Делится ли мусульманское право на частное и публичное

Обновлено: 02.07.2024

Говоря о религиозных правовых семьях, Р. Давид в свое время писал: «Можно даже усомниться в том, что они являются правом, ибо в большинстве из них акцент делается на обязанностях, которые возлагаются на праведного человека, а понятие субъективного права отсутствует.

Религиозные правовые семьи имеют ряд особенностей: 1) главным творцом права признается Бог, а не общество, государство, которым юридические предписания даны раз и навсегда; 2) источниками права являются религиозно - правовые нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме, Киясе, и распространяющиеся только на мусульман, либо в шастрах, ведах, действующих в интересах индусов; 3) переплетение юридических положений с религиозными, философскими, и моральными нормами, а также с местными обычаями, которые в своей совокупности образуют единые правила поведения; 4) особое место в системе источников права занимают труды ученых – юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; 5) отсутствие деления права на частное и публичное; 6) нормативно – правовые акты имеют вторичное значение; 7) во многом основаны на идее обязанностей, а не прав человека, как это имеет место в романо – германской и англо – саксонской правовых семьях.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяющаяся только на лиц, исповедующих ислам. Оно в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в VI в. в Арабском Халифате. В настоящее время мусульманское право действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов (около 50 государств). Основные страны, в которых действует мусульманское право, - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ, Ливия, Марокко, Мавритания.

В области источников права, как замечает Т.Н. Радько, характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно, путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толкований. Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежит доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность, решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит непосредственно из Корана. [184]

В мусульманском праве используются многие понятия, неизвестные светским правовым системам.

Мусульманское право имеет следующие источники, которые можно разделять на определенные группы.

Коран – собрание изречений Мухаммада. Коран не считается не книгой права, не кодексом, а является религиозной, философской, идеологической и моральной основой исламского права и государства, исходным началом в процессе их формирования и развития. Коран имеет структуру, состоящую из: общих положений – религиозно – нравственных ориентиров и конкретных правил поведения – установок о том, как решать конкретные споры и конфликты. Коран состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер. Так, Коран учит мусульманина высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. В Коране не указываются, какие правовые санкции могут применяться за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила в основном касаются молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Предписания Корана, носящие регулятивный характер, образуют источник исламского права, кодекс поведения каждого мусульманина от рождения до смерти. Корану присуще те качества, которых лишены все другие законы, составленные людьми, - он не может быть исправлен, изменен. Поэтому предписания Корана остаются неизменными в течение последних почти 1400 лет, т. е. со времени его появления.

Только небольшая часть предписаний Корана содержит в себе нормативно- правовые положения, так как большинство из них касаются религиозных вопросов, точное число которых трудно установить по причине нераздельности исламского права и религии.

Они преимущественно рассматривают вопросы брака, полигамии, приданного, алиментов, прав и обязанностей супругов, развода, завещания, наследования, договоров, ссуд, залога. Судопроизводства и др.

Сунна (путь, пример, образец) - собрание преданий о пророке Мухаммаде, о его бытии и поведении как примере для руководства действий верующих. Это своего рода итог толкования Корана в первые 10 лет после смерти пророка. Сунна уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия пророка Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. Помимо детализации и разъяснений положений Корана, Сунна содержит новые положения, регулирующие жизнь мусульманина. Главное требование к таким новым положения является их непротиворечие Корану.

В отличие от Корана, содержащего божественные откровения, Сунна выступает как сборник традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммада, воспроизведенных и обработанных рядом известных в VII-IХ в. в. в период становления и развития мусульманского права богословов и юристов.

Ко второй группе источников мусульманского права относятся те юридические нормы, на которые нет бесспорных указаний в Коране и Сунне, но которые согласуются с духом Корана и Сунны. Эту группу источников называют производными, поскольку они являются таковыми от двух первых источников, и отражают процесс доктринальной разработки исламского права. Их авторитет также не подвергается сомнению.

Сюда относятся:1) иджма – единодушное мнение правоведов по юридическим вопросам. Признание иджмы возможно только при наличии нескольких правоведов, их согласия и четкого выражения мнения каждого из них. Иджма - согласованное заключение древних правоведов – знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Теория мусульманского права признает, что божественные откровения передаются в разъяснении (толковании), на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов.

2) Кияс (буквально - измерение) (аналогия) – правила поведения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой. Как бы ни была богата созданная докторами права казуистика, она не может предусмотреть всех случаев, возникающих в конкретной жизни. Чтобы быть полной правовой семьей, надо было предусмотреть способ урегулирования в будущем и таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по аналогии, которой можно рассматривать как способ толкования и применения. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям, т. е. при толковании закона мусульманские юристы прибегают к рассуждениям, пытаются сочетать божественное откровение с разумом человека. Аналогия имеет ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, что применительно лишь к данному частному случаю. Однако, нельзя надеяться приспособить при помощи данного метода всю систему мусульманского права к современности.

3) Фетва - официальное заключение по вопросам фикха, выносимое его признанными знатоками – муфтием или факихом - в ответ на обращение судьи (кади), различных государственных и общественных институтов, а также частных лиц. Составление фетв является основной работой исламских правоведов. Так, заключения верховного муфтия имеют особое значение и принимаются во внимание государственными властями при подготовке нормативно-правовых актов;

4) иджтихад - творческая разработка и толкование правовых и религиозных норм основателями богословско - юридических школ и их ближайшими преемниками.

Третью группу источников мусульманского права составляют обычаи и традиции исламизированных народов. Адат – комплекс обычаев, не вошедших в фикх, но, тем не менее, реализуемых в поведении людей.

Являются ли законы, в светском понимании этого слова, источником мусульманского права? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Классический ислам отрицает право государства законодательствовать, ибо законодателем может быть только Аллах. Но если обратиться к практике современных мусульманских государств, то мы увидим, что роль закона весьма значительна. Даже в Саудовской Аравии, где наиболее последовательно сохраняются исламские традиции, весьма заметна правотворческая деятельность государства. Нормативно – правовые акты называются низамами. Все те отношения, которые не могут быть урегулированы нормами фикха, регулируются низамами. [187]

Х.Бехруз обращает внимание на то, что, согласно доктрине мусульманского права, государство в лице правителя, или же в более позднее время – парламента не может творить право, быть законодателем. Основы исламского права создаются лишь Аллахом и его пророком Мухаммадом. Что же касается правителя, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Это не означает, что законы, указы халифов или иные нормативные акты государства не использовались в качестве источников исламского права. Однако, в классическом исламском праве эти виды источников имели второстепенное значение. В то же время государство выполняло свою правотворческую функцию преимущественно через санкционирование норм, сформулированных судебной практикой и правовой доктриной. Автор подчеркивает, что ферманы представляют собой указы главы исламского государства, которые издаются для решения различных вопросов государственной и общественной жизни. Правитель в исламских странах традиционно обладал огромной властью, в связи с чем издаваемые им акты всегда имели большое значение. Однако, принятие всех его актов должно было осуществляться с соблюдением основных принципов ислама [188] .

В качестве иных характерных черт мусульманского права выступают следующие:

3) отсутствие систематизированных норм права, что сглаживается принятием в новейшее время законов.

Традиционно мусульманско - правовая доктрина не проводит различия между публичным и частным правом и не использует данные понятия при определении отраслей мусульманского права. Однако, на практике деление на публичное и частное в известном смысле все же существует. Мусульманское право в целом - это в значительной степени частное право, возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных отношений. Наиболее развитую его отрасль представляет право личного статуса, основными институтами которой являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование по закону, опека, попечительство и т.д. К частному праву относится и мусульманское гражданское право, регулирующее отношения собственности, различные виды сделок, их обеспечение, порядок выполнения обязательств.

Мусульманское уголовное право отличается схематичностью и слабой детализированностью. В нем содержатся санкции за правонарушения, независимо от характера последних. В силу этого в мусульманском праве объединяются нормы как публичного, так и частного права. Публично-правовые нормы относятся лишь к наиболее опасным преступлениям (например, прелюбодеяние, колдовство), устанавливая строгие меры наказания (отсечение рук, ног, четвертование, избиение плетьми, палками). Большинство же правонарушений считаются частными, т.к. затрагивают права отдельных лиц.

Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия должностей судей исключительно мусульманами. К числу важных процессуальных доказательств как в гражданском, так и в уголовном процессе, отнесена клятва именем Аллаха. При вынесении решения судьям предоставлена широкая свобода усмотрения: они вправе руководствоваться положениями (нормами) мусульманского права, сформулированного различными мусульманскими правовыми школами.

Современное мусульманское право претерпело значительные изменения, которые связаны, во-первых, с его вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германскому или англо – саксонской правовым семьям. Во-вторых, кодификацией мусульманского права. Так, практически во всех мусульманских странах действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. В - третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата. Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система изменяется: получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве, которое ассоциируется с обязанностями мусульман. Декларация гарантирует право на жизнь, свободу, равенство и недопущение никакой дискриминации; на справедливый судебный процесс, защиту против превышения власти, защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, свободу вероисповедания, собраний, на защиту собственности и др.

Читайте также: