был длинный - от взяток с подчиненных до незаконного оформления на родню участков земли. Всего бдительный гражданин написал три жалобы за короткий срок, каждый раз добавляя обвинений.

Верховный суд РФ объяснил, когда жалоба человека является клеветой, а когда - исполнением гражданского долга. Фото: iStock

Верховный суд РФ объяснил, когда жалоба человека является клеветой, а когда - исполнением гражданского долга. Фото: iStock

Проверки показали, что ни один факт коррупции, в заявлениях на имя начальства полицейского, не подтвердился. И когда проверки завершились, переживший неприятные моменты правоохранитель пошел в суд, чтобы защищать свое честное имя. И несложному, на первый взгляд, делу пришлось дойти до высокой судебной инстанции. Верховный суд пересмотрел итоги этого гражданского дела и разъяснил, когда такие заявления-кляузы считаются порочащими честное имя, а когда - гражданским правом любого россиянина и борьбой с коррупцией.

Фото: Сергей Михеев.

Итак, истец, руководитель районной полиции, принес в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Полицейский просил суд признать не соответствующими действительности сведения, которые распространил заявитель в своих письмах. И еще просил обязать ответчика написать опровержение cвоим начальникам и представителям Следственного комитета, которые разбирались с жалобами.

Райсуд полицейскому отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда это решение отменила и приняла другое. Апелляция признала не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведения, которые заявитель приводил в своих письмах. Проигравший полицейский пожаловался в Верховный суд.

Первое и второе заявление бдительный гражданин отправил начальнику областной полиции с разницей в несколько дней. В заявлениях приводился длинный список преступлений начальника местной полиции - он и назначает подчиненных на хорошие места за деньги, и данью всех подчиненных обкладывает, и отбирает "удобных" сотрудников на хорошие должности, а плюс к этому еще и участки земли в округе ворует. В общем, заявитель проявил удивительную осведомленность о тайной жизни местной полиции. Жалобы проверяла Служба собственной безопасности областного главка МВД. Факты не нашли подтверждения.

Фото: Photoxpress

Райсуд, отказывая полицейскому написал, что тот "не представил доказательств, что ответчик хотел причинить ему вред, то есть злоупотребил правом". Областной же суд, отменив отказ, напротив, пришел к выводу, что отправленные ответчиком заявления содержали "негативную, умаляющую честь, достоинство и деловую репутацию истца информацию". И эта информация "не свидетельствовала о намерении истца исполнить свой гражданский долг". Письма были направлены "исключительно с намерением причинить вред другому лицу". То есть гражданин злоупотребил правом.

Вот как выглядит этот спор глазами Верховного суда РФ. Суд напомнил про 152-ю статью Гражданского кодекса, в которой сказано, что человек может требовать опровержение порочащих его сведений, если их распространитель не докажет, что они соответствуют действительности. Потом Верховный суд указал на свой пленум, на котором говорилось об исках о защите чести и достоинства (N3 от 24 февраля 2005 года). На пленуме было сказано следующее - обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения сведений ответчиком и порочащий характер этих сведении и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из этих обстоятельств иск судом не может быть удовлетворен. Не соответствующими действительности названы сведения о фактах и событиях, которые не имели место в реальности. Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом законодательства, совершение нечестного поступка, неправильное, неэтичное поведение в личной, общественной или политической жизни, недобросовестность в бизнесе и прочее. На пленуме напомнили - обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать лишь факт распространения информации человеком, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений.

Но есть и другая "сторона медали". В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и нашей Конституцией, гарантирующей свободу слова, позицией Европейского суда по правам человека, при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, судам следует различать две вещи. Это утверждение о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения или убеждения, которые не являются предметом судебной защиты по 152-й статье Гражданского кодекса. Суждения, будучи "выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на соответствие действительности".

В нашем случае, сказал Верховный суд, местному суду надо было установить, были ли высказывания автора писем оценочным суждением, мнением или убеждением автора. На истце лежала обязанность доказать факт распространения сведений и их порочащий характер. А на ответчике - соответствие действительности этих фактов.

Фото: REUTERS

Верховный суд процитировал свой пленум о защите чести и достоинства. Там было сказано, что если гражданин обращается в органы с заявлением и приводит какие-то сведения о готовящемся или предполагаемом преступлении, но они не подтверждаются, то написание заявления само по себе не может стать основанием для привлечения его автора "к гражданско-правовой ответственности по 152-й статье ГК". В таком случае речь идет о "реализации гражданином права на обращение в органы, которые по закону обязаны проверять поступившую к ним информацию". Требования о защите чести и достоинства могут быть удовлетворены лишь в одном случае - если суд установит, что заявление в органы не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением исполнить гражданский долг, а исключительно намерением причинить вред другому человеку, то есть было злоупотребление правом.

В нашем случае краевой суд , согласившись с иском, "не привел мотивов, по которым он пришел к такому выводу, не сослался на доказательства, имеющиеся в деле, не дал оценки доводам жалобщика о том, что он писал для проверки профессионализма полицейского и не носили умысла причинения ему вреда". По мнению Верховного суда, дело апелляция должна пересмотреть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Созданный государственными органами официальный документ, содержащий нормы права.

Вошедшее в привычку народу правило, которому государство придаёт общеобязательное значение

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) Конституция РФ, 2) общефедеральные законы, 3) федеральные конституционные законы, 4) нормативно-правовые акты, 5) подзаконные акты.

1) установлена государством, 2) имеет письменную форму, 3) является совокупностью представлений о добре, 4) общеобязательна, 5) возникла стихийно в процессе общественной практики.

4. Найдите в приведённом списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны: 1) мемуары известного военачальника 2) приказ министра обороны 3) обращение к Президенту РФ 4) постановление Правительства РФ 5) газетная статья о введении нового налогообложения

5. Выберите верные суждения об источниках права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под источником права понимается способ закрепления норм права.

2) Источники права всегда имеют письменную форму.

3) Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.

4) Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

5) Договор может являться источником права.

6. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Созданный государственными органами официальный документ, содержащий нормы права.

Судебное решение по конкретному юридическому делу.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Источники права, законы, конституция, указы, судебные прецеденты.

3. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура;

4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

5. Выберите верные суждения о формах права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Под формой права понимается способ закрепления норм права.

2) Источники права не всегда имеют письменную форму.

3) Древнейшим видом источников права является судебный прецедент.

4) Ведущим источником права в Российской Федерации является правовой обычай

5) Договор может являться источником права.

6. Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.

3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты.

4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.

5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ис­точ­ни­ков права и при­ве­ден­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Виды источников права

A) при­ни­ма­ет­ся пар­ла­мен­том стра­ны

1) юри­ди­че­ский пре­це­дент

Б) яв­ля­ет­ся су­деб­ным ре­ше­ни­ем по кон­крет­но­му делу, ко­то­ро­му при­да­ет­ся об­ще­обя­за­тель­ное зна­че­ние

2) закон как вид нор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта

B) ре­гу­ли­ру­ет наи­бо­лее зна­чи­мые об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

Г) со­зда­ет­ся фак­ти­че­ски самим судом

Д) яв­ля­ет­ся ча­стью иерар­хи­че­ской си­сте­мы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить на место пропусков.

1) кодексы 2) правоспособность 3) нормативные акты 4) правопонимание 5) конституции 6) общие принципы 7) государство 8) текущие законы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ис­точ­ни­ков права и при­ве­ден­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Виды источников права

А) яв­ля­ет­ся ча­стью правовой системы

1) юри­ди­че­ский пре­це­дент

Б) яв­ля­ет­ся су­деб­ным ре­ше­ни­ем по кон­крет­но­му делу, ко­то­ро­му при­да­ет­ся об­ще­обя­за­тель­ное зна­че­ние

2) закон как вид нор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта

B) ре­гу­ли­ру­ет наи­бо­лее зна­чи­мые об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

Г) со­зда­ет­ся фак­ти­че­ски самим судом

Д) при­ни­ма­ет­ся Законодательным Собранием Иркутской области

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить на место пропусков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Право 10 класс. Тренировочные задания формата ЕГЭ. Тема: Понятие права. Система права. Источники права.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m19fe128b.jpg

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

классификация правовых норм, материальное право, процессуальное право управомочивающие нормы, обязывающие нормы.

Ответ: классификация правовых норм

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух , относятся к принципам права современных правовых систем.

1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_m33c30e1c.jpg

5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Конституция РФ, общефедеральные законы, федеральные конституционные законы, нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

Ответ: нормативно-правовые акты

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к источникам права .

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

hello_html_1ec8c3b5.jpg

8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

норма права, нормативный правовой акт, судебный прецедент, источник права, система права.

Ответ: система права

9. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух , относятся к источникам права .

1) судебный прецедент; 2) естественное право; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

10. Установите соответствие между характерной чертой нормы и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) устанавливаются государством

Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил

В) появляются задолго до возникновения государства

Г) имеют общеобязательный характер

Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле

11. Ученица 11 класса, сравнивая нормы права, возникшие при разложении первобытного общества, и нормы обычая, игравшие в эпоху первобытности основную роль в обществе, назвала ряд особенностей правовой нормы, отличающие ее от норм обычая. Какие из перечисленных признаков относятся только к правовым нормам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются регулятором общественных отношений

2) гарантируются применением мер государственного принуждения

3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты

4) возникшие противоречия разрешает суд

5) поддерживаются авторитетом вождя

6) фиксируются в письменных источниках

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс РФ

6) юридические лица

13. Найдите в приведенном ниже списке источники права, относящиеся к отраслям частного права.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Трудовой кодекс РФ

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ

3) Кодекс РФ об административных правонарушениях

4) Земельный кодекс РФ

5) Уголовно-процессуальный кодекс РФ

6) Семейный кодекс РФ

14. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

А) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

В) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

15. Найдите в приведённом списке черты, отличающие нормы морали от норм права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закреплены в формальных актах

2) носят неформальный характер

3) обеспечены государственным принуждением

4) соответствуют представлениям о добре и зле

5) обеспечиваются общественным мнением

Ответ : 245

16. Найдите в перечне положения, которые могут быть использованы для характеристики законотворческого процесса в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Законы РФ принимаются постановлениями Правительства РФ.

2) Законы РФ принимаются Государственной думой РФ.

3) Федеральные конституционные законы одобряются Советом Федерации РФ.

4) Законы подписываются Президентом РФ.

5) Федеральные законы одобряются Верховным судом РФ.

6) Федеральные законы подписываются председателем Конституционного суда РФ.

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Административное ***(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируют его ***(Б). Административное право обеспечивает правовую ***(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ***(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных ***(Д), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ***(Е) и актов правосудия.

18. Найдите в приведённом ниже списке названия публичных отраслей права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционное право

2) гражданское право

3) семейное право

4) экологическое право

5) финансовое право

6) трудовое право

19. Найдите в приведённом ниже списке примеры гражданского правонарушения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы

3) курение студентов в здании университета

4) нарушение правил пожарной безопасности

5) сброс отходов производства в реку

6) невыплата кредита банку

20. Установите соответствие между проступками и отраслью права, регулирующей данное правоотношение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

21. Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

23. Найдите в приведенном ниже списке источники права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приказ директора школы

2) воспоминания министра обороны РФ

3) обращение к Президенту РФ

4) постановление Правительства РФ

5) газетная статья о введении нового вида налогообложения

24. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

1) государственная власть

2) многонациональный народ

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 24.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникают после его принятия.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия. Общее правило гласит, что закон обратной силы не имеет.

Однако из этого правила есть исключения: когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

В УК РФ обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Статья 10 УК РФ содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

21. Что понимается под обратной силой закона?

22. Назовите случаи-исключения, когда действие нового нормативно-правового акта распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу. Приведите пример.

23. Соответствует ли такой порядок применения новых законов нормам международного права?

24. Опираясь на знания и жизненный опыт, выскажите свое мнение об ограничении применения обратной силы закона, а также предположите, какой принцип в развитии российской системы права реализуется через соблюдение данного правила.

Под обратной силой закона понимается распространение его на действия лиц, совершивших правонарушение или преступление до его принятия.

1. Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия.

2. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Гражданин был осужден за совершение преступления, суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Через два месяца вступает в силу закон, смягчающий наказание за данный вид преступлений до двух лет. Данный закон улучшает положение осужденного, поэтому решение суда будет изменено в соответствии с новым законом в пользу осужденного.

Такой порядок применения новых законов принят всеми цивилизованными государствами и закреплен в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, заключенного государствами под эгидой ООН.

25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) могут быть приведены следующие предложения:

26. Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

26. В ответе должны быть приведены примеры, допустим:

1) проведение выборов в Государственную думу РФ;

2) организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации;

3) наделение главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента.

В случае согласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком.

В случае несогласия с представленной точкой зрения могут быть приведены следующие аргументы:

— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

— неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется.

Могут быть приведены другие аргументы

28.Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Определение нормативно-правового акта как источника права.

2) Типы нормативных актов:

а) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные);

б) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

3) Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу;

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом.

4) Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств) и др.

Читайте также: