Кто из педагогов считал высшей целью воспитание личности осознающей себя гражданином вселенной

Обновлено: 07.07.2024

4. Впервые начал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания:
а) Конфуций;
б) Н.А. Добролюбов;
в) И.Г. Песталоцци;
г) Я.А. Коменский.+

5. Какая группа включает в себя педагогическую профессию по классификации Е.А. Климова?
а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;+
г) человек-техника.

6.Отметьте правильный ответ.
Кем была разработана теория и методика воспитания в коллектива?

а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;+
в) П.П. Блонский;
г) Л.Н. Толстой.

7.Кем учитель сравнивался с садовником, который любовно выращивал растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…?
а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Н.И. Пирогов;
г) Я.А. Коменский.+

8.Какой педагог себя посвятил сиротам и потратил собственные сбережения на создание детских приютов?
а) И.Г. Песталоцци;+
б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;
г) Н.Г. Чернышевский.

9.Кем был проведен опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся?
Ответ: А.С. Макаренко.

10.Вставьте пропущенное слово:
С развитием личности учащегося связана…функция.
Ответ: гуманистическая.

11.Ответьте на вопрос:
Кем в 1950-1960-е годы был внесен вклад в теорию и практику гуманистического воспитания в начальной школе ?
Ответ: В.А. Сухомлинским.

12.Какие из наук входят в систему педагогических?
а) Дидактика, психология, история, философия, школоведение
б) Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов+
в) Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, социология, культурология
г) Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология
д) История педагогики, педагогика высшей школы, теория воспитания, школьная гигиена

13.Данные факторы, оказывают влияние на развитие личности:
а) Наследственность, среда, воспитание+
б) Наследственность, обучение
в) Цвет кожи
г) Среда, обучение
д) Наследственность, воспитание

14. Реальной действительностью, где происходит развитие личности, является:
а) Среда+
б) Искусство
в) Деятельность
г) Наследственность
д) Школа

15. Движущими силами развития личности являются:
а) Деятельность (активная)
б) Противоречия (внешние и внутренние)+
в) Самосознание, саморазвитие
г) Учение, труд, общение
д) Потребности, склонности, интересы

16.Ответьте на вопрос.
Что составляет основу познавательной направленности личности?
Ответ: потребности и интересы.

17.Ответьте на вопрос:
Чем определены психолого-педагогические знания?
Ответ: учебными программами.

18.Ответьте на вопрос:
До каких пор, по мнению К.Д. Ушинского живет учитель?
Ответ: пока учится сам

19.Ответьте на вопрос:
Что будет являться условием эффективности самовоспитания учителя?
Ответ: идеал.

20.Ответьте на вопрос:
Чем является организация непосредственного общения в момент изначального взаимодействия?
Ответ: коммуникативной атакой.

21.Что будет показателем нравственной культуры учителя ?
а) педагогический такт;+
б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
г) педагогическая ответственность.

22. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться сводная характеристика требований, предъявляемых к работающему?
Ответ: профессиограммой

23. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться совокупность профессионально обусловленных требований к учителю к педагогической деятельности?
Ответ: профессиональной готовностью.

24. Установите соответствие между понятием и их трактовкой, то что получилось, запишите в ответ:
А. Воспитание
Б. обучение
1) часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения.
2) процесс целенаправленного формирования личности.
Ответ: А-2; Б-1.

25. Сделайте соотношение фамилии педагогов с высказанными ими идеями, а поучившуюся комбинацию запиши в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А.С. Макаренко
1) провел опыт соединения обучения с производительным трудом.
2) в дидактике проводил идею воспитывающего обучения.
Ответ: А-2; Б-1.

26.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А. Дистервег
1) учитель немецких учителей.
2) отец русских учителей.
Ответ: А-2; Б-1.

27.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Педагогическая специализация
Б. Педагогическая квалификация
1) уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста.
2) определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Ответ: А-2; Б-1.

28.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Организаторская деятельность
Б. Коммуникативная деятельность
1) установление отношений с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
2) выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности.
Ответ: А-2; Б-1.

29.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
1) Педагогический такт
2) Педагогическая справедливость
А. своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Б.чувство меры в общении, способность осуществить его контроль.
Ответ: А-2; Б-1.

30.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Профессиональная готовность к педагогической деятельности
Б. Педагогическое призвание
1) склонность, вырастающая из осознания способности к педагогическому делу.
2) совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.
Ответ: А-2; Б-1.

31.Сделайте соотношение выдвинутых положений с именами ученых и полученную комбинацию запишите в ответ:.
1) Л.С.Выготский
2) Л.Б. Ительсон
3) Я.А. Коменский.
4) В.А. Сластенин.
а. Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций
б. Выдвинул важнейшие требования к личности учителя
в. Предложил классно-урочную систему
Ответ: 1б; 2 г; 3 В.

33. Сделайте соотношение педагогических поступков и имена великих
педагогов, полученную комбинацию запишите в ответ:.
а) Затратил все свои сбережения на создание детских приютов
б) Презрев предложение фашистов остаться в живых, самоотверженно пошел в печь крематория варшавского гетто вместе со своими воспитанниками
в) Создал школу для крестьянских детей
1) Я. Корчак.
2) И.Г. Песталоцци.
3) В.И. Ленин.
4) Л.Н. Толстой.
Ответ: в 2 ; б 1; в 4 .

34. Функциями педагогической науки является:
а) Теоретическая, технологическая
б) Контрольная, оценочная
в) Практическая, нормативная
г) Дидактическая; воспитательная+
д) Развивающая, социализирующая

35. Предметом педагогики является:
а) Образование как реальный педагогический процесс
б) Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность+
в) Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
г) Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
д) Сущность детской личности, её формирование

36.В чьих работах зафиксированы первые педагогические мысли?
а) Коперник, Ньютон
б) Галилей, Дж. Бруно
в) Сократ, Платон, Аристотель+
г) Леонардо да Винчи
д) Ф. Бекон

37.Что такое воспитание?
а) Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
б) Управление процессом развития и социализации личности+
в) Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
г) Деятельность человека, направленная на саморазвитие
д) Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду

38.Значение понятия “Педагогика”:
а) Учение об искусстве воспитания человека
б) Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности+
в) Наука о воспитании и образовании личности
г) Наука об обучении человека
д) Наука о личности

39.Что было определено развитием педагогики, как науки?
а) Прогресс науки и техники
б) Забота родителей о счастье детей
в) Биологический закон сохранения рода
г) Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду+
д) Повышение роли воспитания в общественной жизни

40. Вставьте пропущенное слово:
Основоположником современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии является ….
Ответ: Карл Роджерс.

41. Вставьте пропущенное слово:
Название педагогической деятельности, которая направлена на организацию воспитательной среды….
Ответ: воспитательная работа.

42. Вставьте пропущенное слово:
Название вида педагогической деятельности, направленной на управление познавательной деятельностью школьников….
Ответ: преподавание.

43. Ответьте на вопрос:
Название деятельности, которая направлена на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы:
Ответ: коммуникативная.

44. По мнению Выготского Л.С. впереди развития идут следующие процессы:
а) Воспитание и игра
б) Обучение и самообразование
в) Воспитание и обучение+
г) Деятельность и общение
д) Активность и сознательность

45. Дополнительным фактором личностного развития будет:
а) Общение / взаимодействие
б) Деятельность / активность+
в) Учеба / труд
г) Игра / досуг
д) Саморазвитие / самовоспитание

46.Стадиями социализации принято считать:
а) Начальную, основную, завершающую
б) Детство, отрочество, юность
в) Дотрудовую, трудовую, послетрудовую+
г) Дошкольную, школьную, юношескую
д) Молодость, зрелость, старость

47.Основными группы факторов социализации являются:
а) Семья, ближайшее окружение
б) Общество, государство, этнос
в) Макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социальной среды+
г) Наследственность, среда, воспитание, деятельность
д) Тип поселения, культуры

48.Что входит в социализацию человека?
а) Персонализация, адаптация
б) Адаптация, интеграция, самореализация, индивидуализация
в) Адаптация, интеграция, самореализация+
г) Адаптация, персонализация, интеграция
д) Интеграция, дифференциация, индивидуализация

49.Что значит формирование личности?
а) Количественные изменения, происходящие в организме человека
б) Качественные изменения, происходящие в организме человека
в) Целенаправленное становление человека как социальной личности+
г) Вхождение человека в социальную среду
д) Влияние на взгляды и мысли воспитанника

50.Дайте определение личности:
а) Живое существо обладающее даром мышления и речи
б) Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость
в) Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию+
г) Человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами
д) Специфика характера, темперамента, интеллекта, потребностей, способностей

52. Чем является учение о принципах построения, формах и методах научного познания?
а) Методология+
б) Идеология
в) Аксиология
г) Философия
д) Акмеология

53. Чем является метод научно-педагогического исследования?
а) Выполнение умственных или письменных действий с целью углубления знаний
б) Словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений материала
в) Способ изучения педагогических явлений+
г) Восприятие исследуемого объекта в точно учитываемых условиях
д) Диалог между исследователем и респондентом с целью сбора каких-либо сведений

54. К чему можно прибегнуть, чтобы изучить межличностные отношения в коллективе?
а)К Тестированию
б) К Наблюдению
в) К Социометрии+
г) К Сочинению
д) К Беседе с родителями

55. Что устанавливается в результате педагогических исследований?
а) Правила
б) Закономерности+
в) Нормы
г) Принципы
д) Методы

56.Движущие силы педагогического процесса:
а) Противоречия развивающейся личности+
б) Отношения между субъектами
в) Закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
г) Взаимодействия между субъектами
д) Принципы, которыми следует руководствоваться

57.Что присуще педагогическому процессу?
а) Противоречия функционирования процесса
б) Противоречия осуществления реального процесса
в) Противоречия планирования процесса
г) Противоречия взаимодействующих субъектов
д) Внешние и внутренние противоречия+

58.Кто создал теорию целостного педагогического процесса в Казахстане?
а) Ю.К. Бабанским
б) М. Скаткиным
в) Г. Щукиной
г) Д.Н. Хмель+
д) К. Жарыкбаевым

59.Стержень целостного педагогического процесса, по Н.Д. Хмелю :
а) Содержание ЦПП
б) Формы организации ЦПП
в) Компоненты ЦПП
г) Закономерности ЦПП
д) Цель ЦПП+

60.Содержание целостного педагогического процесса:
а) Общечеловеческая культура+
б) Знания, умения, навыки
в) Положительные качества личности
г) Совокупность мыслительных операций
д) Учебный материал, подлежащий усвоению на уроке и вне его

61. Этапы педагогического процесса:
а) Основной, подготовительный, пропедевтический
б) Прогностический, основной, корректирующий
в) Подготовительный, основной, заключительный+
г) Целеполагания, диагностика, управления
д) Мотивационный, стимулирующий, корректирующий

Особая заслуга в развитии внешкольного образования, принадлежит выдающемуся педагогу СТ. Шацкому.

Новаторский опыт Шацкого по организации внешкольной работы с детьми уже в дореволюционные годы привлекал к себе большой интерес. Он утверждал, что главным содержа­нием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Ему при­надлежат основные педагогические положения, относящие­ся к содержанию организации и методам внешкольной рабо­ты с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организу­ется на основе интересов самих детей. Свою педагогическую задачу Шацкий видел в демократическом стремлении дать образование и воспитание молодому поколению из бедных семей, построить жизнь и работу детского учреждения на основе самодеятельности, пробудить у детворы чувство обще­ственной солидарности, самостоятельности, инициативы.

Соратником С.Т. Шацкого был известный педагог и архи­тектор А.У. Зеленко.

Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторс­ким талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с практикой воспитания детей и молодежи. В своих учреждениях он создал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом. Ядро его учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объ­единению людей нормы, стиль жизни и отношения. Макаренко раз­работал вопросы организации коллектива, методы воспитания, ме­тодику организации всех направлений воспитания.

Осуществляемые творчески и неформально предложенные им формы организации детей дают значительный воспитательный эф­фект (например, в коммунарской методике). В трудах Макаренко разработаны также важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структура семьи, ее культура, методы воспитания детей.

Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-е годы практически были запрещены. Это социальная педагогика, педагогическая психо­логия и др. Особый вклад Макаренко внес в исправительно-трудовую педагогику. $го опыт позволил в короткий срок наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Он выступал против карательных функций перевоспитания, против использования в работе с детьми элементов тюремного режима. В колониях для несовершеннолетних упразднил карцеры и внутреннюю охрану.

При жизни Макаренко постоянно подвергался критике. Ему ставили в вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины. Педагоги-гуманисты (П.П. Блонский, В.Н. Сорока- Росинский и другие) не принимали его революционной активности, увлеченности коллективистскими формами работы. В 1928 г. Макаренко вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно под­держивающим позицию В.Н. Шульгина о классовом подходе к ана­лизу педагогических влияний. О практике А.С. Макаренко нега­тивно высказывались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.

После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагоги­ческой теории в СССР. До середины 60-х годов издания Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, коммен­тарии носили ярко выраженный идеологический характер. С кон­ца 80-х годов появились многочисленные публикации, в которых предпринимались попытки дать оценку творчества Макаренко с современных позиций. Однако вопрос о месте А.С. Макаренко в педагогической теории и практике до настоящего времени остается дискуссионным. Значительную исследовательскую, текстологичес­кую работу провели сотрудники Марбургского университета (Гер­мания), где с начала 60-х годов действовала макаренковская лабо­ратория (осн. Л. Фрезе).

Билет № 6

1. Особенности воспитательной деятельности педагога дополнительного образованияВоспитание правомерно рассматривается как социальное вза­имодействие педагога и воспитанника, ориентированное на созна­тельное овладение детьми социальным и духовным опытом, фор­мирование у них социально значимых ценностей и социально аде­кватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, об­разовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономичес­ких условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговре­менным и непрерывным процессом, результаты которого носят от­сроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитатель­ную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных уч­реждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнитель­ное образование — не система психолого-педагогической и соци­альной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержа­ние воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) ре­ально осуществляются: а) профессиональное воспитание, б) соци­альное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя форми­рование у ребенка:

—этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления ее результатов;

—культуры организации своей деятельности;

—уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

— адекватности восприятия профессиональной оценки своей
деятельности и ее результатов;

—знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

—понимания значимости своей деятельности как части процес­са развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

— чувства причастности к коллективу, коллективной ответ­ственности;

—умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

—желания участвовать в делах детского коллектива и соответ­ствующей деятельной активности;

—стремления к самореализации социально адекватными спо­собами;

—стремления соблюдать нравственно-этические нормы (пра­вила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. мо­гут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют кон­кретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки па­раметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педа­гогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования

Воспитывающая деятельность детского объединения дополни­тельного образования имеет две важные составляющие — индиви­дуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная воспитательная работа

в детском творческом объединении

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся яв­ляется обязательным условием успешности образовательного про­цесса, ведь ребенок приходит на занятия прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог до­полнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

— помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллекти­ве, занять в нем достойное место;

—выявляет и развивает общие и специальные способности уча­щегося, его потенциальные возможности;

—формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

—развивает в ребенке психологическую устойчивость, способ­ность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступ­лений, презентаций и других публичных мероприятий;

—формирует у учащегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

—создает условия для развития творческих способностей уча­щегося.

Социализация— усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Среда— реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Тест— стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.

Умение— способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

Учебный план— документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

Учение — деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Форма обучения— внешняя сторона организации учебного процесса.

Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий.

Формирование— процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Ценности педагогические— нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Ценностные ориентации— отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Эксперимент (педагогический) — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.

Основные работы:Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980; Здравствуйте, дети! М., 1983; В школу — с шести лет. М., 1986; Как живете, дети? М., 1986; Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

БабанскийЮрий Константинович (1927—1987) — доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию оптимизации обучения. Считал возможным использование этой теории для решения педагогических проблем тактического и стратегического характера. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Разработал теорию научной организации педагогического труда.

Основные работы:Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977; Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985; Избранные педагогические труды. М., 1989; Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1983.

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — педагог и психолог, доктор педагогических наук, профессор. Дореволюционные работы имели историко-философский и историко-педагогический

Основные работы:Трудовая школа. М., 1919; Педология. М., 1936; Психологические очерки. М., 1927; Мои воспоминания. М., 1971.

Основные работы:Основные задачи нравственного воспитания: М., 1896; Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пг. — М., 1923; Освобождение ребенка. М., 1923.

ГербартИоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог и педагог. Придавал большое значение воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес: эмпирический — к окружающему миру; умозрительный — к причинам вещей и явлений; эстетический — к прекрасному; симпатический — к близким; социальный — ко всем людям; религиозный.

Основные работы:Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. М., 1806; Очерк лекций по педагогике. М., 1835.

ГончаровНиколай Кириллович (1902—1978) — педагог, доктор педагогических наук, профессор. Автор работ по методологии

педагогики, теории воспитания и обучения, истории отечественной и зарубежной педагогики и школы, ряда учебников и учебных пособий по педагогике.

Основные работы:Основы педагогики. М., 1947; Вопросы педагогики. М., I960.; Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

ДаниловМихаил Александрович (1899—1973) — педагог, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики. Создал концепцию начального образования. Сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших отражение в педагогических исследованиях.

Основные работы:Дидактика К.Д. Ушинского. М., 1948; Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790—1866) — немецкий педагог. Выступал за мирное преобразование общественных отношений, отводя важное место просвещению. Разделял идею общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан. Подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви ко всему человечеству.

Основные работы:Руководство к образованию немецких учителей. М., 1956.

ЕсиповБорис Петрович (1894—1967) — педагог, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал проблемы дидактики. Большое место в научной деятельности Б.П. Бхипова занимали вопросы методов и организационных форм обучения, теории урока, классификации уроков по основным дидактическим задачам и целям. Является автором руководства по дидактике для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педучилищ и институтов, а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.

Основные работы:Дидактика. М., 1957; Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

ЗанковЛеонид Владимирович (1901—1977) — педагог, психолог, дефектолог. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента. Впервые исследовал объективную закономерную связь между обучением и общим развитием детей; создал новую дидактическую систему начального обучения, направленную на общее развитие детей.

Основные работы:Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960; О предмете и методах дидактических исследований. М., 1962; Дидактика и жизнь. М. 1968.

ИвановИгорь Петрович (1923—1989) — доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал идеи воспитания детей в коллективе, выдвинутые А.С. Макаренко и другими отечественными педагогами. С 1950-х гг. вел педагогический эксперимент по организации коллективов детей и взрослых в школах и созданных им творческих объединениях. Один из авторов коммунарской методики.

Основные работы:Воспитывать коллективистов. М., 1981; Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

КаптеревПетр Федорович (1849—1922) — педагог и психолог, профессор. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, теории общего образования. Определил сущность и содержание, формы и методы образовательного процесса. Общим основанием педагогики считал антропологию. Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебного процесс.

Основные работы:Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1913; История русской педагогики. СПб., 1915.

Основные работы:Основные вопросы школьной организации. Пг., 1920.

Основные работы:Великая дидактика. Мир чувственных вещей в картинках. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Всеобщая мудрость (Пансофия). М., 1982.

Основные работы:Педагогическое наследие. М., 1990; Как любить ребенка. М., 1990.

КрупскаяНадежда Константиновна (1869—1939) — теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования. В 1917—1920 гг. участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов. Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием. Н.К. Крупская подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению общей культуры.

С особым вниманием относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В подготовке учителя Н.К. Крупская считала основными связь педагогической теории и практики, ориентацию на политехническое обучение и трудовое воспитание учащихся.

Основные работы:Пед. соч. Т. 1—11. М., 1957—1963.

ЛайВильгельм Август (1862—1926) — немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии. Был сельским учителем, с 1892 г. преподавал в учительской семинарии. Придавал значение в педагогической практике организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. С помощью дидактического эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения.

Основные работы:Школа действия. Пг., 1920; Экспериментальная педагогика. М., 1927.

ЛоккДжон (1632—1704) — английский философ, политический мыслитель и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. Педагогическая система Дж. Локка сочетает в себе три аспекта: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления о добродетели. Разрабатывая методы воспитания и образования, Дж. Локк подчеркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у воспитанника устойчивых положительных привычек. Стремился придать обучению практический характер. Разработал своеобразную программу воспитания джентльмена.

Основные работы:Пед. соч. М., 1939.

МакаренкоАнтон Семенович (1888—1939) — педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920—1928) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927—1935). А.С. Макаренко разработал законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания: закон параллельного действия, закон развития коллектива, принцип перспективных линий, принцип педагогической целесообразности, принцип активной целеустремленности, принцип целостности процесса воспитания, принцип ответственной зависимости; ряд положений, связанных с организацией правильного тона и стилей отношений в коллективе, эстетикой воспитания.

Основные работы:Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Марш 30-го года (Пед. соч. Т. 1—8. М., 1983—1986.)

Основные работы:Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М., 1982.

МонтессориМария (1870—1952) —итальянский педагог, врач. Возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Утверждала, что существует особый мир детства и развитие ребенка подчиняется его законам. Задачу воспитания видела в со-

здании условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять запросы и способствуют его самовоспитанию, самообучению. Главные формы обучения и воспитания — самостоятельные, индивидуальные занятия детей или специально разработанный индивидуальный урок. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания.

ОгородниковИван Трофимович (1900—1978) — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки. Изучал вопросы истории советской школы, системы образования, теории педагогики и методов обучения в средней и высшей школе, подготовки учителей и организации педвузов. Вел экспериментальные исследования по повышению эффективности урока. Автор программ и учебников по педагогике.

Основные работы:Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе. М., 1959; Повышение идейного и теоретического уровня педагогических дисциплин в педагогических и учительских институтах. М., 1947.

ПесталоцциИоганн Генрих (1746—1827), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения.

Песталоцци считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться им от нужды. Подчеркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребенка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека.

Песталоцци расширил содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Он стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка.

В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание гражданина Француз-ской республики.

Основные работы:Лингард и Гертруда, Как Гертруда учит своих детей, Письмо к другу о пребывании в Станце, Лебединая песня / Избр. пед. соч. под ред. В.А. Ротенберп В.Н. Кларина. М., 1981.

Чтобы проиллюстрировать эту проблему, педагог заявил, что для того, чтобы иметь воспитательный и развивающий эффект, работа должна быть частью целостной воспитательной системы, неотделимой от жизни коллектива. В отличие от Маркса, этот выдающийся педагог пишет, что труд — это не только экономическая, но и моральная категория. Как и Гегель, он убежден, что каждый человек выполняет свою работу при условии, что все остальные члены общества делают то же самое. Труд регулирует отношения между людьми и в конечном итоге обеспечивает стабильность общества, объединенного общественным договором.

Мораль — это один из способов нормативного регулирования человеческих действий в обществе, при котором удовлетворяется потребность людей жить вместе. Поэтому педагог и социальный реформатор не принимает общепринятые взгляды на труд в образовательном процессе, существовавшие в его время, а труд превращает в свою работу — заботу, которая служит логической основой поведения индивида в коллективе. Трудовое воспитание через заботу о других становится сутью воспитательного процесса, и, следовательно, чисто экономический смысл труда теряется ради моральной ценности труда для членов коллектива.

Многие представители прогрессивной педагогики уделяли и продолжают уделять внимание трудовому воспитанию молодого поколения. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогической семьи А.С. Макаренко, в основе которой лежит формирование личности в организованном общественно значимом труде. Он придавал большое значение целенаправленной работе как одному из важнейших факторов в формировании характера человека.

В современных условиях значительно возросла потребность в знании психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умения учитывать в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.

Современная школа должна расти, чтобы обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать в новом веке. Будут созданы новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повысится интеллектуальный потенциал общества, современный человек будет всесторонне и гармонично образован.


Уважение личности ребёнка

В каждом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед и давать им радостную реалистическую перспективу. Ориентация на будущее, утверждал Макаренко, — это важнейший закон социалистического строительства, который целиком направлен в будущее; он соответствует жизненным устремлениям каждого человека.

Центральной проблемой педагогической практики и теории Макаренко является организация и воспитание детского коллектива.

Октябрьская революция выдвинула насущную задачу коммунистического воспитания коллектива, и, естественно, идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 1920-х годов.

Большой заслугой Макаренко было то, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детей и личности в коллективе и коллективом. Макаренко видел главную проблему воспитательной работы в правильной организации коллектива. Марксизм, — писал он, — учит нас, что мы не можем рассматривать человека вне общества, вне коллектива. Важнейшее качество советского человека — умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, работать и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Определяя педагогическую сущность коллектива, Макаренко, подчеркнул, что этот коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, должны быть органы, направляющие жизнь и работу.

Макаренко первым сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив учебного заведения, и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

По мнению Макаренко, искусство руководства коллективом заключается в том, чтобы привязать его к определенной цели, что требует совместных усилий, работы, напряжения. В этом случае достижение цели приносит огромное удовлетворение. Для детского коллектива нужна счастливая, радостная, веселая атмосфера.

Социально-педагогические взгляды

Единство труда и образования достигается тем, что человек, познавая мир через труд, создает красоту и утверждает в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда — это целая область образования, которая, к сожалению, тоже относится к образовательной каменоломне.

Значительное место в жизни и деятельности педагогического коллектива Макаренко занимала плодотворная работа детей.

А.С. Макаренко писал — «Труд, — не сопровождаясь воспитанием, не сопровождаясь политическим и социальным воспитанием, не приносит никакой педагогической пользы, он оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но если при этом не воспитывать его политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то эта работа будет лишь нейтральным процессом, который не принесет никакого положительного результата.

Практика А.С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста удивительно быстро и без чрезмерных требований овладевали сложнейшими производственными навыками, не только навыками работы на сложных станках, но и организацией производства.

Наиболее сложный, технически сложный и наиболее оснащенный производительный труд должен стать неотъемлемой частью содержания образовательной жизни детей.

Особенно важной задачей Макаренко считал обучение творчеству. Такая работа возможна там, где к труду относятся с любовью, где понимают его необходимость и полезность, где труд является основной формой проявления личности и таланта.

Такое отношение к работе возможно только тогда, когда сформирована глубокая привычка к усилиям труда, когда никакая работа не кажется неприятной, когда у нее есть цель.

Значение игры в воспитании

А.С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого деятельность, работа, служба. Он сказал, что будущего лидера воспитывают прежде всего в игре: Вся история человека как рабочего и служащего может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе его работы. Отмечая огромное влияние игры на ребенка-дошкольника, Макаренко в своих лекциях по воспитанию детей раскрыл ряд важнейших проблем, связанных с этой темой. Он рассказал о методике игры, о взаимосвязи игры и труда, о формах руководства игрой детей со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предложил не спешить отвлекать ребенка от игры и переводить его на трудовые усилия и трудовые заботы. В то же время, по его словам, не следует упускать из виду, что есть люди, которые с детства переносят игривое отношение к серьезности жизни. Поэтому необходимо организовать игру так, чтобы в процессе их ребенок воспитывал в себе качества будущих работников и граждан.

Что касается методики проведения игры, то Макаренко считал, что дети должны быть активными в игре, чтобы испытать радость творчества, эстетические переживания, почувствовать ответственность, серьезно отнестись к правилам игры. Родители и учителя должны интересоваться игрой детей. Детей не следует заставлять повторять только то, что взрослые делают с игрушками, бросая им разнообразные игрушки: «Дети … В лучшем случае они становятся коллекционерами игрушек, в худшем — переходят от игрушки к игрушке в основном без интереса, играют без энтузиазма, повреждают и ломают игрушки и нуждаются в новых. Макаренко отличает игры для дошкольников от игр для малышей.

Он также рассказал о специфике игр для старшего школьного возраста.

Говоря о руководстве играми детей, А.С. Макаренко отметил, что вначале родителям важно связать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют в большем обществе, игра организуется при участии квалифицированных педагогов. Затем она должна принять более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и дисциплины.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделяет следующие виды:

  1. сборная или механическая игрушка: куклы, лошадки, машинки и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Ребенок должен держать эти игрушки не для показухи, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

2.Полуфабрикаты игрушек, такие как: Картинки с вопросами, коробки, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, решение которых требует умственной работы. В то же время у них есть и недостатки: они однообразны и поэтому могут наскучить детям.

  • самый плодотворный элемент игры — это различные материалы. Они наиболее близки к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны и в то же время дают простор для большого творческого воображения.

В игровой деятельности дошкольников эти три вида игрушек должны сочетаться, считает Макаренко. Он также подробно проанализировал содержание игр младших и старших школьников и. дал несколько советов по их организации.

Дисциплина и режим

С точки зрения своей педагогической практики А.С. Макаренко считал, что дисциплина — это не средство воспитания, а результат воспитания, и как средство воспитания должна отличаться от режима. Режим — это определенная система средств и методов, которые помогают обучать устройство. Дисциплина — это результат воспитания. При этом он считал, что дисциплину следует понимать не как внешнее явление, не как метод командования или приведения человека к подчинению элементам власти, а как более широкое понятие.

«Дисциплина в нашем обществе, пишет Макаренко, — это нравственное явление….. Недисциплинированный человек — это тот, кто противоречит обществу, и такого человека следует рассматривать не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения морали.

Антон Семенович убедился на своем опыте — если убедить человека, что он должен быть дисциплинированным, и надеяться, что с помощью этого убеждения можно добиться дисциплины, то это означает риск 50-60% успеха. Дисциплина должна быть осознанной. Это продукт всей суммы воспитательных воздействий, здесь и процесс воспитания, и процесс формирования характера, и процесс столкновения, конфликта и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия, а также такие процессы, как физическое воспитание, физическое развитие.

По его словам, прежде всего, каждый студент должен быть убежден, что дисциплина — это форма для наилучшего достижения цели. Коллектив детей также должен иметь такое же убеждение. О дисциплине следует часто говорить с учениками, особенно на собраниях по самоуправлению, ассамблеях и т.д. При любой возможности необходимо обращать внимание студентов на феномен дисциплины в нашем обществе.

Культивирование дисциплинарного тона в учреждении, считает Макаренко, будет успешным только в том случае, если само руководство подаст пример в этом направлении. Если, например, коллектив в строю или в группе идет куда-то пешком, а руководитель учреждения или педагог пользуются автомобилем, можно заранее сказать, что никакого особого дисциплинарного тона культивироваться не будет. На все собрания и сборы по сигналу или тревоге руководство, учителя и воспитатели должны приходить не после всех, а раньше всех. В непредвиденной чрезвычайной ситуации необходимо включить работу всей команды преподавателей.

Чрезвычайно важным обстоятельством является тон, в котором руководство проводит свои дисциплинарные контакты с коллективом. Это должен быть тон серьезный, простой, точный, решительный, но в то же время доверительный, расположенный к ученику, иногда украшенный улыбкой и шуткой, и всегда сопровождаемый особым вниманием к каждому человеку.

Все это относится к высшим формам дисциплины, которые являются показателями уже определенного образовательного процесса. Собственно процесс дисциплинированния должен происходить не столько в области дисциплины, сколько во всех других сферах жизни и работы детского учреждения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: