Кто из перечисленных астрономов впервые заявил в 1543 г о существовании солнечной системы

Обновлено: 20.05.2024

“И все-таки она вертится” - эту фразу произнес ученый Галилео Галилей перед смертью, назло католической церкви. Он имел в виду Землю. За сто лет до этого польский ученый Николай Коперник впервые опубликовал работу, которая отстаивала идею о том, что в центре нашей системы не наша планета, а Солнце. Сегодня я расскажу о том, какой сложный путь прошло наука, чтобы доказать, что не мы центр Вселенной.

Древняя Греция и Средневековье

Впервые идею о том, что это Земля вращается вокруг источника света, высказали ученики Пифагора. Но у них это было вовсе не Солнце, а “Центральный Огонь”. Главным противником этого направления был Аристотель, отбросивший теорию пифагорейцев.

Он и многие другие философы отдавали предпочтение теории Птолемея. Она предполагала, что в центре планетной системы должно что-то быть. Большинство сходилось на том, что это Земля. Так окончательно утвердилась геоцентрическая теория, согласно которой Солнце и все небесные тела вращаются вокруг нашей планеты.

Геоцентрическая теория была основной для объяснения модели мира в средневековой Европе и Азии. Византия, а затем и Рим приняли эту теорию, а поскольку именно они задавали тон в философском, научном и религиозном мире, геоцентрическая теория стала основной и единственной в христианском мире, от Англии до Руси.

Первые догадки и открытие Коперника

Но некоторые ученые все же сомневались. В V веке индийский астроном Ариабхата в одном из своих трактатов указал следующее сомнение: если Земля вращается вокруг своей оси, зачем это ей, если она и так в центре?

Ответа на этот вопрос он не имел, но уже с X-XI века этот вопрос появляется у католических философов. Фома Аквинский также предполагал, что Земля вращается вокруг оси, но согласно официальной версии церкви - наша планета неподвижна, а значит, вопрос не актуален.

Наблюдение за Меркурием и Венерой также показывало, что они вращаются вокруг Солнца. В XV веке были напечатаны выдержки из работ пифагорейцев о “Центральном Огне” в центре системы. Научные дискуссии продолжались.

В первой половине XVI века в польском городе Фромборк, в одной из башен местного замка, выпускнику Болонского и Падуанского университета разрешили создать научную обсерваторию. Это был Николай Коперник. Он работал священником, читал проповеди, а в свободное время занимался своим любимым делом - астрономией.

Почти 40 лет он работал над своей главной книгой: “О вращении небесных тел”. Именно в ней Коперник впервые написал, что Земля не является центром, а все планеты вращаются вокруг своей оси, а также вокруг нашей звезды - Солнца. Этой теории еще предстояло бороться за право на существование, однако именно Коперник начал первую научную революцию в мире.

Именно он “остановил Солнце”, а нас сделал обычной планетой. Мы больше не в центре, и мир не существует исключительно ради нас. Его открытие философы часто называют “коперниканским переворотом”, поскольку оно перевернуло представления людей о множестве вещей и не только об астрономии. Как написал историк науки Томас Манн:

“Если бы предложение Коперника не оказывало влияния за пределами астрономии, оно бы не задержалось так долго в признании, и ему бы не так усиленно сопротивлялись”.

Какая была реакция церкви на открытия Коперника? Изначально Рим поддержал взгляды Коперника, потому что он сам был католическим проповедником, а также потому, что против его взглядов выступил Мартин Лютер. Но вскоре теория Коперника стала угрожать монополии церкви на знания. В Священном Писании содержалась строка, отсылающая нас именно к теории Птолемея о неподвижности Земли: “Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки”.

Книга Коперника и других последователей гелиоцентрической системы мира, были запрещены. Потребовалось более 200 лет, чтобы гелиоцентрическая теория заменила геоцентрическую Птолемея.

Гелиоцентрическая теория побеждает

В 1577 году в небе долгое время был заметен хвост кометы, получившей название “Большая комета 1577”. Датский астроном Тихо Браге наблюдая за ней и тем, как она пересекает “сферы” Марса и Венеры понял, что Коперник не во всем был прав. Позже уже немецкий астроном Иоганн Кеплер смог вывести законы движения планет.

В конце XVI века ученый из Италии Джордано Бруно активно поддерживал теорию Коперника и даже шагнул дальше. Он выдвинул идею бесконечности Вселенной, что звезды на небе - это тоже Солнце, только в других системах. Католическая церковь обвинила его в ереси и в 1600 году Бруно сожгли на костре.

Гелиоцентрическая система мира — идея о том, что Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все планеты, в том числе и Земля. Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.

Cчитается, что впервые гелиоцентрическая система мира была изложена в III веке до н. э. Аристархом Самосским. Однако его идеи не приобрели широкого распространения в античности, где господствовала геоцентрическая теория.

В средние века гелиоцентризм почти не упоминался в научных трудах, кроме некоторых его идей, например, вращение Земли вокруг своей оси.

Научная революция Николая Коперника

Согласно его концепции смена дня и ночи, а также движение Солнца по небу объясняются вращением Земли вокруг своей оси. Точно также, при помощи движения Земли вокруг Солнца, объясняется движение нашего светила по небосводу в течение всего года.

Коперник объяснил следующие феномены:

Гелиоцентрическая система Коперника может быть сформулирована в следующих утверждениях:

• орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
  • центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
  • все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
  • расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
  • суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
  • Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;
  • это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе.

Тем не менее, теория Коперника не может быть названа гелиоцентрической в полной мере, поскольку Земля в ней отчасти сохраняла особый статус:

• центром планетной системы было не Солнце, а центр земной орбиты;
  • из всех планет Земля единственная двигалась по своей орбите равномерно, в то время как у остальных планет орбитальная скорость менялась.

По всей видимости, у Коперника сохранялась вера в существование небесных сфер, несущих на себе планеты. Таким образом, движение планет вокруг Солнца объяснялось вращением этих сфер вокруг своих осей.

Точность и простота новой системы

Система, предложенная Николаем Коперником, была точнее и проще системы Птолемея. Она сразу же получила широкое практическое применение. На основе данной системы были составлены «Прусские таблицы«, длина тропического года была рассчитана более точно.

В 1582 году была проведена долгожданная реформа календаря – появился новый стиль, григорианский.

Меньшая сложность новой теории, а также получавшаяся в первое время большая точность расчета положений планет на основе гелиоцентрических таблиц отнюдь не являются основными достоинствами системы Коперника.

Это объяснялось, однако, не просто введением гелиоцентрического принципа. Дело в том, что Коперник пользовался более совершенным математическим аппаратом для своих вычислений.

Восторженное отношение к предложенной Коперником теории постепенно сменилось разочарованием в ней у тех, кто ожидал получить немедленный практический эффект. Более полувека, с момента возникновения системы Коперника и до открытия Галилеем фаз Венеры в 1616 году, не было прямых подтверждений того, что планеты движутся вокруг Солнца. Таким образом, истинность новой системы не была подтверждена наблюдениями.

Оценка теории Коперника современниками

Многие в XVI веке так и считали, что это мнение самого Коперника. И только в 70-е — 90-е годы XVI в. астрономы стали проявлять интерес к новой системе мира. У Коперника появились как сторонники (в том числе философ Джордано Бруно; богослов Диего де Цунига, который использует представление о движении Земли для интерпретации некоторых слов Библии), так и оппоненты (астрономы Тихо Браге и Христофор Клавий, философ Фрэнсис Бэкон).

Противники системы Коперника утверждали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то:

1. Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.
  2. Все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.
  3. Любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.
  4. Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?

Отношение церкви

Католическая церковь вначале не придала большого значения учению, предложенному Коперником. Но, когда выяснилось, что оно подрывает основы религии, его сторонники начали подвергаться преследованию.

За распространение учения Коперника в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно, итальянский мыслитель.

Сожжение Джордано Бруно

Научный спор между сторонниками Птолемея и Коперника превратился в борьбу между реакционными и прогрессивными силами. В конце концов победили последние.

Значение

В глобальном смысле теория Коперника определила появление новой методики познания природы, основанной на научном подходе.

Согласно схоластической традиции, которой придерживались его предшественники, для того чтобы познать сущность того или иного объекта, не нужно детально изучать его внешнюю сторону, а можно постичь его непосредственно разумом.

В отличие от них, Коперник показал, что ее можно понять лишь после тщательного изучения рассматриваемого явления, его противоречий и закономерностей. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника стала мощным толчком в развитии науки.

С научной точки зрения, гелиоцентрическая система мира, выдвинутая в III веке до н. э. Аристархом и возрождённая в XVI веке Коперником, позволила установить параметры планетной системы и открыть законы планетных движений. Обоснование гелиоцентризма потребовало создания классической механики и привело к открытию закона всемирного тяготения.

Эта теория открыла дорогу звёздной астрономии, когда было доказано, что звёзды — это далёкие солнца) и космологии бесконечной Вселенной. Далее гелиоцентрическая система мира все более утверждалась — основное содержание научной революции XVII века состояло в утверждении гелиоцентризма.

Видео

Тема:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу – их позже греки назвали “блуждающими” – планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире (“Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма).

Урок 8 Тема: Развитие представлений о Солнечной системе. Ход урока: I. Повторение материала А) Вопросы: I. II. III. IV. V. VI. Конфигурация планет. Состав Солнечной системы. Решение задачи №8 (стр. 35). Решение задачи №9 (стр. 35). "Red Shift 5.1" – найти планету на сегодня и дать характеристику ее видимости, координат, удаленности (можно несколько учеников, указав конкретную планету ­ желательно письменно, чтобы не отнимать времени на уроке). "Red Shift 5.1" – когда будет ближайшее противостояние, соединение планет: Марса, Юпитера? Б) По карточкам: К­ 1 1. Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием. 2. Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII. 3. Используя "Red Shift 5.1" нарисуйте расположение планет и Солнца в данный момент времени. К­ 2 К­ 3 К­ 4 1. Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года. 2. Указать вид конфигурации в положении V, III, VII. 3. Используя "Red Shift 5.1" определите угловое удаление от Полярной звезд ковша Большой Медведицы и изобразите в масштабе на рисунке. 1. Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года. 2. Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II. 3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и через 12 часов и изобразите в масштабе на рисунке (используя угловое удаление от Полярной). В каком созвездии Солнце находится сейчас и будет через 12 часов. 1. Период обращение Венеры вокруг Солнца составляет 224,7 дней, Найти промежуток времени между её соединениями. 2. Указать вид конфигурации в положении VI, V, III. 3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и изобразите положение его на рисунке через 6, 12, 18 часов. Каковы будут его координаты и в каких созвездиях Солнце будет находиться? В) Остальные: Синодический период некоторой малой планеты 730,5 дней. Найдите звездный период ее обращения вокруг Солнца. Через какие промежутки времени встречаются на циферблате минутная и часовая стрелки? Нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах планеты: Венера – в нижнем соединении, Марс – в противостоянии, Сатурн – западная квадратура, Меркурий –восточная элонгация. Оцените примерно сколько времени может наблюдаться и когда (утром или вечером) Венера, если она удалена к востоку от Солнца на 45о. VII. VIII. IX. X. II. Новый материал 1. Первичное представление окружающего мира: Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32­35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу – их позже греки назвали “блуждающими” – планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире (“Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма). Фалес Милетский (624­547 гг. до н.э.) самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос. Об истинной (сферической) форме Земли древнегреческие астрономы догадались на основе наблюдений формы земной тени во время лунных затмений. Анаксимандр (610­547 гг. до н.э.) учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт. Пифагор (570­500 гг. до н.э.) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту. Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Cчитал что Земля находится во Вселенной без всякой опоры, звездная сфера совершает полный оборот в течение дня и ночи и впервые высказал предположение, что вечерняя и утренняя звезда есть одно и то же тело (Венера). Считал что звезды находятся ближе планет. Предлагает пироцентрическую схему строения мира = В центре священный огонь, а вокруг прозрачные сферы, входящие друг в друга на которых закреплена Земля, Луна и Солнце со звездами, затем планеты. Сферы, вращаясь с востока на запад и подчиняясь определенным математическим соотношениям. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду. Эта "музыка небесных сфер" может быть выражена математически. Чем дальше сфера от Земли, тем больше скорость и выше издаваемый тон. Анаксагор (500­428 гг. г. до н.э.) предполагал, что Солнце ­ кусок раскаленного железа; Луна ­ холодное, отражающее свет тело; отрицал существование небесных сфер; самостоятельно дал объяснение солнечным и лунным затмениям. Демокрит (460­370 гг. до н.э.) считал материю состоящей из мельчайших неделимых частиц ­ атомов и пустого пространства, в котором они движутся; Вселенную ­ вечной и бесконечной в пространстве; Млечный Путь состоящим из множества неразличимых глазом далеких звезд; звезды ­ далекими солнцами; Луну ­ похожей на Землю, с горами, морями, долинами. "Согласно Демокриту, миров бесконечно много и они различных размеров. В одних нет ни Луны, ни Солнца, в других они есть, но имеют значительно большие размеры. Лун и солнц может быть больше, чем в нашем мире. Расстояния между мирами различны, одни больше, другие меньше. В одно и то же время одни миры возникают, а другие умирают, одни уже растут, а другие достигли расцвета и находятся на краю гибели. Когда миры сталкиваются между собой, они разрушаются. На некоторых совсем нет влаги, а также животных и растений. Наш мир находится в самом расцвете" (Ипполит "Опровержение всякой ереси", 220 г. н.э.) Евдокс (408­355 гг. до н.э.) ­ один из крупнейших математиков и географов древности; разработал теорию движения планет и первую из геоцентрических систем мира. Он подбирал комбинацию из нескольких вложенных одна в другую сфер, причём полюса каждой из них были последовательно закреплены на предыдущей. 27 сфер, из них одна для неподвижных звёзд, вращаются равномерно вокруг различных осей и расположены одна внутри другой, к которым прикреплены неподвижные небесные тела. Архимед (283­312 гг. до н.э.) впервые попытался определить размеры Вселенной. Считая Вселенную шаром, ограниченным сферой неподвижных звезд, а диаметр Солнца в 1000 раз меньшим, он вычислил, что Вселенная может вмещать 1063 песчинок. Гиппарх (190­125 гг. до н.э.) "более, чем кто­либо доказал родство человека со звездами. он определил места и яркость многих звезд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли они в яркости" (Плиний Старший). Гиппарх был создателем сферической геометрии; ввел сетку координат из меридианов и параллелей, позволявших определять географические координаты местности; составил звездный каталог, включавший 850 звезд, распределенные по 48 созвездиям; разделил звезды по блеску на 6 категорий ­ звездных величин; открыл прецессию; изучал движение Луны и планет; повторно измерил расстояние до Луны и Солнца и разработал одну из геоцентрических систем мира. 2. Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея). Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана Аристотелем и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея – Земля). С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом Клавдием Птолемеем (87­165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов. Эпициклическая система Птолемея была простой, универсальной, экономичной и, несмотря на свою принципиальную неверность, позволяла предвычислять небесные явления с любой степенью точности; с её помощью можно было бы решать некоторые задачи современной астрометрии, небесной механики и космонавтики. Сам Птолемей, обладая честностью настоящего ученого, делал упор на чисто прикладной характер своей работы, отказываясь рассматривать её как космологическую ввиду отсутствия явных доказательств в пользу гео­ или гелиоцентрической теорий мира. По теории Птолемея: 1) Земля неподвижна и находится в центре мира; 2) планеты вращаются по строго круговым орбитам; 3) движение планет равномерно. 3. Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника). Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит Аристарху Самосскому (310­230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" ­ писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце ­ одна, ближайшая из звезд ­ в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле ­ в 400 раз) и больше Земли по объему в 200­ 300 раз. Только в эпоху Возрождения польский ученый Николай Коперник (1473­1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце. 4. Подтверждение гелиоцентрической системы мира. В трудах Галилео ГалилеяГалилей – открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля может быть центром. В трудах Иоганна Кеплера открывает движение планет. В трудах Исаака Ньютона опубликовывает закон всемирного тяготения. В трудах М.В. Ломоносов не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывшего атмосферу на Венере. 5. III. Закрепление материала 1. 2. Разбор задач №7­№10, решавшихся на уроке остальными учащимися класса класса (В), тех, что вызвали затруднение. Решение самостоятельной работы №4. Итог: 1) В чем отличие геоцентрической от гелиоцентрической системы строения мира? 2) Каких видных ученых­астрономов вы помните? 3) Оценки Домашнее задание: §8; вопросы и задания стр. 40, стр. 52 п.1-5. Рассказ об ученом – астрономе (любом из перечисленных на уроке). Не решившим с/р №4 доделать. Можно дать составить презентацию о каком либо ученом с данного урока, открытиях Г. Галилея, об одной из систем строения мира и т.д.

Мы с вами переходим к следующему разделу, которой будет посвящён изучению строения Солнечной системы. И в этом видеоуроке мы поговорим о становлении астрономии в Древнем мире и, в частности, о геоцентрической системе мира Клавдия Птолемея. А также узнаем, что способствовало становлению гелиоцентрической системы мира Николая Коперника.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока "Развитие представлений о строении мира"

Путь к пониманию положения нашей планеты и живущего на ней человечества во Вселенной был очень непростым и подчас весьма драматичным. Вам известно, что движение звёзд на небе привлекало людей с древних времён. Тогда было естественным считать, что Земля является неподвижной, плоской и находится в центре мира. Казалось, что вообще весь мир создан ради человека. Подобные представления получили название антропоцентризма.

Древнегреческий философ Демокрит, с которым вы знакомились ещё на начальных этапах изучения физики и химии, первым предположил, что наше Солнце во много раз превосходит по объёму Землю. Так же он первым высказал догадку о том, что Луна не имеет собственного свечения, а лишь отражает солнечный свет.

К IV веку до нашей эры, выдающийся философ античного мира Аристотель смог обобщить все эти знания. И более 2 тысяч лет его сведения о Земле и небе, о закономерностях движения тел не подвергались сомнению.

Аристотель не случайно предложил считать Землю неподвижным центром мира. Если бы Земля перемещалась, то, по справедливому мнению Аристотеля, было бы заметно регулярное изменение взаимного расположения звёзд на небесной сфере. Но ничего подобного никто из астрономов не наблюдал. И лишь в начале XIX века было наконец-то обнаружено и измерено смещение звёзд, происходящее вследствие движения Земли вокруг Солнца.

Во II веке нашей эры Клавдий Птолемей, используя наблюдения и идеи своих предшественников, а также собственные наблюдения и математические выкладки, разработал полноценную геоцентрическую систему мира. Построенная им система позволяла вычислять положения планет относительно звёзд на будущее время, а также предсказывать наступления солнечных и лунных затмений. Птолемей создал модель, используя общепринятую в античности идею, что все светила движутся вокруг неподвижной Земли, которая является центром мироздания и имеет шарообразную форму.

Конечно же система мира Птолемея была не совершенной, так как она давала чисто кинематическое описание движения планет. Но другого объяснения наука того времени дать просто не могла.

Со временем, по мере накопления наблюдений о движениях планет, теория Птолемея всё больше и больше усложнялась (вводились дополнительные круги с различными радиусами, наклонами, скоростями), что вскоре сделало её слишком громоздкой и неудобной. Но не смотря на все трудности система мира Птолемея господствовала ещё более тысячи лет.

В нём он приводит доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентрическое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной. В частности, Коперник показал, что суточное движение всех светил на небесной сфере является следствием вращения Земли вокруг своей оси. Также гелиоцентрическая система Коперника очень просто объясняла петлеобразное движение планет.

Создание гелиоцентрической системы мира ознаменовало новый этап в развитии не только астрономии, но и всего естествознания. Учение Коперника освободило науку от устаревших и схоластических традиций, тормозивших её развитие. Однако сам великий астроном оставался в плену некоторых предубеждений. Например, Коперник так и не смог отказаться от представления, что планеты движутся равномерно по круговым орбитам. Поэтому его модель Вселенной также содержала множество эпициклов и деферентов.

Но несмотря на это, простота и стройность системы строения мира, изложенная Коперником, быстро нашла своих сторонников. Одним из первых был итальянский монах, поэт и философ Джордано Бруно. Он не только принимает учение Коперника, но и расширяет его. В частности, он первым указывает на то, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются свои планеты. О том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.

Огромный вклад в развитие гелиоцентрической системы мира внёс немецкий астроном Иоганн Кеплер. Проявив не дюжую интуицию, он одним из первых определил, что каждая планета движется не по окружности, а по эллипсу, в одном из фокусов которых располагается Солнце. Также он вывел ещё два закона движения планет, с которыми мы познакомимся немного позднее.

С помощью изобретённого телескопа Галилей сделал ряд открытий, либо косвенно подтверждавших теорию Коперника, либо выбивавших почву из-под ног его противников — сторонников Аристотеля. Во-первых, Галилей установил, что поверхность Луны не гладкая, как подобало небесному телу в учении Аристотеля. Она, подобно нашей планете, имеет горы и впадины. Кроме того, итальянец первым объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землёй. Также Галилею принадлежит открытие четырёх спутников Юпитера: Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто.

Однако, в 1633 году Галилео Галилей судом Инквизиции был обвинён в публичной поддержке запрещённой гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую в 1616 году католическая церковь осудила как еретическое учение:

В 1687 году Исаак Ньютон опубликовал открытый им закон всемирного тяготения, который позволил выразить теорию движения планет в виде формул и навсегда отказаться от громоздких геометрических построений. Но это уже другая история, о которой мы поговорим с вами позже.

Солнце и планеты Солнечной системы. Плутон и другие карликовые планеты не показаны. Относительные размеры объектов отображаются в масштабе; расстояния между ними нет.

Солнечная система - система планет, лун и более мелких обломков нашего Солнца - это космический задний двор человечества. Меньшие в миллионы раз по сравнению с межзвездными расстояниями, пространства между планетами устрашающи, но технологически преодолимы.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Многие тысячи лет астрономы придерживались геоцентрического мировоззрения и не признавали существования Солнечной системы . Большинство считало, что Земля неподвижна в центре Вселенной и категорически отличается от божественных или эфирных объектов, движущихся по небу. Хотя греческий философ Аристарх Самосский размышлял о гелиоцентрической перестройке космоса, Николай Коперник в 16 веке разработал математически предсказательную гелиоцентрическую систему. Его преемники 17-го века Галилео Галилей , Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон разработали современное понимание физики, которое привело к постепенному принятию идеи о том, что Земля движется вокруг Солнца и что планеты управляются теми же физическими законами, которые управляют Землей. . В последнее время это привело к исследованию геологических явлений, таких как горы и кратеры, и сезонных метеорологических явлений, таких как облака, пыльные бури и ледяные шапки на других планетах.

Античность и первые наблюдения

Первые люди имели ограниченное представление о небесных телах, которые можно было увидеть в небе. ВС , однако, был непосредственный интерес, поскольку он генерирует день-ночь цикла. Более того, рассвет и закат всегда происходят примерно в одних и тех же точках горизонта, что помогло развить стороны света . Луна была еще одно телом непосредственного интереса, из - за его более высокий визуального размером. В фазы Лунные позволило измерять время в более длительные сроки , чем те дни, и предсказать продолжительность сезонов .

Телескопические наблюдения

Первое исследование Солнечной системы было проведено с помощью телескопа , когда астрономы впервые начали наносить на карту объекты, слишком тусклые, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом.

Галилей был первым, кто обнаружил физические детали отдельных тел Солнечной системы. Он обнаружил, что Луна была покрыта кратерами, что Солнце было отмечено солнечными пятнами, и что у Юпитера было четыре спутника на орбите вокруг него. Христиан Гюйгенс продолжил открытия Галилея, открыв спутник Сатурна Титан и форму колец Сатурна . Позже Джованни Доменико Кассини обнаружил еще четыре спутника Сатурна и разделение Кассини в кольцах Сатурна.

ВС фотографировали через телескоп со специальным солнечным фильтром. Хорошо видны солнечные пятна и потемнение конечностей . Меркурий проходит транзитом в нижней части лица Солнца.

В 1781 году Уильям Гершель искал двойные звезды в созвездии Тельца, когда он наблюдал то, что считал новой кометой. Его орбита показала, что это была новая планета, Уран, первая в истории обнаруженная с помощью телескопа.

Джузеппе Пиацци открыл Цереру в 1801 году, маленький мир между Марсом и Юпитером. Она считалась другой планетой, но после последующих открытий других маленьких миров в том же регионе она и другие в конечном итоге были классифицированы как астероиды .

К 1846 году несоответствия в орбите Урана заставили многих подозревать, что большая планета тянет его издалека. Расчеты Урбена Леверье в конечном итоге привели к открытию Нептуна. Избыточная прецессия перигелия орбиты Меркурия привела к тому, что Леверье в 1859 г. постулировал наличие внутримеркурианской планеты Вулкан , но этого не произошло: избыточная прецессия перигелия была наконец объяснена общей теорией относительности Эйнштейна .

Радиолокационное изображение DP 14 2006 г. , небольшого околоземного астероида, пролетевшего мимо Земли в начале февраля 2014 г.

В 1992 году было обнаружено первое свидетельство существования другой планетной системы , вращающейся вокруг пульсара PSR B1257 + 12 . Три года спустя была открыта 51 Pegasi b , первая внесолнечная планета вокруг звезды, похожей на Солнце. По состоянию на 2017 год обнаружено 2687 внесолнечных планетных систем.

Также в 1992 году астрономы Дэвид К. Джуитт из Гавайского университета и Джейн Луу из Массачусетского технологического института открыли 15760 Альбионов . Этот объект оказался первым из новой популяции, которая стала известна как пояс Койпера ; ледяной аналог пояса астероидов, частью которого считались такие объекты, как Плутон и Харон.

Майк Браун , Чад Трухильо и Дэвид Рабинович объявили об открытии Эриды в 2005 году, рассеянного диска, который первоначально считался больше Плутона, что сделало бы его самым большим объектом, обнаруженным на орбите вокруг Солнца со времен Нептуна. Новые горизонты " флай-из Плутона в июле 2015 года в результате более точных измерений Плутона, что немного больше, хотя и менее массивные, чем Эрис.